Научная статья на тему 'Если ты думаешь, что твой учитель строг и требователен, подожди знакомства со своим начальником'

Если ты думаешь, что твой учитель строг и требователен, подожди знакомства со своим начальником Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
91
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / FUNDAMENTAL KNOWLEDGE / ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / GENERATIONS' THEORY / ЦЕННОСТИ / VALUES / MYTH AND WRONG BELIEF

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Новосадова Ольга Михайловна, Пятаков Евгений Олегович

Типичные деструктивные мифы и заблуждения, свойственные современной молодёжи. Как педагоги и психологи могут предотвращать появление таких мифов в сознании школьников: рекомендации специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Если ты думаешь, что твой учитель строг и требователен, подожди знакомства со своим начальником»

ЕСЛИ

ТЫ ДУМАЕШЬ, ЧТО ТВОЙ УЧИТЕЛЬ строг и требователен, подожди знакомства со своим начальником

Ольга Михайловна Новосадова,

директор по персоналу ООО «ТСЗ ГРУПП» (Технологии и Системы Защиты)

Евгений Олегович Пятаков,

психолог

Одно из заблуждений человечества — убеждённость в том, что простым людям, рядовым гражданам фундаментальные знания не нужны. В своём крайнем выражении это явление принято называть мракобесием, обскурантизмом. К сожалению, в большинстве своём люди активно сопротивляются получению знаний и собственному развитию, и более того, проявляют агрессивное отношение к своим ближним, которые к знаниям тянутся, не мыслят своё существование без изучения мира.

• мифы и заблуждения • фундаментальные знания • теория поколений

• ценности

На чём основано упорное мракобесие? Для чего природе нужно с таким упоением уничтожать умных людей в естественном отборе, выкорчёвывать интеллект (или не давать ему развиваться)?! Возможно, обществу не требуется много умных, развитых людей? А природе?

Если нет потребности у природы, нет заказа в обществе, то нет и правильного воспитания в семье, в школе, в учебных заведениях. Если идти по «неправильным» направлениям и дорогам, придёшь не к тем целям.

Но для полноты картины необходимо отметить, что даже в пору разгула костров инквизиции в Европе открывались университеты. История показывает, что, к счастью, и, казалось бы, вопреки всякой логике, человечество ухитряется-таки из раза

в раз выбираться из трясин самого безнадёжного и кровавого мракобесия. И во многом потому, что находятся люди, способные увидеть, пересмотреть и открыто опровергнуть те базовые заблуждения и мифы, на которых мракобесие держится. А они у каждой эпохи свои. Есть они, как это ни печально, и у эпохи Интернета. И живут, в основном, в головах молодых людей.

С точки зрения реальной повседневной жизни и экономики попытаемся вычленить

1 От взрослого человека (любого закончившего среднюю школу считаю взрослым, это уже наш «рынок труда») ждут ответственных шагов и решений. Общение в школе с учителями — подготовка к взрослой жизни, умению выстраивать отношения с руководством, которое, подчас, не будет снисходительно относиться к тебе.

и обозначить эти мифы и показать, как донести до молодых людей их опасность и лживость.

Миф 1. Сегодня не нужно напрягаться и получать фундаментальные академические знания

Получая фундаментальные знания, человек учится думать, мыслить, а не «скакать по верхам». Именно в этих разных подходах состоит основное различие прежнего и современного образования. Нас, представителей прежнего образования, учили думать, анализировать, структурировать полученные знания. Нас учили пользоваться системным анализом для решения разнообразных задач, учили «добывать» знания, а не «глотать» готовые. Подготовка докладов, рефератов требовала предварительно перечитывать огромное количество книг. И обязательно мы должны были делать свои заключения, свои выводы, давать свои предложения. Теперь даже разными словами пользуемся: тогда — знания, сейчас — информация.

Конкретные знания могут забыться, устареть, а глубинный смысл фундаментальных знаний заставляет постоянно учиться, профессионально расти. Именно фундаментальные знания и стремление к их обретению показывают красоту познания.

Чему стоит учиться? — Думать, анализировать, прогнозировать, делать выводы.

Знания не должны лежать мёртвым грузом. Умение видеть внутренние связи, перспективы, пользоваться знаниями дают именно фундаментальные науки и подходы к их изучению.

Даже если в фундаментальных науках происходят естественные изменения, остаются мыслительные навыки, дающие возможность двигаться вперёд. Более развитый человек — умный, обучаемый — имеет больше возможностей реализовать себя, а значит, больше шансов на успех в социуме. Фундаментальные знания дают огромный импульс

к развитию, а значит, у соискателя на рынке труда больше возможностей.

И ещё один аргумент в пользу того, что даже рядовым гражданам нужны фундаментальные знания: как бы ни ругали «до-цифровую» эпоху, невозможно игнорировать один ключевой факт. До сих пор наша экономика держится, по большей части, на остатках тех глобальных промышленных мощностей, транспортных артерий, сырьевых источников (например, нефтяных месторождений), которые были открыты, построены или заложены в СССР. На это работали миллионы людей. И заметим — не рабов, способных лишь перетаскивать камни под плетью надсмотрщика, и не «офисных хомячков», умеющих лишь быстро долбить по клавишам и находить в Интернете самую простую и поверхностную информацию, а людей образованных и понимающих — хотя бы в рамках своего производственного участка — что они делают, почему и зачем (уже для этого нужны фундаментальные знания). И при этом не боящихся лишний раз «поработать ручками» за идею и на благо других, а не только себя.

Миф 2. Современные технологии прекрасно развивают алгоритмическое мышление2, и этого вполне достаточно

Естественно, что основные ставки в обучении такому мышлению делаются на Интернет, ведь в нём, якобы, можно

2 Алгоритмическое мышление — совокупность мыслительных действий и приёмов, нацеленных на решение задач, в результате которых создаётся алгоритм, являющийся специфическим продуктом человеческой деятельности. Такой способ мышления отличается формальностью, логичностью, ясностью, способностью облечь любую абстрактную идею в последовательную инструкцию, пошаговое выполнение которой воплощает эту идею в жизнь. Алгоритмический способ мышления не связан только с вычислительной техникой, он помогает решать задачи в любой сфере деятельности людей. Во многих случаях своей жизни человек, так или иначе, применяет алгоритмический подход. Источник http://algol.adept-proekt.ru/chto-takoe-algoritmicheskoe-mchlenie

найти ответы на любые вопросы. Правда, вопрос о том, насколько качественны и достоверны такие ответы, часто не ставится. Равно как и о том, полезна ли для развития интеллекта в целом привычка получать ответы легко, быстро в «разжёванном» виде. И не становится ли от этого изначально пытливый и любознательный детский мозг «ленивым»?

Между тем законы природы вечны и беспощадны. И они говорят: что постоянно не тренируется, то затухает, не развивается, а затем деградирует. Как сказала Чёрная Королева из сказки «Алиса в Зазеркалье»: «Нужно бежать со всех ног только для того, чтобы оставаться на том же самом месте».

Мы сталкиваемся с массовым проявлением того, что молодые люди не способны собирать и обобщать материал, в какой бы области они ни работали. А ведь без этого тот же Интернет бесполезен. Информации в нём много, но её не так-то просто использовать, скажем, для создания нового продукта, идеи, проекта. Всего того, что наиболее востребовано уже сейчас и в жизни, и в работе.

Из-за поверхностного подхода ко всему молодые люди работают только на оперативном уровне, отсутствует тактическое и стратегическое мышление. «Вот сейчас мы быстренько посмотрим в Интернете и решим все вопросы», — таков алгоритм. Иными словами, из-за того, что современные люди слишком концентрируются на развитии алгоритмического мышления, порой этого не осознавая, выпадает очень важное звено — развитие интеллекта, возможность думать. При алгоритмическом подходе ускользает смысл происходящего, что приводит к грубейшим ошибкам и сбоям в работе. Вспомним хотя бы падение ракеты-носителя «Протон-М» 2 июля 2013 года. Как выяснила техническая комиссия, виноват был сборщик — недавний выпускник колледжа. Он не просто вставил датчики угловых скоро стей вверх тормашками, пустив ток не в том направлении. Он сломал «защиту от дурака»: когда датчики не встали не в свои гнёзда, просто вбил их туда кувалдой... Очень алго-ритмично, наверное, мыслил молодой человек: есть конкретная проблема, надо конкретно её решить — здесь и сейчас. Быстро, и, по возможности, не напрягаясь умственно.

Миф 3. Сегодня нет нужды в том, чтобы учиться излагать свои мысли в письменном виде

Сейчас чудовищно мало читают классическую литературу, анализируют её, тем самым лишая себя очень важных уроков нравственности, привычки думать и возможности расширить свой словарный запас. Примитивное изучение или неизучение русской и мировой литературы пагубно сказывается на формировании личностных качеств молодых людей. Но для чего-то же у нас в головном мозге есть центр письма? Необходимо тренировать это далеко не пустое место в голове: постоянно писать сочинения на разные темы, анализировать образы героев художественных произведений, включаться в исследование, задавать себе вопросы, пытливо искать ответы.

Ведь если приходится систематизировать информацию, описывать её в таблицах, схемах и графиках (а это необходимо делать в любой профессии, требующей интеллектуального труда и оплачиваемой более-менее прилично), наплевательское отношение к художественной литературе и работе с ней очень сильно и явно «аукается». У современных молодых специалистов это наблюдается сплошь и рядом. Для них крайне затруднительно быстро понять суть проблемы, собрать материал и описать его кратко и чётко. Давайте начнём с русского языка и литературы, ведь они — не только повод, чтобы потренировать мозг. Главное — они часть нашей культуры.

Миф 4. Не обязательно развивать коммуникативные навыки.

Ведь общаться можно с помощью электронной переписки, скрывая своё лицо и выражаясь на простом «интернет-новоязе»

И опять мы обращаемся к современным технологиям, которые частично мешают образованию человеческих чувств.

Мы говорим «коммуникации» вместо сердечного слова «общение», тем самым выхолащивая смысл человеческих отношений. Деликатность, нежность, чуткость, чувствительность, ранимость, уязвимость становятся ненужными, обременяющими, утяжеляющими эмоциями. Не развивая человеческих качеств, мы обедняем свою жизнь.

В основном все виды работ ориентированы на коллективный труд, сегодня это особенно очевидно. Лишь теоретики или небольшое количество специалистов трудятся в одиночку. Между тем у очень многих молодых работников не сформировано умение работать в команде, в коллективе. Это умение общаться с другими людьми по «вертикали» и «горизонтали» закладывается, развивается и совершенствуется с детства. Мы — биосоциальные системы, где же наше стремление уметь жить в мире с другими людьми? Природа наказывает людей за нарушение её законов.

Миф 5. Учиться после вуза уже не обязательно. Всё, что надо, ты уже получил

Часто приходится сталкиваться с искренним недоумением молодых специалистов: «Зачем учиться дальше, повышать квалификацию? Ведь диплом есть — этого вполне достаточно». Подчас эту мысль озвучивают совсем неглупые люди с большим потенциалом. Куда исчезает природная пытливость?

Стажировка и практика — очень важные этапы подготовки специалистов. Опыт показывает, что студенты, проявляющие активность во время обучения, стремящиеся вникать во многие аспекты работы, имеют больше шансов дальнейшего трудоустройства. Только диплом в конце обучения — этого, как правило, мало. Студенты с опытом работы могут выбирать работодателей.

Активная жизненная позиция во время обучения (которая проявляется в том, что человек добровольно участвует в общественной

жизни, волонтёрских проектах) помогает углубить свои знания, убедиться в правильности выбранного пути, расстаться с иллюзиями, в какой-то степени определиться в жизни. Во время стажировки и практики студенты учатся работать, то есть постоянно и напряжённо трудиться, не ощущая при этом дискомфорта. Мало того, испытывая чувство удовлетворения и осмысленности жизни.

Безусловно, каждый человек ищет себя, своё место в жизни, но желательно, чтобы эти поиски и решения носили разумный, целенаправленный, а не импульсивный характер (по принципу: попробовал — бросил, попробовал — бросил, даже попытавшись преодолеть первые сложности).

Между тем, человек, который чувствует, что его профессиональный и личностный уровень повышается, не просто мысленно «ставит галочку» в дневнике своих достижений. Он испытывает от этого глубокое, ни с чем несравнимое удовольствие. Жизнь становится всё более осмысленной, интересной, эмоционально наполненной. Об этом, наверное, стоит регулярно напоминать молодым людям.

Необходимо посещать семинары, форумы, практические конференции в любой доступной форме. И, разумеется, курсы повышения квалификации и переподготовки. Надо ориентировать молодых людей на постоянное обучение. И ещё важный момент — уметь подводить итоги после каждой учёбы — насколько человек стал профессиональнее.

Профессиональный рост невозможен без понимания того, что самообразование должно быть непрерывным (хотя и не обязательно постоянно интенсивным). Нужно искать наставника, учиться у всех, кто хоть в чём-то лучше тебя, учиться работать, добросовестно выполнять свои обязанности — вот основные направления процесса самосовершенствования. Без профессионального роста не будет

и служебного роста. Ориентир на карьерный рост, карьера любой ценой, без фундаментальных и постоянно пополняющихся знаний — идол на глиняных ногах. Главнейшее в здании — это отличный фундамент.

Миф 6. Мир радикально изменился, и мы по определению «круче» наших отцов. Им пора это признать

Иначе говоря, мы более приспособлены к новому «цифровому» миру, поскольку в нём родились и выросли. Конечно, «старички» с их устаревшими взглядами на жизнь (что удобства — не главное в жизни, что надо упорно трудиться и подстраиваться под других людей) ещё многое контролируют и на многое влияют. Но это ненадолго, и они это должны понимать. Поэтому уже сейчас можно выставлять им свои требования и условия. Заявлять о своих желаниях. Ведь мы — «круче» их.

Если ставить себя выше всех, то нарушается основной закон природы — равновесие.

Просматривая многочисленные резюме, часто приходится сталкиваться с неадекватной оценкой себя, своих знаний и умений: молодой, дипломированный специалист предъявляет явно завышенные требования к работодателю. Ребята после института пребывают в полной уверенности в значимости своих знаний и навыков. Никто не умаляет их достоинств, но хочется спросить: «А ты хотел бы попасть к вчерашнему студенту-троечнику из медицинского института?». Кстати, медики постоянно повышают свою квалификацию, осваивают новые технологии и методики. Почему же работники других специальностей порой так энергично сопротивляются?

В резюме часто не указывают курсы и семинары, на которых соискатель учился. А при собеседовании выясняется, что посещал, учился, даже есть документы. В чём же психологическая причина такого отношения к самому факту учёбы? — В принципиальном нежелании учиться. Но на рынке труда побеждают работящие, постоянно обучающиеся и использующие свои знания в практике люди. Люди, стремящиеся к профессиональному росту, умеющие работать в команде, адекват-

но оценивающие себя в жизни, надёжные, ответственные, трудоспособные и трудолюбивые. Вот и надо работать ещё в юности над формированием личностных качеств, таких необходимых в жизни.

Ученики в школе ориентированы только на сдачу экзаменов и зачётов. Школа пройдёт, а личностные качества не сформируются. Как жалко упущенных возможностей и напрасно потраченного времени! Проблема эта многолика. Есть много её вариантов.

Первый вариант: часто встречаются дети умненькие, прекрасно обучаемые, с хорошими человеческими качествами, но без упорства, трудоспособности (человеку всё даётся легко — зачем воспитывать усердие?). Как же в дальнейшем человеку будет тяжело в жизни!

Второй вариант: умный, трудолюбивый, упорный, настойчивый ученик, но идёт «по головам», не оглядывается на выжженную пустыню после себя, не умеет, не может, не хочет работать в команде. Но ведь растёт не теоретик или охотник-одиночка. Учится и получает специальность для работы человек, которому, по самой сути своей профессии, предстоит работать в команде. И опять: «Как же в дальнейшем человеку будет тяжело в жизни!».

Третий вариант: от природы человек наделён всеми достоинствами, но среда обитания не дала, не позволила нормально развиваться. Здесь множество вариантов ситуации под названием: «Неправильно сформированы личностные качества в детстве и юности».

Четвёртый вариант: есть внутренняя оценка своих возможностей, потенциал прекрасный, но реализована лишь малая часть возможностей. И человек, часто не отдавая себе отчёта, мучается, мечется, искренне не понимая причины своих неудач.

Здесь множество вариантов ситуации под названием: «Неправильно сформированы личностные качества в детстве и юности».

Давайте правильно воспитывать личностные качества. Давайте стараться выпускать в жизнь людей с меньшей деформацией.

Кстати, если речь зашла о «супер-возможностях» цифровых технологий, нелишне было бы напомнить молодым людям следующее: покойный Стив Джобс — создатель одного их мировых IT-гигантов (корпорация Apple), запрещал своим детям слишком долго сидеть и играть с айпадами и айфонами. А тем более использовать их по ночам и в выходные дни. И он в этом не одинок. Многие ведущие авторитеты в области цифровых технологий делают сегодня то же самое. Так, большинство руководителей технологических компаний и предпринимателей из Кремниевой Долины ограничивают время, которое их дети проводят у экранов, будь то компьютеры, смартфоны или планшеты.

Например, Крис Андерсон, бывший редактор Wired, который стал исполнительным директором 3D Robotics, ввёл ограничения на использование гаджетов для членов своей семьи и даже настроил девайсы таким образом, чтобы каждым из них не могли пользоваться более двух часов в сутки. Притом, что старшему ребёнку 16 лет. Некоторые идут ещё дальше. Алекс Константинополь, директор OutCast Agency, говорит, что её пятилетний сын вообще не использует гад-жеты в будние дни. Двое других детей, которым от 10 до 13 лет, могут пользоваться планшетами и ПК в доме не дольше 30 минут в день. А Эван Уильямс, основатель Blogger и Twitter, говорит, что у двух его сыновей тоже есть такие ограничения. В их доме сотни бумажных книг, и дети могут читать их сколько угодно. А вот планшетами и смартфонами они могут пользоваться не дольше часа в день.

Исследования показывают, что дети до 10 лет особенно восприимчивы к новым

технологиям и практически становятся зависимыми от них. Им нельзя разрешать пользоваться планшетами больше получаса в день, а смартфонами дольше двух часов в сутки. Для 10 — 14-летних детей использование ПК допускается, но только для выполнения школьных заданий.

Миф 7. Мир мне должен...

А я ему — нет

Этот миф очень многолик, поэтому придётся описать несколько его вариаций.

Так, молодые люди слишком рано, не имея ещё никакого опыта, когда им предлагают заняться чем-то общественно полезным, начинают задаваться вопросами: «А зачем мне это? А почему я? А что мне за это будет?». Не получая простого приятного и очевидного ответа (большие деньги), отказываются напрягаться и что-то делать, оправдывая своё безделье псевдофилософскими рассуждениями. И сами себя обманывают, загоняя в жизненный тупик, — кому нужен тридцатилетний, который ничего толком не умеет, кроме выполнения простейшей работы.

Очень часто молодые люди заявляют следующее (прямо или косвенно):

• Современный «цифровой» мир даёт массу возможностей, чтобы сразу неплохо устроиться, особенно не напрягаясь и занимаясь только тем, что тебе нравится.

И на это хорошо жить.

• Я хочу сразу найти «крутую» идею, «замутить» супер-проект, и пусть он дальше сам крутится, качая мне в карман деньги. А я буду лежать на пляже. Вон, Марк Цукерберг, создатель Facebook, смог.

А он такой же пацан, как и я.

• Я не хочу работать в офисе, в команде. Я хочу лежать на пляже с ноутбуком,

не спеша «лабать» проектики для начальника, который находится за 1 000 км и получать деньги на карту.

Работодатель должен обеспечить мне максимально комфортные условия работы, «вытирать сопли» и платить столько, сколько нужно мне. А сколько я приношу сам денег в компанию — это вопрос десятый.

Что объединяет всех этих молодых людей? Фантастический инфантилизм, паразитизм, неадекватная оценка своих возможностей, непонимание закона природы — закона равновесия.

По сути, под маской красивых слов перед нами предстаёт многоликий паразит. Если спросить его или множество похожих людей, что такое счастье, они ответят: ничего не делать и всё иметь. Что-то в этой формуле не стыкуется, в ней отсутствует баланс. Ведь в то же самое время кто-то должен печь хлеб, управлять самолётами, устанавливать лифты, лечить зубы, содержать в чистоте пляж, оперировать больных. И всё должно быть для этих ребят отлично и надёжно произведено и сделано! Все должны им помогать, а они только потреблять.

Спросите их прямо и откровенно, такой ли точки зрения они придерживаются?

А когда не смогут достойно ответить, заметьте, что все эти демагогические рассуждения — лишь оправдание своей лени, никчёмности. А на самом деле именно сейчас исчерпывающая характеристика такого человека укладывается в одну фразу: «никто, ничто и имя его — никак». А ведь в детстве был активный ребёнок, куда же всё подевалось?

И вспоминается Емеля на печи, с вожделением ждущий, что щука за него всё сделает, поможет, всё решит сама. «Женитьба Бальзамино-ва» — наглядная иллюстрация этой позиции: ничего не делать, только мечтать — и мечта каким-то волшебным образом воплотится.

Можно мечтать о супе, напряжённо вглядываясь в плиту, но если не заработать деньги, не купить продукты в магазине, не сварить этот самый суп, ничего не появится. Все мечтатели спускаются с небес и идут к холодильнику, не так ли?

Иллюзия простоты и доступности работы в Интернете вводит молодых людей в заблуждение. Если только мечтать и при этом ничего

не делать для воплощения своей мечты, то можно предположить, что из ничего ничего и не получится.

Когда спрашиваешь на собеседовании кандидата: «Если у Вас будут неограниченные материальные возможности, о чём бы Вы мечтали?», у многих мечта сводится к квартире, даче, машине и прочим среднестатистическим атрибутам. Ещё один вопрос: «Что молодой человек сделал или делает для достижения своей мечты?». Крайне редко услышишь красивый ответ, выходящий за рамки рядовой «миски». Как правило, на масштабные ответы способны люди постарше, которым за 40 лет.

Теперь о проектах. Чтобы выйти на хороший проект, за который заплатят реальные деньги, чтобы генерировать идеи, а главное, чтобы у идеи «выросли ножки», чтобы идея претворилась в жизнь, требуются активная жизненная позиция, высокий, наработанный долгим трудом профессионализм и особая, мощная энергетика, которая, также накапливается годами. Если всего этого нет, можно сколько угодно предлагать проекты. Никто их не купит, поскольку их идейная слабость и банальность исполнения будут видны сразу.

Напоследок в качестве прощального напутствия современным молодым людям хотелось бы привести знаменитые 11 правил-напутствий Билла Гейтса3, которые он адресовал всем молодым людям, вне зависимости от их происхождения и уровня достатка родителей. Кстати, в условиях нашей нестабильной действительности многие из них выглядят ещё более актуальными, чем для Европы и США.

3 Билл Гейтс — американский предприниматель и общественный деятель, филантроп, один из создателей (совместно с Полом Алленом) и крупнейший акционер компании Microsoft. В период с 1996 по 2007 год и в 2009 году — самый богатый человек планеты по версии журнала Forbes.

1. Жизнь несправедлива — свыкнись с этим фактом.

2. Миру наплевать на твоё самоощущение и самоуважение. Мир ожидает от тебя каких-нибудь достижений, перед тем как принять во внимание твоё чувство собственного достоинства.

3. Очень маловероятно, что тебе начнут платить 40 тысяч долларов в год сразу после окончания школы. Ты не станешь вице-президентом компании, с лимузином и личным шофёром, пока не заслужишь этого.

4. Если ты думаешь, что твой учитель строг и требователен, подожди знакомства со своим боссом. В отличие от учителя, карьера босса зависит от того, как ты справляешься со своими заданиями.

5. Обжаривать бургеры в «Макдоналд-се» — не ниже твоего достоинства. Твои прадеды назвали бы любую, даже такую, работу «хорошим шансом».

6. Не спеши обвинять в каждой своей неудаче своих родителей. Не ной и не носись со своими неудачами, учись на них.

7. До твоего рождения твои родители не были такими скучными и неинтересными людьми, какими они кажутся тебе сейчас. Они стали такими, зарабатывая на твоё беззаботное детство, стирая твою одежду и слушая твою бесконечную болтовню о том, какой ты классный. Поэтому, перед тем как отправляться спасать леса Амазонки от уничтожения жадным поколением твоих родителей,

попытайся для начала привести в порядок свою комнату.

8. Твоя школа отменила деление на победителей и лузеров, жизнь — нет. В некоторых школах прекратили ставить плохие отметки, разрешили сколько угодно попыток сдать тест или ответить на вопрос... Это нисколько не похоже на то, что происходит в жизни.

9. Жизнь не разделена на семестры, летних каникул в ней не существует, и очень мало работодателей, заинтересованных помочь тебе найти твоё собственное «я». Тебе придётся делать это в твоё личное время.

10. Не путай реальную жизнь с тем, что показывают по телевидению. В жизни людям приходится большую часть времени проводить не в кофейне, а на рабочем месте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Поддерживай хорошие отношения

с «очкариками-ботаниками». Скорее всего, один из них когда-то станет твоим начальником.

Кстати, у Билла Гейтса трое детей. В их воспитании он руководствуется строгими правилами: дети должны работать и пробиваться в жизни сами. Своё многомиллиардное состояние Гейтс намерен потратить на благотворительность, детям же — дочерям Дженнифер, Фиби и сыну Ро-ри — он решил оставить в наследство лишь 0,2% от него и ни цента больше. Чтобы не вырасти аморфными и бездеятельными, подростки должны иметь представление о реальной жизни, убеждён Билл Гейтс. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.