Как получить полную выплату со страховой компании по ОСАГО, или новый порядок урегулирования спора
Мурадян Алена Эдуардовна
преподаватель, Департамент правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, advokatmuradian@gmail.com
С июня 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2018 N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», предусмотрена возможность досудебного урегулирования спора, в частности, со страховыми организациями. В связи с чем потребители смогут получить невыплаченную часть страхового возмещения минуя судебные тяжбы в более короткий срок и с наименьшими финансовыми затратами.
Ключевые слова: финансовый уполномоченный, финансовый омбудсмен, ОСАГО, потребитель, страховые выплаты, страховые организации, досудебный порядок.
X
2
о
о см
со
О!
Автолюбителям известно, что при наступлении страхового случая - дорожно-транспортного происшествия, страховые компании либо выплачивают неполную стоимость ущерба (страховую выплату), либо вовсе отказывают в выплате по ОСАГО. Следует отметить, что такими действиями страховые компании нарушают Закон «О защите прав потребителей».
Оказавшись в такой ситуации, лицо, чье право на полную выплату нарушено (потребитель), вынуждено обратиться к специалистам для получения юридической консультации. После чего начинается отработанный годами «путь» - эксперты, автоюристы, претензии, иски, суд. И, пройдя долгий и не дешевый путь, права потребителя восстанавливаются, и он получает свою законную страховую выплату в полном объеме.
Рассмотрим вкратце сложившийся порядок решения данной проблемы: необходимо провести независимую оценку, которая выявляет стоимость ущерба, причиненного транспортному средству в следствии ДТП, а в случае полного отказа еще и трасологическую экспертизу, устанавливающую причинно-следственную связь между ущербом и ДТП; после чего необходимо подготовить и направить страховой компании претензию с требованием возместить разницу между стоимостью ущерба, выявленной специалистом при оценке, и суммой выплаты, уже произведенной страховой компанией; в случае, если страховая компания не удовлетворяет требования, изложенное в претензии (как правило так оно и бывает), за защитой своих прав потребитель вынужден обратиться в суд с исковым заявлением.
Начиная с момента нарушения прав потребителя и до дня, когда лицо получает выплату в полном объеме, проходит не менее 6 месяцев. Более того, за все указанные выше этапы необходимо платить специалистам (экспертам, юристам, адвокатам).
Есть еще одна немаловажная проблема, возникшая в связи с массовой невыплатой страховыми компаниями полной стоимости ущерба - это перегруженность судов, с чем и связан столь долгий срок судебной тяжбы.
В связи с тем, что указанные выше проблемы достигли своего пика, созрела необходимость защиты прав потребителей на законодательном уровне. Так, летом 2018 года был принят Феде-
ральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», который предусматривает новый порядок урегулирована спора, в том числе, в случае нарушения прав потребителей при осуществлении страховой выплаты по ОСАГО. В этой части закон вступает в силу в июне 2019 года.
Теперь потребители, чьи права были нарушены в связи с невыплатой или частичной невыплатой страхового возмещения, должны следовать следующему алгоритму: после того, как страховая компания не удовлетворяет требование, изложенные потребителем в претензии, лицо вправе обратиться к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг (финансовый омбудсмен) для разрешения данной ситуации. Такое обращение может быть подано в течении трех лет с момента как лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (исковая давность). Данный срок может быть восстановлен уполномоченным по заявлению потребителя. Важно отметить, что к 1 июня 2019 все страховые организации, осуществляющие деятельность по ОСАГО, обязаны организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным. Такие организации включаются в специальный реестр. Финансовый уполномоченный рассматривает обращения граждан в отношении организаций, включенных в данный реестр.
На сегодняшний день службой финансового омбудсмена разработан сайт
(https://finombudsman.ru), через который в электронном виде можно будет направить обращение для досудебного урегулирования спора. Данную жалобу можно подать также через МФЦ.
Если обращение соответствует требованиям, изложенным в Федеральном законе «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», в течении трех дней потребителю сообщают о принятии жалобы к рассмотрению.
Интерес представляет также порядок рассмотрения обращения. Финансовый уполномоченный направляет страховой компании данное обращение и запрашивает недостающие документы, которые последняя должна предоставить в течении 5 дней. По общему правилу дела будут рассматриваться в заочном порядке на основании представленных сторонами документов. Однако, по ходатайству сторон дело может быть рассмотрено очно, либо посредством видео-конференц-связи.
Обращение должно быть рассмотрено финансовым омбудсменом в течении 15 дней, начиная со дня его получения. Данный срок может быть продлен при необходимости назначения независимой экспертизы (оценки). Срок рассмотрения в данном случае будет приостановлен на время производства такой оценки. Столь короткий срок, предоставленный уполномоченному для рассмотрения обращения потребителя, является безусловным преимуществом в пользу разрешения спора именно через финансового омбудсмена, а не через суд. По окончании срока рассмотрения уполномоченным выноситься одно из трех решений: об удовлетворении, о частичном удовлетво-
рении, либо об отказе в удовлетворении обращения.
Законом предусмотрено, что решение финансового уполномоченного, в отличии от судебного решения, вступает в силу в течении 10 дней. Данное решение обязательно для исполнения страховой компанией в сроки, которые указаны в самом решении. Фактически, оно заменяет судебное решение. Более того, если страховая компания в добровольном порядке не исполнит возложенные на нее решением требования в пользу потребителя, уполномоченный выдает последнему удостоверение, которые имеет силу исполнительного документа.
Беспрецедентным является то, что в случае несогласия страховой компанией с решением финансового уполномоченного , она подает в суд уже не на потребителя, а на финансового уполномоченного. Тем самым законодатель огородил потребителей от хождения по судам, а также от траты денег, времени и возможности встречи с недобросовестными автоюристами.
Однако, что в новом порядке урегулирования спора есть и недостатки. В частности, уполномоченный вправе рассматривать требования исключительно имущественного характера. Это значит, что вопросы, связанные с возмещением морального ущерба в данном порядке рассматриваться не будут. Также в качестве недостатка можно выделить тот факт, что с таким обращением потребитель может обратиться только лично (исключение составляет законное представительство). Это значит, что по доверенности представлять интересы потребителя станет невозможным.
Также недостатком является тот аспект, что финансовый омбудсмен не сможет назначить в пользу потребителя штраф, в размере 50 процентов от удовлетворенной суммы, которую на сегодняшний день назначают суды. На такой штраф потребитель сможет рассчитывать только в случае, если страховая компания не исполнит добровольно в установленный срок решение финансового омбудсмена. Для этого потребителю необходимо обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.
К 1 июня 2019 все страховые организации, осуществляющие деятельность по ОСАГО, обязаны организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным. Такие организации включаются в специальный реестр. Финансовый уполномоченный рассматривает обращения граждан в отношении организаций, включенных в данный реестр.
Следует отметить, что Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора не только со страховыми организациями по ОСАГО, но и иные организации, оказывающие потребителю финансовые услуги. Так в законе перечислены следующие: страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование); микрофинансовые организации; кредитные потребительские
5
-о
-С
гп
о т;
>
У
т; А
кооперативы; ломбарды; кредитные организации; негосударственные пенсионные фонды. При нарушении прав данными организациями потребитель также вправе обратиться к финансовому ом-будсмену в порядке, разъясненном выше, с учетом особенностей, установленных законом.
Литература
1. Федеральный закон от 04.06.2018 N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»;
2. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»;
How to get the full payout from the insurance company for
insurance or a new dispute settlement procedure Muradyan A.E.
Financial University under the Government of the Russian Federation
Since June 2019, in accordance with the Federal Law of 04.06.2018 N 123-FZ "On the Commissioner for the Rights of Consumers of Financial Services", the possibility of pre-trial settlement of the dispute, in particular, with insurance organizations. In this connection, consumers will be able to receive the unpaid part of insurance compensation bypassing litigation in a shorter period of time and with the least financial costs. Keywords: financial authorized, financial ombudsman, OSAGO, consumer, insurance payments, insurance organizations, pretrial order.
References
1. Federal Law of 04.06.2018 N 123-FZ "On the Commissioner for
the Rights of Consumers of Financial Services";
2. Federal law of 25.04.2002 N 40-03 "On compulsory insurance of
civil liability of vehicle owners";
3. RF Law of 07.02.1992 N 2300-1 "On Protection of Consumer
Rights";
X 2
0
СЧ
fO
01