Научная статья на тему 'Е.О. СМИРНОВА О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ'

Е.О. СМИРНОВА О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
388
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / СУБЪЕКТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бурлакова Ирина Анатольевна

Актуальность. В настоящее время вопросы воспитания детей приобрели особую важность, что делает необходимой актуализацию психолого-педагогических исследований по проблеме развития личности, анализа и переосмысления теории и практики развития морального поведения дошкольников, поиска решения наиболее острых вопросов нравственного развития детей. Цель. Статья посвящена подходу Е.О. Смирновой к проблеме воспитания детей дошкольного возраста, который представлен, к сожалению, в ее немногочисленных работах начала двухтысячных годов. Результаты. Взгляды Е.О. Смирновой на психологические основания нравственного воспитания дошкольников базируются на теоретических положениях М.И. Лисиной (Лисина, 1986) о двойном начале межличностных взаимоотношений между детьми - объектном и субъектном. Подлинное нравственное поведение обусловлено преобладанием субъектного начала в отношениях к сверстнику, в основе которого лежит восприятие другого как самоценной личности. Равновесие между двумя началами или преобладание в межличностных отношениях субъектного начала служит основанием морального поведения, но не нравственного. Согласно взглядам Е.О. Смирновой, дети стремятся соблюдать моральные нормы и правила, но в конкретных ситуациях, когда их поведение может быть положительно оценено сверстниками или взрослыми. Такое моральное поведение направлено на самоутверждение ребенка, повышение самооценки. Субъектное отношение к сверстнику способствует переносу моральных норм и правил в реальное поведение ребенка, соблюдение которых приобретает характер ценности (он не может действовать и поступать иначе). Как писал Л.С. Выготский: «Морально поступает тот, кто не замечает, что он поступает морально» (Выготский, 2005, с. 230). Выводы. Теоретический подход к проблеме нравственного поведения дошкольников был положен в основу экспериментальной работы, выполненной под руководством Е.О. Смирновой. В исследовании было доказано, что для обеспечения подлинного морального поведения центральным в воспитании детей должно стать становление у них чувства общности и сопричастности с другими, в снятии их фиксации на себе и своих оценках, то есть становлении субъектного отношения к сверстникам и взрослым. Практическое применение результатов. Полученные результаты воплотились в практической разработке - коррекционно-развивающей программе, направленной на обеспечение «особого видения другого» через организацию проживания общности и сопричастности друг с другом в реальном взаимодействии. Идея Елены Олеговны Смирновой о формировании субъектных отношений является основным психологическим условием нравственного воспитания и позволит расширить возможности применения данного подхода, а также распространить его не только на межличностные отношения детей, но и на их взаимодействие с другими людьми. «Понимание нравственного поведения чрезвычайно расширяется, потому что мы приобретаем право говорить не только о нравственном поведении в узком смысле этого слова, но и о нравственном отношении к вещам, к самому себе, к своему телу и т.п.» (Выготский, 2005, с. 230-231).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E.O. SMIRNOVA ON MORAL EDUCATION OF CHILDREN

Background. Nowadays the issues of child upbringing have acquired special importance, which makes it crucial to update psychological and pedagogical research on the problem of personality development, to analyze and rethink theory and practice of forming ethical behavior in preschoolers, to search for solutions to the most challenging issues of moral development of children.Objective. The article is devoted to E.O. Smirnova’s approach to the problem of upbringing in preschool, which was presented in her few works in the beginning of the 2000’s. Results. E.O. Smirnova’s views on the psychological foundations of moral education of preschoolers are based on the theoretical provisions of M.I. Lisina about the dual basis of interpersonal relationships between children - the object and the subject. Genuine moral behaviour is conditioned by the predominance of the subjective basis in the relationship to a peer, which is based on the perception of the other as a self-valuable person. e balance between the two bases or the predominance of the subjective basis in interpersonal relations serves as the foundation for ethical behavior, but not for moral one. According to the views of E.O. Smirnova, in this case, children tend to follow ethical norms and rules, though only in speci c situations when their behavior can be positively evaluated by peers or adults. Such ethical behavior is aimed at self-affirmation of the child and increase in their self-esteem. Subject attitude towards a peer contributes to the transfer of ethical norms and rules into the real behaviour of the child. Following rules acquires the character of value: child cannot act otherwise. As L.S. Vygotsky wrote: “The one who does not notice that he is acting morally acts morally.” Conclusions. The theoretical approach to the problem of moral behavior in preschoolers served the basis for experimental work carried out under the guidance of E.O. Smirnova. e study proved that to ensure genuine moral behavior the sense of communion and fellowship with others should become central issue in the upbringing of children. is process involves removing xation on themselves and their assessments, i.e., forming subjective attitude towards peers and adults. Practical application of the results. The obtained results were used in practical work - a correctional and developmental programme aimed at providing a “special vision of the other” through the experience of living within a community and involvement with each other in real interaction was developed. Elena Olegovna Smirnova’s idea about the formation of subjective relationships as the main psychological condition of moral education might expand the possibilities of this approach application and extend it beyond the interpersonal relationships of children and their interaction with other people. “The understanding of moral behavior is extremely expanding, because we acquire the right to talk not only about moral behavior in the narrow sense of the word, but also about the moral attitude to things, to oneself, to one’s body, etc.” (L.S. Vygotsky).

Текст научной работы на тему «Е.О. СМИРНОВА О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Национальный психологический журнал № 3 (47) 2022

http://npsyj.ru

Научная статья УДК 37.015.3

сЫ: 10.116217npj.2022.0309

Е.О. Смирнова о нравственном воспитании детей

И.А. Бурлакова

Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия iaburlakova@mail.ru, Ьйр8:/огаа:0000-0002-0313-7518

Актуальность. В настоящее время вопросы воспитания детей приобрели особую важность, что делает необходимой актуализацию психолого-педагогических исследований по проблеме развития личности, анализа и переосмысления теории и практики развития морального поведения дошкольников, поиска решения наиболее острых вопросов нравственного развития детей.

Цель. Статья посвящена подходу Е.О. Смирновой к проблеме воспитания детей дошкольного возраста, который представлен, к сожалению, в ее немногочисленных работах начала двухтысячных годов.

Результаты. Взгляды Е.О. Смирновой на психологические основания нравственного воспитания дошкольников базируются на теоретических положениях М.И. Лисиной (Лисина, 1986) о двойном начале межличностных взаимоотношений между детьми — объектном и субъектном. Подлинное нравственное поведение обусловлено преобладанием субъектного начала в отношениях к сверстнику, в основе которого лежит восприятие другого как самоценной личности. Равновесие между двумя началами или преобладание в межличностных отношениях субъектного начала служит основанием морального поведения, но не нравственного. Согласно взглядам Е.О. Смирновой, дети стремятся соблюдать моральные нормы и правила, но в конкретных ситуациях, когда их поведение может быть положительно оценено сверстниками или взрослыми. Такое моральное поведение направлено на самоутверждение ребенка, повышение самооценки. Субъектное отношение к сверстнику способствует переносу моральных норм и правил в реальное поведение ребенка, соблюдение которых приобретает характер ценности (он не может действовать и поступать иначе). Как писал Л.С. Выготский: «Морально поступает тот, кто не замечает, что он поступает морально» (Выготский, 2005, с. 230).

Выводы. Теоретический подход к проблеме нравственного поведения дошкольников был положен в основу экспериментальной работы, выполненной под руководством Е.О. Смирновой. В исследовании было доказано, что для обеспечения подлинного морального поведения центральным в воспитании детей должно стать становление у них чувства общности и сопричастности с другими, в снятии их фиксации на себе и своих оценках, то есть становлении субъектного отношения к сверстникам и взрослым.

Практическое применение результатов. Полученные результаты воплотились в практической разработке — коррекционно-развивающей программе, направленной на обеспечение «особого видения другого» через организацию проживания общности и сопричастности друг с другом в реальном взаимодействии. Идея Елены Олеговны Смирновой о формировании субъектных отношений является основным психологическим условием нравственного воспитания и позволит расширить возможности применения данного подхода, а также распространить его не только на межличностные отношения детей, но и на их взаимодействие с другими людьми. «Понимание нравственного поведения чрезвычайно расширяется, потому что мы приобретаем право говорить не только о нравственном поведении в узком смысле этого слова, но и о нравственном отношении к вещам, к самому себе, к своему телу и т.п.» (Выготский, 2005, с. 230-231).

Ключевые слова: моральное поведение, нравственное развитие, субъектное отношение, дошкольный возраст, программа воспитания дошкольников.

Для цитирования: Бурлакова И.А. Е.О. Смирнова о нравственном воспитании детей // Национальный психологический журнал. 2022. № 3 (47). С. 69-76. аок 10.11621/пр).2022.0309

© Бурлакова И.А.

National Psychological Journal 2022, 3 (47) http://npsyj.ru PSYCHOLOGY OF EDUCATION

Scientific Article doi: 10.11621/npj.2022.0309

E.O. Smirnova on moral

education of children

Irina A. Burlakova

Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia, iaburlakova@mail.ru, https:/orcid:0000-0002-0313-7518

Background. Nowadays the issues of child upbringing have acquired special importance, which makes it crucial to update psychological and pedagogical research on the problem of personality development, to analyze and rethink theory and practice of forming ethical behavior in preschoolers, to search for solutions to the most challenging issues of moral development of children.

Objective. The article is devoted to E.O. Smirnova's approach to the problem of upbringing in preschool, which was presented in her few works in the beginning of the 2000's.

Results. E.O. Smirnova's views on the psychological foundations of moral education of preschoolers are based on the theoretical provisions of M.I. Lisina about the dual basis of interpersonal relationships between children — the object and the subject. Genuine moral behaviour is conditioned by the predominance of the subjective basis in the relationship to a peer, which is based on the perception of the other as a self-valuable person. The balance between the two bases or the predominance of the subjective basis in interpersonal relations serves as the foundation for ethical behavior, but not for moral one. According to the views of E.O. Smirnova, in this case, children tend to follow ethical norms and rules, though only in specific situations when their behavior can be positively evaluated by peers or adults. Such ethical behavior is aimed at self-affirmation of the child and increase in their self-esteem. Subject attitude towards a peer contributes to the transfer of ethical norms and rules into the real behaviour of the child. Following rules acquires the character of value: child cannot act otherwise. As L.S. Vygotsky wrote: "The one who does not notice that he is acting morally acts morally."

Conclusions. The theoretical approach to the problem of moral behavior in preschoolers served the basis for experimental work carried out under the guidance of E.O. Smirnova. The study proved that to ensure genuine moral behavior the sense of communion and fellowship with others should become central issue in the upbringing of children. This process involves removing fixation on themselves and their assessments, i.e., forming subjective attitude towards peers and adults.

Practical application of the results. The obtained results were used in practical work — a correctional and developmental programme aimed at providing a "special vision of the other" through the experience of living within a community and involvement with each other in real interaction was developed. Elena Olegovna Smirnova's idea about the formation of subjective relationships as the main psychological condition of moral education might expand the possibilities of this approach application and extend it beyond the interpersonal relationships of children and their interaction with other people. "The understanding of moral behavior is extremely expanding, because we acquire the right to talk not only about moral behavior in the narrow sense of the word, but also about the moral attitude to things, to oneself, to one's body, etc." (L.S. Vygotsky).

Keywords: ethical behavior, moral development, subjective attitude, preschool age, preschool education programme.

For citation: Burlakova, I.A. (2022). E.O. Smirnova on moral education of children. Natsional'nyy psikhologocheskiy

zhurnal (National psychological journal), 3 (47), 69-76. doi: 10.11621/npj.2022.0309

© Burlakova I.A.

Введение

В мире психологической науки имя Е.О. Смирновой традиционно связывают с исследованиями широкого круга проблем — воли и произвольности, общения и межличностного взаимодействия, развития детей раннего возраста, игры и игрушек. Работы, посвященные изучению морального воспитания детей, не занимают центрального места в ее научном творчестве и недостаточно известны. Но в них содержится чрезвычайно интересный и неожиданный подход к нравственному воспитанию детей. Предлагаемые Е.О. Смирновой идеи и решения представляются очень продуктивными и эффективными, поскольку в значительной мере раскрывают психологическую природу морального поведения дошкольников (Смирнова, 2001, 2006, 2007, 2011, 2019).

Исследований морального развития дошкольника не так много в отечественной психологии и педагогике, поэтому имеется достаточно проблем в изучении этого вопроса (Буре, 1987, 1989, 2011; Козлова, 1989; Не-верович, 1974, 1986; Нечаева, 1984, 1989; Субботский, 1978, 1979, 1983, 2010; Якобсон, 1979, 1982, 1984, 1985, 1989 и др.).

«Такое исследование сопряжено с рядом трудностей, — как указывала Е.О. Смирнова, — поскольку морально-нравственное поведение включает различные психологические основания: моральное сознание, моральную саморегуляцию, социальные эмоции. В многочисленных психолого-педагогических работах данные аспекты этического развития изучаются, как правило, изолированно» (Смирнова, 2007, с. 81). При этом до сих пор нет ответа на, пожалуй, один из основных вопросов: каковы условия самостоятельного и добровольного применения детьми моральных норм и правил, с которыми они хорошо знакомы в повседневной жизни?

Результаты

Свой оригинальный подход Е.О. Смирнова сформировала на основе теоретического анализа подходов к пониманию научных категорий «мораль» и «нравственность» и психологических исследований морально-нравственного развития ребенка, а также методов воспитания в дошкольной практике, представленных в образовательных программах.

По мнению Е.О. Смирновой, нравственное развитие в большинстве психологических исследований анализируется в соответствии с заложенным Ж. Пиаже подходом, когда «проблема нравственного развития рассматривается в рамках индивидуального сознания: представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и неправильных поступках» (Смирнова, Холмогорова, 2001, с. 27). Благодаря этим исследованиям накопился довольно большой массив данных о развитии моральных суждений, представлений, оценок и т.д. Соответственно, и в педагогике такой подход является доминирующим.

Основные методы нравственного воспитания, как отмечает Е.О. Смирнова, направлены на формирование элементов морального сознания, опираясь на очень большое допущение, что «морально-нравственные представления перерастают в соответствующие действия ребенка и становятся залогом и источником его морального поведения» (Смирнова, Холмогорова, 2001, с. 27). Анализ психологических исследований морально-нравственного развития дошкольников не позволил Е.О. Смирновой обнаружить работы, которые бы изучали соотношение морального сознания и поведения.

В отечественных психологических исследованиях морально-нравственного развития были выделены два направления, «разных и фактически не пересекающихся». Первое — нормативно-ориентированное — основывается на положении о том, что «моральное и нравственное развитие личности... есть процесс усвоения ребенком норм и правил общественного поведения в условиях активного общения и совместной деятельности» (Смирнова, 2006, с. 5). В рамках этого направления нормы морального поведения в форме образцов усваиваются детьми в процессе воспитания, присваиваются ими и становятся регуляторами поведения. Присвоив нормы и эталоны поведения, ребенок начинает поступать «как надо», часто вопреки своим желаниям, но самостоятельно и без требования со стороны взрослых. Детям становится важно быть хорошими, для чего они начинают оценивать свои действия, соотнося их с моральными нормами и образцами. Поведение ребенка становится произвольным и опосредованным моральными нормами.

Е.О. Смирнова рассматривает такое поведение «как конфликтное, осуществляемое вопреки непосредственным желаниям ребенка» (Смирнова, 2006, с. 6). Однако с этим не просто согласиться: ведь, присвоив моральную норму, ребенок поступает «не по принуждению, а самостоятельно и по собственному решению» (Смирнова, 2006, с. 5). О конфликтности можно было бы говорить, если бы ребенок поступал морально под влиянием внешних факторов — напоминания взрослых о норме, присутствие педагога или родителя и т.п. Но Елена Олеговна отмечает, что такой выбор ребенка в пользу моральной нормы мотивирован стремлением соответствовать образцам и желанием повысить собственную самооценку, поскольку он смог поступить вопреки своему желанию и действовать «морально». То есть, можно говорить, что моральная норма не стала его собственным «правилом» поведения и взаимодействия с окружающими. И, соответственно, можно предположить, что не во всех реальных ситуациях дети будут следовать этим моральным нормам и образцам.

Второе направление — эмоционально-ориентированное — объединило психологические исследования, которые в моральном развитии на первый план ставят развитие социальных эмоций и нравственных чувств. Это развитие происходит через осознание и понимание эмоций, переживаний других людей. Взрослый «формирует у ребенка очень важное

с социальной точки зрения нравственное миропонимание» (Смирнова, 2006, с. 7), раскрывая и объясняя ему внутренний мир взрослых и детей, нравственность их поступков, способствуя развитию способности сопереживать другим и правильно оценивать свои поступки с точки зрения морали.

В рамках данного направления проявляется развивающаяся способность к сопереживанию и сочувствию, например, в переносе чувств и эмоций по поводу сказочного персонажа в реальные жизненные ситуации. При этом «не только обогащаются представления ребенка о нравственных нормах отношений между людьми, но и актуализируется его потребность в проявлении гуманных чувств, отвечающих этим нормам» (Смирнова, 2006, с. 8).

В педагогической практике основные цели и задачи нравственного воспитания соответствуют направлениям психологических исследований.

В рассмотренных и проанализированных дошкольных образовательных программах Е.О. Смирновой были выделены два направления воспитательной работы: 1) формирование нравственных представлений, суждений и оценок; создание практического опыта общественного поведения; формирование коллективисткой направленности детей; 2) развитие терпимости и дружелюбия по отношению к сверстникам, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках, формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Однако основные методы нравственного развития при определенном различии целей и задач — это формирование правильных оценок и моральных суждений, а также коммуникативных навыков. При этом они недостаточно конкретны и ориентированы на использование старых педагогических средств (объяснения, чтение художественной литературы и т.д.).

Интересными и ценными для понимания проблемы нравственного воспитания являются аргументы Е.О. Смирновой в пользу того, что навыки поведения и знание моральных норм не являются «залогом нравственного развития».

Применение в образовательной практике методов первой группы предполагает автоматическое воспроизведение правила в определенной ситуации через подражание и/или научение (поощрение правильных действий и порицание неправильных). «В результате формируется нечто вроде морального стереотипа (или навыка), который ребенок научается автоматически использовать в соответствующих обстоятельствах» (Смирнова, 2006, с. 14). При этом дети не могут выделить различий между поступками, поскольку автоматическое воспроизведение правила происходит помимо их сознания. А «для морального развития такое различение необходимо» (Смирнова, 2006, с. 14).

Другой метод основывается на допущении того (как было отмечено выше), что моральные представления «перерастают в мотивы собственных действий ребенка и становятся залогом и источником его альтруистического поведения» (Смирнова, 2006, с. 15). То есть необходимо осознание детьми мораль-

ных норм и образцов, чтобы их поведение стало моральным.

Таким образом, требуется разработка и обоснование новых наиболее эффективных методов и средств нравственного воспитания, что позволит говорить об истинно моральном поведении детей, о том, что присваиваемые детьми моральные нормы и оценки становятся неотъемлемой составляющей морального сознания и мотивируют детское поведение и деятельность.

Теоретическими основаниями подхода Е.О. Смирновой к проблеме морального развития дошкольников стали положения Л.С. Выготского и М.И. Лисиной о природе морального поведения, о том, что межличностные отношения основываются на двух началах — объектном и субъектном.

Очевидно, что без проникновения в суть фундаментальных этических категорий — морали и нравственности, довольно сложно выстраивать теоретический анализ и разрабатывать практические средства морально-нравственного развития детей.

Е.О. Смирнова, основываясь на анализе работ по философии и психологии в области морали, предложила различение морали и нравственности.

«Существо морали состоит в оценке человеческого поведения, в предписании или запрещении конкретных действий и поступков» (Смирнова, 2006, с. 16). Мораль социальна по своей природе; закрепляется в определенном правиле (законе), предписывающем конкретные формы поведения в определенных ситуациях. Именно то, как соотносится поведение и деятельность человека в конкретной ситуации с этими предписаниями, определяет оценку действий и поступков человека. Моральное поведение, как отмечает Елена Олеговна, побуждается стремлением людей соответствовать принятым образцам и нормам и нуждается в поощрении за их соблюдение. При этом человек заботится только о своих интересах, переживает за оценки другими своих личностных качеств. «Моральные нормы всегда конкретны, частичны (они признаются только определенной группой) и условны (зависят от места и времени их использования)» (Смирнова, 2006, с. 17).

В отличие от морали нравственность «имеет всеобщий, универсальный и безусловный характер» (Смирнова, 2006, с. 17). Нравственное поведение направлено на другого человека и выражает «особое отношение» к нему: другой воспринимается «как самоценная и самодостаточная личность». Оно не нуждается в награде или в поощрении: люди поступают нравственно, поскольку иначе не могут. «Единственной нравственной нормой является любовь к другому и отношение к нему как к самому себе» (Смирнова, 2006, с. 17).

Здесь можно привести положения Л.С. Выготского о моральном поведении, которые легли в основу подхода Е.О. Смирновой. «Морально поступает тот, кто не замечает, что он поступает морально. ... Истинное моральное поведение ребенка «должно стать его природой, совершаться свободно и легко» (Выготский, 2005, с. 265). В ином случае внешне моральное поведение будет мотивировано стремлением повысить соб-

ственную самооценку и основано «на неправильном представлении о моральных ценностях как личных достоинствах, как о богатстве и преимуществе, вызывая самолюбование и презрительное отношение ко всем «дурным» (Выготский, 2005, с. 258). Нравственность формируется в процессе становления личности и неотделима от Я человека, поэтому нравственное поведение побуждается непосредственными чувствами человека, которые отражают «внутренний строй личности и отношение к другим» (Смирнова, Холмогорова, 2001, с. 28).

Таким образом, когда ребенок совершает подлинно моральные поступки, то делает это свободно и без ожидания похвалы и награды, поскольку иначе поступить не может. Он «переносит» определенные моральные правила и нормы в реальность, во взаимодействие с конкретными людьми, как свою внутреннюю потребность в их соблюдении. И тогда можно говорить о нравственном поведении ребенка, которое опосредуется отношением ребенка к партнеру по взаимодействию. «Способность к переносу конкретного морального правила в новые обстоятельства является важнейшей характеристикой нравственного развития» (Смирнова, 2007, с. 82).

Интересным и тонким представляется решение Е.О. Смирновой относительно психологических оснований морального поведения. Оно основывается на положениях М.И. Лисиной о существовании двух начал в межличностных отношениях — объектного и субъектного (Лисина, 1986, 1997).

Суть объектного начала заключается в том, что один воспринимает другого человека как объект познания, как некоторое «средство» для оценки себя, самоутверждения. «Объектное начало самосознания отражает представления человека о своих конкретных качествах, знаниях, умениях, возможностях, положении в группе — их оценка и значимость. В таких представлениях происходит своего рода опредмечивание, определение своего Я (то есть задание его пределов). Эти представления о себе составляют периферию образа себя, которая опосредует отношение человека к миру, к людям и к самому себе» (Смирнова, 2006, с. 33).

В противоположность объектному началу субъектное основывается на непосредственном и безоценочном восприятии другого как целостной личности. Такое восприятие может вызывать сопереживание, соучастие, способствовать установлению сотрудничества. При этом «типе отношений другой принципиально не сводим к каким-либо конечным, определенным характеристикам; его Я уникально, «бесподобно» (не имеет подобия) и бесценно (обладает абсолютной ценностью): он может быть только субъектом общения, обращения и диалога. Другого невозможно оценивать или сравнивать с собой — его можно только слышать, воспринимать и понимать» (Смирнова, 2006, с. 33).

Оба этих начала свойственны каждому человеку — они являются необходимыми и взаимодополняющими сторонами самосознания и отношения к другим людям, но выражены у каждого человека в разной степени.

В своем подходе к проблеме развития нравственного поведения Е.О. Смирнова реализовала комплексный подход, в котором представлены в неразрывном единстве важные компоненты нравственного поступка или действия — сознание, поведение и эмоции ребенка — субъектное отношение ребенка к другому человеку (с преобладанием субъектного начала) является «базовым психологическим условием нравственного развития».

В исследовании, выполненном под руководством Е.О. Смирновой в рамках обозначенного подхода, было доказано, что способность соблюдать моральные нормы в различных жизненных ситуациях зависит от общего отношения дошкольника к сверстнику, которое связано с особенностями самосознания этого ребенка. Полученные экспериментальные данные позволили получить результаты, подтверждающие данную гипотезу. Так, было выделено три типа морального и нравственного поведения.

Первый тип наблюдается у детей, которые знают хорошо моральные нормы и имеют адекватные моральные суждения, но которые не демонстрируют «правильное» поведение, не совершают моральный выбор, соответствующий нормам. У детей с таким типом поведения проявляется направленность на себя и свои интересы, и преобладает объектное отношение к другим детям.

Ко второму типу были отнесены действия детей, чье моральное поведение побуждается стремлением к признанию — «быть хорошим» — и опосредуется конкретными образцами для определенных конкретных ситуаций. Знаемую норму дети не переносят в другие обстоятельства. «Моральная норма существует в сознании детей в замкнутой форме конкретных предписаний и не распространяется на другие ситуации. При изменении обстоятельств моральная норма теряет свою побудительную силу и уступает место непосредственным интересам ребенка» (Смирнова, 2007, с. 83). Основанием для такого поведения, как отмечает Е.О. Смирнова, является то, что «моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на себя (на самоутверждение и самооценку)» (Смирнова, 2007, с. 84). В поведении детей этого типа объектное и субъектное начало представлено в равной степени. Для сравнения собственного поведения и своих качеств ребенок с моральным поведением нуждается в сверстнике.

Третий тип поведения — «правильное» моральное — побуждается как усвоенными нормами, так и непосредственным отношением к другому. «Для этих детей «расширение» знаемой нормы и перенос про-социальных форм поведения в новые обстоятельства осуществлялся без какого-либо внешнего или внутреннего принуждения. Можно полагать, что данный тип поведения в наибольшей степени соответствует нравственному» (Смирнова, 2007, с. 84). В поведении детей этого типа преобладает субъектное начало по отношению к себе и сверстникам. Характерным для детей с таким типом поведения является то, что они выделяют объективные и качественные характери-

стики других детей, сопереживают им и радуются их успехам.

Полученные в исследовании Е.О. Смирновой результаты позволяют по-новому подойти к решению вопросов нравственного воспитания. Для обеспечения подлинного морального поведения центральным в воспитании детей должно стать становление у них чувства общности и сопричастности с другими, в снятии их фиксации на себе и своих оценках, а не усвоение моральных норм и не осознание своих эмоциональных состояний и переживаний. Как писал Л.С. Выготский: «недостаточно еще вызвать в сознании представление о необходимости правильного поступка, гораздо важнее обеспечить за этим представлением господство в сознании, а обеспечить обозначает так организовать сознание ребенка, чтобы помочь ему одержать верх над всеми побуждениями и влечениями» (Выготский, 2005, с. 229).

Разработанный Е.О. Смирновой подход к формированию нравственного поведения получил свое воплощение в практической разработке — коррекци-онно-развивающей программе, которая направлена на «особое видение другого». Главным методом были «игры, в которых дети могли пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии» (Смирнова, 2007, с. 88).

Программа построена на принципах:

• Безоценочность: «любая оценка (независимо от ее валентности) способствует развитию объектной составляющей образа себя: фиксированно-сти на собственных качествах, достоинствах и недостатках» (Смирнова, 2007, с. 88). Этот принцип включает и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику.

• Отказ от реальных предметов и игрушек: предметы и игрушки отвлекают детей от общения и

превращают его из цели в средство для взаимодействия по поводу этих объектов.

• Отсутствие соревновательного начала в играх. Игры соревновательного характера способствуют возникновению ориентации детей на оценку со стороны окружающих, что приводит к ярким проявлениям демонстративности и конкурентности.

Апробация программы показала ее эффективность в практике воспитания дошкольников.

Выводы

Подход Е.О. Смирновой к проблеме нравственного воспитания, представленный в очень небольшом количестве работ, в настоящее время чрезвычайно важен. И результаты исследований Елены Олеговны актуальны и требуют осмысления и принятия практиками. Необходимость разработки и реализации программ воспитания в образовательных организациях, в том числе и дошкольных, ставит вопрос о поиске эффективных методов в работе с дошкольниками. При этом хочется надеяться, что идея Елены Олеговны о формировании субъектных отношений как основном психологическом условии нравственного воспитания, позволит расширить возможности применения данного подхода и распространить его не только на межличностные отношения детей, но и на их взаимодействие с другими людьми. Как писал Л.С. Выготский: «Понимание нравственного поведения чрезвычайно расширяется, потому что мы приобретаем право говорить не только о нравственном поведении в узком смысле этого слова, но и о нравственном отношении к вещам, к самому себе, к своему телу и т.п.» (Выготский, 2005, с. 230-231).

Литература

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2011.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989.

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: АСТ; Астрель; Люкс, 2005. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. № 6. С. 59-74.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Институт практической психологии, 1997. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1984.

Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Под ред. Р.С. Буре. М.: Просвещение, 1987. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М.: Педагогика, 1986.

Смирнова Е.О. Материалы курса «Моральное и нравственное развитие дошкольников»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 2, № 2 (34). С. 25-32.

Смирнова Е.О., Рахимова У Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2011. № 6. С. 76-79.

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 26-36.

Смирнова Е.О. Психологические основания нравственного воспитания дошкольников // Психолог в детском саду. 2007. № 2. С. 81-92.

Субботский Е.В. Генезис личности: теория и эксперимент. М.: Смысл, 2010.

Субботский Е.В. Генезис морального поведения у дошкольников // Вестник Московского университета. 1978. № 3. С. 13-26. Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 29-39. Субботский Е.В. Формирование морального действия у ребенка // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 47-56. Якобсон С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 55-61.

Якобсон С.Г. Анализ психологических механизмов регуляции этического поведения детей // Вопросы психологии. 1979. № 1. С. 38-49.

Якобсон С.Г. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 34-42. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984.

Якобсон С.Г. Роль субъективного отношения к этическим эталонам в регуляции морального поведения дошкольников // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 40-50.

Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984.

References

Bure, R.S. (2011). Social and moral education of preschoolers. M.: Mozaika-sintez. (In Russ.).

Education of moral feelings in older preschoolers: a book for a kindergarten teacher (1989). In A.M. Vinogradovа (Eds.). M.: Prosveshchenie. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vygotsky, L.S. (2005). Pedagogical psychology. M.: AST. (In Russ.).

Zaporozhets, A.V., Neverovich, Ya.Z. (1974). On the question of the genesis, function and structure of emotional processes in a child. Voprosy psikhologii (Questions of Psychology), 6, 59-74. (In Russ.).

Lisina, M.I. (1997). Communication, personality and psyche of a child. M.: Institut prakticheskoi psikhologii. (In Russ.). Lisina, M.I. (1986). Problems of ontogenesis of communication. M.: Pedagogika. (In Russ.).

Interpersonal relationships of a child from birth to seven years. (2001). In E.O. Smirnova (Eds.). M., Voronezh: MODEK. (In Russ.). Moral education in kindergarten: a manual for educators. (1984). In V.G. Nechaeva, T.A. Markova (Eds.). M.: Prosveshchenie. (In Russ.).

Moral and labor education of children in kindergarten. (1987). In R.S. Bure (Eds.). M.: Prosveshchenie. (In Russ.). Development of social emotions in preschool children: psychological research (1986). In A.V. Zaporozhec, Ya.Z. Neverovich (Eds.). M.: Pedagogika. (In Russ.).

Smirnova, E.O. (2006). Course materials "Moral and ethical development of preschoolers": lectures 1-4. M.: Pedagogicheskij universitet "Pervoe sentyabrya". (In Russ.).

Smirnova, E.O. (2019). The specifics of modern preschool childhood. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal (National Psychological Journal), 2 (2), 34, 25-32. (In Russ.).

Smirnova, E.O., Rakhimova, U. (2011). Interpersonal relationships of preschoolers and story game. Sovremennoe doshkol'noe obra-zovanie. Teoriya i praktika (Modern preschool education: theory and practice), 6, 16-24. (In Russ.).

Smirnova, E.O., Kholmogorova, V.M. (2001). Correlation of direct and indirect motivators of moral behavior of children. Voprosy psikhologii (Questions of Psychology), 1, 26-36. (In Russ.)

Smirnova, E.O. (2007). Psychological foundations of moral education of preschoolers. Psykholog v detskom sadu (Psychologist in kindergarten), 2, 81-92. (In Russ.).

Subbotskii, E.V. (2010). The genesis of personality: theory and experiment. M.: Smysl. (In Russ.).

Subbotskii, E.V. (1978). The genesis of moral behavior in preschoolers. Vestnik Moskovskogo universiteta (Bulletin of the Moscow University), 3, 13-26. (In Russ.).

Subbotskii, E.V. (1983). Moral development of a preschooler. Voprosy psikhologii (Questions of Psychology), 4, 29-39. (In Russ.). Subbotskii, E.V. (1979). Formation of moral action in a child. Voprosy psikhologii (Questions of Psychology), 3, 47-56. (In Russ.). Yakobson, S.G. (1985). Adequate self-esteem as a condition for moral education of preschoolers. Voprosy psikhologii (Questions of Psychology), 3, 55-61. (In Russ.).

Yakobson, S.G. (1979). Analysis of psychological mechanisms of regulation of ethical behavior in children. Voprosy psikhologii (Questions of Psychology), 1, 38-49. (In Russ.).

Yakobson, S.G. (1989). Self-image and moral behavior of preschoolers. Voprosy psikhologii (Questions of Psychology), 6, 34-42. (In Russ.).

Yakobson, S.G. (1984). Psychological problems of ethical development of children. M.: Pedagogika. (In Russ.).

Yakobson, S.G. (1982). The role of subjective attitude to ethical standards in the regulation of moral behavior of preschoolers.

Voprosy psikhologii (Questions of Psychology), 1, 40-50. (In Russ.).

Yakobson, S.G. (1984). Psychological problems of ethical development of children. M.: Pedagogika. (In Russ.).

Статья получена 16.05.2022;

принята 07.06.2022; отредактирована 12.06.2022

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT AUTHOR

Бурлакова Ирина Анатольевна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета, iaburlakova@mail.ru, https:/orcid:0000-0002-0313-7518

Irina A. Burlakova — PhD in Psychology, Senior Researcher, Head of the Department of Preschool Pedagogy and Psychology, Faculty of Educational Psychology, Moscow State University of Psychology and Education, iaburlakova@mail.ru, https:/orcid:0000-0002-0313-7518

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.