Научная статья на тему 'Великая Отечественная война: социокультурная память и коммеморативные практики в постсоветском Казахстане (гендерный аспект)'

Великая Отечественная война: социокультурная память и коммеморативные практики в постсоветском Казахстане (гендерный аспект) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2050
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕМОРАЦИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / МОБИЛИЗАЦИЯ / COMMEMORATION / CENTRAL ASIA / HISTORY FALSIFICATION / GREAT PATRIOTIC WAR / MOBILIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жаркынбаева Роза Сейдалиевна

Изучаются основные проблемы сохранения памяти о Великой Отечественной войне в Казахстане. Большое внимание уделяется коммеморативным практикам, обеспечивающим существование в исторической памяти казахстанцев образа этой войны, который является одним из ресурсов национальной идентичности. Освещается массовое и деятельное участие женщин Средней Азии и Казахстана в вооруженной защите своей Родины в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Great Patriotic War: gender aspects of sociocultural memories and commemorative practices in the Post-Soviet Kazakhstan

Article describes controversial problems of the Great Patriotic War history; it also defines the role of historical consciousness in the process of a new nation-state identity of modern Kazakhstan society. The article examines the main problems of Great Patriotic War memory preservation in Kazakhstan. Considerable attention is paid to the commemorative practices, which ensure the preservation of historical memory of the Great Patriotic War in Kazakhstan. This memory serves among other factors as an identity creation source of the Kazakh. The article illuminates the massive and active participation of Central Asia and Kazakhstan women in the armed defense of the Motherland during the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Великая Отечественная война: социокультурная память и коммеморативные практики в постсоветском Казахстане (гендерный аспект)»

ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ

ББК 63.3 (5Каз)64-72+63.3(2)622

Р. С. Жаркынбаева

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ И КОММЕМОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ В ПОСТСОВЕТСКОМ КАЗАХСТАНЕ (Гендерный аспект)

Изучаются основные проблемы сохранения памяти о Великой Отечественной войне в Казахстане. Большое внимание уделяется коммемора-тивным практикам, обеспечивающим существование в исторической памяти казахстанцев образа этой войны, который является одним из ресурсов национальной идентичности. Освещается массовое и деятельное участие женщин Средней Азии и Казахстана в вооруженной защите своей Родины в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: коммеморация, Центральная Азия, фальсификация истории, Великая Отечественная война, мобилизация.

DOI: 10.21064/WinRS.2017.1.10

R. S. Zharkynbaeva. The Great Patriotic War: gender aspects of sociocultural memories and commemorative practices in the Post-Soviet Kazakhstan

Article describes controversial problems of the Great Patriotic War history; it also defines the role of historical consciousness in the process of a new nation-state identity of modern Kazakhstan society.

The article examines the main problems of Great Patriotic War memory preservation in Kazakhstan. Considerable attention is paid to the commemorative practices, which ensure the preservation of historical memory of the Great Patriotic War in Kazakhstan. This memory serves — among other factors — as an identity creation source of the Kazakh. The article illuminates the massive and active participation of Central Asia and Kazakhstan women in the armed defense of the Motherland during the Great Patriotic War.

Key words: commemoration, Central Asia, history falsification, the Great Patriotic War, mobilization.

© Жаркынбаева Р. С., 2017

Жаркынбаева Роза Сейдалиевна — доктор исторических наук, профессор кафедры всемирной истории, историографии и источниковедения, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, г. Алматы, Казахстан, [email protected] (Dr. Sc., Professor at the Department of World History, Historiography and Source, al-Faraby Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan).

о

<N

К

TH

о

<N «

s

u

¡r

vo о

о a

u 'S

s

u u о

<s £ S

Г £

S

Светлой памяти моего отца Джаркинбаева Сейдалы посвящается (10 июля 1922 г. — 27 апреля 2016 г.)

Тема памяти в наши дни вызывает широкий интерес в гуманитарных науках. Как точно и тонко подметил П. Нора, «мы живем в эпоху всемирного торжества памяти»: «В последние двадцать или двадцать пять лет все страны, все социальные, этнические и семейные группы пережили глубокое изменение традиционного отношения к прошлому» [Нора, 2005].

Центральноазиатские государства, как и другие государства СНГ, в 2015 г. отметили 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Трудно переоценить вклад каждой из советских республик, в том числе и республик Средней Азии и Казахстана, в дело разгрома фашистской Германии. В этом вопросе можно согласиться с точкой зрения доктора исторических наук, профессора Е. Новика, который сказал: «...сегодня не время "взвешивать" и решать, кто же больший или меньший вклад в победу внес. Мы победили, и мы победили единым Союзом, единым государством» [Специальный проект. , 2015]. Как отметил спикер сената парламента Республики Казахстан К. Ж. Токаев, «70-летие Победы в самой кровопролитной войне в истории человечества — это общая победа всего советского народа над фашизмом» [Спикер сената. , 2015].

Сразу же после нападения на СССР в военкоматы республик Средней Азии и Казахстана хлынул поток заявлений от добровольцев, желающих попасть на фронт. Например, за несколько дней в Душанбинский военкомат поступило 2503 заявления от добровольцев, из них 745 от девушек и женщин. К концу 1941 г. по республике было подано 5857 заявлений, а всего за годы войны свыше 10 тыс. [Сечкина, 1985]. К началу войны население Таджикской ССР составляло около 2 млн человек. В годы Великой Отечественной войны на фронт было мобилизовано более 260 тыс. таджикистанцев. Более 90 тыс. из них не вернулись домой [Специальный проект. , 2015].

В Туркменистане массовый приток заявлений о добровольном вступлении в ряды Красной армии даже вызвал необходимость создания специальных отборочных комиссий. Ташаузская областная парторганизация послала защищать Родину половину своего состава. На фронт было направлено много руководящих работников республики, в том числе членов ЦК Компартии Туркменистана и депутатов Верховного Совета ТССР. К осени 1941 г. уже воевало несколько сот человек партийного актива, в том числе 38 секретарей райкомов партии. Много молодых рабочих, колхозников и представителей интеллигенции были отобраны в военные училища, несколько сот комсомольцев — в воздушно-десантные части. В первые месяцы войны на фронт ушли 248 врачей и 662 человека среднего медицинского персонала [История Туркменской ССР, 1955: 484].

В Узбекистане было мобилизовано в армию около 1,5 млн человек, или 50—60 % населения трудоспособного возраста; для обеспечения промышленных предприятий России рабочей силой из республики призвано 155 тыс. человек, что усилило в ней кадровый дефицит [Арифджанов и др., 2012: 202].

Из Казахстана на фронт ушли 1 200 тыс. человек, в том числе 82 тыс. коммунистов (2/3 предвоенной численности), 242 тыс. комсомольцев (почти 70 %) и более 5 тыс. женщин и девушек, а также 700 тыс. были направлены в трудовую

армию и специальные строительные отряды. По итогам переписи населения 1939 г. в Казахстане проживало 6,2 млн человек. Даже с учетом размещения в республике примерно 1,5 млн эвакуированных жителей прифронтовой зоны и репрессированных процент мобилизованных оказался очень большим [История Казахстана, 2009: 450].

Вместе с воинами из других советских республик солдаты из Средней Азии и Казахстана самоотверженно боролись на всех фронтах, покрыв себя неувядаемой славой, и десятки тысяч из них были удостоены орденов и медалей, сотням было присвоено звание Героя Советского Союза.

В представленном Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ обзоре отмечено, что звание Героя Советского Союза было присвоено 49 воинам из Таджикистана, полными кавалерами орденов Славы стали 14, боевых наград удостоены более 50 тыс. человек. За храбрость и отвагу, проявленные на фронте, более 19 тыс. воинов из Туркменистана были награждены орденами и медалями СССР, а 49 уроженцев республики стали Героями Советского Союза. По вновь уточненным данным, 520 казахстанцам присвоено звание Героя Советского Союза, 110 тыс. награждены орденами Славы. В Золотую книгу Победы вписаны имена дважды Героев Советского Союза С. Луганского, Т. Бегельдинова, Л. Беды, И. Павлова. Казахстан прославили боевые заслуги А. Молдагуловой, М. Маметовой, Н. Абдирова, К. Кайсенова, Т. Тохтарова. В водружении Знамени Победы на поверженный рейхстаг участвовали солдаты из Казахстана — лейтенант Р. Кошкарбаев и рядовой Г. Булатов из 674-го стрелкового полка. На фронтах Великой Отечественной войны в боях участвовало более 360 тыс. киргизстанцев (каждый шестой житель республики). 73 киргизстанца (по другим данным, 72) удостоены высшей награды — медали «Золотая Звезда» — и звания Героя Советского Союза [Специальный проект., 2015].

За проявленное мужество и героизм на фронтах 120 тыс. узбекистанцев награждены орденами и медалями, в том числе 338 человек удостоены звания Героя Советского Союза [Арифджанов и др., 2012: 202].

В годы Великой Отечественной войны женщины Советского Союза приняли массовое и деятельное участие в вооруженной защите своей Родины. Много незабываемых имен женщин — героев Средней Азии и Казахстана запечатлены в исторической и художественной литературе.

Например, после выступления с концертом перед бойцами 8-й гвардейской стрелковой (Панфиловской) дивизии артистки Киргизии К. Алиева, А. Исмаилова и К. Ералиева добровольно остались служить в ней. Артистка и боец К. Алиева за два года пребывания на фронте вынесла с поля боя 500 раненых советских воинов. За ратные подвиги она награждена орденом Красной Звезды и несколькими боевыми медалями [Мурманцева, 1974: 119].

В Казахстане женщины, подавшие заявления с просьбой об отправке на фронт, составляли 40 % от общего числа добровольцев. Многие тысячи женщин и девушек решили досрочно овладеть специальностью медсестер и санитарок. По их просьбе в первые же два месяца войны в республике было открыто 206 курсов медсестер, создано 248 сандружин. Около 200 тыс. женщин и девушек занимались в кружках ГСО [там же: 120].

Как отмечает З. Ж. Марданова, глубокий патриотизм поколения, воспитанного на героических символах недавнего революционного прошлого, отличал тех 17—18-летних девочек, которые осаждали военкоматы с требованием немедленно отправить их на фронт. Вот что написала в своем заявлении в Бая-наульский военкомат Жанузакова Шура: «В настоящем прошу вас рассмотреть мою просьбу. Я родилась в 1922 году, член комсомола с 1939 года, по специальности сортировщик. По собственному желанию, как комсомолка, желаю пополнить ряды РККА, прошу вас зачислить меня в передовой отряд 8-й Краснознаменной дивизии. Буду выполнять все задания, возложенные на меня партией и правительством, буду стойко защищать свою Родину, любимую Москву и город Ленина. 27 ноября 1941 года». В другом заявлении, от Дроздовой Галины, в тот же военкомат читаем: «Товарищ военный комиссар! Когда моя Родина в опасности, когда враг угрожает Москве, я, как комсомолка, изъявляю желание ехать на фронт и очень прошу вас удовлетворить мою просьбу... Думаю, что каждая девушка может быть в числе советских дружинниц. Имею оборонные значки ГСО, ПВХО, а также могу обращаться с оружием. Образование 10 классов, окончила в 1941 году. 27 ноября 1941 года» (цит. по: [Марданова, 2015]). В военкоматы подобных заявлений поступало сотни.

Большую роль в освобождении советской земли от фашистских захватчиков сыграли замечательные дочери казахского народа Маншук Маметова и Алия Молдагулова, занявшие достойное место среди женщин — Героев Советского Союза.

М. Маметова родилась в 1922 г. в ауле Жаскус Уральской области. Ее детские годы прошли в Алма-Ате. Будучи студенткой Алма-Атинского медицинского института, Маншук совмещала учебу с работой в секретариате Совнаркома КазССР. 13 августа 1942 г. она добровольцем ушла на фронт, участвовала в боях в составе 100-й стрелковой бригады и 21-й стрелковой дивизии. М. Маметова, старший сержант, командир пулеметного расчета, погибла за станковым пулеметом в октябре 1943 г. За участие в бою под Невелем ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Именем Маншук назвали ледник и вершину в Заилийском Алатау. Ее имя носят улицы в г. Невель, Алматы, Уральск и других, десятки школ. На родине Маншук и в Невеле сооружены памятники, открыт мемориальный дом-музей. Ей посвящен художественный фильм «Песнь о Маншук» (сценарий А. Михалкова-Кончаловского, режиссер М. Бегалин).

А. Молдагулова родилась 25 октября 1925 г. в ауле Булак Хобдинского района Актюбинской области. В 1942 г. Алия обучалась в школе снайперов. Она воевала в составе 3-й роты и 4-го батальона 54-й стрелковой бригады 2-го Прибалтийского фронта, была известна как меткий снайпер. В битве под Псковом Алия способствовала успешному наступлению батальона. А. Молдагулова погибла в рукопашной схватке 14 января 1944 г. у деревни Казачиха Новосокольнического района. 4 июня 1944 г. ей посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Она награждена также орденом Ленина. Мемориальный комплекс «Алия» открыт в Актобе в 2005 г. Скульптор, лауреат премии Ленинского комсомола Б. Абишев, представил А. Молдагулову в образе хрупкой девушки, которая в 17 лет добровольно ушла на фронт.

О подвигах этих девушек слагались песни, написаны книги, стихи, созданы фильмы, им установлены памятники. Их именами названы улицы и школы, музеи, парки и скверы. В Алматы был воздвигнут памятник Героям Советского Союза А. Молдагуловой и М. Маметовой.

Достойный боевой путь на фронтах Великой Отечественной войны прошли и другие дочери Казахстана. Среди них штурман гвардии лейтенант Х. Доспанова, сотрудница фронтовой газеты «Кызыласкер акикаты» Р. Жанбе-кова, капитан медицинской службы М. Сырлыбаева, радистки О. Мысырова, Ш. Ботаханова, Б. Садуакасова, разведчица Р. Ералина, медсестры Р. Исхакова, М. Габитова, О. Шишкина, Л. Краморенко, Г. Якубоник, снайпер М. Токтамы-шова, танкисты Ж. Байтасова, К. Токбергенова, Г. Талканбаеава, пулеметчица Ж. Бейсенбаева и многие другие [Нурбекова, 1968].

Победа в Великой Отечественной войне объединяет и сближает государства СНГ. Можно отметить, что на сегодняшний день в Казахстане практически нет ни одной семьи, которой бы ни коснулась эта война.

В республике очень большое внимание уделяется механизму сохранения памяти о Великой Отечественной войне, коммеморативным практикам, обеспечивающим конструирование ее образа, который является одним из ресурсов казахстанской идентичности. Как известно, коммеморация — это сохранение в общественном сознании памяти о каких-либо значимых событиях прошлого, своего рода увековечивание памяти о прошлом. Среди коммеморативных практик одна из самых ярких — создание монументов и мемориалов, посвященных героизму казахстанцев в годы войны и служащих своего рода знаками почитания фактов прошлого, значимыми для народа Казахстана.

Повсеместно в республике воздвигаются памятники героям Великой Отечественной войны. Так, в 2015 г. в Астане был установлен памятник Герою Советского Союза генерал-майору И. В. Панфилову. В церемонии открытия мемориала, расположенного в столичном парке, принял участие президент Н. А. Назарбаев. В своей речи он сказал: «Этот памятник не только герою Советского Союза Ивану Васильевичу Панфилову, это дань уважения всем казах-станцам, принявшим участие в великой битве против фашизма, и тем, кто остался лежать на полях сражений, и тем, кто вернулся и внес свой неоценимый вклад в развитие нашей страны» [Назарбаев. , 2015]. Автором памятника является скульптор Р. Абенов. Мемориал высотой 2,5 м выполнен из бронзы.

Историческая память народа играет значительную роль в устойчивом социально-экономическом и политическом развитии страны. Переосмысление событий общей истории в соответствии с национальными приоритетами — рас-пространненая социокультурная и политическая практика на постсоветском пространстве. В настоящее время во всех бывших советских республиках, наряду с конструированием национальной идентичности, ставится задача выработать отношение к советскому прошлому, к трактовке наиболее значимых событий. Причем история всех стран СНГ настолько тесно переплетена, что изменение интерпретации важных событий прошлого в одном из государств вызывает ответную реакцию в других. Неоднозначная ситуация в оценке прошлого побуждает людей переосмысливать собственные и семейные воспоминания, отстаивать свои версии коллективной памяти.

Из всех государственных праздников советской эпохи для стран СНГ общим и наиболее эмоционально окрашенным остается только праздник Девятого мая. Причем и в него привносятся все новые традиции. В Республике Казахстан по поручению президента Н. Назарбаева был утвержден специальный План мероприятий по празднованию 70-летия Победы, а в конце 2014 г. прошла общенациональная акция по поддержке ветеранов и акция-марафон «Честь Победе».

21 апреля 2015 г. Казахстан принял международную эстафету Победы от пограничников России. В торжественной обстановке прибывшие российские военные передали Казахстану Кубок Победы. Международная акция стартовала

1 февраля в г. Брест Беларуси. Затем Кубок был передан России. С 21 апреля по

2 мая эстафета прошла по городам Казахстана (Усть-Каменогорск, Астана, Ал-маты, Тараз). Кубок пронесен также по территориям Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Азербайджана. Эстафета завершилась 8 мая в Москве, на Поклонной горе.

В настоящее время в рамках ветеранского движения создаются разного рода общественные объединения, поисковые отряды, которые доставляют капсулы с землей с мест захоронений воинов-казахстанцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. К 70-летию со дня Великой Победы изданы мемуары ветеранов этой войны, исследования, сборники документов, фотокниги и др. Проводятся информационно-предметные выставки, рассказывающие об истории Великой Отечественной войны, военно-патриотические форумы и исторические реконструкции, историко-литературные конкурсы (например, «Письмо с фронта»), экскурсии (например, «Ожившая история» в Центральном государственном музее Республики Казахстан, г. Алматы), патриотические акции и многие другие мероприятия, направленные на увековечение памяти о войне. Так, в 2015 г. в ознаменование подвига 28 героев-панфиловцев состоялся автопробег по городам Казахстана, России и Кыргызстана (Бишкек, Астана, Костанай, Актобе, Орал, Оренбург, Самара, Москва). До этого, в июле 2010 г., был совершен автопробег по маршруту Алматы — Балхаш — Караганда — Костанай — Уфа — Владимир — Волоколамск — Великие Луки — Невель — Новосокольники — Пушкинские Горы — Минск. Данный маршрут был напрямую связан с историей и ратным подвигом бойцов и командиров дивизий и бригад, сформированных в годы войны в Казахстане.

В честь 70-летия Победы стартовал также республиканский конкурс эссе для школьников «Ата давды — ^рпавда ^ран». Рекомендуемые темы эссе были следующие: «История моей семьи» (о том, как война отразилась на истории семьи); «Я живу на улице героя» (о ветеране, который живет/жил в населенном пункте автора, его воспоминаниях и подвиге); «Дневники войны» (материал, основанный на письмах с фронта; переписка должна принадлежать родственникам/друзьям/знакомым автора); «Герой семейного альбома» (о членах семьи, испытавших на себе тяготы войны); «Гостеприимная степь: Казахстан — наш общий дом» (о семьях переселенцев, эвакуированных в Казахстан в годы войны, и/или воспоминаниях казахских семей, помогавших переселенцам).

В преддверии годовщины Великой Победы была подготовлена инфогра-фика («Суточная норма питания военнослужащих Красной армии» и др.), для того чтобы молодые люди могли иметь представление о бытовой сфере жизни

военнослужащих, о продовольственном снабжении в годы Великой Отечественной войны.

С 9 февраля 2015 г. веб-портал «История Казахстана» (e-history.kz) начал реализацию проекта «История одной фотографии». В течение трех месяцев ка-захстанцы присылали в редакцию веб-портала фотографии и истории своих родных, близких, соседей или знакомых, чью жизнь навсегда изменила Великая Отечественная война. Около сотни писем, поступивших в редакцию, вдохновили на организацию одноименной фотовыставки, которая торжественно открылась в Астане и была посвящена 70-летию Великой Победы. Как отмечали ее устроители, история может безжалостно забыть отдельные имена и судьбы тех, кто ценой своей жизни или здоровья внес бесценный вклад в достижение общей Победы, цель выставки — не допустить этого. Фотовыставка «История одной фотографии» продлилась до 11 мая 2015 г.

Как известно, в послевоенные годы в местах активных боевых действий проводились работы по поиску погибших во время войны солдат. В Советском Союзе деятельность поисковых отрядов особенно активно развернулась в конце 1980-х гг., оформившись в официально признанное движение. Одним из таких отрядов стал казахстанский отряд М. К. Кусаинова «Мемориальная зона», осуществляющий поисковую деятельность под Ленинградом (Санкт-Петербургом).

Отец М. К. Кусаинова, замполит 310-й стрелковой дивизии, в 1941 г. тяжело раненный в боях на Синявинских высотах и болотах, настоял на том, чтобы его сын продолжил обучение именно в Ленинграде. «Езжай и не раздумывай, к твоему отъезду мы с однополчанами составим карту-схему на Синявинских болотах и высотах, где несметно полегло наших боевых товарищей.», — сказал тогда ему отец. Напутствие отца сохранять память о погибших советских солдатах стало для М. К. Кусаинова долгом всей жизни. Весной 1978 г. аспирант Кусаинов выехал на Синявинские высоты и болота. Он и представить себе не мог, что война там все еще продолжается. «Оказалось, что здесь погибло более ста тысяч бойцов и командиров и большинство из них не похоронены, а те, кто похоронен в братских могилах, тоже безымянны, т. к. все братские могилы, полковые и дивизионные кладбища утеряны еще в годы войны и первые послевоенные годы, т. е. заросли лесом и кустарником, — вспоминает о первых разведках в своей книге «Мемориальная зона "Надежда"» М. К. Кусаинов. — Порой нам казалось, что вся обширная территория Синявинских болот и высот — это одно громадное братское захоронение, где лежат слоями: внизу — погибшие в сентябре, октябре и ноябре 1941 года, поверх них — погибшие осенью 1942 года, а на самом верху — павшие в ходе сражений по прорыву блокады и расширению полосы прорыва» (цит. по: [Выходченко, 2015]).

Великая Отечественная война оставила ряд проблем, решение которых добровольно взяли на себя поисковые отряды стран СНГ. Это утерянные в годы войны и послевоенное время братские могилы, полковые и дивизионные кладбища, впоследствии заросшие лесом и кустарником; непохороненные останки бойцов и командиров, едва присыпанные землей (многие из них до сих пор считаются пропавшими без вести); неразминированные поля сражений; неустановленная фронтовая судьба многих советских бойцов и командиров [Кусаинов, 2010: 384—385].

С 1988 г. поисковый отряд М. К. Кусаинова «Мемориальная зона» ведет деятельность по раскопке, выявлению и последующему захоронению останков советских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. За это время членами поискового отряда и его командиром были определены координаты трех десятков братских могил, полковых и дивизионных кладбищ пяти стрелковых дивизий; перезахоронены останки многих бойцов и командиров; установлены аншлаги (таблички), памятные знаки и обелиски; в районе Синя-винских болот и высот создана мемориальная зона «Надежда»; налажены крепкие связи с поисковыми отрядами России; изданы книги, путеводитель, исторический формуляр, справочник, статьи, посвященные деятельности отряда и истории боев казахстанских дивизий за Ленинград.

Как верно отмечает Г. И. Власова, самые яркие, надежные, правдивые, проверенные временем материалы — это те, которые хранятся в памяти участников войны, людей, ее переживших. В Государственном архиве Астаны собраны документы участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, трудмобилизованных, партизан, блокадников, узников концлагерей, эвакуированных; материалы биографического характера (автобиографии, анкеты, удостоверения к наградам и знакам, грамоты, благодарности, пропуска, мандаты, справки) и творческого (воспоминания, в том числе на видео- и аудиокассетах, дневники, дневниковые записи, записные книжки, блокноты, статьи, очерки, тексты выступлений, рукописи литературных произведений о войне, повестей, рассказов, стихов); переписка с родными, друзьями, коллегами за период 1941— 1945 гг. (письма, телеграммы, извещения); переписка с однополчанами; изобразительные документы (фотоальбомы, фотографии, рисунки, репродукции, открытки). В этом плане представляет интерес поствоенный фольклор (воспоминания ветеранов и очевидцев войны), записанный студентами филологического факультета во время практики в селах Северного Казахстана, а также записи, сделанные студентами в 2010 г. в Государственном архиве Астаны и в доме престарелых [Власова, 2015].

Большое внимание уделяется сохранению документов участников войны, в частности, звучат обращения к ветеранам Великой Отечественной войны и их родственникам о передаче документов из личных архивов в государственные и объясняется необходимость этого: «Во-первых, в личных архивах они могут и не сохраниться, потому что хранят дети, хранят внуки, а вот последующим поколениям эти документы могут показаться уже не столь важными. Во-вторых, эти документы нужны для исследователей, которые хотят воссоздать правдивую историю Великой Отечественной войны. Быть может, они хранят еще неизвестные факты и события тех лет. Письма, дневники, воспоминания и другие документы рядовых участников войны могут дать представление о том, как оценивались события конкретными людьми, ведь знания о войне мы в большинстве своем получили из учебников истории, которые были составлены по официальным источникам... Формировать знания о прошлом страны и делать свои выводы интересно и студентам и школьникам, которые в последнее время стали организовывать поисковые экспедиции. В-третьих, это будет важным аспектом для патриотического воспитания молодежи, ведь работа с подлинными документами участников войны — первоисточниками информации — всегда более активно воздействует на сознание людей» [Обращение к ветеранам. , 2015].

В настоящее время на фоне роста национализма и неофашизма особую опасность для молодежи представляет политическое забвение и искажение фактов истории Великой Отечественной войны.

Как известно, патриотическое воспитание советских людей сыграло решающую роль в достижении Победы. Патриотическое воспитание молодого поколения стран СНГ сегодня актуально, как никогда, в противном случае формировать сознание молодых людей, которые не имеют достаточного жизненного опыта и которых не научили ценить свою общую историю, начнут другие. Глава государства Н. А. Назарбаев на XXI сессии Ассамблеи народа Казахстана говорил о необходимости увековечения памяти о казахстанцах — героях Великой Отечественной войны как главном факторе формирования патриотизма. Пункт 7 3-го раздела Стратегии «Казахстан-2050» также посвящен формированию нового казахстанского патриотизма — основе успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества [Стратегия. , 2012].

Важно, чтобы и нынешнее подрастающее поколение уважало свою общую историю и имело твердые убеждения в необходимости защищать Родину. Формирование у молодежи патриотических чувств — комплексная проблема, требующая усилий всех сознательных сил общества. Государства СНГ должна объединять память о беззаветной самоотверженности наших героических предков, а задача творческой и научной интеллигенции — передать это знание и понимание последующим поколениям. К сожалению, ветеранов Великой Отечественной войны с каждым днем становится все меньше, живы дети войны, воспитанные на подвигах своих отцов и дедов, но дальше память постепенно стирается.

Думаю, главная задача всех сознательных сил общества — решительное противодействие попыткам перечеркнуть фронтовые биографии наших отцов, стереть имена наших предков, захороненных в тысячах братских могил. В том числе и фронтовую биографию моего отца Джаркинбаева Сейдалы, прошедшего свой боевой путь от Сталинграда до Эльбы, и моего деда Алимбетова Абдыха-дыра, погибшего 3 февраля 1943 г. В том же году в возрасте 26 лет погиб его младший брат Алимбетов Сейсембай, не успевший ни построить дом, ни посадить дерево, ни родить сына. Никогда не забуду свою бабушку Алимбетову Абиби Суттибайкызы, которая в 30 лет осталась вдовой и смогла в тяжелые времена поднять на ноги троих детей. Бабушка мечтала увидеть Мамаев курган, где, как она считала, покоится прах ее мужа, поскольку последнее письмо она получила во время Сталинградской битвы и слышала от знакомых, что там высечена фамилия ее мужа. Впоследствии, когда мы попытались выяснить место его захоронения, оказалось, что на Мамаевом кургане обозначена фамилия другого казахстанца, а мой дед погиб и был захоронен 3 февраля 1943 г., на следующий день после завершения Сталинградской битвы, в деревне Хмелевое Курской области.

Изучение устных рассказов, представляющих собой традиционно сложившуюся форму передачи личного опыта, имеет большое значение, это своего рода живая летопись войны, которая также самым причудливым образом сводила людей. Мой отец рассказывал, что мама, Кульзада Абдыхадыровна (они поженились в 1947 г.), расплакалась, увидев фотографию мужа с мужчиной, с которым он познакомился и сфотографировался, как с земляком, на память

в госпитале № 3313 г. Саратов в декабре 1942 г. Как оказалось, это был ее отец, Алимбетов Абдыхадыр, а для моей матери фотография стала большим подарком судьбы. Могли ли они предполагать в тот момент, когда стояли перед фотографом, что в будущей мирной жизни станут друг другу тестем и зятем?..

Так, в настоящее время, когда происходит индивидуализация и персонали-зация исторической памяти, когда люди начинают восстанавливать биографии и рассказывать истории своих родственников, многие из казахстанцев могли бы написать свои семейные истории, которые сыграют очень большую роль в реконструкции подлинной истории войны через призму личных воспоминаний. Для большинства казахстанцев Великая Отечественная война это прежде всего наша общая история, это память о боевом братстве, беспримерном мужестве и героизме воинов, которые, не жалея сил и самой жизни, сражались за свободу и независимость своей Родины.

В этой связи не может не вызывать чувство глубой обеспокоенности тот факт, что в некоторых постсоветских государствах сносят или переносят памятники советским воинам, погибшим в годы войны, совершаются акты вандализма. Причем каждый раз, когда приближается очередной юбилей Великой Победы, возникают все новые и новые домыслы о войне, активизируются попытки пересмотра роли Советского Союза в победе над фашистской Германией и фальсификации наиболее значимых событий в истории войны.

В выступлении на торжественной церемонии награждения фронтовиков в Астане 8 мая 2010 г. Н. А. Назарбаев отметил: «В настоящее время появляются так называемые альтернативные истории прошедшей войны, искажаются факты и события, искусственно смягчается смертоносная опасность фашизма и его идеологов, в том числе и современных. Мы понимаем, что наш мир невероятно хрупок, чудовищно уязвим и нашей цивилизации необходимо единение. Мы были, есть и будем едины со всеми народами в деле сохранения истины о нашей общей Великой Победе, которая досталась нам ценой неисчислимых страданий, жертв, лишений. Мы свято чтим память о принесенных жертвах» [Сегодня в Акорде... , 2010].

Большую тревогу и неприятие вызывают попытки поставить под сомнение подвиг 28 героев-панфиловцев. Как известно, директор Государственного архива Российской Федерации С. Мироненко заявил о том, что никаких 28 героев-панфиловцев не было. Это заявление вызвало большой резонанс в казахстанской и российской общественности. Ряд ученых и ветеранов войны решительно встали на защиту тех, кто не может сегодня за себя постоять. Правду о героях-панфиловцах решительно отстаивают главный научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ш. Уалиханова К. Алдажуманов, который провел очень большую работу в архивах РФ [Алдажуманов, 2014], академик РАН Г. А. Куманев, директор фонда «Информационная инициатива» М. Тюнин. Так, М. Тюнин, много лет изучавший историю Панфиловской дивизии, отметил, что цифра 28 может и неправильна, но подвиг панфиловцев несомненен. «Если посмотреть газеты той поры, — продолжает М. Тюнин, — то писали только о панфиловцах. Просто это был яркий пример, как люди с минимальными противотанковыми средствами смогли отразить атаку танковых колонн. Плюс ко всему,

это, конечно, дивизия из Казахстана.» [28 героев-панфиловцев. , 2015]. Г. А. Куманев пишет: «Лживые акции С. В. Мироненко вызвали справедливое возмущение в ветеранских кругах. Маршал Советского Союза Д. Т. Язов в статье "Прах героев неприкосновенен", опубликованной 20 августа 2011 года в газете "Красная звезда", подчеркнул, что не нюхавший пороха г-н Мироненко смеет называть мифом беспримерный подвиг 28 героев-панфиловцев, якобы придуманный из идеологических соображений. Под рубрикой "Бесстыдно осмеянный подвиг" 8 сентября "Советская Россия" поместила гневные отклики читателей по поводу действий новоявленных "правдолюбцев"» [Куманев, 2015: 133].

Примечательно то, что 24 октября 2015 г. в Оренбурге стартовала международная вахта памяти «Нас миллионы панфиловцев», организованная автономной некоммерческой организацией «Содружество народов Евразии». В рамках вахты памяти состоялся круглый стол «Боевое братство народов в Великой Отечественной войне (Противодействие фальсификации истории)». Была организована выставка фронтовых писем, архивных документов, книг, находок поисковых отрядов на местах сражений [Международная вахта памяти. , 2015].

Официальную позицию Республики Казахстан по данному вопросу выразил председатель сената парламента К. Ж. Токаев: «Фальсификация истории Великой Отечественной войны в угоду политическим интересам недопустима — это особенно важно для нынешнего и подрастающего поколения наших стран, чтобы они правильно понимали историческое значение Великой Победы над нацизмом» [Спикер сената. , 2015].

В настоящее время государствам СНГ следует особое внимание уделить приоритетности объективного отображения истории Второй мировой войны и подвергнуть осуждению попытки пересмотра ее итогов, преуменьшения роли Советского Союза в разгроме фашизма. Необходимо помнить о павших в борьбе против захватчиков, крепить историческую память о Великой Отечественной войне как беспримерном подвиге советского народа, не забывать о ее международном значении и, конечно же, продолжать сотрудничество в области научного анализа истории войны и защиты ее от фальсификаций.

Казахстанский историк Т. Кульбаев справедливо отметил: «.когда-нибудь в будущем Великую Отечественную войну тоже будут описывать холодно и отвлеченно. Ее оценки перестанут носить общественно-политический характер, перейдя исключительно в научное поле. Научный анализ плюс народная память очистят факты от шелухи мифов. Но на пути к правде о войне еще предостаточно препятствий. Много неизученного, еще больше искаженного. <.>

История Великой Отечественной войны будет изучаться вечно, по крайней мере до тех пор, пока существуют народы, составляющие великую державу, которая одержала победу над фашизмом. Исторический опыт войны жизненно необходим для новой национальной идеи, для укрепления патриотизма, без которого невозможны сильное государство и сильная армия, для воспитания молодого поколения» [Кульбаев, 2015].

После распада Советского Союза традиции научно-гуманитарного сотрудничества между государствами СНГ постепенно ослабевают. Для их упрочения можно было бы возобновить существовавшие в начале 1990-х гг. соглашения

об экономическом, культурном и научно-техническом сотрудничестве государств региона. Например, в 1991 г. в рамках договора о кооперировании в подготовке специалистов с высшим образованием в 1990/91 учебном году в вузы Казахстана было направлено 290 человек из республик Средней Азии, в том числе из Узбекистана — 116, Таджикистана — 63, Туркменистана — 30, Кыргызстана — 81, а из Казахстана в вузы этих республик — 91 человек, в том числе в Узбекскую ССР — 71, Туркменскую ССР — 10, Кыргызстан — 10 [Архив... , л. 43].

Объективное отражение истории Великой Отечественной войны будет способствовать укреплению дружбы между народами, воспитанию молодежи на примерах героизма и мужества.

Думаем, что память о самоотверженном подвиге того поколения, которое вынесло на своих плечах мучительную тяжесть войны и одержало Победу, несмотря на все усилия замолчать или переписать историю Великой Отечественной войны, и через многие года будет наполнять гордостью сердца людей.

Библиографический список

Алдажуманов К. Опровержению не подлежит // Mangi El: международный научно-популярный исторический журнал. 2014. № 4. С. 124—127.

Арифджанов Э. К., Алимов Ш. К., Нарбеков А. В., Кадыров К. Б. История Узбекистана: курс лекций. Ташкент: Академия МВД Республики Узбекистан, 2012. 273 с.

Архив Президента Республики Казахстан. Ф. 7. Оп. 1. Д. 73.

Власова Г. И. Устные рассказы о войне. 2015. URL: http://e-history.kz/ru/project/view/ 4?type=contents&material_id=1903 (дата обращения: 04.02.2016).

Выходченко Л. По маршрутам поискового отряда «Мемориальная зона». 2015. URL: http://e-history.kz/ru/project/view/4?type=publications&material_id=758 (дата обращения: 04.02.2016).

«28 героев-панфиловцев — это миф», — заявил директор Госархива РФ. 2015. URL: http://365info.kz/2015/06/28-geroev-panfilovcev-eto-mif-zayavil-direktor-gosarxiva-rf/ (дата обращения: 04.02.2016).

История Казахстана: (с древнейших времен до наших дней): в 5 т. Алматы: Атам^ра, 2009. Т. 4. 768 с.

История Туркменской ССР. Ашхабад: Изд-во АН ТССР, 1957. Т. 2: 1917—1957 гг. 718 с.

Кульбаев Т. «Узел» Великой войны. 2013. URL: http://ehistory.kz/ru/project/view/4?type= publications&material_id=70 (дата обращения: 04.02.2016).

Куманев Г. Бессмертный подвиг во имя жизни // Mangi El: международный научно-популярный исторический журнал. 2014. № 4. С. 128—133.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кусаинов М. К. Акмолинцы — на фронте и в тылу. Астана: Сарыарка, 2010. 430 с.

Марданова З. Ж. Павлодарские женщины в Великой Отечественной войне. 2015. URL: http://e-history.kz/ru/project/view/4?type=contents&material_id= 1272 (дата обращения: 04.02.2016).

Международная вахта памяти «Нас миллионы панфиловцев». URL: http://e history.kz/ru/ publications/view/1537 (дата обращения: 04.02.2016).

Мурманцева В. С. Советские женщины в Великой Отечественной войне. М.: Мысль, 1974. 264 с.

Назарбаев принял участие в открытии памятника Панфилову. 2015. URL: http://www.kazpravda.kz/news/prezident1/nazarbaev-prinyal-uchastie-v-otkritii-pamyatnika-panfilovu/ (дата обращения: 04.02.2016).

Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. 2005. № 2—3 (40—41). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/nora22.html (дата обращения: 04.02.2016).

Нурбекова Г. Женщины Казахстана — фронту. Алматы: Казахстан, 1968. 159 с.

Обращение к ветеранам Великой Отечественной войны. 2015. URL: http://e-arhiv.vko. gov.kz/ru/Page/Index/1479 (дата обращения: 04.02.2016).

Сегодня в Акорде глава государства Нурсултан Назарбаев вручил государственные награды большой группе ветеранов войны и труда, военнослужащих и представителей правоохранительных органов. 2015. URL: http://www.akorda.kz/public/ index.php/ru/events/segodnya-v-akorde-glava-gosudarstva-nursultan-nazarbaev-vruchil-gosudarstvennye-nagrady-bolshoi-gruppe-veteranov-voiny-i-truda-voennosluzhas (дата обращения: 04.02.2016).

Сечкина Л. П. Твои герои, Таджикистан. Душанбе: Маориф, 1985. 239 с.

Специальный проект Межпарламентской ассамблеи СНГ «Все для Победы!». 2015. URL: http://www.iacis.ru/ (дата обращения: 04.02.2016).

Спикер сената парламента Казахстана: фальсификация истории ВОВ недопустима. 2015. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1883625 (дата обращения: 04.02.2016).

Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства. 2012. URL: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs (дата обращения: 04.02.2016).

References

Aldazhumanov, K. (2014) Oproverzheniiu ne podlezhit [Is not subject to refutation], Mangi El, no. 4. pp. 124—127.

Arifdzhanov, E. K., Alimov, Sh. K., Narbekov, A. V., Kadyrov, K. B. (2012) Istoriia Uzbekis-tana: Kurs lektsii [History of Uzbekistan: Lectures course], Tashkent: Academiia MVD Respubliki Uzbekistan.

"28 geroev-panfilovtsev — eto mif", — zaiavil director Gosarkhiva RF (2015) [28 Panfilov Heroes — is a myth, said the director of the State Archive of the Russian Federation], available from http://365info.kz/2015/06/28-geroev-panfilovcev-eto-mif-zayavil-direktor-gosarxiva-rf/ (accessed 04.02.2016).

Istoriia Kazakhstana: (S drevneishikh vremen do nashikh dnei) (2009) [History of Kazakhstan: (From ancient times to the present day)], Almaty: Atamura, vol. 4.

Istoriia Turkmenskoi SSR (1957) [The history of Turkmen SSR], Ashkhabad: Academiia nauk Turkmenistanskoi SSR, vol. 2.

Kul'baev, T. (2013) "Uzel" Velikoi voiny ["The node" of the Great War], available from http://e-history.kz/ru/publications/view/70 (accessed 04.02.2016).

Kumanev, G. (2014) Bessmertnyi podvig vo imia zhizni [Immortal feat in the name of life], Mangi El, no. 4. pp. 128—133.

Kusainov, M. K. (2010) Akmolintsy — na fronte i v tylu [The inhabitants of Akmola region on the front and rear], Astana: Saryarka.

Mardanova, Z. Zh. (2013) Pavlodarskie zhenshchiny v Velikoi Otechestvennoi voine [Women of Pavlodar in Great Patriotic War], available from http://e-history.kz/ru/project/ view/4?type=contents&material_id=1272 (accessed 04.02.2016).

Mezhdunarodnaia vakhta pamiati "Nas milliony panfilovtsev" [International watch memory "We are millions Panfilov"], available from http://quest.e-history.kz/ru/ publications/ view/1537 (accessed 04.02.2016).

Murmantseva, V. S. (1974) Sovetskie zhenshchiny v Velikoi Otechestvennoi voine [Soviet women in Great Patriotic War], Moscow: Mysl'.

Nora, P. (2005) Vsemirnoe torzhestvo pamiati [Worldwide celebration of memory], Neprikosnovennyi zapas, no. 2—3 (40—41), available from http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ nora22.html (accessed 04.02.2016).

Nurbekova, G. (1968) Zhenshchiny Kazakhstana — frontu [Women of Kazakhstan to front], Almaty: Kazakhstan.

Obrashchenie k veteranam Velikoi Otechestvennoi voiny (2012) [The appeal to veterans of Great Patriotic War], available from http://e-arhiv.vko.gov.kz/ru/Page/Index/1479 (accessed 04.02.2016).

Sechkina, L. P. (1985) Tvoi geroi, Tadzhikistan [The heroes of Tajikistan], Dushanbe: Mariof.

Spiker senata parlamenta Kazakhstana: fal'sifikatsiia istorii VOV ne dopustima (2015) [Speaker of the Senate of Parliament of Kazakhstan: the falsification of the history of the Great Patriotic War is unacceptable], available from http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1883625 (accessed 04.02.2016).

Vlasova, G. I. (2014) Ustnye rasskazy o voine [The oral stories about war], available from http://e-history.kz/ru/project/view/4?type=contents&material_id=1903 (accessed

04.02.2016).

Vykhodchenko, L. (2015) Po marshrutam poiskovogo otriada "Memorial'naia zona" [On routes search group "Memorial zone"], available from http://e-history.kz/ru/ project/view/4?type=publications&material_id=758 (accessed 04.02.2016).

Статья поступила 25.11.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.