Научная статья на тему 'КАК СМЕНЯЛИСЬ ПУНКТЫ ДОСМОТРА В АЭРОПОРТАХ ПОСЛЕ ТЕРАКТОВ'

КАК СМЕНЯЛИСЬ ПУНКТЫ ДОСМОТРА В АЭРОПОРТАХ ПОСЛЕ ТЕРАКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
досмотр / авиабезопасность / аэропорты / автоматизированные системы / средства обнаружения / security screening / aviation security / airports / automated systems / detection tools

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габбасов М. Р., Романов К. В.

в статье рассматриваются вопросы обеспечения безопасности в аэропортах в связи с имеющимися негативными событиями – террористическими актами. Исследуются вопросы применения технологий и средств досмотра пассажиров и ручной клади в аэропорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW THE SECURITY CHECKPOINTS CHANGED AT AIRPORTS AFTER THE TERRORIST ATTACKS

the article discusses the issues of ensuring security at airports in connection with the existing negative events – terrorist acts. The issues of the use of technologies and means of screening passengers and hand luggage at the airport are being investigated.

Текст научной работы на тему «КАК СМЕНЯЛИСЬ ПУНКТЫ ДОСМОТРА В АЭРОПОРТАХ ПОСЛЕ ТЕРАКТОВ»

УДК 656.71 Габбасов М.Р., Романов К.В.

Габбасов М.Р.

курсант 4 курса 2 факультета Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Челябинск, Россия)

Романов К.В.

курсант 4 курса 2 факультета Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Челябинск, Россия)

КАК СМЕНЯЛИСЬ ПУНКТЫ ДОСМОТРА В АЭРОПОРТАХ ПОСЛЕ ТЕРАКТОВ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы обеспечения безопасности в аэропортах в связи с имеющимися негативными событиями - террористическими актами. Исследуются вопросы применения технологий и средств досмотра пассажиров и ручной клади в аэропорту.

Ключевые слова: досмотр, авиабезопасность, аэропорты, автоматизированные системы, средства обнаружения.

Охрана объектов гражданской авиации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами, утвержденными Министерством транспорта РФ.

Существующие требования к технологиям и средствам досмотра пассажиров и ручной клади в аэропорту разрабатываются с учётом

предписаний, содержащихся в международных договорах Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортной безопасности» [1] от 09.02.2007 № 16-ФЗ, Воздушным кодексом РФ [4] и иными нормативно-правовыми актами.

Основная угроза - это теракты на объектах аэропортовой инфраструктуры, считают авиаэксперты [7].

Деятельность по предотвращению террористических актов является одним из важнейших направлений работы организаций охраны объектов гражданской авиации. Она включает в себя меры по обеспечению безопасности пассажиров и багажа, контроль за доступом на территорию аэропорта и на борт самолета, а также меры по обнаружению и предотвращению возможных угроз.

Для профилактики и предотвращения неблагоприятных последствий техногенного или криминогенного характера уполномоченные сотрудники аэропорта при содействии правоохранительных органов проводят досмотровые мероприятия. В Российской Федерации функции авиационной безопасности и охраны общественного порядка на территории аэропортов, в соответствии со статьей 83 Воздушного кодекса РФ, возложены на специализированные Службы авиационной безопасности (сокращенно - САБ). Осуществление досмотровых мероприятий в аэропортах служит нескольким целям: предотвращение техногенных угроз и негативных последствий от неразумного использования бытовой техники и средств связи гражданами на борту, недопущение на борт или в пространство аэропорта граждан, перевозящих оружие или иные предметы, запрещенные к хранению, обращению и транспортировке, в соответствии с действующим законодательством, создание условий комфорта и безопасности, повышение уровня доверительных отношений между пассажирами и сотрудниками аэропорта. Досмотр как технология контроля ручной клади и содержимого багажа пассажиров включает в себя основной (личный) досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр физического лица. Принятие и понимание мировым сообществом возросшей угрозы со стороны взрывчатых веществ и

неметаллического оружия побудило к изучению новых технологий досмотра пассажиров, включая методы обнаружения химических следов и способы визуализации, позволяющие видеть потенциально опасные объекты сквозь одежду.

Процедуры предполетного (после регистрации пассажиров) и послеполетного досмотра, используемые в настоящее время в аэропортах России, США, Европы и Азии, включают в себя арочные металлодетекторы для досмотра пассажиров и рентгеновские системы визуализации для досмотра ручной клади [8]. Металлодетекторы создают изменяющееся во времени магнитное поле в пространстве внутри арки, которая индуцирует вихревые токи в металлических или металломагнитных объектах, проходящих через это пространство.

Для обнаружения этих вихревых токов используются различные методы, и когда показатели превышают заданный уровень референсного значения, оператор вмешивается, чтобы установить наличие или отсутствие опасного предмета или оружия. Эффективность этой системы досмотра зависит не толь ко от работы оборудования, но и от работы персонала, управляющего оборудованием. При досмотре на предмет провоза опасных предметов пассажиров проверяют не только при помощи металлодетекторов, но и с использованием микроволновых сканеров. Используемые средства обнаружения взрывчатых веществ включают рентгеновские аппараты и арочные машины для обнаружения следов взрывчатых веществ. Как отмечают некоторые западные специалисты, уже сейчас в некоторых случаях обнаружение взрывчатых веществ может быть автоматизировано с использованием методов машинного обучения - путем калибровки средств обнаружения на поиск конкретных металлов и генеративносоревновательной системы идентификации и сверки подозрительных предметов [3].

Однако, как и многие сферы деятельности, охрана объектов гражданской авиации сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, это постоянное изменение технологий и подходов к проверке безопасности в

аэропортах, что требует от охраны перестраиваться и обучаться новым технологиям. Во-вторых, попытки террористов проникнуть в аэропорты и на борт самолетов требуют от охранников наличия высоких квалификационных навыков. Они должны быть выверены и оперативны в принятии решений в крайних ситуациях. Третьей значительной проблемой, которая наблюдается в области охраны объектов гражданской авиации, является нехватка средств и технических средств, необходимых для обеспечения безопасности в аэропортах. Организации охраны часто сталкиваются с ограничениями финансового и кадрового характера. Наконец, существует третья проблема - это функционирование нескольких служб безопасности в составе аэропортов. Хотя каждая из них имеет собственный набор задач, и каждая выполняет свои функции, но порой координация действий между разными службами мешает охране порядка на территории аэропорта. Решением может стать оптимизация взаимодействия разных служб безопасности и разработка единой программы действий.

В данной сфере планируются изменения. Систему безопасности аэропортов усилят, к охране объектов подключат Росгвардию. Изменения, направленные на ужесточение требований по обеспечению транспортной безопасности, как предполагается, вступят в силу с 1 сентября 2024 года. Законопроект, разработанный Минтрансом России, проходит сейчас оценку регулирующего воздействия.

Согласно документу, на всех объектах инфраструктуры воздушного транспорта будет определен порядок применения организационных мер при введении различных уровней угроз безопасности. Также будет определена и схема размещения технических средств, которые будут включать в себя инженерные заграждения, системы сигнализации, охранного освещения и оперативной связи.

При исполнении должностных обязанностей работников подразделений транспортной безопасности будут допускать на объекты

инфраструктуры с оружием. Кроме того, обеспечением безопасности в аэропортах помимо внутренних органов займется также Росгвардия РФ.

Еще одно нововведение законопроекта - запрет на допуск физических лиц на территорию объекта транспортной инфраструктуры без проездных, перевозочных документов, а также постоянных или разовых пропусков. Как это отразится на уровне комфорта пассажиров и будут ли в таких условиях пускать провожающих на аэровокзалы, пока решается.

Службы безопасности должны будут в соответствующими ведомствами более тщательно подойти к вопросам охраны территорий аэропортов, в первую очередь аэродромной инфраструктуры, топливозаправочных комплексов, ангаров с наземной и авиатехникой. Их обяжут разработать регламенты и строго соблюдать более жесткие правила. Повысится спрос за те или иные нарушения или поверхностное выполнение своих обязанностей.

Реализация инициативы также потребует дополнительного финансирования, поскольку аэропортам наверняка придется докупать оборудование, например, дополнительное освещение, системы видеонаблюдения или контроля на въезде на территорию аэродрома, отмечают в экспертном сообществе.

В части систематизации и взаимного сообщения блоков информации в сфере авиабезопасности также активно применяются системы настраиваемого ИИ и машинного обучения. Кроме того, объединённые системы искусственного интеллекта используются, например, для обслуживания перевода на информационных станциях вокруг аэропорта и для сокращения времени, которое самолеты проводят у выхода на посадку между рейсами (путем мониторинга и анализа всего, что происходит после приземления самолета), однако на данный момент в законодательстве большинства стран отсутствует релевантная нормативно-правовая база, которая позволила бы широко применять указанные методы обеспечения авиабезопасности. В настоящий момент вопросы развития технологии и средств досмотра пассажиров и ручной

клади в аэропорту получают активное развитие на фоне применения технологий машинного обучения и ИИ [6].

Упрощение и более безопасные методы использования рентгеновского излучения в целях отслеживания подозрительных объектов среди ручной клади и багажа пассажиров, с одной стороны, облегчают работу сотрудников службы авиационной безопасности, но притом повышают общий уровень требований к квалификации сотрудников. Кроме того, несмотря на широчайшее применение инструментов продвинутого отслеживания оружия и взрывчатых веществ, автором настоящей статьи отмечается по-прежнему высокая роль рядовых сотрудников и операторов оборудования.

Отдельного внимания и всестороннего изучения заслуживают инновационные технологии по досмотру пассажиров и ручной клади в аэропорту. К сожалению, вопросы правового статуса применения ИИ и машинного обучения в сфере обеспечения авиабезопасности остаются неурегулированными. Несмотря на то, что должностные лица и публичные спикеры от лица государства в своих обращениях, открытых письмах и проектных документах демонстрируют явное и живое внимание к обозначенным технологиям ИИ и машинного обучения, на уровне федерального законодательства вопросы применения новейших технологий обеспечения авиабезопасности выходят за рамки конкретного правового режима.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 N 16-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс] URL: http://w.consultantru/document/cons_doc_LAW_61801/ (Дата обращения: 01.03.2022);

2. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации «О Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» от 01.02.2011 № 42;

3. Абрамов В.Н., Березкин А.М., Степаненко Ю.В. О мерах по обеспечению безопасности лиц, находящихся на борту воздушного судна вовремя полета. Современный юрист. 2023. № 4(5). С. 8-22;

4. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» от 28.11.2005 № 142;

5. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ. глава 12. ст. 83-85;

6. Кунцман М.В., Султыгова А.А., Полтавская А.В. Некоторые критерии экономической безопасности внедрения биометрических технологий в аэропортах // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. - №2. - С. 97- 100;

7. Моховиков О.В., Комов А.А. Международный опыт обеспечения авиационной безопасности. Транспортное право. 2022. № 3. С. 14-16;

8. Рухлинский В.М. Государственное регулирование деятельности гражданской авиации России в сфере требований ИКАО. Транспортное право. 2020. № 2 С. 25-28

Gabbasov M.R., Romanov K. V.

Gabbasov M.R.

Air Force Academy named after N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin (Chelyabinsk, Russia)

Romanov K.V.

Air Force Academy named after N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin (Chelyabinsk, Russia)

HOW THE SECURITY CHECKPOINTS CHANGED AT AIRPORTS AFTER THE TERRORIST ATTACKS

Abstract: the article discusses the issues of ensuring security at airports in connection with the existing negative events - terrorist acts. The issues of the use of technologies and means of screening passengers and hand luggage at the airport are being investigated.

Keywords: security screening, aviation security, airports, automated systems, detection

tools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.