Научная статья на тему 'Формирование межрелигиозных отношений в Республике Калмыкия'

Формирование межрелигиозных отношений в Республике Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ МИР / БУДДИЗМ / ХРИСТИАНСТВО / ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ / ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА / КУЛЬТУРА / INTER-REGIONAL RELATIONS / INTER-CONFESSIONAL WORLD / BUDDHISM / CHRISTIANITY / PHILOSOPHICAL DOCTRINES / SPIRITUAL PRACTICE / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Манжикова Элина Кимовна

История межрелигиозных отношений в Республике Калмыкия рассматривается с точки зрения столкновения политических интересов представителей различных религий, а также взаимодействия религиознофилософских школ. По мнению автора, единство буддийской и христианской философии и их практическое применение в духовной практике и общественной деятельности помогло лидерам двух мировых религий сохранить межконфессиональный мир на территории Калмыкии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF INTER-RELIGION RELATIONS IN REPUBLIC OF KALMYKIA

The history of inter-religion relations in republic of Kalmykia is exposed from the point of conflict of political interests of different confessions representatives also from the point of religious and philosophical schools relationships. To the author's opinion a unity of Buddhism and Christianity Philosophy and its practical usage in spiritual and social activity helps leaders of two world religions kept inter-religion peace in Kalmykia

Текст научной работы на тему «Формирование межрелигиозных отношений в Республике Калмыкия»

маркетинговая ориентация на потребителя;

эффективная отдача от инвестиций в развитие организации для наиболее полного удовлетворения культурного спроса людей на новизну разнообразие;

использование современных интерактивных информационно- коммуникационных технологий;

реализация инновационных проектов.

Список литературы

Абанкина, Т.В. Прокрустово ложе бюджетной культуры // Отечественные записки. - 2006. - № 4.

Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. Принята 31-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО. - Париж, 2001. -2 ноября.

Мельвиль Е.Х. Правовые и экономические модели деятельности в сфере культуры и творческого предпринимательства. - М.,2010. .

Федеральная целевая программа «Культура России» (2006-2011 годы) http://fcpkultura.ru/

© Негинский Е.С., 2011

Э.К. Манжикова

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

МАНЖИКОВА Элина Кимовна - аспирант кафедры государственно-конфессиональных отношений РАГС (e-mail: [email protected])

Аннотация. История межрелигиозных отношений в Республике Калмыкия рассматривается с точки зрения столкновения политических интересов представителей различных религий, а также взаимодействия религиозно-философских школ. По мнению автора, единство буддийской и христианской философии и их практическое применение в духовной практике и общественной деятельности помогло лидерам двух мировых религий сохранить межконфессиональный мир на территории Калмыкии. Ключевыеслова: межрелигиозные отношения, межконфессиональный мир, буддизм, христианство, философское учение, духовная практика, культура.

Одной из важнейших проблем в современном мире является проблема межрелигиозных отношений. Мировое сообщество разрывается противоречиями, многие из которых сегодня относят к межрелигиозным конфликтам. Эта категория конфликтов стала доминирующей, и она угрожает самому существованию мира. Однако, если истинная природа конфликта трактуется неверно, то нет возможности уладить конфликт, и упорство в неверном объяснении конфликта только разжигает его, доводя до катастрофических последствий.

«Современные мировые процессы, - говорил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, - ориентированные прежде всего на экономические и политические интересы, нередко ставят под вопрос духовные и нравственные ценности, многовековые традиции разных народов. На это многие отвечают с крайним ожесточением - иногда искренним, иногда прячущим за собой жажду власти и славы. Как попытка лишить народов их своеобразия, так и радикальная реакция на эту попытку - порождают угрозу все новых конфликтов. В результате мир сталкивается с вызовами экстремизма и терроризма»1. То есть не религиозные вопросы являются причиной конфликтов, а наоборот, игнорирование религиозных вопросов стали их причиной. И само по себе все большее усиление старых конфликтов и разжигание все большего числа новых свидетельствует об абсолютно неверном, широко распространенном их толковании и, следовательно, о ложности мер, принимаемых для их погашения.

Калмыки (прежде ойраты), во времена Чингисхана и его потомков впервые столкнувшиеся с уйгурским буддизмом, позже попали под влияние тибетской буддийской школы Кагью (Карма «черношапочная», Дрикунг, Таглун). Специфика родоплеменного устройства и формирования союза четырех ойратских племен, территориальная близость ойратов (тогда населявших Джунгарию и Цинхай - северный Тибет) к ареалу влияния школы «желтошапочников» привели к распространению и утверждению в их среде в качестве главенствующей школы Гелуг. Именно с продвижения части ойратов (калмыков) в Россию в начале XVII в. можно говорить о проникновении буддизма в Россию2.

Необходимо отметить, что на протяжении всей многовековой истории развития религий среди ойратов - калмыков и других народов, населяющих территорию Монголии, а впоследствии на территории Калмыцкого ханства и Калмыцкой области Астраханской губернии России, не обнаружены факты межрелигиозных столкновений между буддистами, христианами и мусульманами. На наш взгляд, причиной такого межрелигиозного и меж-

1 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер). Приветствие участникам II Съезда лидеров мировых и традиционных религий // [Электронный ресурс] http://rusk.ru/st.php?idar=722715

2 См.: Гоанин, А., Китинов, Б. Российский буддизм на стыке тысячелетий [электронный ресурс] http://kalmykia.evrazia.org/buddizm.html

конфессионального мира является практическое применение доктриналь-ных принципов и философских учений как буддизма, так и христианства. Ярким примером сказанного может служить та атмосфера веротерпимости, которая царила на одном из первых религиозных диспутов, состоявшегося при дворе Мункэ - хана в 1254 г., в котором принимали участие буддисты, мусульмане, несториане, католик Г. Рубрук, представляющий интересы короля Людовика IX и римско-католической церкви.1 Единственным исключением могут служить религиозные столкновения между представителями двух тибетских буддийских школ: Карма («красношапочников») и Гелуг («желтошапочников»), закончившиеся окончательным воцарением в Джунгарии «желтошапочной» школы2.

Интересно, что даже этимологию слова «калмык» некоторые исследователи связывают с межрелигиозными отношениями «буддизм-ислам». Например, Бартольд полагал, что это слово происходит (вероятно, по народной этимологии) от глагола «калмак» (оставаться) и что оно будто бы обозначает «оставшихся» язычниками ойратов в противоположность «вернувшимся» (глагол «домек») вновь в ислам (по известным мусульманским представлениям) дунганам (мусульманам, говорящим по-китайски)»3. По мнению Бартольда, слово «калмак», согласно мусульманским источникам, появляется не позже XV в. как географический термин. После изгнания монгольской династии из Китая в ее владении остались только коренные области (юрт и асли), т.е. Каракорум и Калмак; позднее «эмиры ойратов отняли у них и это». Слово «калмык», пишет Бартольд, появилось в связи с распространением религии ислама среди народов Восточного Туркестана, потому что ойрат-монголы не приняли ислам, остались шаманистами или буддистами.

Межрелигиозные отношения «христианство-буддизм» развиваются в период, когда в нижних частях Поволжья и прикаспийских степях с конца XVII в. началось крещение калмыков, исповедовавших буддийскую веру. «В 1700 г. из новокрещеных калмыков образовалось уже большое селение на р. Терешке, - пишет профессор Петр Васильевич Знаменский, -

1 См: Рубрук, Гильом де. Путешествие в восточные страны //Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. - М.: Гос. изд. географ. лит., 1957. -С. 168-173.

2 В тибетском источнике «Пагсам-джонсан» мы читаем, что «из среды находящихся в Монголии многих племен олетские ханы придерживались только одной религии Цзонхавы (т.е. ойратские ханы придерживались учения школы Гелуг - Э. М) / Пагсам-джонсан: история и хронология Тибета; перевод с тибетского, предисловие, комментарии, Р. Е. Пубаева. - Новосибирск, 1991. - С. 46 . Впоследствии таковые столкновения также имели место.

3 См: Бартольд, В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // В.В. Бартольд. Сочинения. - Т. 1. - М.: Издательство восточной литературы, 1961. -С. 345 - 346.

Хан Аюка сильно враждовал против России за крещение и прием своих подданных и требовал их к себе обратно, разорил самое селение их на Терешке1. Русское правительство поэтому стало отсылать крещеных калмыков на жительство в Киев и к казакам в Чугуев. По смерти Аюки в 1722 году и после крещения в Петербурге его внука Тайшина, Св. Синод решился отправить к калмыкам в 1725 г. особую миссию под начальством ие-ромон. Никодима Ленкевича. Миссия эта лет за 10 крестила до 1700 человек. В 1730-х гг., для облегчения крещеных калмыков от переселений, правительство, по мысли Никодима, дало им для жительства земли по Волге выше Самары, где для них основан был г. Ставрополь. Тут поселена и вдова Тайшина Анна со всей ее ордой. Никодим скончался в 1739 г. Трудами его преемника протоиерея Андрея Чубовского при имп. Елизавете обращено было еще до 6000 человек, в том числе множество калмыков из главных кочевьев их в астраханских степях и вдова тамошнего хана Дундука - Омбо с детьми. В 1740-х годах в Ставрополе открыта русско-калмыцкая школа и появились переводы на калмыцкий язык Нового Завета и молитв. При Екатерине II дело христианской миссии ослабело и у калмыков. От притеснений русских чиновников множество из них уходило за Куму и Урал, где они снова обращались в старую веру. В 1771 г. разом ушло 30 000 кибиток к границам Китая. После этого, в предотвращение новых уходов, правительство стало обращаться с ними крайне осторожно и, чтобы не раздражать их, даже стеснило проповедь христианских миссионеров»2.

На протяжении всей человеческой истории религия являлась тем фактором, который оказывал важное, а в некоторых случаях, и решающее влияние на общественные, социальные и политические процессы в различных государствах. В свете событий, происходящих с начала 90-х гг. прошлого столетия в российском обществе (социальный кризис, межэтнические и межрелигиозные конфликты), в которых немаловажную роль сыграли религиозные воззрения россиян, с нашей точки зрения, необходимо обратиться к опыту религиозных философов, исследовавших влияние религии на общественные процессы в условиях кризиса начала 20 века.

«... всякое общество, - пишет Семен Франк, - по самому своему существу должно опираться одновременно и на солидарность, на внутреннее

1 На наш взгляд, утверждение профессора Знаменского о противлении хана Аюки крещению калмыков, не противоречит нашему утверждению о том, что на территории Калмыкии не наблюдалось межрелигиозных конфликтов, так как развязанная Аюкой война носила не религиозный, а политический характер. См подробнее: М. М.Батмаев. Калмыцкое ханство в период правления Аюки -хана /История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: В 3-х т. -Т.1.- Элиста: ГУ «Издательский дом «Герел», 2009.- С.344 - 365.

2 История Русской церкви: учеб. рук. / П. В. Знаменский; предисл. И. Соловьева, - М.: Крутицкое патриаршее подворье.- Paris Bibliotheque slave de Paris, 1996. - С.204.

единство, и на внутреннюю же свободу индивидуального «я»; оно должно быть истинным, исконным целым (и не только мнимым целым, извне и механически слагаемой суммой частей), и целым, состоящим из самодовлеющих, изнутри себя живущих и действующих целых»1.

На наш взгляд, именно влияние классической религиозной философии, основанной на общих этических принципах традиционных религий: буддизма, православия, ислама и иудаизма, привели к построению толерантных межрелигиозных отношений в Республике Калмыкия.

В Калмыкии основополагающей является тибетская буддийская философия, во главу угла своих философских изысканий и теоретических выкладок ставящая доказательства всеобщности спасения (законченное выражение это получило в доктрине школы Чжэньянь - «стать Буддой в этом теле», т. е. при жизни человека)2.

«...наше согласие, - писал Его Святейшество Далай-лама XIV,- не только поможет верующим, но самой нашей целью должно быть оказание помощи неверующим в обретении ими как преходящего, так и вечного счастья. Это могло бы стать средством для устранения их неведения, того неведения, которое не позволяет им увидеть, что именно следует принять, а что отвергнуть. И всё это подвигло бы их на путь к обретению высшего счастья. Я уповаю на то, что все религии объединятся ради достижения этой цели, и молюсь об этом»3.

Приняв принципы, заложенные в вышеприведенных словах своего духовного лидера, как основу своих отношений с представителями других религиозных конфессий буддийское калмыцкое духовенство вносит свой вклад в процесс построения межконфессиональной толерантности.

Какое же влияние на межрелигиозные отношения в Республике Калмыкия оказала православная религиозная философия?

Одним из видных представителей русского православия, этическое учение которого легло в основу отношения Русской православной церкви к инакомыслящим, был Феофан Затворник. В соответствии с его учением «Всякого приходящего или всякого встречаемого надо принимать, как посланца Божия. Первый вопрос будет у тебя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с этим или для этого лица? Всех принимать как образ Божий, с почтением, и желать сделать добро ему»4.

1 Франк, С.Л. Религиозные основы общественности / С.Л.Франк. Духовные основы общества. - М.,1992. - С. 3.

2 См.: Борунков, Ю.Ф., Яблоков, И.Н., Новиков, М.П. и др. Основы религиоведения.- М.,1994. - С. 187.

3 Tenzin, Gyatso The Buddhism of Tibet. George Allen & Unwin, Ltd.- London, 1975. -Р. 5.

4 Собрание писем святителя Феофана издания Афонского Русского Пантелеи-монова монастыря.- Вып. 8. - пис. 1458. - М., 1901. - С. 197.

«Истина Божия о жизни пребывает на земле во всех верах и у всех народов»1.

Особо почитаемыми в Русской православной церкви были Оптинские старцы, заложившие основу этического учения православия. Обратимся к словам одного из них, Преподобного Никона Оптинского: «Спасение ваше и погибель ваша - в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий»2.

Между буддизмом и христианством обнаруживается гораздо больше общего в исторических судьбах, этнокультурной и этнополитической роли, мировоззренческих основах. Так, подчеркивая общую основу буддизма и христианства, таиландский бихккху Буддхадаса Индапанно пишет: «Необходимо содействовать более ясному пониманию религии, поскольку такова Божья воля. Каждый человек должен быть терпимым ко всем другим, так как даже в своей собственной религии он вряд ли постигнет всю истину. Мы слишком увлечены изучением учебников, нежели познанием того, что Бог действительно хочет. Мы не осуществляем религиозные заповеди на практике в той же мере, в какой изучаем религию. «Бог» в христианстве есть. То, что называется «Дхармой» в четырехчленной истине»3. И даже этот известный представитель буддизма Тхерава-ды уточняет, что речь идет о единой универсалистской, космической основе всех мировых религий, включая ислам: «Хотя кто-то может сказать, что есть буддизм, христианство, ислам и т. д., когда он проникнет в изначальную истинную природу своей религии, он поймет, что все религии едины»4.

Таким образом, в буддизме и христианстве общим является и отношение к национальным и этнокультурным проблемам. Как известно, идеалом национально-государственного устройства России по Вл. Соловьеву была «Христианская семья народов», которая «не есть непременно семья христианских народов»5.

Единство буддийской и христианской философии и их практическое применение в духовной практике и общественной деятельности помогло лидерам двух мировых конфессий сохранить межконфессиональный мир на территории Калмыкии.

Опыт Калмыкии показывает, что главными в обеспечении толерантного и плодотворного развития межконфессиональных отношений является

1 Там же. - Вып. 1. - пис. 186. - М., 1898. - С. 214.

2 См.: Преподобные старцы Оптинской пустыни / Holy Trinity Monastery; Jordan-ville; New-York, 1992.

3 Buddhadasa Indapanno. Ibidem, 1967. - P. 123.

4 Buddhadasa Indapanno. Ibidem, 1967. - P. 125

5 Соловьев, В.С. Соч.: В 2-х т.- М., 1989. - Т. 1. - С.19.

подъем общей культуры народа, включая и правосознание, утверждение толерантных традиций в обществе, в семье, в быту; рост национального самосознания представителей разных наций и конфессий.

Список литературы

Батмаев, М.М. Калмыцкое ханство в период правления Аюки- хана / История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: В 3-х т. - Т.1. -Элиста: ГУ «Издательский дом «Герел», 2009.

Пагсам-джонсан: история и хронология Тибета; перевод с тибетского; предисловие, комментарии, Р. Е. Пубаева. - Новосибирск, 1991.

Соловьев, В.С. - Соч.: в 2-х т. - М., 1989. - Т. 1

Франк, С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992.

© Манжикова Э.К., 2011

А.Ю. Быкова

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

БЫКОВА Анна Юрьевна - руководитель аналитического отдела Центра национальной славы России (e-mail: [email protected])

Аннотация. Рассматриваются возможные политические последствия роста религиозности в обществе. Обсуждается возможность смены типа реакции на политические события у российских граждан. Ключевые слова: религиозность, культурная парадигма, политические ценности, тип эмоциональной реакции, субъект политики.

Начиная с 90-хх гг. в России наблюдается рост религиозности, который объективно совпал с экономическим и ценностным кризисом в обществе, ростом уровня безработицы, падением производства, кризисом правовой системы. По данным социологических опросов, более 70% россиян считают себя православными, отождествляя религиозную и национальную принадлежность1. Фактически слово «православный» является языковым эквивалентом слова «русский». В то же время реальные замеры религиоз-

1 См.: ВЦИОМ, Пресс-выпуск // URL: // http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.