Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АЭРОПОРТУ'

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АЭРОПОРТУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1174
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ / ИННОВАЦИИ / ПАССАЖИР / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова О. С.

Данная работа относится к области безопасности воздушного транспорта и включает в свой состав исследования, направленные на совершенствование систем безопасности в аэропортах для обеспечения приемлемых уровней безопасности за счет внедрения и использования современных средств обеспечения безопасности полетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АЭРОПОРТУ»

УДК 62

О.С. Петрова

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АЭРОПОРТУ

Данная работа относится к области безопасности воздушного транспорта и включает в свой состав исследования, направленные на совершенствование систем безопасности в аэропортах для обеспечения приемлемых уровней безопасности за счет внедрения и использования современных средств обеспечения безопасности полетов.

Ключевые слова: терроризм, авиационная безопасность, проблемы, инновации, пассажир, безопасность.

Анализ тенденций в области авиационной безопасности показывает, что в этой области преобладают негативные тенденции: террористическая деятельность серьезно возрастает, она становится все более изощренной, жестокой, для террористических организаций становятся доступны широкие финансовые возможности, а финансовые преступления растут. Все это заставляет нас серьезно повысить внимание к проблемам обеспечения безопасности гражданской авиации.

С момента появления современного терроризма транспортный сектор стал одной из наиболее частых целей террористических атак. Начало XXI века поставило перед государствами во всех регионах мира один вопрос: как победить международный терроризм и можно ли противостоять ему. Авиационный сектор особенно уязвим, потому что огромное количество людей ежедневно проходит через аэропорты. [1]

В праздничные сезоны пассажиропоток увеличивается в геометрической прогрессии, что приводит к повышению уровня угрозы. На тактическом уровне авиационные перевозки обеспечивают широкое поле активности для терроризма. В различных странах мира с середины прошлого века совершено несколько сотен актов незаконного вмешательства в международную гражданскую авиацию. Здесь выделяются захваты и угоны воздушных судов, подрыв самолетов, взрывы в аэропортах.

Для предотвращения подобных явлений постоянно дополняются и совершенствуются меры по обеспечению авиационной безопасности. Актуальность этого подтверждается массовым проведением исследовательских работ и внедрения новаций в рассматриваемую сферу активности. Среди основных документов и правовых актов, регламентирующих деятельность, считается «Программа контроля качества в сфере обеспечения авиационной безопасности» и международные стандарты. Основной целью последних считается внедрение и контроль над средствами обеспечения безопасности пассажиров, наземного персонала и экипажа самолетов. [6]

В современном представлении под авиационной безопасностью понимается комплекс мер и ресурсов, которые направлены на защиту гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, где выделяется:

• захват самолетов для угона или террористических атак, взрывов;

• захват заложников с целью получения материальных или иных выгод;

• насильственная смена курса самолета, в том числе в страны третьего мира;

• сообщение ложной информации, связанной с появлением угрозы безопасности.

Правильная и отлаженная система безопасности предназначается для повышения вероятности заблаговременного обнаружения террористов, минимизировать жертвы и сбои, уменьшить панику и беспокойство. Важно отметить, что ни одна защитная мера или технология не является достаточной для 100-процентного противодействию изобретательности боевикам.

Выстраивание систем безопасности часто осуществляется посредством деления на рубежи. На первой стадии выделяется территория, прилегающая к зоне аэропорта до входа в аэропорт. Здесь ведется планомерное слежение за подозрительной активностью. Сравниваются номера автомобилей, оценивается назначение, производится досмотр. Обычно для реализации контроля используются органы внутренних дел, охрана аэропорта, порой военизированные подразделения армии, таможенного контроля. На входе в здание осуществляется контроль пассажиропотока.

© Петрова ОС., 2019.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 3-2(90)

Второй рубеж предполагает ведение комплексного наблюдения уже на территории аэровокзала. Здесь проводится отслеживание подозрительной активности со стороны пассажиров, оцениваются документы, просматривается багаж. Особый интерес со стороны правоохранительных органов считается недопущение проноса взрывчатых веществ, оружия различного типа.

Третий рубеж предполагает задействование безопасности непосредственно при посадке и на борту самолета. Здесь функция контроля также заключается в планомерном досмотре пассажиров и введения дополнительных мер безопасности, к примеру, использование пуленепробиваемых дверей. Сюда также относят отслеживание активности граждан, которые прибывают в страну.

Чтобы система безопасности оказалась эффективной, необходимо использовать многоуровневые технологии, в которые попадает наблюдение, отслеживание баз данных, досмотровая техника. Рассматриваемая позиция предполагает углубление в следующие сферы активности:

• Создание технико-информационной инфраструктуры, позволяющей собирать и обрабатывать информацию, в том числе личные и биометрические для каждого пассажира. Сюда попадает внедрение обыденной и проверенной схемой «известный/неизвестный пассажир».

• Преображение и повышение уровня контроля багажа, грузов. При необходимости дифференциация по вышеупомянутому принципу «известный/неизвестный груз».

• Разработка и внедрение отдельных требований к организациям, которые работают в сфере грузоперевозок, представляют интересы агентских сетей. Важно понимать, что кроме безопасности, в этой сфере должна оставаться коммерческая привлекательность. [3]

• Разработка и использования стандартов по подбору персонала, его обучения и повышения квалификации. Это касается как отдельных специалистов контроля или управления, так и правоохранительных органов.

На текущий момент многие из названных позиций обеспечения безопасности давно стали нормой в международной практике. Так, после взрыва бизнес-центра в США начали активно внедряться базы данных, которые отражают наблюдение за подозрительными и потенциально опасными личностями. Такая база ведется в международном пространстве и свидетельствует о появлении угрозы уже после приобретения авиабилета. В США такой деятельностью занимается специальный отдел по проверке террористов, в России специального отдела со стороны ФСБ отсутствует.

Еще одной тенденцией и особенностью выполнения требований авиационной безопасности считается использование усиленных дверей кабины защиты пилотов. Подобные двери изготавливаются из пуленепробиваемых материалов, а в условиях эксплуатации нельзя их открывать ни при каких условиях согласно протоколу. Для повышения уровня безопасности перед входом устанавливается видеонаблюдение, что позволяет отслеживать потенциальную опасность. В мировой практике отдельные компании выделяют табельное оружие.

Многоуровневая проверка человека и его багажа до размещения на борту - это также одна из мер повышения защиты. Важно отметить, что за каждым посетителем аэропорта ведется наблюдение, охранники отслеживают подозрительную активность и передают информацию на пульт. Это может стать банальной причиной проверки документов пассажира. Практически в каждом современном аэропорту используются досмотровые устройства, которые устанавливаются на входе, в зоне паспортного контроля и проверки багажа. В основном подобные устройства работают на основе рентгеновского сканирования, что позволяет в хорошем разрешении рассмотреть запрещенные предметы. Среди современных тенденций необходимо выделить дублирование проверки при срабатывании рамки металлоискателя. Проверка осуществляется вручную. Также необходимо отметить, что в мировой практике с 2006 года запрещено провозить гели, аэрозоли и жидкость в бутылках и прозрачных пластиковых пакетах на борт в качестве ручной клади.

Эффективным компонентом авиационной безопасности считается поведенческое профилирование. Оно выстраивается на этнических, религиозных принципах. Поведенческое профилирование позволяет определять подозрительных личностей, проводить дополнительное обследование и проверку последних схем поездок. Тем не менее следование стереотипам порой не срабатывает. Согласно последним исследованиям и проведению аналитики, за 2016-2018 год грани оказались стертыми, террористическая организация ИГИЛ часто вербовала людей европейской внешности, которые не подходили по профилю и могли стать явной причиной появления «неприятностей».

Среди прочих естественных и применяемых средств защиты необходимо выделить средства радиолокационного контроля, охрана воздушных судов, стоянок и территории аэропорта в целом, что исключает доставку взрывчатых веществ, боеприпасов на борт самолета, предрейсовые осмотры судна, дополнительные меры безопасности при провозе сложных веществ, использование специализированных емкостей и так далее. [10]

Как отмечалось выше, изобретательность террористов постоянно возрастает, появляются новые способы и решения, которые негативно сказываются на экономической, социальной и иных сферах. Ярким примером считается биологическая безопасность, перевозка неизлечимых или трудноизлечимых заболеваний. Снижение доверия к перевозчику также сказывается на прибыли и отдельных позициях престижа. Изменение ситуации возможно достичь только через совершенствование методов и технологий безопасности. Важно понимать, что совершенствование также предполагает экономические затраты и расходы, которые ложатся зачастую на авиакомпании и государственный бюджет. Необходимо понимать и другую сторону вопроса, которая предполагает появление дискомфорта пассажиров. Длительные очереди, ожидание, нарушение конфиденциальности, все это также играет значительную роль в процедуре обеспечения и модернизации систем безопасности.

Среди приоритетов совершенствования системы безопасности следует выделить:

•создание единого информационно-аналитического центра аэропорта;

•разработка и использование подсистем поэтапной идентификации (электронной, электронно-графической, биометрической и пр.);

•разработка и использование подсистем автоматизированного контроля доступа авиаперсонала, идентификации транспортных средств;

•непрерывный мониторинг элементов системы безопасности на всех этапах ее функционирования.

Рассматриваемая информация считается основой для широких возможностей модернизации и совершенствования систем безопасности. Главное, найти грани, которые бы сочетали требования комфорта, социальной и физической защищенности и так далее. [3]

Библиографический список

1. Авиационная безопасность [Электронный ресурс] // URL: https://ec.europa.eu/transport/modes/air/secu-rity еп(дата обращения: 23.02.2019).

2. Анцелиович Л.Л. Надежность, безопасность и живучесть самолета. М: Машиностроение, 2003. 144 с.

3. Волынский Ю.М. О новых подходах к концепции безопасности аэропорта [Электронный ресурс] // Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы». Минск: ГУ «БелИСА», 2006. URL: http://belisa.org.by/ru/print/?brief=fr61 (дата обращения: 23.02.2019).

4. Комфорт и безопасность в течение всего полета — ваши пассажиры это оценят [Электронный ресурс] // Bosch Security and Safety Systems Russia. URL: https://www.boschsecurity.com/ru/ru/industries/airports/ (дата обращения: 23.02.2019).

5. Корнилов В.Н. Концепция безопасности аэропорта. Новые подходы [Электронный ресурс] // «Транспорт Российской Федерации». 2007. № 9. URL: http://rostransport.com/transportrf/pdf/9/62.pdf (дата обращения: 23.02.2019).

6. Навин И. Аэропорт и авиационная безопасность [Электронный ресурс] // Журнал международной борьбы с терроризмом и национальной безопасности. 2012. URL: https://www.ict.org.il/Article/1092/Airport%20%20Aviation%20Security#gsc.tab=0 (дата обращения: 23.02.2019).

7. Новожилов Г.В., Неймарк М.С., Цесарский Л.Г. Безопасность полета самолета. Концепция и технология. М: Машиностроение, 1985. 296 с.

8. Парфенов Л. Авиабезопасность [Электронный ресурс] // Намедни. Наша Эра. URL: https://namednibook.ru/aviabezopasnost.html (дата обращения: 23.02.2019).

9. Политика авиационной безопасности [Электронный ресурс] // URL: https://ec.europa.eu/transport/modes/air/security/aviation-security-policy en (дата обращения: 23.02.2019).

10. Системы безопасности в аэропорту [Электронный ресурс] // Интернет-портал по безопасности. URL: https://secandsafe.ru/stati/ohrannaya deyatelnost/sistemy bezopasnosti v aeroportu (дата обращения: 23.02.2019).

11. Черток В.Б. Новые технические средства обеспечения авиационной безопасности [Электронный ресурс] // Каталог «Системы безопасности»-2010. URL: http://secuteck.ru/articles2/oficial/novye-tehnicheskie-sredstva-obespeche-niya-aviacionnoj-bezopasnosti/ (дата обращения: 23.02.2019).

ПЕТРОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА - магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, факультет Высшая школа аэронавигации, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.