Научная статья на тему 'Кальдера безопасности современной России'

Кальдера безопасности современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
82
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ОРУЖИЕ / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самойлов В. И.

Рассматриваются вопросы безопасности Российской Федерации, а также вероятности возникновения вооруженных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALDERA OF MODERN RUSSIA SAFETY

Questions of Russia Federation safety and possibilities of armed conlicts initiation are discuss.

Текст научной работы на тему «Кальдера безопасности современной России»

НПО «Стрела» определяет перспективы своего развития в тесном взаимовыгодном сотрудничестве со своими партнерами -промышленными предприятиями, научными и научно-производственными организациями, гражданскими и военными структурами, учеными. Благодаря созданию в Туле радиотехнического предприятия многие смежные предприятия региона получили мощную кадровую и технологическую поддержку при освоении у себя подобных работ.

N.A. Zaychev

ACTIVITIES OF "NPO "STRELA" IN RADIOLOCATION TEHCNICS FIELD

A review of "NPO "STRELA" results in radiolocation technics field to the present.

Key words: history. radar, observation.

Получено 08.09.2012

УДК 355.359

В.И. Самойлов, канд. техн. наук, ген. директор, 8 (495) 959-71-17, api@avtopromimport.ru (Россия, Москва, ГП ВО «Автопромимпорт»)

КАЛЬДЕРА БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рассматриваются вопросы безопасности Российской Федерации, а также вероятности возникновения вооруженных конфликтов.

Ключевые слова: Россия, оружие, вооруженный конфликт, безопасность.

В результате трансформаций, происходящих в процессе социально-экономического развития мирового сообщества и связанных с глобализацией, существенные изменения претерпевает политика. Любые политические события, или решения, принимаемые в каком-либо регионе, очень часто влекут за собой значимые (предсказуемые или непредсказуемые) последствия для самых отдаленных участков земного шара. В отличие от периода холодной войны, когда существовало четко выраженное противостояние между двух «полюсов» силы и содержание угроз не вызывало особых споров, современная ситуация характеризуется оформлением новых центров противостояния, которыми становятся не только государства. Появились «новые» часто непредсказуемые военные угрозы и риски, не позволяющие рассчитывать на длительные сроки проведение военной мобилизации для их нейтрализации.

Одновременно с изменениями в политике и под ее воздействием совершенствуются средства, способы и формы вооруженной борьбы, возрастают масштабы вооруженных конфликтов, ширится их пространственный размах, повышается насыщенность сложной боевой техникой и оружием,

48

людскими ресурсами. Они все чаще разрушительно воздействуют на гражданскую инфраструктуру, усугубляются их социальные последствия, усиливается обратное влияние не только на политику, но и на все стороны жизни противоборствующих народов.

Все острее становятся задачи обеспечения безопасности государства, возрастает экономическая затратность решения этих проблем, потребность в привлечении высокоинтеллектуальных человеческих ресурсов, постоянный анализ угроз и поиск оптимальных способов их устранения.

Следует согласиться с тем, что военно-политическая обстановка в мире становится все более неустойчивой, растет число военных опасностей, поскольку общемировая тенденция сокращения армий и военных бюджетов государств, развивавшаяся с 1987 по 1998 гг., была прервана военным вмешательством США и их союзников в Югославию, Афганистан и Ирак. Начался новый этап гонки вооружений, роста военных бюджетов. При этом более 50% этого роста стало приходиться на пятерку высокоразвитых государств, особенно США[1]. Экономический кризис 2008 года не оказал существенного влияния на эти тенденции.

В условиях распространения либеральных ценностей, интенсификации глобальных коммуникаций и беспрецедентного военного превосходства Запада (прежде всего, США) над всем остальным миром даже либералы, еще недавно отрицавшие роль военной силы в достижении политических и социальных целей, стали требовать ее применения для решения гуманитарных задач. Стало особенно характерным для нынешнего времени то, что неправительственные организации и аналитические группы по предупреждению вооруженных конфликтов, такие как, например, Комиссия Карнеги, стали рекомендовать западным странам немедленное использование военной силы для решения «гуманитарных кризисов». Тем самым, даже теоретики и практики либерального направления в политике от отрицания роли военной силы перешли к призывам ее употребления при любом удобном случае [2]. Такое, на первый взгляд, противоречивое поведение становится нормой и ярко демонстрируется отношением стран НАТО к последствиям «демократических преобразований» в Ливии, Тунисе, Египте и Сирии.

Во многом именно поэтому в первой четверти XXI столетия главной причиной войн и конфликтов в мире по-прежнему остаются противоречия, порождаемые влиянием «западной модернизации» на страны Ближнего и Среднего Востока. Как полагают аналитики, воинствующая деятельность Аль-Кайды, движения Талибан и пр. - это, прежде всего, реакция на растущую вовлеченность Ближнего и Среднего Востока в глобальные процессы [3].

Характер современных войн (вооруженных конфликтов) определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий. Тем не менее, целесообразно указать

на их основные общие черты.

Во-первых, они оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человечества и носят коалиционный характер.

Во-вторых, в них имеет место применение новейших высокоэффективных (в том числе основанных на новых физических принципах) систем вооружения и военной техники; широкое использование нетрадиционных форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения, а также активное информационное противоборство.

В-третьих, современные войны характеризует стремление противоборствующих сторон к дезорганизации системы государственного и военного управления; маневренные действия войск (сил) на разрозненных направлениях с широким применением аэромобилъных сил, десантов и войск специального назначения. Они часто приводят к поражению войск (сил), объектов тыла, экономики, коммуникаций на всей территории каждой из противоборствующих сторон, к катастрофическим последствиям поражения (разрушения) предприятий энергетики (прежде всего атомной), химических и других опасных производств, инфраструктуры, коммуникаций, объектов жизнеобеспечения.

В-четвертых, высока вероятность вовлечения в войну новых государств, эскалации вооруженной борьбы, расширения масштабов и спектра применяемых средств, включая оружие массового поражения.

Обычно классификацию военных конфликтов проводят по типу противоречий, применяемых средств вооруженной борьбы, характеру политических целей, географических особенностей театра военных действий и характера действий стороны и т.п. Значимой представляется типологиза-ция этих конфликтов в зависимости от их масштабов. Например, военно-политическим руководством Китая, в зависимости от масштаба, принята следующая классификация конфликтов: мировая (глобальная) война; локальная (региональная) война (крупного, среднего и малого масштаба); пограничный конфликт; военная акция (операция) или инцидент [4].

Анализ прогнозов масштабов вооруженных конфликтов, сделанных различными экспертами, позволяет выделить те их типы, которые представляют не только потенциальную, но и реальную угрозу безопасности человечества. Это: тотальная полномасштабная война, в том числе с применением ядерного оружия, между несколькими крупными государствами или их коалициями; межгосударственные (региональные) войны; локальные (внутригосударственные) вооруженные конфликты, прежде всего, на этнической или религиозной почве [5].

Сегодня крупномасштабная (или тотальная война), подобная войнам ХХ века, в которых участвовали практически все крупные индустриальные державы, или подобная той войне, к которой готовились в годы «холодной войны», практически маловероятна.

Так, уже почти невозможна крупная ядерная война ни между США и Россией, ни между Россией и ведущими Европейскими странами. Преодолев откровенный антагонизм, Россия и Соединенные Штаты не превратились ни в союзников, ни даже в полноценных партнеров. Москва и Вашингтон по-прежнему не доверяют друг другу, и хотя соперничество ослабело, но оно не прекратилось. США считают, что главная проблема российского ракетно-ядерного потенциала - его безопасность, т.е. техническая исправность и исключение несанкционированного доступа к «кнопке пуска». Россия, в свою очередь, отдавая приоритет позиции сдерживания, считает ядерное оружие «статусным символом», позволяющим российскому руководству претендовать на роль великой державы.

Отношения РФ с ведущими европейскими странами, входящими в НАТО, уже сегодня можно считать демилитаризованными. Прежде всего, это предопределяется стратегической линией России на поддержание рав-новекторных отношений одновременно не только с США, Китаем и Индией, но и ведущими западноевропейскими государствами (Франция, Германия, Великобритания, Италия), с ЕС в целом. Это является результатом осознания российской политической элитой того факта, что в условиях растущей стратегической неопределенности, многих слабостей России, наша страна сегодня не может себе позволить роскоши конфронтацион-ных, враждебных отношений ни с одним из центров силы, или тесных союзнических отношений с кем-либо из них.

Маловероятной в ближайшем будущем представляется исследователям ядерная война между США и Китаем, а также между Китаем и Россией.

В свое время китайское руководство, в отличие от советского, не пошло по пути резкого наращивания ядерного потенциала, не стало соревноваться с Америкой в гонке ракетно-ядерных вооружений. Тем не менее, сейчас КНР по-прежнему реализует стратегию «минимального ядерного сдерживания» США. Хотя недавно и были рассекречены документы Национального архива США, содержание которых демонстрировало серьезность намерений администрации Дж.Кеннеди нанести превентивный удар по ядерным объектам Китая в 1963-64 годы [6]. В настоящее время Китай и США склонны избегать обострения отношений, способного спровоцировать ядерный конфликт. В ближайшие два десятилетия вероятность такого конфликта очень мала, несмотря на тайваньскую проблему, которую и Вашингтон, и Пекин не выпускают из поля зрения.

Если следовать одному из наиболее широко распространенных выводов западной науки, то межгосударственные войны в строгом смысле «ушли в прошлое». В частности, так полагает Ж.Л. Дюфур, утверждая, что в нынешних условиях войны между государствами развязать намного труднее, чем прежде. Основу для такой ситуации, по его мнению, составляют пять групп причин: технологические, экономические, стратегические,

51

юридические и политические [7]. Наиболее распространена точка зрения, что в технологической области страны Запада в целом и США в частности достигли такого превосходства в военном потенциале над всем остальным миром, которое «отбивает охоту» к агрессии у любого возможного противника. На заре XXI века американская мощь достигла беспрецедентного уровня, о чем свидетельствует глобальный охват военных возможностей США. Богатство страны и динамизм ее экономики делают относительно приемлемым военный бюджет на уровне 3-4% ВВП: это бремя значительно легче того, что довелось нести в годы «холодной войны», не говоря уже о временах Второй мировой войны [8].

Ряд утверждений Ж.Л. Дюфура к сожалению ошибочны, например, то, что дороговизна современных вооружений составляют основу экономических условий продвижения «к вечному миру». К сожалению, данные об увеличении военных бюджетов практически всех стран мира, о наращивании ими потенциала дорогостоящего оружия опровергают это мнение.

Наконец, как утверждает Ж.Л. Дюфур, политическим ограничителем межгосударственных войн является распространение демократических режимов в мире после падения СССР. Суть этого аргумента состоит в следующем: чем больше демократий в мире, тем меньше вероятность межгосударственных войн. Однако не только весьма противоречивые по характеру позиций теоретические дискуссии, продолжающиеся по этому вопросу, но и ряд практических действий признанных демократических государств, говорят о несостоятельности данного утверждения сегодня. Касаясь преобразований в государствах Ближнего и Среднего Востока, с сожалением следует констатировать приход к власти радикальных религиозных партий, что не снижает угроз возникновения локальным военных конфликтов, в том числе и на религиозной основе.

Особую опасность миру представляет «ползучее» распространение ядерного оружия. Эйфория победы Запада в «холодной войне» сделало недостаточно заметным для мировой общественности появление ядерного оружия у Индии и Пакистана в 1998 году, что обозначило возможность войны с его применением в Индостане. Не исключено, однако, что последовавший вслед за этим Каргильский инцидент - первый в истории вооруженный конфликт между государствами, обладающими ядерным оружием, сыграл в индо-пакистанских отношениях примерно такую же роль, как Карибский кризис в советско-американском противостоянии. В военной политике Дели и Исламабада формируются элементы взаимного сдерживания. В последние годы, по мнению экспертов, реальную угрозу представляет не столько ядерное оружие обеих стран, сколько возможность острого внутриполитического кризиса в Пакистане, распада государственности и захвата ядерного оружия исламистскими экстремистами.

52

Если ядерное оружие появится у Ирана, то наиболее опасным следствием представляется дальнейшее распространение ядерного оружия в арабском мире (Саудовской Аравии, Египте и Сирии).

Следует согласиться с тем, что развитие науки и техники сделало возможными с военной точки зрения «точечные» ядерные удары. Допустимость превентивного применения ядерного оружия для уничтожения баз террористов и укрепленных объектов на территории государств, стремящихся к обладанию ядерным оружием, - важная новация американской военной доктрины. В принципе, по этому же пути может пойти и военно-политическое руководство России. Ясно, однако, что даже такое «хирургическое вмешательство» будет иметь огромные политические последствия, так как оно снимет табу на боевое применение ядерного оружия. Таким образом, возможный масштаб конфликтов с применением ядерного оружия резко сократится, но вероятность их возникновения существенно возрастает.

Если говорить о религиозных факторах, способных вызвать внутригосударственные вооруженные конфликты, то наибольшую угрозу представляет активность религиозных, в том числе исламских экстремистов. Одним из способов выражения этой активности могут стать масштабные террористические акции подпольных вооруженных экстремистских групп и формирований против стран, которые возбуждают у них особую ненависть. Причем этими странами вовсе не обязательно являются западные государства, как считают многие специалисты. Террористической атаке может подвергнуться практически любая страна, которая «включена» в область политических интересов экстремистов [9]. Другим способом выражения этой активности является политический экстремизм, вплоть до насилия, нацеленный на захват власти в собственной стране. Следует констатировать, что этнический и религиозный экстремизм гораздо чаще имеет внутреннюю направленность и проявляется в периодических «локальных» кровопролитиях. Примеры тому - события Арабской весны, не прекращающиеся военные действия в Афганистане, террористическая активность в государствах Средней Азии и на Северном Кавказе.

Таким образом, предопределяют внутригосударственные конфликты, прежде всего, идеологизированные религиозные и этнические факторы. Но в условиях глобализации в них вовлекаются многочисленные транснациональные политические группировки, и поэтому они конкретно угрожают безопасности многих стран и народов, несут в себе разрушительный, даже смертельный потенциал, представляют наибольшую опасность для России и всего современного мира.

В эпоху традиционной международной политики войны и объявлялись, и завершались в соответствии с нормами международного права. Сегодня, в эру глобализации «формальная война» лишь уступает место неформальному, не знающему территориальных границ и часто анонимному

противоборству, в которое вовлекаются военные подразделения (пусть и небольшие) многих стран и которое выливается в неистовую оргию массового умерщвления людей (как это было в Руанде, Боснии и на Борнео). И чем бы ни обусловливалось насильственное противоборство, его широкое распространение в наши дни очевидно.

Более того, в настоящее время, по мере глобализации и технологической революции видоизменяются методы вооруженного противоборства, совершенствуются средства ведения войн, появляются новые ее формы, а революция в военном деле ведет уже в ближайшей перспективе к появлению нового поколения войн. Сегодня военная теория разрабатывает и исследует, а военная практика интенсивно проверяет концепции войн очередного, шестого поколения, решающая роль в которых будет отводиться уже не большому количеству сухопутных войск, не ядерному, а высокоточному обычному ударному и оборонительному оружию, а также оружию, создаваемому на новых физических принципах и информационному оружию [10]. В армии и на флоте люди все чаще заменяются автоматическими устройствами, а современные боевые системы, как правило, роботизированы. В новой военной доктрине США «традиционная ядерная триада (МБР наземного базирования, стратегические бомбардировщики, баллистические ракеты на подводных лодках) сохранится в урезанном виде. На нее будет накладываться «малая стратегическая триада», состоящая из наступательной и оборонительной частей и инфраструктуры. В наступательной части, наряду с ядерными, значительная роль отводится неядерным силам. В инфраструктуре принципиально новую роль будут играть «информационные операции» [11].

Вооруженные силы России должны быть готовы к отражению агрессии, нанесению поражения противнику путем ведения активных военных действий - как оборонительных, так и наступательных, при любом варианте развязывания противником агрессии, в различных условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения, в том числе, и оружия массового поражения. Для этого необходимо иметь профессиональную, мобильную, хорошо подготовленную и оснащенную армию, способную на быстрое и качественное выполнение задач в любой точке мира. При этом приоритет следует отдавать не количественному, а качественному усилению военной мощи. Нам нужны Вооруженные силы для решения широкого класса задач, но в основе их всегда должна быть готовность вести войну и добиваться в ней победы [12].

Главное - нам нет необходимости повторять опыт других стран, который мы оцениваем как успешный. Анализ показывает, что для абсолютного большинства развитых государств характерны те же проблемы, что и для современной России.

Кальдера безопасности России - это ее историческая общность людей, стремящаяся к сильному, богатому и справедливому государству, стремление к мировому лидерству без ущемления прав и свобод других народов, ее природные богатства, территориальная целостность, наличие высокопрофессиональных защитников отечества, оснащенных современным вооружением и техникой. Несомненными условиями безопасности для России являются: дальнейшее развитие демократических институтов, создание гражданского общества, основанного на политическом плюрализме идей его постоянной модернизации, развитие образования и культуры. Политический плюрализм имеет целью не столько поиск оптимального социально-экономического государственного устройства, а скорее единение народа и власти в борьбе с убивающей экономическое развитие коррупцией.

Современная безопасность должна базироваться на новой системе ценностей, которая лежит в основе социально-экономического развития государства. Экономический прогресс в 21 веке немыслим без внутренней гармонии общества, поскольку в условиях глобализации резко возрастает роль культуры, которая наиболее заметно влияет на благосостояние и безопасность отдельных стран и на международный порядок в целом [13].

Ключевой характеристикой современного российского государства целесообразно вместо пресловутой предсказуемости сделать доверие, как проявление волеизъявления не только на индивидуальном уровне, но и на социальном. Доверие к власти, общественным институтам и государству в целом. Все это в полной мере обеспечит безопасность России, гармоничность и процветание народонаселения, ее высокий международный авторитет.

Список литературы

1. Вооружение, разоружение и международная безопасность. Ежегодник СИПРИ-2010. М.: Наука, 2011.

2. Vennesson P. Force Armee et Politique Etrangère // Politique Etrangère. Nouveaux Regards / sous la dir. de F.Charillon. Paris, 2002.

3. Тренин Д. Войны XXI века // Отечественные записки. 2005. № 5.

4. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. с. 730.

5. Слипченко В.И. Войны шестого поколения. Оружие и военное искусство будущего. М.: Вече, 2002. с. 384.

6. Российские стратегические исследования: Ежегодник / Под ред. Л.Л. Фитуни. М.: Логос, 2002. с. 193.

7. Кокошин А.А. О революции в военном деле в прошлом и настоящем // Отечественные записки. 2005. № 5.

55

8. Weinberg L. Global Terrorism. Oxford: One World Publications,

2005.

9. Бжезинский Зб. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство / Пер. с англ. Е. А. Нарочницкой, Ю. Н. Кобякова. М.: Международные отношения, 2004.

10. Burr W., Richelson J. Whether to Strangle the Baby in the Cradle: The United States and the Chinese Nuclear Program, 1960-1964 // International Security. 2000/2001. Winter. Vol. 25. № 3.

11. Социология современных войн: Материалы научного семинара / Под ред. П.А.Цыганкова, И.П.Рязанцева. М.: Альфа-М, 2004. Вып. 1.

12. Замков В. Новая армия поднебесной // Отечественные записки. 2005. № 5.

13. Бжезинский Зб. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство / Пер. с англ. Е. А. Нарочницкой, Ю. Н. Кобякова. М.: Международные отношения, 2006.

V.I. Samoilov

CALDERA OF MODERN RUSSIA SAFETY

Questions of Russia Federation safety and possibilities of armed conlicts initiation are discuss.

Key words: Russia, weapon, armed conflict, safety

Получено 09.09.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.