Субботин П.А. ш
Кадровая политика как одна из основ ^
рекрутирования политической элиты
Субботин Платон Александрович
Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет политологии
Аспирант
[email protected] РЕФЕРАТ
В статье рассматриваются место и функции политической элиты в современном обществе. Описаны каналы, механизмы и типы рекрутирования элиты. Также в статье проводится сопоставление каналов рекрутирования политических элит на Западе, в Советском Союзе и постсоветской России. Институт «кадровый резерв» рассматривается в статье как одна из попыток оптимизации системы рекрутирования политико-административной элиты нашей страны. Автор проводит сегментацию участников резерва управленческих кадров в Санкт-Петербурге и анализирует требования, предъявляемые к кандидатам. Важнейшим критерием рекрутирования элиты должна стать способность человека к управлению другими людьми. Именно люди, обладающие организаторскими способностями, умеющие нестандартно мыслить и прогнозировать результаты своей работы, должны попасть в политико-административную элиту и стать генераторами новых идей для дальнейшего преобразования политического и экономического уклада России. Автор приходит к выводу, что современная Россия нуждается в новой, соответствующей принципам демократии и социальности государственной кадровой политике, способствующей созданию эффективного, демократического и социально справедливого государства.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
политическая элита, функции элиты, рекрутирование элиты, механизмы рекрутирования, кадровый резерв, элит-качества, кадровая политика
Subbotin P. A.
Personnel Policy es оne о! the Foundations of Recruitment of the Political Elite Subbotin Platon Aleksandrovich
Saint-Petersburg State University (Saint-Petersburg, Russian Federation) Faculty of Political Sciences Graduate student [email protected]
ABSTRACT
The article considers the place and function of the political elite in modern society. Described channels, mechanisms and types of recruitment the elite. The article also be conducted mapping channels for the recruitment of the political elite in the West, the Soviet Union and post-Soviet Russia. The Institute personnel reserve is considered in the article as one of the attempts to optimize the system of recruitment of the political and administrative elite of our country. The author conducts a segmentation of the participants of the Reserve of administrative staff in St. Petersburg and analyzes the requirements to candidates. The most important criterion for recruiting elite should become a person's ability to control other people. It's the people, have organizational skills, able to think outside the box and to predict the results of their work must get in the political and administrative elite and to become generators of new ideas for the further transformation of political and economic life of Russia. The author comes to the conclusion that modern Russia needs a new, consistent with the principles of democracy and the sociality of the state personnel policy conducive to the creation of effective, democratic and socially just state.
KEYWORDS
political elite, the functions of the elite recruitment of the elite, the mechanisms of recruitment, personnel reserve, elite-quality, human resources policy
Опыт политической практики стабильных демократических государств доказывает, что в процессе распределения власти отсутствует равноправное участие в нем всех граждан. Власть осуществляется узким кругом лиц, представляющих собой меньшинство, которое в силу ряда факторов манипулирует массами. Научное обоснование неизбежности разделения общества на меньшинство, обладающее властью, и управляемое им большинство представляет собой в политической науке концепцию элиты.
Классическим является вариант концепции элиты, предложенный представителями итальянской школы политической социологии и основанный на наблюдении за поведением элиты в политической жизни страны. Итальянским правоведом Гаэтано Моска в труде «Основы политической науки» была обоснована идея о существовании во всех обществах, начиная с едва достигших зачатков цивилизации и заканчивая просвещенными и мощными, класса управляющих и класса управляемых. Класс управляющих, несмотря на малочисленность, осуществляет все политические функции и монополизирует власть, класс управляемых является многочисленным, но регулируется первым, а также поставляет ему материальные средства, необходимые для жизнеспособности политического организма. Политическим элитам в обществе даются определенные функции:
1) выражение общего интереса всех классов или слоев, которые элиты представляют;
2) формирование и осуществление политического курса, основываясь на общенациональном интересе;
3) поддержание кадровой политики на высшем уровне, взращивание и выдвижение политических лидеров;
4) защита ценностей, характеризующих данное общество;
5) распределение ценностей и ресурсов в обществе;
6) принятие конкретных управленческих решений [3, с. 74].
Важное значение для цивилизованного общества имеют создание эффективной элиты, обеспечение ее социальной представительности, предотвращение склонности к олигархизации. Обществу больше подходит устойчивая демократическая элита, способная наладить стабильную связь с населением с высокой степенью сплоченности, способная понимать политических оппонентов и находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях, от чего зависит длительность пребывания политической элиты у власти.
Элиты разрабатывают цели и перспективы развития общества, принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их осуществления. Политическая элита характеризуется наличием права выдвигать из своей среды политических лидеров, права на привилегии, закрытости или полузакрытости для чужих социальных слоев, наличия психологии превосходства, собственной идеологии, а также разрешенный доступ к закрытой информации и высокой культуре.
Основное место в исследованиях элит принадлежит каналам и механизмам рекрутирования.
Под рекрутированием политической элиты понимается процесс, в котором участники переводятся на высшие политические должности. Исследование процесса рекрутирования способствует четкому пониманию, какими способами люди вовлекаются в политику и выдвигаются на руководящие посты, устанавливают политические контакты и как делают политическую карьеру [2, с. 85].
На Западе вовлечение элиты осуществляется в соответствии с тщательно разработанными процедурами, в результате чего происходит периодическое обновление персонального состава элиты, и вместе с тем структура элиты остается и не терпит значительных изменений. По-другому дело обстоит, когда ломается вся
политическая система и в периоды политической нестабильности. В то же время происходит смена в государственном управлении людей, занимающих ключевые позиции в государстве. Чиновники высших эшелонов власти лишаются своих постов и, как следствие, возникает много вакансий, заполняющихся с нарушением правил. Одним из основных моментов рекрутирования элиты является широта ее социальной базы, круга лиц, отбирающего элиту, и сама процедура этого отбора.
Следует учесть и тип вовлечения элиты. Так, отечественный исследователь Г. К. Aшин выделяет два типа рекрутирования: открытый и закрытый. Открытое рекрутирование основывается на отборе в виде честного конкурса, когда благополучный исход решают личные качества человека, его способности, образованность, нравственные характеристики, а не его анкетные данные, социальная принадлежность. Если же на элитные должности выдвигаются не по личным данным, а по принципу «своего» человека, то этот тип является закрытым типом [1, с. 26].
В Советском Союзе государственная власть в основном распространяла идейно-политические взгляды партии «большевиков». В реализации методов власти особую роль играла политическая идеология, представляющая собой совокупность теоретических и практических предложений, взглядов, идей, мнений и установок, осуществляемых в процессе функционирования политической власти. Формирование идеологии политической власти происходило в двух, связанных между собой, направлениях:
1) разрабатывались идейно-политические установки РКП согласно принятому ею стратегическому курсу на построение социализма в Советской стране;
2) утверждалась и получала широкое распространение в обществе идеология партии, которая впоследствии преобразовывалась в идеологию государства. Из-за этого советский период характеризовался закрытым типом рекрутирования элиты, предполагавшим строгое прохождение всех ступеней номенклатурных должностей, от секретаря райкома или горкома КПСС до члена ЦК КПСС или секретаря ЦК КПСС. Обязательное условие для продвижения по номенклатурной лестнице заключалось в членстве в руководящей партии.
Но, согласно исследованиям руководителя Центра изучения элиты Института социологии РАН О. Крынтановской, процесс обновления элиты в России советского периода шел за счет внеэлитных слоев, так как он проходил в государстве с однопартийной системой, когда элите негде было черпать кадры для пополнения самой себя, кроме как из народа. Поэтому вертикальная мобильность в советское время была уникальной, но часто и принудительной, так как многие социальные группы по решению партии должны были быть представлены в высших органах власти [4, с. 56].
Реформы Горбачева начали длительный период трансформации. В период перестройки были заложены основы для формирования класса собственников, которые пока оставались полностью зависимыми от государства. В тот период элита открылась: возник новый канал рекрутации — альтернативные выборы. Были подорваны устои моноцентрического государства — центр власти перемещается от Коммунистической партии к Советам народных депутатов. Конкуренции элит пока нет. Но уже исчезает принудительная мобильность, и «слабые» социальные группы (молодежь, женщины, рабочие, крестьяне) безвозвратно потеряли свое представительство в законодательных органах власти.
Волна демократизации охватила страну. Подобно принципу домино, рушились старые устои. И элита уже не могла управлять этим процессом. Более того, элита стала заложником общественных настроений. Начавшаяся плюрализация политического поля, возникновение неустойчивой полиархии, экопомизация и появление класса независимых от государства собственников происходили не столько под управлением элиты, сколько были следствием глобальных изменений в обществе. Но как только ушел президент, позволивший разгуляться стихии, политический
класс постепенно стал восстанавливать управляемость страной. Сработали старые традиции и многолетний опыт: чиновники начали восстанавливать государство, построенное на принципах авторитаризма. Начался процесс советизации, который означал, что демократизация идет вспять.
В середине 1990-х гг. политическая элита постепенно избавлялась от представителей гражданского общества, так как ее составляют уже фактически две группы, между которыми развернулась конкурентная борьба, — это представители чиновничества и представители хозяйствующих субъектов, позднее к которым присоединились представители крупного частного бизнеса.
Сравнивая каналы рекрутирования элит в различных странах, Р. Патнем показывает, что роль политических партий в формировании высших эшелонов власти значительна в парламентских режимах большинства западных стран [12, с. 77]. В России 1990-х гг. с развитием многопартийной системы партии так и не стали механизмом представительства интересов различных групп населения во власти, а следовательно, и не являются тем институтом, через который происходит рекрутирование политической элиты.
Именно при Б. Ельцине возникла конфронтация законодательной власти с верховной властью, что резко критиковалось общественным мнением, — бурную жизнь Думы часто называли «болтовней». Плюрализм мнений воспринимался не как шаг к демократическому государству, а как фактор, который мешает верховной власти принимать решения. Анализируя эту ситуацию, отечественный исследователь демократии М. В. Яковлев пришел к выводу, что одной из основных ее причин стало «пренебрежение формированием институциональных основ демократии» в период ельцинского правления [11, а 115]. Как результат: Дума перестала быть центром власти и сегодня постепенно переходит в подчинение верховной власти, выполняя функцию ее кадрового резерва.
Последние годы ельцинского периода российских реформ можно назвать периодом нелегитимного регентства. Происходит острейшая борьба кланов за влияние на «отсутствующего» президента. Менялось все: политическая система, правила игры и сами люди на высоких постах. Приход к власти Владимира Путина стал облегчением для российской элиты, которая утратила уверенность в завтрашнем дне из-за непредсказуемых действий верховной власти.
Одним из результатов деятельности второго президента России стало вступление в силу официального механизма рекрутирования элит. Речь идет о Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этом документе, в частности, описывается процедура конкурсного отбора представителей бюрократии на основании ряда критериев, а также должности, классные чины и т.д.1
Анализируя властную элиту России начала 2000-х гг., многие отечественные исследователи указывают на постепенный переход элиты от открытого состояния к состоянию закрытости [8, с. 103], подчеркивая, что современная политическая реформа позволяет говорить о восстановлении государственной вертикали власти и моноцентрического типа государства, при котором конкуренция элит уже невозможна [10, с. 241].
Это произошло из-за того, что власть не обладала четко разработанной и продуманной позицией по смене управленческой элиты, также не были определены четкие параметры отбора кандидатов. Все эти обстоятельства в совокупности требовали от властной элиты проведения ротации кадров для дальнейшего реформирования политического и экономического уклада страны.
1 О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Российская газета. 31.07.2004.
Поэтому в 2009 г. президент Д. А. Медведев внес предложение о введении кадрового резерва, который позволит провести «всестороннюю модернизацию... основанную на ценностях и институтах демократии»1. В кадровый резерв, по словам президента Д. Медведева, должны попасть лучшие управленцы страны. Основным критерием при отборе кандидатов в кадровый резерв должны стать их управленческие способности.
Задача кадрового резерва заключается в обеспечении удовлетворения потребности в руководящих кадрах системы государственного и муниципального управления и служебного продвижения специалистов.
Под кадровым резервом понимается специально созданная, на основе установленных критериев, группа перспективных работников, имеющих необходимые для выдвижения профессиональные деловые, личностные и морально-этические качества, а также проявивших себя на занимаемых должностях с положительной стороны, прошедших необходимое обучение и предназначенные занять определенные должности в организации.
Государственные кадровые резервы создаются на всех уровнях власти: от Президента РФ, Правительства РФ, субъектов Федерации до муниципалитетов.
Резервы создаются с учетом наиважнейших потребностей государства, а также перспективных, стратегических целей. Эта серьезная работа идет с опережением и не должна сводиться к бюрократическим процедурам и формальным показателям.
Например, в целях усовершенствования государственного, муниципального и хозяйственного управления в Санкт-Петербурге, согласно Перечню поручений Президента Российской Федерации, созданному по итогам совещаний по формированию резерва управленческих кадров от 01.08.2008 г. № 1573, был сформирован резерв управленческих кадров в Санкт-Петербурге.
Кадровый резерв Санкт-Петербурга формируется на основе кадровых резервов государственных органов Санкт-Петербурга.
Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв Санкт-Петербурга оформляется распоряжением администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
Кандидат, заявленный в резерв управленческих кадров, должен владеть знаниями и навыками, необходимыми для оперативного принятия взвешенных и адекватных решений, обладать инициативностью, уметь нестандартно мыслить и прогнозировать результаты своей работы. Наряду с этими требованиями кандидат в резерв обязан обладать знаниями современных технологий и уметь стремительно реагировать на изменение ситуации.
Е. О. Подолько считает, что представители современной политической элиты должны обладать следующим набором субъективных и личностных качеств, как:
1) духовно-нравственными позициями и просоциальными установками в области социальной полезности и ответственности политического деятеля;
2) высокой рефлексивностью, способность к быстрому принятию решений в условиях неопределенности;
3) мобильностью, которая трактуется в виде интегрального показателя доверия, высокой вариативности поведения и коммуникативного потенциала [6, с. 119]. По утверждению губернатора Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко, резерв управленческих кадров никогда не рассматривался как некий элитный закрытый клуб. Резерв в первую очередь является открытым каналом для притока свежих сил, пополнения экономической сферы, государственного и муниципального управления молодыми перспективными руководителями [7].
1 Послание Президента РФ Медведева Федеральному собранию Российской Федерации от 13.11.2009 г. // Российская газета. 13.11.2009. № 214.
И это подтверждается изменением принципов формирования Реестра кадрового резерва Санкт-Петербурга. Если в самом начале существования резерва он в основном наполнялся по рекомендациям руководителей государственных органов, то теперь появилась возможность выдвигать в резерв своих кандидатов у ряда других органов и структур, например, таких как Торгово-промышленная палата, комиссия по Президентской программе подготовки управленческих кадров.
Вне зависимости от того, кто рекомендовал кандидата, его личностные и деловые качества оцениваются специальной комиссией при проведении конкурса на включение его в кадровый резерв государственного органа, также претендент проходит процедуру психологического тестирования. Комплексная оценка кандидата с использованием современных методик направлена на выявление уровня знаний и навыков претендентов, степени их управленческой компетенции, личных и деловых качеств.
На данном этапе резерв управленческих кадров Санкт-Петербурга включает в себя три сегмента.
Первая группа представляет собой людей, уже занимающих какие-либо должности в государственных органах, и не только в госорганах Санкт-Петербурга. Сюда причисляются сотрудники федеральных министерств или прокуратуры.
Вторая группа включает в себя представителей реального сектора экономики, сюда относятся бизнесмены и руководители государственных предприятий.
В третью группу входят представители органов местного самоуправления, как исполнительных, так и выборных.
Численность всего резерва составляет 191 человек [9].
Интересно отметить, что в Санкт-Петербурге действует и молодежный кадровый резерв. Рассказывая о его работе, губернатор Санкт-Петербурга Г. Полтавченко привел данные о том, что в 2013 г. «20 первых выпускников начали работу в городских органах исполнительной власти».1
Губернатор Санкт-Петербурга планирует внести особый законопроект, закрепляющий принятие госслужащих на руководящие должности только по срочным контрактам, а также требующий обосновывать достоинства принимаемых на работу кандидатов, в резерве не состоящих. Как предполагает администрация Санкт-Петербурга, такая система будет способствовать установлению более строгого контроля за руководящими кадрами и будет стимулировать разработку единых критериев.
Но, как считают некоторые петербургские политики, новые правила использования резерва не способны полностью решить главную кадровую проблему Петербурга. Депутат от фракции КПРФ Ирина Комолова высказывает мнение, что с введением кадрового резерва произойдет то, что власть еще больше замкнется в самой себе. «Раньше хотя бы теоретически была надежда, что через конкурс туда сможет попасть человек со стороны, — говорит она. — Теперь, чтобы попасть в элиту, нужны будут длительные заслуги перед этой элитой». По мнению И. Ко-моловой, список качеств, которые наиболее ценятся в такой системе, заключается в преданности определенным людям и определенному режиму, а также способности выполнять указания в армейском стиле. Именно поэтому создание наиболее совершенного механизма государственной службы она сравнивает со строительством завода, производящего одинаковые винтики. Даже если в результате проводимых реформ существующая бюрократическая машина станет работать более слаженно, это не обязательно отразится на улучшении положения в государстве.
1 Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко — о прошлой работе в КГБ, буднях губернатора, строительстве в центре города, отношениях с церковью и будущих выборах // Ведомости. 2013. 17 декабря.
«Когда система замыкается в самой себе, она обречена на вырождение» [9], — подвела итог своему высказыванию И. Комолова.
Итак, несмотря на принятые меры, механизм рекрутирования элит остается в регионах исключительно закрытым. Региональные политические элиты, сложившиеся на местах, всячески противятся привлечению в свои ряды государственных служащих из других регионов либо людей, не относящихся к миру политики.
Приход профессионалов из других сфер деятельности (кроме регионального бизнеса, который тесно связан с местной властью) воспринимается региональными политическими элитами как угроза собственной безопасности и стабильности.
По-прежнему преобладает номенклатурный подход, когда чиновники проходят долгий путь внутреннего отбора, поднимаясь по управленческой иерархии.
Согласно концепции Гаэтано Моска, динамика изменения политических элит подразделяется на аристократическую, характеризуемую стремлением политического класса стать наследственным, если не юридически, то фактически (в случае доминирования этой тенденции происходят вырождение элиты и общественный застой) и демократическую, выражающуюся в обновлении политического класса за счет выдвижения наиболее способных и активных низших слоев, способных управлять и оперативно реагировать на происходящие изменения в государстве, предотвращая, таким образом, вырождение элиты и делает ее способной эффективно руководить обществом.
Введение кадрового резерва без учета потребностей общества может стать имитацией бурной псевдодеятельности по преобразованию нынешней управленческой элиты, а не кадровым лифтом для людей, имеющих способность к управлению, обладающих организаторскими способностями, которые могут и хотят стать генераторами новых идей в дальнейшем преобразовании политического и экономического уклада России.
Как считает автор, действующие критерии отбора не способствуют реализации одной из основных задач кадрового резерва, заключающейся в увеличении эффективности работы органов государственной власти.
Данное мнение также основывается на результатах опроса «Что является, на Ваш взгляд, наиболее значимым критерием при оценке кандидата в кадровый резерв?», проведенного на сайте Федерального портала управленческих кадров. В опросе приняли участие 1772 человека, в основном незарегистрированные пользователи Федерального портала управленческих кадров (95,5%). Наибольшая часть респондентов (38,5%) считают наиболее значимым критерием при оценке кандидата в кадровый резерв ориентацию на достижение результата. По мнению примерно четверти участников голосования (23,3%), критерии оценки непосредственно должны зависеть от занимаемой должности. На умение оптимизировать имеющиеся ресурсы в качестве основного критерия оценки кандидата в кадровый резерв указывают 17,1% участников анкетирования. Практически одинаковую оценку получили такие факторы, как способность к решению социальных конфликтов в интересах работников и дела, а также стаж работы по профилю деятельности (7,5 и 7,1% соответственно). Скорость принятия решений как значимый критерий оценки кандидатов в кадровый резерв выделили 3,7% респондентов. И, наконец, 2,8% участников опроса отметили готовность к обоснованному риску в качестве определяющего фактора оценки1.
1 Подведены итоги анкетирования пользователей Федерального портала управленческих кадров по вопросу «Что является, на Ваш взгляд, наиболее значимым критерием при оценке кандидата в кадровый резерв?» // Федеральный портал управленческих кадров: новости, документы, вакансии, аналитика: [Электронный ресурс]. Ш_: http://hghltd.yandex.net/yandbtm (дата обращения: 23.02.2014).
Безусловно, современная Россия нуждается в новой, соответствующей принципам демократии и социальности государственной кадровой политике, способствующей созданию эффективного, демократического и социально справедливого государства. В этом заключается стратегия и тактика государства с целью формирования, развития и рационального использования интеллектуально-трудовых ресурсов страны.
Уровень открытости и опора на социальную базу определяют оптимальность государственной кадровой политики в сфере элит. В демократическом обществе ориентиром является качественная элита, когда учитываются воля и интересы наиболее перспективных социальных слоев — предпринимателей, интеллигенции, квалифицированных рабочих, крестьян, служащих, всех тех, кто является носителями прогрессивных политических и социально-экономических отношений.
Исходя из опыта многих стран, можно рассмотреть существующие пути оптимизации системы рекрутирования политико-административной элиты. В первую очередь этими путями являются наличие выборности и конкурсов претендентов на государственные посты, квалификационные экзамены и работа с «резервом», плотное и плодотворное взаимодействие с политическими партиями, профсоюзами и иными общественными организациями.
Литература
1. Ашин Г. К. Рекрутирование элиты // Власть. 1997. № 5. С. 25-31.
2. Ашин Г. К. Элитология. М.: МГИМО — Университет, 2005.
3. Елизарова В. П. Элитистская теория демократии и современный российский политический процесс // Полис. 1999. № 1. С. 72-77.
4. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005. 384 с.
5. Орех Е. А. Изучение механизмов рекрутирования во власть в современной российской этиологии: Постановка проблемы // Властные элиты современной России в процессе политической трансформации / Отв. ред. В. Г. Игнатов, О. В. Гаман-Голутвина, A. B. Поне-делков, A. M. Старостин. Ростов н/Д.: СКАГС, 2004.
6. Подолько Е. О. Личность и элита в социальной траектории. Тверь: Научная книга, 2011.
7. Полтавченко Г. С. Резерв управленческих кадров // Ресурсный центр: сайт Санкт-Петербургского межрегионального ресурсного центра: [Электронный ресурс]. URL: http://n. spbmrc.ru/personnel-reserve (дата обращения: 23.01.2014).
8. Понеделков А. В., Старостин А. И. Российские элиты на рубеже XX-XXI вв.: Особенности генезиса, взаимодействия и позиционирования во власти // Властные элиты современной России в процессе политической трансформации / Отв. ред. В. Г. Игнатов, О. В. Гаман-Голутвина, A. B. Понеделков, A. M. Старостин. Ростов н/Д.: СКАГС, 2004.
9. Смирнова М. Кадровое замыкание // ЗАГС.ру - политическая жизнь Санкт-Петербурга: Новостной сайт. Политические новости, публикации СМИ, публицистика, аналитика. Биографии политиков, депутатов, VIP-персон, рейтинг влиятельности: [Электронный ресурс]. URL: http://www.zaks.ru/new/archive/view/118227 (дата обращения: 21.01.2014).
10. Старкова М. А. Политический дискурс элит как репрезентация политической стратегии и тактики // Власть и элиты в российской трансформации: Сб. науч. статей. СПб.: Ин-терсоцис, 2005. С. 238-245.
11. Яковлев М. В. Особенности современной демократии в России // Перспективы науки. 2013. № 1. С. 114-117.
12. Putnam R. The Comparative Study of Political Elites. N.Y., 1976.
References
1. Ashin G. K. Recruitment of the elite [Rekrutirovanie elity] // Power [Vlast']. 1997. N 5. P. 25-31.
2. Ashin G. K. Elitology [Elitologiya]. M.: MGIMO — University, 2005.
3. Elizarova V. P. Elity theory of democracy and modern Russian political process [Elitistskaya teoriya demokratii i sovremennyi rossiiskii politicheskii protsess] // Polis. 1999. N 1. P. 72-77.
4. Kryshtanovskaya O. Anatomy of the Russian elite [Anatomiya rossiiskoi elity]: M.: Zakharov, 2005. 384 s.
5. Walnut E. A. Study of the mechanisms of recruitment into government in modern Russian etiology: Formulation of the problem [Izuchenie mekhanizmov rekrutirovaniya vo vlast' v sovre-mennoi rossiiskoi etiologii: Postanovka problem] // the elite of modern Russia is in the process of political transformation [Vlastnye elity sovremennoi Rossii v protsesse politicheskoi transfor-matsii] / Resp. amended by V. G. Ignatov, O. V. Gaman-Golutvina, A. V. Ponedelkov, A. M. Starostin. Rostov n/D: Academy is under the direct, 2004.
6. Podolko E. O. Personality and the elite social trajectories [Lichnost' i elita v sotsial'noi traek-torii] // Tver: Scientific book [Nauchnaya kniga], 2011.
7. Poltavchenko G. S. Reserve of the managerial personnel [Rezerv upravlencheskikh kadrov] // Resource centre: website of St. Petersburg interregional resource center: [Electronic resource]. URL: http://n.spbmrc.ru/personnel-reserve (date of access: 23.01.2014).
8. Ponedelkov A. V., Starostin A. I. Russian elite at the turn of XX-XXI centuries: Features of Genesis, Genesis, interaction and positioning in the power [Rossiiskie elity na rubezhe XX-XXI vv.: Osobennosti genezisa, genezisa, vzaimodeistviya i pozitsionirovaniya vo vlasti] // The elite of modern Russia is in the process of political transformation [Vlastnye elity sovremennoi Rossii v protsesse politicheskoi transformatsii] / Resp. amended by V. G. Ignatov, O. V. Gaman-Golutvina, A. V. Ponedelkov, A. M. Starostin. Rostov n/D: Academy is under the direct, 2004.
9. Smirnova M. Personnel circuit [Kadrovoe zamykanie] // ZAGS.ru — political life of St. Petersburg: news website. Political news, publications, media, journalism, analyst. Biographies of politicians, deputies, VIPs, influence rating: [Electronic resource]. URL: http://www.zaks.ru/new/archive/ view/118227 (date of access: 21.01.2014).
10. Starkova M. A. Political discourse elites as representation of political strategy and tactics [Politicheskii diskurs elit kak reprezentatsiya politicheskoi strategii i taktiki] // Power and the elite in Russian transformation [Vlast' i elity v rossiiskoi transformatsii]: Sat. scientific articles. SPb.: Intersocis, 2005. C. 238-245.
11. Yakovlev M. V. Features of Modern Democracy in Russia [Osobennosti sovremennoi demokratii v Rossii]// Science Prospects [Perspektivy nauki]. 2013. N 1. P. 114-117.
12. Putnam R. The Comparative Study of Political Elites. N.Y, 1976.