Научная статья на тему 'Калькулирование себестоимости в нефтяной отрасли'

Калькулирование себестоимости в нефтяной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2387
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / СПЕЦИФИКА БУХУЧЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабаева Ирина Сергеевна

В научной статье предлагается классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Калькулирование себестоимости в нефтяной отрасли»

Из года в год, борясь с инфляцией, Центральные банки отчитываются государству и обществу об уровне инфляции, а также, по сути, этот уровень указывает на то, сколько процентов денежной массы потребляется инфляцией в год. Данный процент служит базой для определения ставки Центрального банка, по которой он будет кредитовать своих заемщиков теми деньгами, которые сам же и выпускает.

Можно предположить, что правящей над Центральными банками группе лиц не выгоден экономически независимый человек, поскольку он может представлять прямую угрозу их контролю. Это значит, что банкиры должны поставить себе, как цель - не дать гражданам в виде заемщиков возможности для сохранения денежной массы. По мнению автора, может быть всего два способа решения вышеописанной цели:

1. Отнять денежные средства у населения.

2. Заставить население, не задумываясь тратить все свои накопления. Иными словами -развивать потребительский спрос.

Чтобы усилить эффект своих действий, Центральные банки имеют возможность прибегать к более радикальным мерам. Они могут провоцировать затяжные финансовые кризисы, проводить обвалы экономик в тех странах, где Центральные банки осуществляют функцию гарантов стабильности экономик. Как пример таких действий, можно привести акт об инкассации Федерального Резерва США, который был подписан в 1920 году. Тогда Федеральный Резерв искусственно сократил выпуск денежной массы и потребовал от своих заемщиков немедленной инкассации. Все это привело к последующему закрытию более четырехсот банков [2].

Список литературы

1. Ричар Диг. Политическая экономика финансового регулирования в передовых индустриальных демократиях // Экономическая статья библиотеки Оксфордского университета, 2013. С. 1-4.

2. Кому и зачем нужен Центральный Банк? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.klerk.ru/bank/articles/107858/ (дата обращения: 20.03.2017).

КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ

Шабаева И.С.

Шабаева Ирина Сергеевна — магистр, кафедра бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: в научной статье предлагается классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость продукции.

Ключевые слова: калькулирование себестоимости, нефтегазовый сектор экономики, специфика бухучета.

В нефтедобывающих предприятиях все издержки производства за месяц распределяются между нефтью и попутным газом, а себестоимость выпуска единицы каждого продукта — калькулируется.

Нефтяные скважины оснащены таким современным высокотехническим подземным и наземным оборудованием, что могут выполняться такие ремонтные работы, которые характеризуются особой большой сложностью, объемом, организацией и использованием сложной техники. В связи с этим возникает необходимость ведения раздельного учета затрат по ремонту наземного и подземного оборудования. Так же предприятие должно обособленно учитывать расходы по увеличению отдачи пласта, поскольку они оказывают влияние на формирование разного уровня издержек производства.

В целях контроля над формированием состава издержек производства на добычу нефти необходимо осуществлять калькулирование себестоимости добываемой нефти по способам эксплуатации скважин в разрезе следующих статей:

1. Расходы на энергию, затраченную на извлечение нефти;

2. Расходы по искусственному воздействию на пласт;

3. Основная заработная плата производственных рабочих;

4. Дополнительная заработная плата производственных рабочих;

5. Отчисления на социальные нужды;

6. Амортизация скважин;

7. Расходы по сбору и транспортировки нефти;

8. Расходы по сбору и транспортировки газа;

9. Расходы по технологической подготовке нефти;

10. Расходы на подготовку и освоение производства;

11. Расходы на содержание и эксплуатацию скважин и оборудование;

12. Цеховые расходы;

13. Общепроизводственные расходы;

14. Прочие производственные расходы;

15. Коммерческие расходы.

Расходы в разрезе статей 1 - 14 составляют производственную себестоимость нефти и газа, а в разрезе статей 1 - 15 — полную себестоимость добычи нефти и газа. Номенклатуре и содержанию калькуляционных статей затрат нефтедобывающих организаций свойственны такие особенности, как: отсутствие статей «Материальные затраты», «Возвратные расходы», «Потери от брака», так как предметы труда (залежи нефти и газа) не имеют стоимости. Необходимы выделения в отраслевой номенклатуре в качестве самостоятельных статей затрат: расходы по увеличению отдачи пластов, расходы по стабилизации нефти, ее перекачке и хранению, а также расходы по сбору и транспортировке газа. Номенклатура затрат, действующая в нефтяной отрасли, позволяет разделить издержки производства по трем стадиям. Разграничение издержек производства по стадиям способствует возможности принятия эффективных управленческих решений по формированию величины издержек производства и регулированию уровня снижения себестоимости продукции. Но, поскольку в затраты последующих стадий не включаются предшествующие расходы, то общая величина себестоимости добытой продукции определяется как сумма расходов всех стадий (процессов) добычи за отчетный период. Что же касается сводного учета затрат и определения себестоимости готовой продукции (нефти, газа попутного, газа природного), то он осуществляется путем суммирования затрат отдельных цехов (процессов), часть из которых относится на соответствующие виды продукции (нефть и газ) по прямому признаку, а часть — путем условного косвенного распределения.

Объектом калькулирования в нефтегазодобывающих организациях выступает добыча нефти и газа (попутного и природного). В качестве калькуляционной единицы используется тонна нефти и 1000 м3 газа. Калькулируется себестоимость валовой и товарной (готовой) добычи. По валовой добыче исчисляется только производственная себестоимость, а по товарной — производственная и полная себестоимость по сумме всех затрат производства в разрезе бухгалтерско-калькуляционных статей затрат [1]. По окончании отчетного периода составляется калькуляция, на основе которой происходит анализ производственно-финансовых результатов. По результатам такого анализа выявляют факторы, которые обусловили отклонение фактических показателей от плана и от прошлых периодов, а также выявляются резервы и пути дальнейшего снижения себестоимости продукции. Исходя из особенности формирования затрат на предприятиях нефтедобывающей промышленности, выделим направления повышения эффективности производства: применение ресурсосберегающей техники; полное использование сырьевых ресурсов; технологические мероприятия: разработка и внедрение новых прогрессивных малоотходных и безотходных технологических процессов, модернизация оборудования [2].

Таким образом, для успешной деятельности нефтедобывающих предприятий необходимо создать такую эффективную систему управления затратами, благодаря которой бухгалтерский учет издержек производства и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) будет направлен на обеспечение внутренних пользователей информацией, необходимой для контроля за производственной деятельностью и принятия управленческих решений по ее результатам работы.

Список литературы

1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студентов вузов,

обучающихся по экономическим специальностям / М.А. Вахрушина. 8-е изд., испр. М.:

Издательство «Омега-Л», 2016. 570 с.

2. Попов В.В. Об актуальности анализа роли документации в бухгалтерском учете внешней торговли как фактора роста товарооборота / В.В. Попов // В сборнике: Проблемы и перспективы развития учетно-аналитической работы. М: Бухгалтер, 2016. С. 35-36.

3. Савицкая Г.В. Экономический анализ. М.: Новое знание, 2015. 651 с.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПАНИИ ПАО «МТС» Троянова С.Э.

Троянова Светлана Эдуардовна — студент магистратуры, направление: бизнес-аналитика, факультет информатики, учета и сервиса, Байкальский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация: в статье анализируются различные направления деятельности одной из крупнейших отечественных телекоммуникационных компаний ПАО «МТС». Ключевые слова: анализ, телекоммуникации, связь.

Публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» - российская телекоммуникационная компания, оказывающая услуги в России и странах СНГ под торговой маркой «МТС». МТС предоставляет услуги сотовой связи в стандартах GSM и UMTS (3G) в России, Армении, Белоруссии, Узбекистане, Украине. Роуминг доступен абонентам МТС в 226 странах, GPRS-роуминг - в 169 странах. Компания оказывает услуги сотовой связи, проводной телефонной связи, широкополосного доступа в Интернет, мобильного, кабельного, цифрового телевидения и услуги по продаже контента [19, с. 802].

По состоянию на 1 октября 2016 г. компания во всех странах своего присутствия обслуживала более 79 млн абонентов. В эксплуатации находилось 28,5 тыс. базовых станций 3G. Численность сотрудников превышала 65 тыс. чел. Компания развивает собственную розничную сеть, которая насчитывает около 4,5 тыс. салонов сотовой связи по всей России. В своих магазинах, помимо телефонных аппаратов других марок, компания также продаёт мобильные телефоны под собственной торговой маркой «МТС» (выпуск аппаратов осуществляют сторонние производители, в числе которых компании TCT Mobile Limited, ZTE, Huawei). Также в магазинах предоставляют услуги по подключению к сети МТС, пополнению счета, оплате штрафов, денежным переводам.

Компания МТС известна на мировом рынке услуг сотовой связи с 2000 г. Акции компании продают и покупают на Московской межбанковской валютной бирже, Нью-Йоркской, Лондонской, Франкфуртской, Берлинской, Мюнхенской фондовых биржах.

По результатам исследования компании Interbrand, проведённого в 2010 г., торговая марка «МТС» стала самым дорогим российским брендом, заняв первое место с оценкой стоимости торговой марки в размере 213,2 млрд руб. В 2013 г. бренд МТС шестой год подряд вошел в топ-100 самых дорогих брендов в мире по рейтингу BRANDZTIN, опубликованному международным исследовательским агентством Millward Brown, и признан самым дорогим телекоммуникационным российским брендом стоимостью 10,63 млрд долл. [20, с. 309].

На рисунке 1.1 наглядно видно, какое значительное место на российском рынке услуг сотовой связи занимает компания МТС. Таким образом, российский рынок услуг сотовой связи уже сформирован, его современное состояние можно характеризовать как стабильное, а ценовые «войны» постепенно уступают место неценовым видам конкуренции [19, с. 803].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.