Научная статья на тему 'Камеры фотофиксации и штраф за не пристегнутый ремень безопасности: особенности нарушения Правил дорожного движения водителем и пассажиром'

Камеры фотофиксации и штраф за не пристегнутый ремень безопасности: особенности нарушения Правил дорожного движения водителем и пассажиром Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Правила дорожного движения / административная ответственность / штраф / камеры фотофиксации / пассажир / административное правонарушение / traffic rules / administrative responsibility / fine / cameras / passenger / administrative offense

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Юрьевна Кузминова, Максим Валерьевич Барышников

В научной статье изучены вопросы, касающиеся внедрения на дорогах камер, фиксирующих непристегнугый ремень. Рассмотрены некоторые особенности реализуемой практики. Определены рамки административной ответственности за не пристегнутый ремень безопасности и возможности оспорить полученный штраф за нарушение Правил дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Юрьевна Кузминова, Максим Валерьевич Барышников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Photo cameras and a fine for an unbuttoned seat belt: features of violation of traffic rules by the driver and passenger

The scientific article examines the issues related to the introduction of cameras on the roads that fix the unbuckled belt. Some features of the implemented practice are considered. The framework of administrative responsibility for an unbuttoned seat belt and the possibility to challenge the resulting fine for traffic violations are defined.

Текст научной работы на тему «Камеры фотофиксации и штраф за не пристегнутый ремень безопасности: особенности нарушения Правил дорожного движения водителем и пассажиром»

Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 89 — 92. State service and personnel. 2023;(4):89 —92.

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-89-92 NIION: 2012-0061-04/23-207

EDN: https://elibrary.ru/RPAHRZ MOSURED: 77/27-008-2023-04-407

Камеры фотофиксации и штраф за не пристегнутый ремень безопасности: особенности нарушения Правил дорожного движения водителем и пассажиром

Елена Юрьевна Кузминова1, Максим Валерьевич Барышников2

1 2 Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел, Россия

1 ele-kuzminova@yandex.ru

2 barymax@yandex.ru

Аннотация. В научной статье изучены вопросы, касающиеся внедрения на дорогах камер, фиксирующих не-пристегнутый ремень. Рассмотрены некоторые особенности реализуемой практики. Определены рамки административной ответственности за не пристегнутый ремень безопасности и возможности оспорить полученный штраф за нарушение Правил дорожного движения.

Ключевые слова: Правила дорожного движения, административная ответственность, штраф, камеры фотофиксации, пассажир, административное правонарушение.

Для цитирования: Кузминова Е.Ю., Барышников М.В. Камеры фотофиксации и штраф за не пристегнутый ремень безопасности: особенности нарушения Правил дорожного движения водителем и пассажиром // Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 89—92. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-89-92 ЕЭЫ: https://elibrary.ru/RPAHRZ

Original article

Photo cameras and a fine for an unbuttoned seat belt: features of violation of traffic rules by the driver and passenger

ElenaYu. Kuzminova1, Maxim V. Baryshnikov2

1 2 Oryol Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, Oryol, Russia

1 ele-kuzminova@yandex.ru

2 barymax@yandex.ru

Abstract. The scientific article examines the issues related to the introduction of cameras on the roads that fix the unbuckled belt. Some features of the implemented practice are considered. The framework of administrative responsibility for an unbuttoned seat belt and the possibility to challenge the resulting fine for traffic violations are defined.

Keywords: traffic rules, administrative responsibility, fine, cameras, passenger, administrative offense.

For citation: Kuzminova E.Yu., Baryshnikov M.V. Photo cameras and a fine for an unbuttoned seat belt: features of violation of traffic rules by the driver and passenger // State service and personnel. 2023;(4):89—92. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-89-92 EDN: https://elibrary.ru/RPAHRZ

■ ■ равила дорожного движения (ПДД) были I I придуманы и продуманы с той целью, .X. .¿.чтобы обеспечить безопасность движения транспортных средств и пешеходов на дорогах, прилегающих территориях и дворах. К тому же речь идет о безопасности не только за пределами

© Кузминова Е.Ю., Барышников М.В. М.,2023.

транспортного средства, но и в момент нахождения в нем.

В данной статье обратим внимание на такой момент, как обязанность водителя и пассажиров быть пристегнутыми ремнями безопасности (согласно п. 2.1.2 ПДД обязанность любого водителя пристегнуться самому, а также проверить и

№ 4/2023

убедиться, что ремни безопасности зафиксированы у пассажиров транспортного средства) [5]. За нарушение такого правила возможна административная ответственность в форме штрафа или письменного предупреждения.

Если ранее граждан могли наказывать за не пристегнутый ремень безопасности по факту, когда сотрудник ГИБДД заметил это нарушение, то сейчас во многих городах России установлены и устанавливаются камеры, которые фиксируют то, что водитель и / или пассажир на переднем сидение был не пристегнут.

С конца 2020 г. при помощи камер фотофиксации в Москве стали штрафовать за не пристегнутый ремень безопасности. Штраф за ремень придет владельцу автомобиля независимо от того, кто был не пристегнут и / или был за рулем. Далее подобная практика стала распространяться на другие города — мегаполисы и регионы.

Для начала рассмотрим принцип работы камер фотофиксации. Они способны делать до 25 снимков хорошего качества [4]. Полученные снимки анализируются искусственным интеллектом, который способен определять на фото руль, ремни безопасности, руки, а также мобильные телефоны. Кстати, такие камеры определяют нарушения, которые касаются использования мобильного телефона за рулем. Размер штрафа за не пристегнутый ремень безопасности равен 1000 руб. При этом имеется возможность оплатить штраф со скидкой 50%. Только оплату необходимо совершить до истечения 20 дней с момента получения письма. Примечательно, что штрафы будут приходить ровно столько раз, сколько раз было зафиксировано нарушение, и не важно, что это могло быть не один раз за один день.

Безусловно, снимки, полученные благодаря камерам, контролируются и проверяются сотрудниками во избежание ошибки в обнаружении нарушения, несмотря на то, что нейросети в редких случаях допускают ошибку. Снимки, которые поступают с камер, проверяются в два этапа [6]:

1-й этап — в ЦОДД или ЦАФАП;

2-й этап — в ГИБДД.

Если факт нарушения установлен, то инспектором выписывается постановление о нарушении. Нарушители получают по почте постановление с фотографией, на которой должно быть отчетливо видно нарушение: непристегнутый ремень или мобильный телефон в руке. Лицо водителя на фото размывают для защиты персональных данных, но сотрудники ГИБДД имеют доступ к оригиналам снимков на случай обжалования штрафов.

Система иногда совершает ошибки, которые касаются того, был ли ремень безопасности при-

стегнут на самом деле. В целях избежания риска получения штрафа и попытки проводить процедуру его оспаривания советуем покупать специальные накладки на ремни, чтобы те были более заметными. Ведь камера может не определить то, что, например, ремень безопасности слился с той же одеждой водителя или пассажира.

Возможность оспорить штраф, если он был предъявлен ошибочно, есть. Кроме того, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях...» в ч. 2 закреплены вопросы, касающиеся фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами [2].

Необходимо отметить, что выявленные нарушения по вопросу не пристегнутого ремня безопасности не были чаще определены совместно с другими видами нарушений ПДД. Иначе говоря, камеры, которые определяют непристегну-тый ремень, способны определять только такое нарушение. Хотя есть и такие камеры, которые определяют несколько различных нарушений за раз.

Система выписывает только один штраф за непристегнутый ремень, даже если на фото не пристегнуты и водитель, и пассажир. При этом штраф могут выписать, если не пристегнут только пассажир. Кстати, нарушением не будет являться, если конструкцией транспортного средства не предусмотрено наличие ремней безопасности.

Кто же именно должен оплачивать штраф, если было нарушение? Бесспорно, что и пассажиры должны пристегиваться во время движения транспортного средства. Задача искусственного интеллекта определить, пристегнуты ли в салоне автомобиля ремешком безопасности. Так, если водитель пристегнут, а пассажир — нет, то это является нарушением пункта 2.1.2. ПДД [5].

Например, если сотрудник ГИБДД определит на месте, что пассажир не пристегнут ремнем безопасности, то он выпишет постановление согласно ч. 1 ст. 12.29 КоАП. Поэтому лично пассажиру будет выписан штраф в размере 500 руб. При этом «на первый раз» сотрудник ГИБДД может просто предупредить и не выписывать штраф. Водитель же в любом случае будет вынужден выплачивать штраф за то, что перевозит людей в автомобиле, которые не были пристегнуты (согласно ст. 12.6 КоАП РФ) [1]. Также возникает вопрос о том, каков объем штрафной выплаты, если не был пристегнут ребенок. Традиционно штраф за детей, которые не были пристегнуты ремнем безопасности, равен 3000 руб.

№ 4/2023

При этом у граждан все же возникают различные вопросы, которые касаются некоторых тонкостей управления автомобилем и работы специализированных камер. Рассмотрим далее некоторые моменты.

1. Камеры фотофиксации и движение автомобиля. Так, если машина стоит на светофоре, то непристегнутый ремень не будет фиксироваться как нарушение. Но стоит тронуться и начать движение, как камера зафиксирует непристегнутый ремень.

2. Камеры фотофиксации и плохая видимость. Искусственный интеллект, если не сможет распознать нарушение, не будет формировать базу снимков. Плохая видимость, безусловно, пока влияет на возможность определения того, пристегнут человек или нет. Если дорога ночью освещена хорошо, то все прекрасно будет видно.

Далее рассмотрим, как эта практика реализуется в рамках каршеринга. Для начала скажем, что он представляет собой.

Каршеринг — это аренда или прокат автомобиля на краткосрочный период у профильных компаний и частных лиц. Здесьтак же возникает вопрос, кто именно понесет ответственность за то, что в машине не был кто-то пристегнут.

Например, если нарушение выявила камера, то, соответственно, штраф будет оплачивать каршеринг. Ведь камера определяет государственный номер машины и отправляет штраф владельцу транспортного средства, т.е. фирме по каршерин-гу, а затем с привязанной карты (карты арендатора) каршеринг снимет деньги за выплаченный им штраф. При этом компании могут взимать комиссию за оплату штрафов ГИБДД. Обычно это прописывается в договоре аренды. Кроме того, при отсутствии денег на карте долг будет возрастать и есть риск быть приглашенным в суд. Если во время аренды автомобиля водителя с пассажирами остановили сотрудники ГИБДД, то штраф будет выписан водителю, так как протокол оформляется на его имя. Иными словами, в данном случае полную ответственность несет арендатор [7].

Благодаря камере фотофиксации штраф за непристегнутый ремень может прийти и в том случае, когда владелец машины продал ее, а новые собственник все еще не поставил машину на учет [3]. В этом случае необходимо посетить отделение ГИБДД и написать заявление по поводу того, что нужно прекратить регистрацию автомобиля по причине его продажи. Поэтому важно понимать, что для того, чтобы доказать свою невиновность, нужно учитывать то, где находился владелец автомобиля, когда транспортное средство было зафиксировано на камерах. Например, за границей, на работе, за городом или в больни-

це. Соответственно, доказательства тоже будут определенного вида и в конкретном количестве.

Таким образом, подведем итоги изученной практики. Нельзя не согласиться с тем, что подобная практика имеет место хотя бы по той причине, что ремень безопасности в большинстве случаев может спасти жизнь человеку при случившемся ДТП. Эта мера способна повлиять на возрастание количества осознанной езды на машине без пренебрежения основными требованиями и правилами безопасности.

Система, безусловно, не обладает совершенным характером. Издержки претерпевают различные субъекты, которые задействованы в аспекте работы камер фотофиксации, которые устанавливают факт не пристегнутого ремня безопасности. Предположим, что в целях совершенствования системы необходимо предпринять некоторые меры. Например, в определенных случаях было бы удобным устанавливать изначально факт того, что некоторое время машина будет находиться не в пользовании ее владельца, соответственно, штраф за нарушение мог бы прийти сразу и напрямую водителю.

Также некая система лояльности в предоставлении скидки при оплате штрафа — это очень хорошая практика, но злостным нарушителям, которые так и не готовы пристегиваться ремнем безопасности, стоит уменьшать процент скидки и вовсе сводить его к нулю в целях мотивирования их соблюдать все же установленные ПДД.

В конечном счете затронутая тема еще набирает обороты и только время покажет, какие все же ошибки допускаются и как сделать эту практику более эффективной и работающей во благо человека.

Список источников

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023, с изм. от 17.05.2023) // http://www. consultant.ru/

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // http://www.consultant.ru/

3. Как переписать штраф с владельца машины на водителя // URL: https://journal.tinkoff.ru/ ask/dal-pokatatsya-poluchil-shtraf/

4. Какое наказание предусмотрено за езду с непристегнутым ремнем // URL: https:// els24.com/article/1901-shtraf-za-nepristegnutyy-remen/

№ 4/2023

5. Работают ли камеры на ремень в 2023 году? // URL: https ://autotonkosti. ru/q/shtraf uyut-li-kamery-fotofiksacii-za-nepristyognutyy-remen-seychas-i

6. Штрафы ГИБДД: каршеринг | Как проверить штрафы ГИБДД у каршеринга | Мои Штрафы // URL: https://shtrafy-gibdd.ru/articles/ shtrafi-dlya-karsheringa#47219

7. Штрафы по камерам за телефон и ремень: власти раскрыли все подробности: Autonews // URL: https: / /www.autonews. ru/news / 5fce2 7659a 7947f47a659e1f

References

1. Code of the Russian Federation on Administrative Offences dated 30.12.2001 № 195-FZ (ed. dated 28.04.2023, with amendments. from 17.05.2023) // Access mode: http://www.consul-tant.ru/

2. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 25.06.2019 № 20 «On some issues arising in judicial practice when

considering cases of administrative offenses provided for in Chapter 12 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation» // http:// www.consultant.ru/

3. How to rewrite the fine from the owner of the car to the driver // URL: https://journal. tinkoff.ru/ask/dal-pokatatsya-poluchil-shtraf/

4. What punishment is provided for driving with an unbuckled belt // URL: https://els24.com/ article/1901-shtraf-za-nepristegnutyy-remen/

5. Are the cameras working on the belt in 2023? // URL: https://autotonkosti.ru/q/shtrafuyut-li-kamery-fotofiksacii-za-nepristyognutyy-remen-seychas-i

6. Traffic police fines: carsharing | How to check traffic police fines at carsharing | My Fines // URL: https://shtrafy-gibdd.ru/articles/shtrafi-dlya-karsheringa#47219

7. Fines on cameras for phone and belt: the authorities have revealed all the details: Autonews // URL: https://www.autonews.ru/news/5fce27659a 7947f47a659e1f

Информация об авторах

Кузминова Е.Ю. — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел

Барышников М.В. — кандидат юридических наук, доцент кафедры специальной подготовки

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 11.1 0.2023; одобрена после рецензирования 08.1 1.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the authors

Kuzminova E.Yu. — candidate of legal sciences, senior lecturer of the department of administrative law and administrative activity of the department of internal affairs

Baryshnikov M.V. — candidate of legal sciences, аssociate professor of the department of special training

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 11.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

№ 4/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.