Научная статья на тему 'Круглый стол «История медиакритики: итоги и перспективы работы над проектом»'

Круглый стол «История медиакритики: итоги и перспективы работы над проектом» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
217
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Артеменко Светлана Витальевна, Прозоров Валерий Владимирович, Книгин Игорь Анатольевич, Захаров Кирилл Михайлович, Волоконская Татьяна Александровна

6 декабря 2016 г. в Институте филологии и журналистики Саратовского национального исследовательского государственного университета (СГУ) состоялся круглый стол «История медиакритики: итоги и перспективы работы над проектом», в котором приняли участие сотрудники кафедры общего литературоведения и журналистики, занятые в проекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол «История медиакритики: итоги и перспективы работы над проектом»»

Хроника

хроника

круглый стол «история медиакритики: итоги и перспективы работы над проектом»

6 декабря 2016 г. в Институте филологии и журналистики Саратовского национального исследовательсского государтсвенного университета (СГУ) состоялся круглый стол «История медиакритики: итоги и перспективы работы над проектом», в котором приняли участие сотрудники кафедры общего литературоведения и журналистики, занятые в проекте.

Открывая круглый стол, руководитель проекта - заведующий кафедрой общего литературоведения и журналистики СГУ профессор В. В. Прозоров отметил: «Наряду с историей журналистики мы с полным правом можем говорить и об истории журналистской критики. История эта пока не обрела необходимого ей общественно-научного статуса: не осмыслено её предметное поле; не выявлена источниковедческая база; не обозначены приоритеты в поэтапном освоении этой научной отрасли и т. д. В чем разница между историей журналистики и историей журналистской критики? Историю журналистики занимает "движущееся прошлое" журналистики, соотносящееся с социально-политической, экономической, общественно-культурной жизнью, с развитием материально-технической базы СМИ, с появлением газет, радиовещания, телевидения, новейшей сетевой коммуникации.

История журналистской критики сосредоточивается на эволюции профессиональных истолкований „готовой" журналистской продукции; на рефлексии самих журналистов и литераторов по поводу текстов, создаваемых ими и их коллегами по цеху; на интерпретациях журналистских произведений компетентными экспертами и потребителями СМИ. Объект преимущественного внимания критиков - текст СМИ, совсем недавно опубликованный, прозвучавший по радио, только что вышедший в телеэфир. Важнейшие характеристики медиакритики - оперативность высказываний, повышенный градус их эмоционально-экспрессивной окраски, почти неизменная полемическая настроенность. Причем полемика ведётся и с создателями медиапродукта, и с вероятной читательской, радиослушательской и телезрительской аудиторией, и с коллегами-оппонентами. Критик СМИ одним из первых публично (в прессе, по радио, на ТВ, в Интернете) пробует определить ценностные параметры медиатекстов.

Три века русской журналистики и опыт, накопленный журналистской критикой, дают право ставить вопрос о разработке истории, которая продолжается ежедневно и ежечасно. История медиакритики в России станет со временем обязательной составляющей университетского журналистского образования.

Творческий коллектив кафедры общего литературоведения и журналистики СГУ ставит перед собой следующие задачи в работе над новым проектом, связанным с историей медиакритики в России:

1) продолжение поисковой работы (источники, комментарии к ним, оформление самостоятельных исследовательских сюжетов и их публикация;

2) работа над соответствующим научно-практическим лекционным курсом для магистрантов-журналистов (С. В. Артеменко, А. В. Раева, М. В. Ерохина);

3) постепенное введение элементов медиакритики в специальные лекционно-практические курсы для бакалавров-журналистов;

4) введение в медиакритику и её историю - в средней школе. Ведь в конечном счёте, для чего нужно медиаобразование в школе? Для вос-

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2017. Т. 17, вып. 2

питания вкуса к качественной медиапродукции. Для умения самостоятельно и по достоинству оценивать медиапродукцию. Для того, чтобы понимать, что такое хорошо, а что такое плохо в современном медиамассиве».

Результатами своей работы поделился на круглом столе профессор кафедры И. А. Книгин, руководитель группы, изучающей историю медиа-критики XIX - начала XX в. В своем выступлении, говоря об основных направлениях журналистской критики XIX в., он поставил вопрос о роли изданий и журналистов XVIII в. в развитии медиакритики, а также охарактеризовал основные жанры журналистской критики XIX в., к которым относятся программная редакционная статья, обзор периодической печати, творческий портрет, рецензия. По мнению И. А. Книгина, значительное внимание отечественные журналы и газеты второй половины XIX - начала XX в. уделяли провинциальной печати, что тоже должно стать предметом изучения журналистской критики. Особая же страница в ней принадлежит еженедельным иллюстрированным журналам, активно и с пристрастием обсуждавшим самые животрепещущие проблемы журналистики, включая специфику журналистской профессии, авторские права и обязанности перед читательской аудиторией.

В заключение докладчиком была высказана мысль, что в работе по накоплению и осмыслению историко-журналистских материалов нужно стремиться к объективности, а значит, включать публикации, подготовленные представителями различных направлений, ориентаций и даже отклонений в журналистике, потому что так может быть представлен живой процесс становления и развития медиакритики в досоветской России.

С отдельными сюжетами о проявлениях журналистской критики в XIX в. выступили старший преподаватель С. В. Артеменко (о жанре «письмо к издателю» в «Вестнике Европы» и «Московском вестнике»), доцент К. М. Захаров

(о фельетонистике и иронии в медиакритике XIX в.), ассистент Т. А. Волоконская (о вопросах медиакритики на страницах журнала «Всемирная иллюстрация»).

Профессор Е. Г. Елина, под руководством которой идёт изучение истории медиакритики в России XX-XXI вв., рассказала о тенденциях её развития в это время. Е. Г. Елина отметила, что медиакритика осознаётся как значимое социокультурное явление в те периоды истории, когда становятся востребованы идеи массовости (для России это 1920-е и 1980-1990-е гг.), когда происходит либерализация социально-политической жизни (1960-е гг.) и, наконец, когда меняются сами формы массовой коммуникации (2000-е гг., период распространения Интернета). Именно эти периоды и должны стать опорными точками в подготовке учебного курса по истории медиакритики XX-XXI вв. для студентов-журналистов.

Е. Г. Елина охарактеризовала особенности медиакритики 1920-х гг., когда журналистика и литература активно взаимодействовали и потому имели много общего.

Доцент А. В. Раева и старший преподаватель М. В. Ерохина рассказали о материалах к учебному курсу «Медиакритика 1920-1980-х и 1980-2010-х гг.».

В заключение на круглом столе была представлена работа студентов-журналистов 4-го курса: под руководством старшего преподавателя Р. И. Павленко они подготовили доклад «Телевидение в советской прессе 1930-х - 1990-х годов». А. Левко и А. Анюхина, обобщившие итоги работы студенческой группы, рассказали, что анализ публикаций демонстрирует необходимость обращения к телевизионной медиакритике в пиковые моменты развития общества. Перспективное исследование телемедиакритики 1990-х гг. может дать очень интересные результаты.

С. Артеменко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.