Научная статья на тему 'Религии в транскультурном пространстве Калмыкии и региональный опыт укрепления межконфессиональных отношений. '

Религии в транскультурном пространстве Калмыкии и региональный опыт укрепления межконфессиональных отношений. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
417
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религии / диалог религий / транскультурное пространство / Калмыкия / межконфессиональные отношения / буддизм / православие / ислам / religion / dialogue of religions / transcultural space / Kalmykia / interfaith relations / Buddhism / Orthodoxy / Islam.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Уланов М. С.

В статье исследуется региональный опыт межконфессиональных отношений в Республике Калмыкия. Калмыкия традиционно отличается уникальным геокультурным и геополитическим положением. На протяжении всей его многовековой истории здесь происходили интенсивные межкультурные и межконфессиональные контакты цивилизаций Востока и Запада. Отмечается, что Калмыкия является примером того, как можно и нужно жить разным религиям, мирно сосуществуя, сотрудничая, и взаимно дополняя друг друга. Опыт межконфессиональных отношений показывает, что только через конструктивный диалог религий и их сотрудничество возможно развитие и мирное сосуществование многонационального общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

irrigation, soil salinity, Volga-Chograi chanal, irrigation chanal

The article explores the regional experience of interfaith relations in the Republic of Kalmykia. Kalmykia traditionally has a unique geocultural and geopolitical position. Throughout its centuries-old history, intensive intercultural and interfaith contacts of the civilizations of the East and West took place here. It is noted that Kalmykia is an example of how different religions can and should live, coexisting peacefully, cooperating, and mutually complementing each other. The experience of interfaith relations shows that only through a constructive dialogue of religions and their cooperation is development and peaceful coexistence of a multinational society possible.

Текст научной работы на тему «Религии в транскультурном пространстве Калмыкии и региональный опыт укрепления межконфессиональных отношений. »

СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10022 УЛАНОВ М.С.

РЕЛИГИИ В ТРАНСКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАЛМЫКИИ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ УКРЕПЛЕНИЯ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Аннотация: В статье исследуется региональный опыт межконфессиональных отношений в Республике Калмыкия. Калмыкия традиционно отличается уникальным геокультурным и геополитическим положением. На протяжении всей его многовековой истории здесь происходили интенсивные межкультурные и межконфессиональные контакты цивилизаций Востока и Запада. Отмечается, что Калмыкия является примером того, как можно и нужно жить разным религиям, мирно сосуществуя, сотрудничая, и взаимно дополняя друг друга. Опыт межконфессиональных отношений показывает, что только через конструктивный диалог религий и их сотрудничество возможно развитие и мирное сосуществование многонационального общества.

Ключевые слова: религии, диалог религий, транскультурное пространство, Калмыкия, межконфессиональные отношения, буддизм, православие, ислам.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 19-18-00118 «Россия и буддийский мир в дискурсе философского востоковедения».

Калмыкия традиционно отличается уникальным геокультурным и геополитическим положением. На протяжении всей его многовековой истории здесь происходили интенсивные межкультурные и межконфессиональные контакты цивилизаций Востока и Запада. Важной особенностью культурного пространства Калмыкии является ее транскультурность. Понятие «транскультурность» или «транскультурация» является одним из ключевых терминов, используемых в «пограничьеведении». Данный термин был впервые использован кубинским этнологом Фернандо Ортисом при исследовании сложных феноменов взаимодействия разных элементов в кубинской культуре [1]. Транскультурация предполагает наличие нескольких культурных точек отсчета, пересечение нескольких культур или цивилизаций, некое курсирование между ними. Понятие транскультурации включает в себя также и своеобразное состояние потусторонности, которое отличается пребыванием и там, и здесь или не там и не здесь (например: и Запад и Восток или ни Запад и ни Восток). Кроме того, транскультурация всегда предполагает культурный полилог, в котором, при всем том, не должно происходить абсолютного слияния и синтеза. Можно сказать, что разные культуры здесь встречаются, взаимодействуют, но не сливаются, сохраняя свою уникальность и самобытность. Поэтому транскультурация не предполагает уничтожение различий между цивилизациями и культурами, но, наоборот, обращает на них внимание, основывая на этих отличиях творческий процесс формирования новых форм и смыслов. [2, с. 137-138].

В данном контексте транкультурное пространство Калмыкии представляет собой не только некий этнокультурный синкретизм или эклектизм, не только область существования разных этнических культур и конфессий, но и возможность их диалога. Транскультурное пространства Калмыкии имеет богатый исторический опыт межкультурных контактов этносов и религий, а феномен транскультурности является ключевой характеристикой Калмыкии.

Особое место в транскультурном пространстве Калмыкии занимает буддизм, буддийская культура. В начале XVII века предки калмыков - ойраты, совершив трансконтинентальный переход из Азии в Европу, добровольно вошли в состав Российского государства. «Феноменальность» позиционирования калмыков, которые, будучи классическим восточным (по антропологии, менталитету, языку, религии, культуре) народом, проживают в Европе на границе между большим христианским миром с одной стороны, и мусульманским с другой, может быть рассмотрена в контексте транскультурной теории [3, с.34].

Современная религиозная ситуация в Калмыкии характеризуется значительным динамизмом. На ее территории за последнее время зарегистрированы и активно действуют буддийские общины, Русская православная епархия, мусульманские общины, Церковь адвентистов 7-го дня, католическая община, Церковь евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) и другие религиозные группы [4, с.72].

Говоря о роли буддизма в межконфессиональных отношениях, необходимо отметить, что процесс возрождения буддизма в Калмыкии носит конструктивный характер и способствует установления здоровых межрелигиозных отношений в Калмыкии. Буддийское духовенство республики считает необходимым тесное

№ 1(38), 2019 г.

взаимодействие и сотрудничество с Православной епархией и другими традиционными религиозными организациями по всем важным проблемам общественно-политической и культурной жизни. В свою очередь представители православия проявляют доброжелательность в отношении буддистов [Подр.: 5; 6]. Так, например, бывший архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима дважды посещал Его Святейшество Далай-ламу в Индии, где оба пастыря подолгу дружески беседовали. Делясь своими впечатлениями о встречах с Далай-ламой, владыка Зосима отмечает следующее: «Это человек не простой, глубокой духовности и смиренности. В нем есть все то, о чем мы читаем в жизнеописаниях наших православных святых, особенно пустынников первых веков. Меня поражают его скромность и терпение, в нем абсолютно отсутствует, как бы сказать, комплекс начальника, в любой момент готового осадить того, кто ниже по своему положению. Далай-лама человек совершенного беззлобия. Тому свидетельством - открытая детская улыбка, почти не сходящая у него с лица» [7, с.7].

Конструктивные отношения сложились у буддийских организаций Калмыкии и с представителями ислама. Всего в Калмыкии проживает более 45 000 мусульман разных народностей. Это немалый процент, если учесть, что все население республики (по статистическим данным на начало 2011 года) составляет 288,9 тыс. человек. В Калмыкии действует восемь районных организации и еще четыре мусульманских групп. Есть пять мечетей и шесть молельных домов. В Калмыкии ведут работу восемь имамов. Часть из них являются выпускниками российских исламских университетов. Для координации деятельности мусульманских общин 29 декабря 2000 года был образован «Исламский религиозный Центр», а в ноябре 2007 года была образована централизованная религиозная организация Духовное управление мусульман Республики Калмыкия (ЦРО ДУМ РК). Духовное управление мусульман Республики Калмыкия постоянно сотрудничает с общественными и культурными объединениями диаспор этнических мусульман, проживающих в республике.

Особую роль в налаживании конструктивных отношений между традиционными конфессиями республики сыграл Департамент по делам религии, созданный в 1993 г. и просуществовавший до 2002 г. «Практика функционирования Департамента по делам религий как государственной структуры была уникальной. Она встретила немало трудностей, особенно в вопросах регулирования отношений между церквями, основными конфессиями и новыми религиозными течениями, имеющими небольшое количество последователей в республике, и т. д. На этапе возрождения религии и роста национального самосознания практические действия, предпринятые департаментом, способствовали укреплению мира и согласия, взаимодействия между народами и конфессиями» [8, с.87].

Государственно-конфессиональные отношения в Республике Калмыкия находятся на позитивно развивающемся уровне. В 2004 г. по инициативе Объединения буддистов Калмыкии, Элистинской и Калмыцкой Епархии Русской Православной Церкви и Духовного управления мусульман РК в республике был создан Межрелигиозный совет традиционных конфессий, деятельность которого способствует обеспечению межрелигиозного и межнационального мира, предотвращению конфликтов на этноконфессиональной почве, утверждению в обществе традиционных духовных ценностей. «Межрелигиозный совет традиционных конфессий Калмыкии является общественной организацией, созданной традиционными религиями Калмыкии... Целью данного Совета является координация совместной деятельности традиционных религиозных организаций в деле укрепления и развития их диалога; обеспечения и поддержания межрелигиозного и межнационального мира, достижения согласия и стабильности в обществе; предотвращения конфликтов на этноконфессиональной почве; утверждения в обществе традиционных духовных ценностей, диалога с государственной властью Калмыкии, международными межрелигиозными организациями. Данный Совет не ставит своей целью сближение вероучений и доктрин, не имеет богослужебных форм деятельности и собственных теологических позиций. Совет не ассоциирует себя с государством или с какой-либо политической силой» [9, с.77-78].

В Калмыкии сложился уникальный опыт гармонического сосуществования различных культур и конфессий, что подтверждается межнациональным и межконфессиональным согласием, согласованной реакцией лидеров духовенства на события, совместными мероприятиями. Представители буддийского, православного и мусульманского духовенства активно участвует в Общественных советах при УФНС по Республике Калмыкия, при МЧС, при УФСИН, при Минюсте, отстаивают и защищают интересы жителей республики.

Представители традиционных религий нередко проводят совместные акции. Так в 2010 г. было подписано соглашение между управлением Федеральной службы судебных приставов РФ по Калмыкии и представителями религиозных конфессий республики. С помощью религиозных деятелей приставы намерены пробуждать сознание должников и побуждать их к исполнению судебных решений [10].

Религиозные деятели совместно посещают социально незащищенные и неблагополучные семьи. Отрадно видеть, что за последние годы произошло немало положительных сдвигов в государственно-религиозных отношениях, и вопрос элементарного выживания уже не стоит перед религиозными сообществами.

Межрелигиозный диалог является одним из ключевых способов общественного развития и улучшения благосостояния всех народов, поощрения толерантности, взаимопонимания и гармонии между различивши культурами и религиями, а также способствует преодолению конфликтов и насилия.

Таким образом, Калмыкия является примером, как можно и нужно жить разным религиям, мирно сосуществуя, сотрудничая, и взаимно дополняя друг друга. Опыт межконфессиональных отношений показывает, что только через конструктивный диалог религий и их сотрудничество возможно развитие и мирное сосуществование многонационального и многоконфессионального общества.

1. Ortiz F. Cuban Counterpoint. Tobacco and Sugar. Durham and London: Duke university press, 1995. 313 р.

2. Тлостанова, М. В. Транскультурация как модель социокультурной динамики и проблема множественной идентификации // Вопросы социальной теории. 2011. TV. С. 126-149.

3. Бадмаев, В. Н. Национальная идентичность в поликультурном пространстве Юга России. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2012. 80 с.

4. Лиджи-Горяева, Б. В. Диалог религий и культур в Калмыкии сегодня // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2007. № 1-2. С.70-79.

5. Уланов, М. С. Калмыцкий буддизм: исторический опыт и современные социальные реалии // Народы Калмыкии: проблемы национального самосознания и толерантности сборник научных трудов. Элиста: КТИ, 2008. С. 129-136.

6. Уланов, М. С. К проблеме возрождения буддизма в Калмыкии // Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа: материалы международной конференции, посвященной 405-летию со дня рождения выдающегося просветителя Зая-Пандиты Намкай Джамцо. Элиста: Джангар, 2004. С.138-143.

7. Зосима, Епископ Элистинский и Калмыцкий. В нем очень много от православных подвижников // Новые известия. 2004. 02. 12. № 223. С.7.

8. Очирова, Н. Г. Религиозные процессы в Респуб-лике Калмыкия в переходный период (90-е гг. ХХ века) // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск. 2011а. № 6. С.82"88.

9. Лиджи-Горяева, Б. В. Диалог религий и культур в Калмыкии сегодня // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2007. № 1-2. С. 77-78.

10. Дженгуров, Б. Религиозные деятели Калмыкии помогают судебным приставам [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/169658/

DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10023 НАМРУЕВА Л.В.

УДК 316. 354:351/354

СЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ УКЛАД: МНЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ЮГА РОССИИ

(ПО ИТОГАМ ОПРОСА 2018 г.)1

Аннотация: Автор анализирует результаты Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 и 2016 гг. Итоги показывают, что в Республике Калмыкия, Астраханской, Волгоградской областях, Ставропольском крае значительно сократилось число крупные и средних сельскохозяйственных организаций, а количество малых, напротив, гораздо увеличилось. В статье также рассмотрены отдельные результаты социологического исследования, проведенного 2018 г. в указанных четырех регионах. Опрошено 400 сельских жителей. Проанализированные данные показывают, что большая часть опрошенных (59 %) связывает свою жизнь с селом, а более трети респондентов (38 %) не желают жить в сельской местности.

Ключевые слова: сельское население, южнороссийские регионы, хозяйство населения, фермерское хозяйство, сельхозпредприятие, миграция

Многоукладная сельская экономика в стране формировалась в результате аграрной реформы 1990-х гг. Одним из нежелательных последствий этих процессов явилось катастрофическое исчезновение сельских поселений в результате ликвидации крупных форм хозяйствования (колхозов, совхозов). Ушло в прошлое доминирование в сельской местности данного коллективного хозяйственного уклада, его постепенно вытеснили те, что основаны на разных способах хозяйствования и ином образе жизни. С начала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.