БИОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Национальный психологический журнал № 3 (47) 2022 http://npsyj.ru
Научная статья УДК 124.2, 237.2
сЫ: 10.11621Xnpj.2022.0314
Посвящается научному руководителю,
другу и наставнику Елене Олеговне Смирновой
Жизнь с любовью как смысл бытия в экзистенциальной парадигме отношений
В.Г. Утробина
Николо-Угрешская Духовная семинария, Дзержинск, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8577-857X
Актуальность. Настоящая статья исследует понятие любви с позиции христианской психологии и антропологии, а также ее влияние на изменение экзистенциальных смыслов жизни и межличностных отношений. Рассматривается такой атрибутивный принцип жизни, как «жизнь с любовью» в контексте экзистенциального смысла бытия, профессиональной деятельности и межличностных отношений в русле концепции профессора Е.О. Смирновой. Представлено понимание концепта «жизнь с любовью» и обозначены основные свойства христианской любви в экзистенциальной парадигме отношений.
Цель. Центральная задача заключалась в анализе жизни и профессионального творчества известного ученого, профессора Елены Олеговны Смирновой с позиции христианской любви как смысла бытия в экзистенциальной парадигме отношений.
Результаты. Показано, что любовь с христианской позиции изменяет человека как личность, его отношение к другим людям и к себе, а также придает особый смысл его жизни. Обосновано, что жизнь с любовью — это жизнь с Богом в душе, радость от жизни и желание сделать этот Мир лучше для тех, кто рядом и не только. Жизнь с любовью — это понимание смысла своей жизни и обретение силы духа для ответственного воплощения своей миссии, а также это состояние спокойного счастья, тишины в сердце и душевного мира.
Выводы. Полученные результаты позволили показать психологическую репрезентацию образа жизни и профессионального творчества по атрибутивному принципу христианской любви «жизнь с любовью» выдающегося ученого Е.О. Смирновой и продемонстрировать возможность обретения новых смыслов бытия и отношений через призму христианской Любви.
Ключевые слова: экзистенциальный смысл, любовь, бытие, жизнь, вера, личность, познание, понимание, сопереживание, просоциальное поведение, межличностные отношения.
Для цитирования: Утробина В.Г. Жизнь с любовью как смысл бытия в экзистенциальной парадигме отношений // Национальный психологический журнал. 2022. № 3 (47). С. 119-125. doi: 10.11621/пр; .2022.0314
© Утробина В.Г.
National Psychological Journal 2022, 3 (47) http://npsyj.ru
BIOGRAPHICAL MATERIALS
Scientific Article
Living in the
Valeria G. Utrobina
Nikolo-Ugresh Theological Seminary, Dzerzhinsk, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8577-857X
doi: 10.11621/npj.2022.0314
Dedicated to Elena O. Smirnova, a scientific supervisor, a friend and a mentor
with love as the meaning of being existential paradigm of relationships
Background. The article focuses on the notion of love from the standpoint of Christian psychology and anthropology as well as on its impact on the change in existential meaning of life and interpersonal relationships. Such an attributive principle of life as "living with love" is considered in the context of the existential meaning of being, professional activity and interpersonal relationships in line with the concept developed by Professor Elena Olegovna Smirnova. An understanding of the concept of "life with love" is presented and the main properties of Christian love in the existential paradigm of relationships are indicated.
Objective. The main aim of the study was to analyse life and professional work of the famous scientist, Professor Elena Olegovna Smirnova, from the standpoint of Christian love as the meaning of being in the existential paradigm of relationships.
Results. It has been shown that love, considered from a Christian position, changes a person as a personality. This process includes change in the attitude towards other people as well as towards oneself, and also gives a special meaning to life. It is asserted that life with love is life with God in soul, with the joy of life and with the desire to make this World a better place for close people and humanity as a whole. Life with love is an understanding of the meaning of your life and gaining strength of mind for the responsible implementation of your mission, as well as a state of calm happiness, silence in the heart and peace of mind.
Conclusion. The results obtained made it possible to show the psychological representation of the lifestyle and professional creativity of the outstanding scientist E.O. Smirnova in accordance with the attributive principle of Christian love "life with love". The study also demonstrates the possibility to find new meanings of life and relationships through Christian
Key words: existential meaning, love, being, life, faith, personality, cognition, understanding, empathy, prosocial behavior, interpersonal relationships.
For citation: Utrobina, V.G. (2022). Living with love as the meaning of being in the existential paradigm of relationships.
Natsional'nyy psikhologocheskiy zhurnal (National psychological journal), 3 (47), 119-125. doi: 10.11621/npj.2022.0314
© Utrobina V.G.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Первое послание к Коринфянам св. апостола Павла, гл. 13
Введение
Жизнь с любовью и в состоянии любви — это жизнь в радости и желании отдавать себя другим, которая дает силы создавать и делать свое дело с душой и наилучшим образом. Жизнь с любовью — это понимание смысла своего бытия и обретение силы духа для ответственного воплощения своей миссии, а также это состояние спокойного счастья от того, что ты есть и перед тобой океан возможностей. Это умение радоваться за других людей, наполнять свою жизнь радостью и быть милосердным. Стремление человека к поиску смысла своей жизни выступает двигателем его личностного роста, осознанием того, кем он является для других. «Быть — значит быть для другого и через него. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь всегда на границе, смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другого» (Петровский, 1992, с. 32).
Е.О. Смирнова жила с любовью и в любви. Смыслом ее жизни было желание отдавать. Вся ее жизнь — это жизнь для других. Она умела отдавать себя в своих книгах, лекциях, делах, учениках и последователях, — делать это искренне, эмоционально заражая своими идеями, новыми проектами и исследованиями. Она горела новыми идеями и зажигала свет другим.
Только любящий человек может так бескорыстно отдавать себя, свое время, идеи, умения, таланты и теплоту души тем, с кем он работает и живет. У моего научного руководителя мне посчастливилось учиться не только тому, как проводить научные исследования и писать научные тексты, но и Жизни с Любовью! Все, что делала Елена Олеговна, было изящно, качественно, профессионально — касалось ли это выступления с научным докладом на конференции или обсуждения научных исследований на заседаниях лаборатории или обучения студентов и аспирантов. Она жила ради других, что проявлялось в понимании, сопереживании, умении выслушать, в юморе и шутке, искреннем интересе к любой проблеме или радости. Отдавала не для того, чтобы получать, а чтобы жить с любовью и радоваться! Елена Олеговна умела найти нужные слова в сложных жизненных ситуациях. Это уникальное качество Елены Олеговны находиться рядом и поддерживать человека в любой момент, вселяя уверенность в успехе и в позитивном исходе предстоящих дел.
Вспоминаю свою защиту кандидатской диссертации. Когда я завершила свой доклад, первый оппонент отсутствовал, что вызвало у меня некоторое
волнение. Елена Олеговна сидела в первом ряду и всеми невербальными способами выражала такое спокойствие и поддержку, что от моей тревоги не осталось и следа. После этого в зал зашел удивительный психолог и человек — Вадим Артурович Петровский, и в стихах (!) начал читать отзыв о диссертации. Он сделал это с любовью к своему делу и к людям. Меня часто посещала еще тогда, в 90-е годы, мысль о том, что Елена Олеговна притягивала к себе открытых, творческих, талантливых людей, которые, как и она, жили с любовью.
Елена Олеговна умела сопереживать (понимать) (Василюк, 2016), строить диалог с другим человеком, не умаляя свободы собственного мнения оппонента, его переживания и выбора. Она могла понять и почувствовать другого человека, не навязывая своего мнения, оставляя ему возможность самому делать выбор и создавать свою концепцию в науке и жизни. Таким образом, она давала свободу в реализации своих идей, что позволило мне создавать собственные методики для проведения экспериментального исследования при написании кандидатской диссертации, а в дальнейшем помогло в выборе специализации и реализации себя как практического семейного психотерапевта и преподавателя. Редкое качество души было присуще Елене Олеговне — понимать другого человека. П.А. Флоренский писал о таком понимании: «Мы верим и признаём, что не от разговора мы понимаем друг друга, а силою внутреннего общения, и что слова способствуют обострению сознания, сознанию уже происшедшего духовного обмена, но не сами по себе производят обмен. Мы признаём взаимное понимание из тончайших, часто вполне неожиданных отрогов смысла: но это понимание устанавливается на общем фоне уже происходящего духовного соприкосновения» (Флоренский, 1973, с. 237). Елена Олеговна умела сопереживать и понимать, в этом смысле сегодня ее можно назвать христианским психологом. Особенностью христианской психологии является «представление о Другом как внутреннем достоянии, главном содержании личности человека. Отношения с другими рождают смыслозначимые переживания, определяют важные поступки человека. Отношения человека с другими людьми являются основой духовно-нравственного становления личности человека» (Утробина, Стерлигова, 2022).
Духовное понимание, соприкосновение душ произошло и у нас с Еленой Олеговной. Верю, что встречи в жизни не бывают случайными. Они предопределены на духовном уровне, понимание заложено в первичности духовного единства людей. Каждая встреча, будь она мимолетная или на долгие годы, дает нам возможность открыть, осознать себя нового через другого человека. Такой была моя встреча с Еленой Олеговной, которая определила мой путь в психологии. Стремление к познанию себя через другого и другого через себя составляют главное содержание потребности в общении, считала М.И. Лисина (Лисина, 1986, с. 31-57). Это представление о диалогической природе сознания, в котором дру-
гой является не внешней средой, воспринимаемой человеком извне, но внутренним содержанием его жизни (М.М. Бахтин, М. Бубер, Л. Франк, С.Л. Рубинштейн), явилось методологической основой моей кандидатской диссертации. В своем диссертационном исследовании я изучала процесс становления «Я» через «Ты» (в период раннего онтогенеза), «идеальное отношение к "Ты", первичное единство с ним определяет и делает возможным само существование "Я". Встреча с Другим возможна лишь в силу того, что "Ты" идеально имеешь отношение к "Я" еще до этой встречи» (Утробина, 1995, с. 31). Идеи об «отраженной субъектности» или «идеальной представленности другого» изучал В.А. Петровский. «Отраженная субъектность» в его трактовке выступает как «продолжение одного человека в другом, как смысл первого для второго, в динамике определений бытия последнего» (Петровский, 1992). В созвучии с этим приведем цитату В.С. Библера: «...сознание есть там, где есть два сознания, сопряженные в личном самосознании (Я — и Другой, Я — и Ты)» (Библер, 1991, с. 127). Все изложенные выше высказывания совпадают в утверждении «Другого» как необходимого, онтологического основания сознания и самосознания человека. Результаты нашего эмпирического исследования (Смирнова, Утробина, 1996) подтверждают данное утверждение. Мы можем констатировать экспериментально подтвержденный факт о том, что к старшему дошкольному возрасту сверстник является для ребенка не только средством самоутверждения и предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, но и субъектом обращения его целостного, неразложимого «Я». Это дает основание говорить, что к концу дошкольного возраста в отношении детей к себе и к другому усиливается личностное начало. Ровесник становится для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью, субъектом общения и обращения (Смирнова, Утробина, 1996). В процессе экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста мы придаем огромное значение роли воспитателя, а точнее способам его языкового взаимодействия с детьми. В ходе повседневного языкового взаимодействия педагога с детьми, у них формируются понятия, в том числе научные об окружающем мире, предметах и явлениях. Наши наблюдения подтверждаются исследованиями, проведенными в Норвегии Л. Джемсом (О^етз, 2017). Важным результатом наших исследований был факт увеличения просоциального поведения по отношению к сверстнику у детей старшего дошкольного возраста (к 6 годам) по сравнению с детьми среднего дошкольного возраста (4 года). Как показывают наши наблюдения, к концу дошкольного возраста усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника, сопереживание другому становится более выраженным; зависть, конкурентность проявляются значительно реже и не так остро, как в возрасте четырех-пяти лет (Смирнова, Утробина, 1996). Многие дети способны сопереживать как успеху, так и неудачам ровесни-
ка, готовы помочь и поддержать его. Существенно возрастает активность детей, направленная на сверстника (помощь, утешение, уступки). Появляется стремление не только отозваться на переживания сверстника, но и понять их (Утробина, 1995). Факты увеличения просоциального поведения к старшему дошкольному возрасту отмечались и в других исследованиях (КосЬикЬоуа, БуадПеуа, М1кЬа11оуа, ОгекЬоуа, МакЫп, Рау1епко, 2021).
Любовь — это то чувство, которое вдохновляет, дарит человеку крылья и заставляет творить. И Елена Олеговна творила: стихи к капустникам, новые интересные научные исследования и проекты. Творила и созидала себя для себя и для других, продолжала свое дело в своих учениках и последователях. Она создала уникальный, не имеющий аналогов в мире Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек. Под ее руководством была разработана концепция и методика оценки игры и игрушек. В своей статье «Специфика современного дошкольного детства» автор на материале анализа рынка современных игрушек констатирует, что «при достаточно высоком уровне информированности, умственного развития и технической грамотности дети остаются пассивными, несамостоятельными, зависимыми от взрослых и от внешних обстоятельств» (Смирнова, 2019). Автор делает вывод о том, что установка взрослых на раннее развитие, которое понимается как «обучение», тормозит развитие целостной личности ребенка и ведет к дефициту мотивационной сферы. Попытка ускорить интеллектуальное развитие тормозит, а иногда и блокирует становление личности ребенка» (Смирнова, 2019).
Для студентов вузов и не только были изданы ее фундаментальные учебники: «Детская психология», «Психология и педагогика игры», «Психология ребенка» и огромное количество полезных для родителей и детей книг и статей, — и все это с любовью к людям, детям, жизни.
Согласно Новому Завету, любовь к ближнему является необходимым условием любви к Богу. «.Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» (Первое соборное послание ап. Иоанна Богослова, гл. 4, стих 20).
Любовь к ближним включает в себя, прежде всего, любовь к родственникам, детям, жене, мужу. Вспоминаю, как Елена Олеговна вразумляла своих детей, сына и дочь, — спокойным голосом, предлагая варианты решения возникшей проблемы; она была готова решить возникшую проблему за ребенка, но уважала их собственное мнение и выбор своего пути. Любовь долготерпит — значит принимает, смиряется, ждет, прощает. Именно такое христианское отношение к своим ближним со стороны Елены Олеговны я имела счастье наблюдать. Любовь милует, сострадает, сочувствует, сожалеет, открывается беде, не осуждает, не обвиняет.
Примеров сочувствия, сопереживания со стороны моего научного руководителя я наблюдала много раз. Истинным милосердием Елены Олеговны было ее отношение к маме, Ирине Симоновне. Теплота,
принятие, забота, нежность, ответственность — вот такие проявления любви дочери я наблюдала. Дочери, которая смиренно служила своей маме, окружая ее любовью и благодарностью, обеспечивая всем необходимым, в том числе и своим присутствием, беседами, предупредительным вниманием, заботливо общаясь с той, которая некогда с любовью приняла на себя все тяготы, связанные со становлением любимой дочери.
Помню, я подарила Ирине Симоновне котенка, крошечную кошечку, которая стала любимицей своей хозяйки и других членов семьи. Через 3 года малышку сбила машина. Вместе с мамой Елена плакала, разделяла ее боль потери, утешала и постоянно была рядом — вот такая любовь дочери к маме. Надо сказать, это была взаимная любовь. Ирина Симоновна любила и принимала свою уникальную дочь.
Отношение к жизни у Елены Олеговны было уникальным, — как у детей. В Евангелии сказано, что Господь неоднократно призывает каждого человека уподобиться ребенку. Будьте «как дети» (Евангелие от Матфея, 18: 3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Евангелие от Марка, 10: 14). Что же Христос ценил в детях? В раннем возрасте дети еще сохраняют поразительную целостность ума, сердца и воли. Им чужды такие качества взрослого человека, как двоедушие, лукавство, лицемерие. Гармония в душе ребенка позволяет видеть гармонию и вокруг себя. Получается, что это и есть то подлинное Царство Божие, которое находится «внутри нас» (Евангелие от Луки, 17: 21). Елена Олеговна обладала этим потрясающим даром — оставлять внутри себя Ребенка, искреннего, непосредственного, креативного, смелого и радостного.
Детям свойственна простота, непосредственность, особая реалистичность души. Осваивая окружающий мир, они тут же творят что-то новое, воспринимая свою фантазию ничуть не менее реально, чем мир вокруг. Это же касается и времени. Ребенок долго осваивает наши привычные временные категории. Он уже хорошо говорит, многое знает и помнит, но, например, «вчера» и «год назад» для него одно и то же, прошлое живет в настоящем, а настоящее довлеет над будущим. Можно сказать, что это образ будущей жизни в вечности. Важно, чтобы ребенок дошкольного возраста получал знания в системе дошкольного образования. В жизни мы сталкиваемся с тем, что: «У одних семей есть стратегия домашнего воспитания, а у других — стратегия использования общественных образовательных структур только в форме дополнительных занятий» (Собкин, 2013, с. 4).
Елене Олеговне удавалось жить в настоящем для будущего и жизни вечной. Общаясь много с детьми, Елена Олеговна дарила им свое тепло, умение смотреть на мир с разных сторон, учила любить. Дети одаривали ее своим доверием, открытостью, любовью и благодарностью, умением создавать радость и жить с любовью. Детям не свойственны неприязнь, злоба, вражда, ненависть к кому-либо. «На злое будьте младенцами» (Первое послание к корин-
фянам, 14: 20), говорит апостол Павел, имея в виду то, как дети не видят зла вокруг, а если и чувствуют злое по отношению к себе, то очень быстро забывают и прощают обидчиков. Действительно, подобное познаётся подобным. Ребенок, по свойствам своим не знающий зла, не будет видеть этого зла и вокруг. Родитель, с гневом наказывающий своего ребенка, еще долго будет чувствовать тяжесть в своем сердце — последствие совершенного им греха. Ребенок же быстро прощает и снова бежит к родителю с сердцем, полным любви. Все доброе, чистое вызывает у ребенка доверие и притяжение. Когда ученики спросили Христа: кто больше всех в Царстве Небесном, то Он, поставив дитя посреди них, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное... Кто умалится [смирится], как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Евангелие от Матфея, 18: 1-4). «Любовь покоит и приятно расширяет сердце, оживотворяет его, а ненависть — мучительно стесняет и тревожит его. Кто ненавидит других — тот мучит, тиранит сам себя, тот глупее всех глупцов; а кто любит — тот блажен, всегда покоен, весел и тот премудр» (Кронштадтский Иоанн, 2005, с. 381).
Елена Олеговна смирялась и жила в духе веры и любви. Необыкновенное терпение и смирение проявляла она по отношению к коллегам, близким людям, ученикам. «Любовь не раздражается», говорит апостол Павел (Первое послание к коринфянам апостола Павла, гл. 13). Раздражение появляется, когда чувство любви не резонирует с деятельностью любви (уважение, внимание, забота, познание, ответственность). В деятельной любви раздражение не нуждается в агрессивной разрядке, так как энергии любви (энергия действия) из напряжения переходят в динамику, и любовь умиротворяется. С полным сердцем любви Елена Олеговна общалась с детьми, и они отвечали ей взаимностью.
«Любовь никогда не перестает», говорит апостол любви Павел (Первое послание к коринфянам апостола Павла, гл. 13). Любовь — вечна, это та добродетель, которая сохранится не только здесь, на земле, но и в жизни небесной. Владыка Антоний Сурож-ский любил приводить слова французского писателя Габриеля Марселя: «Сказать человеку: "Я тебя люблю" — то же самое, что сказать ему: "Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь.."» (Сурожский Антоний, 2006).
Понимала ли Елена Олеговна — ученый, мать, жена, дочь, что живет по христианским заповедям любви апостола Павла? Думаю, что нет. Она просто жила по ним и ценила каждый день своей такой разной и насыщенной жизни. Жила с любовью в душе и сердце, с благодарностью за все, что имела, и своим примером, христианским отношением к жизни помогала обрести крепость духа, вектор в жизни и в профессии многим людям, в том числе и мне. Спасибо Вам, Елена Олеговна, за то, что были и есть в моей жизни! Вы научили меня жить с любовью к Жизни — в этом и есть смысл бытия в экзистенциальной парадигме отношений.
Литература
Антоний, митр. Сурожский. Таинство любви: Беседа о христианском браке. Санкт-Петербург: Сатисъ, 2006.
Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат,
1991.
Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993.
Василюк Ф.Е. Сопереживание как центральная категория понимающей психотерапии // Консультативная психология и
психотерапия. 2016. Т. 24, № 2. С. 205-228.
Евангелие от Матфея 18: 3.
Евангелие от Луки 17: 21.
Евангелие от Марка, 10: 14.
Евангелие от Матфея Мф. 18: 1-4.
Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. 2005. Т. 3. C. 381. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. Первое послание к коринфянам, 14: 20.
Первое соборное послание ап. Иоанна Богослова, гл. 4, стих 20.
Первое послание к коринфянам апостола Павла, гл. 13.
Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992.
Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику у дошкольников // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 5-14.
Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 2, № 2 (34). С. 25-32.
Собкин В.С. Каким быть дошкольному детству? Материалы круглого стола // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. № 4. С. 4-5.
Толкования Священного Писания, 1 Ин 4, 20, Прп. Максим исповедник.
Утробина В.Г. Возрастные и индивидуальные особенности отношения дошкольников к сверстнику: дисс. ... канд. пси-хол. наук. Москва, 1995.
Утробина В.Г., Стерлигова О.П. Особенности и методы христианской психотерапии и консультирования // В сборнике: Интеграция психологической науки и практики: основные проблемы и новые перспективы развития. Сборник трудов Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. Флоренский П.А. Строение слова. Контекст 1972. М.: «Наука», 1973.
Kochukhova, O., Dyagileva, Yu., Mikhailova, A., Orekhova, L., Makhin, S., Pavlenko, V (2021). Better Language — Faster Helper: The Relation Between Spontaneous Instrumental Helping Action and Language Ability in Family-Reared and Institutionalized Toddlers. Psychology in Russia: State of the Art, 14 (4), 79-94. doi: 10.11621/pir.2021.0406
Gjems, L. (2017). Learning about concepts through everyday language interactions in preschools. Psychology in Russia: State of the Art, 10 (4), 33-44.
References
Anthony, Mitr. Surozhsky. (2006). The Mystery of Love: A Conversation about Christian Marriage. Saint-Petersburg. (In Russ.). Bybler, V.S. (1991). From Science to the logic of culture: Two Philosophers introduced into the twenty-first century. Moscow.: Politizdat (In Russ.).
Buber, M. (1993). Me and You. Moscow: Vy'sshaya shkola. (In Russ.). First Corinthians, 14: 20. (In Russ.).
Florensky, P. A. (1973). The structure of the word. Context. 1972. Moscow: "Nauka". (In Russ.).
Gjems, L. (2017). Learning about concepts through everyday language interactions in preschools. Psychology in Russia: State of the Art, 10 (4), 33-44.
Interpretations of the Holy Scripture, 1 John 4, 20, St. Maxim the Confessor. (In Russ.). John of Kronstadt, the righteous. Diary, 3, 381. (In Russ.).
Kochukhova, O., Dyagileva, Yu., Mikhailova, A., Orekhova, L., Makhin, S., Pavlenko, V (2021). Better Language — Faster Helper:
The Relation Between Spontaneous Instrumental Helping Action and Language Ability in Family-Reared and Institutionalized
Toddlers. Psychology in Russia: State of the Art, 14 (4), 79-94. doi: 10.11621/pir.2021.0406
Lisina, M.I. (1986). Problems of the ontogeny of communication. M.: Pedagogika. (In Russ.).
Petrovsky, V.A. (1992). Psychology of maladaptive activity. Moscow: "Gorbunok".
The Gospel of Matthew, 18: 3. (In Russ.).
The Gospel of Luke, 17: 21. (In Russ.).
The Gospel of Mark, 10: 14. (In Russ.).
The Gospel of Matthew, 18: 1-4. (In Russ.).
The First Conciliar Epistle of ap. St. John the Theologian, chapter 4, verse 20. (In Russ.).
The First Epistle to the Corinthians of the Apostle Paul, ch. 13. (In Russ.).
Smirnova, E.O., Utrobina V.G. (1996). The development of attitudes towards peers in preschoolers. Voprosy psikhologii (Questions of Psychology), 3, 5-14. (In Russ.).
Smirnova, E.O. (2019). Specific features of modern preschool childhood. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal (National Psychological Journal), (12) 2, 25-32. doi: 10.11621/npj.2019.0205 (In Russ.).
Sobkin, V.S. (2013). What should preschool be like? Round table materials. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie: teoriya iprakti-ka (Modern preschool education: theory and practice), 4, 4-5. (In Russ.).
Utrobina, V.G. (1995). Vozrastnye i individual'nye osobennosti otnosheniya doshkol'nikov k sverstniku: Diss. ... kand. psychol. nauk. (Age and individual characteristics of the relationship of preschoolers to a peer: dissertation). Ph.D. (Psychology). Moscow. (In Russ.).
Utrobina,V.G., Sterligova, O.P. (2022). Features and methods of Christian psychotherapy and counseling. Integration of psychological science and practice: main problems and new development prospects. International Scientific and Practical Conference (pp. 25-28). St. Petersburg. (In Russ.).
Vasilyuk, F.E. (2016). Empathy as the central category of understanding psychotherapy. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoter-apiya (Counselingpsychology and psychotherapy), 24 (2), 205-228. (In Russ.)
Статья получена 03.05.2022;
принята 07.06.2022;
отредактирована 16.06.2022
Received 03.05.2022;
accepted 07.06.2022;
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT AUTHOR
Утробина Валерия Геннадиевна — кандидат психологических наук, профессор кафедры церковно-практических дисциплин Николо-Угрешской Духовной семинарии, vg_utrobina@mail. ги, https://orcid.org/0000-0002-8577-857X
Valeria G. Utrobina — PhD in Psychology, Professor of the Department of Ecclesiastical and Practical Disciplines, Nikolo-Ugresh Theological Seminary, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-
8577-857X