Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краеведение / историческое сознание / подрастающее поколение / социальный опрос / патриотизм / Республика Калмыкия / local history / historical consciousness / the younger generation / social survey / patriotism / Republic of Kalmykia

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Т.М. Болтырова, Эрдниев Ольда Владимирович, Доржинов Чингиз Валерьевич

В статье дан анализ исследования по изучению текущего состояния исторической памяти молодежи Калмыкии в области исторического краеведения. Анализ показал, что при достаточно высоком уровне интереса к истории, население плохо осведомлено не только об историческом прошлом своего Отечества, но и о своей малой Родине. В связи с чем обосновывается необходимость изучения исторического краеведения как важнейшего элемента исторической памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Т.М. Болтырова, Эрдниев Ольда Владимирович, Доржинов Чингиз Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ASPECTS OF HISTORICAL LOCAL STUDIES (BASED ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA)

The article provides an analysis of a study on the current state of historical memory of Kalmykia’s youth in the field of local history. The analysis showed that despite a high level of interest in history; the population is poorly informed not only about the historical past of their homeland, but also about their small motherland. Incidentally, the need to study local history as the most important element of public memory is substantiated.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)»

4. Кознова И. Е. Историческая память и основные тенденции ее изучения // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/istoricheskaya-pamyat-i-osnovnye-tendentsii-ee-izucheniya. (дата обращения: 12.02.2024)

5. Соколова М.В. Что такое историческая память // Преподавание истории в школе. 2008. № 7. С. 37-44.

Б01: 10.24412/2071-7830-2023-247-46-56 БОЛТЫРОВА Т.М.1, ДОРЖИНОВ Ч.В.2

ЗАЩИТА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И УКРЕПЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО

ЕДИНСТВА

1БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий»,

г. Элиста, Россия, tat-boltyrova@yandex.ru 2БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, davidoffcv@mail.ru

Аннотация. В статье предпринята попытка выявить основные характеристики исторического сознания и состояния исторической памяти молодых жителей Калмыкии, определить отношение к патриотическим ценностям у молодой части населения Калмыкии. Исторические знания, обогащая память отдельного человека или коллективная память, создают память историческую. Они являются основой формирования отношения людей к различным историческим событиям. От знания или незнания истории во многом зависит возможность объективной оценки исторического прошлого. В статье предпринята попытка выявить основные характеристики исторического сознания и состояния исторической памяти молодых жителей Калмыкии, определить отношение к патриотическим ценностям у молодой части населения Калмыкии

Ключевые слова: историческая память, историческое сознание, гражданское единство, гражданин.

Необходимость сохранения историко-культурного и духовного наследия непосредственно связана с потребностью консолидации российского общества, укреплением базовых духовных ценностей, функционирующих в массовом сознании. Важнейшим катализатором процесса формирования такого единства выступает историческая память населения, которая содержательно выражает богатейшие формы социального опыта российского социума.

В этой связи значение исторической памяти и гражданского единства можно сравнить с идентификационным кодом в понимании как «способности общественных субъектов сохранять и передавать из поколения в поколение знания об исторических событиях, исторических деятелях, о национальных героях, о традициях и коллективном опыте освоения социального и природного мира, об этапах, которые прошел тот или иной этнос, нация, народ в своем развитии».[1]

Историческая память - это совокупность фактов, событий, выдающихся исторических личностей, носящих как позитивный, так и негативный характер. В исторической памяти аккумулируются представления о ярких, героических достижениях страны, которые выступают ценностными ориентирами, способствуют укреплению гражданского самосознания и являются главными консолидирующими факторами российского общества.

В пункте 9 Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года № 809 сказано: «Государственная политика Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей представляет собой совокупность скоординированных мер, осуществляемых

Президентом Российской Федерации и иными органами публичной власти при участии институтов гражданского общества для противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации в части, касающейся защиты традиционных ценностей».

Распространение деструктивной идеологии влечет за собой следующие риски:

- искажение исторической правды, разрушение исторической правды;

- отрицание российской самобытности, ослабление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа России, создание условий для межнациональных и межрелигиозных конфликтов;

- подрыв доверия к институтам государства, дискредитация идеи служения Отечеству, формирование негативного отношения к воинской службе и государственной службе в целом.

Реализация стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» предполагает решение следующих задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей:

- сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории, сбережение исторического опыта формирования традиционных ценностей и их влияния на российскую историю, в том числе на жизнь и творчество выдающихся деятелей России;

- реализация государственной информационной политики, направленной на усиление роли традиционных ценностей в массовом сознании и противодействие распространению деструктивной идеологии;

- поддержка общественных проектов и институтов гражданского общества в области патриотического воспитания и сохранения историко-культурного наследия народов России;

- защита от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, пресечение деятельности, направленной на разрушение традиционных ценностей в России;

- повышение роли России в мире за счет продвижения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, основанных на исконных общечеловеческих ценностях.

Эти обстоятельства обуславливают необходимость изучения исторической памяти российского населения. Они же говорят о необходимости проведения выборочных обследований населения с применением социологических методов.

Исторические знания, обогащая память отдельного человека или коллективная память, создают память историческую. Они являются основой формирования отношения людей к различным историческим событиям. От знания или незнания истории во многом зависит возможность объективной оценки исторического прошлого. Вместе с тем знания истории дают возможность проанализировать события настоящего в их взаимосвязи с прошлым и выстроить прогноз на будущее.

В связи с этим особое значение имеет интерес к прошлому, потребность в его познании. Только при условии наличия такого интереса возможно обретение качественных и полных знаний истории.

Научно-исследовательским центром по профилактике и противодействию экстремизму и терроризму бюджетного научного учреждения Республики Калмыкия «Институт комплексных исследований аридных территорий» была предпринята попытка выявить основные характеристики исторического сознания и состояния исторической памяти молодых жителей Калмыкии.

Каждый человек сам для себя решает, важен ли для него статус его страны, цели, к которым должна стремиться Россия.

При ответе на вопрос: «К каким целям, по Вашему мнению, должна стремиться Россия в XXI веке?», - большая часть опрошенных (62,4%) ответила, что России важно стать одной из наиболее экономически развитых и политически влиятельных стран мира; 11,3% опрошенных считают, что стране необходимо вернуть статус сверхдержавы; 1,8% - России не следует стремиться к глобальным целям; 1,3% — нашей стране необходимо быть лидером на постсоветском пространстве, а 23,2% опрошенных затруднилось ответить на данный вопрос

(см. рис. 1).

В определении идеи, которая могла бы вдохновить и сплотить россиян, респонденты выбрали следующие варианты (см. рис. 2): более половины опрошенных (51,2%) проголосовали за единение народов России в целях её возрождения как великой державы; треть (31%) за социальную справедливость и равенство народов; 27,6% - за укрепление России как правового государства; 26,1% - за объединение народов для решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством; 23% - затруднились ответить; 14,7% - за индивидуальную свободу и приоритет интересов личности над интересами государства; 9,3% - за национальную уникальность и особую историческую миссию России; 8,0% - за противостояние Западу, опору на собственные силы.

Затрудняюсь ответить

России не следует стремиться к глобальным целям

Быть лидером на постсоветском пространстве Вернуть статус супердержавы, какой был у СССР

Быть одной из наиболее экономически развитых и политически влиятельных...

О 10 20 30 40 50 60 70 Рис. 1. Мнение респондентов о целях, к которым должна стремиться Россия в XXI веке

(в %)

Таким образом, исследование показало, что абсолютное большинство молодых жителей Калмыкии - 51,2% респондентов, ставят основной целью нашей страны в XXI веке единение народов России в целях её возрождения как великой державы, выход в экономические и политические лидеры.

Затрудняюсь ответить

Идея индивидуальной свободы и приоритета интересов личности над интересами...

Идея национальной уникальности и особой исторический миссии России

Идея противостояния Западу, опора на собственные силы

Идея социальной справедливости и равенства народов

Идея объединения народов для решения глобальных проблем, стоящих перед...

Идея укрепления России как правового государства

Идея единения народов России в целях её возрождения как великой державы

Рис. 2. Представление об идеях, способных объединить россиян (в%)

Исходя из цели нашего исследования - определение особенностей исторического сознания молодой части жителей Калмыкии, нами был задан вопрос; «С какой даты, эпохи, события начинается, по вашему мнению история нашей страны?» (респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов), анализ показал, что самым распространенным ответом,

23,00%

51,20%

является «с незапамятных времен, испокон времен» (17,3%); 12,4% респондентов считают, что история нашей страны начинается - с распада СССР; 11,9% - с Киевской Руси; 10,6% -с Крещения Руси; 5,7% - с создания Московского царства; 4,6% - с царствования Петра I; 2,3% - с Октябрьской революции 1917 года; 1,5% - с образования русских княжеств; 1,5% -с избрания Президентом РФ Путина В.В.; 0,3% - с принятия Декларации о суверенитете РФ, треть опрошенных 32,0% затруднились ответить на этот вопрос.

Таким образом, результаты исследования показывают, что подход, вычёркивающий значительные исторические пласты, не пользуется поддержкой в обществе, однако 32% респондентов, затрудняющихся ответить на вопрос: «С какой даты, эпохи, события начинается, по вашему мнению, история нашей страны?», - говорит о снижении интереса молодого поколения к истории, о незнании исторических вех и событий, это может быть результатом неуверенности от переоценок тех или иных периодов в отечественной истории.

32%

17,30%

а 11,90% 10;б0%

1,50%

—I— —I— —I— —I—

12,40%

5,70% 460%

*

-2^0%

1,50% о,30%

Ж Ж

/ / / /// /"/ //* ////// оЛ/У УV

У /V с «О

^ 6

«Г

Рис. 3. Представления о дате образования страны (в %)

На следующий, не менее значимый вопрос о наиболее важном событии в отечественной истории России (рис. 4): 73,1% опрошенных, выделило Победу в Великой Отечественной войне (1941-1945 годы); 41,9% - отмену крепостного права; 39,5% - победу в Отечественной войне 1812 года»; 37,2% - объединение и крещение Руси; 32,2% - первый полет человека в космос в 1961 году; 23,6% - основание Москвы; 23,3% - освобождение Москвы от интервентов ополчением Минина и Пожарского; 18,9% - Октябрьскую революцию 1917 года; 16,6% - Куликовскую битву; 14,3% - восстание декабристов и 4,9% - эпоху Петра I.

Первый полет человека в космос в 1961 году Победа в Великой Отечественной войне (1941-..

Октябрьская революция 1917 года Отмена крепостного права Восстание декабристов Победа в Отечественной войне 1812 года

Эпоха Петра I Освобождение Москвы от интервентов..

Куликовская битва Основание Москвы (первое упоминание в летописи) Объединение и крещение Руси

18,90%

30%

32,20%

30% 60%

41,9

0%

39,50% 41,20%

37,20%

■73,10

Рис. 4. Представление о важном событии в отечественной истории (в %)

На протяжении нашей истории патриотические чувства и поступки помогали российскому народу пережить многие испытания и трудности. Сегодня перед государством, а также научным сообществом встает вопрос о том, кто является патриотом и какое значение имеет патриотизм в ценностной структуре современной молодежи. Именно поэтому патриотизм, формы его проявления стали предметом нашего исследования.

В связи с этим, нами в социологическую анкету был включен цикл вопросов, определяющих отношение к патриотическим ценностям у молодой части населения Калмыкии.

На вопрос: «Как Вы относитесь к службе в армии?» - большинство опрошенных, то есть 45,1% ответило - положительно, 20,6% опрошенных - скорее положительно, 15,5% -безразлично, 4,6% - скорее отрицательно, 2,1% - отрицательно (рис. 5).

Затрудняюсь ответить Отрицательно Скорее отрицательно Безразлично Скорее положительно Положительно

20,60%

45,10°/

0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00% 30,00% 35,00% 40,00% 45,00% 50,00%

Рис 5. Отношение респондентов к службе в армии (в %)

Готовность защищать Родину выразило большинство - 74,8%, не готовы - 7,7%, затруднилось ответить -17,5%.

Результаты опроса говорят о достаточно высоком патриотическом настроении молодых людей, но более четверти респондентов, ответивших что они не готовы защищать Родину (3,6%), скорее не готовы (4,1%) и затруднились ответить (17,5%) свидетельствует о низком уровне знаний истории и культуры нашей страны у части населения, о пробелах патриотического воспитания и необходимости формирования у молодых людей российских духовно-нравственных ценностей.

Затрудняюсь ответить

Скорее, нет

Нет

4,10%

,60%

50%

Скорее, да

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да

47,20%

0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00% 30,00% 35,00% 40,00% 45,00% 50,00%

Рис. 6. Мнение респондентов о готовности защищать Родину (в %)

На вопрос: «Может ли быть патриотом человек, который критикует власть своей страны?», - большинство опрошенных - 48,2%, ответило отрицательно. Утвердительно ответило -29,1% опрошенных, затруднилось ответить — 22,7% опрошенных (рис. 7).

Рис. 7. Отношение респондентов о людях, критикующих власть (в %)

На вопрос: «Может ли быть патриотом человек, который старается избежать службы в армии?», - большинство респондентов - 64,2% ответило отрицательно, ответило «да» -13,4% затруднилось ответить на этот вопрос - 22% (рис. 8).

Рис 8. Мнение респондентов о людях, избегающих службы в армии (в%)

Может ли быть патриотом человек, который не знает текста гимна своей страны. 42% респондентов ответило отрицательно, утвердительно ответило - 29,9% (рис. 9).

Рис. 9. Мнение о человеке, который не знает гимна своей страны (в %)

Не может быть патриотом человек, который равнодушен к родной природе - ответило 60,1%, может - 17,5% (рис. 10).

Рис. 10. Мнение респондентов о людях, равнодушно относящихся к родной природе

(в %)

С утверждением, что человек, который не знает историю своей страны, не может быть патриотом согласилось 53,9% опрошенных (рис.11).

Рис. 11. Мнение респондентов о людях не знающих историю своей страны (в %)

С утверждением, что человек, который не ходит на выборы не может быть патриотом согласилось 47,4% опрошенных (рис. 12).

Рис 12. Мнение респондентов о людях, не ходящих на выборы (в %)

На вопрос: «Может ли быть патриотом человек, который предпочитает иностранные литературу и искусство?»,- 33,2% опрошенных - затруднилось ответить, 38,1% опрошенных - ответили утвердительно, 28,6% опрошенных - дали отрицательный ответ (рис. 13).

Рис 13. Мнение респондентов о людях, предпочитающих иностранные литературу и

искусство (в %)

На вопрос: «Может ли быть патриотом человек, который уезжает жить и работать за границу?»,- отрицательно ответило - 37,9%, затруднилось ответить - 36,9%, положительно ответило - 25,3% (рис.14).

затрудняюсь ответить нет да

(7,90

Рис. 14. Мнение респондентов о людях, уезжающих за границу (в %)

Что касается, программ и проектов в области защиты исторической памяти и патриотического воспитания в Калмыкии большинство опрошенных (48,5%) считают это необходимостью, не согласен -1% (рис. 15).

Пропущенные ответы итого

Затрудняюсь ответить

Скорее, нет | 0,50%

Нет | 1% Скорее, да Да

16,50%

83,5

)%

16,80%

16,80%

48,50%

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 80,00% 90,00%

Рис. 15. Отношение респондентов к необходимости программ и проектов в области защиты исторической памяти и патриотического воспитания (в %)

История России разнообразна и многолика, изобилует героическими моментами, победами и достижениями. Если посмотреть на поводы для гордости страны, представленный на рис. 16, то, в первую очередь, видим «Природные богатства» - 66,2%, «Литература и искусство» -58,2% и «Победы в спорте» - 43,3%. 37,4% опрошенных считают, что можно гордиться вооруженными силами, 27,6% - уровнем образования граждан, 17,3% - международным влиянием, 14,2% - экономическими достижениями, 11,6% - обликом городов и сел, 8,8% -существующим политическим строем и 12,4% - затруднились ответить.

Затрудняюсь ответить Экономическими достижениями Существующим политическим строем Обликом городов и сёл Международным влиянием Вооружёнными силами Уровнем образования граждан Победами в спорте Научно-техническими достижениями Природными богатствами Произведениями литературы и искусства

66,20%

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00%

Рис. 16. Мнение респондентов о поводах для гордости (в %)

На вопрос: «Какие предметы, в первую очередь, необходимо ввести для изучения в школах?» - по выборности первое место занял предмет «Трудовое обучение и профессиональная ориентация» (57,4%), второе место - «Правовая грамотность» (55,3%), третье место — «Основы безопасности и защиты Родины» (34,5%), четвертое место - «Жизнь и творчество выдающихся деятелей России» (19,0%) (рис.17).

Затрудняюсь ответить Трудовое обучение и профессиональная ориентация Основы безопасности и защита Родины Жизнь и творчество выдающихся деятелей России

Правовая грамотность

Рис. 17. Мнение респондентов о необходимости введения предметов (в %)

На вопрос: «Что такое для Вас патриотизм?», - большинство (75,1%) опрошенных ответило «Любовь к Родине, преданность своей стране», далее 56,7% - уважение к истории страны и памяти прошлых поколений, 46,6% - бережное отношение к культуре своего народа, 45,3% -любовь к своей семье и близким, 37,8% - гордость за свою страну, 28,5% - соблюдение традиций (местных, религиозных, национальных и др.), 22,3% - готовность к самопожертвованию ради своей страны и 6,5% затруднились ответить (рис. 18).

Затрудняюсь ответить Соблюдение традиций (местных, религиозных,..

Готовность к самопожертвованию ради своей страны

Гордость за свою страну Любовь к своей семье и близким Любовь к родной природе Бережное отношение к культуре своего народа Уважение к истории страны и памяти прошлых..

Любовь к Родине, преданность своей стране

Рис. 18. Мнение респондентов о патриотизме (в %)

На вопрос: «Чем Вы как гражданин России могли бы гордиться?», - 71,2% опрошенных назвали Победу в Великой Отечественной войне, 53% — историю своей страны, 51,7% -культурное наследие, 44,4% - природные богатства страны, 37,9% - принадлежность к своей национальности, 15,8% - положение России в мировом сообществе и 3,4% опрошенных ответило - что гордиться нечем (рис. 19).

Гордиться нечем Положением России в мировом сообществе Природными богатствами страны Принадлежностью к своей национальности Культурным наследием Историей своей страны Победой в Великой Отечественной войне

Рис. 19. Мнение респондентов о предмете гордости (в %)

По мнению жителей республики, особое влияние на формирование патриотических ценностей, имеют: «Фильмы и сериалы патриотической направленности»- 38,4%, «Встречи с ветеранами боевых действий» - 36,1% и «Военно-спортивные игры» — 35,8%, «Фестивали и конкурсы патриотической направленности» - 32,7%, «Деятельность патриотических клубов и центров» — 33,8%, «Личный пример близких и знакомых людей» — 27,8%, а наименьшее количество ответов у вариантов «Литература патриотической направленности» - 25% и «Выставки патриотической направленности» - 22,2%, затруднилось ответить на этот вопрос —

5,50%

28,50% ,30%

37,80% М 45 37,80%

,30% 46,60%

56,70%

К, 10°

тг % ;,80% 40% % 0%

37,90%

71,20

%

22,7% (рис. 29).

Затрудняюсь ответить Личный пример близких и знакомых людей Встречи с ветеранами боевых действий Выставки патриотической направленности Фильмы и сериалы патриотической направленности Литература патриотической направленности Военно-спортивные игры Фестивали и конкурсы патриотической.. Деятельность патриотических клубов и центров 2,70% 7,80% 10% 58,40% ¡0% О

.,20%

25,0( )%

2,70% 33,805

Рис. 29. Отношение респондентов к формированию патриотических ценностей (в %)

На вопрос: «Какие мысли и чувства вызывает у Вас дата 9 мая?» - 74% респондентов выбрало ответ: «Не допустить повторения трагических событий, вызванных Великой Отечественной войной», 67,3% - «Подвиг старших поколений, их самоотверженность и любовь к Родине будут примером для новых поколений, 48,5% - «Память о минувшей войне должна сохраняться в сознании новых поколений», 24,5% - «Героизм и самопожертвования во время Великой Отечественной войны становятся чуждыми для новых поколений» и 17,5% -«С годами память о войне все более стирается в сознании новых поколений, ее заслоняют иные события и проблемы» (рис. 30).

Героизм и самопожертвования во время Великой..

С годами память о войне все более стирается в.. Память о минувшей войне должна сохраняться в.. Подвиг старших поколений, их самоотверженность.. Не допустить повторения трагических событий,..

Рис. 30. Мнение респондентов о дате 9 мая (в %)

В целом можно отметить, что результаты опроса имеют больше положительных тенденций. Патриотические идеи выступают важным инструментом в интеграции нашей многонациональной страны. В таких условиях усиливается значение формирования патриотического сознания среди современной российской молодежи.

Патриотическое воспитание является важным инструментом укрепления межпоколенных взаимосвязей и формирования принципа преемственности. Именно поэтому необходимо, чтобы современное поколение не просто заявляло о том, что оно относит себя к патриотам, но и доказывало данную позицию действиями особенно.

Список литературы

1. Ахметшина A.B. Понятие «историческая память» и ее значение в современном Российском обществе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(38). -Новосибирск: СибАК, 2014.

2. Блинникова, Т. В. Историческая память как элемент исторического краеведения / Т. В. Блинникова // Наука ЮУрГУ: материалы 68-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. - 2016. - С. 1551-1553

3. Егоров А. М., Егоров И. А. Проблема сохранения исторической памяти в контексте современности// https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sohraneniya-istoricheskoy-pamyati-v-kontekste-sovremennosti (дата обращения: 12.02.2024)

4. Кознова И. Е. Историческая память и основные тенденции ее изучения с.23-32// https://cyberleninka.rU/article/n/istoricheskaya-pamyat-i-osnovnye-tendentsii-ee-izuche

(дата обращения: 12.02.2024)

5. Соколова М.В. Что такое историческая память. Преподавание истории в школе, 2008. №7. С.37.

Б01: 10.24412/2071-7830-2023-247-56-60 КАЛЬДИНОВА Г.П.

КАЛМЫКИЯ КАК ТЕРРИТОРИЯ ФРОНТИРА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, gala758@yandex.ru

Аннотация: Калмыкия как один из пограничных регионов России, как единственный буддийский регион в Европе являет собой условно южный, буддийский фронтир -территорию, связанную с более интенсивной трансграничной и транскультурной коммуникацией. В статье анализируются результаты социологического опроса на тему «Этнокультурное многообразие народов в регионе» сквозь призму теории фронтира.

Ключевые слова: фронтир, концепция фронтира, Республика Калмыкия, Юг России, этнокультурное многообразие.

Концепция фронтира, изначально возникшая и примененная относительно американской истории [8], является несколько уникальным явлением для современных российских исследований. С одной стороны, это — популярное понятие, которое широко использовалось в разное время практически в отношении каждой границы России, включая сибирскую, северокавказскую, дальневосточную, среднеазиатскую и т.д. С другой стороны, не закончились дискуссии относительно возможности использования такого подхода по отношению к российской истории и реальности [См.: 1, 3, 4, 5, 9].

В России продолжаются дискуссии об эвристических возможностях теории фронтира [2], далеко выходя за изначальные смыслы фронтира как места встречи «дикости и цивилизации» (Ф.Тернер).

Географическое положение Республики Калмыкия, ее историко-культурный «багаж»-принадлежносгь к восточному, азиатскому, буддийскому миру - во многом предопределяют ее пограничность, что априори обуславливает применимость фронтирной теории и методологии к ее исследованию. Вполне естественно, что это оказывает непосредственное воздействие на развитие общественных отношений, ценностных ориентаций, культурных и цивилизационных установок и моделей социального поведения — в конечном счете, на самоидентификацию населения, проживающего на фронтирных территориях России. Для формирования стратегических программ социально-экономического развития фронтирных регионов необходимо учитывать характер современного состояния идентификационных процессов в регионе, выявлять факторы, влияющие на эту идентичность, изучать ценностные и культурные ориентации, общественное сознание жителей региона. Между тем, на сегодняшний день практически отсутствуют данные комплексных научных исследований, которые были бы посвящены изучению фронтира вообще и самоидентификации населения такого пограничного, фронтирного региона, как Республика Калмыкия. Недостает сведений о текущем состоянии и перспективах ценностных ориентаций, политических и геополитических установках и моделях поведения, о наличии (или отсутствии) особенностей общественного сознания жителей пограничных регионов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.