ДЕФИЦИТЫ CAIVIО ПОНИМАНИЯ КАК ФАКТОРЫ РИСКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
DEFICITS OF SELF-UNDERSTANDING AS RISK FACTORS FOR ADDICTIVE BEHAVIOR OF OLDER ADOLESCENTS
C.B. Шик
S.V. Shik
Самопонимание, дефициты самопонимания, нарушение взаимоотношений индивида и среды, слияние со средой, расщепление среды, неустойчивая среда, старшие подростки, аддиитивное поведение. В статье рассматриваются особенности дефицитов самопонимания как факторов риска аддиктивного поведения старших подростков. Эти факторы отражают равные степени дефицитов самопонимания как нарушение взаимоотношений индивида и среды. Слияние со средой характеризуется «растворением», нивелированием личности подростка. Расщепление среды связано с акцентом на общении со сверстниками при игнорировании коммуникации со взрослыми. Неустойчивая среда проявляется когнитивными искажениями. Учет дефицитов самопонимания позволит более эффективно выстраивать профилактическую работу со старшими подростками.
Self-understanding, deficits of self-understanding, impaired relationship of the individual and the environment, merger with the environment, splitting of the environment, unstable environment, older adolescents, addictive behavior. The article describes the features of deficits of self-un-derstanding as risk factors for addictive behavior of older adolescents. These factors reflect different degrees of self-understanding deficits as the impairment of the relationship of the individual and the environment. The merger with the environment is characterized by the "dissolving" leveling of the adolescent's personality. The splitting of the environment is connected with the emphasis on communication with peers while ignoring communication with adults. The unstable environment manifests through cognitive twists. The accounting of self-understanding deficits will allow organizing preventive work with older adolescents more effectively.
Одной из важнейших социальных проблем является проблема аддиктивного поведения подростков. Ключевой причиной аддиктивного поведения являются дефициты самопонимания, что ведет к нарушению адекватного контакта подростка с действительностью, неуверенности в себе, подчинению внешним влияниям и неспособности выстаивать среду своей жизни. Взрослеющий человек «выпадает» из социума, происходит деградация личности, деформация ее ценностных ориентаций и нравственных установок.
В подростковом возрасте происходит несовпадение сроков созревания отдельных сторон организма и личности ребёнка, что приводит к серьёзному кризису, который проявляется в противоположных характеристиках подростни-чества (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, К.Н. Поливанова, Л.А. Регуш, Д.И. Фельдштейн и другие). Кризисные проявления касаются отношений к себе, к своему телу, к другим, к миру в целом
и свидетельствуют о том, что подросток плохо понимает себя. В отдельных случаях непонимание себя приобретает характер серьезных личностных нарушений.
Исследования самосознания, Я-концепции, смысловой регуляции в контексте аддиктивного поведения содержатся в работах О.Н. Андрия-ненко, Н.Л. Белопольской, Н.В. Власовой, С.Р. Иванова, С.А. Куликова, Н.Ю. Максимовой, Е.В. Сви-стуновой, С.Л. Соловьевой и других. Они рассматривают личностные образования как своего рода «слабое звено», провоцирующее уход от реальности при первом столкновении с трудностями. Вместе с тем остается открытым вопрос: какое интегральное личностное образование должно быть «мишенью» профилактики?
Таким интегральным личностным образованием, по нашему мнению, являются дефициты самопонимания, которые мы рассматриваем как факторы риска аддиктивного поведения подростков.
Дефициты самопонимания - это наруше-
# АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ. Психология
ние взаимоотношений индивида и среды, сопровождающиеся потерей или обеднением смысла жизни. Дефициты самопонимания подростков проявляются в нехватке личностных ресурсов: отчуждении от себя самого, других, своей жизни в целом, затрудняя или блокируя самореализацию личности. Эти ресурсы связаны с искажением самосознания и Я-концепции (т. е. процесса и результата совокупности всех представлений индивида о себе) либо с несоответствием их реальности.
Каким образом формируется аддиктивное поведение? Простой факт аддиктивной активности еще не обязательно ведет к аддикции. Так, Н.Ю. Максимова отмечает, что употребление психотропных веществ подростками, не имеющими к этому психологической готовности, обычно не закрепляется как привычная форма поведения и по мере взросления приобретения личностной зрелости проходит «само собой», без вмешательства специалистов и применения каких-либо иных мер воздействия [Максимова, 1996, с. 150].
Традиционно риск аддиктивного поведения связывается с различными внешними или внутренними «стрессорами среды» [Салтыкова, 2010]: биофизиологическими, индивидуально-психологическими, микро- и макросоциальными факторами.
Например, К.С. Лисецкий описывает следующие проблемные обстоятельства [Предупреждение..., 2000, с. 71]: трудные жизненные ситуации (болезнь, опасность, инвалидность или смерть близких); трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействие, помехи, неудачи); трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием (ситуации «публичного поведения», оценки и критика, конфликты и давление). У подростков накапливается напряженность, которая требует переключения, а вещество или активность дает такую возможность уйти от тягостной реальности.
Однако сами по себе объективные факторы не фатальны. По нашему мнению, готовность к ад-диктивному поведению создают дефициты самопонимания: если подросток не понимает себя и окружающую среду, то теряются смысл происходящего и возможность управления собой, его поведение становится стихийным, нелогичным, иррациональным, причиняет вред себе.
Мы выделили следующие дефициты самопонимания у старших подростков как факторы риска аддиктивного поведения, которые отражают нарушение возрастной динамики и смысловое обеднение среды жизни:
- слияние (симбиоз) со средой;
- расщепление среды;
- средовая неустойчивость (рис. 1).
Слияние со средой Доступность аддикции у Расщепление среды «Запретный плод» Скрытая реклама у Неустойчивая среда Традиции, реклама у
/ ИНДИВИД \ / индивид \ / индивид \
/ среда 1 \ / среда 2 \
Рис. 1. Дефициты самопонимания у старших подростков как психологические факторы риска аддиктивного поведения
Рассмотрим подробней эти факторы.
1. Слияние со средой.
Слияние личности со средой есть своеобразное «растворение» подростка в ней, нивелирование личности. Дефицит самопонимания здесь существует как дефект образа тела. По мнению Н.Л. Белопольской, «дефицитясной представленности границ тела, а значит, и чувства защищенности Я от посягательств внешней среды препятствует качественной интеграции личности» [Белополь-ская и др., 2007, с. 44], приводит к активному неприятию себя [Там же, с. 140].
Слияние со средой характеризуется грубым дефицитом самопонимания и проявляется пассивностью в отношении среды с отсутствием представлений о возможности собственной активности («Меня нет в мире»), какого-либо ценностного отношения к жизни («Не знаю, что хочу»), сопровождается различными негативными эмоциями: беспокойством, тревогой, душевной пустотой, усталостью, скукой, раздражением, апатией, утомлением и т. д.
Эти подростки из заведомо неблагополучных семей. Закрытость, нарушение взаимоотношений, эмоциональная изоляция, жесткое распределение ролей, отказ от решения возникающих проблем являются основным содержанием жизни семьи. Подростки оказываются на периферии внимания родителей, до них «не доходят руки». Высокий риск формирования аддиктивного поведения в такой семье, в частности, заключается в том, что подростки встречают алкоголь, табак в ближайшем окружении, постоянно наблюдают и перенимают негативные образцы обращения с психоактивными веществами и воспринимают злоупотребление ими как норму жизнедеятельности. Они «плывут по течению» своей жизни, тотально отчужденные от школы, семьи, себя, с несформированными устойчивыми индивидуальными интересами или увлечениями, обрастая множеством социальных проблем. Характерно раннее начало употребления любых доступных психоактивных веществ: токсических веществ, наркотиков, алкоголя, табака, которые не дифференцируются по степени лучше - хуже. Кроме того, часто такие подростки страдают игроманией: они завсегдатаи интернет-кафе или игровых (лото) клубов.
2. Расщепление среды.
Расщепление среды есть разделение среды жизни подростка на две малосвязанных между собой части: мир взрослых и мир сверстников, что проявляется в противоречивом поведении и неадекватном представлении о жизни. Сосуществование во многом антагонистичных сред приводит к тому, что одну негативную среду - школу, дом - приходится «терпеть», а в другой - позитивной, среди сверстников - по-настоящему жить. Дефицит самопонимания здесь связан эмоциональным дефектом как «неспособность подростка успокоить себя и контролировать свои импульсы» [Соловьева, 2009].
Расщепление среды характеризуется существенным дефицитом самопонимания и проявляется повышенной эмоциональностью, чрезмерной фиксацией на общении ради общения («Я есть в друзьях», «Без друзей я никто») при игнорировании коммуникации со взрослыми. Подростки рвутся в свою компанию, свою среду, стремясь как можно больше времени проводить там. Не строя каких-либо планов на будущее («Зачем загадывать? Будущее придет само собой»), они целиком сосредоточиваются на настоящем («Гуляй пока молодой», «Всё в жизни надо попробовать» и т. д.). Поддерживает такие устремления индустрия развлечений, являющаяся, по мнению В.Г. Зазулина, скрытой рекламой наркомании. От среды взрослых подростки пытаются отгородиться. Формальность отношений, дистанция между учителями и школьниками, авторитарная система воспитания ведут к восприятию школы как места общения с друзьями, что, естественно, сказывается на учебе. Типичное высказывание учителей: «Способен(а), мог(ла) бы учиться лучше, но ленив(а)». У подростков внешне благополучные семьи, для которых, однако, характерны эмоциональная разобщенность («Я живу сам по себе»), отсутствие близости и взаимопонимания в межличностных отношениях со взрослыми («Меня никто не понимает»), иллюзия понимания себя (неадекватное эгоцентрическое представление о себе). Характерны своеобразные «правила изоляции», превращающие ребенка в изгоя: не доверяй, не говори, не чувствуй. В силу этого родительская семья для них является своеобразным приютом, местом, где можно поспать, поесть и получить материальную помощь.
Такая ситуация для подростков является внутренне противоречивой, неустойчивой. Аддик-тивная активность помогает им снять проблемы: создается иллюзия соединения сред, возникают некоторая уверенность и определенность. Здесь действует феномен «запретного плода»: чем недоступнее вещество (или активность), тем оно привлекательнее. Поэтому наиболее притягательно для таких подростков стремление употреблять наркотики, а другие виды аддиктивного поведения скорее рассматриваются как промежуточные, временные, сопутствующие.
В целом, независимо от вида наркотика смысл существования рассматривается подростками сугубо утилитарно: получить максимум наслаждения и удовольствия.
3. Средовая неустойчивость.
Средовая неустойчивость - это среда, в которой индивиду присущи определенные личностные особенности и ошибочные представления о легальных (разрешенных) в обществе аддикци-ях как о норме.
Дефицит самопонимания здесь связан с ложным информированием, с когнитивным искажением среды.
Средовая неустойчивость характеризуется умеренным дефицитом самопонимания и проявляется своеобразной «слепотой», нечувствительностью к опасным пристрастиям с занижением или игнорированием вреда легальных ад-дикций, прежде всего табакокурения и употребления алкоголя. Эти искажения первоначально не связаны с какими-либо грубыми дефектами Я-концепции, а обусловлены влиянием рекламы, обыденных представлений, существующих в обществе, примером родителей о допустимости аддикций.
Так, реклама табака акцентирует внимание не столько на объективных характеристиках сигарет, сколько на собственном выборе потребителя, предпочтении определенной марки, на престижности, тем самым вызывая представления об их относительной безопасности для здоровья. Пиво представляется рекламой «универсальным социальным коммуникатором и вкусным продуктом», помогающим в общении, который бодрит, успокаивает, снимает стресс и т. д. Рекламный message умалчивает о псевдовыборе, возможном возник-
новении зависимости, опасности для здоровья, проблем в будущем.
Обыденные представления существуют в виде словесных клише, поговорок: «Одна сигарета не повредит», «Кто не курит и не пьет - тот здоровеньким умрет», «Пиво полезный напиток» и т. д. Они создают атмосферу допустимости аддикций, а пример родителей показывает, как это осуществить на практике. Хотя, необходимо отметить, что в целом эти подростки из благополучных семей.
Если старший подросток поддается влиянию рекламы, ошибочным представлениям о табаке и алкоголе, следует примеру родителей, критически не осмысливая его, то путь для формирования аддиктивного поведения открыт: «Вредные привычки - личный выбор», «Жить и так вредно» и т. д. Отметим, что поначалу аддиктивная активность не отражается на поведении и обучении подростка. Для таких подростков характерны табакокурение, «культурное» употребление алкоголя.
Исследования М.В. Котовой, В.В. Лозового, наши собственные наблюдения [Шик, 2006; 2008] показывают, что для каждого их этих видов аддиктивного поведения характерны специфические личностные дефициты.
Конфронтация в конфликтах со взрослыми, коммуникативные затруднения, стремление к эмансипации, неэффективные агрессивные усилия по изменению межличностной ситуации «благоприятны» для употребления алкоголя как способа справиться со стрессом.
Дистанцирование в конфликтах с взрослыми, когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, страстное желание быть принятым в группу сверстников (сигарета как пароль), трудности в понимании своих эмоций, внутриличностные конфликты ведут к «выражению» стресса с помощью табакокурения.
Итак, мы рассмотрели дефициты самопонимания как факторы психологического риска аддиктивного поведения старших подростков: слияние (симбиоз) со средой, расщепление, средовую неустойчивость.
Профилактическая работа должна строиться с учетом этих особенностей:
с первой группой необходима работа с образом тела на фоне контроля поведения; второй группе требуются развитие эмоциональной сфе-
ры и обогащение духовного мира; работа с тре- 3. тьей группой предполагает формирование критического мышления, разоблачение рекламы и традиционных представлений об аддикциях. Кроме того, необходим учет специфических личностных дефицитов при конкретных видах аддиктивного 4. поведения. Таким образом, в целом дефициты самопонимания могут служить «мишенью» профилактики, показывают направления усилий специалистов, а также пути мобилизации личностной ак- 5. тивности подростка.
лблиографический список
1. Белопольская Н.Л. Самосознание проблем- 6. ных подростков: монография / Н.Л. Белопольская, С.Р. Иванова, Е.В. Свистунова, Е.М. Ша-фирова. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2007. 332 с. 7.
2. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 3. С. 149-152.
Предупреждение подростковой и юношеской наркомании: монография / под ред. C.B. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. 256 с.
Салтыкова Н.С. Предпосылки формирования аддиктивного поведения подростков // Педагогическая диагностика. 2010. № 4. С. 20-38.
Соловьева С.Л. Аддиктивное поведение как способ компенсации эмоционального дефицита. URL: http://medpsy.ru/mprj7archiv_ global/2009-l-l/nomer/nomerl8.php Шик C.B. Педагогическое обеспечение развития самопонимания старших подростков // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2006. № 1. С. 62-66.
Шик C.B. Становление самопонимания старших подростков как предмет педагогического анализа // Вестник КГПУ им. Астафьева. 2008. № 1. С. 90-94.