Научная статья на тему 'Отдельные аспекты обеспечения авиационной безопасности: международный опыт'

Отдельные аспекты обеспечения авиационной безопасности: международный опыт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1264
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ДОСМОТР ПАССАЖИРОВ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / AVIATION SECURITY / AIR TRANSPORT / PUBLIC ORDER / SECURITY / PASSENGER SCREENING / INTERNATIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Столбина Л. В., Панфилова О. В., Быхтина Н. В.

Работа транспортного комплекса любой страны практически не останавливается ни на один день. Это постоянное движение пассажиров и грузов. Гражданская авиация является одним из существующих видов транспорта, которая обеспечивает потребности граждан в транспортировках. Так, в 2018 году только отечественными авиакомпаниями было перевезено свыше 116 млн пассажиров (рост 10,6%), в том числе на международных линиях более 47 млн (рост 11,5%), на внутренних порядка 69 млн (рост 10%). При этом ежегодно наблюдается тенденция роста количества перевезенных пассажиров и грузов воздушными судами. И, к сожалению, явно прослеживается такая закономерность: чем выше пассажиропоток, тем больше происшествий. В результате авиационных происшествий в мире в 2018 году погибли 556 человек по сравнению с 44 в 2017 году. Самая страшная авария произошла в октябре 2018 года, когда в Индонезии разбился самолет компании LionAir, в результате которой погибли 189 человек1. Одной из актуальных проблем воздушного транспорта является авиационная безопасность, поскольку борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации является сложной и острой, которая не знает географических границ и не обусловлена какой-либо одной политической причиной [1]. Вполне очевидным является тот факт, что вопросы авиационной безопасности практически пронизывают все нормы, регулирующие использование воздушного пространства, деятельность в области авиации, правовой статус воздушных судов, аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения, их сертификацию, требования к авиационному персоналу и экипажу воздушного судна, полеты воздушных судов [2]. Известно, что под авиационной безопасностью понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, которая обеспечивается строго определенными субъектами. К таковым в России можно отнести службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, законодательно наделенными этим правом2. Многие годы международные террористические организации проявляют повышенный интерес к воздушному транспорту. В этой связи проблема борьбы с террористическими атаками в аэропортах более чем актуальна и не только для службы авиационной безопасности. Правоохранители, в том числе и полицейские в аэропорту, играют существенную роль в данном направлении, а именно в сдерживании террористических актов в аэропортах, предотвращении нападений на самолеты и успокаивании граждан и работников сети воздушного транспорта. Признаем, что всегда небезынтересен международный опыт обеспечения авиационной безопасности, отдельные аспекты которого будут освещены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Столбина Л. В., Панфилова О. В., Быхтина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC ASPECTS OF AVIATION SECURITY: INTERNATIONAL EXPERIENCE

The transport system of any country practically operates non-stop every day. This is the constant movement of passengers and cargo. Civil aviation is one of the existing transport modes that cater to citizens’ transportation needs. Thus, in 2018, domestic airlines alone transported more than 116 million passengers (10.6% growth), including more than 47 million on international lines (11.5% growth), and about 69 million on domestic airlines (10% growth). At the same time, there is a tendency to increase the number of passengers and cargo transported by aircraft every year. And, unfortunately, there is such a pattern: the higher passenger traffic, the more accidents. Aviation incidents in the world resulted in 556 deaths in 2018 in comparison with 44 deaths in 2017. The worst accident occurred in October 2018, when a Lion Air plane crashed in Indonesia, killing 189 people. Aviation security is a pressing issue in air transport, as the fight against acts of unlawful interference in civil aviation is complex and acute, with no geographical boundaries and no political reason [1]. It is quite obvious that aviation safety issues practically affect all regulations governing the use of airspace, the legal status of aircraft, airfields, airports and facilities of the unified air traffic management system, their certification, requirements for aircraft personnel and crew, aircraft flights [2]. Aviation safety is known to mean the state of protection of aviation from unlawful interference with aviation, which is provided by strictly defined entities. Such services in Russia may include: Aviation Security Services of airfields or airports, Departmental Security Subdivisions, authorized in the field of transport, Aviation Security Services of aviation enterprises, as well as statutory authorized bodies. International terrorist organizations have been showing keen interest in air transport for many years. In this regard, the problem of combating terrorist attacks at airports is more than relevant not only for the aviation security service. Law enforcement officers, including the airport police, play a significant role in this regard, namely in containing terrorist acts at airports, preventing attacks on aircraft and reassuring citizens and air transport employees. We recognize that international experience in aviation security is always interesting, some aspects of which will be found in this article.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты обеспечения авиационной безопасности: международный опыт»



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОМ БЕЗОПАСНОСТИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

SPECIFIC ASPECTS OF AVIATION SECURITY: INTERNATIONAL

EXPERIENCE

УДК 347.8

J

* if*

Л.В. СТОЛБИНА,

кандидат юридических наук,

доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

LYUBOV V. STOLBINA,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

О.В. ПАНФИЛОВА,

кандидат юридических наук, доцент

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина,

Россия, Белгород) [email protected]

OLGA V. PANFILOVA,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Н.В. БЫХТИНА,

кандидат педагогических наук, доцент

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

NATALYA V. BYKHTINA,

Candidate of Pedagogics, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: работа транспортного комплекса любой страны практически не останавливается ни на один день. Это постоянное движение пассажиров и грузов.

Гражданская авиация является одним из существующих видов транспорта, которая обеспечивает потребности граждан в транспортировках. Так, в 2018 году только отечественными авиакомпаниями было перевезено свыше 116 млн пассажиров (рост 10,6%), в том числе на международных линиях - более 47 млн (рост 11,5%), на внутренних - порядка 69 млн (рост 10%). При этом ежегодно наблюдается тенденция роста количества перевезенных пассажиров и грузов воздушными судами. И, к сожалению, явно прослеживается такая закономерность: чем выше пассажиропоток, тем больше происшествий.

В результате авиационных происшествий в мире в 2018 году погибли 556 человек по сравнению с 44 в 2017 году. Самая страшная авария произошла в октябре 2018 года, когда в Индонезии разбился самолет компании ЫопАщ в результате которой погибли 189 человек1.

Одной из актуальных проблем воздушного транспорта является авиационная безопасность, поскольку борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации является сложной и острой, которая не знает географических границ и не обусловлена какой-либо одной политической причиной [1].

1 В 2018 году число погибших в авиакатастрофах резко выросло: https://www.bbc.com

Вполне очевидным является тот факт, что вопросы авиационной безопасности практически пронизывают все нормы, регулирующие использование воздушного пространства, деятельность в области авиации, правовой статус воздушных судов, аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения, их сертификацию, требования к авиационному персоналу и экипажу воздушного судна, полеты воздушных судов [2].

Известно, что под авиационной безопасностью понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, которая обеспечивается строго определенными субъектами. К таковым в России можно отнести службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, законодательно наделенными этим правом2.

Многие годы международные террористические организации проявляют повышенный интерес к воздушному транспорту. В этой связи проблема борьбы с террористическими атаками в аэропортах более чем актуальна и не только для службы авиационной безопасности. Правоохранители, в том числе и полицейские в аэропорту, играют существенную роль в данном направлении, а именно в сдерживании террористических актов в аэропортах, предотвращении нападений на самолеты и успокаивании граждан и работников сети воздушного транспорта.

Признаем, что всегда небезынтересен международный опыт обеспечения авиационной безопасности, отдельные аспекты которого будут освещены в данной статье.

Ключевые слова: авиационная безопасность, воздушный транспорт, охрана общественного порядка, обеспечение безопасности, досмотр пассажиров, международный опыт.

Для цитирования: Столбина Л.В., Панфилова О.В., Быхтина Н.В. Отдельные аспекты обеспечения авиационной безопасности: международный опыт // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 1. С. 66-72.

Abstract: the transport system of any country practically operates non-stop every day. This is the constant movement of passengers and cargo.

Civil aviation is one of the existing transport modes that cater to citizens' transportation needs. Thus, in 2018, domestic airlines alone transported more than 116 million passengers (10.6% growth), including more than 47 million on international lines (11.5% growth), and about 69 million on domestic airlines (10% growth). At the same time, there is a tendency to increase the number of passengers and cargo transported by aircraft every year. And, unfortunately, there is such a pattern: the higher passenger traffic, the more accidents.

Aviation incidents in the world resulted in 556 deaths in 2018 in comparison with 44 deaths in 2017. The worst accident occurred in October 2018, when a Lion Air plane crashed in Indonesia, killing 189 people.

Aviation security is a pressing issue in air transport, as the fight against acts of unlawful interference in civil aviation is complex and acute, with no geographical boundaries and no political reason [1].

It is quite obvious that aviation safety issues practically affect all regulations governing the use of airspace, the legal status of aircraft, airfields, airports and facilities of the unified air traffic management system, their certification, requirements for aircraft personnel and crew, aircraft flights [2].

Aviation safety is known to mean the state of protection of aviation from unlawful interference with aviation, which is provided by strictly defined entities. Such services in Russia may include: Aviation Security Services of airfields or airports, Departmental Security Subdivisions, authorized in the field of transport, Aviation Security Services of aviation enterprises, as well as statutory authorized bodies.

International terrorist organizations have been showing keen interest in air transport for many years. In this regard, the problem of combating terrorist attacks at airports is more than relevant not only for the aviation security service. Law enforcement officers, including the airport police, play a significant role in this regard, namely in containing terrorist acts at airports, preventing attacks on aircraft and reassuring citizens and air transport employees.

Wte recognize that international experience in aviation security is always interesting, some aspects of which will be found in this article.

Keywords: aviation security, air transport, public order, security, passenger screening, international experience.

2 Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018) // Российская газета. 1997. № 59-60.

For citation: Stolbina L.V., Panfilova O.V., Bykhtina N.V. Specific aspects of Aviation Security: international experience // Problems of Law Enforcement Activity. 2020. № 1. P 66-72.

На сегодняшний день уязвимость объектов транспорта, в том числе и для террористических угроз, остается достаточно высокой. Соответственно обеспечение транспортной безопасности в России - приоритетная задача не только спецслужб, но и собственников транспортной инфраструктуры1.

Всего в истории мировой гражданской авиации произошло несколько десятков авиакатастроф, вызванных детонацией пронесенного террористом на борт воздушного судна взрывного устройства.

Первый доказанный случай воздушного терроризма произошел 7 мая 1949 года. Взрыв прогремел на борту самолета Douglas DC-3 «Филиппинских авиалиний» (регистрационный номер - PI-C-98), который выполнял внутренний рейс между Даэтом и Манилой. Самолет рухнул в море Сибуян (в бассейне Тихого океана). Все находившиеся на борту 13 человек погибли2.

В дальнейшем ряд громких терактов из года в год потрясали мир своей жестокостью. Так, 23 июня 1985 года пассажирский самолет Boeing 747 авиакомпании Airlndia, который осуществлял рейс AI182 по маршруту Монреаль (Канада) - Лондон - Дели, потерпел крушение в водах Атлантического океана у берегов Ирландии из-за взрыва бомбы, находившейся в багаже одного из индийских экстремистов-сикхов. Погибли 329 человек. В этот же день прогремел взрыв в аэропорту Нарыта (Япония).

Аналогичной причиной стал взрыв 21 декабря 1988 года на борту пассажирского самолета Boeing 747 авиакомпании PanAm (США), который осуществлял регулярный рейс 103 по маршруту Франкфурт-на-Майне - Лондон - Нью-Йорк - Детройт. Погибли все 259 человек, которые находились на борту, и 11 человек на земле3.

4 сентября 2002 года китайские СМИ сообщили о результатах расследования катастрофы пассажирского авиалайнера McDonnellDouglas МD-82, который взорвался над Желтым морем. Было установлено, что взрыв произошел из-за возгорания емкости с зажигательной смесью, которую пронес на борт один из пассажиров [3].

1 Выездное совещание Совета Безопасности в Тюмени [Электронный ресурс] Режим доступа - https://cdat.ru

2 Авиационные теракты [Электронный ресурс] Режим доступа - https://tass.ru

3 10 крупнейших терактов в мире [Электронный ресурс]

Режим доступа - https://tass.ru

31 октября 2015 года пассажирский самолет Airbus A321-231 российской авиакомпании Metrojet («Когалымавиа»), следовавший рейсом 9268 из Шарм-эль-Шейха (Египет) в Санкт-Петербург, потерпел крушение в 100 км от г. Эль-Ариш на севере Синайского полуострова. На борту находились 224 человека, все они погибли.

2 февраля 2016 года на борту лайнера Airbus А321-211 авиакомпании Daallo Airlines, совершавшего рейс D3 159 из Могадишо в Джибути, сработало взрывное устройство террориста-смертника. Утром 22 марта 2016 года 2 взрыва прогремели в международном аэропорту Брюсселя. 28 июня этого же года 3 взрыва прогремели в международном терминале стамбульского аэропорта Ататюрка (Турция)4. И это далеко не все примеры террористических актов, совершенных на воздушном транспорте.

Изложенное выше позволяет нам прийти к неутешительному выводу о том, что современная международная обстановка не дает каких-либо утешительных прогнозов, что в ближайшие годы исчезнут проблемы в сфере безопасности. Террористическая и криминальная опасность вызывает озабоченность и вынуждает принимать меры по обеспечению безопасности граждан [4].

Еще в 1988 году мировое сообщество осознало всю опасность, надвигающуюся на воздушный транспорт, и адекватно отреагировало на растущую тенденцию воздушного терроризма, в частности на слабую защищенность воздушных судов от террористических актов с применением взрывчатых веществ. Причиной тому послужил взрыв самолета Боинг 747 посредством самодельного взрывного устройства, содержащего пластичное взрывчатое вещество, размещенное в кассетном магнитофоне5. Именно это событие послужило толчком для принятия мировым сообществом экстренных мер по разработке и внедрению в гражданскую авиацию более эффективных методов и средств обнаружения взрывных устройств и взрывчатых веществ, создание международного правового обеспечения борьбы с терроризмом.

4 Високосный 2016-й унес тысячи человеческих жизней - погибших в результате терактов было больше, чем жертв природных катаклизмов. [Электронный ресурс] Режим доступа - http://izvestia.ru

5 Авиационная безопасность: учебное пособие [Электронный ресурс] Режим доступа - http://www.bestreferat.ru

Международный опыт обнаружения скрытых предметов и веществ, запрещенных к проносу при проведении предполетного досмотра, свидетельствует о том, что службами безопасности принимаются такие меры, как:

- введение обязательного 100% досмотра пассажиров и их ручной клади на всех международных и внутренних линиях;

- создание в авиакомпаниях и аэропортах специальных служб безопасности, оснащенных современной техникой для работы в пассажирском потоке и предназначенных для охраны аэропортов и др.

В соответствии с технологией проведения досмотра пассажиров в аэропортах нашей страны сотрудник службы авиационной безопасности, осуществляющий досмотр, имеет право:

проводить опрос в целях выявления потенциально опасных пассажиров, а также имеющихся у пассажиров предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом. Р. Тидхар6 называет одним из важных пунктов в деле обеспечения авиационной безопасности опрос пассажиров до контрольно-пропускного пункта с использованием хорошо подготовленного персонала7. В целях выявления потенциально опасных пассажиров [5]; проводить досмотр всех физических лиц и находящихся при них вещей на входах в аэровокзал; изымать у пассажиров обнаруженные в процессе досмотров предметы и вещества, запрещенные к перевозке воздушным транспортом [6].

В свою очередь, Израильская авиакомпания «Эль-Аль» в нью-йоркском международном аэропорту им. Дж. Ф. Кеннеди на своем терминале установила автоматическую систему СТХ-5000 для поиска бомб и взрывных устройств стоимостью в 1 миллион долларов, и еще 3 аналогичные системы она уже установила на своих терминалах в Израиле8.

6 Рони Тидхар является руководителем международных консультационных служб Израиля (коммерческое отделение). Имеет обширный опыт в области безопасности гражданской авиации и управления чрезвычайными ситуациями, 27 лет работал в отделе безопасности международного аэропорта в аэропорту имени Д. Бен-Гуриона и диспетчера безопасности полетов, в нескольких аэропортах по всему миру.

7 Trendsand Directionsin Aviation Security by Roni Tidhar (Тидхар Р. Тенденции и направления в области авиационной безопасности) [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: https://www.asi-mag.com/trends-and-directions-in-aviation-security-by-roni-tidhar

8 Авиационная безопасность. [Электронный ресурс] Режим доступа - http://www.refsru.com; Государственная Служ-

ба Гражданской Авиации. [Электронный ресурс] Режим доступа - http://lektsii.com

Следует подчеркнуть, что Израиль на безопасность своего аэропорта имени Д. Бен-Гу-риона, который находится в одной из самых взрывоопасных зон мира, тратит двадцать пять процентов от общего бюджета, выделяемого на безопасность страны. В настоящее время система авиационной безопасности в аэропорту имени Д. Бен-Гуриона считается самой эффективной и надежной9.

В указанном аэропорту международной компанией EDS применена специальная программа, в которой добровольно приняли участие все граждане Израиля, путешествующие за границу. После проверки биографических сведений и персональной беседы с представителями службы безопасности они получили карточку «проверенного» клиента, в которой может быть зашифровано более 90 параметров руки пассажира и других биометрических показателей, например, рисунок радужной оболочки глаз.

При подтверждении личности владельца карточки при проверке в аэропорту он рассматривается как «представляющий небольшую угрозу» и сразу направляется в пункт осмотра для «знакомых» пассажиров, где проводится досмотр по сокращенной программе.

Схожая система установлена в 9 аэропортах США для пассажиров, которые совершают международные перелеты.

В отличие от израильских аэропортов в США на обеспечение авиационной безопасности тратится примерно 100 миллиардов долларов. Однако, несмотря на такой бюджет, большинство финансовых ресурсов, которые выделяются государством, достаются авиакомпаниям, а не самим аэропортам [7].

После трагических событий 2001 года Управлению транспортной безопасности (TSA) передан мандат на проверку безопасности аэропорта. Управление транспортной безопасности проводит процедуру досмотра пассажиров и их багажа: пассажиры проходят через рамку металлоискателя, ручная кладь проверяется рентген-установкой, а зарегистрированный багаж - системой обнаружения взрывчатых веществ. Произошли незначительные изменения в процедуре проверки - пассажиры должны снимать обувь и им запрещен провоз жидкости в ручной клади. Но реальным изменением, по словам Джорджа Нэккары, федерального директора безопасности в Аэропорту Логана Бостона, было введение таких мер, как усиление полицейской охраны за пределами аэропортов и расшире-

9 Авиационная безопасность: учебное пособие [Электронный ресурс]: http://www.bestreferat.ru

ние сотрудничества между авиакомпаниями и сотрудниками службы безопасности.

В дополнение к проверке пассажиров и их имущества в аэропорту Управление транспортной безопасности проводит предварительную проверку пассажиров. Авиакомпании обязаны представлять списки пассажиров Управлению для проверки.

Управление транспортной безопасности разработало Программу обеспечения безопасности полета. Другая программа, названная «Зарегистрированный пассажир», позволяет часто летающим пассажирам добровольно предлагать справочную информацию и биометрические идентификаторы, такие как отпечатки пальцев, чтобы облегчить проверку их безопасности. Эта программа прошла успешное испытание еще в 2005 году.

Также были приняты несколько новых мер для предотвращения угонов воздушного транспорта. Они включают укрепление дверей кабины, вооружение пилотов на отдельных рейсах и расширение федеральной программы Маршалов авиации, которая внедряет вооруженных тайных агентов в пассажирские рейсы. Эксперты говорят, что другое важное изменение в безопасности авиации - регулирование поведения пассажиров, поскольку они играют активную роль в противодействии террористическим атакам, мешают террористам исполнять их замыслы на борту самолетов.

В США 2018 год был эпохальным для Управления транспортной безопасности, он был отмечен рекордным числом пассажиров и значительными улучшениями в системе безопасности. Общее количество пассажиров -813,8 миллиона (813 791 287), а также члены команды прошло через скрининг Управления транспортной безопасности. Это - более чем 2 миллиона пассажиров в день, что на 5,5% больше по сравнению с 2017 годом. Одним из значительных достижений Управления транспортной безопасности было сотрудничество с аэропортами, авиакомпаниями и международными партнерами для проведения процедур проверки ручной клади. Еще более примечательным было подписание Закона в 2018 году о перераспределении полномочий Федерального управления авиации, который включает закон о модернизации Управления транспортной безопасности, в котором указано первое перераспределение полномочий Управления транспортной безопасности, начиная с его основания в 2001 году. Согласно названному правовому акту расширяются полномочия Управления транспортной безопасности на местах. В свою очередь, Управление транспорт-

ной безопасности опубликовало свою самую первую Дорожную карту кибербезопасности, которая улучшает меры защиты от кибератак в транспортной системе, и Дорожную карту биометрических данных.

В течение 2018 года сотрудники Управления транспортной безопасности демонстрировали большой профессионализм, целостность в организации работы управления и остались преданными миссии - обеспечению безопасности пассажиров. Благодаря их бдительности и навыкам, сотрудниками Управления транспортной безопасности было изъято рекордное число огнестрельного оружия, обнаруженного в ручной клади на контрольно-пропускных пунктах по всей стране - 4 239 единицы, что составляет в среднем 81,6 единиц огнестрельного оружия в неделю, соответственно, 11,6 в день в 249 из 440 федеральных аэропортов.

Наиболее активно огнестрельное оружие в 2018 году провозилось через следующие аэропорты: Международный аэропорт Хар-тсфилд-Джексон Атланта (ATL) - 298, на 53 больше по сравнению с 2017 годом (253); Международный аэропорт Даллас/Форт-Уэрт (DFW) - 219; Международный аэропорт Финикс Скай-Харбор (PHX) - 129; Международный аэропорт Денвера (ЛОГОВО) - 126; Международный аэропорт Орландо (MCO) - 123; Аэропорт Хьюстон Интер-континентал имени Джорджа Буша (IAH) -117, уменьшение на 25 по сравнению с 2017 годом; Форт-Лодердейл, голливудский международный аэропорт (FLL), - 96; Международный аэропорт Остина-Бергсторма (AUS) - 93; Аэропорт Далласа - 89; Нэшвиллский международный аэропорт (BNA) - 86.

Законы о владении огнестрельным оружием варьируются от штата к штату. Управление транспортной безопасности может наложить гражданско-правовые санкции до 13 333$ за подобное нарушение. Повторное нарушение увеличивает штраф. Соответственно, пассажиры должны изучать законы штата и местных органов власти об огнестрельном оружии до отъезда, поскольку политика некоторых авиакомпаний может отличаться от политики Управления транспортной безопасности. Важно гражданам, путешествующим на воздушном транспорте, связаться со своей авиакомпанией для ознакомления с правилами транспортировки огнестрельного оружия и боеприпасов и изучить местные законы, связанные с переносом и транспортировкой огнестрельного оружия.

Помимо огнестрельного оружия в 2018 году был выявлены и изъяты такие запрещенные предметы, как 3 дымовые шашки, обнаружен-

ные в проверенной сумке в Нэшвиллском международном аэропорту; инертная граната - в ручной клади в международном аэропорту Мак-Карран; бутылка с зажигательной смесью - в ручной клади пассажира, путешествующего из международного аэропорта Сиэтл/ Такома; фейерверки в ручной клади пассажира, путешествующего из международного аэропорта Орландо; 5 минометных снарядов - в проверенном багаже пассажира международного аэропорта Орландо.

Однако следует понимать, что в соответствии с действующим законодательством даже попытка скрыть запрещенный предмет в ручной клади, приносимой на борт воздушного судна, может привести к аресту и/или гражданско-правовой санкции. В этой связи приведем примеры изъятых запрещенных предметов, подозрительно упакованных:

- сумка, которая показалась подозрительной оператору рентген-установки международного аэропорта Миннеаполиса/в Сент-Поле, была досмотрена, и во время проверки были обнаружены ножницы и нож, обернутые в фольгу и спрятанные за подкладку сумки. При этом лезвия ножниц были на 4 дюйма больше (от наконечника до точки опоры). По действующим правилам ножи любого размера и ножниц с лезвиями больше 4 дюймов должны быть упакованы в зарегистрированный багаж; расческа в виде ножа была обнаружена в Уичито Дуайт Д. Эйзенхауэр (Национальный Аэропорт); нож, скрытый в медицинской бутылке, был обнаружен в Спрингфилде-Branson (Национальный аэропорт).

Международный опыт обеспечения авиационной безопасности, свидетельствует о том, что в Великобритании полиция - один из контрольных органов в аэропорту. Помимо полиции, есть ряд других структур, обеспечивающих охрану аэропортов - Пограничная служба Великобритании (UKBA), Служба передачи данных (TRANSEC), Управление гражданской авиации (CAA) и Управление по борьбе с организованной преступностью (SOCA). Охрана в аэропортах может осуществляться в трех направлениях:

охрана границ, которая обычно выполняется сотрудниками спецслужб (Разведывательным управлением по борьбе с терроризмом Шотландии) и Пограничной службой Великобритании;

обеспечение безопасности, осуществляемое сотрудниками в форме, детективами и полицейскими совместно с операторами аэропортов и подрядчиками аэропорта;

общая охранная деятельность, осуществляемая сотрудниками в форме, детективами и

полицейскими в сотрудничестве с коллективом и подрядчиками аэропорта и сотрудниками, которые не относятся к Специальным подразделениям.

Для руководителей, а также сотрудников и работников, обеспечивающих безопасность и общую охрану аэропортов, разработано Руководство, согласно которому руководящий полицейский состав аэропорта ответственны перед своим начальством, контролируются Инспекторством Корпуса констеблей Ее Величества. По основным вопросам охраны они взаимодействуют с Руководящей группой по вопросам безопасности (SEG). Представители Руководящей группы по вопросам безопасности подчиняются начальнику.

В разделе «Национальная программа обеспечения безопасности авиации», в Руководстве по планированию безопасности в аэропортах Министерства транспорта и Министерства внутренних дел Великобритании, а также в Плане по обеспечению безопасности аэропорта рассматриваются Стандарты по обеспечению безопасности в аэропортах при осуществлении охраны общественного порядка в аэропорту. О привлечении специальных подразделений полиции написано в Соглашении о полицейской службе (PSA).

Аэропорты в Великобритании - коммерческие структуры и должны приносить доходы своим владельцам. Операторы аэропортов законодательно обязаны оплачивать полицейские услуги. Старший офицерский состав полиции и руководители полиции вовлекаются в коммерческие переговоры. Данный факт является особенностью британской полицейской деятельности по охране общественного порядка на объектах воздушного транспорта.

Подводя итог, отметим, что всплеск международного терроризма в 60-70 годы вызвал ответную реакцию властей различных государств. За достаточно непродолжительное время образовалась и стала динамично развиваться система авиационной безопасности. В аэропортах появились технические средства, просвечивающие багаж, обнаруживающие металл, служебные собаки, обученные на поиск взрывчатых веществ, и многое другое [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует признать, что, несмотря на усиленные меры безопасности, воздушный транспорт был и остается привлекательной целью террористов. Чтобы противостоять постоянной меняющейся угрозе терроризма, эксперты считают, что чиновники любого государства должны сосредоточить усилия на обеспечении безопасности авиаперелетов.

- Литература -

1. ГригорянП.А. Международно-правовой режим авиационной безопасности: дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2G1B. С. 52.

2. Гречуха В.Н. Транспортное право: правовое регулирование деятельности воздушного транспорта: монография. - Москва: Юстиция, 2G16. - 31G с.

3. Гончаров В.Е. Контроль жидкостей, находящихся в закрытых емкостях // Защита информации. Инсайд. 2GGB. № 4 (22). С. 76-77.

4. Украинцев Ю. Транспортная безопасность и современные технологии досмотра пассажира // Мир и безопасность. 2GG7. № 6.

5. Спирица Е. Психология лжи и обмана: как разоблачить лжеца. - Санкт-Петербург, 2G16. С. 272.

6. Разувакин А.А., Тюкалова Н.М. Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с иными субъектами в области обеспечения авиационной безопасности // Административное право и процесс. 2G1B. № 5. С. 59-62.

7. Моховиков О.В., Комов А.А. Международный опыт обеспечения авиационной безопасности // Транспортное право. 2G14. № 3. С. 14-16.

= References =

1. Grigoryan P.A. Mezhdunarodno-pravovoj rezhim aviacionnoj bezopasnosti: dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 2G1B. S. 52.

2. Grechuha V.N. Transportnoe pravo: pravovoe regulirovanie deyatel'nosti vozdushnogo transporta: monografiya. - Moskva: YUsticiya, 2G16. - 31G s.

3. Goncharov V.E. Kontrol' zhidkostej, nahodyashchihsya v zakrytyh emkostyah // Zashchita informacii. Insajd. 2GGB. № 4 (22). S. 76-77.

4. Ukraincev YU. Transportnaya bezopasnost' i sovremennye tekhnologii dosmotra passazhira // Mir i bezopasnost'. 2GG7. № 6.

5. Spirica E. Psihologiya lzhi i obmana: kak razoblachit' lzheca. - Sankt-Peterburg, 2G16. S. 272.

6. RazuvakinA.A., Tyukalova N.M. Problemy vzaimodejstviya organov vnutrennih del s inymi sub»ektami v oblasti obespecheniya aviacionnoj bezopasnosti // Administrativnoe pravo i process. 2G1B. № 5. S. 59-62.

7. Mohovikov O.V., Komov A.A. Mezhdunarodnyj opyt obespecheniya aviacionnoj bezopasnosti // Transportnoe pravo. 2G14. № 3. S. 14-16.

(статья сдана в редакцию 03.03.2020)

^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 1'20

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.