Национальный психологический журнал № 3 (47) 2022 http://npsyj.ru
БИОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Научная статья УДК 159.922.736.2, 159.922.736.3
сЫ: 10.116217npj.2022.0315
Как слово наше отзовется
Г.А. Цукерман
Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7982-6424
Актуальность. Вопрос о соотношении средств и целей работы ученого актуален не с академической, а скорее с нравственной точки зрения. Можно успешно исследовать механизмы детского развития, создавать средства, способствующие развитию, и не заботиться о том, «как слово наше отзовется».
Цель. Цель этих биографических зарисовок профессиональной жизни выдающего исследователя и защитника детства Елены Олеговны Смирновой — показать органическое соединение ценностей, целей и средств работы детского психолога, сумевшего не только внести значительный вклад в мировую психологическую науку, но и сделать мир лучше, а детство более защищенным.
Результаты. В контексте межличностных профессиональных отношений в статье рассмотрены особенности деятельности и творчества выдающего исследователя и защитника детства, профессора Елены Олеговны Смирновой. Она является признанным в России и мире экспертом в области общения детей со взрослыми и сверстниками, психологии игры и игрушки. Под ее руководством была разработана инновационная комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста. Елена Олеговна была одарена как в профессиональной деятельности, так и в жизни.
Выводы. Будучи классиком детской психологии, она жила проблемами дошкольного образования. Е.О. Смирнова с большой любовью оберегала ценность личности ребенка, его инициативность, самостоятельность, сюжет-но-ролевую игру — деятельность, ведущую за собой развитие дошкольников, — и упорно искала способы преодолеть негативные тенденции воспитания, обладая при этом удивительной способностью менять мир к лучшему. Статья посвящена биографии детского психолога, знающего свое дело и умеющего нести свой профессиональный дар с трепетной любовью к детям и верой в добро.
Ключевые слова: биография ученого, межличностные отношения, поддержка, сочувствие, отношение к профессиональной деятельности.
Для цитирования: Цукерман Г.А. Как слово наше отзовется // Национальный психологический журнал. 2022.
№ 3 (47). С. 126-130. doi: 10.П621/пр).2022.0315
© Цукерман Г.А.
BIOGRAPHICAL MATERIALS National Psychological Journal 2022, 3 (47) http://npsyj.ru
Scientific Article doi: 10.11621/npj.2022.0315
What our word may evoke
Galina A. Zukerman
Psychological Institute of RAE, Moscow, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-7982-6424
Background. The question of the relation between means and purposes of scientific work is rather more topical from the moral perspective than from the academic one. Both the successful study of child development as well as the elaboration of appropriate means to promote this development are possible without considering what our 'word' may evoke.
Objective. The purpose of this biographical sketch on the professional life of the outstanding researcher and protector of childhood Elena Olegovna Smirnova is to reveal an organic compound of values, aims and means of work for a child psychologist. Elena Olegovna Smirnova managed not only to make a significant contribution to world psychological science, but also to make the world a better place, where children are better protected.
Results. In the context of interpersonal professional relations, the article considers the features of the activity and creativity of an outstanding researcher and protector of childhood, Professor Elena Olegovna Smirnova. She is a recognized expert in the field of children's communication with adults and peers, the psychology of play and toys in Russia and all over the world. An innovative comprehensive programme for upbringing and development of young children was developed under her leadership. Elena Olegovna was gifted both in professional activity and in life.
Conclusion. Being a classic in child psychology, she was profoundly involved in the problems of preschool education. E.O. Smirnova protected the value of child's personality, initiative, independence, role-playing game — an activity leading the development of preschoolers — and persistently searched for ways to overcome the negative trends in education. Professor Smirnova also had an amazing ability to change the world for the better. The article is devoted to the biography of a child psychologist who is a true professional and knows how to carry the professional gift with a reverent love for children and faith in goodness.
Keywords: biography of a scientist, interpersonal relations, support, empathy, attitude to professional activity.
For citation: Zuckerman, G.A. (2022). What our word may evoke. Natsional'nyy psikhologocheskiy zhurnal (National
psychological journal), 3 (47), 126-130. doi: 10.11621/npj.2022.0315
© Zuckerman G.A.
Место профессора Е.О. Смирновой в мировой психологии нечаянно открыли мне друзья и замечательные исследователи детской игры — Милда Бредиките и Пентти Хаккарайнен (Hakkarainen, Bredikyte, 2015). Показывая туристические достопримечательности прекрасного Вильнюса, они остановились у здания, вроде бы не самого примечательного, и с придыханием сказали:
— Здесь жила Елена Олеговна Смирнова, когда она приезжала читать лекции в нашем университете.
— Ой, Ленка!
— Это для Вас она Ленка, а для нас — классик детской психологии.
О значительном вкладе подруги юности в мировую психологическую науку я как-то не слишком задумывалась. Просто жадно читала и цитировала ее талантливые, остроумные работы (Смирнова, 2009; Смирнова, Рябкова, 2011; Смирнова, Холмогорова, 2017), в которых слышала страстную интонацию любимого автора; частенько поднималась на третий этаж Психологического института1 к Ленке — доспорить, вместе додумать те вопросы общения и сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, которыми мы обе «болели». Ну, заодно, разумеется, посплетничать о коллегах и многочисленных общих друзьях, а главное — подпитаться всем тем эмоциональным и непосредственным, что Лена не только исследовала и описывала, но и воплощала.
О том, что исследовательские методы могут стать органикой поведения тонкого экспериментатора, я догадалась позже, в момент остро стрессовый. Защита диссертации была для меня тяжким, почти непереносимым испытанием, и, встав за кафедру, я чувствовала себя несчастной и неуместной. Напротив кафедры, в первом ряду аудитории расположилась Лена Смирнова и остальные «Лисята». Именно они — мастера инициации и развертывания «комплекса оживления» (Смирнова и др., 2003) помогли мне выйти из ступора, сфокусироваться, начать лепетать и даже улыбнуться. Сияние Лениных огромных голубых глаз, ее невербальная сопереживающая участливость сделали возможным мое человеческое поведение в ту мучительную минуту, как, впрочем, и во многие другие трудные минуты жизни.
Когда я позже рассказала Лене об этом переживании, она отмахнулась:
— Не преувеличивай. А как же иначе общаться с людьми?
Да, действительно, как же иначе, если не на высшем уровне (вне)ситуативно-личностного общения, погружающего партнера в атмосферу безусловного принятия, внутри которого возможно изменение и развитие (Галигузова, Смирнова, 2004). Не уверена, что Лена Смирнова догадывалась в полной мере, насколько она
1 Сегодняшний ПИ РАО тогда назывался институтом общей и педагогической психологии АПН. Там в крохотной комнате располагались «Лисята» — лаборатория Майи Ивановны Лисиной, которую после ее кончины возглавила Елена Олеговна Смирнова, сохранив не только качество и оригинальность исследований, но и семейный стиль лабораторного общения.
одарена этой редкой (среди академических ученых с солидным общественным весом и даже с высоким ^индексом2) способностью менять мир к лучшему самим своим сопереживающим присутствием.
Впрочем, отчасти она это осознавала и даже пользовалась этим. В 90-е годы, когда в перестройке отечественного образования охотно участвовали лучшие психологи и педагоги, Елена Олеговна и ее коллеги разработали «кодекс чести» для дошкольных педагогов, описывающий нормы общения и сотрудничества в разных возрастных группах детских садов (Смирнова, Галигузова, Мещерякова, 2019). Эти нормы были описаны не на языке воззваний, а на языке действий взрослого, представленных в оболочке житейских советов — с виду невинных, почти наивных. Например, воспитателям предлагалось общаться с ребенком, присев на стульчик или на корточки — так, чтобы глаза собеседников были на одном уровне. Никакой проповеди равенства, просто совет: присядь на корточки.
Лена со смехом рассказывала, как воспитательницы резко приседали, едва завидев незнакомого (инспектирующего?!) взрослого, зашедшего в группу. И я грущу о том, что не успела рассказать Лене, как пылко втолковывали мне дошкольные педагоги на недавних семинарах телесно-пространственные основы равноправия. Обсуждая видеозапись урока, они замечали, что учитель, возвышающийся над партой первоклассника и «свысока» указывающий пальцем в детскую тетрадь — это болезненный удар по самооценке ребенка. Я ликовала и благодарила Елену Олеговну: ее слово (не расходящееся с делом) проросло в педагогическом сознании, еще очень-очень далеком от принятия идеи равноправия в целом (Смирнова, 2017).
Нет, Лена Смирнова не обольщалась относительно возможности ученых повлиять на общественное сознание. Об этом свидетельствует хотя бы вот эта история, которую она рассказывала с горьким сме-хом3:
— Гуляла с маленькой Тасей4, которая рылась в песочнице, но все оглядывалась — искала, с кем бы поиграть. Наконец, в ту же песочницу залезла девочка примерно Тасиного возраста, они мигом познакомились, тут же погрузились в игру и весело щебетали. Сижу на скамеечке, не без гордости наблюдаю, как хорошо моя Тася общается и играет, радуюсь солнышку, любуюсь на хохочущих девчонок. Вдруг бабушка второй девочки подзывает внучку, вынимает книжку (ну, знаешь эти дурацкие дидактические материалы для обучения дошкольников) и начинает к ребенку приставать: «Покажи треугольник. Обведи пять слив. Найди букву Д...». Зацени: я не стала говорить о тупости таких занятий, заговорила о погоде. Мол, солнышко, наконец-то выглянуло, девочки так слав-
2 Индекс Хирша — количественная характеристикой продуктивности ученого, основанная на количестве публикаций и количестве цитирований этих публикаций.
3 Здесь повествование ведется от первого лица, хотя, разумеется, это не цитата.
4 Старшая внучка.
Как слово наше отзовется
но играют. Пусть они еще немного порезвятся. Ну, пожалуйста!
Тогда другая бабушка произнесла наставительно: — Вы ничего не понимаете в детской психологии!
Готовить ребенка к школе надо каждый день!
Разумеется, мы хохотали до слез вместе с автором чрезвычайно популярных учебников по дошкольной психологии (Смирнова, 1997; 2012; 2022) и одним из самых авторитетных и цитируемых исследователей детской игры, игрушек, игрового общения, который,
оказывается, ничего в этом не понимает (Смирнова и др., 2008; Смирнова, Рахимова, 2011; Smirnova, 2017). И в то же время огорчались до слез, видя, что не можем одолеть те тенденции воспитания детей, которые нам представляются вредными, но овладевают умами родителей.
Однако Лена во все десятилетия своей жизни сохраняла юношеский романтизм, позволяющий надеяться, упорно делать СВОЕ дело и верить, что вырастет то, что посеяно, то есть доброе и разумное.
Литература
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. М.: АРКТИ, 2004. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для пед. училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997.
Смирнова Е.О. Концепция генезиса общения М.И. Лисиной // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т. 2, № 2. С. 35-40.
Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: учебное пособие (по направлению подготовки специальности «Психология»). М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Смирнова Е.О. Игровая компетентность воспитателя // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2017. № 9 (81). С. 4-9.
Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. М.: Litres, 2022.
Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. М.: МГППУ 2003.
Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги». М.: Русское слово, 2015.
Смирнова Е.О., Рахимова У Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2011. № 6. С. 76-79.
Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 15-23.
Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Абдулаева Е.А., Филиппова И.В., Шеина Е.Г. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 16-25.
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Litres, 2017.
Hakkarainen, P., & Bredikyte, M. (2015). How play creates the Zone of Proximal Development. In S. Robson & S.F. Quinn (Eds.), The Routledge International Handbook of Young Children's Thinking and Understanding (pp. 31-42). London; New York: Rout-legde.
Smirnova, E. (2017). Cultural-historical play theory. In The Routledge International Handbook of Early Childhood Play. London; New York: Routledge.
References
Galiguzova, L.N., Smirnova, E.O. (2004). The art of communication with a child from one to six years old. Moscow.: ARKTI. (In Russ.).
Smirnova, E.O. (1997). Psychology of the child: Textbook for educational schools and universities. Moscow: Shkola-Press. (In Russ.).
Smirnova, E.O. (2009). The concept of the genesis of communication by M.I. Lisina. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya (Theoretical and experimental psychology), 2 (2), 35-40. (In Russ.).
Smirnova, E.O. (2012). Communication of preschoolers with adults and peers: a textbook. Moscow: Mozaik-sintez. (In Russ.). Smirnova, E.O. (2017). Playing competence of the educator. Sovremennoye doshkol'noye obrazovaniye: teoriya ipraktika (Modern preschool education: theory and practice), 9 (81), 4-9. (In Russ.).
Smirnova, E.O. (2022). Child psychology: a textbook for universities. Moscow: Litres. (In Russ.).
Smirnova, E.O., Galiguzova, L.N., Ermolova, T.V., Meshcheryakova, S.Yu. (2003). Diagnosis of the mental development of children from birth to 3 years. Moscow: MGPPU. (In Russ.).
Smirnova, E.O., Galiguzova, L.N., Meshcheryakova, S.Yu. (2015). Comprehensive educational program for young children "First Steps". Moscow: Russkoe slovo. (In Russ.).
Smirnova, E.O., Rakhimova, U. (2011). Interpersonal relations of preschoolers and role playing game. Sovremennoye doshkol'noye obrazovaniye: teoriya i praktika (Modern preschool education: theory and practice), 6, 76-79. (In Russ.).
Smirnova, E.O., Ryabkova, I.A. (2013). Psychological features of the play activity of modern preschoolers. Voprosy psikhologii (Questions of Psychology), 2, 15-23. (In Russ.).
Smirnova, E.O., Salmina, N.G., Abdulaeva, E.A., Filippova, I.V., Sheina, E.G. (2008). Psychological and pedagogical foundations for the expertise of toys. Voprosy psikhologii (Questions of Ppsychology), 1, 16-25. (In Russ.).
Smirnova, E.O., Kholmogorova, V.M. (2017). Interpersonal relationships of preschoolers: diagnostics, problems, correction. Moscow: Litres. (In Russ.).
Hakkarainen, P., Bredikyte, M. (2015). How play creates the Zone of Proximal Development. In S. Robson & S.F. Quinn (Eds.), The Routledge International Handbook of Young Children's Thinking and Understanding (pp. 31-42). London; New York: Routlegde. Smirnova, E. (2017). Cultural-historical play theory. In The Routledge International Handbook of Early Childhood Play. London; New York: Routledge.
Статья получена 03.05.2022;
принята 07.06.2022; отредактирована 10.06.2022
Received 03.05.2022; accepted 07.06.2022; revised 10.06.2022
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT AUTHOR
Цукерман Галина Анатольевна — доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7982-6424
Galina A. Zukerman — Doctor in Psychology, Professor, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7982-6424