УДК 008 ББК 87.6
В.Н. Бадмаев1, Б. Пурэвсурэн2
1Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова 2Институт философии Монгольской академии наук
ФЕНОМЕН ИДЕНТИЧНОСТИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ
НАРОДОВ В РЕГИОНЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ)
Вопросы, связанные с национальной проблематикой, межнациональными и межкультурными отношениями, представляют перманентный интерес и для академической науки, и для практической реализации задач национального строительства. Проблема идентичности особенно актуальна для такого полиэтничного поликонфессионального государства, как Россия.
В данном контексте особый интерес представляют социологические исследования этнокультурной и конфессиональной сферы в регионах России, поскольку социологический мониторинг выступает эффективным инструментом системы государственного мониторинга межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений, задачи которого были определены в «Стратегии государственной национальной политики» и отнесены к полномочиям Федерального агентства по делам национальностей.
Необходимо отметить, что учеными Калмыкии накоплен обширный социологический материал относительно ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, который нуждается в дальнейшем обобщении, осмыслении, систематизации.
Ключевые слова: национальная идентичность, культурное многообразие, национальная политика, Республика Калмыкия, социологический мониторинг, межнациональные и межконфессиональные отношения.
V.N. Badmaev1, B. Purevsuren2
Kalmyk state University named after B.B. Gorodovikov 2Institute ofphilosophy of the Mongolian Academy of Sciences
THE PHENOMENON OF IDENTITY AND ETHNOCULTURAL DIVERSITY OF PEOPLES IN THE REGION
(ON THE MATERIALS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH CARRIED OUT IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA)
The purpose of this article is to explore issues related to national issues, interethnic and intercultural relations. These issues are of permanent interest both for academic science and for the practical implementation of the tasks of national policy. The problem of identity is especially relevant for Russia that is considered to be a multi-ethnic and multi-religious state.
In this context, sociological studies of the ethnocultural and confessional sphere in the regions of Russia are ofparticular interest because sociological monitoring is an effective tool for the state monitoring system of interethnic and inter-confessional relations, the tasks of which were defined in the "Strategy of State National Policy " and are managed by the Federal Agency for Nationalities.
It should be noted that the scientists of Kalmykia have accumulated extensive sociological material regarding the situation in the field of interethnic and interfaith relations. These documents need further generalization, understanding and systematization.
Key words: national identity, cultural diversity, national policy, Republic ofKalmykia, sociological monitoring, interethnic and interfaith relations.
29 ноября 2019 года в г. Нальчик состоялось заседание Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ. Основной темой заседания стали вопросы реализации целей и задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [1].
В рамках государственной национальной политики «при сохранении основной двуединой задачи - укрепление единства многонационального народа Российской Федерации и поддержка этнокультурного многообразия - акцентируется внимание на российской цивилизационной идентичности, на её ключевой роли, основанной на русской культурной доминанте, носителем которой выступают ... все народы, населяющие Россию» [2].
Вопросы, связанные с национальной проблематикой, межнациональными и межкультурными отношениями, представляют перманентный интерес и для академической науки, и для практической реализации задач национального строительства.
Сложность исследования национальной проблематики, вопросов национальной идентичности связана с тем, что «национальная идентичность является динамичным историческим качеством бытия нации. Она выступает как результат прошлого и одновременно как ангажированность в отношении будущего» [6, с. 76].
Проблема идентичности особенно актуальна для такого полиэтничного поликонфессионального государства, как Россия. 13 ноября 2019 г. на Научной сессии «Фундаментальные проблемы развития российского общества» Общего собрания РАН директор Института философии РАН, академик Смирнов А.В. представил доклад «Самосознание российского общества». Смирнов А.В., анализируя цивилизацинно-идентификационную ситуацию в российском обществе, в мире в целом, приходит к выводу, что вопрос о культурно-цивилизацинной недоопределенности России, требующий философской рефлексии, приобретает особую остроту [18].
По мнению Смирнова А.В., в самосознании общества выделяются три уровня идентичности.
Первый уровень - низший, базовый, локальный. Здесь мы осознаем себя с учетом этнокультурной, языковой идентичности.
Третий уровень - высший, идентифицирует принадлежность к человечеству.
Второй уровень - промежуточный, сверхэтнический, срединный, обеспечивает культурно-цивилизационную устойчивость общества. Примеры идентичности этого уровня - европейская культура, история, философия, идентичность.
Как отмечает Смирнов А.В., «успешные и устойчивые культурно-цивилизационные проекты осуществлялись тогда, когда был найден срединный второй уровень идентичности», обеспечивающий взаимосвязь всех трех уровней идентичности [18].
Применительно к России таким срединным уровнем выступает модель России-Евразии, интегрирующая, «собирающая» все культурно-цивилизационные потоки, все этнокультурные и конфессиональные общности, имеющиеся в России.
В данном контексте особый интерес представляют социологические исследования этнокультурной и конфессиональной сферы в регионах России, поскольку социологический мониторинг выступает эффективным инструментом системы государственного мониторинга межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений, задачи которого были определены в «Стратегии государственной национальной политики» [4] и отнесены к полномочиям Федерального агентства по делам национальностей [3].
Необходимо отметить, что учеными Калмыкии накоплен обширный социологический материал относительно ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, который нуждается в дальнейшем обобщении, осмыслении, систематизации [См.: 7-17, 19].
В 2018-2019 гг. сотрудниками кафедры философии и культурологии Калмыцкого государственного университета (руководитель рабочей группы - Кальдинова Г.П., кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и культурологии КалмГУ) было проведено социологическое исследование на тему «Этнокультурное многообразие народов в регионе» в рамках реализации Стратегического проекта «Калмыкия как трансграничный регион в восточном векторе России» Программы развития Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова как опорного регионального университета.
В исследовании был использован метод массового опроса населения. Отбор респондентов осуществлялся по многоступенчатой схеме, был использован квотный тип выборки. В исследовании были опрошены жители всех районов республики и г. Элисты, что обеспечило представительность основных этнических, конфессиональных, социально-демографических и профессиональных групп. В соответствии с квотными заданиями, в данных населенных пунктах опрашивались граждане от 18 лет. Всего было опрошено 1001 человек.
Важно отметить, что социологический инструментарий данного исследования был предварительно апробирован учеными КалмГУ в рамках выполнения международных междисциплинарных проектов «Культурная самобытность монголоязычных народов», «Роль традиций в современной культуре монголоязычных народов» совместно с монгольскими коллегами, поддержанных грантами РГНФ, РФФИ, внутри-вузовскими грантами КалмГУ (2013-2018 гг.). Кроме того, в 2016 г. между Калмыцким государственным университетом и Институтом философии Академии наук Монголии было заключено соглашение о международном сотрудничестве по совместному выполнению научного проекта «Буддизм и современные социальные практики».
Сотрудники Института философии Академии наук Монголии ведут фундаментальные исследования по ряду таких перспективных проектов, как «Развитие Монголии: исследования и разработка политики», «Исследование религиозной ситуации в Монголии», «Новые религии в Монголии: социологический и философский анализ», «Анализ политики долгосрочного развития Монголии» и др. [5].
Остановимся на некоторых, представляющих интерес с точки зрения мониторинга идентификационных процессов в республике, результатах проведенного социологического опроса.
Изучение мнения населения республики о наличии интереса к проблемам межэтнических и межконфессиональных отношений показало, что значительная часть опрошенных в той или иной мере интересуется этими вопросами. Так, состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в месте проживания интересует 65% опрошенных. Практически не вызывают интерес проблемы межэтнического общения в своем населенном пункте у четверти опрошенных - 25,3%.
Состоянием межнациональных отношений в месте проживания интересуется 65,1%, в Республике Калмыкия - 67,4% респондентов, в России - 64,6%. Процент тех, кого не интересуют межнациональные отношения в своем населенном пункте, в Республике Калмыкия и России, составил 25,3%, 25,1% и 27,1% соответственно.
Таким образом, можно сделать вывод о достаточно высоком интересе со стороны населения к вопросам межнациональных отношений.
Ситуация с межконфессиональными отношениями в месте проживания была оценена как нормальная, хорошая - со стороны 74,5% опрошенных, как напряженная - 5,7% .
77,4% респондентов оценили современную ситуацию с межконфессиональными отношениями в Республике Калмыкия как стабильную, при этом 8,1% охарактеризовали как напряженную.
Более половины (52,3%) считает ситуацию в сфере межконфессиональных отношений в России нормальной, благоприятной, но немало и тех, кто находит ее напряженной, проблемной - 20,3% в целом.
Из ответов респондентов можно сделать вывод, что практически все этнические группы считают Калмыкию в плане межнациональных и межконфессиональных отношений в целом спокойным регионом, хотя при этом совсем не идеализируют общую ситуацию. На наш взгляд, их оценки достаточно близки к реальности - республика не является кризисным регионом, зоной межэтнических, межконфессиональных конфликтов, но при этом в этих сферах имеется немало вопросов. Важно понимать, что область отношений между этносами, этническими и конфессиональными группами не следует идеализировать, считать абсолютно беспроблемной. При возникновении кризисных ситуаций этнические группы могут не враждовать активно и открыто друг с другом; возможна взаимная отчужденность, малая интенсивность контактов.
24,9% респондентов обращают внимание на национальность и 20,9% опрошенных - на религиозную принадлежность окружающих их людей. При этом 57,2% не обращают внимания на национальность и 60,9% - на религиозную принадлежность окружающих людей.
Можно сделать вывод о достаточно высоком уровне этноконфессиональной толерантности и мультикультурности в обществе.
Ответы на вопросы, связанные с идентичностью населения республики, расположились следующим образом: более половины опрошенных - 52,2% - считают себя россиянами, 38,9% связывают свою идентичность с национальностью, и лишь 5,3% -с религией.
Как положительный момент можно отметить тот факт, что респонденты не противопоставляют общероссийскую, региональную, этническую, религиозную идентичность.
Можно сделать вывод, что общероссийская идентичность, выступая важным консолидирующим фактором, превалирует в системе идентификационных настроений среди жителей республики.
Интересной представляется ситуация относительно оценок межнациональных и межконфессиональных отношений в Калмыкии и России в целом.
82,4% опрошенных оценили положительно уровень взаимоотношений между представителями различных национальностей и конфессий в Республике Калмыкия, при этом 6,1% охарактеризовали их как напряженные.
Что касается общероссийской ситуации, то 64,9% респондентов дали положительную оценку и 16,6% определили уровень взаимоотношений между представителями различных национальностей и конфессий как напряженный.
Таким образом, в общероссийском контексте ситуация с межнациональными и межконфессиональными взаимоотношениями в Калмыкии в оценках жителей республики выглядит более стабильной и положительной.
Информативными и требующими к себе серьезного внимания являются ответы на вопросы о наиболее острых конфликтах (проблемах) в Республике Калмыкия. 41,8% назвали «конфликты между обеспеченными и малоимущими». 21,0% - «между людьми разных национальностей» и 25,3% - «между «местными» и приезжими». То есть более четверти опрошенных определяет наличие проблем во взаимоотношениях между местными жителями республики и прибывающими на место жительства в Калмыкию. Таким образом, можно резюмировать, что складывающаяся миграционная ситуация и настроения в обществе относительно мигрантов, прибывающих в республику, должны находиться в центре внимания соответствующих структур.
Достаточно высок процент (21,0%) тех, кто отмечает наличие межнациональных конфликтов в республике. Вместе с тем, 38,7% опрошенных отрицает случаи конфликтов между людьми разных национальностей. 50,0% считает, что это «единичные случаи», и 6,1% полагает, что они «постоянно случаются».
При этом поводом для подобных конфликтов выступают «ссоры на бытовой почве» (31,3%), «национальная принадлежность» (19,1%) и «религиозные разногласия» (7,9%).
Здесь возможна и проблема недостаточного регулирования миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития региона.
Желание сохранить свою этнокультурную идентичность проявилось в ответах на вопрос «Хотели ли бы Вы, чтобы Ваши дети говорили на родном языке?». 87,3% опрошенных ответили утвердительно.
Хорошо знают основы своей религии 46,7% опрошенных. Имеют неполное представление об основных положениях вероучения - 36,9%.
При этом только 3,8% респондентов хорошо осведомлены об основах других религий. Практически ничего не знают об основных положениях других религий -26,8%, а 20,7% вообще не интересуются такими вопросами.
29,0% опрошенных ответили, что не участвуют в праздновании национальных праздников других народов.
78,3% респондентов не знают о деятельности национальных общественных объединений в регионе.
В отношении идеи возрождения национальных традиций и обычаев положительно высказались 80,5% опрошенных. 1,3% респондентов считают, что это приводит к усилению националистических настроений в обществе.
При этом 84,8% считают необходимым возрождать свою национальную культуру и язык.
Вместе с тем, на вопрос о необходимости возрождать другие национальные культуры и язык 48,7% ответили положительно, а 41,2% ответили отрицательно.
В данном ключе интерес представляют ответы на вопрос об отношении к строительству или установлению религиозных объектов (символов) других народов и конфессий. Положительный ответ дали 43,0%. Отрицательный ответ был получен от 14,8% опрошенных. «Мне все равно» - ответили 40,5%.
В данной ситуации представляется важным и необходимым проведение мероприятий культурно-просветительского характера в целях преодоления негативных стереотипов, сложившихся в отношении некоторых народов, проживающих в республике. Несмотря на стабильную и положительную в целом ситуацию в межнациональных и межконфессиональных отношениях в республике, есть необходимость в проведении информационно-просветительских, культурных мероприятий, направленных на пропаганду этнокультурного и конфессионального многообразия и согласия в регионе.
Вызывают настороженность ответы на вопросы о влиянии СМИ на взаимоотношения людей разных национальностей. 42,4% оценили как «разнонаправленное»; 18,5% охарактеризовали как «негативное» и только 9,4% - как «позитивное». Учитывая указанные ответы, следует предположить, что необходимо увеличение специальных передач, программ и каналов СМИ, направленных на укрепление межнационального согласия и мира в республике.
Представляется, что для укрепления этнокультурного и конфессионального многообразия, межнационального мира и согласия в регионе необходим комплекс мер культурно-просветительского плана, направленных на ознакомление с культурой и традициями всех проживающих в регионе народов, с имеющимися у них ценностями мира, человеколюбия, добрососедства.
Список литературы
1. Официальный сайт Президента Российской Федерации - http://www.kremlin.ru/ events/president/news/62160/audios
2. Официальный сайт Комиссии по вопросам сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Материалы Заседания Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации 26 октября 2018 года, Ханты-Мансийск. - https://sovetnational.ru/ sovet/materialy-zasedaniy-soveta/
3. Официальный сайт Федерального агентства по делам национальностей -http://fadn.gov.ru/
4. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666.
5. Официальный сайт Института философии Академии наук Монголии -http://ip.ac.mn/
6. Бадмаев В.Н., Хутыз З.А. Историческая память и конструирование национальной идентичности // Новые технологии. 2009. №4. - С. 75-79.
7. Калмыкия в зеркале социологии: обзор научно-исследовательской деятельности С.Э. Лиджи-Горяевой. - Элиста: КалмНЦ РАН, 2019. - 388 с.
8. Кальдинова Г.П., Нуксунова А.М. Этнокультурная идентичность студенческой молодежи Калмыкии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 6 (112), ноябрь-декабрь, 2012. - https://wciom.ru/fileadmin/file/ monitoring/2012/112/Monitoring_2012_112_04_G.P._Kaldinova__A.M._Nuksunova.pdf
9. Лиджиева И.В., Немгирова С.Н. Этнокультурное развитие региона: мониторинг этноконфессионального и межкультурного взаимодействия в Республике Калмыкия // Oriental Studies (Вестник КИГИ РАН). - №1. 2014. - С. 15-22.
10. Намруева Л.В. Молодежь Калмыкии: выбор идентичности (по итогам опросов 2015, 2017 гг.) // Этносоциальные процессы на Юге России: способы урегулирования. Материалы Международной научно-практической конференции (г. Майкоп, АдГУ 21-22 ноября 2017 г.). - Майкоп: Изд-во ООО «Электронные издат. технологии», 2017. - С. 72-74
11. Намруева Л.В. Сельский уклад жизни (по материалам полевых исследований 2017 г. в Калмыкии) // Монголоведение (Монгол судлал). - 2017. - № 11. - С. 196-205.
12. Намруева Л.В. Участие молодежи в этнокультурных процессах (на примере Калмыкии) / Панорама Евразии. - 2012. - № 2 (10). - С. 49-53.
13. Намруева Л.В. Этническая идентичность в условиях культурного многообразия (на материале анализа 2017 года в Республике Калмыкия) // Наследие веков. - 2018. -№3. - С. 42-47.
14. Намруева Л.В. Этническая социализация молодежи Республики Калмыкия (анализ 2000 - 2010-х гг.). - Элиста: Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, 2015. - 195 с.
15. Немгирова С.Н. Особенности межнациональных отношений на региональном уровне // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. -Элиста, 2019. - № 1 (38). - С. 108-111.
16. Немгирова С.Н., Манцаева А.А. Оценка межэтнических отношений жителями районов Республики Калмыкия // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. - Элиста, 2019. - № 2 (37). - С. 108-111.
17. Нусхаева Б.Б. Религиозность населения Калмыкии в современных исследованиях // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2017. Выпуск 4. - С. 220-224.
18. Смирнов А.В. Самосознание российского общества. Доклад на Научной сессии «Фундаментальные проблемы развития российского общества» Общего собрания РАН 13 ноября 2019 г.. Электронный ресурс. https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_ events/2019/13_11_19/samosoznaniye_rossiyskogo_obshestva.pdf
19. Тюмидова М.Е., Уланов М.С. Менталитет калмыцкого этноса: истоки, сущность и специфика. - Элиста. Издательство Калмыцкого государственного университета. 2019. - 120 с.