Научная статья на тему 'Неадекватные представления подростков - фактор возникновения социальных зависимостей'

Неадекватные представления подростков - фактор возникновения социальных зависимостей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ОШИБОЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАВИСИМОСТИ / TEENAGERS / WRONG IMAGES / SOCIAL DEPENDENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазниченко Марина Александровна

Неадекватные представления, отражающие и поддерживающие искажённую систему ценностей подростка. Взаимосвязь неадекватных представлений, абсолютизирующих/нивелирующих ценности, и социальных зависимостей подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неадекватные представления подростков - фактор возникновения социальных зависимостей»

НЕ АДЕКВАТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

подростков — фактор возникновения социальных зависимостей1

Марина Александровна Мазниченко,

доцент Сочинского государственного университета, кандидат педагогических наук

В современной подростковой среде всё большее распространение получают социальные зависимости. Спектр таких зависимостей расширяется. Помимо уже известных алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения, всё большее распространение получают компьютерная и интернет-зависимость, мобилозависимость, телевизионная зависимость, техномания, шопоголизм. Степень их негативного влияния на развитие личности подростка и его ближайшее окружение увеличивается. Поэтому социальные зависимости становятся актуальным объектом изучения и педагогической профилактики.

• подростки • ошибочные представления • социальные зависимости

3

начимым фактором возникновения и закрепления социальных зависимостей выступают неадекватные представления подростков о зависимости, её объектах, способах взаимодействия с ними, средствах преодоления. В число таких представлений входят мифы, мифологемы, заблуждения, ошибочные представления.

Неадекватные представления подростков могут способствовать возникновению зависимости, выбору

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 12-06-00017 «Комплексный подход к профилактике социальных зависимостей подростков».

и закреплению непродуктивных моделей взаимодействия с объектом зависимости, препятствовать осознанию вредных последствий зависимости для личности и общества, её преодолению.

Анализ научной литературы и эмпирическое изучение представлений подростков, связанных с зависимостями, позволили выделить группы неадекватных представлений подростков, способствующих возникновению и закреплению зависимостей.

М.А. Мазниченко. Неадекватные представления подростков социальных зависимостей

— фактор возникновения

Неадекватные представления, отражающие и поддерживающие искажённую систему ценностей подростка

В большинстве случаев социальные зависимости — результат искажённой системы ценностей, абсолютизации или, наоборот, нивелирования какой-либо одной ценности: абсолютизация удовольствия, материального благополучия, денег, нивелирование

здоровья, собственной личности, интересов других людей, необходимости отдыха и др.

Взаимосвязь неадекватных представлений, абсолютизирующих или нивелирующих определённую ценность, а также социальных зависимостей, возникновению которых они могут способствовать, представлена в табл. 1.

Таблица 1

Неадекватное представление подростка Абсолютизируемая/ нивелируемая ценность Возможная социальная зависимость

Главное в жизни — получать удовольствие. Жизнь дана человеку, чтобы наслаждаться Удовольствие абсолютизируется Алкоголизм, наркомания, табакокурение, пищевые зависимости (зависимость от сладкого, фаст-фуда и т.д.), шопоголизм, сексуальная зависимость, телевизионная зависимость, игромания

Главное в жизни — материальное благополучие. Все проблемы в жизни связаны только с отсутствием денег. Деньги решают всё, в том числе проблемы эмоций и отношений с людьми. Чем дороже вещи, тем выше оценивают человека. Я хочу быть не хуке других. Если у меня не будет модных вещей, со мной не захотят дружить. Новая вещь может привлечь ко мне внимание сверстников, поможет приобрести друзей Вещи, деньги абсолютизируются Шопоголизм, техномания (страсть приобретать всё более и более новые технические приспособления). Игромания

Человеку полезно много работать. Если человек много работает, это обязательно будет оценено обществом. Главное в жизни — это карьера. Чтобы сделать хорошую карьеру, уже с детских лет нужно всё время отдавать учёбе Работа, карьера, учёба абсолютизируются Работоголизм. Учёбоголизм

Главное в жизни — чтобы мне было хорошо Собственные потребности Игромания, шопоголизм, компьютерная зависимость

Главное в жизни — общение. Человек обязательно должен иметь много друзей, много контактов. Если я не отвечу на телефонный звонок, то потеряю нужный контакт Общение абсолютизируется Интернет-зависимость (зависимость от социальных сетей). Мобилозависимость

Употребление алкоголя, курение — признак взрослости, независимости Взросление, независимость абсолютизируются Алкоголизм, табакокурение

Взаимосвязь неадекватных представлений, абсолютизирующих/нивелирующих ценности, и социальных зависимостей подростка

.ЖОЛА И ВОСПИТАНИЕ

Неадекватное представление подростка Абсолютизируемая/ нивелируемая ценность Возможная социальная зависимость

Чтобы быть принятым в обществе, нужно быть похожим на большинство Социальное одобрение абсолютизируется 3ависимости, популярные среди ближайшего окружения подростка

Главное в жизни — быть физически здоровым 3доровый образ жизни абсолютизируется Спортивная аддикция. Фанатизм в отношении определённых идеологий (например, йоги), «паранойя здоровья»

Здоровый образ жизни не имеет смысла 3доровый образ жизни нивелируется Алкоголизм, табакокурение, наркомания, пищевые зависимости

Жизненная активность бесполезна. Лучший способ избавиться от проблемы — забыть о ней Жизненная активность нивелируется Интернет-зависимость. Игромания. Алкоголизм. Наркомания

Окружающие не могут ко мне хорошо относиться Собственная личность нивелируется Сексуальная зависимость. Аддикция отношений

Отметим, что ценностью для подростка может быть сама зависимость: «Вредные привычки для девиантных подростков представляют особую ценность, так как для них это показатель моды, взрослости, самостоятельности, это короткий и лёгкий путь получить удовольствие»2.

Неадекватные представления подростков о зависимости. Как правило, они связаны с недостатком у подростка знаний о психологической природе зависимостей, механизмах их возникновения, закрепления и преодоления. Такие неадекватные представления препятствуют осознанию вреда зависимости, не позволяют обнаружить начало привыкания, снижают инстинкт самосохранения и погружают подростка в пучину зависимости. Это следующие представления:

• если несколько раз попробовать (наркотики, алкоголь, сигарету и т.д.), зависимости не возникнет;

• зависимость не мешает человеку полноценно жить;

• многие зависимости не оказывают вредного влияния на личность;

• зависимость — сугубо личное дело каждого человека;

• с зависимостью всегда можно справиться. Если захочешь, в любой момент можно отвыкнуть;

2 Болеев Т.К. Система ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением / Т.К. Болеев, В.Д. Гущина [Электронный ресурс] // Режим доступа http://socionom.ru

• каждый человек от чего-нибудь зависит, нельзя стать полностью свободным от зависимостей и т.д.

Неадекватные представления подростков об объектах зависимости и способах взаимодействия с ними

Как правило, эти представления связаны с созданием и поддержанием романтического ореола вокруг объекта зависимости, преуменьшением его вредности, приписыванием ему полезных свойств, неумением различать конструктивные и неконструктивные способы взаимодействия с объектом зависимости. Распространённые неадекватные представления подростков об объектах некоторых зависимостей приведены в табл. 2.

Неадекватные представления подростков о преодолении зависимостей и о себе как субъекте их преодоления связаны:

• с преувеличением собственных возможностей противостояния зависимости: «Я в любой момент смогу отказаться от зависимости, но пока не хочу», «Я сильный и не стану алкоголиком, знаю меру», «Я выкуриваю только одну сигарету в день, поэтому всегда смогу бросить» и др.;

М.А. Мазниченко. Неадекватные представления подростков — фактор возникновения социальных зависимостей

Таблица 2

Неадекватные представления подростков об объектах социальных зависимостей

Социальная зависимость Объект зависимости Неадекватные представления подростков об объекте зависимости

Табакокурение Никотин Курить модно. Курение снижает аппетит и способствует похудению. Курение помогает вылечить простуду. Курение успокаивает. Эпизодическое курение не вредно. Лёгкие сигареты не вредны. Сигареты с фильтром не вредны. Курение кальяна не так вредно, как сигареты. Если организм уже привык к никотину, то отказ от него принесёт вред. Если у тебя хорошее здоровье, никотин не повредит. От курения не умирают

Алкоголизм Алкоголь В малых дозах алкоголь не вреден. В умеренных количествах алкоголь оздоровляет. Лучший способ лечения простуды — глинтвейн. Лучший способ лечения при пониженном давлении — коньяк. Люди, систематические употребляющие сухое вино, живут дольше. Если у тебя хорошее здоровье, алкоголь не повредит. Многие взрослые периодически употребляли алкоголь в подростковом возрасте, но зависимыми стали только единицы из них

Наркомания Наркотические вещества Лёгкие наркотики не вредны. От одной пробы наркотиков зависимости не возникнет. Наркотики развивают воображение, приносят творческое вдохновение художникам, писателям, поэтам

Пищевая зависимость Определённый продукт (сладости, фаст-фуд, жвачка) или еда в целом Еда снимает стресс. Сладости повышают умственные способности. Надо есть то, что хочется, значит, организм требует. Хорошего человека должно быть много. Голодное брюхо к ученью глухо. Блин не клин — брюха не расколет. Всё полезно, что в рот полезло. Если вкусно, значит полезно. Состояние здоровья зависит от наследственности, а не от питания

Техномания Новые модели техники Если у меня не будет новой модели сотового телефона, нового гаджета, то я ужасно отстану от жизни, и моё окружение будет посмеиваться над моей отсталостью и непросвещённостью

Шопоголизм Процесс приобретения материальных ценностей Всё в мире продаётся и покупается. Поход по магазинам помогает снять нервное напряжение, усталость. Процесс приобретения вещей даёт массу положительных эмоций. Нужно приобретать товары, которые рекламируют. Гипермаркет — лучший объект для приобретения товаров. Если цена на товар снижена, нужно обязательно его приобрести. Если я сегодня не возьму эту вещь, завтра её может не быть в продаже

Мобилозависи-мость Процесс использования мобильного телефона Мобильный телефон — необходимый атрибут жизни современного человека. Чем больше функций в телефоне, тем он лучше. Мобильный телефон постоянно должен быть с собой и постоянно должен быть включён. Если я на несколько минут отключу мобильный телефон, то потеряю важные контакты

Сексуальная аддикция Процесс занятия сексом Секс для меня — наиболее важная потребность. Секс — единственная сфера, в которой я могу проявить свою состоятельность. Я плохой. Окружающие не могут ко мне хорошо относиться

ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ

Социальная зависимость Объект зависимости Неадекватные представления подростков об объекте зависимости

Работоголизм Процесс выполнения трудовых функций Только работа наполняет жизнь человека смыслом. Работа для меня не средство ухода от проблем, а средство зарабатывания денег. Кроме меня никто не выполнит моих рабочих функций. Нужно выполнять всё, что требует начальство. Работа приносит человеку только пользу

Игромания Процесс игры (азартной или виртуальной) Вера в возможность быстрого обогащения в азартных играх (мифологема Чуда). Ж<изненные неудачи можно преодолеть успешной игрой. 3амещение фантазий о контроле над собственной судьбой фантазиями о выигрыше. Вера в выигрышный (фартовый) день. Установка на то, что обязательно должен наступить переломный момент в игре. Представление о том, что возможно вернуть долги только с помощью игры, то есть отыграть. Эмоциональная связь только с последним игровым эпизодом при даче себе самому слова никогда не играть. Убеждение о том, что удастся играть только на часть денег. Восприятие денег во время игры как фишек или цифр на дисплее. Представление о ставках как сделках. Компьютерные игры снимают стресс. В компьютерной игре я обязательно должен выиграть, победить

Телевизионная зависимость Просмотр телепередач Телевидение — полезный источник информации. Все телепередачи расширяют кругозор, развивают интеллект. В любой телепередаче можно узнать что-то новое, полезное. Телепередачи, которые рекламируют, нужно посмотреть. Просмотр телепередач — хороший вид отдыха. Просмотр телепередач позволяет отвлечься от переживаний, снять стресс

Религиозный фанатизм Отношения с членами религиозной секты Религиозные секты приобщают к религии и позволяют обрести вечную жизнь. Члены секты заботятся о моём благополучии. Я хожу на собрания секты из интереса, а не потому, что попал в зависимость

Аддикция отношений Отношения с конкретной личностью или с социальной группой Я не смогу жить без этого человека/группы. Человек/группа делают одолжение, общаясь со мной. Мне необходимо постоянно завоёвывать симпатию и уважение объекта зависимости/членов группы

• с нежеланием признавать факт попадания в зависимость: «У меня нет зависимостей», «Я только иногда общаюсь в социальных сетях (выпиваю, курю и т.д.), значит, у меня нет зависимости», «Я курю только лёгкие сигареты (пью только сухое вино/пиво), значит, у меня нет зависимости» и др.;

• с неверием в собственные силы по преодолению зависимости: «Я не смогу избавиться от зависимости, не стоит и пытаться», «Я от природы слабовольный и зависимый», «От меня

в жизни ничего не зависит, всё определяет Бог (судьба)» и др.;

• с отторжением советов других людей о необходимости преодолевать зависимость: «Я должен доказать, что я личность», «Я уже

взрослый и могу сам решать, как мне жить», «Прислушаться к советам взрослых — значит проявить слабоволие», «Взрослые мне советуют меньше общаться в социальных сетях, потому что сами не общаются» и др.;

• с верой в возможность лёгкого преодоления зависимости: «Зависимость можно быстро преодолеть», «Зависимость исчезнет сама собой» (мифологема чуда).

Описанные неадекватные представления подростков необходимо выявлять и преодолевать, что будет способствовать предупреждению и преодолению социальных зависимостей. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.