СИС ТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
образования для детей и подростков
Александр Николаевич Дробот,
профессор кафедры управления образованием
Ставропольского института повышения квалификации работников образования, кандидат педагогических наук
Некоторые из приведенных в статье способов работы могут показаться совсем не новыми. Однако говорить об успешной системе воспитания приходится не часто. Они скорее относятся к числу составляющих содержательную основу воспитания в школе.
• техническое творчество • досуг • социальное творчество • детское самоуправление • поручение • общественные объединения • классный коллектив
Клубная сфера
Клубная сфера предоставляет учащимся возможность в процессе раскованного общения и участия в самых разнообразных видах практической деятельности получать новые знания о себе и окружающем мире, развивать личностные потенциалы. Успехи, достигнутые в кружке, клубе, ансамбле, позволяют компенсировать неудачи в основном образовании и способствуют самоутверждению, формированию позитивного отношения к себе, веры в себя, свои силы. Деятельность школьников в клубной сфере организуется в различных формах: фронтальной, групповой, индивидуальной, что даёт педагогам возможность максимально реализовать личностно-деятельностный подход в обучении, а значит, даёт ребёнку возможность максимально активизировать процессы самопознания, самовоспитания, самореализации. Кроме того, говоря
о групповых формах — основных- следует отметить, что такая форма организации детских коллективов как кружок (факультатив, творческая группа по интересам, отряд) позволяет учащемуся познавать интересы.
Значительную роль в воспитании самоопределяющейся личности играет техническая самодеятельность учащихся. Цель этого направления — формирование образа «Я — техническое творчество». Дети и подростки, занимаясь в кружках этого направления («Уют», мягкой игрушки, технического творчества), развивают когнитивный, творческий потенциалы, участвуя в конструкторской, изобретательской и исследовательской работе, имея возможность применить знания на практике, приучаясь творчески относиться к труду, что оказывает влияние и на профессиональное самоопределение.
Огромное значение для развития личностного самоопределения имеет деятельность кружков, факультативов, клубов предметной и научной направленности.
Каждый учащийся — член предметно-научного детского коллектива, занимаясь научно-ис-следонательской деятельностью, работает над рефератом, творческим проектом по наиболее интересующей его теме, выступает на заседаниях, чтениях, получает возможность самовыразиться, самоутвердиться, обогатить личный опыт. При этом находит ответы на интересующие его вопросы, усваивая выводы чьих-то мыслительных операций и производя их самостоятельно, занимает активную поисковую позицию — больше узнаёт о способностях и получает импульс для их развития. Разрабатывая выбранную тему исследования, учащиеся не ограничиваются учебником и учебными материалами, а обращаются к различным информационным источникам, а значит, больше узнают об окружающем мире и своём месте в нём. Совершенствование и структурирование навыков работы с большими объёмами информации, осваивание модели научного поиска в школьных условиях способствуют развитию когнитивного потенциала. Широко используемый в этой системе индивидуальный подход позволяет строить учебный процесс как диалог ребёнка с познаваемой реальностью, с другими людьми, что в свою очередь способствует достижению высокого уровня межличностного общения, формированию устойчивых межличностных связей. Именно в этом случае передаются не только глубокие знания, но и взгляд на учебный предмет, на способы самосовершенствования и самообразования.
Досуговая сфера, уникально сочетая развлечение, научение и воспитание, активизирует социальную активность, формирует у школьников духовный образ жизни, установку на самосовершенствование, умение самоорганизации досуга в общении, познании, просвещении. В досуговой деятельности в большей степени, чем в других, проявляются физические, интеллектуальные, эмоциональные возможности ребёнка, формируется опыт творческой детской самореализации, происходит его включение в системы социальных коммуникаций.
Используются различные виды организации досуговой и коллективно-творческой деятель
ности подростков: игры, праздники, конкурсы, спектакли, недели. Один из ведущих видов деятельности — игровая деятельность, организуемая в различных формах: сюжетно-ролевая игра «Древняя Русь», театрализованная игра «Мир сказок», интеллектуально-творческая игра «Интеллектуальный марафон», социальная игра «Я — лидер», игра — путешествие «За тридевять земель», комплексная игра «КВН», военно-спортивная игра «Зарница». Их характерное отличие зав-ключается в том, что дети в них всегда выступают активными участниками, им доверяется роль организатора, что в свою очередь способствует проявлению и развитию самостоятельности, ответственности, целеустремлённости, упорства, терпения в достижении цели. Для подростков подготовка и участие в игровой деятельности становятся важными факторами развития самосознания, самоизменения, самореализации.
Другой широко используемый вид организации досуга подростков — массовые праздники. Традиционными стали праздники: первого и последнего звонка, Масленицы, «Посвящение в первоклассники»; «Прощай, начальная школа»; «Выпускной бал», «Праздник букваря»; встреча Нового года, 8 Марта; «Эти руки — руки трудовые, золотыми скоро назовут». Их особенность (общественно значимое содержание; игровая форма; зрелищность; эмоциональность; гармоническое соотношение между поучением и развлечением, познавательным и эмоциональным содержанием; взаимодействие различных видов искусств, нагрузка на слова и музыку; использование ярких художественных средств; коллективное участие и коллективное восприятие; свободное единение детей во имя радости) делает праздники полем самоопределения каждого школьника.
Огромные возможности для духовного самовыражения и обогащения ребят
Досуговая сфера
предоставляют спектакли, театрализованные постановки: «Рождественские встречи», спектакль-подарок малышам, спектакль, посвящённый Дню победы. Участвуя в них, они познают мир, развивают мировоззрение, укрепляют нравственные принципы, формируют эстетический вкус.
Различные мероприятия, предполагающие состязательность, выявление победителя (конкурсы, соревнования, турниры, викторины, олимпиады), среди которых традиционными стали «Папа, мама, я — спортивная семья», «Турнир смекалистых», «Самый умный ученик», «Спортивный новогодний марафон», «Самый зелёный класс», «А ну-ка парни», «Юный художник», являются важным методом и средством воспитания самоопределяющейся личности подростка, способствуют переходу от воспитания к коллективному воспитанию и самовоспитанию, позволяют школьникам лучше узнать возможности, развить и реализовать их для достижения победы. В ходе подготовки и проведения этих мероприятий возникает ситуация коллективного успеха, оказывающая положительное воздействие на характер взаимоотношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса: стимулируется доброжелательность, взаимопомощь, стремление наилучшим образом выполнить обязанности, появляется реальная заинтересованность как коллектива, так и каждого участника в процессе и результатах усилий.
Большие возможности для социального творчества, ценностно-смыслового и социального самоопределения, самостроительства личности в процессе коллективной практической деятельности на пользу людям предоставляют операции, социальные инициативы, проводимые школьниками. Дети и подростки оказывают помощь престарелым, ветеранам Великой Отечественной войны и участникам современных военных конфликтов, собирают посылки солдатам, детям-сиротам, выступают с концертами и доме престарелых, детском доме, военном госпитале, воинских частях, проводят сани-
тарные очистки леса, мастерят кормушки и скворечники для птиц. Каждая такая акция носит ценностный, воспитывающий, развивающий, динамичный характер, требует приложения усилий, приносит пользу и радость людям.
Значимыми с точки зрения активизации личностного самоопределения служат такие комплексные виды досуга, как дни (День города; День учителя; День рождения школы: День защитников Отечества; День Победы; День знаний, День творчества, День здоровья), недели (Неделя науки, Неделя правовых знаний, Экологическая неделя), месячники (Месячник патриотического воспитания, Месячник здоровья, Месячник науки), в которых участвуют все учащиеся с первого по одиннадцатый класс, учителя, родители, друзья школы. Эти формы позволяют погрузиться подростку в проблему, «прожить» события, осваивать их на эмоционально-ценностном уровне, тем самым активизируют процессы самопознания, самоизменения.
В предметно-научной сфере выделяются такие формы организации досуговой деятельности школьников, как научные конференции и летняя академическая практика. Здесь в свободной и ненапряжённой обстановке, путём участия в работе малых групп подростки не только развивают свой интеллект, творческие и коммуникативные способности, но и приобретают навыки мышления, необходимые для личностного самоопределения: умение систематизировать имеющиеся идеи, представления, высказывать их, исследовать, выдвигать и логически обосновывать предположения, догадки, альтернативные объяснения.
С целью активизации личностного самоопределения подростков на всех этапах организации каждого дела подросткам, во-первых, предоставляются самые широкие права и полномочия. Тем самым обеспечивается максимальная творческая активность, инициативность, самостоятельность,
ответственность, целеустремлённость, формируется умение доводить начатую работу до конца, Во-вторых, всячески поощряется активное участие учащихся, их родителей, педагогов в живой, творческой, заинтересованной совместной деятельности по осмыслению задач, планированию, подготовке и реализации дела.
Так, на этапе «поиск ^ целеполагание ^ прогнозирование и планирование» каждому учащемуся и учителю предоставляется статус лица, принимающего решение, каждый может внести своё предложение, которое обязательно обсуждается, и Совет учащихся принимает решение о проведении того или иного дела, которое, как правило, утверждается Педагогическим советом. Это приводит к тому, что каждое дело получается интересным, ярким, разнообразным, созвучным и близким всем его участникам.
На этапе организации и подготовки создаётся совет дела, в который входят ученики, учителя, родители. Совет дела — временный орган. Когда заканчивается дело, Совет прекращает работу. Новый тематический период требует создания нового Совета дела. В него входят новые люди, чьи интересы, способности и возможности будут более подходящими. Если учесть, что Советы создаются на добровольных началах, то каждый ученик в течение года (в классе или в школе) получает возможность принять участие в разработке, проведении и анализе одного или нескольких интересующих его дел. Необходимо чтобы в реализации каждого дела наравне принимали участие дети и взрослые, что стимулирует инициативу, творчество, многовариативность самовыражения большинства учеников, заинтересованность каждого в результатах как своего собственного, так и общего труда. Все принимающие в нём участие имеют возможность найти себя, реализовать в деле потенциалы, насытиться «роскошью человеческого общения», содружеством, сотворчеством, обогатить жизненный опыт.
Анализ достигнутых результатов дела (ана литико-рефлексивная деятельность), может проводиться различными способами: путём коллективного обсуждения, анкетирования, педагогического индивидуального анализа. Он позволяет выработать важные для лич
ностного самоопределения умения: формировать, формулировать и отстаивать точку зрения, анализировать, сравнивать свою деятельность и себя с другими людьми и их деятельностью, оценивать себя и ставить задачи по самосовершенствованию.
При этом роль педагогов заключается в поддержании желания школьников участвовать в деле и уверенности в его успехе, в такой координации событий, которая не сковывала бы действия учащихся, не мешала бы им свободно выражать мысли и чувства, во всяческом способствовании тому, чтобы КТД выступало в качестве высшего уровня самореализации личности и являлось бы важным методом и средством воспитания самоопределяющейся личности школьника.
Детское самоуправление
Огромные возможности для развития личностного самоопределения детей и подростков содержит самоуправленческая деятельность, понимаемая как целенаправленная, систематическая, организованная деятельность учащихся, в процессе которой они учатся управлять собой и коллективом, решая задачи школьной жизни (Г.К. Селевко). Самоуправление как никакой другой элемент дополнительного образования школы способствует формированию у школьников демократической культуры, гражданственности, стимулирует их к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования, как своей личности, так и общества, Отечества. Самоуправление, организованное на принципах, определённых основателем коммунарского движения И.П. Ивановым, в максимальной степени соответствует решению поставленных целей и задач.
Реализация одного из основных принципов — «опора на интересы детей их
желание (добровольность) действовать», позволяет сделать самоуправление деятельностью значимой для учащихся, их личностного развития, в наиболее полной мере превратить её в фактор саморазвития. Вместе с тем «установка на постоянное добротворчество, привычку заботиться о близких «далёких» людях и быть удовлетворённым от этой заботы», обеспечивает социальную направленность деятельности, учит сочетать интересы развития с общими интересами, способствует развитию социального самоопределения, социальной активности, формированию ценностно-смысловой позиции.
Каждое из «пяти «САМО»: самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоуправление, самоанализ способствует развитию отдельных аспектов личностного самоопределения. Самоанализ деятельности и деятельности друзей, качеств, проявившихся в этой деятельности, изменений произошедших в себе и окружающих, изменений места в коллективе развивает самосознание, расширяет горизонты самопознания. Целенаправленное, сознательное самовоспитание приводит к самоизменению, самосовершенствованию личности, её личностных потенциалов. Совершенствование навыков самоорганизации, самоуправления, проявление самостоятельности способствует самореализации личности школьника.
«Каждое дело — творчески, а иначе — зачем» — реализация этого принципа способствует проявлению и развитию творческого потенциала каждого из участвующих в подготовке и проведении дела. В процессе «обучения лучшей жизни путём включения в лучшие отношения» приобретается опыт гуманного отношения к окружающим, развиваются личностные качества, способствующие прогрессивному развитию коммуникативного потенциала личности школьника. Огромное значение имеют «отношения со взрослыми на основе сотрудничества по улучшению своей и окружающей жизни и в соответствии с принципом: «ученик — Человек — учитель — Человек», при этом
воспитатели и воспитанники составляют единый воспитательный коллектив старших и младших». Самоопределение подростка — это всегда «нахождение своего места во взрослом мире (И.С. Кон). А отношения со взрослыми, выстроенные по такому принципу помогают ребёнку наиболее безболезненно и верно найти своё место, максимально сочетая интересы и интересы окружающих, общества.
«Расширение реальных прав и полномочий органов самоуправления» заставляет ученика ответственно подходить к выбору своей позиции. А «регулярная поочерёдная сменяемость выборного актива» предоставляет максимально возможному количеству ребят возможность ощутить всю меру ответственности за принятое решение, сделанный выбор, самоутвердиться в личностно значимой среде.
В ходе организации системы самоуправления, большое значение имеет соуправ-ление — совместная деятельность на равных правах при равных обязанностях для достижения общих целей. Объединяя в социальной деятельности взрослых и подростков, соуправление даёт возможность первым установить воспитанниками акмеологическое взаимодействие — непременное условие воздействия на личностное самоопределение, а также самоутверждение в деятельности наравне со взрослыми, обучению и формированию образцов деятельности по достижению поставленных целей.
Основной вид деятельности в системе детского самоуправления — поручение. Обращённое непосредственно к личности школьника, оно формирует позицию хозяина, инициатора, творца, активного исполнителя. Выполняя поручение, организуя свою деятельность и деятельность других, школьники получают бесценный опыт самоорганизации, самомобилизации для решения поставленных задач, развивают прогностические способности, приобретают навыки и умения, необходимые для успешной самореализации: умение
ставить цель, видеть пути и способы сё достижения, предусматривать трудности и возможности их преодоления.
Особое место в структуре самоуправления и решении задач по активизации самоопределения занимают собрания — высшие органы детской власти. Решая главные вопросы жизни детского коллектива, подростки учатся создавать, формулировать, отстаивать идеи и мнения, обмениваться ими, учатся говорить от себя и о себе, анализировать, оценивать себя и свои поступки, сравнивать себя и поступки с окружающими и их поступками, выражать словами свои чувства и отношения, учатся активному слушанию.
Детские общественные объединения
Самоуправленческая общественная деятельность самым тесным образом связана с детскими общественными объединениями — адаптированными на уровень развития школьников мини-обществами, имеющими законы и проблемы, которые призваны решать ребята. В прочее решения этих задач, имея разные мотивы и потребности (самоутверждение, самореализация, самосовершенствование), школьники познают свои лучшие черты, сознательно развивают их, актуализируют и реализуют для достижения значимых целей в различных социальных ролях. Детские общественные объединения являются для детей значимой средой, которая не позволяет им останавливаться на месте, отставать от сверстников в саморазвитии, самосовершенствовании.
В средней общеобразовательной школе № 20 города Ставрополя детские объединения: «Младшие друзья» (для учащихся 1—4-х классов), дружина «Дружная» (для учащихся 6—8-х классов) и «Федерация нестандартных идей» (для учащихся 9—11-х классов) сплачивают детей и взрослых на основе коллективистской, нравственно-ориентирующей ценности — «дружба». Эта идея возникла в результате изучения ценностных ориентации учащихся 5 — 11-х классов, которое показало, что именно дружба является наиболее предпочитаемой ценностью.
Цель организации — воспитание у детей чувства сопричастности, «родства» окружающему миру, воспитание друзей своим родным и близким, друзьям и родному классу, родной школе, родной стране, родному городу. Их девизом стали слова: «Сам погибай, а товарища выручай», символом — трёх-цвётный (по цветам флага России) треугольный галстук. Красный — цвет сердца (дружба хранится в сердце), синий — цвет неба и моря (ради друга друг всегда готов взлететь в небо и отправиться за море), белый — цвет чистого снега (у друга чистые помыслы и чистая совесть). У организаций есть своя эмблема; гимн. Идеалом является «настоящий друг», у которого чистая совесть, доброе сердце, думающая голова, творческие руки и много-много друзей.
Деятельность детских общественных объединений выстраивается в соответствии с возрастными особенностями школьников. Для младших она организуется как игра, длящаяся в течение всего учебного года, и учитывает как достижения каждого классного коллектива, так и личные достижения каждого ребёнка. В 5 — 8-х классах ведущей становится самореализация подростка в коллективной, общественной деятельности. В старших классах основная форма работы — выявление и поддержка социальных инициатив, создание условий для реализации социально значимых проектов и программ в интересах школьников.
Деятельность объединений носит неформальный характер, предусматривая различные степени активности участия подростков в её работе. Наиболее активные входят в состав совета (орган самоуправления), другие участвуют в общей жизни и делах организации, третьи принимают эпизодическое участие интересующих их делах. Поэтому самоопределение начинается уже на этапе принятия каждым членом
организации решения о степени вовлечённости в общественно-полезную деятельность. Участие подростков во всех сферах и на всех этапах деятельности объединений ставит их в ситуации, требующие самосовершенствования, саморазвития. Работа в «Большом совете», «Советах дела» творческих группах позволяет каждому проявить себя в различных ролях (организатора, зрителя, критика, участника) и выявить направления для саморазвития, приложения способностей. Анализ-огонёк, сбор, где проводится рефлексия прожитого дня, недели, месяца, года, подводит итог работе каждого по саморазвитию и самосовершенствованию. Организация таких дел, как «День слепых», «День младших друзей», «День природы», помогает определить отношение к ближним, к живой и неживой природе, выявить способности в наиболее эффективном приложении сил для дел добра, способствуют формированию ценностно-смысловой позиции школьников, определению их прогностической направленности, повышению уровня их социальной активности.
Важное звено в деятельности школьных детских общественных объединений по развитию личностного самоопределения — работа школы актива, функционирующей в течение учебного года, и летнего лагеря актива, которые посещают учащиеся, выбранные на классных собраниях. В ходе занятий, тренингов, экскурсий, походов подростки не только осваивают азы управленческой деятельности, но и учатся общаться, принимать решения, претворять их в жизнь и нести за них всю меру ответственности. Кроме того, работа школы актива выстраивается таким образом, что каждый из не только имел возможность лучше узнать себя, но и участвовать в целенаправленной деятельности по самоулучшению, самосовершенствованию и самореализации возможностей, потенциалов для успешного решения поставленных задач.
Своё продолжение работа школы актива получает в летнем лагере актива. Здесь
жизнь объединений проходит в миниатюре, концентрируясь в течение 3 — 4-х недель, и эта насыщенность создаёт очень благоприятные условия для достижения целей саморазвития. Принципы соуправления, на которых строится работа лагеря, даёт возможность подросткам почувствовать себя взрослыми, ощутить всю меру ответственности за свои решения, поступки. Ежедневный «огонёк», на котором подводятся итоги, намечаются планы на следующий день, позволяет сформировать навыки рефлексивного мышления, способствует самопознанию, самоосознанию. Большое внимание уделяется развитию навыков общения у детей, для чего после обеда проводится ежедневная «палуба общения». Лагерь актива поддерживает постоянную связь с младшими школьниками, посещающими пришкольный оздоровительный лагерь «Солнышко», работающий параллельно: проводятся совместные дела и праздники, все ребята исполняют обязанности вожатых, при этом общение между собой детей разного возраста позволяет им лучше осознать, оценить себя.
Жизнедеятельность классного коллектива
Для того, чтобы классный коллектив создавал условия для развития самоопределения личности в различных сферах жизнедеятельности, необходимо превращение класса из учебной единицы в коллектив. Этого можно добиться, во-первых, тщательно подбирая содержание и виды деятельности, которые формируют образ, нормы жизни класса, ценностные ориентации, создают чувство общности, чувство «Мы», способствуют созданию эмоционально-психологического комфорта в коллективе, ситуации успеха. Это приводит к тому, что учащиеся охотно проявляют самостоятельность, желание творческой деятельности. Во-вторых, для активизации процесса взаимовлияния класса, как компонента системы, на личность учащегося необходимы
меры по уменьшению расслоения класса, увеличению интенсивности внутри классного общения.
При этом жизнедеятельность классного коллектива организуется таким образом, чтобы, во-первых, инициатива исходила от детей, при этом сочетались особенности состава классного коллектива и склонности, приоритеты классного руководителя; во-вторых, жизнедеятельность классного коллектива организовывалась таким образом, чтобы каждый из его членов был максимально вовлечён в работу всех сфер системы дополнительного образования. В большинстве классных коллективов была организована работа микрокружков, занятия которых проводились классными руководителями, родителями, старшеклассниками. Классными руководителями при самом активном участии родителей целенаправленно организовывалась досуговая и общественно полезная деятельность. В каждом из коллективов была создана система самоуправления: регулярно проводились выборы председателей (лидеров) и их заместителей, совет класса, каждый член классного коллектива имел поручение. Ребята объединялись в микрогруппы, создавались временные творческие группы для подготовки и проведения классных
дел. Регулярно проводились собрания учащихся класса, которые, являясь высшим органом классного самоуправления, решали наиболее важные вопросы: принятие планов жизнедеятельности на четверть, год и обсуждение итогов их реализации, выборы и отчёт о проделанной работе командира класса, его заместителя и совета класса, обсуждение событий и принятие решений, наиболее значимых или касающихся большинства членов коллектива.
В коллективах самым разным образом организовывалась досуговая деятельность, создавались самые различные системы самоуправления, организовывались самые разные кружки, выбирались различные направления содержания деятельности. В одних классах увлекались экологией, животным и растительным миром, в других активно участвовали в деятельности того или иного общешкольного объединения или посещали школу для одарённых детей «Поиск», малую академию при городском дворце детского творчества. В любом случае главным критерием оценки становится степень влияния на личностное самоопределение ребёнка. НО