5. Нефёдова М.С. Психологические условия школьной образовательной среды [Электронный ресурс] I М.С. Нефёдова II Психолого-педагоги-ческое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сб. научн. тр. Вып. 3. - Режим доступа: www.egpu.ru/lib/elib/ Data/Content/128253450068125000/Default.aspx.
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА И НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В КЛАССЕ АНСАМБЛЯ © Мартынова О.В.*
Московский городской педагогический университет, г. Москва
В статье рассматриваются характерные особенности камерной музыки, раскрывается ее содержательный потенциал, определяется камерно-ансамблевое исполнительство как один из наиболее сложных видов исполнительского искусства, выявляются аспекты, обусловленные спецификой ансамблевой деятельности, учет которых способствует наибольшей продуктивности работы в классе ансамбля.
Камерная музыка представляет собой богатейший пласт музыкального искусства. В этом жанре писали почти все великие композиторы прошлого и современности. Достаточно будет назвать имена И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, чтобы представить как разнообразен и богат мир камерной музыки. Эти и многие другие композиторы внесли огромный вклад в развитие жанра. По мнению многих выдающихся музыкантов, именно камерная музыка несет в себе самое ценное, самое сокровенное, самое глубокое, что было создано композиторами на протяжении истории развития музыкального искусства. Зачастую для выражения своих самых сокровенных мыслей и чувств композиторы используют жанры камерной музыки.
Камерная музыка (от ср.-век. лат. camera - комната; итал. musica da camera; франц. musique de chambre; англ. chamber music; нем. Hammermusik) -музыка, предназначенная для исполнения небольшим коллективом музыкантов. В XVI веке камерные произведения противопоставлялись музыке церковной, более мощной по звучанию; позднее - музыке для театра и концертной (симфонической и хоровой). При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет только один инструмент, в отличие от оркестро-
* Преподаватель кафедры Истории и теории музыки и музыкального образования, кандидат педагогических наук.
вой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон. Характерными особенностями музыкального изложения в камерной музыке являются: «тенденция к равноправию голосов, детализация мелодических, интонационных, ритмических и динамических выразительных средств, искусная и многообразная разработка тематического материала» [1, с. 229].
Коллектив, исполняющий камерную музыку, называется камерным ансамблем. С точки зрения количественного состава, как правило, в камерный ансамбль входят от двух (дуэт) до восьми, девяти музыкантов (октет, нонет). Каждый из участников ансамбля имеет самостоятельную партию. «Важнейшее отличие камерных произведений от симфонических заключается в выдвижении на первый план художественной индивидуальности исполнителя, в растущем значении личного начала. Тот художественный замысел, который в симфонии осуществляется силами большого коллектива, в лучших камерных произведениях ... раскрывается творческими усилиями одного или же нескольких (двух, трех, четырех, пяти) исполнителей-мастеров. Отсюда художественная равноправность отдельных исполнителей. С этим же связана тонкая индивидуализация, «детализированность» изложения партий отдельных инструментов в ... произведениях камерной музыки» [4, с. 278-279].
Исторически сложились канонические инструментальные составы некоторых камерных ансамблей, например, фортепианный дуэт, фортепианное трио, фортепианный квартет, фортепианный квинтет, струнный квартет и др. Также ансамбли делятся на монотембровые (ансамбли, состоящие из инструментов одного вида) и смешанные (ансамбли, включающие в себя инструменты разных видов).
Чайковский П.И. в свое время говорил о том, что камерно-ансамблевая музыка обладает литературой более богатой, чем все остальные роды музыки. Огромный содержательный потенциал камерной музыки раскрывается через многообразие музыкальных форм и жанров, ансамблевых составов. «Благодаря индивидуализации и значительной самостоятельности отдельных голосов, общий склад камерных произведений обычно достаточно сложен: наряду с тематической разработкой большое значение здесь приобретают также разнообразные полифонические приемы. По сравнению с симфоническими произведениями в классических камерных ансамблях преобладает содержание, связанное с более интимным миром чувствований и настроений, порой - с философски углубленными размышлениями» [4, с. 280].
Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что камерно-ансамблевое исполнительство является одним из наиболее сложных видов исполнительского искусства. Это, безусловно, ведет к осознанию роли и значения ансамблевой педагогики.
В процессе ансамблевой работы необходимо обратить внимание на три ключевых аспекта, обусловленных особенностями, спецификой ансамблевой деятельности: создание единого художественного замысла и исполни-
тельского плана ансамблевого произведения и его исполнительская реализация; достижение синхронности исполнения на разных уровнях функционирования ансамблевой техники; формирование гармоничной межличностной среды ансамблевого взаимодействия, направленной на обеспечение и поддержание благоприятной психологической атмосферы, эмоционального климата в ансамблевом коллективе, способствующего продуктивной целенаправленной работе.
Ансамбль обязательно предполагает художественную согласованность и единство эстетических намерений его участников. В основе создания единого плана интерпретации, рождения единого художественного замысла, единой трактовки исполнения, а также нахождения общих исполнительских средств лежат взаимопонимание и согласие участников ансамбля. Степень интенсивности проявления средств художественной выразительности (динамика, темповые соотношения и др.), их место в архитектонике музыкального произведения определяются замыслом, исполнительским планом, стилевыми особенностями композиции. Создание единого художественного замысла и исполнительского плана ансамблевого произведения возможно, если будет достигнуто художественное единство исполнителей, которое выражается в следующем: 1) взаимодействие сознаний музыкантов, их мировоззрений; представление ряда идей, определенных взглядов на исполнение музыкально-художественного произведения; 2) сопоставление, сравнение, анализ разных трактовок, разных точек зрения исполнителей; творческий поиск; 3) осознание исполнителями общности замысла, художественного видения исполняемого; ощущение чувства стиля (эпоха, направление, композиторский стиль); единство формы; 4) приведение к единству художественных намерений участников ансамбля; возникновение единого мнения, выработанного в условиях ансамблевых занятий; 5) выработка общей художественной концепции произведения. Результатом проведенной работы должно быть создание единого художественного замысла и исполнительского плана ансамблевого произведения. Все это достигается в процессе совместных репетиций, которые являются кульминационным этапом работы над ансамблем.
Также в процессе ансамблевых репетиций достигается технически грамотное ансамблевое исполнение, ансамблевая синхронность на разных уровнях на основе координирования действий партнеров по ансамблю, (координация метро-ритмической и темповой сторон исполнения, уравновешенность в силе звучания всех партий - динамический баланс, согласованность штрихов всех партий - единство приемов, фразировки, интонационное единство).
Единство метро-ритма определяется наличием вертикали в исполнении, одновременностью взятия и снятия звуков. К метроритмическим трудностям в ансамблевом исполнительстве можно отнести различные соединения восьмых и шестнадцатых, залигованных нот с последующими ритмическими группами, исполнение триолей, квинтолей, синхронное исполнение тре-
лей, репетиций и др. Вопросы темпа непосредственно связаны с вопросами ритма. Существует две возможности темпового изменения: ускорение темпа (accelerando) и замедление темпа (ritardando). Многообразие агогических нюансов, tempo rubato (различные колебания темпа внутри темпа) представляют собой различные комбинации accelerando и ritardando в разных музыкальных контекстах. В ансамблевой игре единство темпа представляет особую трудность. Особенно это проявляется при игре rubato. Здесь нужно особо отметить «отработанность» данного процесса. «На основании многочисленных наблюдений хочется заметить, что rubato в ансамблевом исполнительстве (по сравнению с сольным) отличается большей строгостью, «экономичностью», «расчетливостью». Стремясь к возможно более яркому, правдивому воплощению художественного образа, ансамблисты, вместе с тем, особенно дорожат ритмически организующим началом исполнения» [3, с. 155].
Динамический баланс в ансамблевом исполнительстве играет большую роль. Сбалансированность звучания ансамблевых партий является одной из важнейших исполнительских задач. Работа над динамическим балансом проводится на основе детального изучения особенностей фактурного изложения музыкального материала и выявления функциональных возможностей каждой ансамблевой партии. В результате этого формируется целостный звуковой образ ансамблевого произведения, находятся соответствующие звуковые краски каждой ансамблевой партии, адекватно отражающие индивидуальное своеобразие каждой из них и коррелирующие в общем контексте ансамблевой партитуры. Распределение динамики, степень интенсивности проявления того или иного динамического нюанса зависят также от регистра, в котором излагается та или иная ансамблевая партия. Достижение дифференциации разных звуковых пластов, сбалансированность, согласованность и стройность звучания ансамблевых партий свидетельствует о хорошем качественном уровне технически грамотного исполнения ансамбля.
Единство артикуляции, единство штрихов в ансамблевом исполнительстве подразумевает применение идентичных штрихов там, где это необходимо, и напрямую влияет на процесс интонирования ансамблевых произведений. Интонационное единство ансамбля будет определяться музыкальным синтаксисом, идентичностью деления музыкальной мысли на фразы и мотивы, одновременностью процесса интонирования всеми ансамблистами. Необходимо внимательно слушать и слышать своих партнеров по ансамблю, анализировать особенности их интонационных построений и уметь включаться в интонационный контекст, не выбиваясь из общей интонационной сферы. Основными синтаксическими элементами, из которых складывается интонационный процесс, являются мотивы, фразы и музыкальные предложения. В различных ансамблевых партиях довольно часто встречается последовательность синтаксических построений. Это требует от всех исполнителей идентичной фразировки мелодии. «Совместные поиски наи-
более выразительного произнесения каждой фразы приводят к выбору наиболее естественных для музыкального образа штрихов. Выбор штрихов не может производиться исполнителем каждой партии отдельно, так как штрихи в ансамбле взаимосвязаны. Одновременное или последовательное произнесение музыкальной фразы потребует от ансамблистов штрихов, дающих сходный по характеру звучания результат» [2, с. 82].
Большую роль в ансамблевом исполнительстве играет идентичность движений и общность мимических процессов участников ансамбля (например, взятие дыхания). Общность и одновременность кинетических процессов, особенно в условиях сценического выступления в ансамбле, усиливает эффект эстетического воздействия ансамбля на слушателей. Однако при соблюдении единства кинетических процессов необходимо чувство меры, которое позволит ансамблю быть единым, но живым организмом, исключающим искусственность и схематичность движений.
Необходимость формирования гармоничной межличностной среды ансамблевого взаимодействия обусловлена этической стороной ансамблевой деятельности как фундаментальной предпосылки успешного функционирования и жизнеспособности ансамблевого объединения, коллектива музы-кантов-исполнителей. Зачастую этика отношений в процессе ансамблевого исполнительства подразумевается как нечто само собой разумеющееся и не требующее постоянного внимания и целенаправленного педагогического воздействия. Но в этом постулате коренится главная ошибка. Очень часто ансамблевые коллективы распадаются из-за отсутствия гармоничной межличностной среды ансамблевого взаимодействия, способной обеспечивать на протяжении длительного периода времени гармоничное жизненное пространство для комфортного пребывания партнеров в ансамблевом коллективе. Микроклимат, созданный в коллективе музыкантов-ансамблистов, определяет не только степень психологической комфортности того или иного участника ансамбля, но и напрямую влияет на продуктивность совместной деятельности, ее качественный результат. Таким образом, этические аспекты определяют в конечном итоге успех или неуспех всей ансамблевой деятельности в целом. Сформированная гармоничная межличностная среда ансамблевого взаимодействия направлена на: обеспечение внутреннего психологического комфорта каждого музыканта-ансамблиста с целью свободного проявления им своих внутренних творческих сил и устремлений, творческого самовыражения в условиях продуктивной совместной художественно-творческой деятельности, какой является ансамблевое исполнительство; поддержание взаимопонимания между участниками ансамбля и интенсивного творческого взаимодействия, направленного на решение музыкально-художественных задач на высоком профессиональном уровне; повышение культуры общения, содействующей плодотворному сотрудничеству в сфере ансамблевого исполнительства.
Ансамблевое исполнительство - важнейшая сфера музыкальной деятельности. Являясь одним из наиболее сложных видов исполнительского искусства, оно требует всестороннего теоретического осмысления и создания научнометодической базы, обеспечивающей единство теоретического и практического подходов в ансамблевой педагогике. Игра в ансамбле предъявляет к исполнителям требования отличной индивидуально-исполнительской подготовки, глубокого понимания и реализации ансамблевых задач, особенностей ансамблевого исполнительства, наличия высокой культуры общения и поведения, обусловленной ансамблевой этикой. Все это побуждает к изучению различных аспектов, связанных с особенностями работы в классе ансамбля с целью наиболее яркой и художественно ценной интерпретации камерной музыки как одного из богатейших пластов музыкального искусства.
Список литературы:
1. Большой энциклопедический словарь Музыка / под ред. Г.В. Келдыша. - 2-е (репринтное) изд. «Музыкального энциклопедического словаря» 1990 года. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 672 с.
2. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники / А.Д. Готлиб. - М.: Музыка, 1971. - 96 с.
3. Давидян Р.Р. Из опыта работы в квартетном классе / Р.Р. Давидян // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство; ред.-сост. К.Х. Ад-жемов. - М.: Музыка, 1979. - С. 136-160.
4. Попова Т. Музыкальные жанры и формы / Т. Попова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1954. - 384 с.
РЕФЛЕКСИВНО-ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ © Мельничук Т.Ф.*
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины,
Украина, г. Киев
В статье раскрыто воспитание личности студента средствами музыки с позиции рефлексивно-инновационного подхода.
Для современного общества, которое переживает кризис во многих сферах жизнедеятельности и заинтересовано в выявлении условий, которые обеспечивали бы стабильность нравственности и мировоззренческих позиций, проблема духовности и духовной культуры стала актуальной. Отчужденность от культуры, приоритет материальных ценностей над духовными, стремление
* Доцент кафедры Культурологии, кандидат педагогических наук, доцент.