КАК ОПРЕДЕЛИТЬ «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ» детского общественного объединения
Владимир Витальевич Круглов,
доцент Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук e-mail: v-vkrug@yandex.ru
Не утихают споры вокруг специфического вида детской общности — детских общественных объединений (ДОО). Несмотря на множество, казалось бы, довольно строгих определений, многообразие видов и форм детских общественных объединений заставляет серьёзно задуматься о необходимости как минимум какой-то классификации, а как максимум — создания инструмента, который поможет определить направление развития того или иного вида этих общностей.
• детская общность • критериальные признаки • направления развития
• качественные характеристики
О
чевидно, что другие виды детских общностей (школьный класс, кружок, фанатская группировка и другие) обладают рядом чётко выраженных признаков, которые позволяют даже не искушённому в педагогической терминологии обывателю сделать однозначный вывод о принадлежности детской общности к тому или иному её виду.
С детскими общественными объединениями сложнее. Большая часть определений содержит характеристики, внутренние, скрытые от внешнего наблюдателя. Другие же черты проявляются эпизодически и требуют длительного наблюдения за деятельностью объединения. Всё это делает актуальной задачу разработки критериальной основы оценки сущности детской общности по ряду практических признаков.
Сразу оговоримся, что имея дело с детской общностью как социальным образованием, мы чаще всего сталкиваемся с признаками, к которым невозможно применить абсолютные характеристики, и приходится руководствоваться понятиями «в большей степени» или «в меньшей степени». Это позволяет занимать нишу детских общественных объединений таким детским общностям, которые по сути таковыми не являются — объединениям дополнительного образования, органам молодёжной власти и т.п.
Словарь-справочник «Детское движение» даёт около десятка различных определений, но большая часть из них содержит примерно одинаковый набор признаков, таких, как: добровольность участия, удовлетворение потребности детей в общении, деятельности, саморазвитии, социально-значимая направленность деятельности (деятельность на пользу обществу), коллективистский характер деятельности. Есть и другие признаки, но по отношению
к данным они вторичны, так как возникают в ходе достижения целей первичных признаков. Так, например, «самоуправленческий характер деятельности» присущ большинству детских общественных объединений, потому что он позволяет наиболее эффективно решать задачу удовлетворения потребности детей к саморазвитию. Таким образом, все остальные признаки (развитость символики, выраженная раз-новозрастность, различные роли ребёнка (зритель, исполнитель, лидер-организатор) — инструментарий по достижению целей первичных признаков.
Первичные и вторичные признаки
Добровольность участия характеризуется способностью ребёнка в любой момент времени как стать членом детского общественного объединения, так и перестать им быть, руководствуясь только собственным желанием. Очевидно, что в конкретных случаях решение о вступлении или выходе из объединения принимается под влиянием внешних обстоятельств (например, в связи с требованием родителей, считающих, что эта деятельность ребёнка мешает ему учиться), но общих внешних причин, мотивирующих или демотивирующих ребёнка быть членом объединения быть не должно.
Часто добровольный характер участия, внешне декларируемый, по сути таковым не является, так как тесно связан с репрессивным аппаратом государственного учреждения, на базе которого существует детское общественное объединение. Автору известны случаи, когда дети с удивлением узнавали, что они являются членами объединения, которое в этой школе работает.
Детские общественные объединения, как правило, стремятся создавать привлекательный образ, вести притягательную и интересную внешнюю деятельность, которая позволит ребёнку заинтересоваться и впоследствии прийти в объединение. В дальнейшем личностный подход направлен на то, чтобы ребёнок не потерял интереса к деятельности объединения.
Удовлетворение потребности детей в общении, деятельности, саморазвитии — вторичный признак по отношению к первому, поскольку дей-
ствует именно на желание ребёнка прийти в объединение и впоследствии в нём оставаться. Однако на такое желание может действовать много других инструментов (например, члены объединения могут иметь доступ к определённым материальным благам и поэтому объединение для них привлекательно), поэтому правильно всё-таки поставить его в один ряд с первичными признаками.
Удовлетворение потребности детей в общении, как правило, специально организованной деятельности не требует. Объединённые деятельностью, дети сами прекрасно удовлетворяют эту потребность, однако препятствием для них может стать негативный, дискомфортный характер общения, выражающийся в агрессии, неприятии новичков, попытках самоутверждения более опытных за счёт младших и т.п.
Поэтому для удовлетворения этой потребности нужна благоприятная и комфортная атмосфера — доброжелательность, взаимопомощь, внимание, готовность поддержать. В этом случае новые члены объединения будут быстрее и эффективнее включаться в общение.
Потребность ребёнка в деятельности удовлетворяется, когда ребёнок выполняет роль партнёра взрослого с уровнем ответственности, соответствующим его собственному уровню развития. Очевидно, что последовательная смена ребёнком этих ролей и есть удовлетворение потребности в саморазвитии. Так, проходя путь от зрителя к исполнителю, далее к лидеру и организатору, ребёнок развивается, приобретает новые личностные качества. Для этого деятельность должна быть организована на самоуправленческих началах, т.е. давать ребёнку возможность получить в свою зону ответственности тот или иной «участок» данной деятельности. Чем сильнее развиты в объединении самоуправленческие начала, тем лучше удовлетворяется потребность в саморазвитии ребёнка.
В.В. Круглов. Как определить «вектор развития» детского общественного объединения
Социально-значимая направленность деятельности тоже в какой-то мере — вторичный признак по отношению к предыдущему, так как удовлетворяет потребность в саморазвитии. Действительно, личность развивается в заботе о других, об окружающем мире, о людях и их жизни. Кроме того, «внешний», социально-значимый характер деятельности — условие длительной деятельности объединения. При концентрации деятельности в области внутренней, саморегулирующей и самообеспечивающей, объединение быстро теряет привлекательность, отношения теряют новизну, атмосфера становится привычной и интерес ребят к деятельности в объединении пропадает. Участие детского объединения в деятельности других сообществ (как государственных, так и негосударственных) самостоятельной деятельностью не является.
Коллективистский характер деятельности тесно связан с предыдущими признаками: во-первых, удовлетворяет потребность в общении и совместной (не индивидуализированной, как в учебном процессе) деятельности. Во-вторых, стимулирует саморазвитие, так как позволяет ребёнку-члену объединения получать быструю «обратную связь» от сверстников (а не только от руководителя-взрослого). Это важно, поскольку в силу возрастных особенностей именно сверстники становятся референтной группой для большинства членов объединения. И в-третьих, коллективистский характер деятельности формирует внешнюю привлекательность, обеспечивающую добровольность участия.
Критериальные признаки для оценки сущности детской общности как детского общественного объединения
Критерий Признаки реализации критерия Признаки отсутствия критерия
Добровольность участия Нет причин, по которым ребёнок не может вступить в ДОО, кроме нежелания, неуверенности, отсутствия мотивации самого ребёнка. Причины, связанные с личными особенностями (семейная ситуация конкретного ребёнка, отсутствие времени, сопротивление родителей), — частные случаи и не влияют на признак. Ребёнок чувствует себя членом ДОО и уверенно говорит о своей принадлежности или не принадлежности к нему. Выход ребёнка из ДОО не влечёт за собой «репрессии» со стороны учителей, официальных лиц и органов Вступление в ДОО осуществляется массово, согласие конкретного ребёнка стать членом ДОО формально или вообще отсутствует. Ребёнок неуверенно отвечает на вопрос о своей принадлежности к ДОО, сомневается в своём статусе. Выход ребёнка из ДОО влечёт за собой негативное отношение со стороны различных официальных структур, т.к. воспринимается ими как форма «протеста против системы»
Удовлетворение потребности в общении Общение детей и взрослых построено на основе взаимного уважения, внимания, готовности помогать друг другу и включает не только рабочие отношения, но и дружеские, ценностные. Ребята-новички воспринимаются доброжелательно, им помогают познакомиться с принципами и характером общения в коллективе, мягко указывают на то, «как не принято себя вести». Ситуации нарушения принятых норм общения (сквернословие, хамство, пошлости) вызывают неприятие и осуждение в первую очередь у самих ребят-старожилов ДОО, а не у взрослых. Чаще всего такие ситуации до взрослых просто не доходят, решаясь на «детском уровне» Общение детей и взрослых формально, имеет деловой и рабочий характер. Общение вне этих тем не практикуется и отсутствует. Ребята-новички воспринимаются агрессивно, есть случаи самоутверждения опытных ребят, неуважения, хамства, пошлостей, употребления ненормативной лексики. Ситуации нарушения декларируемых норм общения внутри детской среды возникают часто и детьми не осуждаются, но скрываются от педагога-руководителя
Критерий Признаки реализации критерия Признаки отсутствия критерия
Удовлетворение потребности в деятельности Ребята-члены ДОО относятся к деятельности как к своей собственной, стремясь действовать качественно, результативно, эффективно. Существует взаимопомощь, поддержка. Ситуации несвоевременного исполнения обязательств вызывают чувство стыда у ребёнка-исполнителя. Такие ситуации подвергаются коллективному обсуждению среди детей, где анализируются причины и вырабатывается решение. Инициативу проявляют все, эти инициативы коллективно обсуждаются и, если большинством поддерживаются, воплощаются Ребята-члены ДОО относятся к деятельности формально, воспринимая её как неизбежную обязанность, «плату за возможность» быть членом данной общности. Взаимопомощь, поддержка отсутствуют. Единственный заинтересованный в результате деятельности человек — педагог-руководитель. Несвоевременное исполнение обязательств стыда у исполнителя не вызывает, а вызывает либо равнодушие, либо поддержку у остальных членов коллектива. Инициативы взрослого внешне поддерживаются, а внутренне саботируются, т.к. ребята не заинтересованы в увеличении объёма деятельности
Удовлетворение потребности в саморазвитии Деятельность, которую ведёт ДОО, даёт возможность каждому ребёнку найти себе дело по силам, по плечу и по желанию. Разнообразны роли внутри этой деятельности: зритель, исполнитель, организатор, инициатор. Роли формализованы существующей в ДОО системой самоуправления, права детей по управлению деятельностью реальны и сомнению не подвергаются Деятельность, которую ведёт ДОО, подразумевает узкий круг возможностей для ребёнка, чаще всего зрительско-исполнительские. Деятельность ребёнка сводится к выполнению поручений педагога-руководителя. Самоуправление если и присутствует, то является «мнимым», права ребят по управлению деятельностью декларированы, но не реализуются
Социально-значимая направленность деятельности У коллектива есть своя деятельность, которую он организует. Хотя бы половина дел направлена на окружение, если не непосредственно, то опосредованно. Реципиентами деятельности коллектива являются не только его члены У коллектива нет своей деятельности, организатором которой он является, или она минимизирована по сравнению с участием в деятельности, организуемой другими общностями: государственными или негосударственными структурами. Почти все дела направлены на сам коллектив и на обеспечение его существования и функционирования. Реципиентами деятельности коллектива являются его члены
Коллективистский характер деятельности Деятельность коллектива обсуждается открыто на специально организованных процедурах, с участием как детей, так и взрослых. Выражение мнений свободное, мнение, отличное от мнения руководителя, не осуждается, если оно высказано аргументированно и уважительно. Дискуссии имеют характер «поиска истины», по итогам дискуссий принимается решение. Решения по основным вопросам принимаются общим голосованием Деятельность коллектива обсуждается «в кулуарах», специально организованных процедур нет или они формальны. Выражение мнения, отличного от мнения руководителя, осуждается. Используются давление, другие методы борьбы с инакомыслием. Дискуссии отсутствуют или имеют отвлечённый характер. Принимаемые решения от них не зависят и принимаются в соответствии с волей руководителя. Факты голосования по значимым вопросам отсутствуют
Эти признаки удобны для оценки деятельности детских общностей и могут быть рекомендованы педагогам-руководителям как инструмент, определяющий «вектор развития» детского коллектива, позиционируемого как детское общественное объединение. Реализация названных критериев — эволюционный процесс, проходя-
щий в ходе становления детской общности как детского общественного объединения, поэтому допустимо говорить о ча стичной реализации или, более того, использовать понятие «детское общественное объединение» как качественную характеристику детской общности. НО