Научная статья на тему 'Камишибай-театр как средство развития метапредметных и иноязычных коммуникативных умений учащихся начальной школы'

Камишибай-театр как средство развития метапредметных и иноязычных коммуникативных умений учащихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
605
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМИШИБАЙ-ТЕАТР / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / ИНОЯЗЫЧНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / РАЗВИТИЕ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / KAMISHIBAI THEATRE / METADISCIPLINARY SKILLS / FOREIGN COMMUNICATION SKILLS / PRIMARY SCHOOL / DEVELOPMENT / COMMUNICATIVE COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нельзина Елена Николаевна, Смирнова Евгения Александровна

В статье рассматривается возможность применения технологии камишибай-театра на уроках английского языка в начальной школе как средства развития метапредметных и иноязычных коммуникативных умений учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нельзина Елена Николаевна, Смирнова Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAMISHIBAI THEATRE AS A MEANS OF PRIMARYSCHOOL CHILDREN METADISCIPLINARY AND FOREIN COMMUNICATION SKILLS DEVELOPMENT

The article considers the application of technology of kamishibaitheater at the lessons of English at primary school and as a means of primary schoolchildren metadisciplinary and foreign communication skills development.

Текст научной работы на тему «Камишибай-театр как средство развития метапредметных и иноязычных коммуникативных умений учащихся начальной школы»

КАМИШИБАЙ-ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Нельзина Елена Николаевна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mal: nelzina@mail.ru

Смирнова Евгения Александровна

магистрант второго курса факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Пермь

E-mail: smirnovaevgeniya20@gmail.com

KAMISHIBAI THEATRE AS A MEANS OF PRIMARYSCHOOL CHILDREN METADISCIPLINARY AND FOREIN COMMUNICATION

SKILLS DEVELOPMENT

Elena Nelzina Ph.D.

Assistant professor, Department of Foreign Language Teaching Methods, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: nelzina@mail.ru

Eugenia Smirnova

Master of the Faculty of Foreign Languages Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: donotbesoselfish@gmail. com

Аннотация: в статье рассматривается возможность применения технологии камишибай-театра на уроках английского языка в начальной школе как средства развития метапредметных и иноязычных коммуникативных умений учащихся.

Ключевые слова: Камишибай-театр, метапредметные умения, иноязычные коммуникативные умения, начальная школа, развитие, коммуникационные компетенции.

Abstract: the article considers the application of technology of kamishibaitheater at the lessons of English at primary school and as a means of primary schoolchildren metadisciplinary and foreign communication skills development.

Key words: Kamishibai theatre, metadisciplinary skills, foreign communication skills, primary school, development, communicative competences.

Английский язык является основным иностранным языком, преподаваемым в российских школах. Доказано, что чем позже ребенок начинает изучать иностранный язык, тем сложнее проходит процесс обучения, следовательно, необходимо рассматривать этот аргумент в пользу более раннего начала обучения иностранному языку и целенаправленного развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

© Нельзина Е.Н., Смирнова Е.А., 2018

Для этого учителям следует использовать разные средства, методы и приемы преподавания иностранных языков, так как внимание детей начальной школы быстро рассеивается, а их интерес к языку может постепенно снижаться. Одним из средств повышения мотивации является камишибай-театр, который может занять достойное местов преподавании английского языка ученикам начальной школы.

Камишибай - это форма визуального и совместного повествования, которая соединяет в себе использование нарисованных вручную изображений и живое повествование презентующего.

Внешний вид театра представляет собой деревянный узкий ящик с открывающимися дверками. Вверху, или как другой вариант с двух боковых сторон театр не имеет стенок, в эти отверстия, между двух стенок, и вставляются иллюстрации. Размер театра для листов формата А3.

Иллюстрации вставляются в определенном порядке, в соответствии с текстом, и при открывании дверок театра, они становятся доступны для просмотра зрителю. По мере прочитывания или рассказывания истории, впереди стоящая иллюстрация убирается, тем самым открывается следующая за ней.

Как следует из самого определения камишибай-театра, для создания рассказа необходимы рассказчик, сама история и иллюстрации для истории. Камишибай-театр идеально подходит в качестве средства развития коммуникативных умений в начальной школе, так как именно в это период для ребенка интересна смена деятельности, важно развитие мелкой моторики и навыков общения, а камишибай-театр помогает реализовать все эти виды деятельности.

Ученику может быть предложен готовый текст, по которому будет предложено сделать пересказ при помощи средства камишибай-театра, или придумать свой собственный рассказ.

Придумывание собственной истории для камишибай-театра или выделение главных моментов в предложенном тексте, создание подходящих картинок и составление монолога могут быть действительно интересным занятием для ребенка, которое надолго привлечет его внимание и поможет сосредоточить свои силы на создании такой истории, которой бы он сам хотел поделиться или преподнесение её именно с той стороны, с которой ребенок видит историю сам.

Для этого ученику необходима помощь учителей и родителей, но это должна быть именно небольшая помощь, подсказки (если ребёнок в них нуждается), которые направят его на создание интересной и логичной истории. Камишибай-театр интересен для ребенка тем, что это прежде всего игра, в которой возможно всё: любые предметы и персонажи могут выполнять абсолютно разные роли, и ребёнок вовлечен в процесс создания нового продукта, который он сможет представить другим.

Камишибай-театр позволяет обучающимся начальной школы развивать речевые и коммуникативные навыки в игровой театрализованной форме, концентрировать внимание, контролировать эмоциональную сферу, развивать творческие способности, и преодолеть языковой барьер. Он создает ситуацию успеха и поддерживает интерес к предмету на протяжении всего периода обучения.

Повествованиями могут быть как небольшие монологи по изученнымтемам, так и инсценировки, короткие сказки, адаптированные к конкретной ступени обучения.

Большим достоинством камишибай-театра как средства развития коммуникативных умений учащихся начальной школы является его метапредметность. Метапредметный подход в обучении заложен в основу новых стандартов. Он обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.

Исходя из опыта на уроках литературного чтения и родного языка, ребенок уже умеет представление о необходимости логично и связно высказываться, и переносит эти умения в свою иноязычную речь. Ученик сможет сделать свой рассказ интересным, заранее продумать образы героев, их диалоги и саму линию развития сюжета (при самостоятельном составлении рассказа) или проанализировать все эти детали (при работе с готовым текстом для рассказа). При подготовке иллюстраций к своему повествованию ученик может пользоваться техниками рисования, которые он освоил на уроках ИЗО,

а для создания собственного ящика для презентации картин ученик использует те знания, которые были получены на уроках труда. Те умения, что ребенок получил на уроках музыки ребенок сможет применить в процессе продумывания своего рассказа: он сможет понять какую мелодию или песню было бы лучшего всего включить в свой рассказ, как подготовиться к её исполнению.

Рисунки для театра выполняются самими школьниками, продумываются приемы повествования: изменение голоса, включение мимики и жестов, диалога со зрителями, выполнение определенных движений, жестов по ходу представления.

Изображения могут не только помогать иллюстрировать повествования, но и играть активную роль в этом процессе. Выступающий сам решает, когда необходимо сконцентрировать внимание аудитории на нём самом, а когда -на изображении.

Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. При помощи средства камишибай-театр, применяемого на уроках в начальной школе,ученики смогут освоить следующие учебные действия:

1. Регулятивные (умение учиться и способность к организации своей деятельности, т.е. планирование, контроль, оценка):

• способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

• умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

• преодоление импульсивности, непроизвольности;

• умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

• умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

• умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2. Коммуникативные

• полноценное владение устной и письменной речью;

• умение вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;

• владение и осознанное применение речевых средств в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;

• правильная передача своих чувств и эмоций, мыслей и потребностей с помощью речи и жестов;

• поддержание беседы, умение выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;

• высокая культура речи.

Театр «камишибай», таким образом, это яркое, образное повествование рассказчика с опорой на иллюстрации, живой, активный диалог со зрителями.

Средство камишибай-театр является стимулом для учеников начальной школы для создания нового и неповторимого материального продукта.

179

Метапредметное средство камишибай-театр способствует развитию у учеников начальной школы самостоятельности, внимания, коммуникационных навыков и организованности.

Список литературы

1. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2.

2. Гальскова Н.Д. Современные методики обучения иностранным языкам. М.: Аркти-Глосса, 2004.

3. Гальскова Н. Д., Никитенко 3.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. 240 с.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 окт. 2009 г. № 373. URL: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS. NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.