Научная статья на тему 'Воспитательные ситуации как метод комплексной профилактики социальных зависимостей подростков'

Воспитательные ситуации как метод комплексной профилактики социальных зависимостей подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
157
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазниченко Марина Александровна

Комплексная профилактика современных социальных зависимостей подростков: компьютерной, телевизионной, интернет-зависимости, шопоголизма, мобилозависимости, техномании, фанатизма, зависимости от молодёжных субкультур и сект, и многие другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательные ситуации как метод комплексной профилактики социальных зависимостей подростков»

ВОС ПИТАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ

как метод комплексной профилактики

и <

социальных зависимостей подростков1

Марина Александровна Мазниченко,

доцент Сочинского государственного университета, кандидат педагогических наук

Современный подросток становится всё более зависимым. Если несколько десятилетий назад в подростковой среде преобладали химические зависимости, то сейчас спектр зависимостей значительно расширился. Это компьютерная, телевизионная, интернет-зависимость, шопоголизм, мобилозависимость, техномания, фанатизм, зависимость от молодёжных субкультур и сект и многие другие. Проведённое нами исследование свидетельствует, что у 69% учащихся 6-х классов уже сформировалась или находится в стадии формирования компьютерная зависимость.

Р

азличные социальные зависимости имеют сходную природу, сценарии и механизмы возникновения. Это позволяет предположить, что можно использовать единые методы их профилактики и преодоления. Мы считаем эффективным комплексный подход

к профилактике социальных зависимостей, основанный на выявлении сходных причин, механизмов и сценариев их возникновения и разработке единого педагогического инструментария.

Таблица 1

Классификация социальны« зависимостей подростков по объектам зависимости

Группа зависимостей Зависимости, входящие в группу Объект зависимости

Зависимости от веществ (химических и нехимических) Алкоголизм Вещества, содержащие алкоголь

Наркомания. Токсикомания Психологически активные вещества

Табакокурение Никотин

Пищевые зависимости: Зависимость от еды. Зависимость от определённых продуктов (сладостей, фаст-фуда, пепси-колы, чая, кофе, и др.) Пищевые продукты

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 12-06-00017 «Комплексный подход к профилактике социальных зависимостей подростков».

Группа зависимостей Зависимости, входящие в группу Объект зависимости

Зависимости от занятий (видов деятельности) Компьютерные зависимости: Виртуальная зависимость. Интернет-зависимость. Зависимость от навязчивого общения в чатах, конференциях. Зависимость от компьютерного программирования. Зависимость от компьютерных игр Общение в социальных сетях. Компьютерные (в т.ч. сетевые) игры. Поиск информации в Интернете. Компьютерное программирование

Игромания Азартные игры

Телевизионная зависимость Просмотр телепередач

Шопоголизм (зависимость от траты денег) Приобретение материальных ценностей, трата денег

Работоголизм Работа, выполнение трудовых функций

Учёбоголизм Учебная деятельность

Сексуальная зависимость Занятие сексом

Спортивная зависимость Занятия спортом (как правило, экстремальным видом спорта или физической культурой в целом (фитнес)

Зависимости от вещей Техномания Новинки техники (планшетник, айфон и т.д.)

Зависимости отношений Аддикция отношений Отношения зависимости от определённой личности или группы, которые становятся единственным смыслом жизни, характеризуются постоянными навязчивыми мыслями о встречах и т.д.

Любовная аддикция Отношения с фиксацией на другом человеке, основанные на навязывании себя, постоянном контроле над объектом любви, стремлении обладать им, подчинить его своей воле (может проявляться в отношениях подростка с противоположным полом, родителями, учителем и др.)

Аддикция избегания Отношения с любовным аддиктом, основанные на избегании естественности, интимности в контактах

Фанатизм: спортивный; религиозный; музыкальный. Зависимость от деструктивных культов. Зависимость от религиозных сект. Зависимость от молодёжных субкультур (хипстеры, скинхэды, эмо, анимэ и др.) Отношения поклонения перед кумиром. Отношения с социальной группой, представляющей деструктивный культ, секту, субкультуру, которые основаны на полном подчинении

Ургентная аддикция Отношения с другими людьми, основанные на ощущении и декларировании постоянной нехватки времени

В качестве эффективного средства комплексной профилактики социальных зависимостей можно использовать воспитательные ситуации, специально создаваемые классным руководителем, учителем-предметником, социальным педагогом или психологом. Такие ситуации можно использовать для решения двух основных профилактических задач:

1) формирование готовности подростка к построению конструктивного взаимодействия

с объектом зависимости;

2) формирование готовности подростка к предупреждению и преодолению зависимостей.

Для решения первой группы задач можно использовать воспитательные ситуации:

• изменения ценностных ориентаций;

• ответственного выбора действий и поступков;

• успеха;

• анализа представлений об объектах зависимости;

• анализа взаимодействия с объектом зависимости;

• проблематизации взаимодействия с объектом зависимости;

• оценки влияния зависимости на личность и общество, степени её социальной приемлемости;

• выбора типа взаимодействия с объектом зависимости;

• проектирования конструктивного взаимодействия с объектом зависимости;

Для решения второй группы задач эффективны следующие воспитательные ситуации:

• рефлексии зависимости;

• выбора способа предупреждения социальной зависимости;

• выбора способа преодоления социальной зависимости;

• социального закаливания.

Ситуации изменения ценностных ориентаций

Как правило, зависимость возникает в результате искажения системы ценностных

ориентаций подростка, абсолютизации или нивелирования определённой ценности (см. табл. 2).

Ситуация изменения ценностных ориен-таций создаёт условия для анализа подростком имеющейся у него иерархии ценностей и снижения значимости ценности, приводящей к зависимости, изменения ценностных доминант. Приведём примеры:

• «Главное в жизни — получение удовольствия» — так считают многие люди. А вот К.Д. Ушинский говорил, что по-настоящему счастливым человек может стать только посредством труда, который нравится, приносит удовлетворение. Как ты думаешь, почему он так считал? Можно ли устать от отдыха?

• «Один учёный на призыв оказать материальную помощь бедствующему соседу ответил, вздохнув: «У меня нет ничего, кроме идей». Так что же такое богатство: материальное и духовное? Вряд ли стоит противопоставлять, задаваться «лобовым» вопросом: что, мол, важнее, дороже, ценнее? Не стоит противопоставлять богатство и бедность, обличая первое и романтизируя второе. И также нелепо спорить о том, что дороже человеку: деньги с их возможностями или духовная наполненность. Очевидно:

и то, и другое! Дело в ином. Богатство, по В.И. Далю, — это не только «множество, обилие, изобилие», но и «избыток, излишество». Может ли быть духовное богатство избыточным? Что содействует падению духовности общества — рост или сокращение материального достатка? Что больше сплачивает людей — материальная или духовная сфера их существования? Почему вы так полагаете? Почему библиотеки могут сгореть, а духовное богатство, несомое сгоревшими книгами, остаётся?»2.

2 Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. М.: Педагогическое общество

России, 2001. С. 34.

Таблица 2

Искажение ценностей как причина социальных зависимостей подростков

Абсолютизируемая/ нивелируемая подростком ценность Возможная социальная зависимость Неадекватное представление подростка, отражающее искажение системы ценностей

Удовольствие (абсолютизируется) Алкоголизм, наркомания, табакокурение, пищевые зависимости (зависимость от сладкого, фаст-фуда и т. д.), шопоголизм, сексуальная зависимость, телевизионная зависимость, игромания Главное в жизни — получение удовольствия. Жизнь дана человеку, чтобы наслаждаться

Вещи, деньги (абсолютизируются) Шопоголизм, техномания (страсть приобретать всё более и более новые технические приспособления). Игромания Главное в жизни — материальное благополучие. Все проблемы в жизни связаны только с отсутствием денег. Деньги решают всё, в том числе проблемы эмоций и отношений с людьми. Чем дороже вещи, тем выше оценивают человека. Я хочу быть не хуже других. Если у меня не будет модных вещей, со мной не захотят дружить. Новая вещь может привлечь ко мне внимание сверстников, поможет приобрести друзей

Работа, карьера, учёба (абсолютизируются) Работоголизм. Учёбоголизм Человеку полезно много работать. Если человек много работает, это обязательно будет оценено обществом. Главное в жизни — это карьера. Чтобы сделать хорошую карьеру, уже с детских лет нужно всё своё время отдавать учёбе

Собственные потребности Игромания, шопоголизм, компьютерная зависимость Главное в жизни — чтобы мне было хорошо

Общение (абсолютизируется) Интернет-зависимость (зависимость от социальных сетей). Мобилозависимость Главное в жизни — общение. Человек обязательно должен иметь много друзей, много контактов. Если я не отвечу на телефонный звонок, то потеряю нужный контакт

Взросление, независимость (абсолютизируются) Алкоголизм, табакокурение Употребление алкоголя, курение — признак взрослости, независимости

Социальное одобрение (абсолютизируется) Зависимости, популярные среди ближайшего окружения подростка Чтобы быть принятым в обществе, нужно быть похожим на большинство

Здоровый образ жизни (абсолютизируется) Спортивная аддикция. Фанатизм в отношении определённых идеологий (например, йоги), «паранойя здоровья» Главное в жизни — быть физически здоровым

Здоровый образ жизни (нивелируется) Алкоголизм, табакокурение, наркомания, пищевые зависимости Здоровый образ жизни не имеет смысла

Жизненная активность (нивелируется) Интернет-зависимость. Игромания. Алкоголизм. Наркомания Жизненная активность бесполезна Лучший способ избавиться от проблемы — забыть её

Собственная личность (нивелируется) Сексуальная зависимость. Аддикция отношений Я не заслуживаю восхищения, признания других людей. Окружающие не могут ко мне хорошо относиться. Я хуже других

Ответственный выбор действий и поступков

Они призваны побудить подростка ответственно относиться к выбору действий в отношении объекта зависимости. Примеры ситуаций:

• Ты сел за компьютер. Тебе нужно найти материал для реферата, подготовиться к сочинению и очень хочется поиграть. С чего ты начнёшь?

• Твой друг заболел и попросил тебя купить и принести ему сигареты. Что ты сделаешь?

• Ты пошла в магазин, чтобы купить себе платье, но увидела ещё красивую кофту

и блузку. Что ты сделаешь?

• Какой обед ты предпочтёшь:

> в «Макдональдсе»;

. «а

> в ресторане японской кухни;

> в вегетарианском кафе;

> дома.

• Твои друзья решили научить тебя курить. Они предлагают тебе попробовать затянуться, иначе они обидятся. Как ты поступишь?

Ситуации успеха

Например, подростку, склонному к интернет-зависимости, необходимо создать ситуацию, в которой он сможет почувствовать себя успешным в живом общении (например, предложить ему рассказать одноклассникам о поисковых базах, электронных библиотеках и т.д.). Подростку, склонному к шопоголизму, можно предложить организовать поход с ночевкой, где он сможет получить удовольствие и признание одноклассников не от покупок, а от преодоления горных вершин, бесед у костра. Подростка, рискующего попасть под влияние деструктивного культа, можно вовлечь в деятельность просоциальной молодёжной организации, где он сможет успешно проявить себя. Увлёкшемуся компьютерными играми из-за проблем в отношениях с одноклассниками, можно предложить организовать «Клуб независимых личностей».

Анализ представлений об объектах зависимости

Проанализируйте представление «Курение снижает аппетит и способствует похудению» по следующим вопросам:

• Слышали ли вы от кого-либо такое мнение?

• Согласны ли вы с ним?

• Является ли это мнение научно обоснованным?

• Является ли это мнение экспериментально проверенным?

• Если девочка-подросток начнёт курить

и похудеет, как это скажется на её здоровье?

Анализ взаимодействия с объектом зависимости

Выделите возможный объект зависимости. Проанализируйте тип взаимодействия подростка с объектом зависимости (конструктивный, неконструктивный):

• Саша уделяет просмотру телепередач в среднем 3 часа в день. Он включает телевизор, чтобы отдохнуть, расслабиться. Иногда засыпает перед телевизором. Любит часто переключать каналы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Андрей часто меняет модели сотового телефона. Он радуется, когда первым

в классе приобретает новую модель.

• Борис использует поисковые базы Интернет для написания рефератов.

• Марина тратит на подготовку уроков, занятия с репетиторами 6 часов в день. Она очень устаёт, и иногда засыпает

с книгой в руке.

• У Пети 40 друзей «В контакте», но на день рождения он пригласил только одного друга.

• Женя находит в Интернете контакты людей, которые могут присоединиться

к выполняемому ею исследовательскому проекту.

• Когда Наташа видит красивую вещь, то приобретает её, даже если не планировала такую покупку.

• Ивану сложно оторваться от компьютерной игры, чтобы помочь родителям по дому, начать выполнять домашнее задание.

• Сергей вообще-то не курит. Но когда он встречается с курящими друзьями в кафе, то может выкурить 1—2 лёгких сигареты за компанию.

Проблематизация взаимодействия с объектом зависимости

• Компьютер стремительно вошёл в наши классы и дома и по-хозяйски расположился в них. Огромный информационный поток Интернета, безграничные возможности общения в социальных сетях. Игры, кулинарные рецепты, мелодии для сотового телефона, форумы и многое другое. Самое главное — абсолютная доступность всего каждому пользователю. Давайте задумаемся: а благо ли это? «С одной стороны, лёгкое, без усилий добывание знаний неизбежно приводит к атрофии, к снижению энергии и настойчивости поиска, к обесценению самих знаний, их сугубо прагматическому, циничному восприятию Зачем умножать или делить в столбик, если есть встроенный калькулятор? Зачем ломать голову над правилами правописания, когда компьютеру ничего не стоит проверить ошибки, да ещё предложить к словам синонимы? Но не уподобимся ли мы, идя таким путём, известному литературному персонажу, недоумевающему: зачем учить географию, если есть извозчики? Так ведь то был недоросль Митрофанушка Простаков. Мы тоже всего этого опасаемся? Тогда — долой компьютер?! Тем более от него ущерб здоровью: и гиподинамия, и облучение. С другой стороны, владение компьютером — самый короткий и надёжный путь к современной информации. Компьютеру покорился и продолжает покоряться весь мир — столь глобальная «ошибка» просто невозможна. Тогда — ура компьютеру?! Противоречивость добрых и злых качеств компьютера особенно рельефна, когда к нему обращаются дети — у домашнего дисплея дети проводят долгие часы за нескончаемыми компьютерными играми. Вы считаете это нормальным? Почему же тогда великие технари и замечательные педагоги японцы (с их запретом на «нельзя» в воспитании!) первыми встревожились о физическом и психическом здоровье своих совсем юных граждан компьютерной эпохи? Как же, вы полагаете, следует поступать: вовсе отказаться, как сказала одна измученная мать второклассника, от «домашнего узурпатора времени»? Ограничивать время своего «общения»

с компьютером? Просто не обзаводиться этим чудом техники? Может, стоит не «тормозить» технический прогресс из-за нашей неподготовленности к его стремительному движению? Вспомним мудрого Кота Леопольда: давайте жить с компьютером дружно! Компьютер уже поставил кучу проблем, а впереди их ещё больше. Вы согласны, что лучше готовить будущее сегодня?3

• Почему многие люди, общаясь в Интернет, не называют настоящего имени, а придумывают себе ник?

• Считается ли алкоголизмом привычка выпивать стакан красного вина в день?

• Может ли работоголик быть хорошим семьянином?

• Почему некоторые люди покупают модели сотовых телефонов с большим числом функций, хотя не все из них используют?

• Что делать, если хочется пройти серию компьютерной игры до конца, а родители просят помочь по дому?

• Может ли виртуальное общение дать ощущение нужности, если у тебя мало реальных друзей?

Оценка влияния зависимости на личность и общество

Прочитайте описания зависимостей. Каково их влияние на личность зависимого? На общество? Являются ли они социально приемлемыми?

• Иван стремится приобретать все технические новинки.

• У Алёны привычка снимать стресс едой.

• Света после похода в магазин часто сожалеет, что купила то, что не собиралась покупать.

• Павел 13 лет. Примерно раз в месяц он выпивает сухое вино в компании со сверстниками.

3 Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. М.: Педагогическое общество

России, 2001. С. 84-85.

• Евгений каждый день выкуривает одну лёгкую сигарету.

• Петя любит играть в компьютерные игры по вечерам. Часто он так увлекается игрой, что поздно ложится спать. Поэтому он часто опаздывает в школу и спит на уроках.

• Таня каждый день выполняет все заданные уроки, тратя на это примерно 4 часа,

а также посещает факультативы, занимается с репетиторами, много времени проводит в библиотеке. В результате у неё не остаётся времени на отдых и общение с друзьями.

Выбор типа взаимодействия с объектом зависимости

• Выбери приемлемую для тебя стратегию просмотра телепередач:

> не важно, что смотреть, лишь бы что-то мелькало;

> заранее изучить телепрограмму, спланировать просмотр только тех передач, которые действительно интересны и полезны;

> смотреть то, что смотрят друзья, чтобы было о чём пообщаться;

> смотреть всё подряд, вдруг попадётся что-то интересное;

> вообще не смотреть телевизор.

Как ты считаешь, конструктивна или неконструктивна выбранная тобой стратегия? Как она на тебя повлияет?

• Выбери приемлемую для тебя стратегию поведения в гипермаркете:

> заранее написать список необходимых вещей и приобретать строго по списку;

> приобретать всё, что захочется;

> идя по магазину, вспоминать, что нужно купить.

Как ты считаешь, конструктивна или нет выбранная тобой стратегия? Как она на тебя повлияет?

• Выбери приемлемый для тебя способ пользования сотовым телефоном:

А:

> держать всё время включённым, отвечать на все звонки, если занят, просить перезвонить;

> выключать телефон во время отдыха, серьёзных занятий, когда необходимо сосредоточиться;

Б:

> использовать как можно больше функций телефона;

> использовать телефон только для звонков и СМС.

Как ты считаешь, конструктивны или нет выбранные тобой способы пользования телефоном? Как они влияют на твоё здоровье, психическое состояние?

• Выбери приемлемую для тебя стратегию питания:

> есть то, что хочется и сколько хочется;

> соблюдать диету;

> есть меньше сладкого и больше овощей и фруктов;

> есть только натуральные продукты.

Как ты считаешь, конструктивна или нет выбранная тобой стратегия? Как она влияет на твоё здоровье, самооценку?

• Оцени влияние на личность подростка (позитивное, негативное) следующих типов отношения к курению:

> курить только лёгкие сигареты;

> курить каждый день по 1—2 раза;

> не курить вообще;

> курить только когда сидишь с компанией в соответствующей обстановке;

> курить только, когда расстроен, испытываешь стресс, чтобы успокоиться.

Проектирование конструктивного взаимодействия с объектом зависимости

Как правило, зависимость формируется из-за того, что взаимодействие подростка с её объектом имеет стихийный характер, заранее и ответственно не планируется.

• Спроектируй своё пребывание у компьютера, опираясь на следующие вопросы:

> Изучи материалы Интернет о пользе и вреде компьютера. Раздели листок на две части. В одной напиши полезные свойства компьютера, в другой — вредные.

> Какие возможности может открыть тебе компьютер, Интернет?

> С какими целями ты будешь работать за компьютером?

> Сколько времени ежедневно ты будешь проводить у компьютера?

> Это не навредит твоему здоровью?

> Как часто ты будешь делать перерывы? Чем их будешь заполнять?

> Можно ли уменьшить время твоего пребывания у компьютера (например, некоторые тексты распечатать и читать в печатном виде)?

> Каким занятиям за компьютером ты будешь отдавать предпочтение: общению в сетях, играм, поиску информации, набору текстов, просмотру фильмов, скачиванию музыки? Сколько времени будешь тратить ежедневно на каждое занятие?

> Попробуй один день засечь время твоего пребывания за компьютером, количество сделанных перерывов и записать, сколько времени и на какие занятия ты потратил. Оцени полезность этих занятий. Сколько времени прошло бесполезно? Учти это в дальнейшем.

> Составь для себя правила пребывания за компьютером и повесь их на видном месте.

• Спланируй заранее свой поход в магазин, ответив на следующие вопросы:

> В какой магазин ты собираешься пойти?

> Что тебе необходимо приобрести? Составь список.

> Какими средствами ты располагаешь? Достаточно ли их будет для приобретения продуктов и вещей по списку?

> Сколько времени ты планируешь потратить на поход в магазин?

> Отправляйся в магазин, взяв с собой только необходимый объём денег, и выбирай товары строго по списку.

> Если тебе захочется приобрести что-то помимо списка, подумай, хватит ли тебе средств?

> Обязательно возьми чек.

> Когда придёшь домой, заведи книгу своих доходов и расходов. Первая запись будет по чеку из магазина.

> Через неделю оцени, всё ли купленное то-

бой было использовано? Не купил ли ты чего-то бесполезного?

Рефлексия зависимости

Она стимулирует критическую активную рефлексию подростком зависимости (т.е. осознание её наличия, негативного действия на собственную личность и/или ближайшее окружение, общество в целом и возникновение желания избавиться от зависимости или перевести её в конструктивное русло). Примеры:

• Изучи возможные признаки различных зависимостей. Проанализируй, имеются ли какие-либо признаки у тебя. Если имеются, то есть риск закрепления зависимости. Для того, чтобы самому управлять своей жизнью и не попасть в зависимость от чего-либо или кого-либо, тебе нужно предпринять определённые действия для предупреждения или преодоления зависимости.

Проанализируй свою деятельность за компьютером по следующим вопросам:

> Сколько времени в день ты проводишь за компьютером?

> Что ты чаще всего делаешь: общаешься в сетях, ищешь информацию, играешь в компьютерные игры?

> Трудно ли тебе оторваться от компьютера для приготовления уроков, домашних дел?

> Испытываешь ли ты раздражение, огорчение, если несколько дней (например, на отдыхе) ты не можешь пользоваться компьютером?

> Как часто ты проверяешь электронную почту?

> Как ты считаешь, является ли твоё взаимодействие с компьютером конструктивным?

> Является ли твоё взаимодействие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с компьютером социально приемлемым?

> Как влияет увлечение компьютером на твою личность, развитие, самореализацию?

> Как влияет твоё увлечение компьютером на отношение к тебе близких, семьи?

> Как ты думаешь, есть ли у тебя компьютерная зависимость? Если да, то в чём она выражается и как её можно преодолеть?

• Проанализируй свои покупательские стратегии по следующим вопросам:

> Любишь ли ты ходить по магазинам, делать покупки?

> Ты предпочитаешь делать покупки

в обычном магазине или в гипермаркете?

> Составляешь ли ты заранее список вещей, которые необходимо приобрести?

> Как часто ты делаешь незапланированные покупки?

> Ты покупаешь только то, что тебе действительно нужно?

> Как часто ты приобретаешь ненужные вещи?

> Часто ли ты обсуждаешь покупки с одноклассниками, друзьями?

> Если ты неделю не сможешь ходить по магазинам, какие чувства ты будешь испытывать?

> Как ты думаешь, есть ли у тебя зависимость от покупок (траты денег)? Если да, то в чём она выражается и как её можно преодолеть?

Выбор способа предупредить/преодолеть социальную зависимость

• Саша сильно увлекается компьютерными играми. Он решил стать врачом, поступить

в медицинский университет, а для этого надо серьёзно готовиться к сдаче ЕГЭ по химии. Но у Саши не остаётся времени для занятий. Что ты ему посоветуешь?

• Марина, чтобы не выглядеть «белой вороной» в компании курящих подруг и чтобы заодно похудеть, стала курить. Через полгода она заметила, что стала хуже запоминать прочитанное. Как поступить Марине?

• Света постоянно просит родителей приобрести ей модные вещи, айфон, ноутбук, план-шетник. Но у родителей не хватает средств на такие покупки. Что ты им посоветуешь?

• Вы установили спутниковую антенну. Появилось много новых телеканалов. Тебе хочется посмотреть как можно больше телепередач. Но ты стала замечать, что не хватает времени

на прогулки, занятия спортом, общение с друзьями. Как поступить?

• Ты познакомился с подростками-хип-стерами. Тебе понравились их мировоззрение, манеры поведения, стиль одежды. Ты стал часто с ними встречаться и через полгода понял, что не можешь жить без них. Но родители обижаются, что ты стал меньше помогать им по дому, постоянно где-то пропадаешь, тратишь много средств на модную одежду, без которой можно бы обойтись, забросил учёбу. Как тебе правильней поступить?

Ситуации социального закаливания

Моделирование трудных, экстремальных жизненных ситуаций, требующих волевого усилия для преодоления негативного влияния социальной среды с целью выработки социального иммунитета, умения преодолевать жизненные трудности, а не уходить от них в зависимость. Примеры:

• Ты имел авторитет в классе, много товарищей, которые хорошо к тебе относились. Но после длительной болезни всё изменилось. Придя в школу, ты почувствовал себя одиноким. Центром класса стал новый ученик. На вечерах вокруг него толпа, а ребята, увидев твоё одиночество, стали смеяться и даже хамить. Что ты предпримешь?

• Учитель не очень хорошо относится

к тебе. Ты пытаешься наладить отношения с ним: хорошо выучиваешь и готовишь задания, стараешься хорошо вести себя и внимательно слушать на уроках. Однако это не помогает. Вчера учитель публично оскорбил тебя и поставил двойку, хотя ты учил. Как поступить дальше? Итак, мы привели примеры возможного использования воспитательных ситуаций в целях комплексной профилактики социальных зависимостей. Социальный педагог, классный руководитель, учитель могут расширить спектр применяемых в профилактических целях воспитательных ситуаций, исходя из конкретных условий (индивидуальных особенностей подростков, имеющихся у них зависимостей, преобладающего типа взаимодействия с объектом зависимости и др.). НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.