Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕКРУТИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПОСТСОВЕТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕКРУТИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПОСТСОВЕТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
145
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭЛИТА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТА / РЕКРУТИРОВАНИЕ / ВЛАСТЬ / ПРОЦЕСС / POLITICAL ELITE / FEDERAL ELITE / REGIONAL ELITE / RECRUITMENT / POWER / PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Козлова Наталья Алексеевна

В статье рассматриваются особенности формирования российской политической элиты в 1990-е и 2000-е гг., дается сравнительный анализ этих периодов, определяются перспективы развития процесса формирования современной российской элиты. По мнению автора, после распада СССР изменился порядок рекрутирования российской политической элиты. Однако появление новых способов рекрутирования не привело к ее кардинальному обновлению. Большую часть ельцинской элиты составляли выходцы из второго и третьего эшелонов советской элиты. На фоне снижения доли выходцев из неэлитарных слоев населения в политической элите увеличилась доля либеральной интеллигенции, появилась прослойка представителей бизнеса. В 2000-е гг. региональные элиты вследствие реформ президента В.В. Путина потеряли многие свои полномочия, в результате чего положение федеральной элиты укрепилось. Во власти значительно увеличилось число представителей силовых структур и бизнеса. Политическая элита стала более консолидированной. Конфликты между субэлитными группами ушли из публичного поля политики. Произошло омоложение состава российской элиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RECRUITMENT OF RUSSIA'S POST-SOVIET POLITICAL ELITE

This article examines certain aspects of the formation of the Russian political elite in the 1990s and 2000s, providing a comparative analysis of these periods and identifying prospects for the development of a formative process for the modern Russian elite. According to the author, after the collapse of the USSR, the method of recruitment of the Russian political elite changed. However, the emergence of new recruiting methodologies did not lead to a radical renewal of this group. Most of the Yeltsin elite came from the “second and third echelons” of the Soviet elite. Against the background of a decline in the share of incoming cadres from non-elite segments of the population, the share of liberal intellectuals in the political elite increased and a layer of representatives of business appeared. In the 2000s, as a result of President Vladimir Putin's reforms, the regional elites lost many of their powers, and as a result the position of the federal elite was strengthened. The government has significantly increased the number of representatives of law enforcement agencies and business. The political elite has become more consolidated. Conflicts between sub-elite groups have disappeared from the public arena of politics. A rejuvenation of the ranks of the Russian elite has taken place.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕКРУТИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПОСТСОВЕТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2020. № 1

Наталья Алексеевна Козлова,

магистрант факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия), e-mail: natulka09@gmail.com

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕКРУТИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПОСТСОВЕТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ

В статье рассматриваются особенности формирования российской политической элиты в 1990-е и 2000-е гг., дается сравнительный анализ этих периодов, определяются перспективы развития процесса формирования современной российской элиты. По мнению автора, после распада СССР изменился порядок рекрутирования российской политической элиты. Однако появление новых способов рекрутирования не привело к ее кардинальному обновлению. Большую часть ельцинской элиты составляли выходцы из второго и третьего эшелонов советской элиты. На фоне снижения доли выходцев из неэлитарных слоев населения в политической элите увеличилась доля либеральной интеллигенции, появилась прослойка представителей бизнеса. В 2000-е гг. региональные элиты вследствие реформ президента В.В. Путина потеряли многие свои полномочия, в результате чего положение федеральной элиты укрепилось. Во власти значительно увеличилось число представителей силовых структур и бизнеса. Политическая элита стала более консолидированной. Конфликты между субэлитными группами ушли из публичного поля политики. Произошло омоложение состава российской элиты.

Ключевые слова: политическая элита, федеральная элита, региональная элита, рекрутирование, власть, процесс.

Natalia Alekseevna Kozlova,

Graduate student, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University (Leninskie Gory 1, Moscow 119991, Russia), e-mail: natulka09@ gmail.com

THE RECRUITMENT OF RUSSIA'S POST-SOVIET POLITICAL ELITE

This article examines certain aspects of the formation of the Russian political elite in the 1990s and 2000s, providing a comparative analysis of these periods and identifying prospects for the development of a formative process for the modern Russian elite. According to the author, after the collapse of the USSR, the method of recruitment of the Russian political elite changed. However, the emergence of new recruiting methodologies did not lead to a radical renewal of this group. Most of the

Yeltsin elite came from the "second and third echelons" of the Soviet elite. Against the background of a decline in the share of incoming cadres from non-elite segments of the population, the share of libera! intellectuals in the political elite increased and a layer of representatives of business appeared. In the 2000s, as a result of President Vladimir Putin's reforms, the regional elites lost many of their powers, and as a result the position of the federal elite was strengthened. The government has significantly increased the number of representatives of law enforcement agencies and business. The political elite has become more consolidated. Conflicts between sub-elite groups have disappeared from the public arena ofpolitics. A rejuvenation of the ranks of the Russian elite has taken place.

Key words: political elite, federal elite, regional elite, recruitment, power, process.

После распада Советского Союза проблема формирования новой политической элиты стала основополагающей. От того, кто должен был попасть в элиту, зависела судьба государства и перспективы развития всего общества. Процесс рекрутирования российской политической элиты можно условно разделить на два периода: 1990-е гг. (ельцинский период) и 2000-е гг. (современный период). Последний период нельзя назвать однородным: за 20 лет произошло много изменений, которые сформировали будущую политическую реальность.

Российская политическая элита начала 1990-х гг., вступив на путь демократизации, получила все возможности для своего обновления. В стране появилась многопартийность, демократические выборы, вследствие чего был задан потенциал развития гражданского общества, представители которого могли бороться за место в элите. Тем не менее доля обновленных кадров в элите в эти годы составляла чуть более 30 %1. Обновление происходило за счет тех людей, кто ранее работал в органах советской власти на нижестоящих должностях. Доля бывших партийных работников постепенно снижалась в 1990-е гг., так как бывшие партийные и советские работники отходили от дел по возрасту или ушли в другие сферы общественной деятельности, например, в бизнес.

Состав региональной элиты в 1990-е гг. также не сильно изменился: больше половины глав регионов сохранили свои должности, места остальных заняли представители старой региональной элиты из второго и третьего эшелонов номенклатуры. Стоит отметить, что процесс ротации кадров в регионах был значительно ниже, чем

1 Петров Н.В. Политические элиты в центре и на местах // Российский монитор: архив современной политики. Вып. 5. М.: ИНДЕМ, 1995. С. 55.

в центре2. Наблюдалось сращивание экономических и политических элит. Директоры крупных предприятий благодаря обладанию колоссальными ресурсами получали доступ к власти. Существует много таких примеров, но одним из ярких является биография Р.И. Вяхирева, с 1991 г. возглавляющего правление ОАО «Газпром» и с 1994 г. входившего в Совет по промышленной политике и предпринимательству при правительстве3.

Политическая элита в 1990-е гг. формировалась за счет сочетания двух способов рекрутирования: открытого и закрытого. С одной стороны, элита получила возможность пополняться за счет демократических выборов через политические партии. С другой стороны, элита не хотела делиться властью с теми, кто в нее не входил изначально. Так, федеральный центр выступал против проведения прямых губернаторских выборов в регионах, предпочитая назначения, так как было понятно, что региональные лидеры, имея в своем распоряжении региональные ресурсы, в разгар политического хаоса могли не только проводить политику, не подкрепленную согласием центра, но и оказывать серьезное влияние на ход принимаемых решений в государстве.

Сравнительный анализ двух рейтингов ста ведущих политиков за 2000 г. и 2019 г. дает понять, что в настоящее время (в отличие от 1990-х гг.) приоритет во власти получает не бизнес, а бюрократия. Именно бюрократические структуры, которые сегодня представлены в элите наиболее широко, получают доступ не только к властным, но и экономическим ресурсам. Ярким примером служит биография И.И. Сечина, который прошел путь от работника мэрии Санкт-Петербурга до председателя совета директоров госкомпании «Роснефть»4.

Ельцинский этап принято связывать с недостаточными реформами в области формирования кадрового резерва. Нерешенность проблем, связанных с рекрутированием кадров в высшие эшелоны

2 Работяжев Н.В. Механизмы рекрутирования и воспроизводства политической элиты в посткоммунистической России // Проблемы политической трансформации и модернизации России / Под ред. А.Ю. Мельвиля. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. С. 32.

3 Малкова И., Игумнов В. История «отца» «Газпрома»: от безграничной власти до забвения на пенсии // Forbes. 2012. 10 сентября. URL: https://www.forbes.ru/ sobytiya/lyudi/116519-istoriya-ottsa-gazproma-rema-vyahireva-ot-bezgranichnoi-vlasti-do-zabveniya-na

4 ОрловД.И. Рейтинг влияния 100 ведущих политиков в октябре 2019 года // Независимая газета. 2019. 30 октября. URL: http://www.ng.ru/ideas/2019-10-30/5_7715_ raiting.html

власти, можно объяснить переходным периодом, в котором находилась страна в те годы. Любые изменения давались тяжело, особенно те, которые затрагивали реорганизацию государственного аппарата. Но говорить о том, что в то время не предпринималось никаких шагов по реформированию этой сферы, нельзя. Так, Государственная Дума приняла Федеральный закон № 119 от 31.07.1995 г. «Об основах государственной службы», который стал важной вехой на пути формирования механизма отбора элитных кадров. Еще до принятия закона было создано Управление федеральной государственной службы при Президенте Российской Федерации5.

К концу 1990-х гг. стало ясно, что постепенно такие принципы функционирования высшего эшелона власти, как закрытость, ангажированность элиты, неформальность отбора, присущие советскому обществу, стали возрождаться. Стал обрисовываться контур новой партии власти, цель которой заключалась в регулировании потоков попадания во власть. Предполагалось сделать сам процесс рекрутирования более предсказуемым для правящей элиты.

Эти черты получили свое дальнейшее развитие в 2000-е гг., когда руководство страны стало уделять больше внимания проблеме формирования кадров, понимая, что для укрепления государственной власти и стабильности самого государства лучшим решением будет подготовка кадрового резерва.

С этой целью были приняты новые федеральные законы, регулирующие государственную службу: Федеральный закон № 58 от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральный закон № 79 от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Они регламентировали правила поступления на государственную службу, а также критерии конкурсного отбора потенциальных кандидатов.

Одними из тех, за счет кого элита формировалась на первых порах, стали «силовики». Их набор в элиту объясняется прежде всего профессиональным прошлым В.В. Путина, а также недостатком элитных кадров, которые были бы способны проявить лояльность власти. В 2000-е гг. «силовики» стали составлять существенную группу кадрового резерва: их доля в правящей элите возросла до 25,1 %, в то время как при Ельцине она составляла 11,2 %6. За счет

5 Карнаушенко Л.В. Начальный этап становления системы государственной службы Российской Федерации (1991-1995) // Преподаватель XXI век. 2009. № 2. С. 245.

6 Кочетков А.П. Демократия и элиты. М.: РИЦ «ПрофЭко», 2009. С. 134-135.

этого, по оценкам исследователей, более чем в 2 раза сократилась группа людей, имеющих ученую степень7. Вторым по размеру источником пополнения элиты стали бизнесмены, число представителей которых в элите за первые 2 года путинского периода возросло в 6 раз8. Полагаясь на эти факты, можно утверждать, что, несмотря на приоритет военных кадров в формировании элиты, бизнес-элита не только сохранила свои позиции, но и улучшила их.

Именно приток военных и крупного бизнеса в высшие структуры власти обновил элиту, но ее основу составляла все-таки бюрократия, которая исторически была опорой государства. Это были представители все той же бывшей советской номенклатуры, ее второго и третьего эшелонов9. При В.В. Путине элитным резервом, откуда отбирались кадры бюрократии, стали земляки главы государства, в основном работники мэрии Санкт-Петербурга. Они назначались на должности разного уровня в правительстве и других органах власти. Это породило беспрецедентное увеличение числа земляков в правящей элите10.

В период президентства Д.А. Медведева было предложено упорядочить процесс образования кадрового резерва элиты и сделать его более прозрачным11. Наиболее важным критерием отбора в кадровый резерв должны были стать управленческие способности кандидатов. Помимо этого, кандидаты должны были обладать прекрасными профессионально-деловыми и личностными качествами, которые оценивались специально созданной комиссией на основе конкурса. Данное решение давало возможность такому институту, как правящая элита, стать более открытым.

Оценивать процессы рекрутирования, происходящие в последние несколько лет, достаточно сложно, во-первых, ввиду незначительного количества исследований по этой теме и, во-вторых, из-за стремительного изменения политических процессов. Тем не менее с большой уверенностью можно сказать, что, как и раньше, основным критерием отбора в элиту сейчас является принцип личной

7 Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005. С. 269.

8 Зудин А.Ю. Взаимоотношения крупного бизнеса и власти при В. Путине и их влияние на ситуацию в российских регионах // Региональная элита в современной России / Отв. ред. Я. Фрухтман. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. С. 43-44.

9 Кочетков А.П. Особенности формирования и развития политического класса современной России // Власть. 2017. № 1. С. 13.

10 Дятликович В., Чапковский Ф. Кто есть кто и почему в российской элите // Русский репортер. 2011. № 35. URL: http://www.rusrep.ru/article/2011/09/07/who_is_who

11 Субботин П.А. Кадровая политика как одна из основ рекрутирования политической элиты // Управленческое консультирование. 2014. № 5. С. 143.

лояльности лидеру, и лишь потом уже идет «профессионализм и компетентность»12. Это наблюдается и в федеральном центре, и на местах. Продвинуться по карьерной лестнице либо получить шанс повлиять на принятие важных стратегических решений без лояльности лидеру представляется практически невозможным.

Избирательные процедуры как каналы рекрутирования современной российской элиты имеют ограниченную роль в ее формировании, так как предпочтение отдается представителям партии власти, из-за чего рекрутирование проводится закрытым способом. Из-за этого партии практически становятся не механизмом отбора лучших представителей общества, а сферой конкуренции внутри-элитных групп.

Преимущество в элитном отборе получают также бизнесмены, однако увеличение их доли в элите негативно влияет на ее качество, так как они зачастую действуют не в интересах государства, а в своих узких интересах. Обычным людям, выходцам из «неэлитарных слоев», в таких условиях сложно конкурировать с бизнесом и тяжело попасть в элиту, на что указывает общее сокращение количества представителей организаций гражданского общества в элите. Ввиду этого система замыкается на самой себе и элита приходит к неизбежному самовоспроизводству.

Поэтому даже заинтересованность высших элитных групп в ротации кадров на всех уровнях власти заканчивается горизонтальной мобильностью, когда, к примеру, представитель из центра получает должность в регионе, и наоборот. Об этом свидетельствует как изменение половины состава Правительства Российской Федерации в 2018 г.13, так и продвижение в последние годы на должности глав регионов новых лиц.

Исследование трансформации элиты позволяет приблизиться к нахождению той оптимальной модели развития и ротации политической элиты, благодаря которой может сформироваться класс управленцев, действующих в интересах общества, обеспечивающих устойчивое развитие государства, открытых для взаимодействия с гражданским обществом. Также стоит отметить, что наряду с консолидацией внутри элиты должна существовать и конкуренция

12 Шарков Ф.И., Понеделков А.В., Воронцов С.А. О проблемах современной политической элиты и возможных направлениях их разрешения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017. Т. 17. № 4. С. 529.

13 См.: Новый состав Правительства РФ // Информационное агентство ТАСС. 2018. 18 мая. URL: https://tass.ru/infographics/8456

элитных групп, которая стала бы основой демократического процесса и реализации меритократического принципа рекрутирования элиты, т.е. попадания в верхние эшелоны власти наиболее профессиональных и социально ответственных граждан. В то же время усилия государственной власти и гражданского общества должны быть направлены на ограничение возможностей для проникновения в элиту криминализированных элементов, исполнение принципа разделения властей и обеспечение открытости процесса формирования политической элиты.

ЛИТЕРАТУРА

Дятликович В., Чапковский Ф. Кто есть кто и почему в российской элите // Русский репортер. 2011. № 35. URL: http://www.rusrep.ru/article/2011/09/07/who_is_who

Зудин А.Ю. Взаимоотношения крупного бизнеса и власти при В. Путине и их влияние на ситуацию в российских регионах // Региональная элита в современной России / Отв. ред. Я. Фрухтман. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. С. 37-65.

Карнаушенко Л.В. Начальный этап становления системы государственной службы Российской Федерации (1991-1995) // Преподаватель XXI век. 2009. № 2. С. 241-248.

Кочетков А.П. Демократия и элиты. М.: РИЦ «ПрофЭко», 2009.

Кочетков А.П. Особенности формирования и развития политического класса современной России // Власть. 2017. № 1. С. 12-18.

Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005.

Петров Н.В. Политические элиты в центре и на местах // Российский монитор: архив современной политики. Вып. 5. М.: ИНДЕМ, 1995. С. 53-62.

Работяжев Н.В. Механизмы рекрутирования и воспроизводства политической элиты в посткоммунистической России // Проблемы политической трансформации и модернизации России / Под ред. А.Ю. Мельвиля. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. С. 18-47.

Субботин П.А. Кадровая политика как одна из основ рекрутирования политической элиты // Управленческое консультирование. 2014. № 5. С. 139-147.

Шарков Ф.И., Понеделков А.В., Воронцов С.А. О проблемах современной политической элиты и возможных направлениях их разрешения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017. Т. 17. № 4. С. 524-541.

REFERENCES

Diatlikovich, V., and Chapkovskii, F. "Kto est' kto i pochemu v rossiiskoi elite," Russkii reporter, No. 35, 2011, URL: http://www.rusrep.ru/article/2011/09/07/who_is_who

Karnaushenko, L. V. "Nachal'nyi etap stanovleniia sistemy gosudarstvennoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii (1991-1995)," Prepodavatel'XXI vek, No. 2, 2009, pp. 241-248.

Kochetkov, A. P. "Osobennosti formirovaniia i razvitiia politicheskogo klassa sovremennoi Rossii," Vlast', No. 1, 2017, pp. 12-18.

Kochetkov, A. P. Demokratiia i elity. Moscow: RITs «ProfEko», 2009.

Kryshtanovskaia, O. V. Anatomiia rossiiskoi elity. Moscow: Zakharov, 2005.

Petrov, N. V. "Politicheskie elity v tsentre i na mestakh," Rossiiskii monitor: arkhiv sovremennoipolitiki, Vol. 5. Moscow: INDEM, 1995, pp. 53-62.

Rabotiazhev, N. V. "Mekhanizmy rekrutirovaniia i vosproizvodstva politicheskoi elity v postkommunisticheskoi Rossii," Problemy politicheskoi transformatsii i mo-dernizatsii Rossii, ed. A. Iu. Mel'vil'. Moscow: Moskovskii obshchestvennyi nauchnyi fond, 2001, pp. 18-47.

Sharkov, F. I., Ponedelkov, A. V., and Vorontsov, S. A. "O problemakh sovremennoi politicheskoi elity i vozmozhnykh napravleniiakh ikh razresheniia," Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Sotsiologiia, Vol. 17, No. 4, 2017, pp. 524-541.

Subbotin, P. A. "Kadrovaia politika kak odna iz osnov rekrutirovaniia politicheskoi elity," Upravlencheskoe konsul'tirovanie, No. 5, 2014, pp. 139-147.

Zudin, A. Iu. "Vzaimootnosheniia krupnogo biznesa i vlasti pri V. Putine i ikh vliianie na situatsiiu v rossiiskikh regionakh," Regional 'naia elita v sovremennoi Rossii, ed. Ia. Frukhtman. Moscow: Fond "Liberal'naia missiia", 2005, pp. 37-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.