Научная статья на тему 'Перспективы развития военно-политической обстановки в мире и в Центрально-Азиатском регионе'

Перспективы развития военно-политической обстановки в мире и в Центрально-Азиатском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5859
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ТНК / КИТАЙ / ИНДИЯ / ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИЙ РЕГИОН / ЦАР / АФГАНИСТАН / ИСАФ / НАТО / США / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дубовцев Георгий, Галымжанулы Ерлан

В первом десятилетии XXI века под влиянием процессов глобализации система международных отношений серьезно разбалансировалась. Глобализация затронула многие жизненно важные интересы отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Еще больше обострились такие сложнейшие проблемы, как сохранение мира, укрепление всеобъемлющей безопасности, ограничение вооружений, разоружение, охрана окружающей среды, демографическая политика, рациональное использование природных ресурсов, развитие энергетики, освоение космического пространства, преодоление отсталости и бедности, противодействие распространению наркотиков и борьба с международным терроризмом. Фрагментируются или разрушаются различные национальные, политические, экономические, социальные и другие структуры. Чтобы преодолеть такие негативные последствия фрагментации, как этнический сепаратизм, конфессиональные и этнические столкновения, консолидация этнических групп в экономике, коррупция, социальные противоречия и пр., необходимо вмешательство государства, однако его функции и роль сегодня неуклонно сужаются. Современные глобальные игроки — не только отдельные страны, но и транснациональные корпорации (ТНК), региональные объединения и союзы — применяют новые методы и стратегии; экономический захват рынков сбыта, быстрое перемещение финансовых капиталов, миграция высококвалифицированных людских ресурсов, использование информационной борьбы и т.п. превращаются из средства решения чисто экономических задач в важные рычаги воздействия на национальную безопасность отдельных стран. Изменились и концепции ведения войны: усиливается роль стратегий, предусматривающих террористические операции, массовое распространение наркотиков, применение особых видов вооружения и др. В результате значительно трансформировалась структура международной системы безопасности, что породило новые вызовы и угрозы. Усиливается геополитическое противостояние между западным и исламским миром, проявляющееся в незатухающем конфликте на Ближнем Востоке и стремлении Запада максимально снизить зависимость от нефти, добываемой в этом регионе. Большинство мусульманских государств сопротивляется западному доминированию и навязыванию "чужих" ценностей; эта борьба зачастую принимает гипертрофированные формы. Формируeтся полицентричная модель, в которой центры военной силы не обязательно совпадают с центрами экономической силы и культурного влияния: подобная структура предполагает установление многоуровневой и многомерной системы международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дубовцев Георгий, Галымжанулы Ерлан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития военно-политической обстановки в мире и в Центрально-Азиатском регионе»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В МИРЕ И В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ

Георгий ДУБОВЦЕВ

кандидат военных наук, доцент, полковник запаса, президент АО «Центр военно-стратегических исследований» (Алматы, Казахстан)

Ерлан ГАЛЫМЖАНУЛЫ

магистр международных отношений, научный сотрудник АО «Центр военно-стратегических исследований» (Алматы, Казахстан)

Введение

В первом десятилетии XXI века иод влиянием процессов глобализации система международных отношений серьезно разбалансировалась.

Глобализация затронула многие жизненно важные интересы отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Еще больше обострились такие слож-

нейшие проблемы, как сохранение мира, укрепление всеобъемлющей безопасности, ограничение вооружений, разоружение, охрана окружающей среды, демографическая политика, рациональное использование природных ресурсов, развитие энергетики, освоение космического пространства, преодоление отсталости и бедности, противодействие распространению наркотиков и борьба с международным терроризмом. Фрагментируются или разрушаются различные национальные, политические, экономические, социальные и другие структуры.

Чтобы преодолеть такие негативные последствия фрагментации, как этнический сепаратизм, конфессиональные и этнические столкновения, консолидация этнических групп в экономике, коррупция, социальные противоречия и пр., необходимо вмешательство государства, однако его функции и роль сегодня неуклонно сужаются.

Современные глобальные игроки — не только отдельные страны, но и транснациональные корпорации (ТНК), региональные объединения и союзы — применяют новые методы и стратегии; экономический захват рынков сбыта, быстрое перемещение финансовых капиталов, миграция высококвалифицированных людских ресурсов, использование информационной

борьбы и т.п. превращаются из средства решения чисто экономических задач в важные рычаги воздействия на национальную безопасность отдельных стран.

Изменились и концепции ведения войны: усиливается роль стратегий, предусматривающих террористические операции, массовое распространение наркотиков, применение особых видов вооружения и др.

В результате значительно трансформировалась структура международной системы безопасности, что породило новые вызовы и угрозы.

Усиливается геополитическое противостояние между западным и исламским миром, проявляющееся в незатухающем конфликте на Ближнем Востоке и стремлении Запада максимально снизить зависимость от нефти, добываемой в этом регионе. Большинство мусульманских государств сопротивляется западному доминированию и навязыванию «чужих» ценностей; эта борьба зачастую принимает гипертрофированные формы.

Формируется полицентричная модель, в которой центры военной силы не обязательно совпадают с центрами экономической силы и культурного влияния: подобная структура предполагает установление многоуровневой и многомерной системы международных отношений.

1. Современная военно-политическая обстановка в мире

За последнее десятилетие количество военных конфликтов отнюдь не уменьшилось; в ряде регионов по-прежнему растет число локальных войн и вооруженных столкновений.

На военно-политическую обстановку в мире в среднесрочной и долгосрочной перспективе будут существенно влиять такие факторы, как стратегическое соперничество за доступ к энергетическим ресурсам, терроризм, распространение новейших технологий производства оружия массового поражения (ОМП), киберпреступность и др.

С прекращением биполярной конфронтации появились новые возможности для конструктивного сотрудничества государств на региональном и глобальном уровнях;

активное участие ООН и других международных организаций в налаживании подобных взаимоотношений позволяет свести к минимуму угрозу возникновения глобального вооруженного конфликта.

В то же время ведущие страны мира не только не сокращают размеры своих арсеналов, явно превышающих уровень необходимой обороны, но постоянно совершенствуют их, разрабатывая новейшие виды стратегических наступательных вооружений1.

Глобализация экономики и информатизация международных отношений, с одной стороны, создают беспрецедентные возможности для развития, а с другой — делают мировую систему безопасности все в большей степени уязвимой для терроризма, ОМП и информационного оружия.

Кроме того, все более вероятной становится перспектива обострения и увеличения числа внутригосударственных конфликтов; это в первую очередь касается ряда стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, Балканского полуострова, а также некоторых регионов постсоветского пространства (Ферганской долины и Кавказа).

Значительное влияние на военно-политическую ситуацию в Европейском регионе оказывают вызовы безопасности у границ России: постоянное присутствие здесь мощной военной группировки НАТО (в рамках политики расширения НАТО на восток) и американской системы противоракетной обороны (ПРО).

В настоящее время формируется переход от однополярной модели к «многоуровневой высокоподвижной международной и межгосударственной системе»; новые глобальные проблемы требуют новых многосторонних механизмов и соответствующих институтов. Так, государственный секретарь США X. Клинтон заявила, что «необходимо превратить многополярный мир в многопартнерский мир», в котором Америка переходит от стратегии «единственной сверхдержавы» к обеспечению своего лидерства в полицентри-ческой системе международных отношений2. Однако подобных механизмов и институтов пока не существует, и в мире нарастает дестабилизация и хаотизация, вакуум управляемости и безопасности3.

По оценкам экспертов, в ближайшие 10—15 лет развернется острая борьба за доступ к энергоресурсам, которая серьезно повлияет на военно-политическую ситуацию в мире: государства, опасаясь утраты контроля над своими природными богатствами, будут вынуждены наращивать оборонный потенциал, что неминуемо приведет к усилению гонки вооружений.

Более того, очевидный прогресс в области создания современного вооружения (увеличение радиуса действия новых крылатых ракет, усовершенствование авиационных и морских систем доставки зарядов, возросшая разрушительная сила конвенциональных боеприпасов, а также увеличившаяся вероятность их внезапного применения) обеспечивает безопасность в первую очередь тем, кто успел его достичь. Это провоцирует упреждающее применение военной силы.

Кроме того, возрастает угроза появления так называемых дестабилизирующих вооружений — ядерных зарядов малой мощности и стратегических ракет с неядерными боеголовками.

Ряд стран стремятся к выводу оружия (включая и ядерное) в космос и в дальнейшем могут стать инициаторами космических операций; они же могут стать источником сетевых атак и информационных войн.

1 См.: Коршунов С.В. Мировая военно-политическая ситуация. Год 2025 // Международная жизнь, 2010, № 4.

2 См.: Рогов С.М. Американское лидерство в многополярном мире. Основы «Стратегии национальной безопасности» администрации Обамы // Независимое военное обозрение, 2010, № 21 (618). С. 6.

3 См.: Коршунов С.В. Указ. соч.

Негативной тенденцией планетарного уровня является также стремление США навязать мировому сообществу однополярную модель мироустройства, предусматривающую использование военной силы в одностороннем порядке, и реформировать в своих интересах деятельность таких важнейших международных институтов, как ООН, ОБСЕ и АСЕАН4.

Фактически США уже выработали свою стратегию, предусматривающую достижение внешнеполитических целей вне зависимости от воли других государств; в Белом доме полагают, что решающим фактором обеспечения мирового лидерства является военнотехническое превосходство.

Следует отметить, что роль США в системе современных международных отношений определяется их мощным военным потенциалом, задействованным во всех ключевых регионах мира, хорошо отлаженной системой союзов и партнерств, охватывающей большинство влиятельных государств, а также высоким уровнем развития экономики.

В военно-стратегической сфере отрыв США от остальных государств наиболее ощутим: военный бюджет страны составляет около 40% всех мировых расходов на оборону. Согласно оценкам экспертов, по уровню технического оснащения войск и новым видам вооружений США опережают все остальные страны мира как минимум на 15—20 лет.

Кроме того, США контролируют главные морские маршруты и имеют более 700 военных баз по всему миру. Реализуемые военные программы приведут к тому, что военная мощь США в течение ближайших 8—10 лет вырастет еще больше.

Однако, несмотря на силовое преобладание США, американская армия не справляется с задачами противодействия партизанской войне и международным террористическим сетям; об этом свидетельствует опыт проведения операций в Ираке и Афганистане.

По мнению американских экспертов, в среднесрочной перспективе США будут оставаться ключевым государством, но их глобальное воздействие на международные дела и процессы будет неизбежно снижаться; приоритетное значение приобретет их влияние на экономическую, технологическую, военную и дипломатическую сферы.

К аналогичному мнению приходят и российские ученые, которые утверждают, что влияние США в ближайшие годы будет слабеть и в будущем стране грозит «постиракс-кий синдром». Однако к концу 2017 года США намереваются приступить к частичному восстановлению своих международных позиций, хотя уже и не смогут претендовать на роль «единственной сверхдержавы»5.

Как утверждают российские эксперты, политика США в отношении России направлена главным образом на то, чтобы не допустить ее возрождения в качестве сильной державы, способной стать «центром притяжения» для новых постсоветских государств. Следует отметить, что с точки зрения военно-стратегической мощи в обозримой перспективе Россия не сможет стать равноправным партнером США (не считая сферы ядерных вооружений).

По мнению российских экспертов, различные планы внешнеполитического, военнополитического, экономического, информационного и другого характера, разрабатываемые США, представляют собой угрозу национальным интересам РФ.

Однако, несмотря на периодически возникающие проблемы и противоречия в отношениях с Западом, России удается налаживать сотрудничество с НАТО, США и ЕС по ключевым вопросам безопасности, так как страны мира заинтересованы в совместном устранении глобальных вызовов и угроз.

4 См.: Владимиров А.И. Стратегия государства в военно-политической сфере. Электронный ресурс [http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/Strategiya_Gos.htm].

5 Караганов С.А. и др. Мир вокруг России: 2017. Контуры недалекого будущего. М.: Совет по внешней и оборонной политике, 2007. С. 7.

В целом Россия выработала стратегию своих взаимоотношений с Западом; в ближайшем будущем она намерена развивать партнерство в области безопасности с США, НАТО и ЕС. Кроме того, предполагается налаживание и укрепление связей со странами СНГ и такими «азиатскими гигантами», как Китай и Индия (в том числе и в рамках ШОС).

2. Военно-политическая обстановка в Азии

Нестабильность военно-политической обстановки в Азии в перспективе способна негативно отразиться на развитии ситуации в мире.

Азиатский регион активно участвует в формировании новой системы глобальных отношений; этот процесс связан с реконфигурацией и перераспределением стратегических сил и соответствующим изменением геополитической и геоэкономической картины мира. На развитие мировой экономики все большее влияние оказывают Китай, Индия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР); кроме того, формируются новые международные организации, союзы и альянсы.

Под влиянием технологических достижений и разработки новых концепций применения военной силы, а также пересмотра и переоценки роли Азиатского региона происходят серьезные изменения в геостратегии. С возрастанием роли «китайского фактора» углубляются прежние противоречия в мире и возникают новые; нарастание конкурентной борьбы может вызвать увеличение военно-силовой составляющей.

Китай, укрепляя свой авторитет на мировой арене и, в особенности, в АТР и Центрально-Азиатском регионе (ЦАР), стремится ограничить деятельность отдельных стран (России, США и Индии) в зоне своих стратегических интересов. В то же время, как отмечают многие эксперты, для успешной реализации своих амбициозных планов Китай будет стремиться к развитию двусторонних связей с этими государствами.

Согласно стратегическому курсу Пекина, к середине XXI века Китай должен превратиться в мощную сверхдержаву, способную оказывать решающее влияние на развитие военно-политической обстановки в мире, и в первую очередь в АТР и ЦАР. В связи с этим основные усилия КНР сосредоточены на обеспечении поступательного развития экономики при одновременном укреплении существующего политического режима, а также на создании благоприятных внешних условий для осуществления планов модернизации страны (в том числе и Вооруженных сил).

В докладе «Глобальные тенденции — 2025: меняющийся мир», подготовленном Национальным разведывательным советом США, отмечается: «в течение следующих 15—20 лет немногие страны повлияют на мир сильнее, чем Китай. Если текущие тенденции сохранятся, к 2025 году Китай будет обладать второй по величине экономикой и станет ведущей военной державой... Интересы США в сфере безопасности и экономики могут столкнуться с новыми вызовами, если Китай станет равным соперником, который в военном отношении будет так же силен, как динамичен в экономике и ненасытен в потреблении энергоресурсов»6.

Китай придает особое значение развитию военно-технического сотрудничества с Россией, так как заинтересован в получении современных военных технологий при ми-

6 Доклад Национального разведывательного совета США «Глобальные тенденции — 2025: меняющийся мир».

нимальных финансовых затратах; при этом акцент делается на перспективные виды вооружений, в производстве которых КНР пока еще значительно отстает.

По мнению ряда китайских экспертов, сегодня интересы КНР в сфере безопасности включают три важных аспекта: безопасность границ, решение проблемы сепаратистских движений Восточного Туркестана и Тибета, а также геополитический фактор. Причем первоочередной задачей для Китая является решение проблемы Восточного Туркестана и Тибета и лишь потом — вопросов геополитической безопасности7. При этом Пекин открыто заявляет, что в рамках борьбы с движением «Восточный Туркестан» особенно важную роль для КНР играет Казахстан8.

Серьезную угрозу военно-политической стабильности Азии составляет продолжающийся внутриполитический кризис в Ираке, где ведущие политические силы и лидеры не в состоянии прийти к согласию; неурегулированность ситуации на фоне начавшегося вывода американских войск сковывает внешнеполитическую деятельность руководства страны.

По мнению ряда экспертов, «политическим вакуумом», образовавшимся в стране, могут воспользоваться вооруженная оппозиция, террористы и криминальные элементы; ситуация еще больше осложняется массовыми протестными выступлениями обнищавшего населения в различных городах Ирака.

Кроме того, пребывание в стране иностранных вооруженных сил активизирует деятельность исламских радикалов, которые рассматривают территорию Ирака как «поле битвы» с Западом.

Что касается Ирана, то его доктринальные установки не содержат конфронтационной и агрессивной направленности, а США и Израиль рассматриваются здесь в качестве политико-идеологических, но не военных противников. По мнению некоторых экспертов, Иран, проявляя интерес к странам постсоветского пространства (в частности, к странам Южного Кавказа и ЦАР), пытается предотвратить трансформацию этого региона в военно-политический плацдарм США и их союзников, который может быть использован для ослабления внутриполитической системы страны9. Однако США рассматривают ядерную программу Ирана и его гегемонистские устремления как основную угрозу военной безопасности региона (в том числе, и стран ЦАР), что делает вполне реальной возможность возникновения военного конфликта.

2.1. Военно-политическая обстановка в Афганистане

На военно-политическую обстановку в Азии существенно влияет и нестабильность в Афганистане. Несмотря на наращивание масштабов военных операций Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) на юге и юго-востоке страны, наблюдается высокая диверсионно-террористическая активность талибов в крупных городах и на коммуникациях. Кроме того, наблюдается ухудшение обстановки по стране в целом; власть центрального правительства распространяется лишь на столицу и некоторые провинции Афганистана.

7 См.: Чжао Хуашен. Китайско-казахстанские отношения: настоящее и будущее // Analytic, 2010, № 1.

С. 28.

8 См.: Там же. С. 35—36.

9 См.: Эйвазов Д. Постсоветское пространство сквозь призму интересов безопасности Ирана // Сардар, 2010, № 1 (6). С. 86.

В последние годы активность талибов значительно усилилась; если в 2007 году их присутствие отмечалось на 54% территории страны, а в декабре 2009 года — на 72%, то в настоящее время, по сведениям военных наблюдателей, движением охвачены практически все провинции Афганистана.

В 2007—2010 годах талибами был захвачен ряд уездных центров на юге страны, и эти территории все еще находятся под их контролем; здесь созданы альтернативные органы власти, контролируется движение по местным дорогам, собираются налоги, регулируется торговля, строго соблюдаются нормы нравственности и вершится шариатское правосудие. Несмотря на постоянное присутствие в Афганистане интернациональных вооруженных сил, влияние талибов все более усиливается, особенно в зоне боевых дей-ствий10. Все это свидетельствует, что антитеррористические операции международной коалиции не достигли успеха.

Следует отметить, что международные коалиционные силы в Афганистане представлены военнослужащими из 46 стран (все страны — члены НАТО, а также Монголия, Грузия, Украина и ряд других стран, не входящих в состав альянса); с 2003 года их численность возросла с 5 до почти 100 тыс. чел.; однако в большинстве регионов страны они действуют разрозненно и оказываются весьма уязвимы.

Основная часть ИСАФ выполняет задачи по обеспечению безопасности в афганских провинциях, восстановлению социально-экономической инфраструктуры, а также содействию эффективной работе местных органов власти; в боевых действиях на юге и юго-востоке страны участвуют лишь войска США, Великобритании, Нидерландов, Канады и Австралии11.

Девятилетняя антитеррористическая операция в Афганистане не принесла каких-либо ощутимых результатов в стабилизации ситуации в стране; талибы отвергают все попытки властей вовлечь их в мирный диалог, заявляя, что национальное примирение возможно лишь при условии вывода иностранных войск с афганской территории.

Следует также отметить, что проводимая США и их союзниками военная операция не сделала безопаснее жизнь ни в соседних с Афганистаном странах, ни в западном мире; в Европе была раскрыта сеть исламских экстремистов, готовивших серию резонансных террористических актов в Берлине, Лондоне и Париже.

Следы террористических организаций все чаще ведут в соседний с Афганистаном Пакистан, который, оставаясь союзником США, превратился в убежище для экстремистов. Это относится, в частности, к Северному Вазиристану — так называемой «территории племен» на границе с Афганистаном. Предполагается, что именно в этом регионе базируются лидеры «Талибана», а по некоторым данным, и глава «Аль-Каиды» Усама бен Ладен, которого, несмотря на все усилия западных спецслужб, так и не удалось обнаружить.

Как отмечают эксперты, движение «Талибан» невозможно победить, отстреливая рядовых бойцов: ряды воинов ислама постоянно пополняются, так как за три десятилетия военных действий вооруженное насилие стало своего рода «рабочей» специальностью и источником заработка. Кроме того, укрываясь на территории Пакистана, руководство талибов остается в относительной безопасности; именно сюда и поступают финансовые и материальные средства от многочисленных «спонсоров».

Авиаудары беспилотников по Вазиристану хотя и наносят определенный урон силам боевиков, но, с другой стороны, осложняют ситуацию в самом Пакистане, приводя к росту экстремистских настроений.

10 См.: Евсеев В.В. Афганская проблема: взгляд из Москвы // Независимое военное обозрение, 2010, № 10. С. 12.

11 См.: Там же. С. 12—13.

Положение усугубляется активным вмешательством во внутренние дела Афганистана соседних государств (прежде всего, Пакистана, Индии и Ирана), каждое из которых преследует свои цели.

Перманентный региональный кризис усиливает противостояние США и НАТО с мусульманским миром: талибы считают своими врагами все страны, которые в той или иной форме помогают международной коалиции.

На сегодняшний день говорить о перспективах быстрой стабилизации военно-политической обстановки в Афганистане не приходится. Совершенно очевидно, что стабилизировать ситуацию в Афганистане силовыми методами невозможно: ни афганская администрация, ни силы международной коалиции не в состоянии уничтожить базы подготовки боевиков, которые функционируют на территории страны. Для этого необходимо резкое наращивание количества и качества военных сил и средств. А политическое решение невозможно из-за глубоких идеологических расхождений между ними.

Руководство США надеялось, что Пакистан окажет эффективную помощь в стабилизации ситуации в Афганистане; для этого Исламабаду были выделены миллиарды долларов. При этом пакистанские спецслужбы продолжали тайно поддерживать афганских боевиков.

В Пакистане прекрасно понимают, что талибы представляют собой серьезную угрозу стране, однако отказ от поддержки афганских боевиков несовместим с самими основами существования пакистанского государства, в котором весьма сильны позиции радикальных ветвей ислама.

Определенную роль в поддержке, оказываемой Пакистаном талибам, играет также «индийский фактор»: Исламабад с большой тревогой следит за тем, как Дели выстраивает тесные отношения с режимом X. Карзая, боясь получить в лице «карзаевского» Афганистана индийского союзника в своем стратегическом тылу.

Кроме того, среди офицеров среднего и высшего звена пакистанской армии много пуштунов, которые под влиянием сильных внутриклановых связей испытывают лояльность к пуштунам Афганистана.

На сегодняшний день ведущие позиции в политической жизни Пакистана занимают военные и спецслужбы, а гражданское правительство пока еще не способно вести эффективную борьбу с силами, поддерживающими исламских экстремистов; подобная ситуация представляет собой серьезную угрозу безопасности ЦАР.

2.2. Военно-политическая обстановка в ЦАР

Таким образом, ситуация на Среднем и Ближнем Востоке оказывает деструктивное влияние на страны Центральной Азии (ЦА). Кроме того, на ЦАР окажет значительное негативное влияние нелегитимная (неконституционная) смена власти в Кыргызстане. Правда, в краткосрочной и среднесрочной перспективе прямая военная угроза представляется маловероятной: на передний план выступают проблемы, связанные с терроризмом, активностью экстремистских группировок религиозного толка, сепаратизмом, наркотрафиком из Афганистана и т.п.

Многие проблемы ЦАР негативно отражаются на соседних странах. В частности, регион зачастую оказывается источником и «спонсором» радикальных экстремистских движений и группировок, а его нестабильность отражается на мировой экономической конъюнктуре и ценах на углеводородное сырье.

Анализ военно-политической обстановки в ЦАР показывает, что определяющими тенденциями его развития являются:

1) общий рост конфликтного потенциала, обусловленный следующими факторами:

— ухудшением военно-политической обстановки в Афганистане, связанным с активизацией религиозно-экстремистских сил;

— постепенным усилением исламского экстремизма на фоне неблагоприятных тенденций в социально-экономической сфере;

— негативным влиянием мирового финансового кризиса на экономическую жизнь государств региона;

— обострением межгосударственных противоречий, в том числе в сфере пограничной политики, области распределения водно-энергетических ресурсов и т.д.;

— наличием сохраняющихся внутренних противоречий и слабостью правящих элит в ряде стран региона;

2) геополитическая активизация основных мировых держав, которая выражается в борьбе за контроль над источниками энергоресурсов и маршрутами их транспортировки, в стремлении к размещению на территории ЦА своих военных баз, культивировании конъюнктурной внешней политики государств региона и т.п.;

3) проведение странами ЦА политики изоляционизма, обусловленное особенностями личных отношений их лидеров, а также исчерпанием экономических возможностей межгосударственной кооперации народнохозяйственных комплексов республик региона, созданных в советское время.

По нашему мнению, первоочередной мерой для стабилизации обстановки в ЦАР в краткосрочной перспективе может стать развитие традиционных отраслей экономики Кыргызстана и стран, к территории которых относится Ферганская долина.

В долгосрочной перспективе возможно строительство газо- и нефтепроводов, а также транспортных магистралей, ведущих в Китай и Индию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработка и реализация подобных стратегических проектов будут способствовать увеличению занятости населения, решению социальных проблем, развитию инфраструктуры и станут стабилизирующим фактором.

Заключение

Таким образом, анализ военно-политической обстановки в мире показывает, что под влиянием глобализации архитектура международной системы безопасности кардинальным образом трансформируется.

При снижении угрозы крупномасштабной (мировой) войны прослеживается тенденция к повышению уровня региональной конфликтности и к нарастанию внутренних конфликтов в различных странах мира; усиливается опасность возникновения локальных войн и вооруженных конфликтов за спорные территории, вызванная этноконфессиональ-ными противоречиями, восстановлением «исторической справедливости» и т.п.

В то же время изменилось само содержание современных военных конфликтов, общими характерными чертами которых являются:

— широкое использование непрямых, неконтактных форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения;

— активное информационное противоборство, дезориентация общественного мнения в отдельных государствах и мирового сообщества в целом;

— стремление сторон к дезорганизации систем государственного и военного управления;

— применение новейших высокоэффективных систем вооружений и военной техники, в том числе основанных на новых физических принципах;

— маневренные действия войск на разобщенных направлениях с широким применением аэромобильных сил, десантов и сил специального назначения;

— участие в конфликтах иррегулярных формирований.

В настоящее время создаются принципиально новые средства ведения боевых действий на основе передовых технологий, прежде всего информационных, что, в свою очередь, неизбежно ведет к изменению характера, форм и способов ведения вооруженного противоборства. В силу этих обстоятельств снижение угрозы возникновения крупномасштабной войны не помогло избежать зарождения и развития новых конфликтных ситуаций, в том числе, и на территории ЦАР.

Так, обострение обстановки в районе афгано-таджикской и афгано-узбекской границы может спровоцировать дестабилизационные процессы в Таджикистане, Узбекистане и Кыргызстане, что крайне негативно повлияет на военную безопасность региона в целом.

Прогнозируя сценарии развития мировой военно-политической обстановки, необходимо учитывать, что глобализация международных отношений серьезно влияет на гео-экономические интересы государств региона; на первый план выдвигается проблема учета фактора неопределенности.

Этот фактор расширяет сферу приложения военной силы и сохраняет ее высокую востребованность в качестве эффективного и действенного средства блокирования новых вызовов и угроз — международного терроризма, торговли наркотиками, организованной преступности, пиратства, неконтролируемой миграции и т.п.

Таким образом, можно сделать вывод, что каков бы ни был мировой порядок, фактор военной силы будет оставаться неотъемлемой составляющей (а зачастую и определяющей) международных отношений.

Одной из возможных причин развязывания военных конфликтов различного масштаба в ближайшие 10—15 лет может быть борьба за доступ к энергетическим и другим природным ресурсам на фоне ухудшающейся экологической ситуации.

Соперничество между существующими и возникающими центрами силы в политической, экономической и военной сферах, существование потенциальных очагов напряженности, внутригосударственные вооруженные конфликты, а также наличие у ряда стран мощных вооруженных сил, в том числе и ядерных, будут по-прежнему представлять собой серьезную угрозу для региональной и международной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.