КАДРЫ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ: ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЯ, ВОЗМОЖНОСТИ ВУЗОВ, ЖЕЛАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
(СТЕНОГРАММА КРУГЛОГО СТОЛА)
HUMAN RESOURCES FOR REGIONAL MASS MEDIA: EMPLOYERS' REQUIREMENTS, UNIVERSITIES' POTENTIAL, GRADUATES' WISHES
(ROUND TABLE TAPESCRIPT)
В заседании круглого стола приняли участие представители региональных СМИ, образовательного сообщества и органов власти. Были затронуты проблемы современной журналистики, в частности - места региональных СМИ в общероссийской ме-диасреде и перспективы их развития. По итогам принято решение о создании общественного объединения по журналистскому образованию.
Предварительные вопросы для обсуждения на круглом столе:
- Чему учить журналистов? Что должен уметь выпускник через четыре года?
- Привлечение практиков в процесс обучения. Готовы ли редакции и специалисты тратить время и силы на сотрудничество с вузами? Формы и условия проведения практики и стажировок, необходимость в исследовании медиарынка, определение содержания учебных программ.
- Рабочий диалог между вузом и работодателем. Создание комитета по журналистскому образованию как возможный механизм общественного регулирования.
Организатором круглого стола выступила кафедра журналистики ФГБОУ ВО «Самарский государственной социально-педагогический университет» при поддержке коммуникационного агентства ВепеАсшт.
Модераторы:
- Поздняков Константин Сергеевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Самарского государственного социально-педагогического университета;
- Щеголькова Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой журналистики Самарского государственного социально-педагогического университета.
Спикеры круглого стола:
- Аитова Ксения Петровна, специальный корреспондент отдела культуры газеты «Волжская коммуна»;
- Арсеньев Сергей Владимирович, пресс-секретарь фракции КПРФ в Самарской Губернской Думе, директор АНО газета «Трудовая Самара»;
- Арутюнов Армен Робертович, редактор отдела «Культура и стиль» газеты «Волжская коммуна»;
- Болдырева Татьяна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Самарского государственного социально-педагогического университета;
- Василькина Юлия Павловна, редактор отдела «Экономика и бизнес» газеты «Волжская коммуна»;
- Волков Павел Игоревич, управляющий партнер коммуникационного агентства «Beneficium»;
- Голубков Сергей Алексеевич, доктор филологических наук, профессор Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева, член Союза журналистов России;
- Зацепин Денис Михайлович, главный редактор интернет-журнала «Другой город»;
- Кислова Наталья Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, проректор по учебно-методической работе и качеству
образования Самарского государственного социально-педагогического университета;
- Кнор Анастасия Юрьевна, член Союза журналистов России, директор Самарской региональной общественной организации «За информационное общество», РR-специалист ОАО «Нанотехнологический центр Самарской области»;
- Лямшин Роман Анатольевич, заместитель директора, начальник службы информационных программ ГТРК «Самара»;
- Мочалов Александр Николаевич, руководитель управления профессионального образования, науки и кадрового обеспечения отрасли Министерства образования и науки Самарской области;
- Николаева Людмила Викторовна, редактор отдела «Власть & Политика & Общество» газеты «Самарское обозрение»;
- Симатова Валентина Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева;
- Торгашева Юлия Владимировна, журналист, директор ООО «Генлайн»;
- Цветкова Наталья Евгеньевна, директор по маркетингу и PR АО «Теплант»;
- Шидловская Людмила Викторовна, шеф-редактор радио «Эхо Москвы» в Самаре.
Ход заседания
К.С. Поздняков. Доброе утро, уважаемые коллеги. Тема нашего сегодняшнего круглого стола - «Кадры для региональных СМИ: требования работодателя, возможности вузов, желания специалистов».
Мы пригласили как преподавателей вузов, представителей научной среды, так и участников профессионального журналистского сообщества, чтобы обсудить проблемы, особенно важные в свете тех процессов, которые имеют место быть в современной инфосфере.
Первый вопрос: «Чему учить журналистов? Чем ребята должны заниматься в вузах четыре года?». В свете этого вопроса
приведу расскажу о моем знакомом журналисте из Уфы Константине Корепанове. Его, долгое время работающего на телевидении, направили в вуз учиться, но он ушел с первого же занятия, объяснив ситуацию таким образом: «Я работаю на телевидении несколько лет, уже специалист. На лекции в вузе какая-то пожилая дама рассказывает очевидные вещи, которые я давно знаю. Я, не дослушав ее, встал и ушел». В настоящее время он пытается самообразовываться, поэтому постоянно следит за новыми лекциями, тренингами, семинарами, онлайн-кур-сами и т.п. С другой стороны, вчера на конференции «Региональная журналистика в контексте профессионального образования, власти, бизнеса, городской среды» французская журналистка Флоранс Трёй, отвечая на вопрос: «Кто преподает во французских вузах по специальности коммуникация, журналистика - специалисты-практики, представители журналистского сообщества или обычные преподаватели, которые занимаются только наукой, педагогической деятельностью?», ответила, что и те, и другие. В противовес тому, что, якобы, должны быть только практики или только теоретики. При этом, как сказала Флоранс, когда она закончила вуз, то была полностью готова к работе - без дополнительной адаптации и специализации. Ее сразу взяли в редакцию, где она многим занималась и имела успех.
О.В. Щеголькова. Когда мы задумывали круглый стол, мы хотели отметить серьёзную для нас дату двадцатипятилетия журналистского образования в Самаре, а также осмыслить сделанное и перспективы учебной работы в виду предстоящей разработки нового учебного плана (новый профессиональный стандарт «3++»). Эти профессиональные стандарты ориентируют нас на то, чтобы мы строго «держали прицел» на работодателя. Мы, конечно, стараемся следить за мировыми тенденциями, и, в частности, в рамках вчерашней части медиасессии у нас были не только представители федеральных каналов, федеральной медиасферы, но и зарубежные специалисты-практики. Но мы понимаем, что работаем в конкретном
регионе, и хотим выпускать кадры, которые востребованы, в первую очередь, региональным медиарынком. И хотелось бы не только знать сегодняшние требования, но и понимать, как подготовить студентов к работе через четыре года в быстро меняющейся ме-диасреде. Специалисты, которые работают в Москве, говорят о новой смене ориентиров. Так, Яна Чурикова отмечает, что частные компетенции сейчас востребуются все меньше, а универсальный специалист - все больше.
А.Ю. Кнор. Проведем коротенькое социологическое исследование. Здесь присутствуют ведущие журналисты. Поднимите руки те, у кого профессиональное журналистское образование. (Руку подняла только Ю.П. Василькина). Ответ на ваш вопрос.
О.В. Щеголькова. Мы осознаем, конечно, что в практике медиасреды профессиональных журналистов не так много не только в нашем региональном пространстве, но и в мировом. Но на этот вопрос ответила вчера Флоранс, когда ее спросили наши студенты о том, насколько требуется во Франции профессиональное журналистское образование. Тенденция такова: есть возможность работать без профессионального образования, но все больше и больше требуется профессиональный диплом. Если ты хочешь работать на каком-то серьёзном государственном канале, то там это обязательное условие. И я знаю, что во многих наших структурах наличие такого документа обязательно. Хотя, конечно, талант, собственные творческие возможности никто не отменял, в этой профессии - это первая составляющая.
А.Ю. Кнор. Я твердо убеждена, что журналистике нельзя научить. Это либо есть в человеке, либо нет. Главные качества журналиста - это любопытство и стремление расти, чувство сопереживания и т.п. В институте научить писать тексты, репортажи, брать интервью практически невозможно, потому что либо у человека это интуитивно получается и он сам стремится саморазвиваться, либо не получается. Рассказать про особенности жанров можно, я считаю, что вообще можно сделать мастер-класс на два
часа, и в принципе все это поймут. Если мы говорим о хорошем журналисте, который должен выйти из стен высшего учебного заведения, то это должен быть прежде всего образованный и культурный человек, у которого должна быть очень хорошая литературная база, который должен разбираться в русской и зарубежной литературе. То есть у человека должен быть багаж знаний. Я полагаю, что основу учебного процесса должны составлять фундаментальные науки: филология, литература, русский язык и так далее. А журналистика познается в практике.
Есть еще две проблемы: преподаватели и студенты.
Я много раз пыталась сотрудничать с вузами, которые готовят журналистов, смотрела на уровень преподавателей. Конечно, спецкурсы ведут действительно профессиональные журналисты. Однако в общей массе (не знаю, как сейчас, боюсь кого-нибудь там обидеть), но раньше почему-то в преподаватели шли журналисты-неудачники, которые не были востребованы в профессии. Соответственно, мы получали тот уровень, который получали.
Другой пример. Несколько лет назад мне нужно было набрать журналистов. Я пошла к Симатовой в госуниверситет и выступала перед... (Обращается к Симатовой Валентине Николаевне.) Помните, как я полтора часа уговаривала ваших ребятишек, чтобы пошли к нам работать? Все сидели с холодными лицами, никто не позвонил и вопроса ни одного не задал. Через две недели я выступала перед филологами, меня Миша Перепёлкин пригласил, просил просто про профессию рассказать. Меня не отпускали три часа, настолько всем всё было интересно. Поэтому я очень скептически отношусь к журналистскому образованию в Самаре.
П.И. Волков. Анастасия Юрьевна правильно отметила, что журналистике невозможно научить. Это либо человеку дано, либо не дано. Но журналистика - это всё-таки институт, который существует довольно долго, и есть такие предметы, как правовые основы журналистики, профессиональная этика журналиста. К сожалению, «самородки» часто нарушают и правовые
нормы журналистики, и профессиональную этику. Они просто создают себе имя за счет скандалов, и это неправильно. Журналистика должна быть объективной, и она должна быть нацелена на то, чтобы создавать для потребителей массмедиа четкую и объективную картину восприятия мира без каких-либо нарушений.
Ю.В. Торгашева. Ремарка: очень популярно мнение о том, что журналистика должна быть объективной. Не должна. Объективность придумали тиражные американские газеты в начале XX в., чтобы аудитория их продаж была побольше. Исторически многие газеты не были объективными. Они представляли интересы каких-то групп населения, политических партий и т.д. Существует мнение, что журналистика - это весы, на которых все должно взвешиваться. Но для того, чтобы эти весы умело держать в руках, журналист должен обладать не только умением писать, но и знанием широкого гуманитарного, социологического, обществоведческого, исторического контекста. Знанием обстоятельств, которые привели к существующей политической ситуации, экономической и т.д. Это в дополнение к словам о том, что базовое фундаментальное образование - первично. Нужно обязательно учить технологическим основам журналистики, правовым основам, но этому можно научить, действительно, в рамках каких-то спецкурсов, это год, два. Я не знаю, как назвать в рамках бакалавриата, магистратуры выделение каких-то спецкурсов, но в основе журналистского мастерства журналиста, конечно, лежит глубокое знание общества. К сожалению, мы видим у приходящих к нам студентов в большинстве плохое знание состояния общества, страны и эпохи вообще.
Очень часто мы встречаемся с тем, что люди хотят быть журналистами, но слабо мотивированы к этой деятельности. Они не ведут блогов: видео, текстовых - неважно, не производят контент, хотя им никто не мешает это делать. Люди хотят писать, но не пишут. У них какое-то еще умозрительное представление о собственных способностях,
о собственной мотивации работать в профессии. Они с трудом ориентируются в новейшей истории России, с трудом ориентируются в устройстве общества, в устройстве власти. Здесь я вижу настораживающие вещи, связанные с политической активностью. Она может поворачиваться в любое русло, но она должна быть у тех молодых граждан, которые хотят заниматься обществом. Журналистика - это общество, от этого невозможно никуда уйти. Если вы хотите быть журналистом, вы должны живо интересоваться тем, что происходит в обществе. Поэтому фундаментальные основы каких-то общих исторических, гуманитарных знаний обязательно нужны. И в этом смысле ученые, теоретики, преподаватели с большим стажем, которые занимаются именно теорией коммуникации, историей журналистики и т.д., очень нужны, потому что они вводят человека в контекст того мира, в котором он будет работать. А как учить навыкам - это уже дело более рабочее. Спасибо.
Ю.П. Василькина. Я поддержу Юлию Торгашеву. Журналистика - это сфера общительных, приветливых, воспитанных, интересных, интеллигентных людей. И каждый раз я удивляюсь, когда слышу, что наши талантливые, прекрасные, универсальные журналисты не считают, что они тоже должны учить в редакции. Считают, что к ним обязательно придет готовый специалист конкретно под их нужды, несмотря на то, что вчера, лет 20 назад это были одни нужды, сегодня - абсолютно другие. А через три года может случиться, что половина журналистов будет не нужна, потому что автоматизация производства, потому что оптимизация, потому что новые информационные технологии... В промышленности роботы уже заменяют людей. Этот процесс медленно, но верно касается и журналистики. Сегодня мы говорим: «Кто может считаться журналистом?». Я могу сказать так: журналистом может назвать себя каждый, кто сумеет вписаться в современные технологические реалии. В принципе любой активный человек может вести блог, может делать новости. При этом есть одно «но»:
журналистика - это система регулярно выходящих изданий.
Даже самые талантливые журналисты не всегда справляются с работой на постоянной основе. Это я говорю как редактор, который работает в ежедневке. Талант - это прекрасно, но нужно делать газету каждый день. Журналистом нужно становиться тому человеку, который хочет упорно и постоянно трудиться: искать материал, обрабатывать, выверять текст. Все здесь присутствующие - профессионалы. Почему каждому не выделить хотя бы раз в год время на мастер-класс и за два часа не рассказать о своей работе студентам - об особенностях работы в разных средствах информации, о секретах успеха и трудностях? Насколько я знаю, наши кафедры и в университете, и в педагогическом всегда приглашают.
Возможно, мастер-классы помогут студенту «найти себя» в профессии. В журналистике нет ни одного специалиста, который всем подходит и все может одинаково хорошо, но что-то каждому удается особенно хорошо. Вот Ксения Аитова (Показывает на Ксению), она вообще одна такая в Самаре. Насколько я знаю, рецензии у нас в Самаре пишет так только один человек, что подтверждено уже на московском уровне. Это прежде всего талант, но и труд, и образованность, а также, думается, чья-то подсказка, чье-то указание на этот талант.
Сегодня профессия журналиста - это не только текст. Западные исследования уже много лет говорят о том, что общество всё больше воспринимает информацию аудио, видео. Поэтому сегодня журналисту в плане информационных технологий нужно быть очень подкованным. Без гаджетов в современной работе не обойтись, без фото, видео. Важен не только текст.
К.С. Поздняков. Позволю себе пару реплик. Первая - о фундаментальном филологическом образовании. О русской и зарубежной литературе как основе всего. На каком уровне у нас сейчас филология находится, это особый вопрос: как будто всё замечательно и филологи в своей массе из страны не уехали; как будто в ваковских журналах регулярно публикуются статьи по
филологии. Мы все читаем ваковские журналы по филологии? По-моему, там публикуются некие тезисные вещи, которые достаточно известны, но публикуются с соблюдением всех формальных требований (аннотация, перевод и др.). Вопрос: характер преподавания филологических дисциплин не отразит характера публикаций?
Во-вторых, о том, что Бог дал человеку. Извините, буду говорить о музыкальной сфере, поскольку в этой сфере тоже вращаюсь. Есть ребята, которым, действительно, дано от Бога музыкой заниматься. Они берут в руки барабанные палочки или гитару, и у них сразу всё звучит. Есть другие ребята, которым трудно это все освоить, у которых не все получается сразу. Но не сразу, а в упорном труде, часто получается не хуже, чем у одаренных природой. Многие профессиональные, я вам точно говорю, музыканты и профессиональные журналисты, достигли успеха, получив образование. Это считается нормальным на Западе. Я не знаю, почему у нас такая позиция относительно массы студентов: «Чему вы их научите? Либо дано, либо нет». Да, ситуация в журналистике и журналистском образовании сейчас сложная. Но она сложная и в филологии, и в подготовке филологов. Но преподаватели продолжают учить студентов.
Р.А. Лямшин. Спасибо, что пригласили практикующих журналистов. Это редкость. Я в профессии достаточно давно, хотя я по образованию историк. Лет шесть назад, поняв, что, к сожалению, высшие школы не готовят кадры на достаточном уровне, я сам занялся преподаванием. На мой взгляд, базовая проблема журналистского образования в регионе состоит в том, что оно представляет собой перевернутую пирамиду. Мы бежим впереди паровоза, ловим модные тенденции; на первом курсе рассказываем про мультимедиа, даже трансмедиа, про конвергенцию... Между тем люди, которые получают журналистское образование, не представляют себе, что такое современное законодательство о СМИ. Они не знают законов, по которым существует предприятие. Самое главное, они не имеют представления об экономике СМИ.
Я, понимаю, что в журналистику приходят идеалисты, которые считают, что своим пером и микрофоном могут перевернуть мир, могут добиться лучшей жизни для миллионов. Это хорошо, так и должно быть. Только такие люди в профессии действительно ценны. Но, приходя в реальные СМИ, они понимают, что на современном историческом этапе главенствуют все-таки деньги, и все они хотят есть. Все они хотят получать зарплату. Люди приходят со своими блестящими идеями и говорят: «Давайте я реализую вот этот прекрасный проект». Очень часто проект останавливает простой вопрос: «За чей счет будет банкет?»
СМИ в стране делятся на частные и государственные, но политику и там, и там равно диктует учредитель. Соответственно, любому сотруднику СМИ важно знать, кто финансирует СМИ, откуда еще берутся деньги, как и сколько будет «весить» бюджет той или иной передачи, той или иной статьи, или того или иного ежедневника, каковы основы работы с рекламодателями. На мой взгляд, эти базовые знания должна дать высшая школа. Если вы этому не научите студентов, то вряд ли они смогут показать себя в реальных условиях современной региональной журналистики.
П.И. Волков (обращается к Р.А. Лям-шину). Вы предполагаете, что журналистам с первого по третий курс необходимо преподавать экономические основы работы СМИ и правовые основы журналистики?
Р.А. Лямшин. Правовые законы обязательно. Элементарно закон 1991 г. И определенные тонкости. Сейчас мы столкнулись с тем, что помимо лжеюристов, которые отстаивают права безответственных заёмщиков или помогают возвращать права автомобилистам, у которых их отобрали за пьянку, есть целая когорта юристов, которая «выставляет» СМИ на деньги, пользуясь тем, что наше либеральное государство приняло целый ряд законов о защите авторских прав, о защите изображения частного лица, о недопущении вторжения в частную жизнь человека и т.п. Журналист, который первого сентября снимает линейку, во избежание
того, чтобы его редакции эти юристы не выставили счет на полмиллиона, должен у каждого ребенка или у его законного представителя взять согласие на размещение изображения. Предупреждает об этом высшая школа?
Простые законы экономики, на мой взгляд, должен знать любой человек, который пришёл в СМИ, пусть даже с дипломом бакалавра: чем выше у нас рейтинг, тем дороже у нас реклама; чем дороже у нас реклама, тем больше у нас денег; чем больше у нас денег, тем лучше у нас продукт. Вот простое кольцо.
Л.В. Шидловская. Выпускники и стажеры не могут к Вам прийти с главной мыслью о деньгах, потому что им по 20 лет, 22 года. Они пришли, чтобы «сделать человечество счастливым» - и это нормально. В экономическую реальность они входят постепенно. Вы научите их. Вы - главный редактор, Вы посмотрите материал и скажете: «Маша, ты чуть не подставила нашу редакцию». Это называется школа. Маша узнает, испугается. Еще, не дай Бог, Вы ее оштрафуете. Но Вы ее научите. Что нужно, чтобы можно было учить? Нужны умные люди. И я хочу сказать преподавателям журналистского корпуса: давайте базу, делайте их умными, начитанными, но умеющими сочувствовать и сопереживать людьми. Циниками их будем делать мы, когда они придут к нам. В принципе, процесс абсолютно общий, неизбежный во все времена.
О.В. Щеголькова. На самом деле Вы говорите отрадные для нас вещи: о необходимости базового гуманитарного образования, системы, о том, что вы готовы дообра-зовывать, делать из студентов специалистов-практиков. Здесь встает вопрос: как найти практика, который будет готов тратить свое время, отрываться от своего сложного, технологического, загруженного процесса и распорядка дня и приходить в аудиторию даже на два часа. Юлия Павловна, Вы - редкое исключение (обращается к Ю.П. Василькиной). Еще сложнее найти практика, который готов вести не два часа, а, скажем, дисциплину. Хотелось бы понять,
что может заставить практиков работать рядом со специалистами кафедры.
К.С. Поздняков. Сподвигнет. Заставлять, конечно, никто никого не будет.
В.Н. Симатова. Уважаемые коллеги, уважаемые друзья, уважаемые мои студенты. Я хочу сказать, что мы ищем пути к союзу преподавателей и журналистов. Очень жаль, что Роман не сказал об этом, потому что ГТРК «Самара» и университет сделали большое дело. Студенты, которые получают специальность «Телевидение», с первого курса два дня в неделю занимаются на ГТРК «Самара». Разработана своя система выполнения выпускной работы бакалавриата. Она состоит из двух частей: первая теоретическая, похожая на общий диплом, а вторая часть - творческая, которая реализует все те положения, о которых говорилось в первой части. Это фильмы, отчеты, зарисовки, интервью, репортажи, которые студенты приносят на суд аттестационной комиссии. Уже много лет у нас возглавляет эту комиссию Рифат Абдулвагапович Сабитов. Последний раз он потребовал всем выпускникам поставить пятерки. Это было для меня важно, потому означало успех нашей системы.
Я газетчик. У меня нет пространственного воображения. Всё, что я верстала, было плохо, но писала более или менее нормально. Когда была открыта специальность «Телевидение», я сразу пошла на ГТРК -учиться и налаживать связь. Я не знала о том, что по всей стране уже организуются кластеры, объединения вузов и телестудий. Не касалось это меня вплотную. Когда коснулось, я много прочла, ездила в Южноуральский университет, где кластеры поддерживают, а они в ответ «платят добром» университету. Короче говоря, надо работать. И нам, конечно, надо встречаться, нам надо общаться хотя бы несколько раз в год. Встречи, дискуссии с руководителями СМИ, с журналистами. Я хотела бы чаще встречаться с представителями районных газет, в которые мы тоже направляем студентов. Это, между прочим, очень разветвленная сеть средств массовой информации
по всей стране. Они занимают достойное место. Кроме этого, я думаю, что нам, может быть, стоит договориться с руководителями редакций о том, чтобы преподаватели проходили стажировку в средствах массовой информации. Какой-то период, месяц хотя бы. Я бы с удовольствием писала месяц. Повышение квалификации преподавателей на базе ведущих СМИ - это еще один путь.
Конечно, нам не хватает не правовых знаний и не человеческого, как говорится, материала для воспитания студентов. Нам не хватает технологических знаний. Но еще больше - готовности практиков участвовать в образовательном процессе и понимания ими того, что что ни один выпускник вуза не может быть абсолютно подготовлен к работе в конкретных условиях определенного СМИ. Но я помню Вас, Настя (Обращается к А. Кнор) , Вы пришли как на рынок: «Так, где лежат подготовленные? Ах, у вас нет таких подготовленных, которые мне нужны?». У нас не рынок, у нас общая подготовка. Я хотела бы еще сказать, что в МГУ организован экспертный совет. Там и представители медиа-индустрии, и преподаватели. И у нас в вузах тоже можно организовать подобный совет. Надо собираться и работать, может быть, в узких компаниях (руководителям, ведущим журналистам). Опыт есть. ГТРК нам поможет.
К.С. Поздняков (обращается к Р.А. Лямшину). Я хотел бы узнать у Романа Анатольевича в свете сказанного, сколько, действительно, студентов трудоустраивается к Вам с каждого курса?
Р.А. Лямшин. 2-3 человека. Раньше не было ни одного. Во-первых, компания не «резиновая». Во-вторых, все собравшиеся здесь знают, что специфика и проблема телевидения заключается в том, что многие выбирают специальность, видя себя звёздами. Они приходят, видя себя исключительно телеведущими, но оказываются на стройках и в коровниках. Происходит «срыв шаблона». Мы обсуждали проблему достаточно горячо на площадке союза журналистов, была идея набрать группу по специальности «Телеведущие». Я тогда сказал: «У нас
три телеканала: «Культура», «Россия-24», «Россия 1»; в штате семь телеведущих, никто из них на пенсию не собирается; мы можем набрать курс или группу телеведущих в 25 человек, но перспектива их трудоустройства будет равна нулю через четыре года».
А.Ю. Кнор. Что сейчас происходит на рынке СМИ, друзья мои? Я знаю многих отличных журналистов, которые не могут устроиться на работу, потому что газеты закрываются. Держатся две-три за счет бюджетных средств. В «Аргументах и фактах» в редакции остался один журналист.
Да, Интернет развивается, но блоге-рами становятся все - «сам себе блогер». Видеоблоги собирают миллионные просмотры и т.д., и т.п. Вот куда движется вся журналистика. Сколько у нас сейчас рабочих мест? Дай, Бог, 150. Куда пойдут 60 новых журналистов каждый год?
К.С. Поздняков. Я бы хотел обратиться к молодым журналистам-практикам и задать им вопросы: «Есть у Вас желание преподавать в вузе? Если преподавать, то что?».
Д.М. Зацепин. Хороший вопрос. Желание есть и, на самом деле, есть и потребность в журналистах. Мы заинтересованы привлекать достойных, всячески по головке гладить и зарплату платить. Но хотел бы обратить внимание на другой момент. Мы целый час ведём беседу, но социальные сети были упомянуты только сейчас. Как минимум, это странно. Поделюсь своим маленьким опытом - с 2013 г. руководил сменой «Молодые журналисты» на форуме <аВолга». Это 200-250 человек из 14 регионов Приволжского федерального округа. Перед каждой сменой проводится опрос «Что Вам интересно, дорогие наши участники?». Те науки, те направления, которые интересны в журналистике, были востребованы максимум 10 участниками из 250. Всем остальным было интересно то, что касается социальных сетей: продвижение, заработок, коммерция и многие другие направления. Я бы хотел обратить внимание на то, что сейчас на нашем круглом столе происходит стандартное столкновение клас-
сической журналистики и современных тенденций, блогеров как некого веяния. Выпускник, который хочет иметь работу по специальности, должен быть работягой-универсалом. Взял фотоаппарат, побежал, сам выложил в социальные сети. Как правило, год-два как минимум он будет этим заниматься.
На этом пути у студента возникнет ряд проблем. Проблема номер один: многие студенты не умеют фотографировать. Вторая проблема: автор сам не может выложить материал в социальные сети.
Еще один уже затронутый ранее вопрос: у студентов, к сожалению, нет понимания общей картины работы СМИ. Есть некая корона - «я - журналист». Необходимо понимать, что нужно отработать год-два на имя, чтобы в дальнейшем развиваться в сфере, и понимать, где и как можно заработать.
Здесь мы переходим к следующему пункту. Если студенты будут уметь писать коммерческие тексты, они найдут работу. У нас единицы в регионе, которые могут писать коммерческие тексты. Такие специалисты на вес золота. Если мы смогли бы скорректировать подготовку и на выпуске иметь людей, способных писать коммерческие тексты, проблемы трудоустройства у них бы не было.
Л.В. Николаева. Ольга Владимировна Щеголькова упомянула, что вузы призывают более активно ориентироваться на работодателя. Однако работодатель в нашей сфере очень разный. Есть технологично развитые организации, редакции и т.д., но есть и районные газеты, есть газеты и телевидение, которые работают по наработанным десятилетиями стандартам. Понятно, что вуз подготовить для всего этого пласта универсального конвергентного журналиста не может. Выход в этой ситуации может быть только через практику.
Ольга Владимировна, наверное, помнит защиту дипломной работы этого года, автор которой пытался разобраться в том, что дает наше журналистское образование и что получают на выходе студенты. Мы тогда долго говорили о том, почему так мало прак-
тики в вузовском образовании. Ольга Владимировна связала это с содержанием федеральных стандартов. Мое глубокое убеждение, что практики должно быть больше.
На первом этапе практики студент, придя в редакцию, должен для себя определить, кем именно он хочет быть: телевизионным журналистом, газетным журналистом, интернет-журналистом или универсальным, т.е. работать во всех сферах; хочет он быть руководителем, редактором или писать коммерческие тексты. Вторая часть практики - это уже наработка навыков. Мы все понимаем, что какой бы прекрасной ни была теория, сколько бы ни было практических занятий в вузе, но реально навыки будут вырабатываться только непосредственно в редакции. Самая продуктивная практика - это, конечно, летняя, когда студенты к нам приходят на целый месяц. За это время они реально успевают попробовать, что такое работа в редакции. Кому-то это становится непомерно трудно, кто-то надеется отбывать с 10 до 18, но у нас, извините, ненормированный рабочий день. Кто-то втягивается и понимает, что это его. За это время и мы успеваем понять, наш ли это человек наш. При этом наша редакция готова принимать новых сотрудников. Текучка кадров достаточно большая. Из нашей редакции очень многие ребята уехали в Москву и в другие регионы; есть и определенное движение внутри редакции: кому-то уже дают новые должности и т.д.
А.Р. Арутюнов. У меня были встречи со студентами. Несколько наблюдений.
О формате, который здесь обсуждался: приход практиков, встречи с ними.
Во-первых, по моему наблюдению (может быть, конечно, со мной было неинтересно общаться) у студентов к этому очень маленький интерес. С курса приходят два-три человека.
Второе - ребята, которые начинают практиковать. У них звездная болезнь. И как следствие - писатели, которые не читают. Это не только литературы касается. У меня были ребята, которые затруднялись с отве-
том на вопрос: «Материалы каких федеральных СМИ вы просматриваете регулярно?» У меня как у практикующего журналиста есть ориентиры: определенные издания, определенные авторы. Студенты не знают, кто такой Дмитрий Муратов. Не читают. Как можно писать хорошо, если ты не знаешь, например, как пишут в федеральных изданиях?
И в целом интерес к профессии. Были встречи с журналистами, мастер-классы или просто творческие встречи в Самаре. Участвовали федеральные журналисты. Я там не видел ни одного студента.
Еще один вопрос, я с этим тоже сталкивался. Соцсети. Я с Андреем Кочетковым в свое время обсуждал, сообщал, что есть ребята, которые хотят, нуждаются в работе, их единственная проблема - у них аккаунта «ВКонтакте» нет. Андрей не поверил, что так бывает. Ребята трудность преодолели, сейчас работают, причем работают не в печатной журналистике, и очень успешно работают. Я за них очень рад. Для меня журналистики не существует без интернет-пространства. Но этому тоже нужно учить.
А.Н. Мочалов. Уважаемые профессионалы, журналисты, огромное спасибо, что пригласили присутствовать на сегодняшнем разговоре - очень интересном и полезном. Моя профессиональная жизнь сложилась таким образом, что она связана с журналистами, и всегда это были люди достаточно профессиональные, которые решали свои задачи очень успешно. Но сейчас не об этом, а о предмете сегодняшнего разговора. Как работодатели вы поднимаете те же вопросы, которые озвучивают машиностроители, строители, энергетики и т.д. В пятницу на прошлой неделе я встречался с преподавателями Таллинского университета, и они говорили о том, что наши федеральные государственные образовательные стандарты и высшей, и общеобразовательной школы замечательные. Проблема в том, что людям, которые работают с этими стандартами, трудно с ними работать.
Перед нами давным-давно стоит задача, поставленная президентом, - привести
содержание образования высшего, профессионального в соответствие с профессиональными стандартами и квалификационными требованиями работодателей.
70-80% учебного времени из того молодой человек времени должен проводить у работодателя. Это называется практико-ориентированным образованием. Говоря о практико-ориентированном образовании мы должны понимать, что это ведет к индивидуализации этого образования. Речь не может идти о массовой подготовке, тем более по такой специальности, как журналистика.
Следующий вопрос - это определение содержания образования, это образовательные программы, учебные планы и т.д. Специалисты должны принять сегодня непосредственное участие в формировании содержания образования. Вот когда будут учтены такие вещи, как написание коммерческих текстов и этика, знание экономики журналистики, тогда можно будет говорить, о том, что вуз получил программу профессиональной подготовки современного специалиста.
Т.В. Болдырева. В программе круглого стола вопрос, затронутый Александром Николаевичем, обозначен как «Налаживание диалога между вузом и образовательным сообществом». Представляю проект, скорее, эта даже идею общественного объединения по журналистскому образованию. Александр Николаевич затронул вопрос относительно нынешних образовательных стандартов, которые сейчас, в отличие от старых образовательных стандартов, устроены для нас достаточно комфортно. Ранее министерство образования определяло список дисциплин и содержание образовательных дисциплин. Это называлось дидактическими единицами. Сейчас министерством образования список дисциплин определен на 5-10%. В остальном список образовательных дисциплин определяет вуз. Содержание же каждой отдельной образовательной дисциплины полностью определяет вуз. Идея модернизации высшего образования, как мы ее трактуем, в том, чтобы дать вузовскому со-
обществу возможность более гибко подходить к формированию компетенций будущих специалистов.
Сейчас мы разрабатываем новую рабочую программу. Мы хотим, чтобы профессиональное журналистское сообщество помогло нам конкретизировать абстрактные определения компетенций с учетом современных реалий - экономических, юридических, социальных, технологических. В связи с этим мы хотели бы предложить коллегам создание общественного объединения по журналистскому образованию. Цель - привлечение широкого круга специалистов к обсуждению вопросов профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров для медиарынка. Я вижу два направления работы этого объединения. Первое -это взаимодействие медиаотрасли и образовательных учреждений в подготовке кадров для рынка труда, второе, очень важное для нас, - это экспертная оценка образовательных программ соответствующего профиля.
Через такое объединение могли бы поступать заявки на выработку конкретных навыков, чтобы в зависимости от этого можно было корректировать учебные планы. Недавно был разговор с исполнительным продюсером ГТРК Алексеем Крыловым. Выступая перед студентами, он отметил, что никто не готовит продюсеров. Мы могли бы на базе классического фундаментального образования ввести, начиная, например, с 3 курса, несколько соответствующих спецкурсов. Здесь должен включиться практик, чтобы все необходимое ввести план.
Взаимодействие медиаотрасли и образовательного сообщества - это и стажировка или система практик, о которой мы сегодня говорили. Действительно, у нас есть определенные задания, в том числе и от министерства образования. Мы должны готовить практико-ориентированных журналистов. Как построить практику? Это зависит, во многом, от нас и от ваших возможностей.
Что получит медиотрасль от сотрудничества внутри общественного объединения? Она получит приспособленных к
жизни сотрудников и возможность использования научных исследований для выстраивания гибкой стратегии развития. Что получит вуз? Реальный социальный заказ, основанный на потребностях регионального медиарынка. Мы будем рады любым суждениям, позиции, критике и конкретным предложениям по этому объединению.
А.Н. Мочалов. В вашем выступлении несколько раз звучало слово «помощь». Нужна не помощь, нужно участие. Университет при всём своем желании никогда без помощи практиков готового специалиста не сделает. Без этого прийти на новый уровень качества в подготовке специалистов невозможно.
Н.Е. Цветкова. Коллеги правы в том, что рынок СМИ сужается постоянно, но важно не забывать, что кроме рынка СМИ журналисты могут найти применение в других сферах. Я сейчас уже работаю не в СМИ, а по другую сторону «баррикад». Я работодатель, которому нужны качественные пиарщики. На предприятии требования к ним предъявляются такие же, как к профессиональным журналистам, мы тоже хотим иметь качественный контент. Основная задача сегодняшнего времени, на мой взгляд, для журналиста - это создание качественного контента. Отсюда потребность в эрудиции, уровне культуры, грамотности, понимании того, как устроено общество. У меня предложение: когда будет создаваться объединение, не забыть и про экспертов, которые работают с корпоративными СМИ.
П.И. Волков. Позвольте вопрос со стороны практиков. Занимаюсь тем, что преподаю в трёх вузах и имею свое коммуникационное агентство. Сотрудничаю с исследовательским университетом им. Королёва, с социально-педагогическим университетом, с университетом связи. У меня есть одна большая проблема. По образованию своему (трём образованиям, которые у меня есть) я не педагог. Составить программу или работать по программе, которую мне предлагает вуз, я не могу, потому что ведение занятий по курсу в 60 часов (это 4 часа в неделю) нереально в моем режиме. Возникает вопрос:
создание объединения облегчит мне сотрудничество с высшей школой?
Т.В. Болдырева. Может быть разработан курс, включающий блоки занятий. Вести курс будет несколько практиков. Программу курса может готовить вузовский преподаватель, содержание вашего блока он уточнит с Вами. На западе система так и устроена. Организацию сотрудничества разных представителей сообщества вуз и объединение готовы взять на себя.
Т.В. Болдырева. Короткий вопрос, Анастасия Юрьевна: «Готовы ли Вы обсуждать с вузовским преподавателем, в какую систему занятий можно включить интересующую Вас информацию?»
А.Ю. Кнор. Разумеется.
С.В. Арсеньев. В ходе круглого стола говорили о плохом знании истории, системы исполнительной / законодательной власти, особенно - о незнания медийного рынка и медийных лиц в области. Кто у нас губернатор, чем отличается мэр и т.д. Знают «Волжскую коммуну». Из сайтов новостных - 63.ру и еще пару-тройку. Может быть, положение изменится, если рассказывать студентам про средства массовой информации будут представители этих средств?
П.И. Волков. Можно мне подвести итог посещения данного круглого стола? Инициатива интересная. Коммуникационное агентство «ВепеАсшт» готово поддержать, ресурс есть, поэтому если будет запрос, то с радостью поддержим и выступим неким первым проводником.
Т.В. Болдырева. Спасибо за инициативу. Всем присутствующим большое спасибо за участие в работе круглого стола. В первую очередь - за конструктивную критику. Анастасии Юрьевне - за прекрасное начало. Мы подготовим рабочие предложения по итогам круглого стола, разошлем свои предложения и будем ждать вашей реакции.
Наш круглый стол завершен. Спасибо всем его участникам.
* * *
Ссылки на видео круглого стола в Губернской Думе даны по следующим адресам: https://yadi.Sk/d/X90Qz2xn3PGQ3G; https://yadi.Sk/d/X90Qz2xn3PGQ3G.