Научная статья на тему 'ВКЛАД Е.О. СМИРНОВОЙ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАНИЯ'

ВКЛАД Е.О. СМИРНОВОЙ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕДРЕНИЕ НАУЧНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК / КОНЦЕПЦИЯ ГЕНЕЗИСА ОБЩЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОСОБИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галигузова Людмила Николаевна, Мещерякова Софья Юрьевна

Актуальность. Актуальность статьи определяется важностью обобщения и освещения разностороннего вклада в практику образования Е.О. Смирновой в преддверии ее 75-летнего юбилея. Цель. Описать основные направления и результаты деятельности Е.О. Смирновой по внедрению в практику научных и практических разработок, выполненных ею и коллегами в Лаборатории психического развития дошкольников ПИ РАО и Центре игры и игрушки МГППУ. Результаты. Описаны теоретические основания, структура, содержание и область применения ряда важных для сферы образования трудов, адресованных студентам педагогических вузов, педагогам и психологам дошкольных образовательных учреждений, родителям. Основные из них - учебник «Детская психология», Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги», методические пособия «Диагностика психического развития ребенка от рождения до 3 лет», «Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция» и др. Представлены научно-популярные издания для родителей: «Искусство общения с ребенком. От года до шести лет», «Дошкольник в современном мире». Освещается деятельность Е.О. Смирновой по подготовке кадров для системы образования. Выводы. Результаты деятельности Е.О Смирновой по внедрению в практику научных разработок способствуют обеспечению качественного образования на дошкольной ступени, которое закладывает успешную образовательную стратегию дальнейшего обучения детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF E.O. SMIRNOVA TO THE PRACTICE OF EDUCATION

Background. The relevance of the article is determined by the importance of summarizing and highlighting the manysided contribution to the practice of education by E.O. Smirnova on the eve of her 75th birthday.Objective. The aim of the article is to describe the main directions and results of E.O. Smirnova’s the ort to implement her scienti c and practical developments achieved by sciences and colleagues in the Laboratory for the Mental Development of Preschoolers at PI RAE and in the Center for Games and Toys of Moscow State University of Psychology and Education in practice.Results. The theoretical foundations, structure, content and scope of a number of works important for the eld of education, addressed to students of pedagogical universities, teachers, psychologists of preschool educational institutions, and parents, are described. The main works include the textbook “Child Psychology”, the programme for upbringing and development of young children “First Steps”, methodological manuals “Diagnosis of the mental development of a child from birth to 3 years”, “Interpersonal relations of preschoolers: diagnosis, problems, correction”, etc. Popular science publications for parents are presented, including “The Art of Communication with a Child. From one to six years old”, “Preschooler in the modern world”. The activity of E.O. Smirnova on training personnel for the education system is described.Conclusion. The results of E.O Smirnova’s activity on the introduction of scienti c developments into practice contribute to the provision of high-quality education at the preschool level, which founds a successful educational strategy for the further education of children.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД Е.О. СМИРНОВОЙ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАНИЯ»

Национальный психологический журнал № 3 (47) 2022 http://npsyj.ru

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 159.9.07

сЫ: TO.1162Vnpj.2022.0307

Вклад Е.О. Смирновой в практику образования

Л.Н. Галигузова \ С.Ю. Мещерякова 2*

1 2 Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4692-9451

2 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2081-6157

* Автор, ответственный за переписку: [email protected]

Актуальность. Актуальность статьи определяется важностью обобщения и освещения разностороннего вклада в практику образования Е.О. Смирновой в преддверии ее 75-летнего юбилея.

Цель. Описать основные направления и результаты деятельности Е.О. Смирновой по внедрению в практику научных и практических разработок, выполненных ею и коллегами в Лаборатории психического развития дошкольников ПИ РАО и Центре игры и игрушки МГППУ.

Результаты. Описаны теоретические основания, структура, содержание и область применения ряда важных для сферы образования трудов, адресованных студентам педагогических вузов, педагогам и психологам дошкольных образовательных учреждений, родителям. Основные из них — учебник «Детская психология», Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги», методические пособия «Диагностика психического развития ребенка от рождения до 3 лет», «Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция» и др. Представлены научно-популярные издания для родителей: «Искусство общения с ребенком. От года до шести лет», «Дошкольник в современном мире». Освещается деятельность Е.О. Смирновой по подготовке кадров для системы образования.

Выводы. Результаты деятельности Е.О Смирновой по внедрению в практику научных разработок способствуют обеспечению качественного образования на дошкольной ступени, которое закладывает успешную образовательную стратегию дальнейшего обучения детей.

Ключевые слова: внедрение научных и практических разработок, концепция генезиса общения, деятель-ностный подход, пособия по психологии и педагогике, развитие ребенка, дошкольный возраст, психологическая диагностика, межличностные отношения.

Для цитирования: Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Вклад Е.О. Смирновой в практику образования // Национальный психологический журнал. 2022. № 3 (47). С. 52-59. doi: 10.11621Znpj.2022.0307

© Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю.

PSYCHOLOGY OF EDUCATION

National Psychological Journal 2022, 3 (47)

http://npsyj.ru

Scientific Article doi: 10.11621/npj.2022.0307

Contribution of E.O. Smirnova to the practice of education

Lyudmila N. Galiguzova1, Sofia Yu. Meshcheryakova*2

1 2 Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

^Corresponding author: [email protected]

Background. The relevance of the article is determined by the importance of summarizing and highlighting the many-sided contribution to the practice of education by E.O. Smirnova on the eve of her 75 th birthday.

Objective. The aim of the article is to describe the main directions and results of E.O. Smirnova's effort to implement her scientific and practical developments achieved by sciences and colleagues in the Laboratory for the Mental Development of Preschoolers at PI RAE and in the Center for Games and Toys of Moscow State University of Psychology and Education in practice.

Results. The theoretical foundations, structure, content and scope of a number of works important for the field of education, addressed to students of pedagogical universities, teachers, psychologists of preschool educational institutions, and parents, are described. The main works include the textbook "Child Psychology", the programme for upbringing and development of young children "First Steps", methodological manuals "Diagnosis of the mental development of a child from birth to 3 years", "Interpersonal relations of preschoolers: diagnosis, problems, correction", etc. Popular science publications for parents are presented, including "The Art of Communication with a Child. From one to six years old", "Preschooler in the modern world". The activity of E.O. Smirnova on training personnel for the education system is described.

Conclusion. The results of E.O Smirnova's activity on the introduction of scientific developments into practice contribute to the provision of high-quality education at the preschool level, which founds a successful educational strategy for the further education of children.

Keywords: implementation of scientific and practical developments, the concept of the genesis of communication, activity approach, manuals on psychology and pedagogy, child development, preschool age, psychological diagnostics, interpersonal relations.

For citation: Galiguzova, L.N., Meshcheryakova, S.Yu. (2022). Contribution of E.O. Smirnova to the practice of education. Natsional'nyy psikhologocheskiy zhurnal (National psychological journal), 3 (47), 52-59. doi: 10.11621/ npj.2022.0307

© Galiguzova L.N., Meshcheryakova S.Yu.

Елена Олеговна Смирнова, помимо научно-исследовательской деятельности, проводила активную деятельность по внедрению в практику научных и практических разработок лаборатории психического развития дошкольников ПИ РАО. Теоретические и экспериментальные данные, полученные в ходе десятилетних исследований лаборатории, выполненных под руководством М.И. Лисиной в рамках разработанной ею концепции генезиса общения, послужили основой для создания пособий по психологии и педагогике для студентов и работников дошкольного образования, воспитателей детских садов и родителей.

Важное значение для образования педагогов и психологов имеет учебник Е.О. Смирновой «Детская психология» (Смирнова, 2012) выдержавший несколько переизданий. В учебнике вводятся основные понятия детской психологии и представлены различные теории детского развития, среди которых важное место занимает концепция генезиса общения, разработанная М.И. Лисиной (Лисина, 1986, 2001, 2009 и др.). В нем содержится информация о различных научных направлениях в психологии и закладывается теоретический фундамент, необходимый для адекватного понимания конкретных возрастных этапов психического развития ребенка. Этим фундаментом является отечественный, культурно-исторический и деятельностный подход, который последовательно реализуется в дальнейшем изложении материала (Выготский, 1984; Леонтьев, 1972; Эльконин 1989; Запорожец, 1986).

Результаты исследований, проведенных сотрудниками лаборатории психического развития дошкольника, отражены в разделах, посвященных развитию ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрастах (Московская психологическая школа, 2004).

С позиций концепции генезиса общения подробно рассматриваются особенности периода новорожден-ности, становление общения со взрослым, развитие познавательной активности и предметной деятельности в младенческом возрасте.

Через призму влияния общения на психическое развитие ребенка представлены основные направления развития ребенка раннего возраста: предметная деятельность и процессуальная игра, познавательная активность, речь, общение со сверстниками, становление личности и самосознания. Оригинальный материал представлен в главах, посвященных становлению у ребенка потребности в общении со сверстниками и психологической характеристике кризиса трех лет.

В части, посвященной развитию ребенка в дошкольном детстве, автор широко использует материалы собственных исследований и работ сотрудников лаборатории психического развития дошкольников ПИ РАО и Института дошкольного образования. Помимо традиционных для детской психологии проблем, таких как развитие познавательных процессов, игры, продуктивных видов деятельности, подробно раскрываются вопросы развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками, становления личности и

самосознания. С позиций концепции генезиса общения характеризуются кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе.

В учебнике заложена научная база, необходимая для практической педагогической работы с детьми. Особенно важно для образования педагогов то, что развитие ребенка рассматривается в контексте его общения со взрослым и содержательно раскрывается роль взрослого на каждом этапе детского развития. Учебник «Детская психология» рекомендован Министерством Образования РФ для студентов высших педагогических учебных заведений.

Продолжением воплощения идей школы М.И. Лисиной в практику стало пособие по диагностике психического развития детей от рождения до 3 лет, в разработке которого Е.О. Смирнова принимала активное участие (Галигузова, Мещерякова, Смирнова, Ермолова, 2005).

В пособии представлен оригинальный подход к оценке психического развития детей младенческого и раннего возраста. Традиционно предметом психологической диагностики в раннем возрасте является уровень развития отдельных психических процессов: моторики, сенсорики, речи, эмоциональной сферы и пр. В отличие от такого парциального подхода, авторы пособия разработали диагностику целостных форм психической активности ребенка, в которых реализуется и развивается его личность, начиная с самых ранних этапов онтогенеза.

Теоретические позиции, положенные в основу диагностики, восходят к культурно-исторической концепции психического развития, разработанной Л.С. Выготским, теории ведущей деятельности А.Н. Леонтьева, периодизации психического развития Д.Б. Эльконина и концепции генезиса общения ребенка со взрослыми М.И. Лисиной. В соответствии с этими позициями, определяющими факторами психического развития ребенка являются его общение со взрослым и ведущая деятельность. В рамках данного подхода уровень развития общения и ведущей деятельности отражает наиболее существенные характеристики общего психического развития ребенка и выступает адекватным предметом психологической диагностики.

Комплекс диагностических методик включает диагностику формы общения ребенка со взрослым: развитие речи, познавательной активности, предметной и игровой деятельности.

Методики представлены по возрастному принципу и охватывают 4 этапа: первое и второе полугодие первого года, второй и третий год жизни ребенка. Для каждой методики представлены протокол регистрации данных, шкалы оценки параметров, процедура анализа результатов и форма диагностического заключения.

Пособие используется в детских образовательных учреждениях и психологических консультациях в качестве средства текущего контроля психического развития ребенка, а также в ходе индивидуального консультирования по запросу родителей, воспитателей или специалистов-медиков.

Разработанные диагностические методы позволяют своевременно выявить задержки и отклонения в психическом развитии ребенка и, при необходимости, выбрать соответствующие методы коррекции выявленных отклонений.

Методическое пособие «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет» было включено в учебный курс МГППУ по дошкольной психологии и дополнено двумя учебными фильмами, которые использовались при обучении студентов.

Важным этапом в деятельности по внедрению в практику работ лаборатории стало создание Программы воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» (Смирнова, Галигузова, Мещерякова, 2007).

Возрождение системы общественного воспитания детей раннего возраста обострило потребность в создании инновационных программ, отвечающих современным общественным запросам, связанным с гуманизацией принципов, целей и задач образования, и основанных на современных научных представлениях о развитии ребенка. Елена Олеговна Смирнова была инициатором, соавтором и организатором апробации программы на разных экспериментальных площадках. Основная цель этой программы — развитие целостной личности ребенка — его активности, инициативности, самостоятельности, любознательности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала. Знания, умения и навыки выступают в качестве средств реализации деятельности.

Содержание программы ориентировано на психологический возраст ребенка, что позволяет реализо-вывать в образовательном процессе индивидуальный подход и выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Поэтому в программе предусмотрено гибкое планирование педагогической деятельности с учетом интересов и склонностей детей, а также возможность выбора ребенком игр, занятий, игрушек и партнеров по деятельности.

Программа является комплексной, она охватывает основные сферы развития ребенка — физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое.

Один из важных принципов программы — опора на методы обучения, адекватные возрастным особенностям детей: игровые, проблемно-игровые, свободное детское экспериментирование. Содержание программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым действия с разнообразными предметами, экспериментирование с водой, песком, пластическими материалами, красками, в игры со взрослыми и сверстниками. В процессе этих разнообразных видов детской деятельности у малышей развиваются и познавательные способности, и речь, и разнообразные умения и навыки.

Программа представляет собой комплект, состоящий из семи методических пособий, в создании которых, помимо Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой и С.Ю. Мещеряковой, принимали участие сотрудники лаборатории психического развития ПИ РАО Н.И. Га-

ношенко, Т.В. Ермолова, А.Г. Рузская, В.М. Холмогорова.

В первом пособии представлены принципы, цели и задачи программы; описываются закономерности психического развития ребенка раннего возраста, которые выступают в качестве ее теоретических и методических оснований; раскрывается содержание и методы работы педагогов по основным направлениям развития ребенка (определяются педагогические задачи каждого направления, даются методические рекомендации по их реализации).

Остальные шесть пособий комплекта содержат описание игр и занятий с детьми по соответствующим направлениям развития ребенка и методические рекомендации по их реализации. При разработке игр и занятий авторы стремились использовать богатое наследие народной педагогики, опыт отечественных и зарубежных педагогов в области воспитания детей раннего возраста.

Пособие «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» включает 4 раздела: игры и занятия, направленных на развитие практических и орудийных действий; познавательной активности, мышления, детского экспериментирования; целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности.

Игры и занятия, представленные в пособии «Развитие речи», направлены на развитие понимания ребенком речи окружающих людей и овладение активной речью в целях общения со взрослыми и сверстниками, на формирование регулятивной функции речи и развитие мелкой моторики как важной физиологической основы речевого развития в раннем возрасте. В пособии также содержится раздел, посвященный приобщению детей к художественной литературе.

В пособии «Развитие игровой деятельности» представлены методические рекомендации по организации игровой деятельности у детей: развитию творческого воображения, интереса к сюжетным играм и обогащению игрового опыта малышей. В нем также содержится описание возможных вариантов разыгрывания разнообразных сюжетов детских игр, которое помогает педагогу поддерживать и развивать творческую инициативу ребенка.

В пособии «Развитие общения со сверстниками» содержится описание игр и занятий, направленных на установление доброжелательных взаимоотношений между детьми, организацию разных форм их взаимодействия. Особое внимание уделяется рекомендациям по организации общения между детьми в течение дня и разрешению конфликтных ситуаций.

Игры и занятия, представленные в пособии «Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности», традиционно подразделяются на 4 раздела: развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру; приобщение к изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Новизна подхода авторского коллектива в разработке данного направления развития детей состоит

в отказе от регламентации детской деятельности, в предоставлении выбора материалов и способов деятельности, в поддержке интереса ребенка к экспериментированию.

В пособии «Физическое развитие» содержится описание игр, направленных на развитие у детей разных видов двигательной активности, координации движений. Каждая игра включена в сюжет и направлена не только на развитие определенных умений, но и на поддержание у ребенка хорошего настроения, радости от движения, творческого воображения. Даются рекомендации по интеграции физкультурных занятий с музыкальными занятиями, театрализованной деятельностью детей.

Программа прошла успешную апробацию в дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы и была рекомендована для использования в дошкольных образовательных учреждениях Департаментом образования г. Москвы. Авторы-разработчики проводили презентацию программы на всероссийских, международных и региональных конференциях, на протяжении ряда лет осуществляли обучение работе по программе специалистов сети дошкольного образования и студентов педагогических вузов, публиковали статьи (Галигузова, Мещерякова, Смирнова, 2007). В настоящее время по этой программе работают ясельные группы детских садов и учреждений дополнительного образования в Москве и других регионах РФ. Программа «Первые шаги» включена в учебные курсы по дошкольной педагогике педагогических колледжей и вузов разных городов РФ.

На основе исследований развития межличностных отношений дошкольников, выполненных под руководством Елены Олеговны в соавторстве с В.М. Холмогоровой, разработано методическое пособие для педагогов и психологов «Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция» (Смирнова, Холмогорова, 2005). В пособии заданы теоретические и практические ориентиры для работы с дошкольниками, испытывающими трудности в общении со сверстниками. Авторы обосновывают актуальность проблемы межличностных отношений, доказывая, что опыт первых отношений с другими людьми во многом определяет особенности личности и самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие в социуме. Конфликтные дети, не умеющие общаться, приносят массу проблем не только окружающим, но и самим себе.

В первой части пособия представлены методы диагностики общения и межличностных отношений дошкольников, значительная часть из которых являются авторскими разработками.

Вторая часть пособия посвящена психологическому анализу проблемных форм отношений дошкольников к сверстникам, таких как повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость, демонстративность. Особое внимание уделяется анализу взаимоотношений дошкольников со сверстниками, воспитывающихся в детских домах.

В третьей части пособия представлена коррекци-онная программа, направленная на формирование доброжелательных отношений дошкольников. Обосновываются психологические принципы воспитания позитивных взаимоотношений между детьми, описывается система игр и занятий, даются методические рекомендации по их организации.

Опыт работы по данной программе во многих дошкольных образовательных учреждениях РФ доказал ее высокую эффективность.

Методическое пособие включено в учебные курсы по дошкольной психологии в МГППУ МГУ, МГПУ и других вузов РФ.

Результаты научных исследований и научно-методических разработок Е.О. Смирновой адаптированы для широкого круга читателей: в первую очередь, для родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Научно-популярное изложение этих материалов представлено в многочисленных статьях в журналах «Дошкольное воспитание», «Материнство», «Наш малыш», «Няня», «Семья и школа», «Обруч», «Практический психолог» и других, газетах, энциклопедиях и книгах для родителей: «Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет», «Ступени общения», «Рекомендации для родителей по воспитанию ребенка от рождения до трех лет» и др. (Смирнова, 2003, 2004, 2005; Современный психологический словарь, 2006; Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста, 2004; Смирнова, Галигузова, Мещерякова и др. 2004; Галигузова, Смирнова, 1996).

В этих статьях и книгах последовательно реализуется принцип преемственности во взглядах на психическое развитие и воспитание детей от рождения до семи лет. Методические рекомендации автора вносят вклад в формирование родительского сознания и педагогических установок воспитателей. Научно-популярные книги Е.О. Смирновой пользуются известностью у родителей и воспитателей. Они востребованы широкой общественностью и выдержали несколько переизданий.

К таким изданиям относится книга «Искусство общения с ребенком от года до шести лет» (Галигу-зова, Смирнова, 2004). В ней освещаются проблемы развития детей раннего и дошкольного возраста, описываются психологические особенности ребенка на разных этапах детства, рассказывается, как развиваются его потребности, интересы и возможности. Книга построена в форме диалога с читателем, в ходе которого обсуждаются разные стили воспитания и их влияние на развитие различных сторон личности ребенка. Особое внимание уделяется специфике общения детей со сверстниками на разных возрастных этапах, даются советы о том, как помочь малышам налаживать положительные взаимоотношения. Авторы дают рекомендации, как и в какие игры играть с ребенком, как развивать его речь и организовывать разнообразные виды детской деятельности. На примере жизненных ситуаций обсуждаются проблемы и трудности, с которыми сталкиваются взрослые в воспитании детей, например: можно ли наказывать

ребенка? Как вести себя в кризисные периоды развития малыша и подготовить его к яслям или детскому саду? Как разрешать детские конфликты, нужно ли готовить ребенка к школе?

В книге Е.О. Смирновой «Дошкольник в современном мире» обсуждается влияние социальных и экономических трансформаций современного общества на психическое и личностное развитие маленьких детей (Смирнова, 2006). В ней представлен анализ изменений жизни ребенка в последние десятилетия: дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями, распад разновозрастных детских сообществ, активное внедрение информационных технологий в повседневную жизнь детей и пр. Снижение сроков начального обучения и повышенное внимание к целенаправленному обучению дошкольников неизбежно ведет к вытеснению дошкольных видов деятельности, в которых и происходит полноценное развитие маленьких детей. Дошкольный период развития всё больше превращается в низшую ступень школьного обучения. «Готовность к школе» становится главной целью родителей, воспитателей и даже психологов, работающих в детских садах.

В книге в популярной форме раскрывается специфика дошкольного возраста, особенности взгляда дошкольника на мир. Отдельные главы посвящены речевому развитию детей, психологии детской игры, формированию произвольного поведения, развитию общения со сверстниками.

Особое внимание уделено влиянию компьютера и телевидения на маленького ребенка. Показаны возможности и опасности воздействия экрана на дошкольника. Доказывается, что подмена традиционных форм детской деятельности учебными формами и потреблением информации ведет к снижению

творческого потенциала детей и деформации их личностного развития.

В книге обсуждаются пути создания полноценных условий для реализации возможностей дошкольника. Дошкольный этап развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах детской деятельности, которые в наибольшей мере соответствуют потребностям и возможностям ребенка: игра, конструирование, разные виды художественно-эстетической деятельности.

Важным направлением научно-практической деятельности Елены Олеговны Смирновой была подготовка кадров для системы образования.

Она разработала до сих пор актуальные авторские курсы «Психология дошкольного возраста», «Развитие межличностных отношений дошкольников», «Психология детской игры», «Психолого-педагогическая экспертиза игрушек», «Организация предметной развивающей среды ДОУ» и читала лекции в ряде вузов Москвы и других городов РФ. Е.О. Смирнова руководила большим количеством курсовых, дипломных и аспирантских работ, под ее руководством защищено более 20 кандидатских диссертаций.

За большой вклад в развитие дошкольного образования Елена Олеговна Смирнова награждена медалью К.Д. Ушинского, нагрудным знаком «Почетный знак работника высшего образования», грамотами от Департамента образования Москвы, Министерства образования Российской Федерации и др. В 2011 г. Е.О. Смирнова в составе авторского коллектива стала лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области образования за цикл трудов «Система воспитания и развития детей от рождения до семи лет».

Литература

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984.

Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О. и др. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Цикл статей / Под ред. С.Ю. Циркина. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2004.

Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О. Особенности педагогической работы по программе «Первые шаги» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 1. 2007. С. 54-64.

Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О., Ермолова Т.В. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. СПб.: Детство-Пресс, 2005.

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. М.: АРКТИ, 2004. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от 3 до 6 лет. М.: Интор, 1996. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1986.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Издательство Московского университета, 1972. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж: МПСИ, 2001. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009.

Московская психологическая школа. Проблемы возрастной и педагогической психологии. Т. 2 / Под ред. К.Н. Поливановой, И.С. Якиманской. М.: Психологический институт РАО, 2004.

Смирнова Е.О. Детская психология. Сер. Учебник для вузов (3-е изд., перераб.). СПб.: Питер, 2012. Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа, 2006.

Смирнова Е.О. Игрушки: как оценивать их качество // Дошкольное воспитание 2005. № 4. С. 68-73.

Смирнова Е.О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание.

2004. № 3. С. 69-75.

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. 2003. № 8. С. 73-77.

Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. Москва: ВЛАДОС, 2005.

Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

References

El'konin, D.B. (1989). Selected psychological works. M.: Pedagogika. (In Russ.).

Galiguzova, L.N., Meshcheryakova, S.Yu., Smirnova, E.O. et al. (2004). Handbook of psychology and psychiatry of childhood and adolescence. Series of articles (2nd ed.). In S.Yu. Cirkin (Eds.). Saint Petersburg: Piter. (In Russ.).

Galiguzova, L.N., Meshcheryakova, S.Yu., Smirnova, E.O. (2007). Peculiarities of pedagogical work under the programme "First Steps". Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika (Preschool Education Today. Theory and Practice), 1, 54-64. (In Russ.).

Galiguzova, L.N., Meshcheryakova, S.Yu., Smirnova, E.O., Ermolova, T.V. (2005). Diagnosis of the mental development of children from birth to 3 years. SPb.: Detstvo-Press. (In Russ.).

Galiguzova, L.N., Smirnova, E.O. (2004). The art of communicating with a child. One to six years. M.: ARKTI. (In Russ.).

Galiguzova, L.N., Smirnova, E.O. (1996). Stages of communication from 3 to 6 years. M.: Intor. (In Russ.).

Leont'ev, A.N. (1972). Problems of the development of psyche. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta. (In Russ.).

Lisina, M.I. (1986). Problems of the ontogeny of communication. M.: Pedagogika. (In Russ.).

Lisina, M.I. (2001). Communication, personality and psyche of the child. Voronezh: MPSI. (In Russ.).

Lisina, M.I. (2009). Formation of the child's personality in communication. SPb.: Piter. (In Russ.).

Modern psychological dictionary. (2006). In B.G. Meshcheryakov, V.P. Zinchenko (Eds.). Saint Petersburg: Prajm-Evroznak. (In Russ.).

Moscow psychological school. Problems of developmental and educational psychology (2nd ed.). (2004). In K.N. Polivanova, I.S. Yakimanskaya (Eds.). M.: Psihologicheskij institut RAO. (In Russ.).

Smirnova, E.O. (2012). Child psychology. Series. Textbook for universities (3rd ed., revised). SPb.: Piter. (In Russ.). Smirnova, E.O. (2006). Preschooler in the modern world. M.: Drofa. (In Russ.).

Smirnova, E.O. (2005). Toys: how to evaluate their quality. Doshkol'noe vospitanie (Preschool education), 4, 68-73. (In Russ.). Smirnova, E.O. (2004). Modern five-year-old children: features of play and mental development. Doshkol'noe vospitanie (Preschool education), 3, 69-75. (In Russ.).

Smirnova, E.O., Holmogorova, V.M. (2003). Games aimed at forming a friendly attitude towards peers. Doshkol'noe vospitanie (Preschool education), 8, 73-77. (In Russ.).

Smirnova, E.O., Galiguzova, L.N., Meshcheryakova, S.Yu. (2007). First steps. Early Childhood Education and Development Program. M.: Mozaika-Sintez. (In Russ.).

Smirnova, E.O., Holmogorova, V.M. (2005). Interpersonal relationships of preschool children: diagnostics, problems, correction. Moscow: VLADOS. (In Russ.).

Vygotskij, L.S. (1984). Collected works: Child psychology (4th ed.). M.: Pedagogika. (In Russ.). Zaporozhec, A.V. (1986). Selected psychological works. M.: Pedagogika. (In Russ.).

Статья получена 05.06.2022;

принята 15.06.2022; отредактирована 04.07.2022

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT AUTHORS

Галигузова Людмила Николаевна — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4692-9451

Lyudmila N. Galiguzova — PhD in Psychology, Leading Researcher, Psychological Institute of Russian Academy of Education, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4692-9451

Мещерякова Софья Юрьевна — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2081-6157

Sofia Yu. Meshcheryakova — PhD in Psychology, Leading Researcher, Psychological Institute of Russian Academy of Education, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2081-6157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.