Научная статья на тему 'Комплимент отделению журналистики (воспоминания об учебе на отделении журналистики Самарского государственного социально-педагогического университета: 2004-2009 гг. )'

Комплимент отделению журналистики (воспоминания об учебе на отделении журналистики Самарского государственного социально-педагогического университета: 2004-2009 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
84
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплимент отделению журналистики (воспоминания об учебе на отделении журналистики Самарского государственного социально-педагогического университета: 2004-2009 гг. )»

КОМПЛИМЕНТ ОТДЕЛЕНИЮ ЖУРНАЛИСТИКИ

(воспоминания об учебе на отделении журналистики

Самарского государственного социально-педагогического университета:

2004-2009 гг.)

A COMPLIMENT TO FACULTY OF JOURNALISM

(reminiscing faculty of journalism in samara state university of social sciences and education:

2004-2009)

Знакомство с профессией у журналистов происходит задолго до поступления в университет, поскольку для того, чтобы пройти творческий конкурс, необходимо поработать некоторое время в СМИ. Это первый и, пожалуй, главный отборочный этап, самый важный, когда не нас выбирают, а мы выбираем дело всей жизни: если не справишься - не пойдешь дальше. Вот и получается, что «случайных людей» на отделении журналистики не бывает. Тем интереснее здесь учиться.

Первое сентября на первом курсе. В аудиторию входит Валентина Николаевна Симатова (на тот момент заведующий кафедрой журналистики), окидывает группу критическим взглядом и начинает разговор о будущей профессии. А уже через пару минут она делит нас на газетчиков и телевизионщиков. Конечно, условно. Конечно, по первому впечатлению. Ей было интересно, угадает ли? Ответ на этот вопрос мы узнали только через пять-десять лет: угадала всех до одного, включая меня. Именно те, на кого она тогда указала, стали работать на телевидении. Этот «трюк» Валентина Николаевна проделывала из года в год, и профессиональное чутье ее редко подводило.

Помню, что не пришлось привыкать к новой обстановке, к сокурсникам, преподавателям. Группа сразу же сдружилась благодаря доброй университетской традиции - посвящению в студенты. Решено было провести этот символический ритуал за городом, в живописном месте на берегу Волги, так что филологический факультет в полном составе на несколько дней выехал на турбазу. Каждый день были спортивные игры, психологические командные тренинги, посиделки у костра, песни под гитару. И молодежь, и старшекурсники, и преподаватели выступали с театрализованными представлениями. В час икс, когда в руках у нас оказался заветный студенческий билет, счастью не было предела. Совсем ско-

ро мы настолько влились в большой коллектив и сроднились со студенческой скамьей, что одна из моих сокурсниц на лекциях вязала крючком. Это не мешало ей внимательно слушать и получать высокие оценки. Такое поведение могла себе позволить лишь круглая отличница. Этот любопытный факт я привела, чтобы показать, какой уютной была атмосфера в учебной аудитории и насколько неординарными личностями были в те годы студенты. К тому же, возможно, такого не случалось во всей мировой университетской практике.

Нам ничего не стоило превратить лекцию в пресс-конференцию, ведь мы обрушивали на преподавателей невероятное количество вопросов. При этом (надо отдать должное педагогическому составу) ни одна из реплик не оставалась без ответа. Лекторы подогревали интерес: «Еще вопросы, замечания, предложения?!» Так мы научились грамотно излагать свои мысли и настолько успешно освоили искусство полемики, что нам часто предлагали сменить профессию и пойти учиться на адвокатов.

«Техника и технология СМИ», «Теория и практика СМИ», «История отечественной журналистики» - лишь часть предметов, которые нам преподавала Екатерина Владимировна Выровцева. Это и есть основа профессии, необходимый багаж знаний и наше всё. На нас произвело впечатление то, что учебные пособия

и программы курсов, которые читала преподаватель, были разработаны ей самой. Большой удачей было писать курсовые и дипломные работы под руководством этого опытного, авторитетного, технически подкованного педагога. Тексты она тщательно проверяла и лучше системы «антиплагиат» могла определить взятые студентом строки из Интернета. Часто на занятиях мы обсуждали с Екатериной Владимировной последние новости, причем не только региональные, но и мировые, делились мнениями по «теме дня», будь то очередная церемония вручения премии «Оскар» или авиакатастрофа. Это было похоже на разговор коллег за чашкой чая. Она с доброжелательной улыбкой слушала наши комментарии, давала высказаться, а потом расставляла все «по полочкам». Екатерина Владимировна по-особенному, с родительской заботой относилась к своим студентам. Мы это чувствовали, а потому все возникающие проблемы предпочитали решать с ней. Она искренне радовалась нашим профессиональным успехам, всегда их замечала, но и устраивала «разбор полетов» по поводу неудач. Екатерина Владимировна обращала пристальное внимание на грамотность журналистов и советовала ни под каким предлогом не пропускать лекции преподавателей-филологов. Ведь главным союзником журфака всегда была сильнейшая филологическая школа. Мы взахлеб слушали лекции по основам теории литературы, истории отечественной и зарубежной литературы, стилистике, литературному редактированию, культуре речи, современному русскому языку и буквально проглатывали книги, которые были рекомендованы. Сколько бессонных ночей проведено за чтением! Так хотелось опередить сокурсников и знать произведение уже к утру.

В годы учебы я была членом студенческого научного общества и работала над несколькими интересными исследовательскими докладами. Круглые столы и конференции, проводимые университетом, тра-

диционно собирали огромное количество студентов. Каждый год мы широко отмечали день науки. В режиме нон-стоп студенты выступали с рефератами на различные темы, а слушатели могли выбрать секцию по интересам. Самым приятным был итог: тезисы лучших студенческих работ публиковали в научных сборниках.

Курс «Основы рекламы и паблик ри-лейшнз» нам читала Татьяна Николаевна Громова. Она умела заставить группу одновременно и засмеяться, и расстроиться, и задуматься. Студенты, слушая ее рассказы, открывали рты от изумления. Татьяна Николаевна учила, играя с нами. К примеру, она предложила провести выборы президента на отделении журналистики. Команда победителя получала пятерку в зачетку, что называется, «автоматом». Мы выдвинули кандидатов, которые набрали в свою команду рг-специалистов из числа сокурсников. Предвыборная кампания, за ходом которой следил без преувеличения весь вуз, длилась несколько недель. Активные встречи с избирателями, раздача агитационных буклетов, расклеивание плакатов, выпуск листовок и газет. Мы хорошо поработали. На брифингах кандидатов в президенты были аншлаги. Даже старшекурсники подглядывали в замочную скважину. Команда, в которой оказалась я, считалась фаворитом предвыборной гонки. Мои коллеги решили выиграть во что бы то ни стало. Но мне - консервативной девушке с синдромом отличницы, да еще и старосте курса - раскрыли не все карты. Точнее, скрыли козырь, так как были уверены, что я буду против технологий «черного пиара». Поэтому то, что произошло на финальных дебатах, стало для меня, как и для всех остальных непосвящённых, неожиданностью. Во время выступления нашего кандидата в зал с криками ворвались неизвестные люди в масках и облили его водой. Каково было мое удивление, когда коллеги, не растерявшись, начали обвинять в произошедшем другого кандидата, якобы это он все организовал. Татьяна Николаевна, кажется,

Комплимент отделению журналистики

не ожидала, что студенты могли такое разыграть и поначалу даже испугалась, но в итоге оценила креативный подход к делу. Стоит ли говорить, кто победил в выборах президента?!

С обаянием личности Галины Михайловны Торуновой - куратора нашего курса - связано увлечение многих студентов театром. «Пропустить очередную премьеру означает отстать от жизни» - ее философия. Она учила писать рецензии на спектакли, с вдохновением и артистизмом рассказывала обо всех готовящихся постановках и как бы невзначай предлагала лишний билетик в обмен на отзыв. Правда, в любой театр города мы могли пройти и без пригласительного, произнеся кодовые слова «мы от Торуновой». Галина Михайловна долгое время служила в театре, поэтому была интересна нам еще и как актриса. Г.М. Тору-нова преподавала курс «Техника речи». Нелегкая задача - поставить студентам голос; занимаясь с нами, преподаватель не жалела своего и часто к концу пары переходила на шепот. Занятия оказались очень полезными, по крайней мере, для меня, так как сейчас голос - мой главный инструмент.

Под руководством Галины Михайловны моим сокурсницам Розалии Сталки-ной, Галине Верещагиной и Елене Лычевой посчастливилось поработать в пресс-центре Международного театрального фестиваля «Золотая репка». Они работали и днем, и ночью. Это был колоссальный труд и невероятный опыт для студентов третьего курса. Девушки пересмотрели все спектакли фестиваля, на каждый из них написали рецензию, затем сверстали газету и напечатали ее. Подчеркиваю: самостоятельно. На тот момент мы считали их настоящими героями и очень гордились ими. Они быстро овладели всеми необходимыми для газетчика навыками и при желании даже могли открыть собственную типографию.

Среди наших преподавателей были известные журналисты, работающие в различных СМИ - в газетах, на радио и телевидении: М.А. Еремин, О.С. Курт-Аджиев, Д.В. Копалиани, Ольга Христенко и другие.

Затаив дыхание, мы слушали байки про журналистские будни и ловили каждое сказанное слово. То, о чем говорилось на лекциях, мы обязательно должны были увидеть, пощупать, испробовать на себе. Ведь невозможно на пальцах объяснять основы журналистики. Александр Викторович Иг-нашов (телеканал «РИО») не раз приходил на занятия с оператором и, что очень ценно, - с видеокамерой и микрофоном. Помню этот любопытный видеоглаз, разглядывающий нас. Именно тогда я впервые попробовала себя в роли тележурналиста. Нам предложили представить, что нужно выйти в прямой эфир из учебной аудитории и рассказать зрителям про то, что происходит вокруг. Я тогда сама вызвалась к микрофону. С большим интересом послушала бы сейчас, что тогда наговорила, так как не помню ни слова. Заслуга Александра Викторовича и в том, что студенты-журналисты увидели телевидение изнутри. Он брал нас на записи передач и прямые эфи-ры, настаивал, чтобы мы активно участвовали в обсуждениях. А однажды к нам пришел визажист - одних загримировал до неузнаваемости, других как ведущих на телевидении.

Отдельный университет, который мы все прошли, - это практика. У отделения журналистики крепкие связи с местной прессой, студентов с радостью и вниманием принимают в любых СМИ. Оно и понятно, ведь журфак Самарского государственного социально-педагогического университета - основной поставщик кадров. Производственную практику я проходила на главном телевидении губернии - ГТРК «Самара», именно там я научилась всему, что сейчас умею. После практики я работала корреспондентом, а затем стала ведущей информационной программы «Вести-Сама-ра». Мне, к счастью, удавалось совмещать работу на телевидении и учебу в университете. Начинала я с того, что скрупулезно, терпеливо расшифровывала записи ток-шоу «Поколение - клуб». Мне нужно было превратить многочасовую пленку в текст. Преподаватели посоветовали использовать по-

лученный опыт. Сначала я защитила курсовую работу по этой телепрограмме, а потом написала диплом, тема которого звучала так: «Телевизионный клуб как явление в современной российской журналистике». Вот где пригодились мои расшифровки - защитилась на отлично!

Знание иностранного языка на сто процентов пригодится любому журналисту в его работе. Нужно сказать, что мы одновременно получали еще и дополнительное образование по специальности «Переводчик в сфере массовой коммуникации», поэтому имеем по два диплома. Скажу честно: иностранный давался нелегко. Но насколько сложным бы ни был процесс, важен результат: мы можем взять интервью у заграничного гостя на любую тему так же уверенно, как и на русском. Мои сокурсницы во время учебы даже ездили в Америку

по программе студенческого обмена, чтобы попасть в разговорную среду и подтянуть свой английский. По прилету мы устроили пресс-конференцию на курсе и по обыкновению обрушили на путешественниц град вопросов.

Большую часть свободного времени мы тоже проводили в университете: играли в КВН, посещали всевозможные кружки и факультативы (к примеру, фотодело), ходили в бассейн по университетскому абонементу. С уверенностью могу сказать, что студенческие годы для меня лично были самыми счастливыми. Хотя я никогда не чувствовала себя обыкновенной студенткой обыкновенного вуза. По моим ощущениям, пять учебных лет я проработала в огромной дружной редакции. Это, считаю, лучший комплимент, который можно сделать отделению журналистики.

Р.Д. Берулава

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.