DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.90.12.022
ПРОБЛЕМАТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ
УГРОЗАХ
Научная статья
Хачикян П.П. *
МГТУ ГА, Москва, Россия
* Корреспондирующий автор (pavel[at]gosmail.su)
Аннотация
В научной статье рассматривается проблематика обеспечения авиационной безопасности при террористических угрозах. Теракты, совершаемые на воздушном транспорте, оказывают значительный устрашающий эффект на мировое сообщество, показывают недостаточную эффективность предпринимаемых мер безопасности в борьбе с терроризмом, что и определяет важнейшую цель как снижение риска совершения терактов на воздушном транспорте. В рамках статьи проводится обоснование актуальности проблемы, приводятся существующие методы достижения заданной цели и предложение автора.
Ключевые слова: террористические угрозы, опасность терроризма, обеспечение авиационной безопасности, терроризм в авиации, террористы смертники, авиационные происшествия, антитеррористическая безопасность.
PROBLEM OF ENSURING AVIATION SECURITY IN TERRORIST THREATS
Research article
Khachikyan P.P. *
Moscow State Technical University of Civil Aviation, Moscow, Russia
* Corresponding author (pavel[at]gosmail.su)
Abstract
This paper considers the issue of ensuring aviation security in case of terrorist threats. Terroristic acts carried out on air transport have a significant frightening effect on the world community, show the insufficient effectiveness of the security measures taken in the fight against terrorism, which defines the most important goal as reducing the risk of terrorist attacks on air transport. In the framework of the article, the relevance of the problem is substantiated, the existing methods for achieving the given goal and the author's proposal are presented.
Keywords: terrorist threats, the danger of terrorism, ensuring aviation security, terrorism in aviation, suicide bombers, aircraft accidents, anti-terrorism security.
Введение
Трагические события последних десятилетий доказали значимость необходимости обеспечения должных мер антитеррористической безопасности на воздушном транспорте. Теракт 24.01.2011 в аэропорту Домодедово [0], взрывы воздушных судов 24.08.2004 г., совершавших полеты из аэропорта Домодедово в Сочи и Волгоград [2], взрыв воздушного судна 31.10.2015 г. в небе над Египтом [3] - вот лишь неполный список трагических событий, которые унесли жизни невинных граждан нашей страны в мирное время и причинили колоссальный материальный ущерб авиакомпаниям и государству. Перечисленные события и определяют цель как необходимость снижения риска теракта на воздушном транспорте.
Основная часть статьи
Антитеррористическая безопасность на воздушном транспорте становится все более актуальным вопросом в связи с ростом числа транспортных потребностей и увеличением пассажиропотока. Факт нахождения большого количества людей в технически сложном, двигающемся аппарате, без возможности экстренной остановки или эвакуации людей -несомненно, требует чрезвычайного внимания в области обеспечения безопасности. В классическом толковании, вопросы безопасности в авиации состоят из двух составляющих - это требования в области авиационной безопасности и безопасности полетов. Пункт 1 статьи 83 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60 -ФЗ определяет понятие авиационная безопасность, как состояние защищенности от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации [4]. Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер по противодействию незаконному вмешательству в деятельность авиации с помощью служб безопасности с целью предотвращения возможных угроз. Понятие безопасности полетов является более узким и характеризует непосредственную способность воздушного транспорта выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья людей. Основные понятия о безопасности полетов были заложены НПП ГА-85 (Наставление по производству полетов) от 1985 г. [5], а позже значительно усовершенствованы и дополнены в Федеральных авиационных правилах [6]. Рассматривая вопросы террористических угроз в рамках конкретной статьи, следует отметить, что проблематика терроризма относится одновременно как к безопасности полетов, так и к авиационной безопасности. При этом важным является, что антитеррористическая безопасность авиапредприятия является узкоспециализированным понятием и входит в общее определение авиационной безопасности.
Субъектами террористических актов в вышеуказанных случаях являлись террористические сообщества и террористы-смертники, а избранные ими объекты терроризма - воздушные суда и наземная инфраструктура авиапредприятий, были отобраны исключительно по критерию наличия открытых критических уязвимостей в системе обеспечения безопасности, что и позволило реализовать противоправные планы террористов без значительных затрат
и усилий. Соответственно, возникает промежуточный вывод - риск теракта находится в линейной зависимости с уязвимостью объекта.
Проведем краткий анализ причин вышеперечисленных терактов:
1) в случае с терактом в аэропорту Домодедово 24.01.2011 г., объект теракта был избран по критерию наименьшего контроля со стороны служб, обеспечивающих безопасность, показал недоработки систем досмотр и контроля;
2) при трагических событиях 24.08.2004 г., связанных со взрывов в воздухе двух российских авиалайнеров, террористы воспользовались недостатками проведения досмотровых процедур и халатностью отдельных должностных лиц, которые и позволили пронести на борта воздушных судов взрывные устройства;
3) воздушное судно в небе над Египтом 31.10.2015 г. было уничтожено в воздухе с помощью взрывного устройства, установленного в грузовом отсеке представителем одной из подрядных организаций или попавшего на борт с багажом, что также свидетельствует о недоработках организации и проведения досмотровых процедур.
Таким образом, факты возникновения и совершения вышеперечисленных терактов позволяют сделать вывод о наличии недостатков в существующем механизме оценки уязвимостей объектов авиационной инфраструктуры, проводимой в соответствии с приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87 (ред. от 26.02.2019) "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств"[7], которые и привели к возможности совершения терактов и выбору конкретных целей террористами - указанных аэропортов, воздушных судов. Несмотря на государственное регулирование и оценку уязвимости авиапредприятия, проводимую аттестованными организациями, авиапредприятия имеют некоторую свободу, в рамках которой и возможно снижение уровня обеспечения безопасности, которое и приводит к трагическим событиям в виде совершенных терактов. По мнению автора, проводимая в настоящее время оценка уязвимости объектов транспорта носит формальный характер и не позволяет в полной мере решить задачи обеспечения безопасности по следующим причинам:
1) оценка объектов транспорта проводится аккредитованными организациями, а не самим государственным надзорным или контролирующим органом, что увеличивает шансы на возникновение коррупционных отношений и завышение показателей в отчетах по требованию авиапредприятий;
2) невысокие требования к предприятиям для прохождения аккредитации по оценке уязвимости, что влияет на невысокую квалификацию экспертов, специалистов, проводящих соответствующую оценку.
Указанные доводы подтверждаются самими событиями - терактами, при которых, в качестве причин теракта были выявлены именно недостатки в обеспечения антитеррористической безопасности, которые и подлежат шкалированию в рамках проведения оценки уязвимости.
Таким образом, у авиапредприятия возникает необходимость в проведении дополнительных действий и мероприятий, связанных с необходимостью снижения риска теракта, что и рассмотрено далее.
Как и в любой финансово затратной отрасли, вопросы обеспечения безопасности (надежности функционирования) являются дорогостоящими, что дает возможность сделать тривиальный вывод об излишней экономии авиапредприятий на статью расходов, связанную с обеспечением антитеррористической безопасности.
Для снижения риска теракта, необходимо выделить составляющие элементы, на которых и должна быть построена система безопасности при террористических угрозах каждого авиапредприятия (схема 1):
Элементы системы безопасности авиапредприятия при террорстических угрозах
Технические
средства обеспечения безопасности (системы защиты)
Рис. 1 - Элементы системы безопасности авиапредприятия при террористических угрозах
Приведенное наглядно показывает необходимость выполнения следующих действий (прим. - как пути решения задачи) для достижения поставленной цели в максимальном значении вероятности снижения риска возникновения и совершения теракта:
а) повысить техническую оснащенность авиапредприятия в области систем безопасности и защиты
б) повысить уровень подготовки кадров, задействованных в области обеспечения безопасности;
в) увеличить бюджет настолько или располагать таким бюджетом, при котором авиапредприятие сможет покрыть расходы, связанные с выполнением пунктов в максимальных значениях а) и б).
Изложенное позволяет воспользоваться математическим аппаратом для решения задач подобного типа. Следует отметить что математическое моделирование успешно применяется учеными в области авиации при решении практических задач, например, в научных трудах профессоров Б.В. Зубкова и Шарова В.Д. приводятся математические модели определения рисков в авиапредприятиях при разработке системы управления безопасностью полетов [8].
Необходимо полагать, при ведении хозяйственной деятельности любого предприятия, финансовый ресурс всегда ограничен, что и предопределяет необходимость решения подзадачи по разработке соответствующей математической модели обеспечения определенной (заданной) надежности с помощью распределения ограниченного финансового ресурса (бюджета авиапредприятия) по критерию использования минимального заданного бюджета, для чего обозначим:
Q - вероятность надежности системы антитеррористической безопасности авиапредприятия;
Pj - вероятность бессбойного функционирования элемента системы обеспечения антитеррористической
безопасности, где у = 1, N;
Б - финансовой ресурс (бюджет) авиапредприятия;
N - системы элементов обеспечения антитеррористической безопасности авиапредприятия, где каждый п независим друг от друга.
Сформулируем вышеизложенную задачу в следующим виде: «Как при заданной вероятности надежности системы Q _ N р. обеспечить достижение ее при минимальном финансовом ресурс Б ?».
у=1
При этом необходимо предусматривать, что ддБ = о, где у = 1, N _1 , что выводит на следующую систему
др
уравнений:
Ву = . BN 1 _ р. р. N-1 (1)
1 р р пр- _Q (1)
г=1
Далее проведем простейшие преобразования и получим:
В р _ОВм
1 _ р. N-1 (2)
1 р ПР- _Q С2)
г =1
N
Учитывая, что Q = П Ру , полученное соотношение можно представить и в симметричной форме:
у=1
В1р1 ВкР
гу _ВМ£Ы.
1 _ ру 1 _ PN
; у = 1, N _ 1 (3)
Преобразуем полученное уравнение и получим следующее:
р =-Щ-ч; у=1, N _ 1 (4)
] BNPN + В у (1 _ PN) ()
Перемножив между собой все (N-1) уравнения и умножив их на Рм получим;
N _1 В^р^т _
PN ' Пру = В р В"р\ р ); у = 1• N _ 1 (5)
у=1 BNPN + Ву (1 _ ^ ) Поскольку Рм близко к 1, то равенство (5) допустимо представить в виде:
Q = PN п
у=1
N _1 В у (1 _ PN ( 1 " ^
Вктр
=р
N
^^ )
Таким образом, выражение для искомой вероятности будет иметь вид:
1 _ р„ N _1 1 _ ТВу
{ ^^ у=1 )
Р _ 1 ВМ (1 - 6) ^ _1--Тт-
N
у _1
(7)
Выражения для Ргде у _ 1, N — 1, может быть получено из формулы (4).
Далее выполним преобразования формулы аналогично, как это было для PN . Прямое сравнение получающихся
формул показывает их совпадение с той же точностью, с какой выполняется соотношение (6). Это позволяет использовать симметричную форму записи:
Р _1 —
Ву (1 — 6)
2_
N
У _1
У _ 1, N
(8)
Полный ресурс, который обеспечивает заданную надежность системы можно изобразить в виде следующего соотношения, при этом можно сказать о том, что формула представляет собой логарифмическую модель распределения надежности при заданном финансовом ресурсе:
О ^ (1 - Ру )
(9)
У _1
Далее, чтобы найти минимальное значение финансового ресурса, необходимо выполнить следующее: в соотношение (8) подставить в равенство (9), в результате чего получаем:
N
От1П _1 В у 1§
У _1
В у (1 — 6)
N
(10)
Эффективность предлагаемого распределения ресурса по вышеуказанной формуле целесообразно оценить путем сравнения его со случаем равномерного распределения между каждым из N элементов.
В последнем случае Р _ N[6, а поэтому в соответствии с формулой (9) ресурс будет равным:
Оо _ !Ру • 1в (1 - N6) (11)
У _1
Таким образом, эффективность распределения финансового ресурса можно оценить следующим отношением:
"Л _
Оп
N
д р
• 1в (1 - Nо)
N
I
У _1
Ру ^
(1 - 6 )Р
N
I Вг
г _1
(12)
Заключение
Снижение риска террористического акта является важнейшей целью обеспечения безопасности в авиационной отрасли. В качестве одного из способов достижения поставленной цели рассматривается решение задачи по обеспечению заданной надежности функционирования системы безопасности авиапредприятия при минимальном, ограниченном финансовом ресурсе. Ограниченность финансового ресурса рассматривается как типовая ситуация для любого авиапредприятия, которое старается минимизировать свои расходы. В научной статье показан один из авторских вариантов решения задачи обеспечения заданной надежности системы антитеррористической безопасности авиапредприятия по критерию минимизации финансового ресурса с помощью классического математической моделирования, приводится также оценка эффективности использования ресурса в виде соответствующей формулы.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о возможности применения математического аппарата для решения актуальных прикладных задач, в том числе в сфере обеспечения антитеррористической безопасности в авиации.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. ria.ru [Электронный ресурс]: Теракт в аэропорту "Домодедово" 24 января 2011 года. URL: https://ria.ru/20160124/1363238677.html (дата обращения: 10.09.2019)
2. ria.ru [Электронный ресурс]: Теракты 24 августа 2004 года в самолетах Ту-154 и Ту-134. Справка. URL: https://ria.ru/20090824/182146689.html (дата обращения: 11.09.2019)
3. fb.ru [Электронный ресурс]: Авиакатастрофа в Египте 31 октября 2015 года: причины. Рейс 9268. URL: https://fb.ru/article/261934/aviakatastrofa-v-egipte-oktyabrya-goda-prichinyi-reys (дата обращения: 11.09.2019)
4. "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СПС КонсультантПлюс
5. Приказ МГА СССР от 08.04.1985 N 77 "Об утверждении введении в действие Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР (HI III ГА-85)" // СПС КонсультантПлюс
6. Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 14.01.2019) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 N 10186) // СПС КонсультантПлюс
7. Приказ Минтранса России от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2010 N 17321) // СПС КонсультантПлюс
8. Зубков Б.В. Теория и практика определения рисков в авиапредприятиях при разработке системы управления безопасностью полетов / Зубков Б.В., Шаров В.Д. - М.: МГТУ ГА, 2010.
Список литературы на английском языке / References in English
1. ria.ru [Electronic resource]: Terakt v aeroportu "Domodedovo" 24 yanvarya 2011 goda [terrorist Attack at Domodedovo airport on January 24, 2011]. URL: https://ria.ru/20160124/1363238677.html (accessed: 10.09.2019) [in Russian]
2. ria.ru [Electronic resource]: Terakty 24 avgusta 2004 goda v samoletah Tu-154 i Tu-134. Spravka [terrorist Attacks on August 24, 2004 in the Tu-154 and Tu-134. Reference] URL: https://ria.ru/20090824/182146689.html (accessed: 11.09.2019) [in Russian]
3. fb.ru [Electronic resource]: Aviakatastrofa v Egipte 31 oktyabrya 2015 goda: prichiny. Rejs [plane Crash in Egypt on October 31, 2015: causes. Flight 9268]. URL: https://fb.ru/article/261934/aviakatastrofa-v-egipte-oktyabrya-goda-prichinyi-reys (date accessed: 11.09.2019) [in Russian]
4. "Vozdushnyj kodeks Rossijskoj Federacii" ot 19.03.1997 N 60-FZ (red. ot 03.08.2018) ["Air code of the Russian Federation" of 19.03.1997 N 60-FZ (ed. of 03.08.2018)] / / ATP ConsultantPlus [in Russian]
5. Prikaz MGA SSSR ot 08.04.1985 N 77 "Ob utverzhdenii vvedenii v dejstvie Nastavleniya po proizvodstvu poletov v grazhdanskoj aviacii SSSR (NPP GA-85)" [The order of MGA of the USSR of 08.04.1985 N 77 "about the approval of introduction of the instruction On production of flights in civil aviation of the USSR (NPP GA-85)" ]/ / SPS ConsultantPlus [in Russian]
6. Prikaz Mintransa Rossii ot 28.06.2007 N 82 (red. ot 14.01.2019) "Ob utverzhdenii Federal'nyh aviacionnyh pravil "Obshchie pravila vozdushnyh perevozok passazhirov, bagazha, gruzov i trebovaniya k obsluzhivaniyu passazhirov, gruzootpravitelej, gruzopoluchatelej" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 27.09.2007 N 10186) [Order of the Ministry of transport of Russia of 28.06.2007 N 82 (ed. of 14.01.2019) "on approval of Federal aviation rules" General rules of air transportation of passengers, baggage, cargo and requirements for service of passengers, shippers, consignees" (Registered in the Ministry of justice of Russia 27.09.2007 N 10186)] / / SPS ConsultantPlus [in Russian]
7. Prikaz Mintransa Rossii ot 12.04.2010 N 87 "O poryadke provedeniya ocenki uyazvimosti ob"ektov transportnoj infrastruktury i transportnyh sredstv" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 21.05.2010 N 17321) [Order of Ministry of transport of Russia dated 12.04.2010 № 87 "On the procedure for assessing the vulnerability of transport infrastructure objects and vehicles" (Registered in Ministry of justice of Russia 21.05.2010 N 17321)] // ATP ConsultantPlus [in Russian]
8. Zubkov B. V. Teoriya i praktika opredeleniya riskov v aviapredpriyatiyah pri razrabotke sistemy upravleniya bezopasnost'yu poletov [Theory and practice of determining risks in airlines in the development of safety management syste] / Zubkov B. V., Sharov V. D. - Moscow: MGTU GA, 2010. [in Russian]