СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ
DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10022 УЛАНОВ М.С.
РЕЛИГИИ В ТРАНСКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАЛМЫКИИ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ УКРЕПЛЕНИЯ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Аннотация: В статье исследуется региональный опыт межконфессиональных отношений в Республике Калмыкия. Калмыкия традиционно отличается уникальным геокультурным и геополитическим положением. На протяжении всей его многовековой истории здесь происходили интенсивные межкультурные и межконфессиональные контакты цивилизаций Востока и Запада. Отмечается, что Калмыкия является примером того, как можно и нужно жить разным религиям, мирно сосуществуя, сотрудничая, и взаимно дополняя друг друга. Опыт межконфессиональных отношений показывает, что только через конструктивный диалог религий и их сотрудничество возможно развитие и мирное сосуществование многонационального общества.
Ключевые слова: религии, диалог религий, транскультурное пространство, Калмыкия, межконфессиональные отношения, буддизм, православие, ислам.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 19-18-00118 «Россия и буддийский мир в дискурсе философского востоковедения».
Калмыкия традиционно отличается уникальным геокультурным и геополитическим положением. На протяжении всей его многовековой истории здесь происходили интенсивные межкультурные и межконфессиональные контакты цивилизаций Востока и Запада. Важной особенностью культурного пространства Калмыкии является ее транскультурность. Понятие «транскультурность» или «транскультурация» является одним из ключевых терминов, используемых в «пограничьеведении». Данный термин был впервые использован кубинским этнологом Фернандо Ортисом при исследовании сложных феноменов взаимодействия разных элементов в кубинской культуре [1]. Транскультурация предполагает наличие нескольких культурных точек отсчета, пересечение нескольких культур или цивилизаций, некое курсирование между ними. Понятие транскультурации включает в себя также и своеобразное состояние потусторонности, которое отличается пребыванием и там, и здесь или не там и не здесь (например: и Запад и Восток или ни Запад и ни Восток). Кроме того, транскультурация всегда предполагает культурный полилог, в котором, при всем том, не должно происходить абсолютного слияния и синтеза. Можно сказать, что разные культуры здесь встречаются, взаимодействуют, но не сливаются, сохраняя свою уникальность и самобытность. Поэтому транскультурация не предполагает уничтожение различий между цивилизациями и культурами, но, наоборот, обращает на них внимание, основывая на этих отличиях творческий процесс формирования новых форм и смыслов. [2, с. 137-138].
В данном контексте транкультурное пространство Калмыкии представляет собой не только некий этнокультурный синкретизм или эклектизм, не только область существования разных этнических культур и конфессий, но и возможность их диалога. Транскультурное пространства Калмыкии имеет богатый исторический опыт межкультурных контактов этносов и религий, а феномен транскультурности является ключевой характеристикой Калмыкии.
Особое место в транскультурном пространстве Калмыкии занимает буддизм, буддийская культура. В начале XVII века предки калмыков - ойраты, совершив трансконтинентальный переход из Азии в Европу, добровольно вошли в состав Российского государства. «Феноменальность» позиционирования калмыков, которые, будучи классическим восточным (по антропологии, менталитету, языку, религии, культуре) народом, проживают в Европе на границе между большим христианским миром с одной стороны, и мусульманским с другой, может быть рассмотрена в контексте транскультурной теории [3, с.34].
Современная религиозная ситуация в Калмыкии характеризуется значительным динамизмом. На ее территории за последнее время зарегистрированы и активно действуют буддийские общины, Русская православная епархия, мусульманские общины, Церковь адвентистов 7-го дня, католическая община, Церковь евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) и другие религиозные группы [4, с.72].
Говоря о роли буддизма в межконфессиональных отношениях, необходимо отметить, что процесс возрождения буддизма в Калмыкии носит конструктивный характер и способствует установления здоровых межрелигиозных отношений в Калмыкии. Буддийское духовенство республики считает необходимым тесное
№ 1(38), 2019 г.
взаимодействие и сотрудничество с Православной епархией и другими традиционными религиозными организациями по всем важным проблемам общественно-политической и культурной жизни. В свою очередь представители православия проявляют доброжелательность в отношении буддистов [Подр.: 5; 6]. Так, например, бывший архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима дважды посещал Его Святейшество Далай-ламу в Индии, где оба пастыря подолгу дружески беседовали. Делясь своими впечатлениями о встречах с Далай-ламой, владыка Зосима отмечает следующее: «Это человек не простой, глубокой духовности и смиренности. В нем есть все то, о чем мы читаем в жизнеописаниях наших православных святых, особенно пустынников первых веков. Меня поражают его скромность и терпение, в нем абсолютно отсутствует, как бы сказать, комплекс начальника, в любой момент готового осадить того, кто ниже по своему положению. Далай-лама человек совершенного беззлобия. Тому свидетельством - открытая детская улыбка, почти не сходящая у него с лица» [7, с.7].
Конструктивные отношения сложились у буддийских организаций Калмыкии и с представителями ислама. Всего в Калмыкии проживает более 45 000 мусульман разных народностей. Это немалый процент, если учесть, что все население республики (по статистическим данным на начало 2011 года) составляет 288,9 тыс. человек. В Калмыкии действует восемь районных организации и еще четыре мусульманских групп. Есть пять мечетей и шесть молельных домов. В Калмыкии ведут работу восемь имамов. Часть из них являются выпускниками российских исламских университетов. Для координации деятельности мусульманских общин 29 декабря 2000 года был образован «Исламский религиозный Центр», а в ноябре 2007 года была образована централизованная религиозная организация Духовное управление мусульман Республики Калмыкия (ЦРО ДУМ РК). Духовное управление мусульман Республики Калмыкия постоянно сотрудничает с общественными и культурными объединениями диаспор этнических мусульман, проживающих в республике.
Особую роль в налаживании конструктивных отношений между традиционными конфессиями республики сыграл Департамент по делам религии, созданный в 1993 г. и просуществовавший до 2002 г. «Практика функционирования Департамента по делам религий как государственной структуры была уникальной. Она встретила немало трудностей, особенно в вопросах регулирования отношений между церквями, основными конфессиями и новыми религиозными течениями, имеющими небольшое количество последователей в республике, и т. д. На этапе возрождения религии и роста национального самосознания практические действия, предпринятые департаментом, способствовали укреплению мира и согласия, взаимодействия между народами и конфессиями» [8, с.87].
Государственно-конфессиональные отношения в Республике Калмыкия находятся на позитивно развивающемся уровне. В 2004 г. по инициативе Объединения буддистов Калмыкии, Элистинской и Калмыцкой Епархии Русской Православной Церкви и Духовного управления мусульман РК в республике был создан Межрелигиозный совет традиционных конфессий, деятельность которого способствует обеспечению межрелигиозного и межнационального мира, предотвращению конфликтов на этноконфессиональной почве, утверждению в обществе традиционных духовных ценностей. «Межрелигиозный совет традиционных конфессий Калмыкии является общественной организацией, созданной традиционными религиями Калмыкии... Целью данного Совета является координация совместной деятельности традиционных религиозных организаций в деле укрепления и развития их диалога; обеспечения и поддержания межрелигиозного и межнационального мира, достижения согласия и стабильности в обществе; предотвращения конфликтов на этноконфессиональной почве; утверждения в обществе традиционных духовных ценностей, диалога с государственной властью Калмыкии, международными межрелигиозными организациями. Данный Совет не ставит своей целью сближение вероучений и доктрин, не имеет богослужебных форм деятельности и собственных теологических позиций. Совет не ассоциирует себя с государством или с какой-либо политической силой» [9, с.77-78].
В Калмыкии сложился уникальный опыт гармонического сосуществования различных культур и конфессий, что подтверждается межнациональным и межконфессиональным согласием, согласованной реакцией лидеров духовенства на события, совместными мероприятиями. Представители буддийского, православного и мусульманского духовенства активно участвует в Общественных советах при УФНС по Республике Калмыкия, при МЧС, при УФСИН, при Минюсте, отстаивают и защищают интересы жителей республики.
Представители традиционных религий нередко проводят совместные акции. Так в 2010 г. было подписано соглашение между управлением Федеральной службы судебных приставов РФ по Калмыкии и представителями религиозных конфессий республики. С помощью религиозных деятелей приставы намерены пробуждать сознание должников и побуждать их к исполнению судебных решений [10].
Религиозные деятели совместно посещают социально незащищенные и неблагополучные семьи. Отрадно видеть, что за последние годы произошло немало положительных сдвигов в государственно-религиозных отношениях, и вопрос элементарного выживания уже не стоит перед религиозными сообществами.
Межрелигиозный диалог является одним из ключевых способов общественного развития и улучшения благосостояния всех народов, поощрения толерантности, взаимопонимания и гармонии между различивши культурами и религиями, а также способствует преодолению конфликтов и насилия.
Таким образом, Калмыкия является примером, как можно и нужно жить разным религиям, мирно сосуществуя, сотрудничая, и взаимно дополняя друг друга. Опыт межконфессиональных отношений показывает, что только через конструктивный диалог религий и их сотрудничество возможно развитие и мирное сосуществование многонационального и многоконфессионального общества.
1. Ortiz F. Cuban Counterpoint. Tobacco and Sugar. Durham and London: Duke university press, 1995. 313 р.
2. Тлостанова, М. В. Транскультурация как модель социокультурной динамики и проблема множественной идентификации // Вопросы социальной теории. 2011. TV. С. 126-149.
3. Бадмаев, В. Н. Национальная идентичность в поликультурном пространстве Юга России. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2012. 80 с.
4. Лиджи-Горяева, Б. В. Диалог религий и культур в Калмыкии сегодня // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2007. № 1-2. С.70-79.
5. Уланов, М. С. Калмыцкий буддизм: исторический опыт и современные социальные реалии // Народы Калмыкии: проблемы национального самосознания и толерантности сборник научных трудов. Элиста: КТИ, 2008. С. 129-136.
6. Уланов, М. С. К проблеме возрождения буддизма в Калмыкии // Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа: материалы международной конференции, посвященной 405-летию со дня рождения выдающегося просветителя Зая-Пандиты Намкай Джамцо. Элиста: Джангар, 2004. С.138-143.
7. Зосима, Епископ Элистинский и Калмыцкий. В нем очень много от православных подвижников // Новые известия. 2004. 02. 12. № 223. С.7.
8. Очирова, Н. Г. Религиозные процессы в Респуб-лике Калмыкия в переходный период (90-е гг. ХХ века) // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск. 2011а. № 6. С.82"88.
9. Лиджи-Горяева, Б. В. Диалог религий и культур в Калмыкии сегодня // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2007. № 1-2. С. 77-78.
10. Дженгуров, Б. Религиозные деятели Калмыкии помогают судебным приставам [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/169658/
DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10023 НАМРУЕВА Л.В.
УДК 316. 354:351/354
СЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ УКЛАД: МНЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ЮГА РОССИИ
(ПО ИТОГАМ ОПРОСА 2018 г.)1
Аннотация: Автор анализирует результаты Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 и 2016 гг. Итоги показывают, что в Республике Калмыкия, Астраханской, Волгоградской областях, Ставропольском крае значительно сократилось число крупные и средних сельскохозяйственных организаций, а количество малых, напротив, гораздо увеличилось. В статье также рассмотрены отдельные результаты социологического исследования, проведенного 2018 г. в указанных четырех регионах. Опрошено 400 сельских жителей. Проанализированные данные показывают, что большая часть опрошенных (59 %) связывает свою жизнь с селом, а более трети респондентов (38 %) не желают жить в сельской местности.
Ключевые слова: сельское население, южнороссийские регионы, хозяйство населения, фермерское хозяйство, сельхозпредприятие, миграция
Многоукладная сельская экономика в стране формировалась в результате аграрной реформы 1990-х гг. Одним из нежелательных последствий этих процессов явилось катастрофическое исчезновение сельских поселений в результате ликвидации крупных форм хозяйствования (колхозов, совхозов). Ушло в прошлое доминирование в сельской местности данного коллективного хозяйственного уклада, его постепенно вытеснили те, что основаны на разных способах хозяйствования и ином образе жизни. С начала