Научная статья на тему 'Методические аспекты развития советов учащихся в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов'

Методические аспекты развития советов учащихся в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТЫ УЧАЩИХСЯ / РАЗВИТИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ / УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / STUDENT SELF-GOVERNMENT / ADVICE OF STUDENTS / TO DEVELOP SELF-MENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прутченков Александр Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методическими аспектами развития советов учащихся в общеобразовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прутченков Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical aspects of boards of studying in the administration of federal state educational standards

The article deals with issues related to the methodological aspects of the development councils of students in the General education organization s.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты развития советов учащихся в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов»

..............................................................................................................................................................................................ШШЖШ,.......111,.......ниш

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВЕТОВ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Александр Сергеевич Прутченков, профессор кафедры экономики Московского института открытого образования (МИОО), доктор педагогических наук, профессор, [email protected]

• советы учащихся • ученическое самоуправление • развитие самоуправления

Развитие самоуправления как социального феномена сегодня является официальной государственной политикой, которая зафиксирована в Конституции Российской Федерации отдельной главой № 8, где в статьях №№ 130133 изложены понимание местного самоуправления, его основные функции и правовые гарантии его существования. А Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 34 прямо фиксирует «право обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением», то есть содержит важнейшие положения, опираясь на которые необходимо организовать систему ученического самоуправления, поскольку учащиеся имеют право на участие в управлении образовательным учреждением.

Следует обратить внимание на два основных требования Закона. Во-первых, образование в нашей стране должно осуществляться «в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права». Это означает, что любая школа, её администрация ОБЯЗАНЫ выполнять требования законов России и тех международных нормативных актов, которые ратифицированы (то есть действуют на территории нашей страны). Именно под этим углом зрения мы и рекомендуем рассматривать все излагаемые ниже материалы. Ещё раз подчеркнём, это не добрая воля директора или администрации, а требование закона, который, как известно, «шутить не любит».

Во-вторых, в понятии «образование» на первое место поставлено «воспитание», что особенно важно для понимания необхо-

димости соблюдения принципа самоуправления в условиях общеобразовательного учреждения. Именно воспитательный эффект в процессе образования достигается значительно быстрее, если школьники включены в процесс реального самоуправления, разумеется, при чётком разграничении полномочий всех участников образовательного процесса, что и может быть в центре внимания администрации и педагогического коллектива конкретной школы.

Таким образом, данный закон содержит требования, игнорирование которых НЕ ДОПУСКАЕТСЯ, и, следовательно, те школы, где до сих пор нет реально действующего и официально оформленного в уставе и иных локальных актах ученического самоуправления, нарушают и данный Закон «Об образовании в Российской Федерации», и Конституцию Российской Федерации, которые настоятельно требуют создавать условия для реализации прав граждан на участие в управлении делами своей страны.

Таким образом, действующее российское законодательство содержит необходимые нормы для организации ученического самоуправления в каждом общеобразовательном учреждении на территории Российской Федерации. Следовательно, вопросы организации самоуправления школьников и молодёжи — это вопросы государственной политики, которые заслуживают самого серьёзного внимания.

И новый Федеральный государственный образовательный стандарт основной школы

в разделе 10 «Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» требует, что эти результаты должны отражать:

• воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

• участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей [2].

Следовательно, развитие самоуправления школьников должно восприниматься как многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов (прежде всего в лице школы, учреждений дополнительного образования), общественных организаций и семьи по формированию самодеятельной и жизнеспособной личности, по развитию у молодёжи чувства ответственности за судьбу Родины, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности в малых группах, коллективах, социальных общностях.

Реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением может осуществляться через участие актива ученического самоуправления в школьных органах самоуправления. Понятие «самоуправление» означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта. Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «автономия». Этимоло-

гически термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» — «сам» и «nomos» — «закон», что означает «самоуправляемый», который сам себя детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы или иные требования. Поскольку понятие самоуправления может относиться к различным областям общественной жизни и деятельности и к организациям, например,образовательным учреждениям, в разных языках имеются различные его обозначения.

В английском языке «self-government» тесно связано с локальным, местным управлением самим сообществом своими внутренними делами. Во французском «auto-government» является синонимом непосредственной или прямой демократии, что в русском языке есть «народовластие». С социологической точки зрения, самоуправление — это коллективное управление, участие всех членов организации, населения в деятельности соответствующего органа управления, включение исполнителей в процесс выработки и принятия общих решений. Самоуправление — самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Важность данного аспекта проблемы в том, что органам ученического самоуправления в современных общеобразовательных учреждениях, как правило, отводится определённая роль только в организации и проведении досуговых дел.

Как показало исследование данной проблемы, 70 из 100 опрошенных учащихся заявили о том, что на заседаниях органов ученического самоуправления (совет старшеклассников, актив ученического самоуправления, школьный парламент и т.д.) в основном решаются вопросы проведения развлекательных мероприятий. А заседания совета общеобразовательного учреждения проводятся без участия учащихся или только с правом совещательного голоса.

Ключевая проблема организации и развития ученического самоуправления в современных общеобразовательных учреждениях — сделать учащегося активным участником образовательного процесса в школе, и более того — субъектом управления данным образовательным учреждением. Участвуя в работе органов ученического са-

моуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и добровольной социальной деятельности на благо образовательного учреждения и местного сообщества.

В рамках школьного самоуправления учащиеся получают возможность частично влиять на содержание образования, включаться в рабочий процесс разработки документов, регламентирующих жизнь школы, принимать сознательное участие в принятии ответственных решений, и самое главное — в реализации локальных нормативно-правовых актов своего образовательного учреждения, грамотно отстаивать свои законные права и интересы. Всё это помогает удовлетворять актуальные потребности современных школьников в самовыражении, самоутверждении и самореализации.

Для организации и достижения достаточно высокого уровня развития ученического самоуправления в современном образовательном учреждении необходимо решить ведущую проблему — формальное создание и «условное» функционирование органов ученического самоуправления, без учёта мнения и желания самих учащихся.

Действительно, функционирующее ученическое самоуправление способствует развитию у учащихся коммуникативных, творческих, лидерских качеств, а также именно через эти формы управление воспитательным процессом становится наиболее продуктивным. Несмотря на внутренне присущую самоуправлению самостоятельность, в школьном возрасте эта деятельность нуждается в определённой педагогической помощи, минимальной и дозированной поддержке профессиональных педагогов и более старших и опытных лидеров и активистов.

Изучая методические аспекты развития ученического самоуправления, мы опираемся на следующие основные положения:

а) современная средняя общеобразовательная школа — сложное социально-педагогическое учреждение, включающее в себя педагогический и ученические коллективы, различные объединения и органи-

зации взрослых и детей. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют (назовём их ассоциацией), но они не менее педагогов или детей заинтересованы в успешной работе школы. Являясь социальными заказчиками школы, родители должны иметь возможность влиять на её деятельность и участвовать в школьной жизни, в управлении жизнедеятельностью школы, выражая в этом процессе, прежде всего, потребности своего ребёнка, изучая и отстаивая его законные права и интересы всеми доступными и разрешёнными российскими законами способами;

б) в общеобразовательном учреждении каждый из коллективов и объединений взрослых и детей имеет право на самоуправление, то есть самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение потребностей и интересов в образовательном процессе. Этому способствуют их раздельные органы самоуправления:

• педагогического коллектива — педагогический совет (высший орган самоуправления педагогов в школе), методический совет, методические объединения учителей, воспитателей, классных руководителей, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы, правовая, аттестационная и другие комиссии педагогов;

• ассоциации родителей школы — школьное родительское собрание (высший орган самоуправления родителей в школе); школьная родительская конференция, являющаяся высшим органом родительского самоуправления в школе, не имеющей условий для работы школьного родительского собрания; избранный школьным родительским собранием или конференцией родительский комитет школы, его секции, комиссии и другие рабочие органы; классные родительские собрания; классные родительские комитеты и их рабочие органы;

• ученического коллектива — собрание учащихся школы (высший орган их самоуправления в школе); школьная ученическая конференция, являющаяся высшим органом ученического самоуправления в школе, не имеющей условий для работы школьного ученического собрания; избранный школьным ученическим собранием или конференцией совет учащихся (ученический комитет) школы, его комиссии, штабы и другие рабочие органы самоуправления;

классные собрания учащихся, классные ученические советы и их рабочие органы;

в) целесообразно, а в некоторых случаях необходимо создание органов совместного управления школой: общешкольное собрание школьных работников, учащихся и их родителей (высший орган самоуправления школы); общешкольная конференция школьных работников, учащихся и их родителей, являющаяся высшим органом самоуправления школы, не имеющей условий для работы общешкольного их собрания; избранный общешкольным собранием или конференцией школьный совет (совет школы), состоящий из представителей школьных работников, учащихся и их родителей; общее собрание учащихся класса, работающих в нём педагогов и родителей учащихся класса, являющихся высшим органом самоуправления данного объединения взрослых и детей; классный совет (совет класса), состоящий из представителей учащихся класса, их родителей и учителей, а также образованные им рабочие органы самоуправления.

В органах общешкольного самоуправления интересы обучающихся представляет актив ученического самоуправления. Изучая потребности учащихся, актив ученического самоуправления принимает решения, представляет и защищает интересы учащихся на заседаниях органов школьного самоуправления (педагогический совет, родительский комитет), а также в совете общеобразовательного учреждения.

Первое принципиальное положение,

на которое следует обратить внимание, заключается в том, что, несмотря на внутренне присущую самоуправлению самостоятельность, в школьном возрасте эта деятельность нуждается в определённой педагогической помощи, минимальной и дозированной поддержке профессиональных педагогов, а также взрослых, прежде всего членов семьи.

Это одно из направлений педагогической деятельности, которое должно занимать ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во

многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы и других учебных заведений, а в более узком аспекте — качество корпуса управленческих кадров различного уровня, начиная от местного самоуправления и до высших эшелонов государственной власти, то есть будущее страны.

Самоуправление как педагогический феномен давно является объектом изучения. Практически все ведущие педагоги, многочисленные научно-педагогические школы и коллективы в той или иной мере рассматривали этот вопрос и на практике реализовали свои теоретические выводы (Б.Т. Анжанд, Л.В. Байбородова, В.И. Боч-карев, И.Ф. Груздев, М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина, Е.Н. Степанов, В.П. Манухин, Н.И. Приходько, А.С. Прутченков, И.В. Калиш, Т.Г. Новикова, М.И. Рожков, А.Н. Тубельский и др.).

Специально не касаясь истории вопроса, кратко подчеркнём, что школьное и молодёжное самоуправление, существовавшее в советской школе в виде пионерских и комсомольских организаций, давало свои результаты, к которым можно относиться по-разному, но одно очевидно — молодой человек, прошедший эту школу самоуправления, оказывался в большей мере подготовленным к жизни, её трудностям и проблемам, готовым к эффективному сотрудничеству и т.д.

Сегодня многие старшеклассники входят во взрослую жизнь, не пройдя школу самоуправления, поэтому вынуждены восполнять данный пробел опытным путём. Но этот опыт многим из них очень дорого обходится. Подобная ситуация существует и до сих пор в большинстве школ и регионов России.

Значимость самоуправления возросла настолько, что дальнейшее игнорирование работы в этом направлении просто не допустимо. При этом речь не идёт о вытеснении самоуправлением других видов педагогической деятельности. Оно органично сочетается и с образованием, и с воспитанием, и с дополнительными занятиями по интересам.

Второе принципиальное положение заключается в том, что восстановление в пра-

вах самоуправления проходит непросто. К сожалению, многие педагоги полностью превратились в преподавателей-предметников, забыв о воспитательной функции школы, которая в условиях кризиса российской государственности, экономики, духовности приобретает особое значение. Сегодня настало время не только декларировать необходимость введения (или восстановления) самоуправления школьников, но и заниматься практической систематической работой как с педагогами, так и с учащимися, которые также нуждаются в разъяснении значения этого вида деятельности.

Третье положение — организация самоуправления — это не только отклик на требования жизни, в её основе ещё более глубинные, основательные причины: развитие общественно-политических и социальных систем в современном обществе свидетельствует о том, что ХХ! век, безусловно, будет ещё более динамичным, требующим взаимодействия, координации огромного количества людей, экономических ресурсов, финансов, информационных потоков. Отсюда и берёт свои корни возрастающий интерес к восстановлению самоуправления в детском возрасте, которое превращается в необходимый атрибут целесообразной педагогической деятельности, предпосылку успешного жизненного самоопределения молодого человека с минимальными потерями средств и времени.

Четвёртое положение — основной целью организации самоуправления школьников является создание благоприятных условий для интеллектуального, духовного, эмоционального и физического развития юных граждан России как ответственных членов местных, национальных и международных сообществ, их активная и позитивная социальная адаптация.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач: • создание системы самоуправления на всех уровнях (обычно выделяют несколько основных уровней самоуправления: 1-й уровень — самоуправление на уровне личности; 2-й уровень — самоуправление на уровне малой группы; 3-й уровень — самоуправление на уровне коллектива; 4-й уровень — самоуправление на уровне социальной общности; 5-й уровень — само-

управление на уровне народа,этноса, государства). Это позволит обеспечить оптимальные условия для развития молодёжи;

• создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы самоуправления на всех уровнях;

• подготовка молодых людей к сознательной и ответственной жизни в демократическом обществе, функционирующем по законам свободного предпринимательства и живущего в чётком правовом пространстве;

• формирование навыков социальной мобильности, воспитание современной электоральной культуры;

• помощь юным гражданам в формировании российского государственного самосознания, воспитание любви к Родине, ответственности за будущее России;

• укрепление физического, душевного и эмоционального здоровья юношей и девушек;

• помощь в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых для того, чтобы быть успешными в жизни, в полной мере реализовать личностный потенциал, отстоять при необходимости свои духовные ценности, защитить близких и своё Отечество;

• содействие государству в отборе, воспитании, образовании, профессиональной подготовке и трудоустройстве молодых людей, обладающих высокими лидерскими качествами и организаторскими способностями;

• образовательная поддержка талантливой российской молодёжи, помощь в профессиональном становлении, достижении высокого уровня социальной зрелости.

Содержание, определяемое целью и задачами самоуправления, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития российского общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других социальных сфер жизни, а также проблемами формирования подрастающего поколения и основными тенденциями развития данного феномена.

Остановимся на некоторых личностных аспектах развития ученического само-управ-ления, учёт и реализация которых позволяют получить максимальный педагогический эффект от этого вида образовательной деятельности. Сразу подчеркнём, что данные аспекты являются по своей природе объективно-

субъективными, то есть опираются на объективные, естественные закономерности развития личности, и в то же время — субъективными, то есть поддающимися контролю и коррекции со стороны человека и социума. Такая двойственная природа, с одной стороны, создаёт дополнительные трудности и проблемы в организации самоуправления, с другой — действует независимо от внешних обстоятельств, помогая ребёнку адаптироваться к жизни, оберегая его от серьёзных психологических потрясений в будущем.

Первым из аспектов назовём индивидуальную социальную адаптацию (или социальную практику). Это целенаправленный процесс постоянной тренировки адаптационных механизмов личности. Федеральный государственный образовательный стандарт (5-9-й класс) вводит специальный раздел 19.11 «Программа социальной деятельности обучающихся», которая должна быть направлена на овладение учащимися принципов сотрудничества и диалога, являющихся основой продуктивных и творческих взаимоотношений учащихся с окружающим социумом, природой. Эта программа должна обеспечить:

• последовательный переход учащихся от неосознанных взаимодействий к осознанной социальной деятельности, ориентированной на созидательные результаты совершаемых поступков и социально значимых действий;

• целенаправленное взаимодействие детей и взрослых, условия для приобретения позитивно-рефлексивного опыта жизнедеятельности учащихся, их самоопределения в окружающем поликультурном пространстве;

• формирование социальных компетенций учащихся с учётом их индивидуальных особенностей, специфики деятельности в процессе развития и взросления и т.д. [2]

Кроме того, «Программа социальной деятельности обучающихся» должна содержать конкретные планируемые результаты социальной деятельности учащихся, а также описание основных социальных ролей, доступных выпускникам на ступени основного общего образования, и чёткие критерии готовности учащихся к организованному сотрудничеству.

Особое внимание обращается на основные направления организации социальной дея-

тельности учащихся, включающие социальную адаптацию и социальную деятельность в процессе обучения, в рамках дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время, в рамках ученического самоуправления, социальную деятельность, формируемую укладом образовательного учреждения [2].

Следовательно, именно ученическому самоуправлению отводится ведущая роль в организации работы по воспитанию и социализации учащихся. Чтобы развивать механизмы психологической защиты и адаптации, их необходимо постоянно тренировать, как и любой другой орган или мышцу. Если этого не происходит, то они атрофируются, перестают функционировать, «ржавеют».

Чтобы этого не произошло, школа должна предоставлять школьникам возможность постоянных доверительных контактов с самыми разнообразными людьми. Прежде всего это малая группа, в которой ребята имеют возможность обсуждать планы своей работы, предстоящие социальные проекты, рассказывать о своих трудностях и проблемах, делиться новыми знаниями, впечатлениями. Взрослые также могут выслушать, помочь, проконсультировать, посоветовать и т.д. Наконец, это сама социальная практика, то есть общение с разными слоями населения при проведении различных акций, проектов, встреч и мероприятий, которые организуют и проводят органы ученического самоуправления. Всё это даёт возможность тренировать свой механизм психологической защиты, понимая, что все люди разные и нужно уметь избирать тактику общения в каждой конкретной ситуации.

Второй важный аспект — формирование положительной «Я»-позиции. Суть самоуправления заключается в том, что это эффективный способ формирования и укрепления положительной «Я»-позиции. Каждый подросток или старшеклассник имеет возможность укрепиться в позитивном отношении к своему «Я», то есть осознать свои сильные стороны и получить одобрение окружающих.

Прежде всего это происходит через уважительное отношение к мнению каждого члена малой группы. Любой из ребят может вы-

сказаться по любому вопросу. И что самое важное — он будет услышан, его мнение будет учтено. В ученическом самоуправлении или общественной организации нет принципа обязательности решений большинства для меньшинства. У подростка всегда есть право отказаться от того, что ему не по душе, что противоречит его собственным взглядам и убеждениям.

Кроме того, каждый школьник может найти способ утверждения своего «Я» в реальном деле, проверив себя в одном из социальных проектов, взяв на себя долю ответственности за общее большое и интересное дело.

Третий аспект — познание себя через

дело — ориентирует каждого школьника на постоянное самообразование, саморазвитие, самосовершенствование, но прежде всего с помощью конкретного дела, социального проекта или какой-то другой практической деятельности. Это не означает, что ребятам не нужны теоретические знания. Разумеется, в основе любого планируемого дела должны лежать определённые знания, но, осваивая какую-либо науку, школьник должно постоянно помнить — всё, что он узнаёт, может быть использовано на благо окружающих людей. Основной смысл этого аспекта в том, что каждый ребёнок находится в постоянном поиске оптимального сочетания научных знаний и практики их использования.

Другая сторона этого психологического аспекта — возможность максимально адекватного познания себя именно в процессе реализации конкретного плана, намеченного малой группой. Все виды деятельности, связанные с планированием, организацией и реализацией конкретного дела, дают прекрасную возможность попробовать себя, понять свои возможности, открыть способности и т.д. Выполнение конкретных действий, исполнение различных социальных ролей, чувство ответственности, которое является лучшим стимулом саморазвития, — всё это помогает навигатору осознать себя, внести определённые коррективы в программу самовоспитания.

Логическим продолжением является четвёртый аспект — переживание ситуации успеха. Об этом написано много интерес-

ного и полезного, поэтому укажем лишь на то, что даёт школьнику участие в самоуправлении. Прежде всего это возможность время от времени (причём независимо от успехов в овладении школьными предметами) становиться первым, «олимпийским чемпионом», постоять на пьедестале почёта, примерить на себе лавровый венок победителя. Именно этот аспект является принципиально важным, так как, к сожалению, часто в подростковом возрасте за ребёнком уже закрепляется определённый ученический статус, например «середнячок», или другими словами «что с него взять». Подростки это хорошо чувствуют и перестают стремиться к изменению своего статуса с помощью учебных предметов.

А ученическое самоуправление, только не формальное, а организованное на демократических принципах, открывает перед любым из них широчайший спектр возможностей: от простого «избирателя» до «Президента школьной республики», от «работника по найму» до «Председателя Правительства» и т.д.

Причём в данном случае не имеют значения (по крайней мере определяющего) твои учебные успехи (хотя они не лишние). Важны именно желание и готовность взять на себя часть ответственности, выделить своё свободное время для работы на общее благо, умение понимать других людей, готовность к сотрудничеству. А простор для проявления своих индивидуальных интересов, удовлетворения личных потребностей, или как сегодня принято говорить «пространство для самореализации», открываются практически неограниченные.

Разумеется, ограничения есть. Они прописаны как в реальных федеральных законах, в частности, в Гражданском, Административном и даже Уголовном кодексах, так и в Уставе школы и её дополнительных регламентах. Главное — у каждого есть реальная возможность и перспектива быть (побыть) в ситуации успеха, почувствовать радость достижения, победы, восхищения окружающих. Всё это запоминается надолго, если не навсегда. И является лучшим стимулом дальнейшего саморазвития.

Таким образом, в настоящее время целесообразно пересмотреть ряд традиционных

представлений об одном из важнейших направлений педагогической работы, приступить или продолжить создание условий для перемен в организации, формах и методах практической деятельности различных учебных заведений, детских и молодёжных организаций, а также всех социальных институтов, принимающих участие и способствующих развитию самоуправления детей и молодёжи. Именно на это обращают внимание авторы Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, где в разделе 25 «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» специально подчёркивается, что комплекс необходимых и достаточных условий должен обеспечивать «... вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:

• сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

• обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;

• формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;

• поддержка детских объединений, ученического самоуправления и др. [2]

условием реализации целей и задач современного образования.

Кроме того, принципиальное значение развития ученического самоуправления подчёркивается таким положением Федерального государственного образовательного стандарта (5-9-е классы), где среди условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, которые должны обеспечивать для участников образовательного процесса соответствующие возможности получения качественного образования, указана возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии основной образовательной программы основного общего образования и условий её реализации, а также включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды населённого пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ; формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследователь-ской и художественной деятельности [2].

Следовательно, личностные аспекты развития ученического самоуправления сегодня становятся востребованными во всех образовательных учреждениях Российской Федерации. □

Подчеркнём, что данный основополагающий и системообразующий документ, который задаёт формат развития образования на ближайшие 10 лет (ст. 7 Федеральные государственные образовательные стандарты, п. 7 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»), обратил особое внимание на необходимость развития ученического самоуправления, что является важнейшим психолого-педагогическим

ЛИТЕРАТУРА

1. Прутченков А.С., Калиш И.В., Новикова Т.Г. Организация ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении: региональные модели. — М., 2005. — 288 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. Проект. — ИСИО РАО. — М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.