4. Кознова И. Е. Историческая память и основные тенденции ее изучения с.23-32// https://cyberleninka.rU/article/n/istoricheskaya-pamyat-i-osnovnye-tendentsii
(дата обращения: 12.02.2024)
5. Соколова М.В. Что такое историческая память. Преподавание истории в школе, 2008. №7. С.37.
Э01: 10.24412/2071-7830-2023-247-56-60 КАЛЬДИНОВА Г.П.
КАЛМЫКИЯ КАК ТЕРРИТОРИЯ ФРОНТИРА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, gala758@yandex.ru
Аннотация: Калмыкия как один из пограничных регионов России, как единственный буддийский регион в Европе являет собой условно южный, буддийский фронтир -территорию, связанную с более интенсивной трансграничной и транскультурной коммуникацией. В статье анализируются результаты социологического опроса на тему «Этнокультурное многообразие народов в регионе» сквозь призму теории фронтира.
Ключевые слова: фронтир, концепция фронтира, Республика Калмыкия, Юг России, этнокультурное многообразие.
Концепция фронтира, изначально возникшая и примененная относительно американской истории [8], является несколько уникальным явлением для современных российских исследований. С одной стороны, это — популярное понятие, которое широко использовалось в разное время практически в отношении каждой границы России, включая сибирскую, северокавказскую, дальневосточную, среднеазиатскую и т.д. С другой стороны, не закончились дискуссии относительно возможности использования такого подхода по отношению к российской истории и реальности [См.: 1, 3, 4, 5, 9].
В России продолжаются дискуссии об эвристических возможностях теории фронтира [2], далеко выходя за изначальные смыслы фронтира как места встречи «дикости и цивилизации» (Ф.Тернер).
Географическое положение Республики Калмыкия, ее историко-культурный «багаж»-принадлежность к восточному, азиатскому, буддийскому миру - во многом предопределяют ее пограничность, что априори обуславливает применимость фронтирной теории и методологии к ее исследованию. Вполне естественно, что это оказывает непосредственное воздействие на развитие общественных отношений, ценностных ориентаций, культурных и цивилизационных установок и моделей социального поведения — в конечном счете, на самоидентификацию населения, проживающего на фронтирных территориях России. Для формирования стратегических программ социально-экономического развития фронтирных регионов необходимо учитывать характер современного состояния идентификационных процессов в регионе, выявлять факторы, влияющие на эту идентичность, изучать ценностные и культурные ориентации, общественное сознание жителей региона. Между тем, на сегодняшний день практически отсутствуют данные комплексных научных исследований, которые были бы посвящены изучению фронтира вообще и самоидентификации населения такого пограничного, фронтирного региона, как Республика Калмыкия. Недостает сведений о текущем состоянии и перспективах ценностных ориентаций, политических и геополитических установках и моделях поведения, о наличии (или отсутствии) особенностей общественного сознания жителей пограничных регионов РФ.
№ 2 (47), 2023 г.
В данном контексте - в разрезе фронтирной ситуации - мы хотели бы проанализировать данные проведенного нами социологического исследования на тему «Этнокультурное многообразие народов в регионе» в рамках реализации Стратегического проекта «Калмыкия как трансграничный регион в восточном векторе России» Программы развития Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова как опорного регионального университета.
В исследовании был использован метод массового опроса населения. Отбор респондентов осуществлялся по многоступенчатой схеме, был использован квотный тип выборки. В исследовании были опрошены жители всех районов республики и г. Элисты, что обеспечило представительность основных этнических, социально-демографических и профессиональных групп.
В соответствии с квотными заданиями в данных населенных пунктах опрашивались граждане от 18 лет. Всего было опрошено 1001 человек.
Соотношение мужчин и женщин в совокупности опрошенных составило 43,2 и 56,8 процента соответственно. Распределение респондентов по возрастным группам в выборочной совокупности соответствует данным статистики: 18-24 года - 16,2 процент опрошенных, 25-34 года-18,4 процент, 35-44 года-17,1 процента, 45-54 года- 30,8 процента, 60 и старше - 17,5 процентов. Высшее образование имеют более трети опрошенных (40,2%); 13,6 процентов респондентов имеют среднее, а 39,2 процента - среднее специальное образование. Доля опрошенных, имеющих уровень образования ниже среднего, составила в выборочной совокупности 7 процентов. Доля калмыков в совокупности респондентов составила 53,3 процента, доля русских - 33,6 процента, доля людей другой национальности -13,1%. Более трети опрошенных (38,5%) проживают в г. Элиста, 61,5 процента респондентов - в районных центрах и в сельской местности.
Национальная идентичность и национальная структура населения. По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия, на конец 2023 года [6], все население региона составило 264483 человек, из них городское население - 124270, сельское население - 140213.
При этом подавляющее число жителей республики идентифицирует себя как калмыки (болдыры, калмыки-ойраты, ойрат, ойрат-калмыки, ойраты, хальмг, хойты) - 159138 человек, из них мужчины — 76715, женщины - 82423.
65490 человек идентифицировали себя как русские, из них мужчины - 30815, женщины -34675.
Численность других этнокультурных групп составила: аварцы - 2500; даргинцы - 7205; казахи - 4376; турки - 3949; чеченцы - 2802; азербайджанцы - 427; армяне - 566; белорусы 226: буряты - 108; грузины - 302; киргизы - 155; корейцы - 932; кумыки - 576; лезгины - 401; немцы - 543; рутульцы - 546; татары - 649; туркмены - 415; узбеки - 433; украинцы - 551; цыгане - 406 и др.
Как видно из статистических данных этнокультурный состав региона, национальная идентичность жителей региона представлены достаточна обширно. Следует отметить, что население фронтирного, пограничного региона, как правило, отличается своей этнокультурной и конфессиональной мозаичностью, что во многом обусловлено географией передвижений, коммуникаций, миграций; интенсивностью контактов этнических и конфессиональных общностей Северного Кавказа и Нижнего Поволжья, всего Юга России.
Отдельного исследования здесь заслуживает анализ личности жителя фронтира-фронтирсмена (frontiersman) [7], что позволит дать обобщающую картину базового типа личности пограничного региона.
Проведенный социологический опрос показал следующую картину национальной идентичности жителей Калмыкии: более половины опрошенных - 52,2 % считаю себя россиянами, 38,9 % связывают свою идентичность с национальностью и лишь 5,3 %-с религией.
52,2
38,9
0,9 2'7
Представителем Представителем Россиянином Ваш вариант Нет ответа
своей своей религии
национальности
Рис.1. Кем Вы себя считаете преяеде всего? (в %)
Исходя из тезиса, что территория фронтира выступает контактной коммуникативной точкой, рассмотрим ситуацию относительно этнокультурного многообразия, состояний межнациональных межконфессиональных отношений.
Межнациональные и межконфессиональные отношения.
Как показало проведенное исследование, 82,4 % опрошенных оценили положительно уровень взаимоотношений между представителями различных национальностей и конфессий в Республике Калмыкия, при этом 6,1 % охарактеризовали их как напряженные.
Рис.2. Как вы оцениваете уровень взаимоотношений между представителями различных национальностей и конфессий в Республике Калмыкия? (в %)
Сохранение этнокультурной идентичности.
Желание сохранить свою этнокультурную идентичность проявилось в ответах на вопрос «Хотели ли бы Вы, чтобы Ваши дети говорили на родном языке?». 87,3 % опрошенных ответили утвердительно.
№ 2 (47), 2023 г.
9Д
2,1
1,5
"Ло'-:-
■
SSSSSSSSSSSSS^
...
'"чл^— ~ ^SSSSSSSSSs: — Х^лчххчхч лл —
и Хотел бы £ Не хотел бы Ваш вариант & Нет ответа
ш
\87,3
Рис.3. Хотели ли бы Вы, чтобы Ваши дети говорили на родном языке? (в %)
Хорошо знают основы своей религии 46,6 % опрошенных. Имеют неполное представление об основных положениях вероучения - 36,9 %.
1-г
Хорошо знаю Имею неполное Практически Не интересуюсь Ваш вариант основные представление ничего не знаю положения об основных об основных вероучения и положениях положениях культа вероучения вероучения
Нет ответа
Рис.4. Насколько хорошо Вы осведомлены об основах своей религии? (в%)
При этом только 3,8 % респондентов хорошо осведомлены об основах других религий. Практически ничего не знают об основных положениях других религий - 26,8%, а 20,7 % вообще не интересуются такими вопросами.
Представляется, что для укрепления этнокультурного и конфессионального многообразия, межнационального мира и согласия в регионе необходим комплекс мер культурно-просветительского плана, направленных на ознакомление с культурой и традициями всех проживающих в регионе народов, с имеющимися у них ценностями мира, человеколюбия, добрососедства.
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
39,7
ZO,«
20,7
9
3,8
■■ -1-1
Хорошо знаю Имею неполное Практически ничего Не интересуюсь основные представление об не знаю об положения основных основных
вероучения и культа положениях положениях
вероучения и культа вероучения
Нет ответа
Рис.5. Насколько хорошо Вы осведомлены об основах других религий? (в %)
Ситуация на фронтирной территории вследствие активных и обширных этнокультурных контактов требует самого пристального внимания в целях предотвращения нежелательных сценариев «конфликта цивилизаций». При этом концепция фронтира, на наш взгляд, обладает достаточным эпистемологическим потенциалом, конечно же, с учетом реалий российской истории и культуры, ее полиэтничной и многоконфессиональной специфики.
Список литературы
1. Аникин Д.А. Проблематика фронтира в исследованиях культурной памяти // Журнал фронтирных исследований. 2020. -№ 2. - С. 13-25.
2. Басалаева И. П., Дубман Э. Л., Мильчев В. И. Мизис Ю. А, Сень Д. В., Урушадзе А. Т., Ходарковский М. Как сегодня изучать фронтиры? Дискуссия по статье Д.В. Сеня // Петербургские славянские и балканские исследования. 2020. № 1 (27). Январь -Июнь. - С. 81-105.
3. Косторниченко В.Н. Историография возникновения термина «фронтир» // Материалы Международной научной конференции «Наука без границ: синергия теорий, методов и практик». Москва, 2020. - С. 79-81.
4. Кундакбаева Ж. Б., Сусеева Д. А. Взгляд калмыцкого наместника на политику России по укреплению Волго-Каспийского фронтира: из писем Дондук-Даши В.Н. Татищеву, 1741— 1745 гг. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2020. - Т. 25, № 5. - С. 32—41.
5. Насонов A.A. Распространение буддизма как религиозный фронтир (на примере юга Западной Сибири в дореволюционный период) // Религиоведение. 2020. № 2. - С. 5-14.
6. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия - https://30.rosstat.gov.ru/folder/35673
7. Романова А.П. Фронтирмэн, охотник, воин // Журнал фронтирных исследований. 2016. № 1. - С. 67-79.
8. Тернер Ф. Дж. Фронтир в американской истории / Пер. с англ. А.И. Петренко. Москва: Весь Мир, 2009.
9. Шебзухова Т.А. Фронтир - как историческое и социокультурное явление. Монография. Пятигорск, 2023. - 224 с.