Научная статья на тему 'Кафедра общего литературоведения и журналистики СГУ: век нынешний'

Кафедра общего литературоведения и журналистики СГУ: век нынешний Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
367
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прозоров В. В.

В статье рассматриваются основные итоги и перспективы работы кафедры общего литературоведения и журналистики, основанной в 1984 г. В круг постоянных интересов кафедры входит исследование коммуникативных стратегий в литературе и журналистике, истории литературной и журналистской критики, проблем и истории отечественной художественной, кинои театральной культуры, истории цензуры в России Х1Х-ХХ1 вв., взаимоотношения современных средств массовой информации и власти и другие проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кафедра общего литературоведения и журналистики СГУ: век нынешний»

Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1/2

графии Ю.Г. Оксмана // Там же; Оксман Ю.Г., Пугачев В.В. Пушкин, декабристы и Чаадаев / Сост., вступ. статья и примеч. Л.Е. Герасимовой, В.С. Парсамова, В.М. Селезнева. Саратов, 1999.

27 См.: Павловская К.Е., Касович С.М. Страницы воспоминаний // Филология: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 1998. Вып. 2. С. 128-130; Гапоненков А.А. Из рукописного наследия А.П. Скафтымова // Там же. С. 148-154; А.П. Скафтымов [О «Чайке»] / Подг. текста: А.А. Гапоненков, К.Е. Павловская; примеч. А.А. Гапоненкова // Там же. С. 154-170; Из черновых записей А.П. Скафтымова о Чехове / Сост., вступ. заметка, подг. текста и примеч.: А.А. Гапоненков // Там же. С. 170-184; А.П. Скафтымов <Записи к лекции о Пушкине> / Публ. А.А. Гапоненкова, К.Е. Павловской // Филология: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2000. Вып. 5. Пушкинский. С. 22-27; А.П. Скафтымов. Дневники 1916 и 1937 гг. / Публ. В.В. Прозорова; подг. текста и примеч. А.А. Гапоненкова // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. 2005. Т. 5. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1/2. С. 36-49; Павловская К.Е. Послесловие // Там же. С. 49-52.

28 «Д.С. Мережковский и русская культура» (Т.И. Дроно-ва), «Философия русского символизма» (А.И. Ванюков), «Журнал «Русская Мысль» 1907-1918 гг.: литературнофилософский контекст» (А.А. Гапоненков), «История и теория русского авангарда» (И.Ю. Иванюшина), «Литература русской эмиграции» (А.А.Гапоненков), «Диалогизм художественного сознания М. Цветаевой» (О.В. Тимошенко), «Поэтика прозы М. Булгакова» (Т.И. Дронова), «Роман о художнике в литературе первой трети ХХ века» (Е.Г. Трубецкова), «Русские повести трудной судьбы: 1920-1960-е гг.» (А.И. Ванюков),

«Русские романы В. Набокова: поэтика и эстетика» (Е.Г. Трубецкова), «Текст в тексте в русском романе 1920-1930-х годов» (Е.Г.Трубецкова), «Утопическое сознание в русской поэзии пер-вой трети ХХ века» (И.Ю.Иванюшина), «Введение в изучение русского романа ХХ века» (Л.Е. Герасимова), «Галактика Гутенберга: Современная печатная культура» (А.А. Га-поненков).

29 «Актуальные проблемы изучения русского символизма» (А.И. Ванюков), «Мемуаристика Серебряного века» (А.А. Гапоненков), «Поэтика русского романа первой половины ХХ века: проблемы изучения» (Т.И. Дронова), «Поэтический текст в художественных системах первой трети ХХ века» (И.Ю. Иванюшина), «Проблемы изучения творчества А. Платонова» (Л.В. Червякова), «Русская повесть ХХ века: современные проблемы изучения истории и поэтики жанра» (А.И. Ванюков), «Современные проблемы изучения творчества Марины Цветаевой» (О.В. Тимошенко),«Введение в теорию романа» (Л.Е. Герасимова).

30 «Русский символизм и культура/журналистика Серебряного века» (А.И. Ванюков, А.А. Гапоненков), «Поэтические системы первой трети ХХ века» (И.Ю. Иванюшина), «Русский роман первой половины ХХ века: текст и контекст (журнальный, философский, эстетический)» (Т.И. Дронова), «Новейшая русская проза в информационном контексте современности» (Л.Е. Герасимова), «Роман о художнике в русской литературе ХХ века» (Е.Г. Трубецкова), «Основные направления идейно-художественных поисков в литературе

ХХ века» (Л.В. Червякова), «Русский роман ХХ века» (Е.Г. Трубецкова, Л.В. Червякова), «Мемуаристика Серебряного века» (А.А. Гапоненков).

УДК 82.0

КАФЕДРА ОБЩЕГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ И ЖУРНАЛИСТИКИ СГУ: ВЕК НЫНЕШНИЙ

В.В. Прозоров

Саратовский государственный университет, кафедра общего литературоведения и журналистики E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются основные итоги и перспективы работы кафедры общего литературоведения и журналистики, основанной в 1984 г. В круг постоянных интересов кафедры входит исследование коммуникативных стратегий в литературе и журналистике, истории литературной и журналистской критики, проблем и истории отечественной художественной, кино- и театральной культуры, истории цензуры в России Х1Х—ХХ1 вв., взаимоотношения современных средств массовой информации и власти и другие проблемы.

Department of Literary Studies and Journalism: the Present Day V.V. Prozorov

The article considers the main results and perspectives of work of the Department of Literary Studies and Journalism, founded in 1984.

The academic interests of the faculty of the Department include communicative strategies in literature and journalism; history of literary criticism and media criticism; problems and history of Russian art, film and theatre; history of censorship in Russia from the 19th century to the present; the relationship between mass media and power in the broadest sense, and other topics.

Кафедра общего литературоведения и журналистики (изначально - с 1984 по 1997 г. - кафедра истории критики и теории литературы) родилась в результате отвечавшего общенаучным и общефакультетским запросам счастливого объединения инициативных групп преподавателей кафедры русской литературы и кафедры советской литературы Саратовского университета, сосредоточенно занимавшихся прежде всего исследованием истории и теории отечественной литературной критики. В настоящее время кафедра является

© В.В. Прозоров, 2006

В.В. Прозоров. Кафедра общего литературоведения и журналистики СГУ: век нынешний

базовой выпускающей по специальностям: «Филология. Русский язык и литература» и (с 2000 г.) «Журналистика».

О первой, весьма важной составной части номинации нашей кафедры профессор Нижегородского государственного университета И.К Кузьмичев одобрительно отзовется так: «Проблема общего литературоведения как составная часть науки о литературе не нова. Она известна с середины XIX столетия, а в ХХ веке ею предметно занимались французские и швейцарские литературоведы, в том числе П. Ван Тигем, Макс Верли. Она заинтересовала Г.Н. Поспелова в конце его жизни. Сейчас в Саратовском университете открыта специальная кафедра (проф. В.В. Прозоров), возможно, единственная на всю Россию»1.

На протяжении всей сравнительно небольшой истории сотрудники кафедры ощущают остро насущную потребность занятий ключевыми проблемами научно-гуманитарной самоидентификации. Касается это и собственно исследовательских инициатив и концепций, связанных с многообъемным осознанием роли и места (соотношения) основополагающих и теоретико-исторических отраслей в составе литературной науки2. Постоянно имеется в виду и конкретная (в значительной степени нетрадиционная) методика преподавания литературоведческих и журналистских дисциплин, включая «Введение в литературоведение», «Теорию литературы», «Основы литературной культуры», «Основы журналистики», другие предметы журналистского цикла, «Историю русской литературной критики» (в 3-х частях), «Русскую классическую литературу» (для романо-германского отделения) и т.д.

У истоков нашего многотрудного и целеустремленного кафедрального строительства - талантливый ученый и педагог, доктор филологических наук, профессор Алла Александровна Жук (19311992), автор широко известных трудов по истории русской литературы и литературной критики. Памяти А.А. Жук посвящен первый выпуск ставшего серийным сборника статей молодых ученых «Филологические этюды» (Саратов, 1998).

«Сотни студентов-филологов Саратовского университета, - сказано в предисловии к этому сборнику, - помнят её блистательные лекции-монологи о русской литературе XIX века, об истории русской литературной критики, спецкурсы о Лермонтове, о натуральной школе, о русской сатире, о Салтыкове-Щедрине, о М. Булгакове, её специальные семинарские занятия, лекционный курс «Введение в литературоведение».

А.А. Жук была неизменным заинтересованным участником наших традиционных студенческих и аспирантских научных чтений и конференций. Живо и искренне реагировала на успех. Умела сказать неслучайные поощрительные слова. Она не терпела фальши псевдоинтеллектуализма и бесцеремонной необразованности... Такой Алла Александровна остается в нашей памяти».

Период становления кафедры связан с преподавательской и общественной работой кандидата филологических наук, доцента Татьяны Владимировны Ошаровой (1926-2003), составителя библиографии работ о Чехове, руководителя спецсеминара по творчеству Чехова, литературоведа и театроведа, человека исключительной требовательности к себе и другим, искренней преданности «артельным» кафедральным и факультетским интересам и заботам.

В разные годы на кафедре плодотворно трудятся кандидат филологических наук, доцент Елена Константиновна Муренина (ныне - Е. Му-ренина-Скаво - профессор университета в Северной Каролине, США - активно и плодотворно поддерживает тесные научно-творческие связи с родной кафедрой и факультетом), кандидат филологических наук Станислав Станиславович Орленко, старший лаборант-документовед Татьяна Николаевна Дикарева и др.

Сотрудники кафедры тщательно изучают творческое (прежде всего, литературно-критическое) наследие Н.И. Надеждина, В.Г. Белинского,

A.В. Никитенко, В.П. Боткина, Н.А. Полевого и К.А. Полевого (О.О. Милованова), М.Е. Салтыкова-Щедрина (Е.Г. Елина, В.В. Прозоров), Д.И. Писарева (В.В. Прозоров), Г.Е. Благосветло-ва (Е.К. Муренина), С.А. Юрьева (С.С. Орленко),

О.И. Сенковского, А.Н. Пыпина (Г.И. Щербакова), Л.Е. Оболенского и других талантливых, но прочно забытых литературных критиков России последней трети XIX - начала ХХ в. (И.А. Кни-гин), известных деятелей советской литературной критики (Е.Г. Елина) и т.д.

К числу самых заметных и весомых «вещественных знаков» коллективных исследовательских, учебно-методических, общественных и других кафедральных инициатив разных лет с полным на то правом мы можем отнести:

- подготовку и издание авторским коллективом кафедры (составители А.А. Жук, В.В. Прозоров, комментарии Е.Г. Елиной, А.А. Жук, Т.В. Ошаровой, И.А. Книгина, О.О. Миловановой,

B.В. Прозорова, В.К. Семенюка и др.) трудов профессора Евграфа Ивановича Покусаева (1909 -1977) «Статьи разных лет» (Саратов, 1989); это издание стало данью благодарной памяти нашему учителю - выдающемуся литературоведу и педагогу, создателю саратовской университетской школы щедриноведения;

- подготовку и издание силами всего кафедрального коллектива под редакцией В.В. Прозорова трех выпусков серийного межвузовского научного сборника «Русская литературная критика» (Саратов, 1988; 1991; 1994; соредакторы 3-го выпуска В.В. Прозоров и О.О. Милованова); сборники объединили исследовательские усилия многих российских специалистов по истории отечественной критики и закрепили за Саратовским университетом статус одного из признанных центров в этой области филологии;

Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1/2

- подготовку и публикацию материалов «Из переписки А.П. Скафтымова и Ю.Г. Оксмана» (инициатива проекта, предисловие, составление и подготовка текстов А.А. Жук, публикация

B.В. Прозорова): Russian Studies. Ежеквартальник русской филологии и культуры (СПб., 1995.

C. 255-325); публикация этих материалов пополнила большой ряд подобного рода изданий, систематически предпринимаемых на факультете и посвященных его давней, богатой и сложной истории;

- подготовку и издание хрестоматии литературно-критических материалов для учащихся «Русская литература XIX века в зеркале критики» (подготовка текстов и примечания О.О. Миловано-вой и И.А. Книгина, научный редактор В.В. Прозоров; Саратов, 1996; переизд. - 2004 г.);

- выход в свет подготовленного кафедральным коллективом (при участии многих авторитетных российских литературоведов) межвузовского сборника научных статей к 60-летию профессора

В.В. Прозорова «Литературоведение и журналистика» (Саратов, 2000);

- в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» - подготовку и издание под редакцией В.В. Прозорова учебника с грифом Минобразования РФ «История русской литературной критики»; авторы: Е.Г. Елина, Е.Е. Захаров, И.А. Книгин, О.О. Милованова, В.В. Прозоров (при участии Е.К. Мурениной-Скаво) (М., 2002. 463 с.);

- подготовку и издание (переиздание) в 1990-е гг. (работа эта интенсивно продолжается) авторским коллективом кафедры (В.В. Прозоров, Е.Г. Елина, И.А. Книгин) принципиально новой Сводной целостной программы школьного литературного образования (1-11 классы), а также большой серии инновационных пособий для учащихся 1-4-го классов средних школ (изд. центр «Добродея», Саратов);

- (наряду со многими другими ценными методпособиями по литературоведческим дисциплинам) подготовку и издание методического пособия для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика» (под ред. В.В. Прозорова и Е.Г. Елиной, при участии И.В. Бибиной,

А.Н. Болкунова, Л.С. Борисовой, К.М. Захарова,

А.Н. Зорина, И.А. Книгина), «Журналистика в Саратовском университете» (Саратов, 2005);

- активное участие всего коллектива кафедры в организации и регулярном проведении научных конференций, чтений, семинаров, встреч, мастер-классов, круглых столов, кафедральных дней по дискуссионным проблемам современного литературоведения и журналистики (в том числе при поддержке Фонда «Евразия», Фонда им. Конрада Аденауэра, при грантовой поддержке РГНФ, МИОН и др.);

- успешную научно-образовательную подготовку аспирантов кафедры с защитой диссертаций на соискание ученой степени кандидата филоло-

гических наук по специальностям «Русская литература» и «Журналистика» (научные руководители - В.В. Прозоров, Е.Г. Елина, И.А. Книгин);

- работу специальных научно-творческих семинаров кафедры для студентов-филологов и журналистов 3-5 курсов: на дневном отделении семинары В.В. Прозорова (при участии Л.В. Коротковой, А.Н. Болкунова, Е.Е. Захарова, К.М. Захарова, Н.С. Беляевой, С.В. Рюпиной, Р.Н. Лейни, других сотрудников, аспирантов и соискателей кафедры), Е.Г. Елиной (при участии Л.С. Борисовой, И.В. Бибиной, А.В. Раевой, аспирантов и соискателей кафедры), И.А. Книгина (при участии аспирантов кафедры), О.О. Миловановой; на заочном отделении - семинары Е.Е. Захарова и

В.К. Семенюка;

- организацию и проведение силами преподавателей, аспирантов и студентов кафедры ежегодно 1 апреля - Хлестаковского фестиваля в честь самого знатного нашего литературного героя-земляка Ивана Александровича Хлестакова (см. комедию Н.В. Гоголя «Ревизор»); отзыв о Хлестаковском проекте в СГУ см.: Рассадин Станислав «Дружеская нога»/ ТелеРЕвизор // Новая газета. 1999. № 17. 17-23 мая. С. 1).

Среди капитальных монографий, созданных сотрудниками кафедры и вошедших в деятельный общероссийский научно-учебный оборот, - книга Е.Г. Елиной «Литературная критика и общественное сознание Советской России 1920-х годов» (Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1994). В этой книге впервые со столь тщательной опорой на обширнейшие и богатейшие журнальные и литературно-архивные материалы изучается влияние созданного массовой литературной критикой мифа о пролетарской литературе, пролетарском читателе и пролетарском писателе на реальное общественное сознание в первые десятилетия советской власти.

Книга Е.Г. Елиной легла в основу её новаторской докторской диссертации, успешно защищенной в 1995 г. Многие аспиранты, соискатели и студенты кафедры под руководством профессора Е.Г. Елиной защищают кандидатские диссертации и продолжают работать в открытом ею перспективном исследовательском направлении, связанном с драматической судьбой литературной критики и литературно-общественной культуры российского ХХ века.

С начала переломных 1990-х гг. кафедра общего литературоведения и журналистики СГУ становится своего рода экспериментальной научно-образовательной площадкой для интенсивной разработки и практического осуществления новой модели университетского журналистского образования (см. подр.: Прозоров В.В. Власть и свобода журналистики: Учеб. пособие. М.: Флин-та-Наука, 2005; Прозоров В.В. Фундаментальные вопросы журналистского образования // Известия Международной Академии наук высшей школы. 2005. № 3. С. 206-213; Прозоров В. О фундаменте

В.В. Прозоров. Кафедра общего литературоведения и журналистики СГУ: век нынешний

журналистского образования // Журналистика и медиарынок. 2006. № 6. С. 34-36; и др.).

Практика была и остается очень трудной проблемой журналистского образования в России. Где и когда ей быть, в каких дозах и - главное - на каких «площадках»? В бешеном производственном водовороте профессиональной прессы, радио и телевидения? Или на специально созданных учебных площадках факультетского и университетского масштаба, способных (с непременным учетом требований профессиональной этики) конкурировать со «взрослыми» изданиями и каналами?

Всё-таки будущих актёров, как правило, обучают мастера в учебных театрах. Трудно себе представить, что приключилось бы с образовательным процессом в театральных институтах, если бы их питомцы с первого же курса расходились по разным профессиональным сценам, в поте лица трудились бы там и собирались бы вместе, в вузе, только в свободное от творческих проб время. Полный абсурд! На российских журфаках чаще всего именно так и бывает: раннее (чуть ли не с первого курса) погружение в суровые и пестрые будни более или менее известных медийных структур, покровительственное общение «на ходу», а нередко и отрицательное обаяние масс-медийных поводырей, и как результат, - изумляющая хлестаковская развязность и вечное - с профессией «на дружеской ноге».

Что этому пробуем противопоставить мы на факультете филологии и журналистики Саратовского университета?

При кафедре общего литературоведения и журналистики созданы две специализированные образовательные медиаструктуры: лаборатория печатной и Интернет-журналистики (заведующий - ассист. А.Н. Болкунов - инициатор создания успешно функционирующей, пользующейся большой популярностью среди абитуриентов Саратова и области Школы Юного Журналиста при СГУ и широко известной в России учебной газеты «Студенческий Город») и только еще начинающая свою интенсивную деятельность, но уже успевшая себя хорошо зарекомендовать лаборатория электронных средств массовой информации (заведующий - доц. Е.Е. Захаров)3.

Особое значение приобретает для нас работа студентов в учебных СМИ. Учебная газета «Студенческий Город» выпускается с ноября 1999 г. Сегодня издание имеет городское значение, успешно конкурируя на рынке саратовских СМИ. Первые годы своего существования газета выпускалась на средства разнообразных грантов и факультетского внебюджетного фонда, в 2006 г. издание достигло уровня самоокупаемости, размещая платные рекламные объявления. Статус городской молодежной газеты был выбран как наиболее удачный для прохождения постоянной учебной практики журналистами и редакторами, обучающимися журналистике в СГУ.

«Студенческий Город» ставит перед собой две цели: внутреннюю (помогать студентам факультета обучаться журналистике на практике) и внешнюю (помогать целевой аудитории - саратовским студентам - развиваться в духовной, материальной, культурной, интеллектуальной, физической, информационной и социальной сферах).

Работа студента в учебной газете делится на две части - обязательную (в рамках двухсеместрового курса «Выпуск учебной газеты» студенты пишут порядка десяти журналистских материалов в несколько рубрик и разрабатывают концепцию собственной рубрики) и факультативную (основной состав редакции формируется из студентов отделения журналистики разных курсов, желающих выпускать своё СМИ).

«Студенческий Город» выходит каждые две недели в пяти версиях, каждая из которых совпадает с другими примерно на 90%, имея уникальное наполнение в оставшихся 10%. Это бумажная версия (полноцветная газета из 36 страниц А5 формата, бесплатно распространяющаяся тиражом 10000 экземпляров во всех вузах Саратова), web-версия (сайт www.studgorod.com с архивом номеров и форумом), мобильная версия (каждый номер выпускается в виде программы-приложения, которую можно бесплатно скачать с сайта и установить на сотовый телефон), wap-версия (сайт wap.studgorod.com доступен для посещения с мобильных телефонов) и стендовая версия (страницы газеты вывешиваются на специальных стендах, размещённых в учебных корпусах саратовских вузов и библиотеках).

Таким образом, студенты имеют возможность участвовать не только в журналистской и редакторской работе издания, но и в проектно-програм-мирующей, разрабатывая и улучшая концепцию новых версий, осваивая появляющиеся медиавозможности высоких технологий.

В целях развития инновационно-образовательной программы подготовки студентов, специализирующихся в сфере телерадиожурналистики, на факультете создана лаборатория электронных СМИ, оснащенная необходимым оборудованием для производства компактных, но достаточно современных видео- и аудиоматериалов.

На базе лаборатории сформирована Учебная студия телевидения и радио, призванная в стационарных факультетских условиях смоделировать работу профессионального телерадиопредприятия и в то же время уберечь начинающих журналистов от излишнего влияния сиюминутно-прагматичной редакционной среды.

Студенты-журналисты имеют возможность в рамках курсов «Выпуск телерадиопрограммы», «Учебное ТВ» и др., в часы, отводимые для самостоятельной работы, и во внеурочное время участвовать в подготовке еженедельных выпусков университетской Службы радио, на всех стадиях производства информационных видеосюжетов о жизни университета.

Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1/2

Техническое оснащение лаборатории, включающее звукозаписывающий и микшерный комплекс, видеокамеру современного формата и компьютерное оборудование для нелинейного видеомонтажа, позволяет производить полноценные радиопрограммы разных жанров и качественные информационные видеовыпуски.

Под руководством преподавателей кафедры общего литературоведения и журналистики и сотрудников специальных лабораторий, обеспечивающих методическое и техническое сопровождение занятий, а также при постоянных, методически продуманных контактах с журналис-тами-профессионалами, ведущими сквозной курс журналистского мастерства, начинающие журналисты в стенах СГУ получают первоначальные и профессионально надежные навыки интенсивной и ответственной практической деятельности.

Нынешний учебно-научный потенциал кафедры велик и разнообразен. В широкий круг наших постоянных интересов и поисков входит фундаментальное и прикладное исследование коммуникативных стратегий в литературе и журналистике, других проблем истории и теории журналистики (печатных и электронных средств массовой информации и коммуникации), литературной и журналистской критики (в том числе критики телевидения), отечественной словесно-

УДК 820/89.09

ГОМЕР, ШЕКСПИР И ДРУГИЕ: ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ В СГУ

И.В. Кабанова

Саратовский государственный университет, кафедра зарубежной литературы и журналистики E-mail: [email protected]

Освещаются основные периоды в истории кафедры, основанной в 1917 г. профессором В.М. Жирмунским, вплоть до сегодняшнего дня, и перемены, происходившие в системе преподавания двух основных дисциплин кафедры - зарубежной литературы и классической филологии.

Homer, Shakespeare et al.: World Literature and Classics at Saratov State University

I.V. Kabanova

The article covers the main periods in the history of Department founded by Professor V.M. Zhirmunsky in 1917 to the present day, the changes in curriculum and teaching methods in both disciplines taught by the Chair - Foreign Literatures and Classics.

История преподавания зарубежной литературы и классической филологии в Саратовском университете восходит к моменту начала

художественной (творчество Гоголя и других русских писателей), кино- и театральной культуры, истории цензуры в России Х1Х-ХХ1 вв., взаимоотношения власти и региональной журнальной литературы, власти и современного масс-медийного пространства, вопросы саморегулирования СМИ, методики преподавания литературы в высшей и средней школе, медиаобразования и др.

В составе кафедры и двух лабораторий трудится сегодня большой коллектив молодых многообещающих ученых-педагогов, с которыми мы по праву связываем свои надежды на дальнейшее плодотворное развитие общелитературоведческой и масс-медийной составляющих факультета филологии и журналистики СГУ

Примечания

1 Кузьмичев И.К. Введение в общее литературоведение

XXI века: Лекции. Нижний Новгород, 2001. С.5. Проф. В.В. Прозоров - заведующий кафедрой общего литературоведения и журналистики Саратовского университета с момента основания кафедры.

2 См. об этом: Хализев В.Е. Теория литературы. 3-е изд., испр. и доп. М., 2002. С. 7.

3 Здесь и ниже используются материалы, любезно предоставленные мне А.Н. Болкуновым и Е.Е. Захаровым.

университетского историко-филологического образования в Саратове и отражает все основные перипетии развития отечественной университетской науки. Романо-германское отделение историко-филологического факультета в момент его образования осенью 1917 г. возглавил приват-доцент Петербургского университета, избранный профессором Саратовского университета, в будущем - профессор и академик Виктор Максимович Жирмунский (1891-1971), крупнейший отечественный германист. Классическим отделением заведовала экстраординарный профессор София Венедиктовна Меликова (1885-1942), видный специалист по греческой классике. До закрытия в 1921 г. всех историко-филологических факультетов в университетах Советской России в Саратове успели поработать профессор Н.С. Арсеньев (1888-1977), романист и религиозный философ; М.Е. Сергеенко (1891-1987), получившая в Саратове степень магистра, в будущем профессор, широко признанный специалист по древнему Риму и переводчик латинских авторов. С 1921 г. кафедру всеобщей литературы педагогического

© И.В. Кабанова, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.