УДК 329.8
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ: РОЛЬ «ПАРТИИ ВЛАСТИ»1
© Иван Иванович НАЗАРОВ
кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений и политологии Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]
Рассмотрена модель формирования кадрового резерва административно-политической элиты постсоветской России через конструкт «партия власти». Цель - показать, какие инструменты и механизмы реализации проекта сложились и какова актуальная практика такого канала попадания в административно-политическую элиту. В современной России чрезвычайно актуализирован вопрос как о статусе партий в политической системе, так и о политико-административной роли ее кадрового резерва. Объективный анализ показывает, что существующие на сегодняшний день в стране политические партии не получили статуса равноправных с государством игроков на политическом поле. Это обстоятельство свидетельствует не только о недостаточном развитии института гражданского общества, но и об архаизации всей системы кадрового рекрутинга в Российской Федерации. Однако партийные кадровые резервы являются важным ресурсом развития управленческого потенциала российского государства. В этой связи проведен многогранный анализ участия «партии власти» в формировании кадрового резерва страны и механизмов продвижения кандидатов на управленческие должности государственной и муниципальной службы в постсоветской России. Рассмотрены основные проекты формирования кадрового резерва партии «Единая Россия» и молодежного отделения «Молодая Гвардия Единой России». В качестве основополагающих программ наибольший интерес для исследования представляют такие проекты, как «Эффективное управление - кадровый резерв» Всероссийской политической партии «Единая Россия» и «Политзавод» «Молодой Гвардии Единой России».
Ключевые слова: политическая партия; «партия власти»; политическая элита; кадровая политика; кадровый резерв
Одна из главных функций политической партии состоит в том, что этот институт выступает в роли механизма реализации конституционного права граждан участвовать в управлении государством. Традиционно считается, что ядром политической системы выступает институт государства. Однако современная демократическая политическая система, по мнению многих политологов, имеет двухядерное строение. В качестве первого ядра выступает государство, в качестве второго - партийная подсистема. Партии в демократической политической системе являются важнейшим связующим звеном между органами власти как по горизонтали, так и по вертикали [1, с. 4].
1 Статья написана в рамках проекта «Власть партии versus «партия власти»? Сравнительное исследование кадровой политики, механизмов, каналов и «лифтов» элитного рекрутинга, управленческих кадров послевоенного СССР (1946-1991 гг.) и постсоветской России (1991-2016 гг.)», поддержанного РГНФ. Грант № 14-33-01017 (руководитель - Д.Г. Сельцер).
Представленные в парламенте политические партии являются важными субъектами принятия политических решений. Вместе с тем политические партии оказывают существенное влияние на формирование политико-административной элиты. В партологии принято выделять так называемую «организаторскую функцию партии», которая выражается в определенной кадровой политике внутри самой партии и в государственных органах управления. Речь идет о так называемой функции политического рекрутирования - подборе кадров политических руководителей.
Рекрутинг и выдвижение кадров руководителей может осуществляться партиями двумя путями: а) через отбор и поддержку кандидатов для избрания в руководящие органы; б) через назначение преданных делу правящей партии кадров на государственные посты. Причем в этих процессах главным критерием оценки кадров, их выдвижения и
продвижения являются политические и профессиональные качества.
Через свои политические кадры партия проводит политику в государственном аппарате и других организациях, распространяет свое политическое влияние в иных институтах политической системы. Наибольшее значение эта функция имеет в государствах с парламентской формой правления, например, в Италии, ФРГ, Швеции, Дании и т. д. В условиях парламентской республики правительства по своему персональному составу почти полностью совпадают с руководящим органом правящей партии. Поскольку министрами в этих странах могут быть только члены парламента, руководство партии фактически определяет состав своей фракции, из числа членов которой в случае победы на выборах будет сформировано правительство.
В президентских республиках связь между правящей партией и высшими исполнительными органами государственной власти также существует. Таким образом, политическая партия выступает в роли одного из субъектов кадровой политики государства. Вместе с тем политическая партия и ее лидеры располагают собственным аппаратом управления и активом внештатных сторонников. Партия осуществляет партийный кадровый рекрутинг, кадровую работу и вырабатывает определенную стратегию развития собственного кадрового потенциала. В этом отношении можно говорить о наличии внутрипартийной кадровой политики, отличной от государственной политики в этой сфере. Можно сказать, что характер проводимой партиями внутрипартийной кадровой политики был использован М. Дюверже в качестве классификационного признака так называемых «кадровых» и «массовых» партий [2, с. 116-123]. На внутрипартийную кадровую политику так или иначе оказывает влияние социальная база политических партий [3, с. 7]. В этом аспекте можно говорить о классовых или этнически-ориентированных партиях.
В условиях многопартийности и демократического политического режима партии являются важным актором формирования резерва управленческих кадров. По мнению В.А. Сулемова, «политические партии участвуют в формировании резерва управленческих кадров, имеют объектом своего непосредственного воздействия, прежде всего,
кадровое наполнение выборных органов власти, а через них - аппарата власти и местного самоуправления <...>» [4, с. 135]. Таким образом, можно отметить, что между кадровыми резервами политических партий и кадровым резервом государственного демократического государства существует определенная взаимосвязь, поскольку партия, победившая на выборах, осуществляет кадровый рекрутинг политической бюрократии, прежде всего, из кадрового резерва собственных активистов.
В современной России чрезвычайно актуализирован вопрос как о статусе партий в политической системе, так и о политико-административной роли ее кадрового резерва. Объективный анализ показывает, что существующие на сегодняшний день в стране политические партии не получили статуса равноправных с государством игроков на политическом поле. Поэтому, чтобы понять сложившуюся в России ситуацию, необходимо обратиться к методу ретроспективного анализа.
Так, в советский период отечественной истории основным инструментом осуществления политической власти коммунистической партией являлась монополия на подбор, расстановку и продвижение кадров государственной и хозяйственной бюрократии. КПСС выступала в роли своего рода суперминистерства кадровой политики СССР. Соответственно, партийный кадровый резерв подменял собой кадровый резерв государственных органов.
В связи с этим вполне закономерно, что процесс демократизации политической системы новой России после окончания периода перестройки понимался ее политическими элитами как процесс «департизации». 20 июля 2001 г. был обнародован Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина № 14 о «департизации» органов государственной власти России [5, с. 160-184]. В частности, он предусматривал, что «участие или неучастие граждан в деятельности политических партий и массовых общественных движений не может служить основанием для ограничения их прав, включая право на занятие какой-либо должности, если иное не установлено законодательством РСФСР» [6]. Фактически указ разрушал основания деятельности партии-государства [7, с. 75], его территориальных ячеек и возмож-
ностей подбирать, расставлять и формировать кадры политического управления в СССР [8, с. 582]. С одной стороны, это разрушило противоречивший духу демократической политической системы и Конституции властный монополизм одной политической партии, но, с другой стороны, в результате проведенных в России преобразований воссозданная многопартийная система была отстранена от реальных рычагов влияния на власть [9, с. 30].
В настоящее время в Российской Федерации роль и место политической партии как субъекта государственной кадровой политики остается открытым. Если в период существования СССР партийный аппарат доминировал над государственным, то на постсоветском этапе монополию на политическую власть перехватил государственный аппарат. В отличие от США и стран Евросоюза, политические партии постсоветской России не стали «кузницами административных и политических кадров». С начала 90-х гг. XX века они строились не «снизу вверх», а «сверху вниз», то есть создавались и возглавлялись людьми, уже сделавшими карьеру в бюрократическом аппарате или бизнесе. Лидеры политических партий рассматривали патронируемые ими партии как дополнительную защиту своих статусных позиций в составе высшей административной элиты государства. Оппозиционные партии ЛДПР (1994) и КПРФ (1995, 1999), одерживавшие победы на выборах, не получили ни одного министерского портфеля для своих сторонников. Даже положенных по закону штатных и внештатных помощников депутаты стараются рекрутировать не из числа молодых партийных активистов, а из предпринимателей, способных оказать им финансовую поддержку как в осуществлении фондрайзинга (то есть формировании избирательного фонда), так и в дальнейшей лоббистской деятельности. Данные факты свидетельствуют не только о недостаточном развитии института гражданского общества, но и об архаизации всей системы кадрового рекрутинга в Российской Федерации.
В 2001 г. по инициативе президента страны был запущен процесс объединения партий «Единство», «Отечество» и движения «Вся Россия» в единую партию «президентского большинства». Этот процесс завер-
шился к 2003 г. учреждением партии «Единая Россия». Используя опыт КПСС, которая интегрировала ряды номенклатуры не только нормами законодательства, но и императивами партийной дисциплины, в закон ФЗ «О политических партиях» было внесено положение, разрешавшее лицам, занимающим государственные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, быть членами политической партии [10, с. 9].
В средствах массовой информации и даже в серьезных аналитических статьях стали проводиться параллели между «Единой Россией» и КПСС. Например, даже в ходе конференции политической партии «Единая Россия» 29 мая 2008 г. Б.В. Грызлов «подчеркнул возросшую роль партии и сравнил ее с КПСС, сказав, что увольнение из ее рядов должно быть так же страшно, как и во времена СССР». Как известно, в СССР исключение из рядов КПСС для чиновника означало автоматическое снятие с занимаемой должности. Вместе с тем реальный статус «Единой России» весьма далек от официальных деклараций ее лидеров. Получившая имидж «партии президентского большинства», «Единая Россия» тем не менее не является независимым игроком на российском политическом пространстве, поскольку ее доминирующий статус обеспечивается административным, финансовым и организационными ресурсами власти.
Сложившаяся ситуация ставит вопрос о роли и месте кадровых резервов политических партий в современном государственном управлении России. В условиях реальной российской политики они остаются невостребованными. Вместе с тем соревновательная многопартийность позволяет партийным активистам приобрести навыки как публичной деятельности, так и аппаратной работы, создает «социальные лифты», дающие возможность повысить вертикальную мобильность и понизить социальное напряжение в обществе. Поэтому партийные кадровые резервы являются важным ресурсом развития кадрового потенциала российского государства. Неслучайно в выступлениях ведущих политиков России неоднократно ставился вопрос о необходимости широкого их использования в процессе политического управления государством.
Разными политическими партиями было запущено несколько проектов реализации данной идеи. Одним из таких является проект «Эффективное управление - кадровый резерв» партии «Единая Россия». В рамках этой программы был объявлен конкурс на включение в кадровый резерв партии кандидатов, которые будут затем рекомендованы потенциальному работодателю. Утверждалось, что общее количество номинантов проекта составит 7500 человек, в том числе по направлению «государственное и муниципальное управление» - 1000 человек» [11].
Другой, получивший широкую публичную огласку проект обновления кадрового резерва - это «Политзавод» «Молодой Гвардии Единой России» [12]. 10 апреля 2006 г. Бюро Высшего совета и Президиум Генерального совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» приняли решение об установлении 20 % квоты для кандидатов, не достигших 28 лет, для участия в выборах в органы представительной власти всех уровней» [13, с. 186].
Однако реализовывались эти оба проекта по-разному. Рассмотрим, как реализуется на федеральном и региональном уровнях федеральный проект «Кадровый резерв - профессиональная команда страны», предусматривающий своей стратегической целью - поиск, формирование и эффективное использование кадрового резерва для нужд государственной и муниципальной службы, партийного строительства, приоритетных сфер экономики Российской Федерации [14, с. 41-44].
Задачами проекта являются идентифицирование «новых людей» для страны для реализации проектов «Стратегия-2020», формирование постоянно обновляющейся базы данных профессионалов в области управления и новаторов, активно меняющих реальность вокруг себя. Кадровый резерв «Единой России» представляет систему, которая может быть использована и под конкретные задачи, такие как функционирование как кадрового агентства партии «Единая Россия» с заполнением большинства партийных вакансий с помощью кадрового резерва как в аппарате, так и на политических позициях.
Проект управлялся командой из 62 региональных координаторов и дирекции. За три года в проекте приняли участие 29812 человек. В «Кадровом резерве» состояло
3360, из них 364 человека - кандидаты федерального уровня. В «Муниципальном кадровом резерве» состояло 902 человека. Около половины лауреатов - представители делового сообщества. Практически половина участников проекта - члены партии «Единая Россия». При этом вне зависимости от партийной принадлежности участники проекта принимают активное участие в деятельности различных общественных организаций, занимаются благотворительностью, стремясь к постоянному повышению своего образовательного уровня. Подавляющее число лауреатов имеют одно или два высших образования, ученую степень, сертификаты различных курсов повышения квалификации. За три года лауреатами проекта получено около 600 назначений, что составляет 15 % от числа лауреатов 2008-2010 гг.
Руководитель проекта «Кадровый резерв - профессиональная команда страны» Ю.Ю. Котлер отметил, что «партийный проект - это кадровый лифт, генератор идей, возможность общаться с успешными людьми по всей России и возможность для самореализации. Мы гордимся качеством российского человеческого капитала, который представляют люди, отобранные во время проекта. Мы будем развиваться и дальше, опираясь в первую очередь на потенциал действующих лауреатов и активно вовлекая их в нашу работу».
Государственные кадровые резервы (президентский резерв, резерв правительства, резерв губернаторов, мэров), по мнению Ю.Ю. Котлера, представляют «более или менее длинный список, составленный экспертами», в отличие от проекта «Кадровый резерв - профессиональная команда страны», предполагающего главные формы востребованности:
- карьерный рост, переход на государственную, муниципальную службу, в госкорпорации, структуры партии «Единая Россия»;
- общественная проектная работа.
Для реализации потенциала, возможностей перспективных молодых людей в столицах и регионах сформирован Молодежный кадровый резерв «Единой России», включающий 527 человек. Каналом кадровых перемещений, предусматривающим обновление административно-политических элит и пополнение их элитным человеческим по-
тенциалом, стал сформированный резерв управленческих кадров. За период с декабря 2009 г. по август 2012 г. 189 «резервистов» (37,9 %) получили повышение по службе (работе) или были назначены на должности с большим объемом полномочий:
- в федеральных органах государственной власти - 58 человек, из них 15 человек заняли должности заместителей руководителей федеральных министерств, служб и агентств;
- в региональных органах государственной власти и органах местного самоуправления - 38 человек, из которых полномочиями глав субъектов Российской Федерации были наделены: В. Груздев, М. Игнатьев, Д. Кобылкин, Р. Темрезов, В. Юрченко, пять «резервистов» стали заместителями губернаторов;
- в организациях бизнеса - 60 человек, из них 27 человек назначены или избраны руководителями крупных российских компаний;
- в учреждениях науки, образования и общественных организациях - 33 человека, из которых 5 «резервистов» избраны ректорами государственных учреждений высшего профессионального образования.
Из «президентской тысячи» резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента Российской Федерации, 38 человек были отобраны в «первую сотню» резерва управленческих кадров. Новый список «президентской тысячи» включает в себя представителей федеральных органов государственной власти - 139 человек (в прежнем составе было 162), региональных органов власти и органов местного самоуправления - 165 человек (было - 94), организаций бизнеса - 156 человек (было - 150), учреждений науки, образования и общественных организаций - 90 человек (было - 94).
Количество женщин в «президентской тысяче» увеличилось с 68 (13,6 %) до 80 (14,5 %) человек. Численность управленцев в возрасте до 35 лет составила 104 человека (19 %). Количество лиц, включенных в новый список «президентской тысячи», увеличилось с 500 до 550 человек.
Ротация состава «первой сотни» резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента РФ, производится в порядке, определенном в ходе заседания Комиссии при Президенте Российской Федера-
ции по формированию и подготовке резерва управленческих кадров от 7 апреля 2010 г. [15, с. 114-115].
Несмотря на все многообразие проектов кадрового резерва, существующих в современной России, стоит обратить внимание на то, что политические партии (в том числе и «партия власти») принимают участие в подборе новых кадров волнообразно и опосредованно. Все проекты, публично освещаемые «Единой Россией», к сожалению, к настоящему моменту практически полностью прекратили свое существование.
Необходимо отметить, что коммуникационные и организаторские способности личности, необходимые лидеру, руководителю, начинают формироваться в раннем детстве, и общество должно быть заинтересовано в возможно более раннем выявлении организаторских талантов и их развитии. Исследователи считают, что «федеральная элита должна «подпитываться» провинцией, а ее подготовка и рекрутирование осуществляться на возможно более широкой территориально-географической основе» [16].
Современной России нужна новая, полностью соответствующая принципам демократии и социальности государственная кадровая политика, способствующая созданию эффективного, демократического и социально справедливого государства. Это стратегия и тактика государства в сфере формирования, развития и рационального использования интеллектуально-трудовых ресурсов страны.
Основными мерами коррекции дисфункциональных проявлений в применении указанных механизмов рекрутации элит выступают спланированные на среднесрочный и дальнесрочный период акции элитной кадровой политики, построенной на принципах институционализации, технологизации и профессионализации.
Эффективность государственной кадровой политики в элитной сфере во многом определяется уровнем ее открытости, опорой на широкую социальную базу. В условиях демократии это ориентир на качественную элиту, учет воли и интересов всех наиболее перспективных социальных слоев - носителей прогрессивных политических и социально-экономических отношений - «средний класс» в лице предпринимателей, научной и творческой интеллигенции, квалифициро-
ванных рабочих и крестьян, служащих учреждений образования, медицины и сферы обслуживания.
Вовлечение граждан в процесс социального управления, в том числе и в кадровой сфере, будет залогом высокой эффективности использования интеллектуального потенциала, всех трудовых ресурсов страны.
Что касается новой конфигурации российской политической элиты, начинающей просматриваться в последнее время, следует отметить, что она способна усилить российскую государственность и управляемость обществом и одновременно поддержать проводимую в стране модернизацию социально-экономической системы.
Список литературы
1. О развитии политической системы Российской Федерации: доклад Государственного совета Российской Федерации. М., 2010.
2. Дюверже М. Политические партии. М.: Академический проспект, 2000.
3. Никифоров Ю.Н., Никифоров А.Ю. Политические партии современной России: эволюция многопартийности и статуса партий: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008.
4. Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии. М.: РАГС, 2006.
5. Сельцер Д.Г. Взлеты и падения номенклатуры: научная монография. Тамбов: Тамбовпо-лиграфиздат, 2006.
6. О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, организациях и учреждениях РСФСР: Указ Президента РСФСР от 20.07.1991 г. № 14 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 31. Ст. 1035.
7. Сельцер Д.Г. Субрегиональная административная элита от М.С. Горбачева до В.В. Путина: общие подходы // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2004. № 4. С. 63-80.
8. Seltser D.G., Crosston M.D. Mutating Power: Tracking the Changes in Authority of the Subregional Communist Party Nomenclature during Late-stage Soviet and Post-soviet Socialism (1985-2005) // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2005. Т. 11. № 2. С. 578-589.
9. Crosston M., Seltser D. Washing Away Power: Local CPSU Nomenclature during the Late and Post-Soviet Period (1985-2015) // PRO NUNC.
Современные политические процессы. 2015. № 1 (14). С. 24-37.
10. Федеральный закон «О политических партиях». М.: Омега-Л, 2006.
11. Проект Всероссийской политической партии «Единая Россия» «Профессиональная команда страны». М., 2007. URL: http://www. edinros.ru/news.html?id=121872 (дата обращения: 02.08.2016).
12. Программа «Политзавод» в вопросах и ответах. URL: http://www.politzavod.ru/index.php? p=8#1 (дата обращения: 02.08.2016).
13. Дзахова Л.Х., Дзахова Э.Н. Молодежь как кадровый резерв политической власти // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 4. С. 179185.
14. Лаврентьев С.Н. Кадровый потенциал государственной службы и политических партий: проблема интеграции // Вестник ВЭГУ. 2012. № 6 (62). С. 41-44.
15. Сидаков А.М. Динамика развития и рекрутирования российской политической элиты // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 4. С. 114-115.
16. Савина Е.С. У людей нет шансов стать даже помощниками депутатов. «Молодая гвардия» начинает терять кадры // Коммерсантъ. 2008. 15 января.
References
1. Russian Federation. Report of State Committee of the Russian Federation, O razvitii poli-ticheskoy sistemy Rossiyskoy Federatsii [On development of political system of the Russian Federation]. Moscow, 2010. (In Russian).
2. Dyuverzhe M. Politicheskie partii [Political Parties]. Moscow, Akademicheskiy prospekt Publ., 2000. (In Russian).
3. Nikiforov Yu.N., Nikiforov A.Yu. Politicheskie partii sovremennoy Rossii: evolyutsiya mnogopartiynosti i statusa partiy [Political Parties of Modern Russia: Evolution of multiplicity of parties and Status of the Party]. Ufa, Editorial-Publishing Centre of Bashkir State University, 2008. (In Russian).
4. Sulemov V.A. Gosudarstvennaya kadrovaya politika v sovremennoy Rossii: teoriya, istoriya, novye realii [State Personnel Policy in Modern Russia: Theory, History, New Realias]. Moscow, Russian Academy of State Service Publ., 2006. (In Russian).
5. Seltser D.G. Vzlety i padeniya nomenklatury [Ups and Downs of Nomenclature]. Tambov, Tambovpoligrafizdat Publ., 2006. (In Russian).
6. Russian Soviet Federative Socialist Republic. Decree of the President of RSFSR no. 14 of July 20, 1991, O prekrashchenii deyatel'nosti organi-zatsionnykh struktur politicheskikh partiy i massovykh obshchestvennykh dvizheniy v gosu-darstvennykh organakh, organizatsiyakh i uchrezhdeniyakh RSFSR [On termination of activity of organisational structures of political parties and mass social movements in state agencies, organisations and institutes of RSFSR]. Ve-domosti SND i VS RF [Gazette of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation], 1991, no. 31, art. 1035. (In Russian).
7. Seltser D.G. Subregional'naya administrativnaya elita ot M.S. Gorbacheva do V.V. Putina: obshchie podkhody [Subregional administrative elite from M.S. Gorbachev to V.V. Putin: General Approaches]. Vestnik Moskovskogo univer-siteta. Seriya 12. Politicheskie nauki - Moscow State University Bulletin. Series 12. Political Sciences, 2004, no. 4, pp. 63-80. (In Russian).
8. Seltser D.G., Crosston M.D. Mutating Power: Tracking the Changes in Author-ity of the Subregional Communist Party Nomenclature during Late-stage Soviet and Post-soviet Socialism (1985-2005). Vestnik Tambovskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta -Transactions of the Tambov State Technical University, 2005, vol. 11, no. 2, pp. 578-589. (In Russian).
9. Crosston M., Seltser D. Washing Away Power: Local CPSU Nomenclature during the Late and Post-Soviet Period (1985-2015). PRO NUNC. Sovremennye politicheskie protsessy - PRO NUNC: Current Political Processes, 2015, no. 1 (14), pp. 24-37.
10. Federalniy zakon «O politicheskikh partiyakh» [Federal Law "About Political Parties"]. Moscow, Omega-L Publ., 2006. (In Russian).
11. Proekt Vserossiyskoy politicheskoy partii «Edi-naya Rossiya» «Professional'naya komanda strany» [Project of All-Russian Political Party "United Russia" "Professional Team of the
Country"]. Moscow, 2007. (In Russian). Available at: http://www.edinros.ru/news.html?id=12 1872 (accessed 02.08.2016).
12. Programma «Politzavod» v voprosakh i otvetakh [Program "Politzavod" in Questions and Answers]. (In Russian). Available at: http://www. politzavod.ru/index.php?p=8#1 (accessed 02.08.2016).
13. Dzakhova L.Kh., Dzakhova E.N. Molodezh' kak kadrovyy rezerv politicheskoy vlasti [Youth as a reserve recruitment of political power]. Gosu-darstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS - State and Municipal Management. Scholar Notes, 2015, no. 4, pp. 179-185. (In Russian).
14. Lavrentyev S.N. Kadrovyy potentsial gosu-darstvennoy sluzhby i politicheskikh partiy: problema integratsii [Personnel Potential of the State Service and Political Parties: the Problem of Integration]. Vestnik VEGU - Vestnik of VEGU, 2012, no. 6 (62), pp. 41-44. (In Russian).
15. Sidakov A.M. Dinamika razvitiya i rekrutiro-vaniya rossiyskoy politicheskoy elity [Dynamics of development and recruiting the Russian political elite]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudent-siya, politologiya, kul'turologiya - The Bulletin of the Adyghe State University. Series "Region Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Culturology", 2015, no. 4, pp. 114-115. (In Russian).
16. Savina E.S. U lyudey net shansov stat' dazhe pomoshchnikami deputatov. «Molodaya gvardiya» nachinaet teryat' kadry [People do not have a chance to be a deputy helper. "Young guardian" is losing their personnel]. Kommer-sant" [Kommersant daily], 2008, 15 January. (In Russian).
Поступила в редакцию 06.11.2016 г. Received 6 November 2016
UDC 329.8
MODEL OF PERSONNEL RESERVE FORMATION OF ADMINISTRATIVE-POLITICAL ELITE OF POSTSOVIET RUSSIA: THE ROLE OF "POWER PARTY" Ivan Ivanovich NAZAROV
Candidate of Politics, Associate Professor of International Relations and Politology Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: [email protected]
The model of personnel reserve formation of administrative-political elite of post-Soviet Russia through the construct "power party" is considered. The aim is to show which instruments and mechanisms of project realization are build and what is the relevant practice of this channel of inclusion in the administrative-political elite. The question of status of parties in political system is very relevant in modern Russia and also the political-administrative role of its personnel reserve. The objective analysis shows that the existing now political parties in our country do not have the status of equal players with the state at the political field. This circumstance is the evidence of insufficient development of civil society institute and of archaic style of the whole system of personnel recruiting in Russian Federation. But party personnel reserves are an important resource of management potential development of Russian state. Within this framework the many-sided analysis of participation of "power party" in formation of personnel reserve of the country and mechanisms of promotion of candidates for administrative positions of state and municipal service in post-Soviet Russia is carried out. The basic projects of formation of personnel reserve of the party "United Russia" and youth branch "Young Guard of United Russia" are considered. The most interesting projects as basic programs are such as "Effective management - personnel reserve" all-Russian political party "United Russia" and "Politzavod" of "Young Guard of United Russia".
Key words: political party; "power party"; political elite; personnel policy; personnel reserve
Информация для цитирования:
Назаров И.И. Модель формирования кадрового резерва административно-политической элиты постсоветской России: роль «партии власти» // Вестник Тамбовского университета. Серия Политические науки и право. Тамбов, 2016. Т. 2. Вып. 4 (8). С. 20-27.
Nazarov I.I. Model' formirovaniya kadrovogo rezerva administrativno-politicheskoy elity postsovetskoy Rossii: rol' «partii vlasti» [Model of personnel reserve formation of administrative-political elite of Post-Soviet Russia: the role of "power party"] Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Politicheskie nauki i pravo - Tambov University Review. Series: Politics and Law, 2016, vol. 2, no. 4 (8), pp. 20-27. (In Russian).