Научная статья на тему 'События прошлого и современности в исторической памяти россиян (результаты социологического мониторинга)'

События прошлого и современности в исторической памяти россиян (результаты социологического мониторинга) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
769
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ОЦЕНКИ ПРОШЛОГО СТРАНЫ И НАРОДА / ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ / HISTORICAL MEMORY / HISTORICAL KNOWLEDGE / ASSESSMENT OF THE PAST OF THE COUNTY AND NATION / HISTORICAL FIGURE AND STATESMEN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Меркушин Виктор Иванович, Тимофеев Петр Тимофеевич

В статье анализируются материалы социологического мониторинга исторической памяти в российском обществе в период проведения радикальных реформ в стране после распада СССР в условиях трудного поиска новых путей развития Российского государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENTS OF THE PAST AND PRESENT IN HISTORICAL MEMORY OF RUSSIANS (results of the sociological monitoring*)

The article reflects the materials of sociological monitoring of historical memory of Russian society in the period of radical reforming after disintegration of the USSR, in the conditions of difficult searching for new ways of development of Russian state and society

Текст научной работы на тему «События прошлого и современности в исторической памяти россиян (результаты социологического мониторинга)»

ИССЛЕДОВАНИЯ

В.И. Меркушин П.Т. Тимофеев

СОБЫТИЯ ПРОШЛОГО И СОВРЕМЕННОСТИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ РОССИЯН (Результаты социологического мониторинга*)

МЕРКУШИН Виктор Иванович - кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии РАГС (e-mail: merk@ ru.rags.ru); ТИМОФЕЕВ Петр Тимофеевич - доктор исторических наук, профессор, заведующий сектором Социологического центра РАГС (e-mail: socvlst@ru.rags.ru)

Аннотация. В статье анализируются материалы социологического мониторинга исторической памяти в российском обществе в период проведения радикальных реформ в стране после распада СССР в условиях трудного поиска новых путей развития Российского государства и общества. Ключевые слова: историческая память, исторические знания, оценки прошлого страны и народа, исторических личностей и государственных деятелей.

Историческая память народа, несомненно, способствует не только «любви к родному пепелищу» и «к отеческим гробам», но и любви к современной России, в которой мы живем и трудимся не ради разрушения, а во имя созидания и возрождения, понимая и чувствуя ответственность за ее настоящее, выступающее основой будущего.

Систематическое изучение исторической памяти общества, отношения населения к прошлому, думается, позволяет выявлять глубину исторических знаний, понимание сложностей, противоречий и неожиданностей в развитии Отечества. Анализ результатов исследований Социологического центра РАГС за два десятилетия конца XX и начала XXI в. подтверждает это, раскрывая в определенной мере состояние памяти российского народа и новые пути ее формирования в современных условиях трансформации общества.

* Статья основана на материалах выборочных опросов населения Российской Федерации, осуществленных Социологическим центром РАГС в 2001-м, 2003-м, 2005-м, 2007-м и 2009 гг.

Историческая память как феномен индивидуального и массового сознания

Историческая память - одно из важнейших качеств человека, его способность осмысленного отношения к собственному прошлому, самосознанию, самоопределению, лично пережитому и прочувствованному жизненному опыту.

Вместе с тем историческая память - это память общества, сохранение и осмысление его исторического опыта, коллективного, массового сознания. Именно в органическом единстве индивидуального и массового сознания историческая память проявляется как феномен, как многогранный процесс познания прошлого, включающий способность людей сохранять и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Результаты исследований показывают, что интересы российского народа к вопросам истории своего государства сохраняются и проявляются в разных аспектах их жизни и деятельности. По опросам, проведенным в октябре текущего года в 20 субъектах Российской Федерации по репрезентативной общероссийской выборке, 76,9% респондентов заявили, что их интересует история Российского государства и его народов (в 2001 г. об этом заявили 79,8% опрошенных, в 2003 г. - 76%).

Среди лиц с высшим образованием доля проявляющих интерес к истории возрастает до 85,7%, среди молодежи от 18 до 24 лет количество интересующихся историей составляет 77,4%, среди лиц от 40 до 49 лет - 79,4%, в возрасте от 50 до 59 лет - 82,3%. Можно утверждать, что интерес к истории характерен для разных категорий населения Российской Федерации и, несомненно, является побудительным мотивом к деятельности человека.

Сегодня особенность исторической памяти как молодежи, так и людей среднего и старшего возраста состоит в том, что у большинства наблюдается определенный уровень интереса к прошлому. Он детерминирован прежде всего желанием людей расширить кругозор. В целом по массиву он составляет 54,8% опрошенных (в 2001 г. - 45,7%). Потребность узнать корни своей страны и своего народа составила 48,7% опрошенных, 26,7% стремились найти в истории ответы на злободневные вопросы, но лишь 14,6% увлечены историей.

Историческая память - это совокупность фактов, событий, явлений, прошедших через внутренний мир человека и превратившихся в убеждения, идеалы, поступки личности. С этой точки зрения проведенное социологическое исследование подтверждает ранее сделанные выводы. Несмотря на определенную неполноту и противоречивость, историческая память обладает удивительной способностью сохранять в сознании людей события прошлого, превращая их в различные формы восприятия и отражения мира. Она обладает большой потенциальной силой. Ее воздействие может носить как позитивный, сплачивающий людей, так и негативный ха-

рактер, когда былые события становятся аргументом для решения проблем сегодняшнего дня, без учета сложившейся ситуации. В этой связи респондентам был задан вопрос: «Какие преобразования в отечественной истории, на ваш взгляд, ускорили прогресс, а какие задержали развитие?». Ответы распределились следующим образом (см. табл. 1).

Таблица 1

Рейтинг российских реформ в исторической памяти людей

(в %)

События Ускорили прогресс Задержали развитие

2001 г. 2003 г. 2007 г. 2009 г. 2001 г. 2003 г. 2007 г. 2009 г.

Реформы Петра I 86,3 88,9 78,8 92,6 0,8 0,3 1,2 1,4

Октябрьская революция 33,8 37,4 38,7 35,2 29,9 28,2 25,5 30,8

Перестройка,

когда во главе

страны был М.С. Горбачев 21,1 20,4 8,7 19,6 40,7 46,0 40,5 41,1

Реформы 90-х гг.,

когда во главе

страны был Б.Н. Ельцин 14,5 13,5 13,2 16,2 45,0 48,2 40,9 46,9

Преобразования в 2000-е гг., когда

страну возглавил В.В. Путин — — 66,2 62,8 — — 3,7 5,7

Как показывают результаты проведенных опросов, в народной памяти в наибольшей степени сохраняются личности и проводимые ими реформы, которые способствовали прогрессу России, превращению ее в великую и сильную державу, способную оказать сопротивление врагам, посягающим на ее независимость. И наоборот, люди, стремящиеся к личному достатку, проводящие политику, не отвечающую интересам «могущества», «величия» государства, негативно оцениваются населением России, не оставляют в исторической памяти людей должного следа, который характеризовал бы их позитивно.

Ценностное отношение к российскому народу, к знаменательным событиям и историческим личностям

Ценностные ориентации - политические, нравственные, эстетические и другие - формируются в процессе социализации личности и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, поступках, суждениях, интересах.

В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации, как правило, связаны с познавательными интересами. В исторической памяти

интересы могут проявляться к конкретным историческим событиям, фактам и явлениям, к российскому народу, историческим личностям, выступать как определенные индикаторы.

Наиболее ярко группа «общих ценностей» проявляется у различных поколений россиян в ответе на вопрос: «Какие периоды и события в истории нашей страны наиболее интересны для вас?». В группе 18-24 года 51,2% ответили «эпоха Петра I и превращения России в империю», в группе 2529 лет - 43,2%, в группе 30-39 лет - 49,2%, в группе 40-49 лет - 52,8%, в группе 50-59 лет - 52,8%, 60 лет и старше - 47,7% (в целом по массиву 49,9% ответивших). 57,2% всех респондентов подчеркнули, что их наиболее интересуют годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), а в группе 18-24 года их 60,9%.

Судя по материалам исследования, людей интересует также период «перестройки», распада СССР и реформ России 90-х гг. Более четверти всех опрошенных указали на это. Примерно столько же людей заявили, что их интересуют преобразования в 2000-е гг. Таким образом, можно констатировать, что по узловым вопросам прошлого и актуальным и злободневным проблемам недавней истории мнения как старшего, так и младшего поколения россиян совпадают. Наблюдается ценностно-ориентационное единство, что является ярким показателем групповой сплоченности или степени совпадения мнений, оценок, установок, позиций членов группы общества на поворотные события российской истории.

Результаты исследования, как и прежде, показали низкий уровень знаний населением России своей истории. Эксперты оценили это так.

Таблица 2

Насколько хорошо жители нашей страны знают историю России, родного края и нации или народа, представителями которого они являются?

Варианты ответа

Отрасли знания Знают Знают Практически Затруднились

хорошо посредственно не знают ответить

История России 11,0 72,5 16,0 0,5

История своей области, края, республики в составе России 5,0 51,0 43,0 1,0

История своей нации или

народа, проживающего в России 3,0 51,5 40,5 5,0

По мнению экспертов, лишь единицы хорошо знают историю России, историю своего края, историю своей нации или народа, проживающего в России. Это тревожный симптом, свидетельствующий о том, что подобное состояние может порождать и порождает такие негативные явления,

как безразличие, антипатриотизм, нетерпимость к представителям других национальностей, эгоизм, ярко выраженный индивидуализм.

В исторической памяти населения России еще немало ненаучных, а порой иллюзорных знаний. Нередко они базируются на легендах, воспоминаниях, мемуарах, сказаниях, мифах, былинах и т. д. Чем дальше от нашего времени тот или иной исторический период, тем больше о нем подобных знаний.

Однако, познавая социальную реальность, социальные связи и отношения, люди также меняют свое поведение. В этом заключается одна из важнейших социальных функций знания, являющихся основой исторической памяти.

Современная историческая память населения России этатична по своей сути. Для российского человека, рассматривающего государство как результат и цель общественного развития, это характерно на большинстве этапов развития страны. В этом проявляется одна из традиций исторической памяти россиян. В современных кризисных условиях данное явление сохраняется, становится доминирующей основой развития позитивных качеств граждан России, их самоидентификации. Не случайно 65,5% экспертов на вопрос: «Дорожит ли население историческим наследием своей страны?» ответили положительно.

Подтверждением этатичности исторической памяти населения российского общества является оценка респондентами государственных деятелей и военачальников России.

В исторической памяти россиян высоко ценятся Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, А.В. Суворов, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Г.К. Жуков, В.В. Путин и др.

Историческая память населения России низко оценивает вклад М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина в судьбу народов России. 38,9% опрошенных заявили, что Горбачев сыграл отрицательную роль в истории России, 43,8% опрошенных также низко оценили роль Ельцина. В рейтинге государственных деятелей и военачальников невысока роль Николая II, Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева.

Этатичность исторической памяти населения проявляется в том, что на вопрос: «Какова, на ваш взгляд, роль русского народа в становлении российского государства?» 54,4% опрошенных ответили: «Без русского народа было невозможным создание сильного государства с обширной территорией».

Неотъемлемой частью исторической памяти являются культура, традиции, обычаи, обряды, предания, былины, сказания народов, населяющих Россию.

Стремясь выяснить, насколько хорошо современное население знает не только историю русского народа, организаторы исследования попыта-

лись выяснить, а насколько хорошо знают люди историю, культуру, традиции следующих народов, проживающих в России?

Таблица 3

Знаете ли вы историю, культуру традиции некоторых народов, проживающих в России?

Варианты ответа

Народы Знаю Знаю Практически Затрудняюсь

хорошо посредственно не знаю ответить

Русские 44,1 48,2 5,3 2,4

Украинцы 16,5 45,1 28,8 9,6

Татары 10,3 33,3 45,8 10,6

Белорусы 10,6 34,4 41,9 13,1

Евреи 6,2 28,3 51,8 13,7

Башкиры 5,6 19,5 59,7 15,2

Народы Поволжья 2,8 19,4 62,4 14,9

Народы Сибири и Дальнего

Восток 2,8 19,4 62,4 14,9

Народы Северного Кавказа 4,5 26,4 56,4 12,7

Народы Закавказья 4,8 28,4 53,9 12,9

Народы Севера 3,3 15,3 64,9 16,5

Данные таблицы свидетельствуют о том, что население России в основном не очень хорошо знает историю, культуру, традиции народов, проживающих на ее территории. Проведенное исследование зафиксировало и тот факт, что историческая память населения России негативно воспринимает передачу государством в частные руки исторических памятников (домов-музеев, усадеб, дворцов и т. д.).

На вопрос; «Как вы относитесь к передаче государством в частные руки исторических памятников (домов-музеев, дворцов, усадеб и др.)» получено следующее распределение ответов (в %):

Положительно - 6,9

Скорее положительно - 14,0

Безразлично - 9,4

Скорее отрицательно - 27,1

Отрицательно - 33,2

Затрудняюсь ответить - 9,4

60,3% опрошенных отрицательно относятся к передаче в частные руки исторических памятников. Вероятно, это связано с проходившей в 90-х гг.

приватизацией и ее последствиями. Население России не желает повторения такой же некрасивой истории в отношении памятников истории и культуры народов России.

Исследование выявило и такую ценность исторической памяти россиян, как приверженность к религии. 8,8% опрошенных являются верующими и соблюдают религиозные обряды; 56,9% опрошенных считают себя верующими, хотя и не соблюдают религиозные обряды.

Таблица 4

Как вы относитесь к религии?

Образо вание

Варианты ответа высшее или н/в среднее специальное полное среднее неполное среднее, начальное Всего

Верующий и соблюдаю религиозные обряды 7,3 8,5 7,7 46,1 46,8

Верующий, хотя не соблюдаю религиозные обряды 58,9 58,2 56,2 41,7 56,9

Отношусь к религии безразлично 19,8 20,8 17,3 22,6 19,8

Убежденный атеист 6,2 4,5 7,0 1,7 5,5

Затрудняюсь ответить 7,8 8,0 11,8 13,1 9,0

Заметно увеличилось количество сочувствующих, положительно относящихся к религии, и верующих среди молодежи. Отвечая на вопрос: «Как вы относитесь к религии?», 50,9% опрошенных ответили «позитивно», в том числе в группе 18-24 года - 53,6%; 25--29 лет - 56,2%; 30-39 лет -60,3%.

Респондентам был задан вопрос: «Как вы относитесь к восстановлению и строительству храмов в районе вашего проживания?». Получены следующие ответы (см. табл. 5).

Таблица 5

Варианты ответа Возр астные группы, лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше Всего

Положительно 49,6 39,7 49,2 44,4 48,6 46,6 46,8

Скорее положительно 19,4 29,5 30,5 34,4 27,1 28,3 28,5

Безразлично 21,8 21,2 12,5 15,6 12,2 14,1 15,6

Скорее отрицательно 4,0 2,1 2,0 1,8 3,1 2,1 2,5

Отрицательно 1,6 2,1 0,3 0,9 3,1 1,8 1,6

Затруднились ответить 3,6 5,5 5,4 2,9 5,9 7,1 5,0

Обращает на себя внимание тот факт, что 69% молодежи в возрасте от 18 до 24 лет, 69,2% молодых людей в возрасте 25-29 лет и 69,7% граждан России в возрасте 30-39 лет положительно относятся к строительству храмов в районе и проживания, а следовательно, позитивно относятся к религии.

Такое положение свидетельствует о том, что государственные и муниципальные органы недостаточно внимательно относятся к деятельности культовых организаций с одной стороны, с другой - молодежь в их лице не видит инстанции, способного помочь человеку в трудных жизненных ситуациях. Сложность обусловливается и тем, что религиозные ценности становятся важными в исторической памяти молодых россиян и вытесняют другие, более значимые ценности.

Патриотизм как форма актуализации исторической памяти

Патриотически настроенный человек - это человек, выражающий своими знаниями, убеждениями, поступками лучшие свойства человека, преданного идеалам, ценностям высшего порядка. Об этом свидетельствуют результаты опроса (см. табл. 6).

Таблица 6

Считаете ли вы себя патриотом?

Варианты ответа Образование Всего

высшее или н/в средне-специальное полное среднее неполное среднее, начальное

Да 40,9 38,9 34,5 30,4 38,3

Пожалуй, да 43,9 43,5 39,5 36,5 42,4

Пожалуй, нет 7,2 7,6 8,6 7,0 7,6

Нет 2,6 4,0 5,1 7,8 3,9

Затрудняюсь ответить 5,4 6,0 12,2 18,3 7,8

80,7% респондентов ответили, что считают себя патриотами, 15,2% либо затруднились с ответом, либо ответили отрицательно. Можно гордиться тем, что свыше 80% россиян считают себя патриотами и говорят об этом утвердительно и убедительно. Для всех групп населения России патриотизм - это прежде всего любовь к своей стране, готовность к самопожертвованию ради Родины, уважение к ее истории и памяти старших поколений, любовь к природе, бережное отношение к культуре своего народа и т. д. Вместе с тем 11,5% опрошенных респондентов на вопрос ответили отрицательно, 7,8% «затруднились ответить». Это является попыткой поставить традиции (местные, религиозные, национальные и др.)

выше общероссийских интересов, это пренебрежительное отношение к другим народам.

68,3% опрошенных всех возрастных групп заявили, что гордятся историческим прошлым России, несмотря на сложные и порой непонятные страницы ее истории (см. табл. 7).

Таблица 7

Какие чувства вызывает у вас современное состояние России?

Возрастные группы, лет

Варианты ответа 18-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше Всего

Гордость несмотря ни на что 20,6 24,0 19,0 23,5 18,1 21,6 21,0

Горечь, обусловленную

ее нынешним состоянием 13,3 19,9 16,6 18,5 18,1 19,8 17,6

И гордость, и горечь одновременно 50,0 39,7 47,8 45,0 50,3 48,1 47,3

Нет никаких чувств по

этому поводу 12,5 9,6 9,8 9,7 7,6 5,3 9,0

Другие 0,4 1,4 0,7 0,6 1,4 0,4 0,8

Затруднились ответить 3,2 5,5 6,1 2,6 4,5 4,6 4,3

У 47,3% респондентов современное состояние России вызывает одновременно чувство гордости и чувство горечи. Следует согласиться с мнением профессора В.Э. Бойкова, что такая ситуация объясняется тем, что «гордость у многих российских граждан вызывают, прежде всего, достижения в сфере отечественной науки и техники, культуры и искусства, а также успехи в военной области, многие годы определявшие высокий авторитет страны в мире. Что касается отрицательных представлений об историческом прошлом, то они в основном связаны с системными изменениями двух последних десятилетий, ослабившими, по оценкам опрошенных, народ, страну и государство»1.

Патриотизм, как правило, начинается с семьи, с гордости за своих родственников. Поэтому составной частью патриотизма, исторической памяти россиян являются знания по истории семьи, рода, города, деревни, в котором родился, вырос и живешь. В исследованиях 2001 г. 53,9% опрошенных заявили, что знают точно, в каком году был основан их город (поселок, село), в котором они живут сейчас. В 2003 г. доля таких составила 54,9% всех опрошенных. По данным исследования 2009 г. только 52,8% опрошенных точно знают, в каком году был основан город (поселок, село), в котором они живут. Среди лиц с высшим и незаконченным высшим образованием этот показатель возрастает до 64,9%. Как видно из представленных цифр,

1 Социология : учебник. - М., 2004. - С. 362.

вопрос о знании подрастающим поколением истории своего города, села оставляет желать лучшего.

Иначе обстоит дело со знанием населением своих корней - дедов, прадедов. Результаты опроса 2009 г. свидетельствуют о том, что люди лучше стали знать свою родословную (см. табл. 8).

Таблица 8

Знаете ли вы имя и отчество ваших дедов и прадедов?

(Результаты опросов 2001 и 2009 гг.)

Варианты ответа 2001 г. 2009 г.

Дедов Прадедов Дедов Прадедов

Да, знаю 71,8 23,8 71,8 28,7

Знаю, но не всех 21,3 43,2 23,8 47,1

Не знаю 6,9 33,0 4,3 24,6

Не ответили - - 0,1 0,2

Население России стало лучше знать историю своей семьи, а следовательно, бережнее относится к семейным реликвиям, к памяти о родных и близких (см. табл. 9).

Таблица 9

Имеется ли в вашей семье следующие реликвии, оставшиеся вам из прошлых лет?

(Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Ответы приведены в порядке убывания количества ответивших).

Реликвии 2001 г. 2003 г. 2009 г.

Фотографии бабушек, дедушек, более далеких предков 74,3 77,4 79,4

Ордена, медали, почетные грамоты, наградные знаки

родителей и других родственников 52,7 54,2 49,3

Старинные вышивки, кружева, другие украшения 23,0 22,0 23,4

Старинные картины 6,4 5,2 7,1

Семейные письма, дневники, рукописи 14,4 16,9 16,8

Ничего из прошлых времен не сохранилось 15,3 18,1 12,0

Итак, проведенные Социологическим центром РАГС исследования позволяют сделать некоторые выводы и обобщения.

Историческая память - процесс организации сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства с целью его возможного использования в деятельности людей или возвращения в сферу общественного сознания. Несмотря на сложные, противоречивые условия развития исторического процесса, историческая память людей, основанная на знаниях и переживаниях, продолжает расширяться и углубляться.

Присущие ей черты и свойства актуализировались и сохранились на всех этапах осуществления в стране радикальных реформ. По-прежнему отмечается высокий интерес населения к отечественной истории. Проведенный социологический опрос показал, что победа в Великой Отечественной войне воспринимается и оценивается населением России как главное событие XX века, которое позволяет новым поколениям, вступающим в жизнь, причислять себя к наследниками великого подвига народа. 57,2% опрошенных отметили, что в их памяти период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. останется навсегда.

Для современного этапа развития исторической памяти россиян характерны такие черты, как устойчивость, деятельность, этатизм, усиление роли государства, правительства, семьи.

Историческая память народа - важнейшая основа формирования патриотизма, без которого нет и не может быть сильной, могущественной России.

Социологический центр по результатам исследований неоднократно отмечал, что исторические знания, историческая образованность во многом определяют качество исторической памяти народа, особенно подрастающего поколения. Этот фактор в определенной мере может выступать гарантом против искаженных оценок исторического процесса, недопонимания смысла и хода происходящих событий, степени и характера влияния прошлого на современность. Искажение, а тем более фальсификация исторических фактов в школьных и вузовских учебниках зачастую приводят к необоснованным выводам и заключениям, деформируют историческую память людей, а нередко калечат историческое сознание, провоцируя историческое беспамятство и нигилизм. Подобные явления чаще происходят на крутых поворотах и изломах исторического процесса, в ходе легковесных пересмотров устоявшихся точек зрения, каковым для россиян является переживаемое историческое время.

Особенностью формирования исторической памяти на современном этапе является то, что процесс протекает при активном участии Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Правительства Российской Федерации во главе с В.В. Путиным. В 2009 г. была создана комиссия по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России. 69,5% всех опрошенных положительно оценивают ее создание.

Результаты исследований, свидетельствующие о невысокой степени знаний истории, культуры, традиций народов, проживающих в России, подтверждают необходимость углубленного изучения исторической памяти народов в этническом и гражданском самосознании, в познании сложных, противоречивых и многоплановых процессов этнической и гражданской самоидентификации.

Историческая память народа в широком понимании требует более глубокого и всестороннего анализа, ибо в современных условиях абсолю-

тизация этнического фактора зачастую ведет к земляческой изолированности, традиционализму, недоверию и конфликтам, чем нередко целенаправленно пользуются этноэлитные лидеры в разных регионах в корыстных целях. Исторически сложившиеся формы общения с другими народами требуют повышения культуры межнациональных взаимосвязей, уважительного отношения и толерантности, заложенных в вековых традициях и обычаях народов.

Проводимые Социологическим центром Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации регулярные (через 2-3 года) исследования, на наш взгляд, позволяют глубже анализировать состояние исторической памяти народов России и непростые процессы ее формирования у подрастающего поколения.

При всей широте исследуемого поля, разнообразии подходов, приемов и методов к анализу исторического прошлого познание различных сторон судеб народов России, изучение их исторической памяти может быть осуществлено во взаимодействии гуманитарных учебных дисциплин и различных направлений развития общественных наук, средств массовой информации, учреждений культуры и искусства.

© Меркушин В.И., 2009 © Тимофеев П.Т., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.