О.Е. ТРОФИМОВ, соискатель Московского университета МВД России
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
В статье рассматриваются правовые и организационные основы транспортной и авиационной безопасности, рассматриваются особенности соответствующего вида безопасности, осуществляется раскрытие авиационной и железнодорожной безопасности. Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
Ключевые слова: транспорт, авиация, безопасность, происшествие, автомобиль, магистраль, контроль, экономика, инфраструктура, защищенность, вмешательство.
O.E.TROFIMOV,
competitor of the Ministry of Internal Affairs
Moscow university of Russia
ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION
OF SAFETY ON AIR TRANSPORT
In article legal and organizational basics of transport and aviation safety are covered, features of the corresponding type of safety are considered, disclosure of aviation and railway safety is carried out. Aviation safety is ensured by a package of measures, providing creation and functioning of services of aviation safety, protection of the airports, aircrafts and objects of civil aviation, examination of members of crews, the service personnel, passengers, hand luggage, baggage, mail, freights and onboard stocks, prevention and suppression of attempts of capture and stealing of aircrafts.
Keywords: transport, aircraft, safety, incident, car, highway, control, economy, infrastructure, security, intervention.
Основные правовые средства обеспечения авиационной безопасности определены нормами международного права. В качестве примера можно привести некоторые из них: Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.)1, Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г.)2, Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 24 февраля 1988 г.)3, Соглашение государств СНГ от 26 мая 1995 г. «О сотрудничестве по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства»4 и др.
Непосредственно административно-правовые средства обеспечения авиационной безопасности содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, КоАП РФ, постановлении Правительства РФ от 30 июля 1994 г. «О федеральной системе обеспечения защиты деятель-
1 См.: Международное воздушное право. Кн. 1. - М., 1980.
2 См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР и иностранными государствами. -М., 1975.
3 См.: Действующее международное право. - М., Т. 3. - 1997.
4 См.: Бюллетень международных до-
говоров. - 2006. - № 5.
ности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства»5, постановлении Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»6, Приказе Минтранса России от 21 ноября 1995 г. № 102, которым утверждено Руководство по производству досмотра пассажиров членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов почты и бортовых запасов7 и др.
Административно-правовые средства обеспечения авиационной безопасности предусмотренные российским законодательством, применяются в отношении гражданских воздушных судов, национальных и иностранных эксплуатантов (авиакомпаний), выполняющих внутренние и международные воздушные перевозки, на территории Российской Федерации, а также в отношении аэропортов, закрепленных за ними территорий и сооружений, расположенных на них.
Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданс-
5 См.: Собрание законодательства РФ.
- 1994. - № 15. - Ст. 1795.
6 См.: Собрание законодательства РФ.
- 1999. - № 40. - Ст. 4861.
7 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 43.
кой авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
Так, для обеспечения авиационной безопасности территория аэропорта, включая зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объекты управления воздушным движением, радио- и светотехнического оборудования аэродромов, авиатопливо обеспечения и коммерческие склады, должны иметь ограждение по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые зоны.
В контролируемой зоне аэропорта, на объектах авиатопливо обеспечения и на коммерческих складах устанавливаются дополнительные ограждения, а также вводится пропускной режим. Для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации устанавливаются пропуска единого образца.
Контрольно-пропускные пункты в аэропортах оборудуются воротами, шлагбаумами, площадками и техническими средствами для осмотра транспорта и грузов, а также техническими средствами для досмотра работников аэропорта и командированных лиц, а запасные контрольно-пропускные пункты - воротами.
Территория аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением должны регулярно патрулироваться нарядами
службы авиационной безопасности. С этой целью вдоль внутренней стороны ограждения аэропорта и к выделенным объектам управления воздушным движением должны устраиваться дороги, а служба авиационной безопасности аэропорта — иметь в своем распоряжении специальные патрульные автотранспортные средства.
Работники, находящиеся в контролируемой зоне, обязаны иметь на верхней одежде пропуска с легко различимыми фотографией и надписями.
Места стоянки воздушных судов, территории отдельно стоящих объектов аэропортов и контрольно-пропускных пунктов должны оборудоваться охранным освещением.
Досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется для предотвращения несанкционированной доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут использоваться для совершения акта незаконного вмешательства. При отказе пассажира от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки, который считается заключенным между пассажиром и перевозчиком с момента приобретения билета пассажиром. Пассажиры с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом, а также фельдъегери, сопровождающие официальную корреспонденцию, проходят досмотр на об-
щих основаниях, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Пассажиры-инвалиды (на костылях, в инвалидных креслах, на носилках и т.д.) подлежат досмотру вручную, а сопровождающие их лица проходят досмотр на общих основаниях.
Перечень предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом по условиям авиационной безопасности, устанавливается Федеральной авиационной службой России.
Допускается проведение досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа в зданиях городских аэровокзалов в специально оборудованных для этой цели помещениях. В этом случае при доставке пассажиров от городского аэровокзала до самолета должны быть обеспечены меры безопасности, исключающие контакт пассажиров с посторонними лицами.
При поступлении информации об угрозе совершения незаконного вмешательства, служба авиационной безопасности принимает меры по повышению эффективности досмотра. В случаях обнаружения у пассажиров веществ и предметов, запрещенных к перевозке, а также по просьбе авиапредприятий и эксплуатантов, производится дополнительный досмотр багажа. При неявке пассажира на посадку, его багаж подлежит обязательному досмотру в установленном порядке.
При производстве досмотра пассажира, также осуществляется проверка достоверности перевозочных документов и их соответствия личности предъявителя. В аэровокзалах
должны устраиваться специальные залы ожидания для пассажиров, прошедших досмотр («стерильная зона»), для предотвращения контактов с лицами, не прошедшими такого досмотра, а также с работниками гражданской авиации, не имеющими отношения к обслуживанию пассажиров. Такие же меры должны приниматься при следовании пассажиров по перрону для посадки в воздушное судно.
Каждый аэропорт должен иметь специальные помещения и технические средства для досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортовых запасов. При перевозке оружия и боеприпасов, оружие огнестрельное, спортивное, охотничье, боевое и боеприпасы к нему, а также холодное оружие при наличии у пассажира соответствующего разрешения перевозятся в упакованном, разряженном виде, в изолированных от пассажирских салонов отсеках воздушного судна. В отдельных случаях единичные экземпляры оружия могут перевозиться под сохранностью экипажа воздушного судна. Оформление такой перевозки производится при досмотре.
На борту воздушного судна при наличии разрешительных документов могут иметь при себе оружие лица, выполняющие служебные обязанности.
Информация о наличии таких лиц сообщается командиру воздушного судна. Воздушные суда должны находиться под постоянной охраной службы авиационной безопасности.
При подготовке самолета к вылету службой авиационной безопасности осуществляется предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, в деятельность гражданской авиации, а также выявления посторонних лиц.
В случаях получения информации об угрозе акта незаконного вмешательства, воздушное судно подлежит дополнительному досмотру на специально выделенной стоянке.
Если досмотр окажется безрезультатным, а угроза инцидента продолжает существовать, то воздушное судно оставляют на указанной стоянке на срок, соответствующий времени выполнения планируемого рейса воздушного судна до пункта назначения.По просьбам авиапредприятий и эксплуатантов воздушного транспорта, администрация запрашиваемого аэропорта обязана проводить дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности: досмотр и охрану воздушных судов, повторный досмотр пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, принадлежащих этим авиапредприятиям и экс-плуатантам.
В технические задания на разрабатываемые воздушные суда с максимальной сертифицированной взлетной массой, превышающей 45500 кг, или пассажировместимос-тью более 60 человек должны быть включены технические требования по их оборудованию:
а) надежно запирающимися и отпирающимися с рабочего места каждого пилота пуленепробиваемыми дверями и перегородками, изолирующими пилотскую кабину от пассажирского салона;
б) специальными сигнализационными и переговорными устройствами для связи экипажа и бортпроводников (бортовых операторов);
в) телевизионными системами наблюдения за обстановкой в пассажирских салонах, кабине летного экипажа и средствами контроля с рабочего места каждого пилота всей зоны двери с внешней стороны кабины летного экипажа;
г) специально отведенными и обозначенными местами для размещения взрывного устройства (подозрительного предмета) в случае его обнаружения на борту воздушного судна в полете;
д) замаскированными проходами (лазами), обеспечивающими внезапный одновременный вход специальной группы в двух и более местах пассажирского салона;
е) противоугонными устройствами, исключающими несанкционированное открывание входных дверей и эксплуатационных люков, запуск двигателей, выруливание и взлет воздушного судна;
ж) запираемыми помещениями (багажниками) для размещения переданных пассажирами на временное хранение на период полета оружия, боеприпасов и специальных средств.
Предметы и вещи, разрешенные к перевозке в салоне воздушного судна, которые, однако, могут быть ис-
пользованы как орудия нападения или для сокрытия опасных веществ и предметов, должны на период полета помещаться в специальные, запираемые помещения, металлические шкафы (ящики) на борту воздушного судна.
Для досмотра пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов аэропорт должен иметь специальные технические средства, обеспечивающие обнаружение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других предметов и веществ, которые могут быть использованы в целях совершения акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа и безопасности полета воздушного судна. Для поддержания постоянной работоспособности технических средств досмотра, их эксплуатация осуществляется специально подготовленными работниками службы авиационной безопасности, а техническое обслуживание осуществляется специалистами аэропорта, имеющими соответствующую квалификацию.
В аэропортах применяются следующие технические средства досмотра:
а) рентгенотелевизионные стационарные интроскопы - для контроля ручной клади, багажа, почты и груза по теневому изображению внутреннего содержания на экране телемонитора и переносные интроскопы с телевизионным или твердотельным приемником - для идентификации неопознанных объектов на борту воз-
душного судна и в контролируемой зоне без вскрытия и смещения объекта исследования;
б) стационарные металлоискате-ли - для выявления металлических предметов у пассажира (персонала, члена экипажа);
в) портативные (ручные) металло-искатели - для повторного досмотра с целью обнаружения более точного места нахождения металлических предметов, зарегистрированных стационарным металлоискателем;
г) переносные металлоискатели -для поиска оружия в багаже, не имеющем металлических включений (ковры в скатке, корзины с фруктами и другие);
д) аппаратура для обнаружения взрывчатых веществ (ВВ) включает в себя детекторы паров ВВ и стационарные установки обнаружения ВВ методом нейтронной активации;
е) бортовое телевидение - в целях наблюдения за обстановкой в салонах воздушного судна;
ж) аппаратура фиксации абонентского номера телефона, по которому поступило телефонное сообщение об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Администрация аэропортов обязана обеспечивать прием воздушного судна, ставшего объектом незаконного вмешательства. Для эффективного противодействия актам незаконного вмешательства аэропортовые комиссии по авиационной безопасности и Межведомственная антитеррористическая комиссия Российской Федерации разрабатывают и принимают согласованные планы действий.
Указанные планы должны учитывать складывающуюся обстановку при:
- захвате воздушного судна на земле;
- захвате воздушного судна в полете;
- угрозах террористических актов в отношении воздушных судов или важных
- объектов аэропорта;
- анонимных угрозах;
- инцидентах в аэропорту;
- вооруженном нападении в пределах границ аэропорта;
- вооруженном нападении на воздушное судно, сооружения и оборудование из-за пределов границ аэропорта;
- обследовании подозрительных устройств, которые могут быть использованы для совершения диверсии или других потенциальных источников опасности в аэропорту.
Для обеспечения работы оперативных штабов Федеральной авиационной службой России, администрациями авиационных предприятий и аэропортов выделяются специальные помещения - командные пункты, оснащенные необходимыми средствами связи.
При проведении мер по авиационной безопасности на борту воздушного судна командир воздушного судна руководствуется инструктивны-
ми документами о порядке действий экипажа в чрезвычайной ситуации.
На территории иностранных государств командир воздушного судна принимает решение, согласуя его по возможности с местными полномочными органами по авиационной безопасности и с представительствами Российской Федерации за рубежом.
После урегулирования ситуации с актом или попыткой незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации должно проводиться тщательное его расследование, о результатах которого информируются администрации аэропортов Российской Федерации, иностранные государства - эксплуатанты воздушных судов, ставших объектом незаконного вмешательства, и Международная организация гражданской авиации согласно принятым обязательствам.
Библиографический список:
1. Козлов В.И. Авиационная безопасность и права граждан // Юридический консультант. - 2006. - № 5.
2. Костенников М.В., Куракин А.В. Актуальные проблемы административно-правового регулирования. - М., 2010.
3. Хрущев Р.Н. Безопасность на воздушном транспорте: правовые основы и прокурорский надзор // Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте и таможенных органах. -М., 2006.