Научная статья на тему 'Специфика патриотических чувств россиян'

Специфика патриотических чувств россиян Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
589
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ТРАДИЦИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА / PATRIOTISM / HISTORICAL CONSCIOUSNESS / TRADITIONS / SOCIAL CULTURAL VALUES / PUBLIC CONSOLIDATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Покида Андрей Николаевич

В статье изложены некоторые результаты социологического исследования, характеризующие уровень развития патриотических представлений в массовом сознании российского общества и особенности их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper contains some results of sociological research which characterize the level of patriotic attitudes in mass consciousness in the Russian society and analyzes the features of its formation.

Текст научной работы на тему «Специфика патриотических чувств россиян»

Андрей ПОКИДА

СПЕЦИФИКА ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ РОССИЯН

В статье изложены некоторые результаты социологического исследования, характеризующие уровень развития патриотических представлений в массовом сознании российского общества и особенности их формирования.

The paper contains some results of sociological research which characterize the level of patriotic attitudes in mass consciousness in the Russian society and analyzes the features of its formation.

Ключевые слова:

патриотизм, историческое сознание, традиции, социокультурные ценности, консолидация общества; patriotism, historical consciousness, traditions, social cultural values, public consolidation.

В последнее время одной из широко обсуждаемых тем в российском обществе является проблема патриотизма, в частности, его сущность, особенности проявления и роль в развитии российской государственности.

Для российского патриотизма характерна своя специфика, обусловленная неповторимостью исторического развития страны, судьбой русского народа, его культурой, образом жизни, менталитетом, национальным самосознанием, богатством этносов, необъятностью территории, многообразием природы, климата и т.д.

пткЩА

Аларей Николаевич — р.соц.н., социолог Социологического центра РАТО при Президчитч РФ pokida@ur.rags.ru

Патриотизм как социально значимая ценность

Историческое развитие патриотизма в нашей стране носит неравномерный, прерывистый характер, порой сопровождаясь депатри-отизацией общества. Особенно ярко эта тенденция проявилась в постсоветскую эпоху, когда сам термин «патриотизм» в высказываниях ряда публичных политиков и общественных деятелей приобрел негативный смысл.

Социологические опросы последних лет показывают, что в современном российском обществе существенно актуализировался массовый интерес людей к патриотическим идеям, лозунгам, символам, наблюдается рост патриотической самоидентификации россиян. В статье анализируются данные экспертного и выборочного социологического опросов, проведенных в июне 2010 г. Социологическим центром РАГС при Президенте РФ. Обследование проводилось в 20 субъектах РФ, представляющих все экономико-географические зоны страны. Объем выборочной совокупности составил 1 600 чел. Выборочная совокупность опрошенных отражает доли населения, проживающего в центрах субъектов РФ, в средних, малых городах и сельских пунктах.

Опросы проведены в республиках Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия), Краснодарском, Красноярском, Хабаровском краях, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Псковской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Челябинской обл., в Москве и Санкт-Петербурге.

Общее количество опрошенных экспертов составляет 200 чел. В качестве экспертов выступили преподаватели истории образовательных учреждений различного уровня, работники музеев, библиотек, представители политических партий и общественных объединений в субъектах РФ, представители ведущих региональных СМИ.

Некоторые результаты исследования представлены в сравнении с

Таблица 1

Представления населения о патриотизме, %

Варианты ответа 2007 г. 2009 г. 2010 г.

Любовь к Родине, преданность своей стране 72,9 75,3 70,5

Уважение к истории страны и памяти прошлых поколений 65,4 67,1 58,1

Готовность к самопожертвованию ради своей страны 32,9 30,4 34,6

Любовь к родной природе 30,2 37,4 33,0

Бережное отношение к культуре своего народа 37,6 38,3 32,8

Попытка поставить традиции (местные, религиозные, национальные и др.) выше общероссийских интересов 3,9 2,6 3,8

Пренебрежительное отношение к другим народам 1,0 0,9 1,1

Стремление изолироваться от других народов мира 1,0 0,8 1,0

Другое 1,9 1,3 0,4

Затруднились ответить 4,4 1,6 1,9

данными прошлых опросов, проведенных Социологическим центром РАГС в 20—24 субъектах Российской Федерации по сопоставимой методике.

Так, в ходе последнего опроса, проведенного Социологическим центром РАГС, доля респондентов, считающих себя патриотами России, составляет 84,3%. В 2009 г. к этой категории причисляли себя 80,7% респондентов, 2007 г. — 78,8%, 2005 г. — 81,3% опрошенных.

В то же время в различных социальных группах количество людей, считающих себя патриотами, различно. Так, среди молодежи до 24 лет их 79,1%, среди лиц старше 50 лет — 86,9%. Самый высокий уровень наблюдается в группе с высшим образованием — 89,5%.

К этому можно добавить, что в системе социокультурных ценностей современного российского общества патриотизм занимает одну из ведущих позиций наряду с такими ценностями, как образованность, законопослушание и др.

Однако хотелось бы отметить, что приведенные цифры не отражают реальный уровень российского патриотизма, а лишь основываются на чувстве принадлежности индивида к определенной категории людей. Не быть патриотом сегодня не модно и не престижно.

Патриотизм же — это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются не только патриотическая самоидентификация, но и такие качества,

как любовь к Отечеству и служение ему, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальной безопасности и устойчивого развития, долг и ответственность. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству.

Результаты опроса позволяют говорить о том, что основная масса опрошенных правильно понимает сущность патриотизма, многообразие форм его проявления. У россиян понятие патриотизма ассоциируется, прежде всего, с любовью к Родине, преданностью своей стране, уважением к истории страны и памяти прошлых поколений (см. табл.1).

Самое интересное заключается в том, что население понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике.

Сила патриотического чувства не ограничивается лишь глубиной и возвышенностью любви к Отечеству. Это чувство должно побуждать личность, группу, нацию к активным действиям, поступкам на благо своей Родины. Однако, судя по данным таблицы, подобная активная жизненная позиция граждан во благо своей страны отмечается в два раза реже.

Как позитивный момент, можно отметить низкий процент понимания патриотизма как стремления противопоставить

свои традиции, свою культуру, свои народ, свое государство другим культурам, народам, государствам.

В то же время результаты опросов 2007 и 2009 гг. показывают, что около четверти опрошенных (24,1% и 26,2% соответственно) согласились с суждением, что «Россия — только для русских». В возрастной группе 18—24 года эта доля составляет уже 28,0% и 33,5%. Налицо проявление ксенофобии, недоброжелательного отношения к представителям других народов и наций, населяющих Россию.

Понимание патриотизма представителями старшего поколения не очень сильно отличается от взглядов молодежи, взрослое население явно отдает предпочтение позитивному варианту патриотизма, возвышенно-эмоциональному, чаще связывая его с любовью к России, с верой в ее будущее и реже — с изоляционизмом и ксенофобией.

В этой связи можно выделить некоторые противоречия, негативно воздействующие на патриотизм. Наиболее типичны противоречия между обострением национальных чувств и стремлением к сохранению многонационального общества; между выражением любви к Родине на словах и отсутствием конкретных действий для ее блага, индифферентным отношением к действиям.

Образ страны в общественном

сознании россиян

В особенностях понимания исторического прошлого и настоящего в массовом сознании российского общества наблю-

дается широкое многообразие. Например, это выражается в суждениях о роли русского народа в становлении Российского государства, в проявлении чувств по отношению к современному состоянию России.

В связи с этим обратимся к данным, полученным в ходе исследования. Так, значительная доля респондентов (47,3%) указала, что по отношению к своей стране они испытывают смешанные чувства: и гордость, и горечь одновременно.

Динамика приведенных оценок за последние пять лет показывает, что положительные тенденции в социально-экономическом положении страны, которые отмечались в последние годы, отразились на суждениях людей. В 2005 г. гордились своей страной 15,7% опрошенных, в 2009 г. — уже 21,0%.

При этом главным основанием гордости за свою страну для абсолютного большинства выступает, как видно из рис. 1, не ее современное состояние, а историческое прошлое — исторические события, память о великих предках, а также территория страны и богатство ее природных ресурсов.

Полученную картину дополняют результаты открытых опросов населения о том, какими достижениями в истории России, по их мнению, можно гордиться и какие события прошлого или настоящего вызывают у них чувства горечи и стыда.

Судя по этим данным, вызывают гордость у многих граждан, прежде всего, победа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., освоение космоса, достиже-

Рисунок 1 Причины гордости россиян, %

ния в сфере отечественной науки и техники. Большинство указанных респондентами поводов для гордости за страну в прошлом связывается с советским периодом и сводится к достижениям, которыми страна доказывала свое первенство, свое превосходство над другими государствами.

Что касается отрицательных представлений о событиях прошлого или настоящего, то они в основном связаны со сталинскими репрессиями и ситуацией в социальной сфере, сложившейся в последние десятилетия, которую они наблюдают в стране или испытывают сами (социальная незащищенность граждан, низкий уровень жизни, социальное неравенство).

Важную роль в формировании российского патриотизма играет также восприятие окружающего нашу страну мира и места России в нем.

Восприятие своей страны как великой державы всегда было неотъемлемой частью отечественного менталитета. На протяжении веков, при любом политическом режиме эта установка лежала в основе государственной идеологии России и поддерживала единство нации. Но в годы коренных перемен, связанных с изменением общественного строя и самого государственного статуса нашей страны, по этому глубинному убеждению был нанесен серьезный удар.

Результаты опросов показывают, что еще недавно россияне не могли однозначно оценить положение России в современном мире, однако в последние годы фиксируется заметное изменение образа страны в общественном сознании (см. табл. 2).

Уже довольно существенный процент населения смотрит в будущее с оптимизмом и ориентирован на восстановление

статуса России как великой державы, а это во многом залог успешного развития страны.

К сожалению, Россия остается великой державой не в результате современной политики государства, а благодаря обширности ее территорий, научному потенциалу, созданному в предыдущие годы, нашим победам. Так, 67,8% опрошенных заявили, что Россия имела статус великой мировой державы после победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

Ответ на вопрос, останется ли Россия и в будущем великой мировой державой, лежит в области экономической политики государства, поскольку на фоне патриотической риторики о величии России все более очевидным становится кризис всей социальной инфраструктуры государства, ее не адекватность запросам и потребностям малоимущих слоев населения.

Эмигрантские настроения россиян

Как показывают результаты опроса, основная масса опрошенных респондентов (70,3%) предпочитает жить в России и не желает эмигрировать в другую страну, что свидетельствует о высоких гражданских и патриотических качествах россиян. Однако этого нельзя сказать обо всем населении. Обращает на себя внимание и то, что на протяжении последних десятилетий среди российских граждан достаточно широко распространены эмигрантские настроения. Эти факты говорят о серьезной «трещине» в гражданской самоидентификации российского населения. Причем это стремление выражают представители науки, искусства, спорта и других категорий населения, рассчитывающих на улучшение возможностей для

Таблица 2

Мнения респондентов о положении России в мире, %

Варианты ответа 2003 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2010 г.

Россия была и остается великой мировой державой 19,5 22,9 24,5 30,2 34,3

Россия перестала быть великой мировой державой, но может стать ею 55,2 48,9 47,8 48,6 39,3

Россия навсегда перестала быть великой мировой державой 15,0 19,8 15,5 8,1 12,3

Россия никогда не была и не будет великой мировой державой - 2,8 3,2 2,3 3,5

Затруднились ответить 10,3 5,6 9,0 10,8 10,6

Таблица 3

Распространенность эмиграционных настроений, %

1999 г. 2001 г. 2003 г. 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2010 г.

Предпочитаю жить в России 72,8 68,1 73,4 66,3 76,2 73,8 70,3

Хочу временно уехать и собираюсь это сделать 5,5 6,6 5,0 7,1 5,8 5,2 7,1

Хочу навсегда покинуть Россию и собираюсь это сделать 1,3 1,7 1,3 1,3 1,1 1,3 2,4

Хочу покинуть Россию, но не имею возможности 8,6 12,5 11,9 12,9 8,8 10,9 10,7

Затруднились ответить 11,8 11,1 8,4 12,4 8,1 8,8 9,5

достойной работы, получения зарплаты, удовлетворения творческих амбиций, а также значительная часть занятых предпринимательской деятельностью и молодых людей, представляющих самые разные социально-профессиональные группы. Общая статистика ответов по этой теме изложена в табл. 3.

При этом чем моложе возрастная группа опрошенных, тем чаще ее представители выражают стремление временно или даже навсегда перебраться в другую страну. Так, например, выразили желание временно или навсегда уехать из России в возрастной группе 50-59 лет 17,6%, в группе 30-39 лет— 20,4%, в группе 18—24 года — 30,2%.

Эмиграционные настроения населения обусловлены, прежде всего, следующими проблемами жизнеобеспечения населения:

— низким уровнем оплаты труда 46,7%

— низким уровнем жизни 46,1%

— отсутствием социальной

защищенности 36,8%

— неопределенностью будущего 35,3%

— отсутствием работы 26,0%

В какой-то мере эти результаты подтверждают данные исследования, проведенного в сентябре 2009 г. (опрошены 2 400 чел. по всероссийской выборке), где 80,8% респондентов крайне низко оценили степень своей защищенности от возможных экономических потрясений, 50,2% — постоянно опасаются потерять нажитое из-за каких-то неблагоприятных изменений или потрясений в нашей стране.

Социальная структура

российского патриотизма

Для выявления основных черт и социальных характеристик, присущих россий-

скому патриотизму, материалы исследования были подвергнуты кластерному анализу. Его смысл состоял в агрегировании ответов респондентов, характеризующих проявление различных патриотических ориентаций, с целью выявления статистических (кластерных) групп, выражающих к этим ориентациям положительное или отрицательное отношение.

В итоге были сформированы группы в зависимости от того, относят ли респонденты себя к патриотам России, присуще ли им чувство долга по отношению к стране и государству, гордятся ли они достижениями России, считают ли они ее великой державой и др.

В первую группу вошли россияне, выразившие только положительное отношение ко всем приведенным выше патриотическим ориентациям. Условно их можно назвать «патриотами». Величина полученной группы оказалась равной 18,2%.

Вторую группу — «периферию» — составили респонденты, проявившие положительное отношение не ко всем отмеченным патриотическим установкам, при их отборе учитывалось соответствие 3 из 4 приведенных условий. Эта группа обладает наибольшей численностью (43,4%) в составе российского общества и по своим взглядам тяготеет к патриотам.

Третью группу образовали опрашиваемые, проявляющие индифферентное отношение к патриотическим ориентациям,

— «равнодушные» (9,0%).

Четвертую группу составили респонденты, заявившие отрицательное отношение к приведенным выше патриотическим ориентациям — «антипатриоты». Доля этой группы составила 4,7%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По сравнению с данными расчета, проведенного по аналогичной методике в

2007 г., можно констатировать увеличение численности патриотически настроенных россиян. Так, в 2007 г. группа «патриотов» составляла 16,9%, «антипатриотов» — 8,1%.

При всей формальности выделения этих статистических групп, их социально-демографический состав значительно отличается.

Группу «патриотов» в основном составляют люди старшего поколения, проживающие в крупных городах и столицах, преимущественно с высшим образованием и материальным положением выше среднего.

Группа «антипатриотов» — это мужчины молодого и среднего возраста со средним образованием, имеющие относительно небольшой доход или находящиеся в поисках работы.

Результаты кластерного анализа позволяют обнаружить следующие тенденции. Россияне с ярко выраженным патриотическим настроением проявляют повышенный интерес к историческим процессам, протекающим в стране, выше оценивают свои знания по истории России, края, народа. Люди с более развитыми показателями патриотизма имеют и более позитивные показатели жизнедеятельности в целом. Каждому же второму «антипатриоту» свойственны эмигрантские настроения.

Таким образом, анализ материалов ранее проведенных исследований показывает, что понимание патриотизма неодинаково в разных слоях российского общества. Опросы показали, что в российском обществе существенно актуализировался массовый интерес к патриотическим идеям, лозунгам и действиям, патриотические нотки звучат в речах руководителей, людей, однако патриотизм россиян по

большей части остается декларативным, парадным.

Так, вербально выражаемому патриотизму молодых людей зачастую противостоит желание уехать из страны, чтобы избежать проживания в среде, связанной с трудными жизненными условиями, какой-либо неустроенностью и невостребованностью.

Поводы для гордости за свою страну россияне чаще находят в прошлом, в героико-победной сфере. Поводы стыдиться они гораздо чаще видят в настоящем — это в основном составляющие как раз повседневной жизни: материальные трудности, низкий уровень жизни, социальная незащищенность.

До тех пор, пока поводы гордиться за страну россияне будут искать где-то далеко и вспоминать о них только по праздникам, а причины стыдиться будут видеть перед собой каждый день, ни о каком становлении российского патриотизма не может быть и речи.

О патриотизме как основе государственной политики России можно будет говорить в том случае, если реальностью станут меры правительства, направленные на повышение жизненного уровня жителей страны и на преодоление опасных для единства страны социальных контрастов.

Статья основана на результатах экспертного опроса и выборочного социологического опроса российского населения в возрасте 18 лет и старше, проведенных в июне 2010 г. Социологическим центромРАГСпри Президенте РФ по государственному контракту с Министерством образования и науки РФ в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.