Научная статья на тему 'О профессиональных требованиях к музыканту-ансамблисту'

О профессиональных требованиях к музыканту-ансамблисту Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
488
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мартынова О. В.

В статье рассматриваются профессиональные требования к музыканту-ансамблисту, вытекающие из этической природы ансамблевого исполнительства и являющиеся важной составляющей ансамблевой этики. Соблюдение ансамблевой этики учащимися-инструменталистами позволяет оптимизировать занятия ансамблем, поднимает учащихся на более высокую ступень их профессионального и личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О профессиональных требованиях к музыканту-ансамблисту»

Решение:

AB AC AO „ Поскольку из условия задачи следует, что -= —— = —— = 2, то точ-

KB KC KO

ки B, O, C лежат на окружности Аполлония для отрезка AK и Х = 2. Обозначим точку пересечения окружности Аполлония и АК через G (рис. 8).

AG

Тогда-= 2 и G - центр правильного треугольника ABC, ZBGC = 120°.

KG

По свойству вписанных углов, опирающихся на одну хорду, ZBOC = = ZBGC = 120° или ZBOC = 180° -ZBGC = 60°.

Метод вспомогательной окружности основывается на умении увидеть и сопоставить данные геометрические факты, поэтому приемы его применения приходят с опытом.

Список литературы:

1. Зеленяк О.П. Решение задач по планиметрии. Технология алгоритмического подхода на основе задач-теорем. Моделирование в среде Turbo Pascal. - К.; M., 2008. - 336 с.

2. Готман Э.Г. Вспомогательная окружность // Квант. - 1971. - №1. -С. 28-31.

3. Полонский В.Б. и др. Учимся решать задачи по геометрии / В.Б. Полонский, Е.М. Рябинович, М.С. Якир. - Киев,1996. - 253 с.

4. Изаак Д.Ф. Выручает описанная окружность // Квант. - 1987. - № 2. - С. 41-42.

5. Кушнир И. Метод вспомогательных точек // Квант. - 1996. - № 2. -С. 36-39.

6. Заславский А.А. и др. Геометрические олимпиады им. И.Ф. Шары-гина / А.А. Заславский, В.Ю. Протасов, Д.И. Шарыгин. - М., 2007. - 138 с.

О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К МУЗЫКАНТУ-АНСАМБЛИСТУ

© Мартынова О.В.*

Московский городской педагогический университет, г. Москва

В статье рассматриваются профессиональные требования к музы-канту-ансамблисту, вытекающие из этической природы ансамблевого исполнительства и являющиеся важной составляющей ансамблевой этики. Соблюдение ансамблевой этики учащимися-инструменталистами

* Преподаватель кафедры Истории и теории музыки и музыкального образования, кандидат педагогических наук.

позволяет оптимизировать занятия ансамблем, поднимает учащихся на более высокую ступень их профессионального и личностного развития.

Музыкальный ансамбль - сложный вид исполнительского искусства. Он занимает самостоятельное место в музыкальном пространстве. Ансамблевая природа проявляется в разных областях музыкально-исполнительского искусства. Это и наиболее масштабные виды совместного исполнительства, такие как опера, балет, оркестр, хор; это и камерное музицирование, где представлено большое разнообразие различных жанров. Однако в музыкально-педагогической практике вопросы, связанные с ансамблевым исполнительством, зачастую отодвигаются на второй план. В системе музыкального образования доминирует установка на воспитание исполнителя-солиста. Несмотря на объективную значимость и безусловный потенциал ансамблевых дисциплин, рассматриваемый как в контексте профессионального развития учащихся-музыкантов, так и в контексте их личностного развития и роста, обнаруживается отсутствие системного анализа проблемы ансамблевого исполнительства с научно-теоретической точки зрения, наблюдается дефицит научно-методической литературы, методических разработок, направленных на повышение эффективности образовательного процесса на всех ступенях музыкального образования (школа - колледж - вуз).

Таким образом, обнаруженный информационный и методический пробел в области преподавания ансамблевых дисциплин, недостаточная разработанность научно-теоретической базы, соответствующих методических рекомендаций, побуждает обратиться к проблеме ансамблевой деятельности и создать педагогический инструментарий, позволяющий эффективно решать задачи профессионального и личностного развития учащихся в процессе этой деятельности.

Рассмотрим музыкальные ансамбли, имеющие камерную направленность. Камерная музыка (от ср.-век лат. camera - комната; итал. musica da camera; франц. musique de chambre; англ. chamber music; нем. Kammermusik) -музыка, предназначенная для исполнения небольшим коллективом музыкантов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон. Характерными особенностями музыкального изложения в камерной музыке являются: «тенденция к равноправию голосов, детализация мелодических, интонационных, ритмических и динамических выразительных средств, искусная и многообразная разработка тематического материала» [1, с. 229]. Коллектив, исполняющий камерную музыку, называется камерным ансамблем. С точки зрения количественного состава, как правило, в камерный ансамбль входят от двух (дуэт) до восьми, девяти музыкантов (октет, нонет). Каждый из участников ансамбля имеет самостоятельную партию. Исторически сложились канонические инструментальные составы некоторых камерных ансамблей,

например, фортепианный дуэт, фортепианное трио, фортепианный квартет, фортепианный квинтет, струнный квартет и др. Также ансамбли делятся на монотембровые (ансамбли, состоящие из инструментов одного вида) и смешанные (ансамбли, включающие в себя инструменты разных видов).

Особое место среди камерных ансамблей занимает фортепианный ансамбль - монотембровый ансамбль, объединяющий исполнителей одной специальности и предполагающий их совместную художественно-творческую деятельность. Учащимся-пианистам изучение искусства ансамблевой игры целесообразно начинать с занятий фортепианным ансамблем, так как он объединяет исполнителей одной и той же «специальности», что в значительной степени облегчает их взаимопонимание. В педагогической практике целесообразно использовать разные виды фортепианного ансамбля (для одного и двух фортепиано, в 3, 4, 6, 8 рук). Это расширяет представления учащихся о фортепианно-ансамблевом искусстве и опыт игры в фортепианном ансамбле, обогащает необходимыми ансамблевыми умениями. Благодаря фортепианному ансамблю в значительной степени расширяется музыкальное пространство и предоставляется возможность познания практически всей музыкальной литературы: симфонической, камерной, вокальной. «Известно, что с помощью рояля узнается и осваивается в учебной практике любая музыка» [6, с. 258]. Как пишет Г.Г. Нейгауз, рояль «охватывает самые широкие горизонты, необъятные музыкальные просторы», что «на нем, кроме всей неизмеримой по количеству, неописуемой по красоте музыки, созданной «лично для него», можно исполнять все, что называется музыкой, от мелодии пастушеской свирели до гигантских симфонических и оперных построений» [4, с. 73].

С педагогической точки зрения целесообразна организация планомерной и систематической ансамблевой подготовки учащихся-инструменталистов на разных ступенях музыкального образования. Для этого необходимо разработать научно-теоретическую базу обучения ансамблевому исполнительству. Обозначенная проблема является многосторонней и многоаспектной в системе обучения музыкально-исполнительскому искусству. В данной статье попытаемся осветить одну из ее граней.

Основным направлением оптимизации ансамблевых занятий является формирование ансамблевой этики учащихся-музыкантов. В сфере ансамблевого исполнительства ведущую роль играют этические аспекты, определяющие в конечном итоге успех или неуспех всей ансамблевой деятельности в целом.

Охарактеризуем понятие этики. Это: «совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы» [3, с. 841]. В наше время особенно актуализируется и становится все более значимой необходимость формирования нравственной культуры людей, уровень которой сегодня недостаточно высок. Общечеловеческие моральные нормы и принципы вытеснены из сознания людей новыми жизненными приоритетами, часто не свя-

занными с этическими основами межличностных взаимоотношений. Воспитывать нравственную культуру необходимо с детства. Игра в ансамбле как нельзя лучше способствует воспитанию нравственных устоев, этики общения и поведения, что обусловлено самой природой ансамблевой деятельности. В процессе межличностного взаимодействия участников ансамбля рождаются те нюансы человеческих взаимоотношений, которые воспитывают в учащихся положительные качества и свойства личности. «Игра в четыре руки учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению - не пальцевому, а слуховому, и, наконец, учит тому, что выходит за границы музыкального искусства и имеет психологический и этический смысл» [5, с. 286].

Ансамблевая этика - это совокупность норм и правил, регулирующих поведение учащихся на уроках ансамбля.

Для эффективного обучения ансамблевому исполнительству важно соблюдение учащимися ряда профессиональных требований, обеспечивающих наибольшую результативность ансамблевой деятельности:

- профессиональное владение инструментом всеми участниками ансамбля;

- устремленность всех ансамблистов к единой цели;

- понимание особенностей ансамблевого исполнительства каждым участником ансамбля;

- способность к адекватной передаче художественно-образного содержания ансамблевого произведения.

Эти требования вытекают из понимания этической природы ансамблевого исполнительства.

Профессиональное владение инструментом всемиучастниками ансамбля. Зачастую, как это ни странно, в педагогической среде бытует мнение, что ансамблевая форма работы не требует высокого исполнительского мастерства каждого ансамблиста, имеет свои «особые» задачи, связанные только лишь со спецификой понимания исключительно природы ансамбля, ансамблевых методов и приемов работы. Безусловно, особые ансамблевые методы и приемы работы определяют стилистику работы с ансамблем, изучение ансамблевых произведений. Но не только это влияет на качество ансамблевой подготовки учащихся. Первой стадией подхода к ансамблевому произведению является выучивание индивидуальной ансамблевой партии, знакомство (хотя бы на уровне хорошего чтения с листа) с инструментальной партией (партиями) партнера (или партнеров) по ансамблю. И здесь на первый план выдвигаются профессионально-исполнительские возможности и качества учеников.

Одним из первых требований, предъявляемых к ансамблистам при разучивании ансамблевого произведения, является свободное владение той ансамблевой партией, которую учащемуся поручено исполнять. Необходимо совершенно свободное владение музыкальным материалом, его фактурой, технически уверенное исполнение. Это возможно вследствие наличия

определенной музыкально-исполнительской базы, овладения умениями и навыками, полученными в классе специального фортепиано на занятиях сольным исполнительством, на довольно высоком качественном уровне. И несмотря на то, что на занятиях ансамблем большое внимание необходимо уделять развитию специфически ансамблевых умений и навыков учащихся, работа по развитию индивидуального исполнительского мастерства каждого ансамблиста должна находиться в сфере повышенного внимания преподавателя, ведущего ансамблевые занятия (в данном случае речь идет в первую очередь об однородных ансамблях - например, фортепианный ансамбль, где все участники и преподаватель играют на одном инструменте). Таким образом, профессиональное владение инструментом всеми участниками ансамбля является важным требованием, выполнение которого определяет успешность функционирования ансамбля.

Понимание значимости высокой индивидуально-исполнительской подготовки для участия в ансамбле необходимо всесторонне воспитывать в учащихся. Данное требование вытекает из этики ансамблевого исполнительства, поскольку индивидуально-исполнительское (сольное) мастерство партнеров по ансамблю напрямую влияет на качество ансамблевой работы. Вследствие этого каждый участник ансамбля обязан беспрестанно совершенствовать свою исполнительскую подготовку, чтобы не подвести своих товарищей. Также здесь наблюдается и обратный процесс, когда в ходе работы над ансамблем, например фортепианным, исходя из мотивации, побуждений, наблюдается повышенный интерес к чисто пианистическим проблемам в области индивидуального (сольного) исполнительства, повышается активность, работоспособность учащихся, стремление к преодолению трудностей, включаются честолюбивые мотивы - нежелание оказаться хуже других. Осваивая фортепианные ансамбли, учащиеся быстрее разбирают и разучивают нотный текст, стремятся к лучшей технической отделке и завершенности исполняемого, больше времени отводят домашней работе по подготовке домашнего задания (и не только в области ансамбля, но и всего задания в совокупности). В процессе ансамблевых занятий происходит улучшение индивидуальной исполнительской техники учащегося вследствие:

1. приобретения им опыта ансамблевой деятельности, в процессе которой требуется совершенствование индивидуальной исполнительской техники в целях координирования с другими участниками ансамбля;

2. наблюдения им манеры игры других учащихся и на основе этих наблюдений анализа их достоинств и недостатков (с соответствующими выводами).

Осознание учащимся своей роли, своей необходимости в ансамбле как целостном организме, является движущей силой самосовершенствования, что в результате повышает профессиональный уровень владения инструментом.

Взаимозависимость исполнительского и ансамблевого мастерства - чем выше профессионализм каждого участника, тем выше уровень мастерства ансамбля в целом - приводит учащихся к пониманию значимости сольной исполнительской подготовки для игры в ансамбле. В процессе ансамблевой деятельности учащиеся совершенствуют свое исполнительское мастерство.

Устремленность всех ансамблистов к единой цели определяется следующим:

1. единство целей, адекватных устремлениям всех участников ансамбля;

2. единство способов достижения целей и реализации поставленных задач (самореализация, самовыражение каждого из участников ансамбля через ансамблевую деятельность);

3. чувство общности, общего дела, единого организма и в то же время осознание собственной значимости, ощущение себя не в качестве какого-либо механизма, а ощущение весомости своей работы (личный вклад).

Устремленность всех участников ансамбля к единой цели играет важную роль в создании ансамбля, отражается на его качестве и успешном функционировании. Каждый из участников ансамбля должен иметь цель - создание ансамбля высокого уровня, а также должен испытывать потребность в ансамблевой деятельности. Осознание себя в ансамбле каждым из участников -важное условие его нормального функционирования. Возможность художественного самовыявления у ансамблиста довольно широка. В ансамбле роль каждого участника велика, и в данном случае целесообразно говорить о значительных возможностях самовыявления и самореализации через ансамблевую деятельность для каждого ансамблиста. В ансамбле оценивается вклад каждого участника в общее дело. Здесь можно говорить о проявлении личности любого из партнеров. Ансамблевая деятельность выявляет, а не нивелирует личность. «Подлинный ансамбль, слитность которого естественна и органична, не создается подавлением индивидуальной свободы партнеров; он возникает лишь тогда, когда взаимообязательства становятся синонимом взаимопомощи, когда неразрывность контакта не обременяет партнеров, а служит источником силы. Ансамблевая координация, направляя партнеров к единой цели, не стесняет действий каждого...» [2, с. 13].

Понимание особенностей ансамблевого исполнительства каждым участником ансамбля. Ансамблевое искусство всегда полифонично. Что представляет собой полифония, полифоническое произведение? Полифоническое произведение - это многоголосное произведение, имеющее в своем составе множество голосов, равноправных, самостоятельно развивающихся в тесной взаимосвязи с другими голосами. Переплетение этих голосов, их особое сочетание дает сложную звуковую ткань, сложные конструкции и звуковые формы. Каждый из голосов живет самостоятельной жизнью и в то же время нуждается в непрерывном взаимодополнении и взаимопереплетении с другими голосами. Полифоническое произведение по своей структуре напоми-

нает многослойную конструкцию, где отсутствие одного из голосов делает эту конструкцию несостоятельной, обедняет ее и лишает присущих ей индивидуальных особенностей и той музыкально-художественной ценности, которую она имела бы в своей основе, не потеряв необходимого жизненно важного структурного элемента. Если участникам ансамбля близка подобная точка зрения, если каждый из них сможет взглянуть на искусство ансамбля, ощущая себя неотъемлемой частью единой художественно-целостной конструкции, важнейшим аккордом в гармонической цепи аккордовых последовательностей на благо всеобщей гармонии, то в дальнейшем такое сложное явление как ансамбль будет иметь очевидную социокультурную перспективу.

Способность к адекватной передаче художественно-образного содер-ансамблевого произведения. В контексте данного требования важно указать на часто встречающуюся ошибку в репетиционной практике, когда ансамблисты несознательно относятся к своей работе и следят на репетиции только за теми замечаниями, которые относятся исключительно к их партии. Те музыкальные проигрыши, сольные эпизоды партнеров, которые непосредственно ими не исполняются, оставляются ими без внимания. Нельзя забывать о том, что все касающееся не только отдельной партии, но и всего музыкального произведения, должно быть принято в расчет каждым участником ансамбля, должно его интересовать. Многое из того, что говорит педагог о содержании пьесы, ее специфических особенностях, музыкальном материале, а также о композиторском стиле, выразительных средствах, одинаково относится ко всем исполнителям. Каждый участник ансамбля вместе со своими партнерами должен изучать и понимать не только свою партию, но и всю пьесу. Это влияет на способность «охвата» исполняемого произведения в целом и адекватность передачи художественно-образного содержания фортепианного ансамбля. Следовательно, ансамблист обязан хорошо знать свою партию, понимать указания педагога и все то, что относится к ансамблю; должен уметь чувствовать, искать образ, осознавать свое место в пьесе. Способность к адекватной передаче художественно-образного содержания ансамблевого произведения подразумевает ясное понимание функций каждой отдельной ансамблевой партии в создании художественного целого, детальное изучение каждой партии в отдельности и соотнесения всех ансамблевых партий в общем контексте единого целого.

Итак, профессиональные требования к участникам ансамбля являются важной составляющей ансамблевой этики, соблюдение которой имеет перспективную педагогическую направленность, позволяет устранить психологические барьеры и укрепить взаимопонимание ансамблистов, содействует эмоциональным контактам, диалогу, достижению духовной гармонии, обеспечивает выполнение художественных и технических задач на высоком качественном уровне. Все это позволяет оптимизировать урок ансамбля, поднимает учащихся на более высокую ступень их профессионального и личностного развития.

Список литературы:

1. Большой энциклопедический словарь. Музыка / Под ред. Г.В. Келдыша. - 2-е (репринтное) издание «Музыкального энциклопедического словаря» 1990 г. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1998. - 672 с.

2. Готлиб А. Д. Основы ансамблевой техники / А. Д. Готлиб. - М.: Музыка, 1971. - 96 с.

3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. -2-е изд., доп. - М.: Рус. яз., 2000. - 856 с.

4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г.Г. Нейгауз. - 6-е изд. - М.: Классика-ХХ1, 1999. - 232 с.

5. Сорокина Е.Г. Фортепианный дуэт. История жанра: Исслед. / Е.Г. Сорокина. - М.: Музыка, 1988. - 319 с.

6. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: дисс. ... д-ра пед. наук / Г.М. Цыпин. - М., 1977. - 407 с.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ В 21-М ВЕКЕ

© Морозов В.В.*

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,

г. Москва

Как всякий организованный процесс, семейное воспитание и по сей день предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем современном обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цель и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными. Следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совер-шенство. Достижение этой цели включает осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости, адаптации в мире. Здоровый, физически развитый человек способен более успешно заниматься умственным и физиче -ским трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту и сам стремится все делать красиво.

* Инженер кафедры Философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.