Научная статья на тему 'Великая Отечественная война в оценках студентов Московского государственного областного университета'

Великая Отечественная война в оценках студентов Московского государственного областного университета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
382
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куренкова Евгения Алексеевна

В связи с годовщиной Победы в Великой Отечественной войне различными организациями проводились социологические опросы, целью которых было исследование исторической памяти, ее элементов и состояния. Проводился опрос и среди студентов Московского государственного областного университета. Вопросы были составлены на фактическое знание событий и участников Великой Отечественной войны и ценностное осмысление этого периода истории. Результаты опросов показывают, что, несмотря на массированную информационную атаку на историческое значение Великой Отечественной войны, она по-прежнему остается наиболее устойчивым элементом исторической памяти россиян, однако необходимы определенные меры по формированию мировоззрения подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Куренкова Евгения Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Великая Отечественная война в оценках студентов Московского государственного областного университета»

Куренкова Евгения Алексеевна - кандидат исторических наук, доцент Московского государственного областного университета, e-mail: [email protected]

Е. Куренкова

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ОЦЕНКАХ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА

При праздновании 70-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне в Московском государственном университете проводился социологический опрос среди студентов факультета истории, политологии и права и юридического факультета. В опросе приняли участие 96 студентов разных курсов. Вопросы составлены на фактическое знание событий и участников Великой Отечественной войны и ценностное осмысление этого периода истории.

На вопрос: принимал ли кто-либо из Ваших родственников участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны? - ответили утвердительно 88,5% опрошенных, причем среди студентов факультета истории, политологии и права этот процент равен 95,8%, а студенты юридического факультета 81,6%, у них же возникли затруднения с ответом на данный вопрос - 6,25%, против 2,1% студентов-историков. Знают, что их родственники погибли в Великой Отечественной войне - 63,7% опрошенных, затруднились ответить - 14,5%. При разбивке по факультетам студенты-историки больше знают о судьбе своих родственников в период войны: затруднились с ответом - 10,42%, в то время как на юридическом факультете затруднение с ответом возникло у каждого пятого студента. Возможно, это обусловлено определенной мотивацией студентов-историков на знание и сохранение исторической памяти своей семьи, в то время как сту-

денты-юристы больше ориентированы на знание и понимание нормативных документов [2].

Вопросы, связанные с началом и окончанием Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны, не вызвали проблемы у студентов обоих факультетов. Большинство указали правильные даты начала и окончания данных событий.

Знают студенты и то, авиация какой страны подвергла атомной бомбардировке японские города Хиросиму и Нагасаки: 93,8% опрошенных назвали в качестве ответственного за бомбардировку США [2].

Не возникло проблем с определением круга военачальников времен Великой Отечественной войны. Больше всего студентов назвали Г.К. Жукова - 24,8%, К.К. Рокоссовского - 20%, А.М. Василевского - 14,9% [2]. Однако наряду с этим фамилиями были названы в качестве военачальников периода Великой Отечественной войны Багратион, Ушаков, Брусилов, Платов, Паскевич. На лицо сбои в исторической памяти молодых людей. Данные опроса, проводимого в Московском государственном областном университете, коррелируются с социологическим исследованием «Отношение современной российской молодежи к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне», которое было частью научного проекта «Демифологизация истории России» и проводилось в Московском гуманитарном университете [4].

Представления о главном виновнике Второй мировой войны являются весьма важными для характеристики исторической памяти о войне. Большинство студентов главным виновником Второй Мировой войны называют Германию - 60,4%, второй по популярности ответ - страны «Оси» в целом - 20,8%. Перечисление государств, которые являлись официальными союзниками Германии во Вторую мировую войну, не вызвало трудностей. В ответах студентов прозвучали Италия (24,1%), Япония (23%),

Венгрия (16,1%). Также в качестве союзников Германии были названы Румыния, Финляндия [2].

Один из вопросов предлагал студентам перечислить семь известных пионеров и комсомольцев-героев Великой Отечественной войны. Самыми популярными ответами были Зоя Космодемьянская (40,3%), Леня Голиков (10,8) и Александр Матросов (10,7) [2]. Перечень названных героев у каждого факультета был разный. Студенты-историки назвали Володю Дубинина, Валю Котика, Марата Казея, Зинаиду Портнову, Молодую гвардию в целом и отдельных ее участников - Олега Кошевого и Ульяну Громову. Студенты-юристы вспомнили подвиг Николая Гастелло, Вали Зенкиной, Вити Коробкова. Среди перечисленных пионеров-героев Великой Отечественной войны встречалось имя Павлика Морозова. Очевиден снова сбой в исторической памяти: перепутались два периода Великая Отечественная война и борьба с кулачеством. В целом, студенты привели широкий круг имен пионеров и комсомольцев-героев, что выгодно отличает их от участников опроса, проводимого Московским гуманитарным университетом. Охват исследования МосГУ составлял 800 студентов из вузов Москвы, Барнаула, Белгорода, Братска, Иркутска, Новосибирска, Кызыла, Петрозаводска, Рязани и других городов, что в разы больше и репрезентативнее опроса, проводимого во МГОУ, однако каждый второй опрошенный затруднился назвать имена героев Великой Отечественной войны [4].

Давая оценку деятельности Власова во время Великой Отечественной войны, большинство студентов ответило - «это предатель Родины» (53,2%), вторым по популярности был ответ «не знаю кто это такой» (15,6%). Обращают на себя внимание оценки Власова как «человека, не сумевшего правильно разобраться в сложившейся ситуации» (9,4%) и как «героя, боровшегося против сталинского режима» (8,3%) [2].

Несколько лет назад в московских школах провели опрос: кого Вы знаете из двух исторических фигур? Учащимся были представлены порт-

реты генерала Власова и генерала Карбышева. При подавляющем большинстве ответов: «не знаю ни того, ни другого» - 53%, были ответы: «знаю только Власова» - 44% и «знаю только Карбышева» - 0%. Очевидно, что попытки снизить значимость итогов Великой Отечественной войны, привели к раздвоению исторической памяти, в которой больше внимания уделяется негативным примерам войны, чем истинному подвигу. При праздновании 65-летнего юбилея Победы «по суворовским училищам и кадетским корпусам с помпой и почётом ездил капитан власовской армии П. Бутков, который рассказывал учащимся, как он вместе с гитлеровцами уничтожал «проклятых большевиков» [5].

При перечислении семи известных сражений Второй мировой войны студенты вспомнили Сталинградскую битву (20,9%), Битву (сражение) на Курской дуге (20,3%), Битву за Москву (19,5%) [2]. Также были названы: штурм (взятие) Берлина, оборона Севастополя, прорыв блокады Ленинграда, танковое сражение под Прохоровкой, оборона Брестской крепости. И снова происходит путаница с историческим временем: одним из сражений Великой Отечественной войны называется Брусиловский прорыв Первой Мировой войны. Сложнее студентам было ответить на вопрос о наградах Великой Отечественной войны. Самыми популярными ответами были Медаль «За отвагу» (17,7%) и Звание «Герой Советского союза» (12,4%) [1]. Также упоминались награды как имеющие отношение к Великой Отечественной: Медаль «За оборону Москвы», Медаль «За оборону Севастополя» и др., Орден Суворова, Орден «Победа», так и относящиеся к другим историческим периодам: Орден Красной Звезды, Орден Ленина.

Не возникло трудностей с перечислением трех литературных произведения, посвященных Великой Отечественной войне: «А зори здесь тихие» (39,2%), «Василий Теркин» (12,3%), «Повесть о настоящем человеке» (10%) [2].

Проблемы появились с перечислением трех песен военных лет:

большинством респондентов были отмечены песни - «Катюша» (29,5%), «Смуглянка» (14,2%), «День Победы» (13,2%) - однако они были созданы или до Великой Отечественной войны, как «Катюша», написанная в 1938 г. М. Блантером и М. Исаковским [3], и «Смуглянка», которая была частью сюиты композитора А. Новикова и поэта Я. Шведова и воспевала девушку-партизанку времен Гражданской войны [6], или после - как «День Победы» - песня, созданная Д. Тухмановым и В. Харитоновым к 30-летию Победы. Очевидно, что использование данных композиций в ежегодных мероприятиях, посвященных празднованию Дня Победы, ассоциируется в сознании молодых людей с песнями, созданными в период Великой Отечественной войны. Но, несмотря на это, песни, созданные именно в годы войны, среди ответов студентов прозвучали: «В землянке» и «Темная ночь».

На вопрос: «На территориях каких республик СССР проходили боевые действия периода Великой Отечественной войны?» - в большинстве случаев были даны правильные ответы. В тоже время были названы Азербайджанская ССР, Киркизская ССР, Армянская ССР. Скорее всего, произошло неверное понимание вопроса и студенты соотнесли участие представителей данных республик в военных действиях с самими военными действиями на указанных территориях.

Самыми популярными ответами на вопрос: «Если бы у Вас была возможность установить памятник одному из героев Великой Отечественной войны, в честь кого он был бы установлен?» - были «Всем павшим» (24,6%), «Всем» (22,8%), «Жукову» (17,5%). Также были ответы: «Зое Космодемьянской» (12,3%), «Рокоссовскому» (8,7%), «Сталину» (7%), «Летчицам «Ночным ведьмам» (5,3%), «Матери солдата» (1,8%) [2].

Основными источниками знаний о Великой Отечественной войне студенты назвали «обучение в учебных заведениях, учебная литература» (28,8%), «телевидение, просветительские передачи, документальное кино»

(21%), «интернет» (14,4%). Кроме этого студенты получают знания о войне через чтение художественной литературы (13,6%), рассказы членов семьи (10,9%), научную литературу (7%) [2].

Всероссийский центр изучения общественного мнения 7-8 июня 2014 г. проводил инициативный опрос «Великая Отечественная война - в рассказах и фильмах». Опрошено было 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Согласно этому исследованию соприкосновение с историей войны у наших сограждан происходит, прежде всего, через просмотр фильмов. За последний год фильмы о Великой Отечественной войне смотрели 86% участвующих в опросе. Реже россияне обращаются к военной литературе: книги о войне читали в этот период 30% опрошенных, причем пожилые люди старше 60 лет читают о войне чаще, чем молодые (36% и 21% соответственно). За последние годы пообщаться с ветеранами доводилось 35% респондентам, т.е. каждому третьему опрошенному, в 2007 г. с ветеранами общались 38%. К сожалению, россияне достаточно редко посещают места боевой славы, музеи и мемориалы - 30% и могилы погибших воинов - 28% опрошенных [1].

При сравнении всероссийского опроса и исследования, проводимого во МГОУ, видно, что во многом они коррелируются. Однако студенты не упомянули про посещение мест боевой славы, музеев и мемориалов, что, учитывая региональный статус ВУЗа, в котором они обучаются, печально, и косвенно говорит о незнании истории Московского региона и о неразвитости маршрутов познавательного туризма в Подмосковье.

Создавая рейтинг влияния на формирование патриотической позиции у молодежи, студенты отметили, что главным местом, где формируется патриотическая позиция, является семья (62,5%), на втором месте находятся средства массовой информации (16,7%), на третьем - друзья (16,6%) [2]. Меньшее влияние оказывают: образовательная организация, посещение памятников культуры, литература.

При оценке реальности угрозы возрождения нацизма в современном мире студенты отметили, что такие угрозы существуют (43,6%), но при реальном существовании, реализация их маловероятна (47,9%) [2].

Мотивами пересмотра истории и итогов Второй мировой войны респонденты назвали лишение России преемственной от СССР роли победителя, обоснование нового передела мира (43,1%). Каждый пятый студент затруднился ответить на этот вопрос, однако за поиск исторической правды высказались (19,6%) опрошенных [2].

Интересно отношение студентов к инициативам по переименованию Волгограда в Сталинград и включения в перечень дней воинской славы России 3 сентября - День победы над Японией. Против возвращения Волгограду названия Сталинград, которое он носил в период Великой Отечественной войны, высказались 53% опрошенных, за - 25%, затруднились ответить - 22%. Появление нового дня воинской славы России оправдано для 39,6 % респондентов, против этого - 35,4%, затруднились ответить -25% [2].

День Победы занимает значимое место среди российских праздников для студентов МГОУ: на первое место его поставили 59,4%, на второе -28,4%, на третье - 12,2% [2].

На вопрос: готовы ли Вы сражаться за свою страну в случае начала войны? - больше половины студентов ответили «да, готов» - 62,5%, затруднились с ответом - 21,8%, сказали категоричное «нет» - 15,7% [2].

Подводя итоги социологического опроса студентов Московского государственного областного университета, можно отметить, что в целом данные исследования коррелируют с данными всероссийских опросов, проводимых различными организациями, а по ряду вопросом студенты МГОУ показали себя знающими события Великой Отечественной и Второй Мировой войны и способными дать собственную оценку этим событиям.

Историческое значение Великой Отечественной войны долгое время подвергалось массированной информационной атаке, но оно по-прежнему остается наиболее устойчивым элементом исторической памяти российского населения и является опорной позитивной точкой российского национального самосознания.

* * *

1. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 7-8 июня 2014 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.//http://russia-rating.ru/info/2501.html - дата обращения 06.04.2015

2. Опрос студентов Московского государственного областного университета 68 мая 2015 года при подготовке к заседанию экспертной дискуссионной площадки «Открытая трибуна», посвященное вопросам сохранения памяти о Великой Отечественной войне в современном общественном сознании

3. Попова О. «Катюша»: и песня, и оружие // Газета «Городок» от 16.11.2007. №46 (6550) //http://inkrasnoarmeisk.ru/userdata/archive/

1201787312.pdf - дата обращения 19.07.2015.

4. Социологическое исследование «Отношение современной российской молодежи к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне». http://www.mosgu.ru/press-tsentr/news_university/ detail.php?ID=27052 - дата обращения 16.07.2015.

5. Тарасов А. Еще раз о компетентности. И не только // http://ps.1september.ru/article.php?ID=200502223 - дата обращения 15.07.2015.

6. Цицанкин В. Тернистый путь «Смуглянки» // Красная Звезда. — 30 июня 2001 // http://old.redstar.ru/2001/06/30_06/6_02.html - дата обращения 19.07.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.