Научная статья на тему 'КАЛМЫКИЯ КАК ТЕРРИТОРИЯ ФРОНТИРА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

КАЛМЫКИЯ КАК ТЕРРИТОРИЯ ФРОНТИРА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фронтир / концепция фронтира / Республика Калмыкия / Юг России / этнокультурное многообразие / frontier / frontier concept / Republic of Kalmykia / South of Russia / ethnocultural diversity.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Г.П Кальдинова

Калмыкия как один из пограничных регионов России, как единственный буддийский регион в Европе являет собой условно южный, буддийский фронтир – территорию, связанную с более интенсивной трансграничной и транскультурной коммуникацией. В статье анализируются результаты социологического опроса на тему «Этнокультурное многообразие народов в регионе» сквозь призму теории фронтира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KALMYKIA AS A FRONTIER (BASED ON SOCIOLOGICAL RESEARCH MATERIALS)

Kalmykia, as one of the border regions of Russia and the only Buddhist region in Europe, is a relatively southern Buddhist frontier, a territory associated with more intense cross-border and transcultural communication. The article analyzes the results of a sociological survey on the topic “Ethnocultural diversity of peoples in the region” through the prism of the frontier theory.

Текст научной работы на тему «КАЛМЫКИЯ КАК ТЕРРИТОРИЯ ФРОНТИРА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

4. Кознова И. Е. Историческая память и основные тенденции ее изучения с.23-32// https://cyberleninka.rU/article/n/istoricheskaya-pamyat-i-osnovnye-tendentsii

(дата обращения: 12.02.2024)

5. Соколова М.В. Что такое историческая память. Преподавание истории в школе, 2008. №7. С.37.

Э01: 10.24412/2071-7830-2023-247-56-60 КАЛЬДИНОВА Г.П.

КАЛМЫКИЯ КАК ТЕРРИТОРИЯ ФРОНТИРА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, gala758@yandex.ru

Аннотация: Калмыкия как один из пограничных регионов России, как единственный буддийский регион в Европе являет собой условно южный, буддийский фронтир -территорию, связанную с более интенсивной трансграничной и транскультурной коммуникацией. В статье анализируются результаты социологического опроса на тему «Этнокультурное многообразие народов в регионе» сквозь призму теории фронтира.

Ключевые слова: фронтир, концепция фронтира, Республика Калмыкия, Юг России, этнокультурное многообразие.

Концепция фронтира, изначально возникшая и примененная относительно американской истории [8], является несколько уникальным явлением для современных российских исследований. С одной стороны, это — популярное понятие, которое широко использовалось в разное время практически в отношении каждой границы России, включая сибирскую, северокавказскую, дальневосточную, среднеазиатскую и т.д. С другой стороны, не закончились дискуссии относительно возможности использования такого подхода по отношению к российской истории и реальности [См.: 1, 3, 4, 5, 9].

В России продолжаются дискуссии об эвристических возможностях теории фронтира [2], далеко выходя за изначальные смыслы фронтира как места встречи «дикости и цивилизации» (Ф.Тернер).

Географическое положение Республики Калмыкия, ее историко-культурный «багаж»-принадлежность к восточному, азиатскому, буддийскому миру - во многом предопределяют ее пограничность, что априори обуславливает применимость фронтирной теории и методологии к ее исследованию. Вполне естественно, что это оказывает непосредственное воздействие на развитие общественных отношений, ценностных ориентаций, культурных и цивилизационных установок и моделей социального поведения — в конечном счете, на самоидентификацию населения, проживающего на фронтирных территориях России. Для формирования стратегических программ социально-экономического развития фронтирных регионов необходимо учитывать характер современного состояния идентификационных процессов в регионе, выявлять факторы, влияющие на эту идентичность, изучать ценностные и культурные ориентации, общественное сознание жителей региона. Между тем, на сегодняшний день практически отсутствуют данные комплексных научных исследований, которые были бы посвящены изучению фронтира вообще и самоидентификации населения такого пограничного, фронтирного региона, как Республика Калмыкия. Недостает сведений о текущем состоянии и перспективах ценностных ориентаций, политических и геополитических установках и моделях поведения, о наличии (или отсутствии) особенностей общественного сознания жителей пограничных регионов РФ.

№ 2 (47), 2023 г.

В данном контексте - в разрезе фронтирной ситуации - мы хотели бы проанализировать данные проведенного нами социологического исследования на тему «Этнокультурное многообразие народов в регионе» в рамках реализации Стратегического проекта «Калмыкия как трансграничный регион в восточном векторе России» Программы развития Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова как опорного регионального университета.

В исследовании был использован метод массового опроса населения. Отбор респондентов осуществлялся по многоступенчатой схеме, был использован квотный тип выборки. В исследовании были опрошены жители всех районов республики и г. Элисты, что обеспечило представительность основных этнических, социально-демографических и профессиональных групп.

В соответствии с квотными заданиями в данных населенных пунктах опрашивались граждане от 18 лет. Всего было опрошено 1001 человек.

Соотношение мужчин и женщин в совокупности опрошенных составило 43,2 и 56,8 процента соответственно. Распределение респондентов по возрастным группам в выборочной совокупности соответствует данным статистики: 18-24 года - 16,2 процент опрошенных, 25-34 года-18,4 процент, 35-44 года-17,1 процента, 45-54 года- 30,8 процента, 60 и старше - 17,5 процентов. Высшее образование имеют более трети опрошенных (40,2%); 13,6 процентов респондентов имеют среднее, а 39,2 процента - среднее специальное образование. Доля опрошенных, имеющих уровень образования ниже среднего, составила в выборочной совокупности 7 процентов. Доля калмыков в совокупности респондентов составила 53,3 процента, доля русских - 33,6 процента, доля людей другой национальности -13,1%. Более трети опрошенных (38,5%) проживают в г. Элиста, 61,5 процента респондентов - в районных центрах и в сельской местности.

Национальная идентичность и национальная структура населения. По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия, на конец 2023 года [6], все население региона составило 264483 человек, из них городское население - 124270, сельское население - 140213.

При этом подавляющее число жителей республики идентифицирует себя как калмыки (болдыры, калмыки-ойраты, ойрат, ойрат-калмыки, ойраты, хальмг, хойты) - 159138 человек, из них мужчины — 76715, женщины - 82423.

65490 человек идентифицировали себя как русские, из них мужчины - 30815, женщины -34675.

Численность других этнокультурных групп составила: аварцы - 2500; даргинцы - 7205; казахи - 4376; турки - 3949; чеченцы - 2802; азербайджанцы - 427; армяне - 566; белорусы 226: буряты - 108; грузины - 302; киргизы - 155; корейцы - 932; кумыки - 576; лезгины - 401; немцы - 543; рутульцы - 546; татары - 649; туркмены - 415; узбеки - 433; украинцы - 551; цыгане - 406 и др.

Как видно из статистических данных этнокультурный состав региона, национальная идентичность жителей региона представлены достаточна обширно. Следует отметить, что население фронтирного, пограничного региона, как правило, отличается своей этнокультурной и конфессиональной мозаичностью, что во многом обусловлено географией передвижений, коммуникаций, миграций; интенсивностью контактов этнических и конфессиональных общностей Северного Кавказа и Нижнего Поволжья, всего Юга России.

Отдельного исследования здесь заслуживает анализ личности жителя фронтира-фронтирсмена (frontiersman) [7], что позволит дать обобщающую картину базового типа личности пограничного региона.

Проведенный социологический опрос показал следующую картину национальной идентичности жителей Калмыкии: более половины опрошенных - 52,2 % считаю себя россиянами, 38,9 % связывают свою идентичность с национальностью и лишь 5,3 %-с религией.

52,2

38,9

0,9 2'7

Представителем Представителем Россиянином Ваш вариант Нет ответа

своей своей религии

национальности

Рис.1. Кем Вы себя считаете преяеде всего? (в %)

Исходя из тезиса, что территория фронтира выступает контактной коммуникативной точкой, рассмотрим ситуацию относительно этнокультурного многообразия, состояний межнациональных межконфессиональных отношений.

Межнациональные и межконфессиональные отношения.

Как показало проведенное исследование, 82,4 % опрошенных оценили положительно уровень взаимоотношений между представителями различных национальностей и конфессий в Республике Калмыкия, при этом 6,1 % охарактеризовали их как напряженные.

Рис.2. Как вы оцениваете уровень взаимоотношений между представителями различных национальностей и конфессий в Республике Калмыкия? (в %)

Сохранение этнокультурной идентичности.

Желание сохранить свою этнокультурную идентичность проявилось в ответах на вопрос «Хотели ли бы Вы, чтобы Ваши дети говорили на родном языке?». 87,3 % опрошенных ответили утвердительно.

№ 2 (47), 2023 г.

2,1

1,5

"Ло'-:-

SSSSSSSSSSSSS^

...

'"чл^— ~ ^SSSSSSSSSs: — Х^лчххчхч лл —

и Хотел бы £ Не хотел бы Ваш вариант & Нет ответа

ш

\87,3

Рис.3. Хотели ли бы Вы, чтобы Ваши дети говорили на родном языке? (в %)

Хорошо знают основы своей религии 46,6 % опрошенных. Имеют неполное представление об основных положениях вероучения - 36,9 %.

1-г

Хорошо знаю Имею неполное Практически Не интересуюсь Ваш вариант основные представление ничего не знаю положения об основных об основных вероучения и положениях положениях культа вероучения вероучения

Нет ответа

Рис.4. Насколько хорошо Вы осведомлены об основах своей религии? (в%)

При этом только 3,8 % респондентов хорошо осведомлены об основах других религий. Практически ничего не знают об основных положениях других религий - 26,8%, а 20,7 % вообще не интересуются такими вопросами.

Представляется, что для укрепления этнокультурного и конфессионального многообразия, межнационального мира и согласия в регионе необходим комплекс мер культурно-просветительского плана, направленных на ознакомление с культурой и традициями всех проживающих в регионе народов, с имеющимися у них ценностями мира, человеколюбия, добрососедства.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

39,7

ZO,«

20,7

9

3,8

■■ -1-1

Хорошо знаю Имею неполное Практически ничего Не интересуюсь основные представление об не знаю об положения основных основных

вероучения и культа положениях положениях

вероучения и культа вероучения

Нет ответа

Рис.5. Насколько хорошо Вы осведомлены об основах других религий? (в %)

Ситуация на фронтирной территории вследствие активных и обширных этнокультурных контактов требует самого пристального внимания в целях предотвращения нежелательных сценариев «конфликта цивилизаций». При этом концепция фронтира, на наш взгляд, обладает достаточным эпистемологическим потенциалом, конечно же, с учетом реалий российской истории и культуры, ее полиэтничной и многоконфессиональной специфики.

Список литературы

1. Аникин Д.А. Проблематика фронтира в исследованиях культурной памяти // Журнал фронтирных исследований. 2020. -№ 2. - С. 13-25.

2. Басалаева И. П., Дубман Э. Л., Мильчев В. И. Мизис Ю. А, Сень Д. В., Урушадзе А. Т., Ходарковский М. Как сегодня изучать фронтиры? Дискуссия по статье Д.В. Сеня // Петербургские славянские и балканские исследования. 2020. № 1 (27). Январь -Июнь. - С. 81-105.

3. Косторниченко В.Н. Историография возникновения термина «фронтир» // Материалы Международной научной конференции «Наука без границ: синергия теорий, методов и практик». Москва, 2020. - С. 79-81.

4. Кундакбаева Ж. Б., Сусеева Д. А. Взгляд калмыцкого наместника на политику России по укреплению Волго-Каспийского фронтира: из писем Дондук-Даши В.Н. Татищеву, 1741— 1745 гг. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2020. - Т. 25, № 5. - С. 32—41.

5. Насонов A.A. Распространение буддизма как религиозный фронтир (на примере юга Западной Сибири в дореволюционный период) // Религиоведение. 2020. № 2. - С. 5-14.

6. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия - https://30.rosstat.gov.ru/folder/35673

7. Романова А.П. Фронтирмэн, охотник, воин // Журнал фронтирных исследований. 2016. № 1. - С. 67-79.

8. Тернер Ф. Дж. Фронтир в американской истории / Пер. с англ. А.И. Петренко. Москва: Весь Мир, 2009.

9. Шебзухова Т.А. Фронтир - как историческое и социокультурное явление. Монография. Пятигорск, 2023. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.