Научная статья на тему 'Как сегодняшнему школьнику не обречь себя на безработицу: разговор психолога с работодателем'

Как сегодняшнему школьнику не обречь себя на безработицу: разговор психолога с работодателем Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ / YOUNG PROFESSIONALS / АДЕКВАТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ADEQUATE PSYCHOLOGICAL SETS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬ / PROFESSIONAL DEMAND / РЕСУРС ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ / SELF-DEVELOPMENT RESOURCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пятаков Евгений Олегович

Процессы, происходящие с молодёжью на рынке труда, комментирует специалист по персоналу. Профессиональная невостребованность. Ресурс для саморазвития. Как воспитать адекватные психологические установки и ответственность у современных молодых людей?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как сегодняшнему школьнику не обречь себя на безработицу: разговор психолога с работодателем»

КАК

СЕГОДНЯШНЕМУ ШКОЛЬНИКУ не обречь себя на безработицу: разговор психолога с работодателем

Мы живём в странное время, когда на рынке труда, куда выходят вчерашние выпускники, слышится многоголосый «плач». Вопиют работодатели — бизнесмены, готовые вкладываться в собственный персонал: «Где же они, вменяемые, активные, работоспособные выпускники вузов и училищ? Почему на одного достойного приходится так много самодовольных, некомпетентных ленивых бездарей с дипломами»? В недоумении и вчерашние студенты: «Ну почему нас, таких замечательных и умных, не берут работать в приличные места?».

• рынок труда • молодые профессионалы • адекватные психологические установки • профессиональная невостребованность • ресурс для саморазвития

Современные работодатели часто жалуются не на плохие знания и технические навыки выпускников, а на их отношение к жизни и к работе. Слишком эгоистичны, слишком много хотят — легко, быстро и сразу. Налицо широко распространённые среди молодёжи неадекватные, деструктивные жизненные установки. Их приходится долго осознавать и мучительно изживать. На это уходят многие годы, и не все успевают вовремя изменить своё отношение к жизни, чтобы успеть её наладить.

Что же делать, чтобы подобного не происходило? Ответ очевиден: воспитывать у молодых людей адекватные психологические установки и отношение к жизни в целом. И начинать не тогда, когда на носу окончание вуза, а ещё в школе.

Цель этой статьи — дать в руки учителю, классному руководителю и школьному психологу реальные доводы и аргументы для воспитательных и просветительских бесед, формирующих конструктивные психологические установки.

Мы беседуем с Ольгой Михайловной Новосадовой, директором по персоналу строительной компании «Технологии и Системы Защиты». На этой должности она 9 лет. А в службе персонала Ольга Михайловна работает 32 года. Всё это время наблюдает процессы, которые происходят с молодёжью на рынке труда, и испытывает чувство горечи от происходящего — с каждым годом всё труднее находить молодых профессионалов, да и просто работящих и ответственных молодых людей. Ольге Михайловне есть чем поделиться с педагогами и психологами.

— Ольга Михайловна, не могли бы Вы дать несколько конкретных советов классным руководителям и школьным психологам: как им строить беседу со школьниками о том, к чему надо готовиться в реальной жизни, что делать уже сейчас, чтобы преуспеть. А главное, чего не стоит делать ни в коем случае. Я опускаю вопросы, связанные с получением хорошего образования. Об этом сейчас говорят все. Во главу угла

я ставлю развитие качеств личности, которые помогут молодому человеку добиться успеха в будущем, как в работе, так и в личной и социальной жизни. Скажу даже жёстче и без обиняков: попробуйте дать сильные «пробивные» аргументы, используя которые педагог сможет не просто дискутировать с подростками, которым «типа, ничего по жизни не надо, им и так хорошо, лишь бы в Интернете жить не мешали». Хотелось бы, чтобы после Ваших советов легкомысленные подростки, во-первых, поняли, что так дальше жить нельзя. Во-вторых, почувствовали, что им дали в высшей степени убедительный довод в пользу того, чтобы что-то поменять в своей жизни прямо сейчас. В-третьих, уяснили, что конкретно им нужно делать и куда бежать. Предлагаю тему разговора: как уже в самом начале карьеры не стать тем, от кого отворачиваются работодатели. Ведь уже сейчас можно с уверенностью определить, кто из школьников готовит себе печальную участь профессиональной невостребованности, а кто — нет. Это видно по тому, кто как себя ведёт, как рассуждает о жизни, каких принципов придерживается.

Начать можно издалека. Например, так: «Ребята, представьте, что вы рекрутёры. Ваш обычный типичный рабочий день выглядит так: вы целый день проводите собеседования, чтобы «закрыть» простенькую вакансию. Вам требуется молодой человек с высшим образованием. Возможно, даже без опыта работы. Главное — умный, ответственный, стремящийся учиться чему-то новому. Зарплата вполне приличная, есть хорошие перспективы роста. И вот через ваш кабинет в течение всего дня проходит поток молодых кандидатов — выпускников вузов и студентов старших курсов, но в конце дня вы понимаете, что вашим даже очень простым требованиям не удовлетворяет никто. Вы сидите, схватившись за голову, и думаете: «Ну откуда столько ленивых, самодовольных неучей? Где брать нормальных ребят? И что будут делать те, кого сейчас отсеивают сходу, просто поговорив пять минут? Откуда их столько берётся?».

Затем вы резко меняете ракурс и, обращаясь к учащимся, говорите: «А отсюда. Из таких же классов, как ваш. С такими же ребятами. Иными словами, уже сейчас многие из вас готовят себе судьбу специалистов, не востребованных на рынке труда. Но это ещё можно исправить, и мы будем обсуждать, как».

Тут же можно задать серию жёстких вопросов. Например: «У кого есть домашние обязанности? Кто участвует в волонтёрской работе? Как вы проводите свободное время?».

Уже по этим ответам можно дать оценку: «Ты — молодец, на правильном пути. А ты — кандидат на то, чтобы стать «вечным странником в поисках лучшей доли», как только родители перестанут тебя кормить и обеспечивать».

После этого можно дать реальную и обоснованную оценку тем мнимым преимуществам, которые, якобы, уже имеют некоторые ребята. Да, они умеют «шарить» в Интернете, но только в развлекательных целях. Да, они умеют, шутя, найти сотню потенциальных деловых партнёров, а вести переговоры и выстраивать деловые отношения — нет.

Что бы Вы, Ольга Михайловна, посоветовали педагогам, когда они будут говорить с детьми об их перспективах?

— Вы, Евгений, уже почти всё сказали сами. Мне остаётся добавить совсем немного.

Во -первых, безусловно, взывайте к человеческой личности, призывайте ребят к самоуважению. Приводите убедительные примеры известных семей (из русской классики, а также семей политиков — Сталина, Брежнева, артистов и других публичных людей), когда молодые бездельники пропивали-проедали-прогуливали состояния, заканчивая жизнь «под забором». Приводите примеры молодых людей, добивающихся успеха трудом, — музыкантов, учёных, спортсменов, а также наших славных

соотечественников из прошлого — Морозовых, Мамонтовых, Третьяковых, Боткиных, Менделеева и многих других.

Я ответственно заявляю, что бездельника и лоботряса на работу не возьмут, так как везде надо трудиться. А уж на работу в другую страну — тем более. Там нужны только трудолюбивые, с хорошо работающей головой, не отказывающиеся от задач, а ищущие работу. Чем больше знаний, умений, навыков будет у человека, тем он будет лучше востребован в социуме.

Во-вторых, нужно всё время говорить о детской талантливости и обязанности развивать эти таланты. Мальчики гордятся физическим состоянием — пусть так же пестуют свой интеллект. Девочки увлечённо занимаются своей внешностью — пускай и ум развивают, ибо красивые и глупенькие на рынке невест долго не продержатся, ведь через несколько лет придут другие молодые и красивые. В спину всегда кто-то дышит — и это отлично!

Вот пример: приходит ко мне на собеседование кандидат на должность прораба. Документы в полном порядке — высшее строительное образование, множество удостоверений о повышении квалификации и т.д. Разговариваю о работе, о семье, о его планах и пожеланиях. Речь скудная, словарный запас ограниченный, цели исключительно потребительские. Кстати, нам был нужен именно прораб, а не профессор или искусствовед. На мой взгляд, этот человек нам не подходит из-за своей ограниченности и неразвитости. Прошу специалистов-строителей продолжить собеседование, узнать его профессиональные знания. Может быть, этот человек великолепно знает стройку? Не скрываю своих сомнений. Наши специалисты потом подтвердят, что он очень плохо разбирается в профессии. А документы были в полном порядке — на это ума хватило. Нет, не будет он в хороших организациях работать, себя надо развивать!

Другой пример: нужен менеджер, руководитель проектов. Если вижу на собеседовании, что кандидат не способен к собственному развитию, как сможет он заниматься развитием целого направления?! Иногда задаю вопросы: «Что будете делать с неограниченным количеством материальных возможностей? Как этим богатством распо-

рядитесь?». По ответу можно понять масштаб и уровень мышления соискателя. Прошу написать краткую схему своих представлений о работе. Заодно узнаем, владеет ли кандидат письмом, умеет ли формулировать свои мысли, структурировать и анализировать, прогнозировать отдалённые последствия, владеет ли системным мышлением.

Вот и бродят толпы таких соискателей на рынке труда, я их называю «бомжами».

Как

же не попасть в эту категорию?

Здесь важны разумный, осмысленный труд, понимание собственных способностей, желание расширять свой горизонт, стремление к профессиональному росту через общее развитие. Мы ведь ценим врача-виртуоза, гения-^, талантливого строителя, прекрасного архитектора или музыканта. Вот и надо стремиться стать суперпрофессионалом в своей отрасли! Чтобы не говорили: «В его прошлом было блестящее будущее». Ну, и где это прекрасное будущее? Оно стало сереньким, никчёмным настоящим.

Иногда на собеседование приходит кандидат с хорошим образованием — знания прекрасные, опыт впечатляющий, словом, всё хорошо. Но мы его не берём. Личностные качества плохие: неуживчивый, строптивый, агрессивный, нацелен только на свои личные планы, нигде долго не работал, не умеет трудиться в команде, плохо отзывается о людях, все у него плохие, только он белый и пушистый. Категорически не берём такого специалиста в коллектив — у нас отличная команда, не будем портить лицо нашей фирмы. Этот кандидат не вписывается в нашу организационную структуру, будет нарушать наши нравственные принципы.

И бродит такой человек по рынку труда, не понимая, почему его, такого замечательного, не берут на работу. А ты люби людей, спрашивай с себя строже, не ищи причины неудач в окружающей среде, в людях, в обстоятельствах. Работай над собой, ведь тебе нравится быть лучше?!

На собеседовании я всегда внимательно расспрашиваю об увлечениях, домашних обязанностях, ответственности перед близкими людьми. Часто приходится сожалеть, что у того или иного кандидата ещё в детстве были пробелы в воспитании — выпустили в жизнь с деформированными представлениями, неправильной системой координат. И вот уже взрослый человек, с дипломами, профессиональными знаниями переходит с работы на работу, меняет города и страны, семьи, а результат плачевный. Точка отсчёта — сам человек. Если он плохо, с пренебрежением ко всем относится, то и его вряд ли будут терпеть.

Очень часто приходится сталкиваться с непомерными и неоправданными амбициями молодых специалистов, уверенных в своём высочайшем превосходстве над другими людьми. А на самом деле этот молодой человек только и умеет, что быстро нажимать на клавиши. На самом деле эти «спецы» не разбираются в сути вопросов. Не умеют выстраивать долгосрочных деловых отношений. Ведь искусство общения — очень важный аспект коммуникативных навыков, который закладывается и развивается в детстве, а совершенствуется в течение всей жизни.

Иногда молодые питают иллюзию превосходства над старшим поколением, её создаёт разница в знаниях компьютерных программ. А выключи электричество, в чём твоё превосходство?! Поэтому и надо развивать свои возможности, чтобы мыслить широко и нестандартно.

Были в древности степные народы: выскочили из степи, награбили и скрылись. Созидания нет, поэтому награбленное проели, надо грабить дальше. История показала — это тупиковый путь. Конечно, хочется сразу получить плоды от прутика-яблоньки, но таких чудес не бывает. Будем несколько лет ухаживать за саженцем, только потом появятся плоды.

Очень хорошо, если педагог предложит какому-нибудь самоуверенному ученику мысленно поменяться местами с кем-нибудь, побывать на месте того или иного человека. Иногда особо амбици-

озным можно предложить «порулить», создать документ, разработать программу, провести занятие. И чтобы это занятие было интересное и впечатляющее. Пусть попробует, а вы оцените по всей строгости и прокомментируете его же словами.

Несколько лет назад менеджер по персоналу, проработав короткое время в нашей организации, стала очень настойчиво требовать перевода на высокую должность. Мы согласились, но предложили ей разработать документы для этой позиции. При первой же попытке весь пыл угас и негодование испарилось.

Объясните ребятам, что если молодой человек серьёзно начинает думать о будущем, значит, он взрослеет. Это маленькие дети не знают будущего времени, не понимают слова «завтра», живут настоящим.

Ещё стоит сказать, что с подросткового возраста необходимо задумываться о своих возможностях, о путях реализации, саморазвитии. Надо чаще думать о будущем, но представлять его не в сказочных фантазиях, а в реальной системе координат. Это не значит, что не надо мечтать. Надо ставить перед собой грандиозные задачи, но понимать, что без труда никакой талант не будет востребован.

На собеседовании приходится сталкиваться с таким инфантилизмом у взрослых людей, что диву даёшься! И такие кандидаты переходят с работы на работу, не постигая смысл происходящего с ними. Нельзя пребывать на облаках, всё равно к холодильнику будешь спускаться.

В нашем кадровом сообществе ценится молодой специалист, но не тот, кто, размахивая документом об образовании, требует себе всё и сразу, а тот, который в учебном учреждении времени зря не терял, пусть немного, но работал. По крайней мере, стремился претворить полученные знания в жизнь. Жизнь всё расставляет по своим местам: никакие родство или знакомства не заменят ум, трудолюбие, надёжность

и дружелюбие. Даже в фирме собственных родителей надо работать, а не бить баклуши1.

— Спасибо, Ольга Михайловна. Теперь второй большой вопрос: Положим, нам удалось выполнить поставленную задачу и мы сумели доходчиво объяснить нашим юным подопечным, что бездельничать — плохо, и уже сейчас нужно искать себе дело, которое будет развивать полезные в жизни навыки, знания, умения.

Но каким конкретно может быть это полезное дело? Чем конкретно заняться? Где это дело искать?

От себя выскажу предположение: может, это волонтёрство? Командный спорт? Работа в научных кружках? Подработка? Общественная деятельность в собственной школе? Помощь в детдомах и домах престарелых?

Не могли бы Вы, Ольга Михайловна, дать максимально большой «веер» типовых вариантов с кратким обоснованием — чем конкретно это полезно. Так, чтобы подросток мог взять этот «веер» и начать искать по порядку — что из предложенного есть в его городе (посёлке, деревне) и куда ему бежать, чтобы тот или иной вариант хотя бы попробовать.

1 Подтверждаю примером из личной практики. Как-то в начале 2000-х годов мне пришлось поработать рекрутёром в кадровом агентстве, где от одного клиента поступил необычный заказ. Клиентом была главный бухгалтер московского представительства японской автомобильной компании. Она сказала, что ей нужна личная помощница. Требования: высшее экономическое образование, разговорный английский язык. Обязательно без опыта работы в бухгалтерии (чтобы не пришлось переучивать). Обязательно активная, ответственная, обучаемая, стремящаяся к освоению нового. Главный бухгалтер добавила, что встречаться лично с большим числом кандидатов ей некогда. Просила высылать резюме, из которых ей будет ясно, на какого кандидата стоит тратить время. Мне, как новичку в рекрутинге, задача сперва показалась нерешаемой: как показать в резюме высокие профессиональные качества кандидата, который никогда не работал? Выход удалось найти. Я стал спрашивать у кандидатов по телефону, участвовали ли они в каких-либо мероприятиях, связанных с экономическим образованием или английским языком (олимпиады, стажировки, конкурсы). Занимали ли призовые места? Эти сведения вносил в резюме в графу «дополнительная информация» и отправлял клиенту. Кандидата — единственного рассмотренного и принятого на работу — удалось найти в первый же день. Им оказалась девушка из среднеобеспеченной семьи, выпускница бюджетного вуза, которая во время учёбы, в числе прочего, победила во внутривузовском языковом конкурсе и была награждена бесплатной полугодовой стажировкой в США. (Е.П.)

— Разговаривая с подростками, всегда необходимо делать акцент на развитии их личности. Следует уходить от разговоров, связанных только с биологическими потребностями. Важно постоянно говорить человеку о необходимости формировать самого себя.

Ключевые слова, которые стоит использовать, следующие: думать, анализировать, систематизировать, структурировать, прогнозировать отдалённые последствия. Размышляя о последствиях поступков, слов, действий, мы формируем социальную ответственность. Нужно постоянно говорить, что взрослый человек — это ответственный человек.

Одновременно нужно всё время показывать красоту познания, гармонию мира. Учителя-предметники пусть включаются в эту работу. Усиливают междисциплинарные связи. Делают акцент на общее развитие детей. Любому ребёнку нравится чувствовать себя растущим, умным, развивающимся. Тем более, если окружающие постоянно отмечают его успехи, достижения, победы. Впрочем, можно обсуждать проблемы, концентрируясь и на прагматической стороне процесса. Не секрет, что человек, обладающий большими знаниями, опытом, навыками, инициативой, находится в более выгодном положении на рынке труда: я развиваюсь, получаю удовольствие от познания и развития, да ещё и больше денег платят!

Кто работает на интересных, престижных работах? Тот, кто знает языки, умеет мыслить, трудиться. Этого не достичь без упорного труда. Но учёба не должна быть самоцелью, конечным пунктом, вершиной всей деятельности. Встречаются ребята, как хорошо обучаемые системы — иначе их не назовёшь. А вот работать они не могут, не хотят, не умеют. Их в школе и вузе хвалили за учёбу, а про то, что они должны потом применять полученные знания на практике, речи не было. И своей природной потребности к созиданию у них, к сожалению, нет. Не развили.

Регулярно напоминайте о простом факте: все дети бесконечно талантливы, надо только этот многогранный талант развивать. Как в саду: если его не обрабатывать, всё зарастёт бурьяном и сорняками. Ведь это так здорово — развиваться! Способности в какой-то сфере — технической, гуманитарной, проявляются довольно рано, как и лидерские качества. Если в средних классах подросток не может определиться, посоветуйте ему учить иностранные языки, потом пригодится. И обращать внимание на общее развитие.

Педагоги, родители, воспитатели своим энтузиазмом, воодушевлением, стремлением постоянно развиваться обязательно увлекут подростка. Если взрослым всё равно, то и ребёнок будет такой же. Но кто-то должен расшевелить человека?

Приведу пример одного моего знакомого. Родился он и рос в глухой российской деревеньке, и вершиной его карьеры могла бы стать должность тракториста высшей квалификации. А мальчик был способный. Пошёл в армию, там его командир уговорил после службы поехать в Москву, поступить на подготовительные курсы юридического факультета МГУ. Сейчас он преуспевающий адвокат. Но как он учился, как догонял других студентов в общем развитии, как работал над собой, как развивал речь! Это тема для отдельной «Педагогической поэмы».

Без общего развития не состоится человек. Следовательно, необходимо пользоваться культурными возможностями своего города, посёлка, деревни. Если ребёнок проявляет незаурядные способности, легко учится, его необходимо нагружать дополнительными занятиями или перевести в более сильную школу, если нет медицинских противопоказаний. Посильная нагрузка развивает человека.

Ещё возможность для саморазвития — иностранные языки, музыка, кружки, секции, музеи, выставки — практически везде можно найти занятия по душе. Но главное — развивать в себе человеческое отношение к людям, миру, природе. Один из моих любимых девизов нашей Ж -овской работы — «Любить людей больше, чем власть над людьми». Всегда

можно и нужно кому-нибудь помогать — это тоже большой ресурс для саморазвития.

Многое зависит от семьи, педагогов, окружения. Учитель биологии водит желающих поступать в медицинский вуз на практику в больницу. Можно посещать медико-биологические НИИ, выставки, музеи, лекции, конференции, семинары, олимпиады, кружки и т.д. Можно выпускать газеты, готовить доклады, озеленять классы, ставить спектакли, сажать цветы вокруг школы. У каждого учителя есть возможность дополнительных занятий со школьниками. Можно общаться с ребятами из детских домов, приютов, с инвалидами. Волонтёрских программ существует огромное количество. Можно наладить связь с ребятами из других городов, сегодня с помощью Интернета сделать это гораздо проще. И общаться, общаться, учиться понимать другого человека, развивать свои лучшие качества.

Сейчас множество учебных курсов и программ по развитию командных качеств. Кстати, эти занятия довольно дорогие, основные клиенты — взрослые люди, чьи способности к изменению себя гораздо ниже, чем у детей, по чисто биологическим причинам, не говоря уже о психологических. Иными словами, если не развивать способность к общению с другими людьми в детстве и бесплатно, то потом это умение тяжело развить даже за деньги. И никакими командообразующими семинарами полностью дело всё равно не поправишь.

И последнее: если в вашей местности (городе, посёлке, деревне) ничего такого нет, то надо организовать что-то самому. «Сделай сам» — игра такая. Один мой знакомый много лет назад уехал из Москвы на Валдай из-за проблем со здоровьем. Стал преподавать химию и биологию в одной маленькой школе. Его ребята побеждают на московских олимпиадах и успешно поступают в вузы. Это пример увлечённости учителя.

Интервью подготовил и провёл наш специальный корреспондент, психолог Евгений Олегович Пятаков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.