Научная статья на тему 'Как оценить и повысить эффективность инвестиций в маркетинг'

Как оценить и повысить эффективность инвестиций в маркетинг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В МАРКЕТИНГ / УСЛОВИЯ ЖЕСТКОЙ КОНКУРЕНЦИИ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАРКЕТИНГ-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ КОМПАНИИ / РОССИЯ / THE EFFECTIVENESS OF MARKETING INVESTMENTS / THE CONDITIONS OF TOUGH COMPETITION / MARKETING ACTIVITIES / MARKETING-ORIENTED COMPANIES / RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Труфанова И.С.

Проблема правильной оценки эффективности инвестиций в маркетинг в настоящее время актуальна для большинства компаний в России, работающих на рынке в условиях жесткой конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to evaluate and improve the effectiveness of marketing investment

The problem of the proper estimation of efficiency of investments in marketing currently, the majority of companies in Russia operating in the market in conditions of tough competition.

Текст научной работы на тему «Как оценить и повысить эффективность инвестиций в маркетинг»

ЖИЛОИ КОМПЛЕКС

' ■ЭДГ"'|В 1 "

F I * II H I ■

*PSSS&

СТАРТ ПРОДАЖ ДОМ №6

П0СМ0ТРЕ1

Проектная декларац Застройщиц С

Информационное агентство INNOV.RU | Вторник, 28 марта 2017 г 14:36

INNOV

РОССИИСКИИ БИЗНЕС ON-LINE

Иннов: электронный научный журнал

Главная страница журнала

Экономические науки

Технические науки О журнале Редакция Общая лента Выпуски

Опубликовать статью. Авторам

Яндекс.Директ

Кредит в Почта Банке

Ставка 14,9%. Кредит от 30 тыс. до 1 млн. руб. Заполните заявку на сайте! Условия кредита Оформить кредит Решение за 1 минуту Онлайн-заявка anketa.pochtabank.ru

ПАО ПОЧТА БАНК

Как оценить и повысить эффективность инвестиций в маркети How to evaluate and improve the effectiveness of marketing investment

14.09.15 9:33

< 584

Выходные сведения: ТруфановаИ.С. Как оценить и повысить эффективность инвестиций в маркетинг // Иннов: электронный научный журнал, 2015. №3 (24). URL: http://www.innov.ru/science/economy/kak-otsenit-i-povysit-effektivnost-/

Авторы:

И.С. Труфанова (ст. преподаватель НГТУ им Р.Е. Алексеева) Authors:

I. S. Trufanova (art teacher NSTU named after R. E. Alekseev)

Ключевые слова: эффективность инвестиций в маркетинг, условия жесткой конкуренции, маркетинговая деятельность, маркетинг-ориентированные компании, Россия

Keyword: the effectiveness of marketing investments, the conditions of tough competition, marketing activities, marketing-oriented companies, Russia

Аннотация: Проблема правильной оценки эффективности инвестиций в маркетинг в настоящее время акт большинства компаний в России, работающих на рынке в условиях жесткой конкуренции.

Annotation: The problem of the proper estimation of efficiency of investments in marketing currently, the majority oj operating in the market in conditions of tough competition.

Проблема правильной оценки эффективности инвестиций в маркетинг в настоящее время актуальна для большинства компаний в России, работающих на рынке в условиях жесткой конкуренции.

Руководители рассматривают

направление маркетинга в качестве части общей деятельности компании, маркетологи сконцентрированы на своем направлении, а консультанты способны сравнить маркетинговую деятельность различных компаний [1, 2, 3]. Только 38% руководителей считают что маркетинг занимает в организации ведущее место и играет решающую роль при формировании стратегии компании на рынке, 39% - отмечают, что маркетинговые показатели учитываются

при расстановке приоритетов в деятельности подразделений компании, 21% вспомогательного направления, поддерживающего решение тактических задач.

руководителем отводят

Отсюда следует, что процент маркетинг-ориентированных компаний в России невелик и маркетинговые показг решающего фактора при принятии тех или иных управленческих решений [4]. В подавляющем большин департамента маркетинга не превышает пяти человек, а постановкой маркетинговых задач занимается непосред компании. В некоторых компаниях департамент маркетинга как таковой отсутствует, и тогда за решение отвечает департамент продажи или генеральное руководство, особенно часто такая ситуация встречается I продаж и продвижения продукции через Интернет [5]

Очевидно, что руководители и маркетологи компаний оценивают функциональную направленность департам разному. В качестве основных функций департаментов маркетинга обычно называют анализ рынка и деяте планирование маркетинговых программ, рекламу, продвижение. Руководители компаний недостаточно освед деятельности департаментов маркетинга, это касается таких функциональных направлений, как ценообразов; маркетингового бюджета и проведения маркетинговых исследований. В связи с этим, возникает следующий оценить эффективность работы департамента, если нет четкого представления о том, какую работу он выполняе

Наиболее часто компании передают агентствам такие функции, как проведение маркетинговых исследован продвижение (82,1%), а также планирование (41,5%) и реализацию (55,7%) маркетинговых программ [6]. обращаются к консультантам для того, чтобы оценить эффективность инвестиций в маркетинг (26,4%), и еще готово доверить консультантам управление брендом или портфелем брендов (10,4%).

В большинстве случаев эффективность маркетинговых мероприятий, осуществленных агентством в рамках пр заказчика, оценивает сама компания (46,2%), но иногда подобная услуга по предварительной договоренности в отчет, предоставляемый агентством. Оценка эффективности инвестиций в маркетинг как одна из усл' агентствами, является недостаточно востребованной. Консультанты отмечают, что часто оценить эффектив мероприятий затруднительно, поскольку компании-заказчики не всегда готовы или могут предоставить даннь оценки. Нередки случаи, когда эффективность мероприятий не оценивается вовсе и компании не готовы р эффективности в качестве еще одной статьи расходов.

Компании чаще всего прибегают к услугам агентств в условиях недостатка ресурсов, когда требуется решить эффективно (79,2%), для решения задачи необходимо увеличение штата сотрудников компании (39,6 департамента маркетинга не обладают достаточной квалификацией для решения поставленной задачи (36,8%).

В подавляющем большинстве случаев бюджет проекта для компании-заказчика зависит от той суммы, котор потратить, а не от рекомендаций специалистов агентств. В свою очередь, в компаниях маркетинговые бюджет на определенный период времени (квартал/полугодие/год), либо средства департаменту маркетинга вы необходимости.

В качестве инвестиций в маркетинг следует рассматривать:

■ вложения в развитие бренда/брендов;

■ проведение маркетинговых исследований;

■ профессиональное развитие торгового персонала/менеджеров по работе с клиентами;

рекламу;

стимулирование сбыта, продаж, развитие дистрибуции.

Ответы на вопрос: «В чем должна выражаться эффективность инвестиций в маркетинг?» - совпадаю маркетологов, консультантов. В качестве наиболее значимых были названы одни и те же показатели, одна расставлены по-разному.

Руководители в качестве основных факторов называют увеличение рыночной доли компании (72%), поло продаж (70,5%) и уже после этого повышение известности торговой марки (69%). В то же время маркетологи кс свидетельством эффективности является положительная динамика таких показателей, как известность торговой компаний на рынке (70,7%) и уровень продаж (63,2%). Мнение консультантов агентств полностью со специалистов по маркетингу компаний [7, 8].

На первом месте также оказалось повышение известности торговой марки (77,4%), увеличение рыночной доли положительная динамика продаж (67,9%). В то же время следует отметить, что, в конечном счете, определяющ имеют маркетинговые задачи, которые требовалось решить. В зависимости от этого свидетельством эффектив изменения других показателей.

По мнению генерального руководства, маркетинговую стратегию компании имеет смысл разрабатывать на ср трех-пяти лет. В то же время с учетом происходящих на рынке изменений стратегия подлежит регуля Руководители считают оптимальным сроком возврата инвестиций в маркетинг один год.

Консультанты российских агентств уверены в том, что не все аспекты маркетинговой деятельности подлеж измерению. Формализованные методики оценки используют в работе лишь 36% консультантов, 38% методикам1 затруднились ответить. По мнению специалистов агентств, формализованные методики не позволяют у оказывающие влияние на эффективность. Остро стоит проблема сбора данных для расчетов, а сами методики просчитать долгосрочный эффект. В то же время 79% специалистов считают, что в России возможно применен нашим условиям западных методик, 12% уверены, что использование западных методик возможно в полной возможность их применения.

Консультанты агентств для оценки эффективности инвестиций [9, 10] (в том числе в маркетинг) применяют мето оценки показателей продаж, качественной оценки уровня известности бренда и лояльности клиентов результативного контакта, оценку эргономичности, оценку НМА.

Кроме этого, применяют расчет возврата инвестиций на проект (ROI), расчет возврата инвестиций на контак эконометрическое моделирование.

Полученные данные дают основание утверждать, что в настоящее время в России не существует формализова эффективности инвестиций в маркетинг, которые были бы признаны членами профессионального сообщест работающие.

Наиболее важной проблемой маркетологи компаний считают отсутствие единой системы показателей межотраслевых показателей (47,2%) [11]. Далее в порядке убывания следуют:

■ отсутствие систем сбора информации (46,6%);

■ отсутствие формализованной стратегии маркетинга в частности и бизнеса в целом (45%).

Консультанты, работающие в агентствах, в качестве основной проблемы называют отсутствие адекватных мете этого, сложности вызывает отсутствие единой системы показателей внутри отрасли и межотраслевых показате. сбора информации [12] (43,3%). Трудности, связанные со сбором информации, во многом обусловлены большинства компаний, работающих в России.

Среди компаний, преуспевших в оценке эффективности инвестиций в маркетинг, преобладают западные игро Mars, Unilever. Среди отечественных можно отметить компании «Вимм-Биль-Данн», «Балтика» и «Альфабанк».

Можно считать, что наиболее эффективно работают департаменты маркетинга компаний, обладающих высок корпоративной культуры.

Библиографический список

1. Россинская М.В., Комарова Г.В., Хрущева С.В. Инвестиции в маркетинг: понятие, виды и методы оценки // Меж издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2014. № 4 (15). С. 115-118.

2. Кузнецов С.Ю. Антикризисная маркетинговая стратегия как стратегическая карта компании // Эффект управление. 2011. № 3. С. 86-94.

3. Бараненко С.П., Михель В.С. Финансовая стратегия компании — системный подход // Финансы и учет. 2012. №

4. Шишкова Е.А., Шишкова Г.А. Стратегия компании: современные подходы и проблемы // Вестник РГГУ Управление. Право. 2013. № 6 (107). С. 22-29.

5. Корнилов Д.А., Зайцев Д.А. Информационное сопровождение бизнеса, интернет-продажи и продвижение про вопросы экономики, менеджмента и инноваций Материалы Международной научно-практической ко специалистов, преподавателей вузов, аспирантов, студентов. 2014. С. 13-22.

6. Остапова Ю.А., Парамонова Т.Д. Разработка концепции нового продукта в маркетинге современного пре техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2013. Т. 2. С. 320-323.

7. Чепурко Г.В., Ильясова Б.Ш. Маркетинговые исследования в целях повышения эффективности предприятия 76-79.

8. Сазонова А.В. Потребительская лояльность: разработка программы и оценка ее эффективности // Школа ун парадигма развития. 2014. № 1. С. 102-105.

9. Боронин О.С. Совершенствование методологических основ оценки эффективности инновационных проекте №3 (3). URL: http://itportal.ru/science/economy/sovershenstvovanie-metodologicheski/

10. Тарасов Д.И. Учет затрат как инструмент повышения производительности // ИТпортал, 201' http://itportal.ru/science/economy/uchet-zatrat-kak-instrument-povyshe/

11. Чередникова А.О., Романова М.П. Оценка эффективности системы ипотечного кредитования // Микроэкож 135-139.

12. Зуева Е.В. Экспресс-оценка исходной информации для технико-экономического обоснования в проектирования речных ледоколов // ИТпортал, 2014. №3 (3). URL: http://itportal.ru/science/economy/ekspre: informats/

References

1. Rossinskaja M.V., Komarova G.V., Hrushheva S.V. Investicii v marketing: ponjatie, vidy i metody ocenki // Mezht izdanie Sovremennye fundamental'nye i prikladnye issledovanija. 2014. № 4 (15). P. 115-118.

2. Kuznecov S.Ju. Antikrizisnaja marketingovaja strategija kak strategicheskaja karta kompanii // Jeffektivnoe antikrizi; № 3. P. 86-94.

3. Baranenko S.P., Mihel' V.S. Finansovaja strategija kompanii — sistemnyj podhod // Finansy i uchet. 2012. № 3 (16).

4. Shishkova E.A., Shishkova G.A. Strategija kompanii: sovremennye podhody i problemy // Vestnik RGGU. Serija: Je Pravo. 2013. № 6 (107). P. 22-29.

5. Kornilov D.A., Zajcev D.A. Informacionnoe soprovozhdenie biznesa, internet-prodazhi i prodvizhenie produkcii jekonomiki, menedzhmenta i innovacij Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii uchenyh, speci vuzov, aspirantov, studentov. 2014. P. 13-22.

6. Ostapova Ju.A., Paramonova T.D. Razrabotka koncepcii novogo produkta v marketinge sovremennogo pre tehnicheskoe i jekonomicheskoe sotrudnichestvo stran ATR v XXI veke. 2013. T. 2. P. 320-323.

7. Chepurko G.V., Il'jasova B.Sh. Marketingovye issledovanija v celjah povyshenija jeffektivnosti predprijatija // Kant. 2C

8. Sazonova A.V. Potrebitel'skaja lojal'nost': razrabotka programmy i ocenka ee jeffektivnosti // Shkola universitet razvitija. 2014. № 1. P. 102-105.

9. Boronin O.S. Sovershenstvovanie metodologicheskih osnov ocenki jeffektivnosti innovacionnyh proektov // ITporta http://itportal.ru/science/economy/sovershenstvovanie-metodologicheski/

10. Tarasov D.I. Uchet zatrat kak instrument povyshenija proizvoditel'nosti // ITportal, 2014. http://itportal.ru/science/economy/uchet-zatrat-kak-instrument-povyshe/

11. Cherednikova A.O., Romanova M.P. Ocenka jeffektivnosti sistemy ipotechnogo kreditovanija // Mikrojekonomika. 21

12. Zueva E.V. Jekspress-ocenka ishodnoj informacii dlja tehniko-jekonomicheskogo obosnovanija v nachal'noj rechnyh ledokolov // ITportal, 2014. №3 (3). URL: http://itportal.ru/science/economy/ekspress-otsenka-iskhodnoy-infor

|<j~i~| Q Яндекс.Видже-rlNNOV

архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления

БИЗНЕС НАЧИНАЮЩЕМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ

Реклама на INNOV.RU Партнеры История компании О компании Услуги Создать сайт Стена памяти Поиск

© 1996-2017 INNOV.RU (Иннов.ру) - информационное агентство, ООО «Иннов». * - правила пользования

Свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области ИА № ТУ 52-0604 от 29 февраля 2012 г ISSN: 2414-5122

Веб-студия «INNOV» - продвижение и разработка сайта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.