4. Кознова И. Е. Историческая память и основные тенденции ее изучения // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/istoricheskaya-pamyat-i-osnovnye-tendentsii-ee-izucheniya. (дата обращения: 12.02.2024)
5. Соколова М.В. Что такое историческая память // Преподавание истории в школе. 2008. № 7. С. 37-44.
Б01: 10.24412/2071-7830-2023-247-46-56 БОЛТЫРОВА Т.М.1, ДОРЖИНОВ Ч.В.2
ЗАЩИТА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И УКРЕПЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО
ЕДИНСТВА
1БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий»,
г. Элиста, Россия, tat-boltyrova@yandex.ru 2БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, davidoffcv@mail.ru
Аннотация. В статье предпринята попытка выявить основные характеристики исторического сознания и состояния исторической памяти молодых жителей Калмыкии, определить отношение к патриотическим ценностям у молодой части населения Калмыкии. Исторические знания, обогащая память отдельного человека или коллективная память, создают память историческую. Они являются основой формирования отношения людей к различным историческим событиям. От знания или незнания истории во многом зависит возможность объективной оценки исторического прошлого. В статье предпринята попытка выявить основные характеристики исторического сознания и состояния исторической памяти молодых жителей Калмыкии, определить отношение к патриотическим ценностям у молодой части населения Калмыкии
Ключевые слова: историческая память, историческое сознание, гражданское единство, гражданин.
Необходимость сохранения историко-культурного и духовного наследия непосредственно связана с потребностью консолидации российского общества, укреплением базовых духовных ценностей, функционирующих в массовом сознании. Важнейшим катализатором процесса формирования такого единства выступает историческая память населения, которая содержательно выражает богатейшие формы социального опыта российского социума.
В этой связи значение исторической памяти и гражданского единства можно сравнить с идентификационным кодом в понимании как «способности общественных субъектов сохранять и передавать из поколения в поколение знания об исторических событиях, исторических деятелях, о национальных героях, о традициях и коллективном опыте освоения социального и природного мира, об этапах, которые прошел тот или иной этнос, нация, народ в своем развитии».[1]
Историческая память - это совокупность фактов, событий, выдающихся исторических личностей, носящих как позитивный, так и негативный характер. В исторической памяти аккумулируются представления о ярких, героических достижениях страны, которые выступают ценностными ориентирами, способствуют укреплению гражданского самосознания и являются главными консолидирующими факторами российского общества.
В пункте 9 Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года № 809 сказано: «Государственная политика Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей представляет собой совокупность скоординированных мер, осуществляемых
Президентом Российской Федерации и иными органами публичной власти при участии институтов гражданского общества для противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации в части, касающейся защиты традиционных ценностей».
Распространение деструктивной идеологии влечет за собой следующие риски:
- искажение исторической правды, разрушение исторической правды;
- отрицание российской самобытности, ослабление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа России, создание условий для межнациональных и межрелигиозных конфликтов;
- подрыв доверия к институтам государства, дискредитация идеи служения Отечеству, формирование негативного отношения к воинской службе и государственной службе в целом.
Реализация стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» предполагает решение следующих задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей:
- сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории, сбережение исторического опыта формирования традиционных ценностей и их влияния на российскую историю, в том числе на жизнь и творчество выдающихся деятелей России;
- реализация государственной информационной политики, направленной на усиление роли традиционных ценностей в массовом сознании и противодействие распространению деструктивной идеологии;
- поддержка общественных проектов и институтов гражданского общества в области патриотического воспитания и сохранения историко-культурного наследия народов России;
- защита от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, пресечение деятельности, направленной на разрушение традиционных ценностей в России;
- повышение роли России в мире за счет продвижения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, основанных на исконных общечеловеческих ценностях.
Эти обстоятельства обуславливают необходимость изучения исторической памяти российского населения. Они же говорят о необходимости проведения выборочных обследований населения с применением социологических методов.
Исторические знания, обогащая память отдельного человека или коллективная память, создают память историческую. Они являются основой формирования отношения людей к различным историческим событиям. От знания или незнания истории во многом зависит возможность объективной оценки исторического прошлого. Вместе с тем знания истории дают возможность проанализировать события настоящего в их взаимосвязи с прошлым и выстроить прогноз на будущее.
В связи с этим особое значение имеет интерес к прошлому, потребность в его познании. Только при условии наличия такого интереса возможно обретение качественных и полных знаний истории.
Научно-исследовательским центром по профилактике и противодействию экстремизму и терроризму бюджетного научного учреждения Республики Калмыкия «Институт комплексных исследований аридных территорий» была предпринята попытка выявить основные характеристики исторического сознания и состояния исторической памяти молодых жителей Калмыкии.
Каждый человек сам для себя решает, важен ли для него статус его страны, цели, к которым должна стремиться Россия.
При ответе на вопрос: «К каким целям, по Вашему мнению, должна стремиться Россия в XXI веке?», - большая часть опрошенных (62,4%) ответила, что России важно стать одной из наиболее экономически развитых и политически влиятельных стран мира; 11,3% опрошенных считают, что стране необходимо вернуть статус сверхдержавы; 1,8% - России не следует стремиться к глобальным целям; 1,3% — нашей стране необходимо быть лидером на постсоветском пространстве, а 23,2% опрошенных затруднилось ответить на данный вопрос
(см. рис. 1).
В определении идеи, которая могла бы вдохновить и сплотить россиян, респонденты выбрали следующие варианты (см. рис. 2): более половины опрошенных (51,2%) проголосовали за единение народов России в целях её возрождения как великой державы; треть (31%) за социальную справедливость и равенство народов; 27,6% - за укрепление России как правового государства; 26,1% - за объединение народов для решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством; 23% - затруднились ответить; 14,7% - за индивидуальную свободу и приоритет интересов личности над интересами государства; 9,3% - за национальную уникальность и особую историческую миссию России; 8,0% - за противостояние Западу, опору на собственные силы.
Затрудняюсь ответить
России не следует стремиться к глобальным целям
Быть лидером на постсоветском пространстве Вернуть статус супердержавы, какой был у СССР
Быть одной из наиболее экономически развитых и политически влиятельных...
О 10 20 30 40 50 60 70 Рис. 1. Мнение респондентов о целях, к которым должна стремиться Россия в XXI веке
(в %)
Таким образом, исследование показало, что абсолютное большинство молодых жителей Калмыкии - 51,2% респондентов, ставят основной целью нашей страны в XXI веке единение народов России в целях её возрождения как великой державы, выход в экономические и политические лидеры.
Затрудняюсь ответить
Идея индивидуальной свободы и приоритета интересов личности над интересами...
Идея национальной уникальности и особой исторический миссии России
Идея противостояния Западу, опора на собственные силы
Идея социальной справедливости и равенства народов
Идея объединения народов для решения глобальных проблем, стоящих перед...
Идея укрепления России как правового государства
Идея единения народов России в целях её возрождения как великой державы
Рис. 2. Представление об идеях, способных объединить россиян (в%)
Исходя из цели нашего исследования - определение особенностей исторического сознания молодой части жителей Калмыкии, нами был задан вопрос; «С какой даты, эпохи, события начинается, по вашему мнению история нашей страны?» (респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов), анализ показал, что самым распространенным ответом,
23,00%
51,20%
является «с незапамятных времен, испокон времен» (17,3%); 12,4% респондентов считают, что история нашей страны начинается - с распада СССР; 11,9% - с Киевской Руси; 10,6% -с Крещения Руси; 5,7% - с создания Московского царства; 4,6% - с царствования Петра I; 2,3% - с Октябрьской революции 1917 года; 1,5% - с образования русских княжеств; 1,5% -с избрания Президентом РФ Путина В.В.; 0,3% - с принятия Декларации о суверенитете РФ, треть опрошенных 32,0% затруднились ответить на этот вопрос.
Таким образом, результаты исследования показывают, что подход, вычёркивающий значительные исторические пласты, не пользуется поддержкой в обществе, однако 32% респондентов, затрудняющихся ответить на вопрос: «С какой даты, эпохи, события начинается, по вашему мнению, история нашей страны?», - говорит о снижении интереса молодого поколения к истории, о незнании исторических вех и событий, это может быть результатом неуверенности от переоценок тех или иных периодов в отечественной истории.
32%
17,30%
а 11,90% 10;б0%
1,50%
—I— —I— —I— —I—
12,40%
5,70% 460%
*
-2^0%
1,50% о,30%
Ж Ж
/ / / /// /"/ //* ////// оЛ/У УV
У /V с «О
^ 6
«Г
Рис. 3. Представления о дате образования страны (в %)
На следующий, не менее значимый вопрос о наиболее важном событии в отечественной истории России (рис. 4): 73,1% опрошенных, выделило Победу в Великой Отечественной войне (1941-1945 годы); 41,9% - отмену крепостного права; 39,5% - победу в Отечественной войне 1812 года»; 37,2% - объединение и крещение Руси; 32,2% - первый полет человека в космос в 1961 году; 23,6% - основание Москвы; 23,3% - освобождение Москвы от интервентов ополчением Минина и Пожарского; 18,9% - Октябрьскую революцию 1917 года; 16,6% - Куликовскую битву; 14,3% - восстание декабристов и 4,9% - эпоху Петра I.
Первый полет человека в космос в 1961 году Победа в Великой Отечественной войне (1941-..
Октябрьская революция 1917 года Отмена крепостного права Восстание декабристов Победа в Отечественной войне 1812 года
Эпоха Петра I Освобождение Москвы от интервентов..
Куликовская битва Основание Москвы (первое упоминание в летописи) Объединение и крещение Руси
18,90%
30%
32,20%
30% 60%
41,9
0%
39,50% 41,20%
37,20%
■73,10
Рис. 4. Представление о важном событии в отечественной истории (в %)
На протяжении нашей истории патриотические чувства и поступки помогали российскому народу пережить многие испытания и трудности. Сегодня перед государством, а также научным сообществом встает вопрос о том, кто является патриотом и какое значение имеет патриотизм в ценностной структуре современной молодежи. Именно поэтому патриотизм, формы его проявления стали предметом нашего исследования.
В связи с этим, нами в социологическую анкету был включен цикл вопросов, определяющих отношение к патриотическим ценностям у молодой части населения Калмыкии.
На вопрос: «Как Вы относитесь к службе в армии?» - большинство опрошенных, то есть 45,1% ответило - положительно, 20,6% опрошенных - скорее положительно, 15,5% -безразлично, 4,6% - скорее отрицательно, 2,1% - отрицательно (рис. 5).
Затрудняюсь ответить Отрицательно Скорее отрицательно Безразлично Скорее положительно Положительно
20,60%
45,10°/
0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00% 30,00% 35,00% 40,00% 45,00% 50,00%
Рис 5. Отношение респондентов к службе в армии (в %)
Готовность защищать Родину выразило большинство - 74,8%, не готовы - 7,7%, затруднилось ответить -17,5%.
Результаты опроса говорят о достаточно высоком патриотическом настроении молодых людей, но более четверти респондентов, ответивших что они не готовы защищать Родину (3,6%), скорее не готовы (4,1%) и затруднились ответить (17,5%) свидетельствует о низком уровне знаний истории и культуры нашей страны у части населения, о пробелах патриотического воспитания и необходимости формирования у молодых людей российских духовно-нравственных ценностей.
Затрудняюсь ответить
Скорее, нет
Нет
4,10%
,60%
50%
Скорее, да
Да
47,20%
0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00% 30,00% 35,00% 40,00% 45,00% 50,00%
Рис. 6. Мнение респондентов о готовности защищать Родину (в %)
На вопрос: «Может ли быть патриотом человек, который критикует власть своей страны?», - большинство опрошенных - 48,2%, ответило отрицательно. Утвердительно ответило -29,1% опрошенных, затруднилось ответить — 22,7% опрошенных (рис. 7).
Рис. 7. Отношение респондентов о людях, критикующих власть (в %)
На вопрос: «Может ли быть патриотом человек, который старается избежать службы в армии?», - большинство респондентов - 64,2% ответило отрицательно, ответило «да» -13,4% затруднилось ответить на этот вопрос - 22% (рис. 8).
Рис 8. Мнение респондентов о людях, избегающих службы в армии (в%)
Может ли быть патриотом человек, который не знает текста гимна своей страны. 42% респондентов ответило отрицательно, утвердительно ответило - 29,9% (рис. 9).
Рис. 9. Мнение о человеке, который не знает гимна своей страны (в %)
Не может быть патриотом человек, который равнодушен к родной природе - ответило 60,1%, может - 17,5% (рис. 10).
Рис. 10. Мнение респондентов о людях, равнодушно относящихся к родной природе
(в %)
С утверждением, что человек, который не знает историю своей страны, не может быть патриотом согласилось 53,9% опрошенных (рис.11).
Рис. 11. Мнение респондентов о людях не знающих историю своей страны (в %)
С утверждением, что человек, который не ходит на выборы не может быть патриотом согласилось 47,4% опрошенных (рис. 12).
Рис 12. Мнение респондентов о людях, не ходящих на выборы (в %)
На вопрос: «Может ли быть патриотом человек, который предпочитает иностранные литературу и искусство?»,- 33,2% опрошенных - затруднилось ответить, 38,1% опрошенных - ответили утвердительно, 28,6% опрошенных - дали отрицательный ответ (рис. 13).
Рис 13. Мнение респондентов о людях, предпочитающих иностранные литературу и
искусство (в %)
На вопрос: «Может ли быть патриотом человек, который уезжает жить и работать за границу?»,- отрицательно ответило - 37,9%, затруднилось ответить - 36,9%, положительно ответило - 25,3% (рис.14).
затрудняюсь ответить нет да
(7,90
Рис. 14. Мнение респондентов о людях, уезжающих за границу (в %)
Что касается, программ и проектов в области защиты исторической памяти и патриотического воспитания в Калмыкии большинство опрошенных (48,5%) считают это необходимостью, не согласен -1% (рис. 15).
Пропущенные ответы итого
Затрудняюсь ответить
Скорее, нет | 0,50%
Нет | 1% Скорее, да Да
16,50%
83,5
)%
16,80%
16,80%
48,50%
0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 80,00% 90,00%
Рис. 15. Отношение респондентов к необходимости программ и проектов в области защиты исторической памяти и патриотического воспитания (в %)
История России разнообразна и многолика, изобилует героическими моментами, победами и достижениями. Если посмотреть на поводы для гордости страны, представленный на рис. 16, то, в первую очередь, видим «Природные богатства» - 66,2%, «Литература и искусство» -58,2% и «Победы в спорте» - 43,3%. 37,4% опрошенных считают, что можно гордиться вооруженными силами, 27,6% - уровнем образования граждан, 17,3% - международным влиянием, 14,2% - экономическими достижениями, 11,6% - обликом городов и сел, 8,8% -существующим политическим строем и 12,4% - затруднились ответить.
Затрудняюсь ответить Экономическими достижениями Существующим политическим строем Обликом городов и сёл Международным влиянием Вооружёнными силами Уровнем образования граждан Победами в спорте Научно-техническими достижениями Природными богатствами Произведениями литературы и искусства
66,20%
0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00%
Рис. 16. Мнение респондентов о поводах для гордости (в %)
На вопрос: «Какие предметы, в первую очередь, необходимо ввести для изучения в школах?» - по выборности первое место занял предмет «Трудовое обучение и профессиональная ориентация» (57,4%), второе место - «Правовая грамотность» (55,3%), третье место — «Основы безопасности и защиты Родины» (34,5%), четвертое место - «Жизнь и творчество выдающихся деятелей России» (19,0%) (рис.17).
Затрудняюсь ответить Трудовое обучение и профессиональная ориентация Основы безопасности и защита Родины Жизнь и творчество выдающихся деятелей России
Правовая грамотность
Рис. 17. Мнение респондентов о необходимости введения предметов (в %)
На вопрос: «Что такое для Вас патриотизм?», - большинство (75,1%) опрошенных ответило «Любовь к Родине, преданность своей стране», далее 56,7% - уважение к истории страны и памяти прошлых поколений, 46,6% - бережное отношение к культуре своего народа, 45,3% -любовь к своей семье и близким, 37,8% - гордость за свою страну, 28,5% - соблюдение традиций (местных, религиозных, национальных и др.), 22,3% - готовность к самопожертвованию ради своей страны и 6,5% затруднились ответить (рис. 18).
Затрудняюсь ответить Соблюдение традиций (местных, религиозных,..
Готовность к самопожертвованию ради своей страны
Гордость за свою страну Любовь к своей семье и близким Любовь к родной природе Бережное отношение к культуре своего народа Уважение к истории страны и памяти прошлых..
Любовь к Родине, преданность своей стране
Рис. 18. Мнение респондентов о патриотизме (в %)
На вопрос: «Чем Вы как гражданин России могли бы гордиться?», - 71,2% опрошенных назвали Победу в Великой Отечественной войне, 53% — историю своей страны, 51,7% -культурное наследие, 44,4% - природные богатства страны, 37,9% - принадлежность к своей национальности, 15,8% - положение России в мировом сообществе и 3,4% опрошенных ответило - что гордиться нечем (рис. 19).
Гордиться нечем Положением России в мировом сообществе Природными богатствами страны Принадлежностью к своей национальности Культурным наследием Историей своей страны Победой в Великой Отечественной войне
Рис. 19. Мнение респондентов о предмете гордости (в %)
По мнению жителей республики, особое влияние на формирование патриотических ценностей, имеют: «Фильмы и сериалы патриотической направленности»- 38,4%, «Встречи с ветеранами боевых действий» - 36,1% и «Военно-спортивные игры» — 35,8%, «Фестивали и конкурсы патриотической направленности» - 32,7%, «Деятельность патриотических клубов и центров» — 33,8%, «Личный пример близких и знакомых людей» — 27,8%, а наименьшее количество ответов у вариантов «Литература патриотической направленности» - 25% и «Выставки патриотической направленности» - 22,2%, затруднилось ответить на этот вопрос —
5,50%
28,50% ,30%
37,80% М 45 37,80%
,30% 46,60%
56,70%
К, 10°
тг % ;,80% 40% % 0%
37,90%
71,20
%
22,7% (рис. 29).
Затрудняюсь ответить Личный пример близких и знакомых людей Встречи с ветеранами боевых действий Выставки патриотической направленности Фильмы и сериалы патриотической направленности Литература патриотической направленности Военно-спортивные игры Фестивали и конкурсы патриотической.. Деятельность патриотических клубов и центров 2,70% 7,80% 10% 58,40% ¡0% О
.,20%
25,0( )%
2,70% 33,805
Рис. 29. Отношение респондентов к формированию патриотических ценностей (в %)
На вопрос: «Какие мысли и чувства вызывает у Вас дата 9 мая?» - 74% респондентов выбрало ответ: «Не допустить повторения трагических событий, вызванных Великой Отечественной войной», 67,3% - «Подвиг старших поколений, их самоотверженность и любовь к Родине будут примером для новых поколений, 48,5% - «Память о минувшей войне должна сохраняться в сознании новых поколений», 24,5% - «Героизм и самопожертвования во время Великой Отечественной войны становятся чуждыми для новых поколений» и 17,5% -«С годами память о войне все более стирается в сознании новых поколений, ее заслоняют иные события и проблемы» (рис. 30).
Героизм и самопожертвования во время Великой..
С годами память о войне все более стирается в.. Память о минувшей войне должна сохраняться в.. Подвиг старших поколений, их самоотверженность.. Не допустить повторения трагических событий,..
Рис. 30. Мнение респондентов о дате 9 мая (в %)
В целом можно отметить, что результаты опроса имеют больше положительных тенденций. Патриотические идеи выступают важным инструментом в интеграции нашей многонациональной страны. В таких условиях усиливается значение формирования патриотического сознания среди современной российской молодежи.
Патриотическое воспитание является важным инструментом укрепления межпоколенных взаимосвязей и формирования принципа преемственности. Именно поэтому необходимо, чтобы современное поколение не просто заявляло о том, что оно относит себя к патриотам, но и доказывало данную позицию действиями особенно.
Список литературы
1. Ахметшина A.B. Понятие «историческая память» и ее значение в современном Российском обществе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(38). -Новосибирск: СибАК, 2014.
2. Блинникова, Т. В. Историческая память как элемент исторического краеведения / Т. В. Блинникова // Наука ЮУрГУ: материалы 68-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. - 2016. - С. 1551-1553
3. Егоров А. М., Егоров И. А. Проблема сохранения исторической памяти в контексте современности// https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sohraneniya-istoricheskoy-pamyati-v-kontekste-sovremennosti (дата обращения: 12.02.2024)
4. Кознова И. Е. Историческая память и основные тенденции ее изучения с.23-32// https://cyberleninka.rU/article/n/istoricheskaya-pamyat-i-osnovnye-tendentsii-ee-izuche
(дата обращения: 12.02.2024)
5. Соколова М.В. Что такое историческая память. Преподавание истории в школе, 2008. №7. С.37.
Б01: 10.24412/2071-7830-2023-247-56-60 КАЛЬДИНОВА Г.П.
КАЛМЫКИЯ КАК ТЕРРИТОРИЯ ФРОНТИРА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, gala758@yandex.ru
Аннотация: Калмыкия как один из пограничных регионов России, как единственный буддийский регион в Европе являет собой условно южный, буддийский фронтир -территорию, связанную с более интенсивной трансграничной и транскультурной коммуникацией. В статье анализируются результаты социологического опроса на тему «Этнокультурное многообразие народов в регионе» сквозь призму теории фронтира.
Ключевые слова: фронтир, концепция фронтира, Республика Калмыкия, Юг России, этнокультурное многообразие.
Концепция фронтира, изначально возникшая и примененная относительно американской истории [8], является несколько уникальным явлением для современных российских исследований. С одной стороны, это — популярное понятие, которое широко использовалось в разное время практически в отношении каждой границы России, включая сибирскую, северокавказскую, дальневосточную, среднеазиатскую и т.д. С другой стороны, не закончились дискуссии относительно возможности использования такого подхода по отношению к российской истории и реальности [См.: 1, 3, 4, 5, 9].
В России продолжаются дискуссии об эвристических возможностях теории фронтира [2], далеко выходя за изначальные смыслы фронтира как места встречи «дикости и цивилизации» (Ф.Тернер).
Географическое положение Республики Калмыкия, ее историко-культурный «багаж»-принадлежносгь к восточному, азиатскому, буддийскому миру - во многом предопределяют ее пограничность, что априори обуславливает применимость фронтирной теории и методологии к ее исследованию. Вполне естественно, что это оказывает непосредственное воздействие на развитие общественных отношений, ценностных ориентаций, культурных и цивилизационных установок и моделей социального поведения — в конечном счете, на самоидентификацию населения, проживающего на фронтирных территориях России. Для формирования стратегических программ социально-экономического развития фронтирных регионов необходимо учитывать характер современного состояния идентификационных процессов в регионе, выявлять факторы, влияющие на эту идентичность, изучать ценностные и культурные ориентации, общественное сознание жителей региона. Между тем, на сегодняшний день практически отсутствуют данные комплексных научных исследований, которые были бы посвящены изучению фронтира вообще и самоидентификации населения такого пограничного, фронтирного региона, как Республика Калмыкия. Недостает сведений о текущем состоянии и перспективах ценностных ориентаций, политических и геополитических установках и моделях поведения, о наличии (или отсутствии) особенностей общественного сознания жителей пограничных регионов РФ.