УДК 304.4, 30.502.338
Э.Я. Богатырев, Ю.Д. Макиев, В.П. Малышев
Анализ методов военно-политического прогнозирования
Аннотация
Статья посвящена проблеме анализа методов военно-политического прогнозирования, которые должны учитывать максимально возможный спектр угроз национальной безопасности и базироваться на детальном анализе межгосударственных отношений, оценке состояния военной организации, социально-политической обстановки, экономических, научно-технических и демографических возможностей государства. Рассмотрены возможности известных научных методов стратегического прогнозирования для анализа и оценки военно-политических рисков. Показано, что в настоящее время для этих целей наиболее пригоден метод экспертных оценок. Субъективность оценок, присущая данному методу, может быть уменьшена привлечением значительного числа экспертов (управленцев, ученых и практиков), которые участвуют в экспертизе широкого спектра различных вариантов развития событий по всем направлениям межгосударственных отношений. На основе использования метода экспертных оценок, весовых коэффициентов значимости сфер государственной деятельности и показателей конфликтности ситуаций был дан гипотетический прогноз военно-политической обстановки и рисков военных конфликтов России с другими странами мирового сообщества на период до 2020 года.
Ключевые слова: военно-политические угрозы; национальная безопасность; сферы государственной деятельности; методы прогнозирования; состояние национальной безопасности; уровень конфликтности.
Содержание
Введение
1. Исходные предпосылки
2. Анализ состояния работ в области военно-политического прогнозирования
3. Методы военно-политического прогнозирования Заключение
Литература
Введение
Одним из условий решения проблем обеспечения военной безопасности государства является возможность осуществления объективной оценки состояния различных военно-политических угроз. Военно-политические угрозы формируются в результате взаимодействия различных военно-политических сил (политические силы — отдельные государства и их коалиции, партии, националистические группировки, родовые кланы, религиозные течения, классы и т.д.), располагающих военной силой и готовых применить ее в политических целях. Если в разрешении противоречий политические силы сторон не могут добиться своих политических целей мирными средствами и создают для этого военную силу прогнозируемая обстановка становится угрожающей.
Прогнозирование военно-политических угроз обеспечивает основу для принятия решения по проблемам военной безопасности государства. Военная безопасность достигается своевременным и
адекватным (асимметричным) противодействием военным угрозам, военным, экономическим, научно-техническим, социально-информационным и ресурсным потенциалом страны.
Методология военно-политического прогнозирования должна учитывать перспективы развития способов и средств вооруженной борьбы и иных сопутствующих действий потенциального противника, динамику изменения социально-экономических, социально-политических, религиозных, национальных и других противоречий, выявленных в результате непрерывного мониторинга и анализа происходящих событий в мире и в собственной стране.
1. Исходные предпосылки
Военно-политическое прогнозирование является одним из этапов управленческого процесса в области формирования политической и военной стратегии обеспечения военной безопасности государства и применяется для оценки развития военно-политической обстановки в мире, в отдельных его регионах и на границах России. Как правило, военно-по-
литическое прогнозирование реализуется в рамках военного планирования.
Военно-политическая обстановка в мире формируется в результате взаимодействия различных военно-политических сил (политические силы - отдельные государства и их коалиции, партии, националистические группировки, родовые кланы, религиозные течения, классы и др.), располагающих военным потенциалом и готовых применить его достижения политических целей.
Если в разрешении противоречий политические силы противостоящих сторон не могут добиться своих политических целей мирными средствами и создают для этого военную силу прогнозируемая обстановка становится военно-политической.
Когда в политическом противоборстве участвует военная сила сторон (вооруженные силы и другие силовые структуры государства) вооруженное противостояние приобретает черты боевых действий (войны) и обстановка из военно-политической становится военной.
В настоящее время значительная часть военно-политического руководства государств мирового сообщества в решении спорных вопросов отдает приоритет военной силе. Высокая динамичность, синергетический характер интегрированного воздействия военных, экономических, информационных, социально-информационных способов и средств достижения политических целей является наиболее характерной чертой современных и будущих межгосударственных и внутренних конфликтов, которые обусловливают необходимость разработки методического инструмента для заблаговременного прогноза подобных угроз и выработки мер своевременного реагирования на них.
Целью военно-политического прогнозирования (краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного) является анализ и оценка на заданный период состояния межгосударственных, пограничных, межконфессиональных, экономических и иных противоречий сторон, разрешение которых не исключает возможность применения одной или двумя сторонами военной силы.
Методы прогнозирования военно-политической обстановки и оценки состояния военной безопасности государства должны учитывать перспективы развития способов и средств вооруженной борьбы и иных сопутствующих действий потенциального противника, динамику изменения социально-экономических, социально-политических, религиозных, национальных и других противоречий, выявленных в результате непрерывного мониторинга и анализа происходящих событий в мире и в собственной стране.
Анализ опыта войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий позволяет выделить ряд важнейших тенденций изменения характера вооруженной борьбы в XXI веке. Так, в войнах и вооруженных конфликтах данного периода наблюдается все более широкое применение оружия, создан-
ного на основе «искусственного интеллекта», применения нанотехнологий, роботизированных комплексов и оружия на новых физических принципах. Возможности такого оружия в XXI веке будут неуклонно повышаться, и в перспективе их массированное применение позволит добиваться результатов, сопоставимых с боевой эффективностью ядерного оружия.
Существенно возросли роль и значение сил и средств, действующих в воздушно-космической сфере. За счет расширения военных действий в воздушно-космическую и информационную сферы возросли пространственные параметры и масштабы вооруженной борьбы. Рост досягаемости средств воздушно-космического нападения позволяет наносить мощные удары на всю глубину территории воюющих государств, осуществляя не только последовательное, но и одновременное поражение его объектов. В результате театром военных действий может стать любая страна, а в глобальном масштабе — вся планета.
Ряд военных конфликтов, имевших место в последнем десятилетии, свидетельствует о возрастании удельного веса высокоточных средств дальнего поражения, объединенных в единые разведывательно-ударные комплексы на театрах военных действий. Это позволило осуществить трансформацию (переход) от непосредственного контакта сражающихся войск к огневому контакту на удаленных дистанциях. Изменения характера современных боевых действий, которые отличают их от прежних, выражаются в отсутствии четко обозначенных линий боевого соприкосновения войск сторон (фронтов), наличием открытых флангов, больших промежутков и разрывов в оперативном построении войск.
Заметные изменения произошли и в приоритетах огневого поражения. Противник уже не стремится, как было ранее, к уничтожению, главным образом, войск (сил) противоборствующей стороны. Основные усилия в огневом поражении он сосредоточивает на уничтожении критически важных объектов гражданской инфраструктуры — систем государственного и военного управления, объектов энергетики, экономики и элементов обеспечения жизнедеятельности населения.
Таким образом, главная особенность вооруженной борьбы в войнах и вооруженных конфликтах XXI века состоит в том, что новые формы военных действий охарактеризуются как объемные, охватывающие все сферы вооруженной борьбы (суша, море, воздух, космос, информационное пространство). Электронное, силовое и информационное воздействия в этой борьбе будет осуществляться с нарастающей интенсивностью во времени и пространстве. Это позволит лишать противника инициативы, свободы маневра и добиваться решительных результатов в кратчайшие сроки.
Наметившиеся тенденции изменения характера вооруженной борьбы оказывают свое влияние на
роль и место ядерного оружия в прогнозируемых войнах и вооруженных конфликтах XXI века. С достаточной степенью уверенности можно констатировать, что на ближайшую перспективу вероятность возникновения глобальной ядерной войны останется невысокой. Однако наличие развернутых и готовых к применению группировок стратегических наступательных сил (СНС) США, ядерных сил Великобритании, Франции и Китая, а также прогнозируемое дальнейшее расширение круга государств, обладающих ядерным оружием, сохраняют реальные предпосылки к перерастанию «обычной» войны в ядерную. Доминирующее влияние на характер вооруженной борьбы в военных конфликтах начала XXI века будет оказывать высокоточное оружие (ВТО) и применение оружия на новых физических принципах (ОНФП).
На военную безопасность России влияют тенденции развития мировой экономики, которые в долгосрочной перспективе могут создать новые экономические угрозы и риски. Основные риски традиционно связаны с сохраняющейся высокой чувствительностью российской экономики и ее финансовой системы к колебаниям мировых цен на углеводороды и сырье, несмотря на тенденцию к снижению вклада нефтегазового экспорта в формирование ВВП и темпы экономического роста страны. Дополнительные риски вызваны обострившейся в мире борьбой за обладание стратегическими природными ресурсами, значительная часть которых расположена на территории России.
Наличие и эффективное использование имеющихся стратегических ресурсов, прежде всего — энергетических, транзитных, природных и научно-технических, а также высокотехнологичного промышленного потенциала, создают предпосылки для изменения позиционирования России в мировой экономике, обеспечивая условия для ее превращения в одного из лидеров мирового экономического роста. Неблагоприятное изменение позиций России, как одного из ведущих мировых поставщиков энергоносителей неизбежно окажет негативное влияние на региональную и мировую военно-политическую обстановку.
Важнейшие социально-политические и другие процессы, развертывающиеся в России в течение последнего десятилетия, характеризовались проявлениями перманентного недовольства и негативной заряженностью общественного мнения по отношению к государственной власти. Форсированный переход к рыночным отношениям породил большие проблемы во всех важнейших сферах жизни общества, оказал негативное воздействие на состояние государственности, функционирование основных социальных и политических институтов и в целом отразился на национальной безопасности страны, основу и важнейшей частью которой является военная безопасность.
К объектам системы национальной безопасности Российской Федерации относятся: народ, его тради-
ционные, социальные и духовные ценности, национальный исторически сложившийся уклад жизни, включая семью, территориальную целостность и суверенитет общества и государства, финансы и национальная (реальная) экономика, ресурсы жизнеобеспечения, отношения с другими народами, с которыми Россия связана исторически и духовно.
В обобщенном, концентрированном виде объектом национальной безопасности России является Отечество. Оно, как главный объект национальной безопасности России, может выступать в качестве высшей ценности для личности лишь при условии высокого уровня ее социального, духовного и культурного развития.
Важнейшей составляющей национальной безопасности является военная безопасность государства. Одним из основных направлений обеспечения военной безопасности России является осуществление эффективной государственной политики в области поддержания высокого оборонного потенциала, развития науки и высоких технологий с целью разработки принципиально новых образцов вооружения и военной техники, содействия поддержанию высокого уровня и непрерывному совершенствованию оборонно-промышленного комплекса.
Роль современной науки в создании новых вооружений постоянно растет. Принципиально новые виды вооружения — высокоточное, лазерное, электромагнитное, биологическое, информационное оружие и многое другое качественно изменили облик современных армий. Характерно, что руководители ведущих стран мира рассматривают именно фундаментальные научные исследования оборонного характера как гарантию не только военного, но и технологического превосходства государства.
В современных условиях чрезвычайно важно осуществлять достоверный прогноз наиболее перспективных и наукоемких разработок в области [9,10]: систем разведки и зондирования земной и водной (подземной, подводной) поверхностей;
средств и способов информационного обеспечения автоматизированных систем управления войсками и оружием;
систем радиоэлектронной борьбы, высокоточного оружия наземного, морского, воздушного и космического базирования;
современных систем космической навигации на сухопутных и океанских театрах военных действий и на глобальном уровне;
систем и средств аналоговой и цифровой (оптоволоконной) систем связи, обработки информации и радиолокации;
создания принципиально новых видов боеприпасов, обладающих существенно большей поражающей способностью.
Основу системы обеспечения военной безопасности Российской Федерации составляют органы государственного и военного управления, силы и средства, осуществляющие обширный комплекс
мер дипломатического, политического, военного, правового, организационного, экономического и иного характера, направленных на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Компоненты системы обеспечения военной безопасности России определены Конституцией, федеральными законами, распоряжениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, государственными программами Российской Федерации.
Военно-политическое прогнозирование, осуществляемое в рамках военного планирования, позволяет оценить перспективы развития военно-поли-ти-ческой обстановки в мире, ее влияние на военную безопасность Российской Федерации и придти к следующему заключению [6]:
в настоящее время и на среднесрочную перспективу угрозы военной безопасности Российской Федерации сохраняются в связи с высокой динамичностью, крайней нестабильностью и противоречивостью военно-политической обстановки в мире, непредсказуемым ростом ее напряженности и возможностью возникновения кризисных ситуаций в различных регионах мира и на границах России;
основными источниками военной опасности для Российской Федерации являются государства (военно-политические союзы государств), обладающие ядерным оружием и готовые применить военную силу для достижения поставленных целей, действия которых в политической, экономической и военной сферах в перспективе противоречат национальным интересам России (и ее союзников);
к военно-политическим и силовым угрозам безопасности Российской Федерации также относятся враждебные действия, дискриминация законных
Рис. 1. Общий методологический подход к военно-политическому прогнозированию
межгосударственных отношений
интересов, подавление прав и свобод граждан Российской Федерации в ряде стран Восточной Европы, Балтии и Содружества независимых государств;
угрозами безопасности Российской Федерации также являются распространение религиозного экстремизма, наркотическая и террористическая опасность, исходящая от главарей международной террористической организации «Аль-Кайеда», дислоцирующейся в Афганистане, в приграничных районах Пакистана и готовящей боевиков для совершения террористических актов на территориях приграничных государств, в т.ч. и России.
Методология военно-политического прогнозирования, как и другие научные методы прогнозирования, основаны на использовании эвристических (логических) и материалистических методов анализа и оценки результатов и на их сочетании.
Общий методологический подход к военно-политическому прогнозированию представлен на рис. 1
2. Анализ состояния работ в области военно-политического прогнозирования
2.1. Анализ состояния работ в области военно-политического прогнозирования в Российской Федерации
Анализ состояния работ в области прогноза военно-политической обстановки показал, что в прямой постановке проблемы прогнозирования и оценки состояния межгосударственных отношений России с государствами мирового сообщества действующей нормативной базой не регламентированы. Вместе с тем, по сферам деятельности госу-
дарства такие законодательные нормы существуют. Так, например, принятый Федеральный закон от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-эконо-ми-ческого развития Российской Федерации» определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ. И эти показатели являются составной частью исходных данных, используемых для военно-политического прогноза.
Прогнозы социально-экономического развития государства включают данные комплексного анализа демографической ситуации, состояния научно - технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.
Эти прогнозы основываются на результатах анализа и оценки системы демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других показателей, характеризующих наиболее общественно значимые сферы деятельности государства. Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностных показателей последствий воздействия внешних военных и внутренних угроз, внешнеполитических, экономических и других факторов случайного характера.
В прогнозах социально-экономического развития отражаются количественные и качественные показатели развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики развития производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения страны.
На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительством Российской Федерации разрабатываются концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу [14] и реализуется бюджетная политика.
Составление долгосрочных прогнозов обычно предусматривает выявление (выбор) и моделирование различных вариантов (сценариев) возникновения и развития событий. Эта методология, в первую очередь, должна учитывать динамику развития геополитической обстановки в мире и военно-политической обстановки на границах России, динамику социально-экономических, социальнополитических, религиозных, национальных и других противоречий, выявляемых в ходе непрерывного социально-экономического мониторинга происходящих событий в мире и прогноза их последствий для России.
Аналогично, но с иными целевыми установками может осуществляться и военно-политический мониторинг и оценка состояния мировой и региональной военно-политической обстановки, прогнозироваться процесс развития двусторонних межгосударственных отношений России с её соседями.
Основными научными методами военно-политического прогноза являются: системный анализ, математическое (физическое) моделирование, вероятностный анализ и эвристический метод прогноза, частным случаем которого является метод экспертных оценок.
Как правило, долгосрочное прогнозирование включает следующие этапы:
сбор и анализ необходимых исходных данных (включая данные прогноза возможной оперативной обстановки, полученные с использованием методов экспертных оценок);
оценка текущего военно-политического состояния страны (в т.ч. с использованием методов физического, математического моделирования, методов статистического анализа, линейного и динамического программирования, теории игр, массового обслуживания и др.);
оценка адекватности и достоверности получаемых прогнозов.
Вопросы обеспечения безопасности жизненно важных интересов государства, защиты общества и личности от внешних и внутренних угроз (опасностей) исследуются комплексно в рамках единого процесса воздействия угроз и противодействия этим угрозам со стороны государства. Угрозы безопасности страны делятся на внешние и внутренние.
Если угрозы стране и ее защитные возможности выразить количественными показателями, то оценкой уровня угроз (степени опасности, угрожающей стране) может служить соотношение величины прогнозируемой угрозы (опасности) и возможностей защитной системы страны по их парированию.
На практике, особенно в условиях ограниченности различных видов ресурсов, обеспечение национальной безопасности осуществляется путем оптимизации допустимого (требуемого) уровня безопасности (защищенности) с допущением определенной доли риска.
Прогнозирование военно-политической обстановки на современном этапе с учетом оценки стратегических рисков проводится поэтапно [8]:
осуществляется мониторинг (прогноз) характера и масштаба опасностей (угроз);
проводится оценка состояния существующей (состояние перспективной) системы обеспечения безопасности (защиты или парирования этих опасностей и угроз);
проводится оценка перспектив дальнейшего повышения уровня военной безопасности;
определяется комплекс мероприятий по предотвращению (нейтрализации) опасностей и угроз или повышению возможностей системы обеспече-
ния безопасности по защите и парированию этих опасностей и угроз.
Подобный порядок прогнозирования в настоящее время широко используется для выработки стратегии долгосрочных прогнозов обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности населения страны.
Обеспечение понятного физического смысла применяемых показателей военно-политического прогноза, их полноты и достоверности требуют глубокого научного подхода к выбору математических и других методов определения этих показателей, высокого профессионализма и ответственности экспертов, участвующих в подготовке данных прогноза обстановки. При этом особенно опасны крайности в оценке военно-политической обстановки. Так, например, недооценка или переоценка характера и степени опасностей или состояния и возможностей систем защиты и парирования угроз в историческом плане всегда приводили к печальным последствиям.
Мониторинг и прогноз возможных угроз военной безопасности России является важным и необходимым условием обеспечения национальной безопасности страны. Проведение военно-политического прогноза должно обеспечить решение масштабной и комплексной задачи — оценки состояния военной безопасности и защищенности жизненно важных национальных интересов России от внешних и внутренних военных угроз, действующих в настоящее время и на перспективу.
Для своевременной и достоверной оценки эскалации угроз военной безопасности важен мониторинг точек «бифуркации» — момента лавинообразного перехода возникших противоречий из сравнительно мало опасного состояния в другое — крайне опасное критическое.
При наличии комплекса межгосударственных противоречий и прогнозируемом характере их разрешения невоенными и военными мерами момент такого перехода может быть оценен следующими критериями [12]:
при возможности разрешения противоречий невоенными мерами военно-политическая обстановка оценивается как стабильная, военная опасность характеризуется как потенциальная;
если характер противоречий сторон остро-антагонистический (при наличии у сторон сопоставимой военной силы и высокой вероятности ее использования), то военно-политическая обстановка оценивается как конфликтная ситуация, военная опасность характеризуется как реальная военная угроза;
если характер противоречий сторон носит остро-антагонистический характер (при наличии у сторон военной силы, решимости военного руководства и политической воли применить военную силу и возрастает вероятность ее использования для разрешения противоречий), то военно-политическая обстановка оцениваются как массовые конфликтные ситу-
ации, а военная опасность характеризуется как непосредственная военная угроза.
В оценке масштабов военных угроз главным является реализм и объективность, поскольку недооценка угроз ведет к пацифизму, а переоценка — к чрезмерному милитаризму в проведении государственной политики. В итоге как пацифизм, так и милитаризм может пагубно сказаться на социально-экономическом развитии страны и состоянии военной безопасности государства. Достоверность военно-политического прогноза характера и масштабов военных угроз может служить гарантией обеспечения оптимального выбора и обоснованием достаточности мер защиты и противодействия угрозам. Полнота и достаточность мер противодействия военным угрозам определяется проведением глубокого анализа и оценки состояния собственной национальной и военной безопасности, своего оборонного военного потенциала по нейтрализации военной угрозы, сопоставлением его с экономическим и ударным военным потенциалом противника.
В настоящее время экономика России не в состоянии нести военную нагрузку прошлых лет, обеспечивавшую СССР сохранение паритетного военного потенциала и парирование военных угроз по всем направлениям. В новых условиях Россия вынуждена поменять принципы обеспечения военной безопасности, объединять усилия по противодействию по основным видам угроз, то есть, не преследуя цели достижения паритета по всем направлениям.
Исходя из вышеизложенного, необходимо более детально прогнозировать цели, характер, сущность, масштабы воздействия и характер возможных военных конфликтов, которые могут быть развязаны против России. Без ответа на эти вопросы невозможно объективно выбрать стратегию военного планирования и строительства Вооруженных Сил страны, организовать вооруженную защиту Отечества, обеспечить эффективные формы и способы подготовки и применения Вооруженных сил и других войск, поставить цели и наметить задачи по развитию оборонного, экономического и научно-технического потенциалов.
Научно-методологическое обеспечение военно-политического прогноза изначально должно обеспечить ответ на основной вопрос военной политики — под характер каких военных конфликтов (войн) необходимо готовить военную организацию государства для надлежащего обеспечения военной безопасности.
Если сущность военного конфликта (войны) определяет целевое предназначение военной организации государства, то его содержание определяет состав элементов военной силы государства, формы и способы её применения в целом и составляющих её компонентов. В этой связи теория и практика комплексного строительства военной организации государства как единой системы позво-
ляет обеспечить разрешение противоречия между объективным единством военной организации и фактически самостоятельным, часто несогласованным развитием отдельных ее составляющих.
Оптимизация состава военной силы и ее численности , вооружения и военной техники Вооруженных Сил Российской Федерации возможна при условии решения следующих проблем [13]:
достоверной оценки военно-политической обстановки и определение места России в современном мире;
анализа возможных военных угроз для России и достоверной оценки ударного потенциала и состояния вооруженных сил государств — потенциальных противников;
определения задач группировкам Вооруженных Сил Российской Федерации по отражению возможной внешней вооруженной агрессии.
Основными направлениями исследований по этим проблемам является обоснование перспектив развития военной организации как целостной и сложной функциональной (боевой) системы, разработка критериев и на их основе оценка способности системы обеспечить военную безопасность страны.
Для военно-политического прогноза исходными данными должны служить такие категории, как суверенитет России, военная сила и военно-поли-ти-ческая обстановка, экономические возможности, социально-информационная и научно-техническая сферы, военный потенциал, а также демографическая ситуация в стране.
Для учета этих факторов при проведении военно-политического прогноза требуется создание специальной методологии, разработка оценочных критериев и методик, учитывающих военный и экономический потенциал страны, транспорт и экономику, состояние науки, культуры, образования и моральный дух населения.
Важной проблемой военно-политического прогноза является оценка финансовых затрат на обеспечение военной безопасности государства. В печатных материалах достаточно часто встречаются публикации о том, что «на оборону государство тратит столько, сколько нужно для безопасности государства». Однако научно обоснованные и не политизированные материалы по данной проблеме публикуются крайне редко. Между тем, представляется важным сопоставить распределение бюджетных расходов на оборону и обеспечение военной безопасности России в настоящее время с аналогичными расходами и их распределением в СССР.
В Советском Союзе 80 % военных расходов составляли расходы на оборону, поскольку главными источниками опасности считались внешние угрозы, и 20 % выделялось на обеспечение внутренней безопасности. В современной России распределение расходов изменилось и затраты на оборону снизились с 80 % до 60 %, в то время как расходы на обеспечение внутренней безопасности возросли с 20 % до 40 % [11]. Произошедшее перераспределение
расходов свидетельствует о том, что противодействие внутренним вызовам и угрозам безопасности, по мнению руководства страны, в настоящее время для государства имеет приоритетное значение.
Разработка расчетно-аналитических методов обоснования потребности в финансовых ресурсах, учитывающих их зависимость от внешних и внутренних угроз, а также учет пороговых значений допустимых уровней военной безопасности, позволяет оптимизировать распределение финансовых ресурсов с учетом прогнозируемой степени опасности.
В целом на сегодняшний день следует отметить, что проблемы оценки состояния и требуемого уровня обеспечения военной безопасности реализуются преимущественно методом экспертных оценок. Дальнейшее развитие научно-обоснованных методов оценки текущего состояния и перспектив развития военно-политической обстановки в мире создает методологическую базу для успешного прогнозирования военной безопасности, строительства и совершенствования военной организации государства с учетом прогнозируемых угроз на длительную перспективу.
2.2. Опыт военно-политического прогнозирования в других странах
В наиболее развитых государствах мирового сообщества документы, регламентирующие решение проблем обеспечение национальной безопасности, военно-политического прогнозирования, оценки обстановки и стратегического планирования имеют различные названия. В частности, в США основным документом является «Стратегия национальной безопасности»; в Канаде и Турции — «Политика национальной безопасности»; в Италии — «Стратегическая концепция национальной обороны».
В Великобритании, Германии, Китае, Японии и ряде других стран регламентация решения этих проблем отражается в «Белых книгах».
Положения этих документов служат теоретической основой для формирования и проведения единой общегосударственной политики в области защиты национальных интересов, разработки частных концепций, связанных с обеспечением международной, военной, экономической, социальной, экологической, информационной безопасности и безопасности в других сферах.
Наиболее показательными в этом отношении являются концептуальные документы одной из ведущих стран мира — Соединенные Штаты Америки. Там в 1947 году принят Закон «О национальной безопасности», в котором под «национальной безопасностью» понимается состояние защищенности государства от враждебных актов или других видов вмешательства извне, в том числе от внутренних угроз. Понятие «национальная безопасность» включает национальную оборону и внешние отношения государства в политической, экономической и других сферах.
Принятая в 2008 году «Стратегия национальной безопасности США» является основой проводимого правительством США военно-политического курса. Поставленные в ней цели и задачи служат главными ориентирами программно-целевого планирования строительства вооруженных сил и развития всей системы национальной безопасности страны. Механизм реализация стратегии национальной безопасности, военного строительства и применения вооруженных сил США предусматривает издание Пентагоном комплекса документов, на основе которых разрабатываются стратегические планы, военные программы и военный бюджет.
Основной задачей, определяемой стратегией национальной безопасности США, является укрепление системы безопасности жизнедеятельности в местах проживания населения и повышение ее устойчивости к неблагоприятным воздействиям. Задача повышения устойчивости к неблагоприятным воздействиям в местах проживания населения решается через государственно-частное партнерство, организацию слаженной работы местных органов самоуправления и граждан, повышением эффективности борьбы с чрезвычайными ситуациями, а также путем усиления гражданских прав и регламентации опасной деятельности.
В Великобритании основным документом, раскрывающим решение проблем обеспечения национальной безопасности, является «Белая книга о национальной безопасности и обороне Великобритании» (2003 г.). Анализ официальных документов, в которых декларируются современные подходы к обеспечению национальной безопасности, свидетельствует, что во внешнеполитической деятельности Великобритания опирается на укреплении своих позиций в НАТО на основе особых партнерских отношений с США. Великобритания активно участвует в формировании европейской политики в области обороны и безопасности, в создании общеевропейского механизма разрешения конфликтов и кризисных ситуаций, в том числе возникающих в регионах, удаленных от Европы.
Во внешней и оборонной политике Великобритания упор делает на борьбе с международным терроризмом и распространением оружия массового поражения (ОМП), а также нейтрализации транснациональных угроз, исходящих с территорий «проблемных» государств. Великобритания активнее других стран НАТО поддерживает все мероприятия американской администрации в этом направлении и активно реформирует свои вооруженные силы с учетом изменения их задач.
Во Франции основным документом, раскрывающим концепцию национальной безопасности и обеспечение защиты населения, является «Белая книга об обороне и национальной безопасности» (2008 г.). В ней подходы к обеспечению национальной безопасности напрямую увязываются со складывающейся обстановкой и официальной линией французского президента. Среди основных прио-
ритетов стратегии национальной безопасности Франции отмечается: утверждение собственного независимого статуса за счет обладания ядерным потенциалом и значительной военной мощью; участие в формировании военной политики НАТО; дальнейшее укрепление Европейского союза (ЕС) через валютный союз (евро) и франко-германское взаимодействие.
В Германии понимание проблем национальной безопасности тесно увязывается с необходимостью изменения задач и предназначения бундесвера. Основным документом, раскрывающим концепцию национальной безопасности ФРГ, является Белая книга о национальной безопасности ФРГ (1994,2006 гг.).
Согласно официальной позиции военно-политического руководства страны угрозы и риски современной Германии носят комплексный характер воздействия и могут возникнуть в любое время в любой точке мира. При этом руководство ФРГ исходит из того, что ни одно государство в современных условиях не может собственными силами обеспечить мир своей стране, ее безопасность и благополучие.
Стратегия национальной безопасности ФРГ предусматривает: тесное взаимодействие с союзниками и партнерами по вопросам международной и национальной безопасности; использование комплексного подхода к обеспечению всех аспектов безопасности (внутренних и внешних, политических, экономических, экологических, социальных и др.); реализацию принципа превентивности, предполагающего раннее выявление кризисов и заблаговременное предотвращение их эскалации и опасных последствий.
Важным является содержащееся в военно-доктринальных документах ФРГ положение о стирании границ между внутренней и внешней безопасностью. Руководство Германии рассматривает вооруженные силы как универсальный инструмент государственной политики, направленный на гарантированное обеспечение безопасности граждан и предназначенный для парирования любых угроз, с какими только может столкнуться страна в ближайшем будущем.
Вопросы национальной безопасности Китая отражены в «Белой книге о национальной обороне Китайской Народной Республики» (2013 г.) и в документе «Диверсификации использования вооруженных сил Китая». Китай за последние десятилетия существенно активизировал свою внешнеполитическую и военную деятельность. Непрерывно и динамично растет военный бюджет страны, а Народно-освободительная армия Китая преобразуется в вооруженные силы, отвечающие всем современным требованиям.
Концепция национальной безопасности КНР излагается в таких программных документах, как решения съездов коммунистической партии, постановлениях пленумов ЦК КПК и Центральной военной комиссии ЦК КПК, а также в документах
Центрального военного совета и Государственного совета КНР. Основным принципом китайской стратегии национальной безопасности является опора на собственные силы. Это трактуется как использование всех имеющихся у государства возможностей для защиты национальных интересов, проведение независимой внешней политики, неучастие в военно-политических блоках и отказ от вступления в союз с великими державами, а также противодействие гегемонизму США.
По мнению китайского руководства, национальная безопасность напрямую зависит от мощи государства. Главными ее компонентами считаются военная мощь, экономика, наука и техника и внутриполитическая стабильность. При этом доминирующим фактором в настоящее время является экономический потенциал государства. В качестве главного условия и основы успешного экономического развития называется «создание мирного окружения» (военно-политический аспект безопасности) и «экономическая интеграция с соседями по региону» (экономический аспект).
Одной из наиболее важных задач в области обеспечения национальной безопасности Китая, как считают китайские руководители, является «предотвращение локальных войн в регионе». Главным средством этого, считают они, являются вооруженные силы, которые должны «повышать свою маневренность, огневую мощь и гибкость системы управления, а также добиваться более полного использования научных достижений в системах вооружения вооруженных сил».
В целом, исследование концептуальных документов ведущих зарубежных стран, освещающих взгляды их руководства на проблему обеспечения национальной безопасности их государств, свидетельствует о том, что истинные цели государств в опубликованных документах, как правило, завуалированы и прикрыты высокопарной риторикой. Декларируемые в них положения зачастую не соответствуют практическим действиям на международной арене. Тем не менее, концептуальные политические документы, к важнейшим из которых относятся стратегии национальной безопасности или равнозначные им по своим функциям документы, занимают особое место и играют важную роль в системе обеспечения национальной безопасности и в процессе принятия ключевых решений.
3. Методы военно-политического прогнозирования
3.1. Характеристика общенаучных методов исследования процессов, применяемых в ходе военно-политического прогнозирования
Для исследования военно-политических процессов и прогнозирования военной опасности могут использоваться научные методы познания: эвристические, эмпирические (наблюдение, описание, изучение источников и др.);
теоретические (анализ, синтез, экстраполяция, интерполяция, индукция, дедукция и др.);
специальные (метод экспертных оценок, математические методы, теория вероятностей, статистический, математическое моделирование, теория игр и др.).
Эвристическое прогнозирование является одним из самых ранних способов познания мира человеком с использованием заблаговременно сформированных «шаблонных» знаний, позволяющих прогнозировать будущие качественные и количественные параметры исследуемого процесса или явления.
Для эвристического прогноза военно-политической обстановки привлекаются наиболее подготовленные в данной области специалисты. Существенным недостатком эвристического прогнозирования является субъективность оценки прогнозируемого результата процесса (ситуации). Влияние этого недостатка на результат прогноза может быть снижено проведением группового опроса экспертов, соответствующей организацией опроса и процедурой обработки полученных результатов.
Эвристическое прогнозирование сохраняет свое значение и в тех случаях, когда формализация прогнозируемых процессов затруднена или невозможна. Достоинством эвристического метода является возможность прогнозирования скачкообразных изменений исследуемых процессов, что позволяет избегать грубых принципиальных ошибок прогнозирования.
Математические методы прогноза включают: статистические методы (основаны на использовании статистической информации о прогнозируемом процессе);
методы моделирования прогнозируемых процессов.
Статистические методы сводятся к определению статистических данных о прогнозируемом процессе (объекте) и вычислении его значений на заданный период времени. Характерной особенностью статистических методов прогнозирования является экстраполяция текущей оценки состояния на состояние объекта в будущем в соответствии с принятой закономерностью, моделирующей исследуемый процесс. Статистические методы прогнозирования базируются на развитых научных методах теории вероятностей и математической статистики, методах обработки результатов измерений. Они широко применяются в научной и практической деятельности в различных областях экономики, техники, военного дела, социологии и других сферах.
Метод моделирования процессов заключается в разработке математической модели, прогнозировании и оценке результатов, получаемых с помощью модели параметров процесса на будущий период. Прогнозирование на основе методов моделирования включает:
выбор и обоснование модели и критериев оценки прогнозируемого процесса;
расчет (определение) на модели характеристик прогнозируемого процесса для времени прогнозирования, т.е. для заданного момента времени в будущем;
анализ результатов прогнозирования и оценка точности этих результатов.
Отличительной особенностью моделирования является получение искусственного, виртуального образа прогнозируемого процесса, по которому можно судить о его протекании в будущем. Для описания моделей прогнозируемого процесса могут применяться различные математические способы и представления: алгебраические и дифференциальные уравнения, методы математического программирования (линейного, нелинейного, динамического) и другие способы.
Выбор метода моделирования процесса производится установлением сходства между прогнозируемым процессом и его моделью, имитирующей оригинал. При этом возможно упрощенное описание сложных процессов для получения новой информации о поведении объекта прогнозирования в будущем.
Основные требования к модели прогнозируемого процесса сводятся к следующему [17]: обеспечение точности предоставления исследуемых характеристик и оценки влияния на них различных факторов; разумное сочетание полноты модели и простоты ее использования для проведения расчетов; модель должна позволять производить необходимые корректировки и уточнения; стоимость создания модели должна укладываться в рамки разумных ограничений.
В общем случае прогнозирование на основе математического моделирования процессов связано с вероятностью оцениваемого события. т.е. считается, что будущее явление или процесс произойдет (не произойдет) с определенной вероятностью Р и таким образом количественный прогноз связывается с качественными оценками (рис. 2).
Прогнозирование и принятие на его основе решений представляет диалектически единый процесс, показанный на рис. 3.
Принятие решения — это операция выбора одного из возможных вариантов действий. Научной
основой подготовки и обоснования предложений для принятия решений являются подходы и методы системного анализа, исследование операций [19] и конкретных областей знаний применительно к специфике рассматриваемых объектов, систем и процессов. Оценка эффективности как свойства (качества, ценности) системы (объекта) или действия (процесса) производится с помощью показателей эффективности, под которыми понимаются данные, позволяющие судить о соответствии исследуемой системы своему предназначению.
Формирование и оценка значений показателей эффективности осуществляется на основании определения эффекта, как результата, получаемого с помощью рассматриваемой системы (объекта) или действий (процесса). Затраты ресурсов, необходимых для создания и функционирования рассматриваемой системы, часто используют в виде показателей стоимости С, позволяющих в денежной форме (наиболее универсальной), выразить все виды разнородных затрат. Физический смысл постановки задачи оптимизации системы сводится: к выбору характеристик системы и отбору характеристик системы, обеспечивающих максимально высокий уровень эффективности системы при заданном уровне затрат. Общая схема подготовки предложений для принятия решений на основе прогнозирования приведена на рис. 4.
Эти подходы могут использоваться и в области военно-политического прогнозирования, под которым понимается исследование военно-политической обстановки, характера и исхода возможных военных конфликтов, перспектив развития стратегии, оперативного искусства и тактики.
В области военного прогнозирования накоплен значительный опыт решения различных типов задач исследования операций, который может оказаться полезным и в области военно-политического анализа и прогноза военной опасности. Одним из видов задач теории исследования операций, который может быть применен для целей военно-политического прогнозирования является метод выбора оптимальных стратегий в конфликтных ситуациях (математического аппарата теории игр).
Рис. 2. Схема прогнозирования с использованием моделирования прогнозируемого процесса
Рис. 3. Процесс принятия решений
Определение задачи обоснования решений.
Выбор объекта (системы) и целевых установок его функционирования
V
Рис. 4. Подготовка и обоснование решений
Следует отметить, что методы прогнозирования военно-политической обстановки и двусторонних межгосударственных отношений в настоящее время практически не разработаны. В интересах военно-политического прогнозирования в качестве объекта исследования рассматривается государственная деятельность, направленная на обеспечение оборонной и национальной безопасности страны.
Возможности страны по решению этих задач можно охарактеризовать условной величиной ее потенциала П, определяемой возможностями страны в сфере экономики (экономический потенциал — Э), в сфере обороны и безопасности (военный потенциал — В) ив социально-демографической сфере (социально-демографический потенциал — Д), т.е.
П =/(Э, В, Д).
Исходя из того, что функционирование государственных институтов страны происходит в условиях постоянного взаимодействия, сотрудничества и конкуренции с другими странами, описание модели функционирования принципиально возможно в рамках математического аппарата теории игр.
В варианте двухстороннего взаимодействия сторон) А и В (противостоящие стороны) можно ис-
пользовать алгоритм разрешения возможной конфликтной ситуации противостоящих сторон.
В таком варианте моделирования интересы сторон противоположны: одна сторона выигрывает, а другая проигрывает и обе стороны могут применять различные стратегии. Сторона А имеет возможность выбирать и применять стратегии (способы действий) К, в том числе (Кг,К2.Кт), а сторо-
на В имеет возможность противодействовать стороне А, применяя стратегии Ь, при этом взаимодействие стратегий в целом определяет стратегию игры.
Целью игры является обоснование оптимальной стратегии каждой из сторон (игроков), т.е. выработка рекомендаций для разумного поведения сторон в конфликтных ситуациях. Определяющим для выбора оптимальной стратегии стороны А является достижение «максимина» или нижней цены игры а.
Значение цены игры гу считается известным для каждой пары стратегий К и Ц, поэтому условия игры можно записать в виде матрицы (таблицы), условно названной платежной матрицей или матрицей игры (рис. 5).
Матрица игры соответствует определенному моменту времени I.
а = тах1тт г..
І і 4
Стратегии стороны В
Ь2 Ь Ьі Ьп Минимумы строк Максимин
К ги г12 Ги г1і Г1п тіп г.. і 1
Стратегии стороны А К2 Г21 г22 Г2Ъ Ч Г2п тіп Г2 і і 1
Ку Ч Гу2 Гу5 ГУі Гуп тіп г. і 17 а
К, ГІ1 ГІ2 Ги Гі г ' ІП тіп г. і 1
Кт Гт1 Гт2 ГтЪ г ' ті Г тп т|п Гті
Максимумы столбцов тахгл І тах г 2 і тах гі5 і тахг І І тах Гіп І
Минимакс в
Рис. 5. Матрица игры
Это означает, что предпочтение должно даваться такой стратегии игры, при которой возможный выигрыш максимален, так как при выборе каждой стратегии К стороны А, разумный противник выберет соответствующую стратегию Ь], при которой выигрыш стороны А будет наименьшим из возможных.
Максимин а соответствует стратегии Ку.
Выбор оптимальной стратегии стороны В определяется величиной «минимакса» или верхней ценой игры р.
Верхняя цена игры для стороны В — это минимальный проигрыш, на который может рассчитывать стороны В, выбрав одну из своих стратегий в расчете на наихудшее для себя поведение стороны А. Мини-макс соответствует стратегии Ьа.
Выигрыши противостоящих (конкурирующих) сторон Г], принятые в качестве исходных данных, могут быть определены соответствующими способами прогнозирования.
Изменение потенциалов может рассматриваться в качестве выигрыша (проигрыша) противостоящих сторон, т.е.:
г.. =ЛП = Пп -П,
ч 0
где гч — рассматривается применительно к текущему моменту времени I, соответственно стратегиям К и Ь] сторон А и В;
ЛП — изменение потенциала стороны, обусловленное взаимодействием с противостоящим партнером;
П0 — начальное значение величины потенциала стороны, соответствующее начальному моменту времени I;
П — текущее значение величины потенциала страны, соответствующе текущему моменту времени и определяемое в результате взаимодействия с конкурирующей стороной.
Для определения величин потенциалов сторон могут быть использованы подходы, основанные на моделировании изменения их состояния. Схема процесса взаимодействия сторон приведена на рис. 6.
Рис. 6. Противодействие сторон
В простейшем случае, достаточно адекватно отражающем процесс двустороннего взаимодействия противостоящих сторон, может описываться системой дифференциальных уравнений математического метода динамики средних или уравнений Ланчестера, представленных в виде:
ГП
=П
яПв
яь
=П
с начальными условиями: при I = /"о, ПА = ПА0, Пв = Пво.
где ПА — потенциал стороны А, текущее значение соответствующее текущему времени I;
ПВ — потенциал стороны В, текущее значение соответствующее текущему времени I;
ПА0 — начальное значение потенциала стороны А в начальный момент времени Ь0;
ПВ0 — начальное значение потенциала стороны В в начальный момент времени Ь0.
Физический смысл составленной системы дифференциальных уравнений отражает взаимодействие потенциалов противодействующих сторон — скорость изменения (снижения) их потенциалов в процессе противостоящих сторон. Решением системы являются соотношения уравнений:
• вЫ
П А = ПА0
П„ = П„п
• сЪЬ - ПВ •сЪЬ-П л
• вЪЬ
где сЪЬ и вЪЬ — значения соответствующих гиперболического косинуса и гиперболического синуса
сЪЬ = -
„ I . „ —
е +е
2
-, вЪЬ = -
„I -(
е -е
2
Изменения потенциалов противодействующих сторон в процессе их взаимодействия могут быть представлены в графическом виде, интерпретирующем процесс (рис. 7).
Рис. 7. Изменение потенциалов противодействующих сторон
Результаты прогнозирования, полученные с использованием математического моделирования процессов функционирования систем, могут быть использованы для оптимизации состава и потенциалов противостоящих сторон. Значение потенциала может определяться аналитическим выражением:
П=а 1 • Э + а 2 • В+а 3 • О,
где а1, а2, аз — удельные веса экономического, военного и социально-демографического потенциалов в общем выражении потенциала страны.
Минимизация или максимизация значения потенциалов может осуществляться методами математического программирования.
3.2. Особенности применения
общенаучных методов исследований к проблемам военно-политического прогнозирования
В современных условиях военно-политическая обстановка определяется не только военным потенциалом субъектов межгосударственных отношений, но и другими интегрированными направлениями целенаправленной деятельности сторон по обеспечению своих национальных интересов. Если стороны в разрешении межгосударственных противоречий задействуют военную силу, то военно-политическая обстановка трансформируется в военную.
Целью военно-политического прогнозирования (краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного) является анализ и оценка на заданный период состояния межгосударственных, пограничных, межконфессиональных, экономических и иных противоречий сторон, разрешение которых не исключает возможности применения одной или обеими сторонами военной силы.
Результатом военно-политического анализа и прогноза является оценка совокупности качественных и количественных показателей, включая исходные и расчетные данные (показатели экспертной оценки), характеризующих состояние межгосударственных отношений сторон в основных сферах деятельности государства — военной, дипломатической, экономической, политической и информационной по различным проблемам, имеющим неразрешенные противоречия (пограничные споры, экономическое, силовое, межконфессиональное и информационное противостояние и др.).
Основные сложности военно-политического прогнозирования обусловлены:
наличием большого числа и разнообразием характера неопределенностей, а также, в частности, неполнотой исходной информации;
ограниченными возможностями, а в некоторых случаях невозможностью подтверждения данных прогноза результатами эксперимента;
чрезвычайной сложностью прогнозирования процессов (масштабами военного прогнозирования, установлением размерности критериев и др.);
высокой ценой ошибки прогнозирования вследствие непредсказуемых последствий;
ограниченностью времени прогнозирования динамично развивающихся событий;
необходимостью учета субъективных факторов. Для военно-политического прогнозирования применяются различные методы проведения исследований: эвристический, эвристико-математи-ческий, статистический, методы программирования и др. Эвристический метод применим в ходе логико-аналитического анализа качественных и количественных расчетных показателей эффективности деятельности сторон по основным направлениям межгосударственных отношений. Ввиду их относительно невысокой достоверности
может использоваться как дополнение к другим методам.
Для мониторинга и прогноза отдельных показателей военно-политической обстановки могут применяться эвристико-математические методы, позволяющие на заданном временном интервале прогнозировать и оценивать изменения состояния систем.
Особое место в ряду математических методов прогнозирования занимают статистические методы. Эти методы позволяют с высокой степенью достоверности оценивать различные состояния исследуемых систем.
В составе математических методов, применяемых для оценки обстановки важное место, занимают методы оптимизации планов. Для оптимизации планирования может использоваться математический аппарат теории линейного и динамического программирования, теории игр.
Задачи оптимизации военного ударного и оборонного потенциала, обеспечения устойчивости экономики к прогнозируемому воздействию средств поражения противника, задачи накопления и размещения ресурсов военного времени, транспортных перевозок, прогнозирования продолжительности ведения возможных военных конфликтов с учетом истощения исходных военных потенциалов сторон и накопленных заблаговременно ресурсов могут решаться методами программирования [25, 26].
Решение вопросов оптимизации стратегии применения военной силы может сводиться к определению алгоритма поддержания превосходства ударного потенциала одной стороны над защитным потенциалом другой на заданном отрезке времени, который позволит определять оптимальный ударный (защитный) потенциал сторон при заданном уровне расходов и ресурсов [21, 22].
В рамках прогнозирования и оценки военных потенциалов противостоящих сторон может учитываться их транспортная составляющая, характеризуемая максимальными и минимальными значениями. Соответственно максимальное прогнозируемое значение достигается оптимальной организацией транспортных перевозок грузов и ресурсов для восполнения потерь. Максимальное значение показателя достигается применением для подготовки исходных данных математического метода линейного программирования под названием «транспортная задача» — позволяющим выполнить в полном объеме план перевозок в минимально возможные сроки.
Кроме математического программирования при подготовке исходных данных для военно-политического прогнозирования может использоваться математический аппарат теории игр, позволяющий принимать решения в условиях неопределенности, и методы динамического программирования.
Одним из наиболее отработанных и приемлемых для практического решения задач военно-политического прогноза и оценки обстановки являет-
ся упрощенный метод экспертных оценок, который является частным случаем применения более общего эвристического метода научных исследований.
Рассмотрим метод экспертных оценок для прогноза военно-политичес-кой обстановки более детально. Достоверность любых оценок, осуществляемых методом экспертных оценок, существенно зависит от качества решения задач организационного и методического плана, реализуемых в процессе экспертизы. Общим для организации процесса проведения прогноза военно-политической обстановки методом экспертных оценок является: формирование компетентной экспертной группы или комиссии; проведение процедуры экспертного опроса; обработка результатов экспертных оценок с целью выявления коллективного мнения; получение и оценка данных прогноза. Численность и компетентность экспертов, привлекаемых для военно-политического прогнозирования, являются определяющими в обеспечении достоверности результатов экспертизы.
С помощью известных методов математики может определяться оптимальная численность экспертов N = №пт, учитывающая соотношение затрат (-~й0 ) на проведение экспертизы с ожидаемой погрешностью (достоверностью) прогнозов Б.
Процесс получения данных прогноза с использованием метода экспертных оценок, включает в себя следующие процедуры:
сбор, обобщение и анализ текущих данных обстановки с учетом влияния основных видов государственной деятельности (экономической, военно-политической, социально-информационной и научно-технической), направленных на достижение каждой из сторон поставленных целей (или оказывающих значимое влияние на оценочные показатели прогноза);
анализ и оценку состояния основных показателей, характеризующих военно-политическую деятельность сторон, обеспечивающих приемлемый уровень национальной и военной безопасности на данный период;
количественную оценку влияния основных видов государственной деятельности в экономической, военно-политической, социально-информационной и научно-технической областях на принятые численные значения показателей прогноза с использованием упрощенных процедур обработки данных экспертизы;
перерасчет (перевод) экспертных оценок влияния видов деятельности государства в оценочные показатели прогноза (не исключая возможности их выражения в количественных и качественных показателях).
Анализ оценки исходных данных по видам государственной деятельности в целях обеспечения военной и национальной безопасности и данных военно-политического прогноза проводится с учетом политических целей поставленных руководством каждой из сторон в двусторонних отношениях.
В качестве основных сфер деятельности государства, оказывающих наибольшее влияние на состояние двусторонних межгосударственных отношений и военно-политический прогноз принимаются: экономическая, военно-политическая, социально-информационная и научно-техническая сферы.
В расчетах показателей военно-политического прогноза предлагается учитывать динамику развития двусторонних межгосударственных отношений сторон (развития военно-политической обстановки). Для этого могут использоваться принятые показатели прогноза и априори известные следующие исходные данные:
а) количественные показатели военно-политического прогноза:
вероятность эскалации межгосударственного конфликта вплоть до применения военной силы;
прогнозируемый предотвращаемый ущерб экономике (предотвращенные потери населения) вследствие заблаговременного прогнозирования и предупреждения эскалации негативно развивающихся межгосударственных противоречий;
б) качественные показатели военно-политического прогноза, характеризующие эти отношения: «стабильные», «слабо напряженные», «конфликтная ситуация», «массовые конфликтные ситуации», «состояние военного конфликта».
В качестве исходных данных для военно-политического прогноза учитывают:
экономические потенциалы противостоящих сторон и их влияние на двусторонние отношения;
военный потенциал сторон, составляющий военную силу;
социально-информационный потенциал сторон; научно-технический потенциал сторон. Экономическая составляющая (потенциал) сторон включает валовый внутренний продукт (ВВП), сырьевые, энергетические и людские ресурсы, транспортную инфраструктуру, объем золотовалютных резервов, размеры инвестиций в основной капитал, внешний долг относительно ВВП и др.
Военно-политическая составляющая (потенциал) включает военную силу, долю расходов на нужды обороны и обеспечение национальной безопасности (относительно ВВП), огневые, ударные и маневренные возможности вооруженных сил сторон и их направленность, международные договорные обязательства, возможности военно-промышленного комплекса (ВПК) по наращиванию объемов вооружений и восполнению потерь и др.
Социально-информационная составляющая (потенциал) сторон включает в себя: социально-информационную направленность пропаганды в межгосударственных отношениях сторон; уровень безработицы и демографию; полноту охвата населения сторон информационным воздействием; долю государственных органов управления, обеспеченную современными информационными технологиями; уровень обеспеченности населения
современной аппаратурой, позволяющей воспринимать современные информационные технологии (уровень компьютеризации).
Научно-техническая составляющая (потенциал) сторон включает научный потенциал сторон, выражающийся в долях высоких промышленных технологий, применяемых в оснащении военной силы, производстве энергоресурсов, промышленном и сельском хозяйстве, количество научных работников, занятых научными исследованиями и др.
Для вероятностной оценки показателя предотвращаемого ущерба и потерь (пострадавших) в конфликтах с применением военной силы в расчетах могут использоваться данные по страхованию ущерба и жизни, регулируемые принятой в стране нормативной базой (Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ).
Величина предотвращаемого суммарного прогнозируемого ущерба (Э), причинённого эскалацией прогнозируемых двусторонних отношений с применением военной силы может определяться выражением (1):
Э=Х Э1, (1)
1=1
где Э1 — предотвращенный ущерб за счет снижения потерь населения;
32 — предотвращенный ущерб за счет сниже-
ния потерь военной силы в военном противостояния сторон;
33 — предотвращенный ущерб экономике, за
счет снижения потерь вследствие проведения инженерно-технических мероприятий по гражданской обороне (ИТМ ГО), маскировки, мер повышения устойчивости к применению военной силы.
Разнородные составляющие ущерба, имеющие различную природу и специфические особенности, при определении показателя величины ущерба заблаговременно приводятся к единым единицам измерения (стоимостным оценкам).
Поскольку в целом расчетные показатели военно-политического прогноза основаны на исходных данных, содержащих вероятностную характеристику, вся совокупность мнений экспертов, выраженная в оценочных потенциалах, рассматривается как числовой ряд случайных величин, составляющих множество показателей в диапазоне от минимального (Э гтт) до максимального значения (Эгтах) данных прогноза каждого из показателей (Э,), включая и наиболее вероятные значения показателя (Энв).
При достаточно большом числе экспертов числовой ряд данных прогноза подчиняется нормальному закону распределения и прогнозные показатели, отражающие коллективное мнение экспертов (Э°ж) рассчитываются согласно принятому в математической статистике выражению (2):
Эож = (Э т1п + 4Энв + Э тах)/О, (2)
где О — среднеквадратичное отклонение каждого значения показателя прогноза от математического ожидания, рассчитывается по выражению (3).
О = (Этах -Э т1п)/6 (3)
Сравнительный анализ показателей экспертной оценки (Э°ж) показывает, что их увеличение может интерпретироваться как обострение военно-политической обстановки и возрастание угроз военной безопасности в двусторонних межгосударственных отношениях и, наоборот, уменьшение значений показателя прогноза может означать снижение угроз и ослабление остроты военно-политической обстановки.
Анализ решения межгосударственных противоречий последних лет, в том числе, с применением военной силы, анализ новых нетрадиционных источников угроз в зонах нестабильности, анализ трансформации способов и форм вооруженного противоборства требуют разработки новых подходов к оценке военно-политической обстановки (ВПО), позволяющих оперативно прогнозировать негативное развитие стратегической и оперативной военно-политической обстановки в мире и отдельных его регионах.
В ходе проведения военно-политического прогноза и оценки характера двусторонних межгосударственных отношений могут применяться следующие категории: слабая напряженность, конфликтная ситуация, массовый конфликт, военное противостояние.
Вследствие динамичного характера изменений военно-политической обстановки в мире значительно сократилось время на принятие решений военно-политическим руководством на реагирование и предупреждение военной опасности. Это вызывает необходимость разработки специальных методов ускоренного прогнозирования ВПО. Одним из них может стать сравнительный анализ ВПО в прошлом, настоящем и будущем на основе представления геополитической системы взаимоотношений анализируемых государств в форме матрицы исходных данных сторон в формализованном виде, характеризующем межгосударственные отношения.
3.3. Прогнозирование военно-политической обстановки и двусторонних межгосударственных отношений с учетом неопределенности и неполноты исходных данных
Положения о сбалансированном сочетании военных и невоенных средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации изложенные в концепции являются ключевой основой военной безопасности и обеспечения национальной безопасности в целом.
С учетом этих положений исходными данными для прогноза характера двусторонних межгосударственных отношений и военно-политической обстановки в укрупненном виде являются:
состав противостоящих государств (объединений государств) и направленность их внешнеполитической деятельности;
деятельность сторон в экономической, военно-политической, социально-информационной и научно-технической областях.
Обоснование выбора указанных параметров в качестве исходных данных для прогноза показателей военно-политической обстановки и оценки военной безопасности также определяется основополагающими документами Российской Федерации: федеральным законом «Об обороне Российской Федерации»; — Военной доктрины Вооруженных Сил Российской Федерации»; «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537; «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р; «Основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 — 2030 годов»; Концепцией национальной безопасности Российской Федерации; Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
В сфере повышения обороноспособности страны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» намечено долю оснащения Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к 2020 году современными образцами вооружения, военной и специальной техники довести до 70 процентов.
Исходя из анализа нормативной базы, регулирующей долгосрочное развитие государства в различных сферах (строительство Вооруженных Сил, экономическая и социальная политика) в целях военно-политического прогнозирования с качестве исходных данных могут использоваться следующие показатели:
а) в военно-политической сфере доля федерального бюджета Российской Федерации, расходуемая на нужды национальной обороны и безопасности;
доля расходов на оборону, в % к ВВП; доля защищаемых средствами противовоздушной обороны (ПВО) и мероприятиями гражданской обороны (ГО) критически важных объектов
(КВО) в условиях применения современного оружия в % от общего числа КВО;
доля расходов на содержание, развитие и боевую подготовку Вооруженных Сил в бюджете страны;
доля оснащенности Вооружённых Сил Российской Федерации современными образцами вооружения, военной и специальной техники;
уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами;
б) в экономической сфере объем ВВП (млрд долл.);
инвестиции в основной капитал, в % к ВВП; доля объемов машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, в %; объем ВВП на душу населения, тыс. долл.; объем золотовалютных резервов, млрд долл.;
в) в социально- информационной сфере численность населения;
ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
доля населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума, в % ко всему населению; реальные денежные доходы населения; доля снижения прогнозируемой смертности населения в военное время вследствие проведения мероприятий ГО;
доля населения, владеющего современными информационными технологиями;
г) в научно-технической сфере
доля инновационной продукции в ВВП, в %; доля экспорта высокотехнологичной продукции на мировой рынок в %;
доля высококвалифицированного персонала в составе работников (трудовых ресурсов).
При успешной реализации планов социально-экономического развития страны в 2020 году прогнозируемые показатели оценки военно-политической обстановки могут измениться следующим образом:
а) в военно-политической сфере доля федерального бюджета РФ, расходуемая на нужды национальной обороны должна сохраниться на достигнутом уровне, что потребует жестких ограничений по дополнительным расходам;
доля расходов на оборону составит 2,5 % федерального бюджета РФ к объему ВВП;
создание и широкое внедрение современных образцов военной и специальной техники существенно повысит возможности средств ПВО и мероприятий гражданской обороны по защите критически важных объектов (КВО) от современных средств поражения. Доля защищаемых средствами ПВО и мероприятиями ГО, критически важных объектов в условиях применения современного оружия противника может увеличиться с 20 % до 30 % [2], а за счет мероприятий ГО по комплексной маскировке и повышению устойчивости объектов дополнительно возрастет с1 — 2 % до 7—10 % от общего числа КВО [16];
соотношение расходов на содержание и боевую подготовку к расходам на оснащение Вооруженных Сил РФ в настоящее время составляет 60 % к 40 %, в 2014 — 2015 годах это соотношение должно измениться и составить 50 % на 50 %, а к 2020 году соотношение должно изменится в пользу технического оснащения и составит 70 % к 30 %;
доля оснащенности Вооружённых Сил Российской Федерации современными образцами вооружения, военной и специальной техники к 2020 году возрастет с 30 % до 70 %;
б) в экономической сфере
объем ВВП (млрд $) увеличиться в 2,0 — 2,3 раза и может составить 3446 — 3963 млрд $);
инвестиции в основной капитал в % возрастут в 3,6—4,0 раза;
доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, в % может возрасти до 19 %;
объем ВВП на душу населения (тыс. $/на единицу) должен увеличиться в два раза и в 2020 году может составить около 30 тыс. $;
в) в социально-информационной сфере прогнозируемая продолжительность жизни
увеличиться с 62 до 72 лет;
реальные денежные доходы населения возрастут на 164 — 172 %;
доля населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума снизится до уровня 6,2 %;
за счет внедрения эффективных способов и средств защиты населения доля прогнозируемых потерь населения в военное время от мероприятий ГО (предотвращенные потери населения) может уменьшиться с 30 до 20 % [15];
доля населения, владеющая современными информационными технологиями может увеличиться на 40 % (за счет создания 25 млн высокопроизводительных рабочих мест);
г) в научно-технической сфере
доля инновационной продукции должна увеличиться на 30 %;
доля высокотехнологичной продукции на мировых рынках должна возрасти с 0,2 % до 1 %;
число высококвалифицированных работников должно составить не менее 30 % (до трети) от числа квалифицированных работников.
Алгоритм прогнозирования двусторонних межгосударственных отношений и военно-политической обстановки с использованием количественных показателей в целом может быть следующим: последовательно для противостоящих сторон по каждому направлению государственной деятельности рассчитывается вклад данного вида деятельности в общий потенциал показателя государственной деятельности;
рассчитывается величина суммарного потенциала для каждой из противостоящих (сравниваемых) сторон с учетом принятых весовых коэффициентов;
потенциалы оцениваемых сторон с разно направленными целевыми установками взаимно вычитаются.
Например, потенциал А характеризует одну из сторон (например, Россию), а потенциал В характеризует противостоящую сторону. В ходе прогнозирования двусторонних межгосударственных отношений и военно-политической обстановки проводится их сравнение и оценка.
В целом вследствие алгебраического сложения потенциалов могут быть получены следующие результаты:
при равенстве потенциалов сторон А и В, результат сравнения С = 0;
если потенциал стороны А больше В , результат сравнения С > 0;
если потенциал А меньше В, результат сравнения С < 0.
При положительном значении потенциала сторон, когда А больше В и при С > 0 — двусторонние межгосударственные отношения могут считаться неконфликтными и военно-политическая обстановка прогнозируется как стабильная.
При отрицательном результате сравнения потенциалов сторон А и В и полученной отрицательной величине параметра С < 0 двусторонние межгосударственные отношения могут считаться напряженными и прогноз военно-политической обстановки трактуется как конфликтный. Степень конфликтности может быть различной.
Абсолютные значения отрицательной величины сравнения потенциалов «ранжируются» шкалой нормирования конфликтности. Минимальному значению показателя соответствует степень конфликтности именуемая «слабая напряженность». По мере эскалации напряженности оценки военно-политической обстановки меняются с возрастанием: «конфликтная ситуация»; «заметный конфликт» (пограничный, межконфессиона-льный конфликт); «массовый конфликт» (систематические пограничные, межконфессиональные конфликты); «военный конфликт» (применение военной силы, локальные, региональные войны).
3.4. Пример расчета данных прогноза межгосударственных отношений и военно-политической обстановки (исходные данные гипотетические)
Уровень конфликтности рассчитывается как средняя величина баллов, выставленных экспертами по текущему состоянию двусторонних межгосударственных отношений и военно-политической обстановки и на период прогноза до 2020 года.
Данные прогноза для удобства восприятия представлены в % от максимальной величины экспертной оценки.
Шкала нормирования для оценки двусторонних межгосударственных отношений и военно-политической обстановки с учетом диапазона изме-
нений показателя конфликтности может иметь следующий вид:
показатель экспертной оценки обстановки в диапазоне от 0 до 10 %, вероятный прогноз обстановки «стабильная обстановка»;
показатель экспертной оценки в диапазоне от 10 до 15 %, вероятный прогноз — «обстановка слабо напряженная»;
показатель экспертной оценки в диапазоне от 15 до 20%, вероятный прогноз обстановки — «конфликтная ситуация»;
показатель экспертной оценки обстановки в диапазоне 20 — 40 %, вероятный прогноз обстановки — угроза «массовых конфликтов»;
показатель экспертной оценки обстановки в диапазоне от 40 — 100 %, вероятный прогноз обстановки — «состояние военного конфликта» (вооруженное противостояние сторон).
Для прогнозирования межгосударственных отношений и военно-политической обстановки могут использоваться весовые коэффициенты значимости основных направлений (сфер) государственной деятельности, приведенные в табл. 1.
Таблица 1
Принятые весовые коэффициенты значимости
сфер государственной деятельности
Сферы деятельности Значимость сфер деятельности государства в достижении поставленных целей, %
Россия США
Экономическая 40 30
Военно-политическая 30 40
Социально-информационная 20 10
Научно-техническая 10 20
Итого 100%
В России при оценке военно-политической обстановки основное внимание уделяется развитию экономики и социально-информационной сферы.
В США больший вес имеют военно-политическая и научно-техническая сферы деятельности. Прогнозируемый вектор и темпы развития России позволяют сохранять паритет с потенциальным
противником по ракетно-ядерному потенциалу и существенно сократить отставание в создании высокотехнологичных средств вооруженной борьбы. Это является гарантом безопасности в настоящее время и сохранения на перспективу тенденции к существенному снижению уровня конфликтности России с другими странами мирового сообщества. Экспертные данные прогноза военно-политической обстановки (без учета значимости и возможности ограниченного применения Россией ядерного потенциала) представлены в табл. 2.
Проведенный анализ двусторонних межгосударственных отношений Россия — США; Россия — НАТО; Россия — объединение государств Иран, Азербайджан, Грузия; Россия — Китай; Россия — объединение государств Япония, Южная Корея показал, что при сохранении определенных неразрешенных противоречий, в целом, в прогнозируемом периоде до 2020 года эти отношения могут оцениваться как стабильные или слабо напряженные. Данный подход позволяет анализировать также уровень внутренних угроз национальной безопасности страны.
Заключение
1. Рассмотренные характеристики и возможности известных научных методов прогнозирования: метода экспертных оценок, метода выбора оптимальных стратегий в конфликтных ситуациях, линейного и динамического программирования и другие позволяют обосновать порядок военно-политического прогнозирования обстановки на современном этапе, уточнить состав необходимых для прогноза исходных данных, характеризующих различные сферах государственной деятельности.
2. Установлено, что методы военно-политического прогнозирования целесообразно использовать при разработке документов стратегического планирования государства. Для целей военно-политического прогнозирования в большинстве случаев достаточно эффективно может использоваться метод экспертных оценок. Недостаток метода, связанный с субъективностью оценок может быть устранен привлечением значительного числа экс-
Таблица 2
Результаты военно-политического анализа и прогноза межгосударственных отношений России с другими странами1
Страны, в отношении которых проводится мониторинг обстановки Сравнительное начальное соотношение потенциалов сторон при разрешении межгосударственных противоречий по годам (безразмерная величина) Оценка межгосударственных отношений
2013 г. 2015 г. 2020 г.
США / Россия 10/1 8/1 8/1 Стабильные
НАТО / Россия 8/1 10/1 12/1 Слабая напряженность
Иран, Турция, Грузия, Азербайджан/ Россия 5/1 6/1 8/1 Слабая напряженность
Китай / Россия 3/1 4/1 5/1 Стабильная
Япония, Южная Корея / Россия 4/1 5/1 6/1 Стабильная
1 Без учета значимости и возможности ограниченного применения Россией ядерного потенциала.
пертов (управленцев, ученых и практиков), которые проводят экспертизу в широком спектре наиболее вероятных вариантов развития событий. Так, в США для подготовки Инициативы Стратегического Предвидения до 2030 года было привлечено большое количество специалистов, представляющих свыше 100 организаций.
3. На основе использования метода экспертных оценок, весовых коэффициентов значимости сфер государственной деятельности и показателей конфликтности ситуаций был дан гипотетический прогноз межгосударственных отношений России с другими странами мирового сообщества и военнополитической обстановки на период до 2020 года. Показано, что наличие мощного ракетно-ядерного потенциала, ускоренное развитие высокотехнологичных средств и способов вооруженной борьбы, снижение уровня конфликтности внутри страны будут способствовать существенному снижению уровня конфликтности с другими странами мирового сообщества.
Литература
1. Актуальные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации. М.: МО РФ, 2003.
2. Макаров Н.Е. Вероятные сценарии вооруженных конфликтов на перспективу до 2020 года. Исх. № 205/307/0238 от 21.07.2010.
3. Современные войны и гражданская оборона / под общ. ред. С.К. Шойгу. МЧС России. М.: ИПП «Куна», 2008.
4. Антонов Д.А. Война будущего: сценарий Пентагона. М.: Глобус, №33,1996.
5. Бобылов Ю. Опасность тайной агрессии. //НВО. 2007. №12.
6. Военная политика Российской Федерации в области обеспечения международной информационной безопасности //Военная мысль. 2006. № 5.
7. Стратегические риски России: оценка и прогноз / под общей ред. Ю.Л. Воробьева; МЧС России. М.: Деловой экспресс. 2005.
8. Войны XXI века. Теоретический труд. (Авторский коллектив В.В. Соловьев, И.С. Даниленко, А.А. Арем-ков и др.). М.: ВАГШ, 2000.
9. Воробьев В.И. Воздушно-космические операции / В.И. Воробьев, В.А. Киселев // Военная мысль. 2003, № 7.
10. Воробьев В.И. Высокоточное сражение / В.И. Воробьев, В.А. Киселев // Военная мысль. 2006, № 11.
11. Гацко М.Ф. О сущности понятий «военная угроза» и «военная опасность», их соотношение в системе военной безопасности России.// Военная мысль. 2006. №5.
12. Актуальные вопросы военной безопасности. № 19. М., 2008.
13. Военная безопасность Российской Федерации в XXI веке. М., 2004.
14. Указ Президента Российской Федерации «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации» от 12 мая 2009 года № 536.
15. Акимов В.А., Малышев В.П., Макиев Ю.Д. Методологические подходы к оценке эффективности мероприятий гражданской обороны и защиты населения Материалы 3 научной конференции по ГО. М., 2006.
16. Акимов В.А., Малышев В.П., Богатырев Э.Я. Перспективы использования световой и других видов маскировки для защиты критически важных объектов от высокоточного оружия. Материалы 4 научной конференции по ГО. М., 2007.
17. Вентцель Е.С. Введение в исследование операций. М.: Советское радио, 1964.
18. Ануреев И.И., Татарченко А.Е. Основы исследования операций в военной технике. М.: Воениздат, 1967.
19. Морз Ф., Кимбелл Д. Методы исследования операций. М.: Издательство иностранной литературы, 1959.
20. Саати Т. Математические методы исследования операций. М.: Воениздат, 1963.
21. Кофман А. Методы и модели исследования операций. М.: Мир, 1966.
22. Беллман Р. Динамическое программирование. Издательство иностранной литературы, 1960.
23. Пушкин В.Н. Эвристика. Политиздат, 1967.
24. ЧуевЮ.В. Исследование операций в военном деле. М.: Воениздат, 1970.
23. ЧуевЮ.В., МихайловЮ.Б., Кузьмин В.И. Прогнозирование количественных характеристик процессов. М.: Советское радио, 1975.
27.09.2013
Сведения об авторах:
Богатыпев Эдуард Яковлевич; к.т.н.; доцент; главный специалист;
Макиев Юрий Дмитриевич; д.т.н.; профессор; главный специалист;
Малышев Владлен Платонович; д.х.н.; профессор; заслуженный деятель науки Российской Федерации; главный специалист;
ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России; [email protected]; 121352 Москва, ул. Давыдковская, д. 7;