Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН СЧАСТЬЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ И ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ'

ФЕНОМЕН СЧАСТЬЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ И ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
732
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЧАСТЬЕ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЭНЕРГИЯ / ЭРОС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Анашкин Никита

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью понимания глубинных детерминант такого центрального во все времена понятия для человека, как счастье. Потребность человека в счастье фундаментальна и является одним из главных его мотивов. Экзистенциальная психология является здесь полем для исследования по причине своей весомой философской, феноменологической опоры, обуславливающей качественную глубину исследования содержания данного понятия. Христианская - поскольку базируется на общей психологии, а также нередуцированно подходит ко всем измерениям человеческой природы, включая метафизическое (свобода, любовь, счастье - всё это понятия, предполагающие наличие души, учение о которой, с ее духовным измерением, составляет центр христианской антропологии). Важно и то, что представители этих направлений учитывали и учитывают исследования других дериваций психологии. Данное обстоятельство позволяет более объективно и полно понять закономерности достижения счастья и его содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF HAPPINESS IN EXISTENTIAL AND CHRISTIAN PSYCHOLOGY

The relevance of this topic is due to the need to understand the deep determinants of such a central concept for a person at all times as happiness. The human need for happiness is fundamental and is one of his main motives. Existential psychology is a field for research here because of its weighty philosophical, phenomenological support, which determines the qualitative depth of research into the content of a given concept. Christian - because it is based on general psychology, and also unreducedly approaches all dimensions of human nature, including the metaphysical (freedom, love, happiness - all these are concepts that presuppose the presence of a soul, the doctrine of which, with its spiritual dimension, is the center of Christian anthropology). It is also important that the representatives of these directions took into account and take into account the research of other derivatives of psychology. This circumstance makes it possible to more objectively and fully understand the laws of achieving happiness and its content.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН СЧАСТЬЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ И ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

THE PHENOMENON OF HAPPINESS IN EXISTENTIAL AND CHRISTIAN PSYCHOLOGY

Anashkin Nikita

bachelor of theology, graduate of the Sretensky Theological Seminary: Russia, Moscow, 107031, st. Bolshaya Lubyanka, 19 bldg. 1.

ФЕНОМЕН СЧАСТЬЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ И ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Анашкин Никита

бакалавр теологии, выпускник Сретенской духовной семинарии: Россия, г. Москва, 107031, ул. Большая Лубянка, 19 стр. 1.

Abstract. The relevance of this topic is due to the need to understand the deep determinants of such a central concept for a person at all times as happiness. The human need for happiness is fundamental and is one of his main motives. Existential psychology is a field for research here because of its weighty philosophical, phenomenological support, which determines the qualitative depth of research into the content of a given concept. Christian - because it is based on general psychology, and also unreducedly approaches all dimensions of human nature, including the metaphysical (freedom, love, happiness - all these are concepts that presuppose the presence of a soul, the doctrine of which, with its spiritual dimension, is the center of Christian anthropology). It is also important that the representatives of these directions took into account and take into account the research of other derivatives of psychology. This circumstance makes it possible to more objectively and fully understand the laws of achieving happiness and its content.

Аннотация. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью понимания глубинных детерминант такого центрального во все времена понятия для человека, как счастье. Потребность человека в счастье фундаментальна и является одним из главных его мотивов. Экзистенциальная психология является здесь полем для исследования по причине своей весомой философской, феноменологической опоры, обуславливающей качественную глубину исследования содержания данного понятия. Христианская - поскольку базируется на общей психологии, а также нередуцированно подходит ко всем измерениям человеческой природы, включая метафизическое (свобода, любовь, счастье - всё это понятия, предполагающие наличие души, учение о которой, с ее духовным измерением, составляет центр христианской антропологии). Важно и то, что представители этих направлений учитывали и учитывают исследования других дериваций психологии. Данное обстоятельство позволяет более объективно и полно понять закономерности достижения счастья и его содержание.

Keywords: happiness, existential psychology, christian psychology, energy, eros.

Ключевые слова: счастье, экзистенциальная психология, христианская психология, энергия, эрос.

ВВЕДЕНИЕ

Человек в любом случае стремится к своему благополучию, как бы он ни понимал последнее, к жизни, представляющейся ему наиболее желанной и подходящей для него. И каждый значительный подход в психологии явно или неявно содержит представления о психологическом благополучии человека, отвечающие исходным посылкам данного направления. Пиковым состоянием такого благополучия является счастье. Экзистенциальное и христианское направления психологии проливают свет на данный вопрос, учитывая не только материальные факторы (на которые в современной науке делается особый акцент), но и свободную, или произвольную, активность человека (конструкт, необходимый для понимания широкого круга феноменов мотивационной, познавательной и эмоциональной областей психологического знания), а также многообразные потребности его тела, души и духа,. И поскольку жизнь всегда шире, чем любая традиция, данные направления могут значительно дополнить как научную, так и религиоведческую картину мира в области интерпретации феномена счастья.

Новизна работы обусловлена попыткой определения содержания понятия «счастье» у важнейших деятелей экзистенциального направления; анализа и обобщения данных сведений (создание общей атрибутивной картины счастья в экзистенциальной психологии). Также предложением концепции интерпретации и классификации счастья в русле христианства и христианской психологии, выработкой новых теоретических суждений на почве экзистенциальной и христианской психологии путем анализа и верификации приведенных различными авторами позиций и аргументации. В данном исследовании предпринята попытка пересмотра некоторых терминов и их понятийного наполнения.

МЕТОДИКА

В исследовании использованы следующие методы: описательно-аналитический (объяснение и анализ точек зрения психологов относительно феномена счастья, в том числе и с богословской позиции),

сравнительно-сопоставительный и системный (в определении и сопоставлении общих и различных взглядов на счастье у представителей экзистенциального и христианского направлений), статистический (применение экспериментально-статистических данных психологических исследований и ссылки на такие исследования для анализа понятия "счастье").

ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Анализ позиции экзистенциальных психологов относительно проблемы счастья показывает, что ощущение счастья соответствует фундаментальной человеческой потребности в нем. Данная позиция берет начало еще от родоначальника экзистенциальной философии Сёрена Кьеркегора, который полагал сущность наслаждения (а как следствие, и счастья) не столько в его предмете, сколько в потребности в нем, которая связана с желанием [12. С. 25]. Его можно условно определить как насыщенное, ценное переживание удовлетворения (что точно заметил еще Фрейд. Для него понятие "счастье" было тесно связано с либидо - или, иначе, эросом как неким стремлением к жизни - поэтому австрийский профессор называл счастьем удовлетворенность последнего [27. С. 241], вызывающее интенсивно-радостное внутреннее исполнение. Однако здесь потребность в удовлетворении связано не только с инстинктивным и физиологическим [23. С. 83], но с ценностной и смысловой оценкой потенциального переживания (субъективные факторы) так же, как и с его объективным источником. Здесь необходимо соблюдать гармонию между субъективным и объективным, как это было замечено Карлом Юнгом относительно интроверсивных и экстраверсивных механизмов [32. С. 50]. То есть, с одной стороны, стоит учесть мнение экзистенциального психолога Виктора Франкла, который предупреждает об опасности игнорирования объективных источников счастья при настрое лишь на субъективное состояние [26. С.56]; с другой - отказ от стремления к состоянию счастья как цели впринципе также помешает достичь желаемого результата и обусловит простое увлечение всеми возможными видами деятельности без реального достижения внутренней исполненности в расчете на то, что счастье появится само как побочный результат (такой подход представляется излишне косвенным и неэффективным). Так, тезис Франкла: "Удовольствия нельзя достичь, пытаясь его получить" [26. С.58] - оспаривает величайший английский социолог и психолог 20-го века Майкл Аргайл (здесь и далее его фундаментальный и, практически, составленный из самых разных исследований всего 20-го века труд «Психология счастья» будет использоваться в качестве верификационной и, во многом, практической базы работы). Опираясь на многочисленные исследования, он приходит к следующему выводу "Индивиды, занятые "поиском ощущений" (что хорошо коррелирует с экстраверсией), наиболее часто испытывают ощущение радости" [4. С. 168]. Так и "с точки зрения экзистенциального анализа Person ...находится в постоянном двойном взаимодействии и диалогическом обмене - с миром внешним и с миром внутренним" [31. С. 102]. Ценностный строй личности должен быть обязательно автономным и искренним, а не навязанным. К субъективной составляющей счастья относится эрос - базовое стремление, присущее человеческой природе (и его правильное направление). Авторами (в особенности Р. Мэем [20. С. 38-40]) подчеркивается значение эроса как интенсивного желания объекта, которое в своих конструктивных формах способно дарить активное счастье тому, у кого это желание получает исполнение. Следует заранее заметить, что понятие "эрос", взятое из греческой мифологии, использовали и античные философы, а вслед за ними, и значимые для христианства сакральные авторитеты (в частности, преподобный Максим Исповедник [15. С. 164], прп. Силуан Афонский, прп. Паисий Святогорец. Последний описывает переживание именно такого пламенного желания к Богу. Эрос понимается в качестве стремления к единению с объектом, к насыщенной жизни, которая и переживается как счастье).

Экзистенциальными психологами постулируется и необходимость деятельного отклика на источник счастья, отдачи, а также такой важный параметр как глубина переживания счастья, в связи с чем просто поверхностная удовлетворенность или развлечение не могут считаться счастьем. Счастье может заключаться в ощущении человеком себя любимым, а также в восторге любящего, но этим источники счастья далеко не ограничиваются. Оно носит не социальный характер, а внутренне-гармонический, актуализируемый засчет той или иной бытийной энергии. Прп. Анастасий Синаит пишет: "энергия есть естественная сила и движение всякой сущности, которой лишено только небытие. То, что причастно какой-либо сущности, полностью относится и к энергии, являющей её. Ибо истинное учение определяет границы сущностей по неложным их энергиям" [2. С. 169].

Для постоянного поддержания состояния счастья нужно либо 1) редуцировать личностные потребности до уровня, на котором они могут быть постоянно поддерживаемы на пике удовлетворения по силам индивида, либо 2) найти источник энергии, достаточный для ощущения постоянной внутренней исполненности (этим источником может быть Бог, положительная энергия близкой души, и вообще достаточно ценное и сильное влияние на внутреннее состояние индивида тварных энергий). Степень интенсивности переживания, а также источники, необходимые для появления ощущения счастья, в случае каждой конкретной души индивидуальны. Показательными в данном отношении являются термины, в которых о. Олег Давыденков описывает блаженство в своем "Догматическом богословии": "гармоничное единство» и полнота "обладания благом" [10. С. 122]. При том, что, разумеется, предел полноты, который может вместить человек (или которого желает), у каждого свой, как и его оттенки и свойство.

В рассуждениях психологов-экзистенциалистов счастье, с одной стороны, динамично и интенсивно, требует сохранения чуткости и чувствительности души. Счастье - это всегда про здесь и сейчас (это

именно переживание, а не некий мировоззренческий конструкт). С другой - для его достижения необходимо рассуждение и работа над собой. Говоря об этом, экзистенциальный психолог Ролло Мэй указывает на умение удивляться как важный фактор восприятия, необходимого для счастья [21. С. 183184]. В противном случае может наступить состояние, описанное С. Кьеркегором: "Мой взор давно пресыщен жизнью, а сам я все-таки голоден" [11. С. 26].

А. Ленгле говорит о четырех фундаментальных предпосылках для стяжания счастья: 1) принятие собственной жизни (и ее условий) такой, какая она есть, 2) интенсивно- положительное переживание того, что нравится, 3) ощущение такого состояния как соответствующего своей личности и ее установкам, 4) чувствование ценности этого состояния. Такое указание на важность субъективного настроя в принципе свойственен экзистенциализму [13. С. 11-14]. С. Кьеркегор говорит об этом следующими словами: "Двери счастья отворяются, к сожалению, не внутрь - тогда их можно было бы растворить бурным напором, - а изнутри" [11. С. 24].

Возможность счастья при наличии страдания определяется глубиной и полнотой первого, а также терпимостью последнего. Однако счастье при страдании возможно, если идет фиксация на счастливом переживании (Ф.Е. Василюк [30. С. 299]), а ощущение боли или страдания уходит на периферию сознания, или вовсе разрешается как имеющее позитивное содержание.

ФЕНОМЕН СЧАСТЬЯ В ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Говоря о феномене счастья в христианской психологии, следует отталкиваться от следующих тезисов: Бог Всеблажен, Он - Абсолютная Благость [Зах. 9:17], и, сотворив человека по Своему образу [Быт. 1:27], заложил в него стремление к блаженству [1. С. 192] ("счастью" - в переводе с церковнославянского языка).

Христианская психология, призванная стать, по мнению ее представителей, способом интерпретации общепсихологической науки, пространством внутренней коммуникации различных направлений психологии, согласна с вышеперечисленными выводами экзистенциального направления о проблеме счастья. Но в дополнение она постулирует сугубую индивидуальность источников счастья и ощущений счастья, также как и возможность перманентности последних (формирования длительного устойчивого состояния счастья). Безусловным вкладом христианского мировоззрения является понятие о необходимости исполнения души человека тварными или нетварными энергиями для достижения счастья (по причине тварности и неабсолютности человеческой природы самой по себе). Источником же тварных и нетварных энергий является Бог. Сущность Божия непознаваема, Он имманентен нам только Своими энергиями [19. С, 60]. И в этом смысле Своими энергиями пронизывает все: Мы Им живем и движемся и существуем [Деян. 17:28]. Прп. Максим Исповедник называет Господа Причиной "разнообразно наличествующей во всех" [16. С, 178]. И все сотворенное, в том числе ощущения, чувства, удовольствия, имеет Своим создателем Его, как сказано в Евангелии: Неразумные, не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? [Лк. 11:40], в этом смысле Бог во всем [Ис. 44:24] и ничего не сотворил несовершенным [Сир. 42:25].

Христианская психология как бы обобщает сделанные экзистенциальной психологией выводы об ощущении человеком счастья от пикового удовлетворения наиболее личностно-значимых потребностей трехсоставной природы человека (духа, души и тела), консолидации этих уровней и их направленности на благо. Примечательно, что экзистенциальная и христианская психология согласны в том, что счастье реализуется в рамках трихотомической модели природы человека [9. С, 249] (дух, душа тело). Стоит отметить, что само понятие "духовный уровень" в психологию личности ввел экзистенциалист В. Франкл "как неотделимую от психологического составляющую, без учета которой жизнь человека непредставима" [30. С, 226]. Отсюда вытекает необходимость учитывать духовные источники при анализе проблемы счастья, причем обоими направлениями духовность понимается не только в узко-религиозном смысле, но в широком [6.С. 11], куда включаются: ценностно-смысловая, созерцательная, сознательная, целевая составляющие, так же как и определенного типа "совершенные", "пиковые" состояния и переживания души [17. С, 172], воспринимающей их из духовного измерения, переживающей их. Стоит отметиь, что, хотя содержание и функции духовной природы человека в христианской антропологии и традиции определяются со значительными различиями (даже святыми отцами), наиболее последовательным следует признать выражение: "особое пространство и особый уровень" [30. С. 133] бытия души. Это особая сфера, область (или сила) [25. С. 42] её углубления. Да, духовные переживания также воспринимаются не отдельной от души природой, а именно душой (личностным началом), но благодаря дарованному человеку Богом духовному измерению, которое есть "созерцающее чувство души бессмертной и мыслящей" [2. С. 176].

Поэтому счастье переживается именно душой человека, однако ее насыщение энергиями может происходить и через тело (здоровье которого представляет собой важный фактор благополучия), и через дух. В данном аспекте важно, что и телесными средствами можно довести душу до ощущения счастья [17. С, 234] [22. С. 241]. Важным душевно-духовным средством ощущения и продления состояния счастья является созерцание с различными его вариациями. Одним из таких способов является самосозерцание [8. С. 41] (при постановке соответствующей цели) или созерцание "ценности собственного бытия Person" [14. С. 138]. Так, святые отцы советовали держать ум в себе, сводить его в сердце [25. С. 206 -207]. Социум, согласно христианской психологии, не является единственным фактором счастья (общество становится ресурсом только в случае появления сформированного аттитюда [3. С. 281] в результате регулярного

подкрепления, то есть удовлетворения личностных потребностей именно в социуме), и наибольшее значение и в этом факторе имеет именно ипостасная энергия человеческой души ("психическая энергия" [28. С. 64]) . Именно она, проходя через душу воспринимающего, вызывает восторг, экстаз и т.д. Однако она не обязательно должна даваться нам "другим". Поэтому богословы, психологи и даже святые отцы выделяют важность правильной "любви к себе" [15. С. 190], заботы о себе и т.д. Очень точно об этом говорит Эрих Фромм: "любовь - установка, одинаковая в отношении всех объектов, включая себя" [29. С. 115].

Однако все же остается вопрос, что именно в этих энергиях вызывает счастье. Почему, смотря на красивый пейзаж, или в солнечный день, при прослушивании ритмичной музыки большинство людей чувствует сильный прилив эмоций, при определенной интенсивности которых он может осознать и ощутить себя счастливым [4. С. 192-193]. Причиной может быть логос, вложенный Богом в это явление (предмет) [24. С. 141]. Так, Ленгле утверждает: "экзистенциальное счастье — чувство по отношению к содержанию" [13. С. 11]. Однако это не интеллектуально-смысловое, а живое, энергетическое содержание.

Христианская психология указывает на аскетику в широком смысле как на метод сознательного возделывания себя и собственного счастья. Частным случаем чего является феномен сравнения. Благодаря работе над собой необходимо достигнуть конгруэнтности притязаний и наличного состояния, если оно дает ощущение счастья, чтобы не потерять его. Более того, удовольствие (источник счастья) должно быть ценностно оправданным для личности человека, в противном случае оно может стать "ненасытным" [18. С. 87].

СИНТЕЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ И ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ФЕНОМЕНА СЧАСТЬЯ

Представления о счастье христианской и экзистенциальной психологии прекрасно согласуются: стремление к счастью заложено в человеческую природу; счастье возможно. Обоими направлениями постулируется важность философского уровня интерпретации проблемы счастья. Само счастье определяется как интенсивное и ценное переживание удовлетворения жизнью, дающее чувство радостной исполненности. Потребности делятся на 1) природные и 2) личностные, и за вторыми в феномене счастья признается большее значение. В то же время каждая потребность имеет свою "энергетическую емкость" [7. С. 75].

Выработанная автором статьи система счастья, соединяющая экзистенциальные и христианские представления о данном феномене, состоит из следующих факторов: 1) удовлетворение главных личностно-природных потребностей человека; 2) насыщенно-ценностное восприятие и проявление души (энергия, направленная на ценное переживание); 3) энергия, непосредственно воздействующая на душу человека. В теории об энергиях (тварных и нетварных), берущей свое начало в святоотеческом Предании, соотносятся и согласуются христианское и экзистенциальное представления об объективной природе счастья. Субъективная природа счастья находит отражение в понятиях "аскетика" (христ.) и "настрой" (экзист.), дополняющих друг друга. Место потребностей человеческой природы, способов созерцания, ценностной и деятельной (со стороны субъекта) составляющих счастья, являясь достоянием экзистенциальной психологии получают особое осмысление, преобразование, возведение на новый уровень в христианской психологии. Кроме того, при правильной интерпретации, обоими направлениями нивелируется дихотомия эгоизма-альтруизма, преобразуясь в евангельский и апостольский принцип пользы и конструктивности (созидательности [29. С. 118]). О том же самом говорит и Эрих Фромм: "Идея, выраженная в библейской заповеди "Возлюби ближнего твоего, как самого себя", предполагает уважение к собственной целостности и уникальности, любовь и понимание себя, которые не могут быть отделены от уважения, любви и понимания другого человека. Любовь к собственной личности неразрывно связана с любовью к любому другому существу" [29. С.118]. Так же как в Нагорной проповеди Христа, являющейся центром Евангелия (в Заповедях блаженства), говорится о наградах за каждое свойство характера человека (кротость, жажда истины, милосердие и т.д.). Исполняя эти заповеди, человек делает благо и себе, и ближним вокруг, ни в коем случае не противопоставляя здесь собственное благо и благо ближнего. Выходит, что в полном смысле конструктивное стремление к собственному благополучию является и благом в принципе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Августин Аврелий, блж. Исповедь. - М.: Рипол классик, 2018. - 416 с.

2. Адриан (Пашин), игум. Главное христологическое произведение преподобного Анастасия Синаита «Путеводитель». - СПб.: Изд-во СПбПДА, 2018. - 408 с.

3.Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2021. - 360 с.

4.Аргайл М. Психология счастья. - М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

5.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское Библейское общество, 2015. - 1296 с.

6.Бинсвангер Л. Бытие в мире. Введение в экзистенциальную психиатрию. - М.: Ювента, 1999. - 300 с.

7.Братусь Б. С. Аномалии личности. Психологический подход. - М.: Никея, 2019. - 384 с.

8.Гиппентрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - М.: Издательство АСТ, 2021. - 352 с.

9.Гришина Н. В. Экзистенциальная психология. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2018. - 494 с.

10.Давыденков О., прот. Догматическое богословие. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. - 624 с. П.Кьеркегор С. Дневник обольстителя. - М.: Эксмо, 2019. - 416 с.

12.Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 268 с.

13.Ленгле А. Ученые записки СПбГИПСР. Выпуск 1. Том 23. 2015. 159 с.

14.Ленгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. - М.: Генезис. 2018. - 235 с.

15.Максим Исповедник, прп. Главы о любви. - М.: Сибирская Благозвонница, 2018. - 256 с.

16.Максим Исповедник, прп. Мистагогия. - М.: Рипол классик, 2018. - 240 с.

17.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Питер, 2019. - 448 с.

18.Мелитон Сардийский, свт. О пасхе. - М.: Издательский дом «Познание», 2019. - 160 с.

19.Мефодий (Алексиу), архим. Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы. - М.: Орфограф, 2018. - 224 с.

20.Мэй Р. Любовь и воля. - М.: Рефл-бук - К.: Ваклер, 1997. - 384 с.

21.Мэй Р. Человек в поисках себя. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2013. - 224 с.

22.Нуркова В.В. Общая психология: учебник для среднего профессионального образования. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 524 с.

23.Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2021. -460 с.

24.Патрология: Учебник. Т. 1 - М.: Издательский дом «Познание», 2019. - 376 с.

25.Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Собрание писем. - М.: ООО «Духовное преображение», 2019. - 352 с.

26.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

27.Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. - 448 с.

28.Фромм Э. Душа человека. Революция надежды. - М.: Издательство АСТ, 2018. - 352 с.

29.Фромм Э. Искусство любить. - М.: Издательство АСТ, 2018. - 256 с.

30.Христианская психология в контексте научного мировоззрения: коллективная монография. - М.: Никея, 2017. - 528 с.

31. Экзистенциальный анализ: Бюллетень - № 10-11. - М., 2019. - 220 с.

32.Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: Академический проэкт, 2019. - 538 с.

REFERENCES:

1. Augustine Aurelius, bl. Confession. - M .: Ripol classic, 2018 .-- 416 p.

2. Adrian (Pashin), abbot. The main Christological work of the Monk Anastasios Sinait "Guide". - SPb .: Publishing house of SPbPDA, 2018 .-- 408 p.

3. Andreeva G. M. Social psychology: Textbook for higher educational institutions - M .: Publishing house "Aspect Press", 2021. - 360 p.

4. Argyll M. Psychology of happiness. - M .: Progress, 1990 .-- 336 p.

5. Bible. Books of the Holy Scriptures of the Old and New Testaments. - M .: Russian Bible Society, 2015 .-- 1296 p.

6. Binswanger L. Being in the world. An Introduction to Existential Psychiatry. - M .: Juventa, 1999 .-- 300

p.

7. Bratus B. S. Personality anomalies. Psychological approach. - M .: Nikeya, 2019 .-- 384 p.

8. Gippentreiter Yu. B. Introduction to general psychology: a course of lectures. - M .: Publishing house AST, 2021 .-- 352 p.

9. Grishina NV Existential psychology. - SPb .: Publishing house of St. Petersburg. University, 2018 .-494 p.

10. Davydenkov O., prot. Dogmatic theology. - M .: Publishing house PSTGU, 2019 .-- 624 p.

11. Kierkegaard S. Diary of the Seducer. - M .: Eksmo, 2019 .-- 416 p.

12. Kierkegaard S. Pleasure and duty. - M .: Yurayt Publishing House, 2019 .-- 268 p.

13. Lengle A. Scientific notes of SPbGIPSR. Issue 1. Volume 23.2015.159 p.

14. Lengle A. What motivates a person? Existential-analytical theory of emotions. - M .: Genesis. 2018 .-- 235 p.

15. Maxim the Confessor, Venerable Chapters about love. - M .: Sibirskaya Blagozvonnitsa, 2018 .-- 256 p.

16. Maxim the Confessor, St. Mystagogy. - M .: Ripol classic, 2018 .-- 240 p.

17. Maslow A. Distant limits of the human psyche. - SPb .: Peter, 2019 .-- 448 p.

18. Melito of Sardis, St. About Easter. - M .: Publishing house "Poznanie", 2019. - 160 p.

19. Methodius (Alexiu), Archimandrite. Life in Christ according to the teachings of St. Gregory Palamas. -M .: Orthograph, 2018 .-- 224 p.

20. May R. Love and Will. - M .: Refl-book - K .: Vakler, 1997 .-- 384 p.

21. May R. Man in search of himself. - M .: Institute of General Humanitarian Research, 2013 .-- 224 p.

22. Nurkova V.V. General psychology: a textbook for secondary vocational education. - M .: Yurayt Publishing House, 2020 .-- 524 p.

23. Obukhova LF Age psychology: a textbook for universities. - M .: Yurayt Publishing House, 2021 .-460 p.

24. Patrology: Textbook. T. 1 - M .: Publishing house "Poznanie", 2019. - 376 p.

25. Theophan the Recluse, St. What is spiritual life and how to tune in to it? Collection of letters. - M .: OOO "Spiritual transformation", 2019. - 352 p.

26. Frankl V. Man in search of meaning. - M .: Progress, 1990 .-- 368 p.

27. Freud Z. Introduction to psychoanalysis: lectures. - SPb .: Azbuka, Azbuka-Atticus, 2019 .-- 448 p.

28. Fromm E. Human Soul. A revolution of hope. - M .: Publishing house AST, 2018 .-- 352 p.

29. Fromm E. The Art of Love. - M .: Publishing house AST, 2018 .-- 256 p.

30. Christian psychology in the context of the scientific worldview: a collective monograph. - M .: Nikeya, 2017 .-- 528 p.

31. Existential Analysis: Bulletin - No. 10-11. - M., 2019 .-- 220 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Jung K.G. Psychological types. - M .: Academic project, 2019 .-- 538 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.