Научная статья на тему 'Семья как фактор воспроизводства идентичности: социологический подход'

Семья как фактор воспроизводства идентичности: социологический подход Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
157
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ / АССИМИЛЯЦИЯ / ДЕТИ ИЗ СМЕШАННОЙ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Намруева Л. В.

В статье рассматриваются объективные условия создания межэтнических семей у калмыков. Анализируются результаты социологических исследований, характеризующие отношения к смешанным семьям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья как фактор воспроизводства идентичности: социологический подход»

-СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

ББК 60.54

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ВОСПРОИЗВОДСТВА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Л.В. Намруева

Статья выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям» (проект КИГИ РАН «Республика Калмыкия в условиях трансформирующегося общества»).

В статье рассматриваются объективные условия создания межэтнических семей у калмыков . Анализируются результаты социологических исследований, характеризующие отношения к смешанным семьям.

Ключевые слова: этническая идентичность, межэтническая семья, ассимиляция, дети из смешанной семьи.

The objective conditions for the creation of interethnic families at the Kalmyks are considered in this article. The results of sociological investigations defining their attitude to the mixed families are examined.

Keywords: ethnic identity, interethnic family, assimilation, children from the mixed families.

В первой половине XX века в результате интенсивного вовлечения калмыков в культурное пространство чужой для них индустриальной культуры, а именно перевода населения на оседлый образ жизни, коллективизации, тринадцатилетней депортации, а также в связи с введением всеобщего образования на базе школ-интернатов и других важных социальных процессов, этнокультурная система калмыцкого народа претерпела глу-бокие качественные изменения. Кардинально изменились не только образ жизни калмыков, социальная структура, профессиональная занятость, ценностные ориентации, но и также институт семьи.

Предмет нашего исследования в данной статье - межэтническая семья. Такой вид семьи не был характерен для большинства калмыков. Внебрачные дети также были явлением весьма редким. Об этом свидетельствует замечание, данное Я.П. Дубровой в конце XIX века: « свидетельствующих о «помеси с русскими» почти нет. Единичные экземпляры таковых очень резко выделяются своим уклонением от общекалмыцкого типа цветом волос и структурой лица, а это в сильной степени удерживает калмычек от соблазна половых сношений с русскими. В свою очередь и калмыки также отличаются нравственностью и, если допускают распутство, то только с русскими женщинами, до которых, к слову сказать, они большие охотники...» [1].

К сожалению, такая интересная и весьма актуальная тема изучения смешанных (межэт-

нических) семей еще недостаточно исследована современными калмыцкими учеными. Есть немногочисленные работы исторического, этнографического характера, но практически отсутствуют труды социологов, социальных психологов, социальных философов по рассматриваемой проблеме. В свете современных межэтнических процессов, тесных этнокультурных контактов, возрастания/убывания толе-рантности/интолерантности возрастает потребность во всестороннем, междисциплинарном изучении смешанной семьи, опыта эффективного взаимодействия в ней, адаптации человека к изменяющимся жизненным реалиям.

Выше было отмечено, что тринадцатилетняя депортация калмыцкого народа повлияла на кардинальные изменения в его жизни. В калмыцкой науке превалируют исторические работы, но, к сожалению, отсутствуют исследования, посвященные всестороннему анализу жизнедеятельности народа в период насильственной высылки. В этом отношении будут весьма интересны исследования о влиянии депортации на изменение гендерных установок, семейных взаимоотношений, создания смешанной семьи и т.п. Это практически неисследованное поле.

Этнолог Э. Гучинова, пожалуй, единственный, кто обращается к вышеперечисленным проблемам, отмечает, что в годы депортации в калмыцком обществе произошло изменение гендерных установок. «Эта проверка на выживание народа пришлась на военное время, когда мужчины были на фронте, и выселенные жен-

щины взяли на себя ответственность за жизнь детей и стариков» [2].

На наш взгляд, во время и после высылки калмыки стали активно создавать смешанные семьи. В силу дисперсного расселения калмыков на огромной территории Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера межличностные, межэтнические связи были ослаблены в масштабе всего этноса. В этом случае смешанные браки становятся широко распространенным явлением у конкретного этноса, в нашем случае калмыцкого . Активное вступление в межэтнический брак можно рассматривать не только как результат индивидуального выбора, но, прежде всего, как следствие «выпадения» отдельных семей или индивидов из системы внутриэтнического социального контроля [3].

Анализируя депортационные последствия, находим обратное проявление и другой закономерности, «чем теснее связан человек «родовыми узами», тем более однозначно его брачный выбор определяется родственными кругами и тем меньше вероятность его вступления в национально-смешанный брак» [3, с. 218]. Российские этносоциологи отмечают, что в этносах со сплоченной мезоструктурой (родственными группами) выход за пределы предопределенных ею брачных кругов, в том числе вступление в межнациональные браки, относительно редок и, как правило, не превышает 5 -10% всех заключаемых браков, даже если этнос проживает в смешанном в этническом отношении регионе. Эту функцию круги общения выполняют, во-первых, за счет поддержания механизма «внешнего», т.е. социального контроля за подбором брачного партнера; во-вторых, через «внутренние», т.е. психологические, механизмы формирования культурной идентичности и этнического самосознания.

В период вынужденного пребывания на чужой территории были ограничены или невозможны действия и влияние родственных кругов, передающих традиции, устойчивый комплекс этнической информации из поколения в поколение, в том числе и правил подбора брачного партнера. Поэтому калмыки стали чаще, по сравнению с периодом до депортации, вступать в межэтнические браки. Нам представляется важным изучение продолжительности, качества таких брачных союзов, характера межкультурного взаимодействия в них, влияния этнических установок на отношения внутри и вне семьи, определения этнической принадлежности детей и т. д.

В 70-80 годах, когда в республике доля русского населения увеличилась, увеличи-

лось и количество межэтнических семей. Учеными установлено, что чем больше доля русских в составе населения союзной или автономной республики, тем больше там было и национально-смешанных семей [3, с. 222]. Одним из доводов в пользу смешанной семьи в народе служит аргумент, что «дети будут красивые». Э. Гучинова пишет: «Однозначно красивыми считались дети от смешанных браков калмыков с некалмыками, точнее с немонголоидами: такой ребенок казался привлекательнее и монголоида в чистом виде, и европеоида. Таких детей называют «балдыр» (смешанные), и если про кого-то скажут «балдыр(ка)», то под этим подразумевается исключительно внешняя привлекательность» [2, с. 125]. На этом примере видим, как кардинально изменились взгляды, отношение калмыков к детям, рожденным от родителей разного этнического происхождения (имеются в виду от калмыков и русских). В начале статьи использовалась цитата Я.П. Дубровы, где было сказано, что калмычки избегали сношений с русскими из-за рождения детей, резко отличающихся от калмыков по своей внешности. Через несколько десятилетий после написания наблюдений русского этнографа эти черты внешности в общественном мнении признаются очень привлекательными и высоко оцененными в социуме.

Семейно-родственная группа является наиболее референтным источником выбора ценностей и моделей поведения. Находясь в семье, включаясь в родственные связи, во внутрисемейные отношения, человек ощущает свою близость с представителями разных этнических и конфессиональных групп, к которым принадлежат люди, связанные с ним отношениями родства, родительства, супружества. В условиях социальной нестабильности семья стала основным элементом, обеспечивающим для отдельной личности успешную социальную адаптацию, и фактором, определяющим этническую идентичность.

Некоторые аспекты этих явлений будут проиллюстрированы результатами социологических опросов, проведенных Центром этносоциальных исследований КИГИ РАН в 2004, 2005, 2008 годах. Выборки опросов квотные, они отражают основные характеристики генеральной совокупности: пол, возраст, этническую принадлежность, место проживания.

В первом анкетном опросе участвовало 867 человек, из них респонденты-калмыки составили 58,5% от всей выборки, респонденты-русские - 31,3%. В 2005 г. в анкетировании приняло участие 432 человека, из них калмыки -70%. В 2008

г. анкетным опросом было охвачено 467 человек, все калмыки.

Одна из задач исследования была направлена на выяснение закономерностей создания межэтнических семей, что позволяет глубоко анализировать не только взаимодействие этносов, но и таких процессов, как этническая идентификация. Показателями позитивных интеграционных тенденций рассматриваются положительные ответы на вопросы, касающиеся возможности завязывать межличностные, брачные отношения с людьми иной этнической принадлежности.

В таком полиэтническом регионе, каковым является Республика Калмыкия, этнически смешанная семья является, с одной стороны, фактором этнокультурного сближения, сращивания этнических культур народов юга России, а с другой стороны, может рассматриваться как фактор, вызывающий ассимиляционные процессы, так как в смешанной семье подвержены изменениям разной степени основы жизнедеятельности этноса, отраженные в образе жизни семьи, в его трех сущностных сферах - труде, потребностях, частной жизни индивидов (личных отношениях мужа

Как видим из полученных результатов респонденты, представляющие две основные этнические группы (русские и калмыки), демонстрируют высокую установку на смешанный брак. В регионе именно они чаще всего создают межэтнические семьи. Спокойные, терпимые отношения к заключению смешанных браков способствуют созданию и упрочению этнокультурных контактов на семейном уровне.

По итогам двух исследований респонденты - калмыки (40 и 45%), респонденты - русские (53 - 62 %) отмечают, что «национальность не имеет значения, главное - личные качества человека». Эти ответы показывают, что респонденты-русские в большей степени, чем респонденты-калмыки, готовы к вступлению в межэтнический брак. На второй позиции в обеих группах - ответ «предпочел бы человека своей национальности, но возражать против

и жены). Претерпевают определенные трансформации преемственность поколений, воспроизводство историко-этнокультурного кода, в основе которого заложены этнический характер, материнский язык, физическое ощущение пространства родной земли.

Вследствие этого дети из смешанной (межэтнической) семьи испытывают затруднения при определении этнической принадлежности, потому что на этот процесс одновременно влияют противоречивые потребности родителей, обусловленные индивидуальными особенностями, и различиями этнических культур, носителями которых являются супруги. Чем более отдаленными являются этнические культуры, к которым принадлежат родители ребенка, тем сложнее протекает его идентификация [4].

Проанализируем ответы на вопрос «Как бы Вы отнеслись к тому, что ваш ближайший родственник (сын, дочь, брат, сестра) вступил бы в брак с человеком другой национальности?» двух анкетных опросов, проведенных Центром этносоциальных исследований КИГИ РАН в 2004, 2005 годах.

смешанного брака не стал бы». 26-30% опрошенных калмыков, 15-20% русских выбрали эту позицию, т.е. для них самих в создании семьи важным является этническая принадлежность будущего супруга, а вот к браку других они настроены лояльно.

Третье место занимает вариант «национальность не имеет значения, если муж, жена знает культуру, соблюдает обычаи другого народа». Для этих респондентов, главным является культурная составляющая семьи. Знание таких элементов культуры, к которой принадлежит супруг(а), как традиции, обычаи, язык, безусловно, позволит избежать, преодолеть возможные семейные конфликты и обеспечит успешную этническую идентификацию детей, рожденных в смешанной семье.

6-9% калмыков и 8-3% русских респондентов однозначно заявляют, что «такие браки

Отношение к браку с представителем другой национальности ( % от числа опрошенных в группе)

Варианты Калм.2004 Калм.2005 Рус.2004 Рус. 2005

Национальность не имеет значения, если знать культуру другого народа 20,4 18,6 15,5 16,3

Нац-ть не имеет значения, главное-личные качества человека 44,9 40 53,1 61,9

Предпочёл бы человека своей нац-ти, но возражать против брака не стал бы 26,7 29,8 20,9 15,2

Считаю такие браки нежелательными 6,0 9,5 8,0 3,3

Затрудняюсь ответить 1,4 2,0 2,6 3,3

нежелательны», т.е. у этой части нашего массива доминируют установки на моноэтничный брак. Возможно, это связано с убеждением, что смешанные браки «размывают» этнос, особенно если браки заключаются с представителями иной веры, иной культуры. У выходцев из межэтнических браков возникают проблемы в выборе своей этнической идентичности, которая определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к культурным ценностям народа.

Результаты анкетирования, проведенного в текущем году, повторяют направленность ответов уже рассмотренных исследований. Первое место занимают ответы 35,8% респондентов, которые считают, что национальность не имеет значения, главное для них личные качества человека, любовь. На второй позиции (26%) - ответ «предпочел бы человека своей национальности, но возражать против смешанного брака не стал бы». Третье место (25%) занимает вариант «национальность не имеет значения, если муж, жена знает культуру, соблюдает обычаи другого народа». Каждый десятый опрошенный (10,5%) однозначно заявил, что такие браки нежелательны, т.е. эта часть ориентирована на моноэтничный брак.

Ответы 86% опрошенных, свидетельствующие о положительном, лояльном отношении к заключению смешанных браков, говорят о высокой значимости для респондентов собственного этнокультурного окружения и одновременно открытости в межэтнических контактах, довольно высокой степени толерантности и готовности к диалогу. Семья, где чтят ценно-

сти, нормы, этнические традиции родителей, является одним из основных факторов сохранения и воспроизводства этничности.

Высокий уровень межкультурной коммуникации, межэтнической брачности различных этнических групп свидетельствует об их инте-грированности в культуру доминирующего этноса. Этот процесс меняет нравы, установки, ценностные ориентиры, в том числе этнические характеристики представителей различных этносов. В итоге неизбежно возникают тенденции отчуждения людей от традиционной этносреды, которые приводят к языковой и этнокультурной ассимиляции. Российские исследователи считают, что интеграционные процессы, происходящие в России, не должны затрагивать генетических, ментальных основ этноса, и в этом смысле семья выступает главным субъектом и хранителем национального менталитета, этнической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии. (Серия «Наше наследие»). Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. С. 52-53.

2. Гучинова Э. Постсоветская Элиста: власть, бизнес и красота: Очерки социально-культурной антропологии калмыков. СПб.: Алетейя, 2003. С. 124.

3. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоко-лов А.А. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1999. С. 218.

4. Намруева Л.В. Межэтническая семья: проблемы этнической идентичности // Язык, культура, этнос в глобализованном мире: на стыке цивилизации и времен. Материалы международного конгресса. Элиста: Изд-во КалмГУ 2005. Ч. II. С. 107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.