ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛ
УДК 37.013.42
Л. С. Панфилова
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самоуправление; соуправление; общественногосударственный характер управления; субъекты образовательного процесса; формирование социальной компетентности; моральнопсихологический климат; инновационная деятельность; режим развития.
АННОТАЦИЯ. Обосновывается привлекательность созданной в школе системы общественно-государственного характера управления для достижения оптимального и результативного взаимодействия с социальной средой.
L. S. Panfilova
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
KEY WORDS: self-government; together; public-state character of the management; the subjects of the educational process; the formation of the social competence; a good moral atmosphere; an innovation activity; the regime of the development.
ABSTRACT. The article spears about the system of the public-state management for achievement optimal and result interaction with the social sphere.
Ц
елью МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» при
Достижению данной цели способствуют такие особенности нашего ОУ, как единство семьи и школы; действенная система школьного самоуправления и со-управления; партнерские отношения с шефствующим предприятием — ОАО «Северский трубный завод»; приоритет
переходе от адаптивной модели к школе инновационного типа является развитие индивидуальных способностей и личности обучающихся через расширение опыта социального взаимодействия.
нравственного и духовного воспитания, здоровья личности; сформированная интеллектуальная среда.
В нашей школе действует система общественно-государственного управления, основанная на сочетании принципов единоналичия и самоуправления, где наряду с администрацией в решении принципиальных вопросов развития школы участвуют органы общественного управления (Совет ОУ, педагогический совет, общешкольный родительский комитет) и органы ученического самоуправления (совет старшеклассников «Содружество», совет дела, совет республики «Ветерок»).
Школьное самоуправление предполагает относительную независимость и определенные полномочия, защищенные правовыми актами и позволяющие субъектам образовательного процесса самостоятельно определять содержательные направления, характер и формы деятельности с опорой на инициативу и творчество всего коллектива. Они участвуют в оформлении социального заказа на образование; привлечении внебюджетных средств и контроле их расходования; разработке образовательной программы, Программы развития ОУ и материалов для образовательных проектов и грантов; создании информационного пространства; лоббировании интересов школы на различных уровнях и др.
Такой подход позволяет объединить общественно-государственные органы управления школой для формирования коллективного субъекта, проектирующего образовательное пространство на основе единого понимания целей (результата образования на каждой из ступеней); общности интересов (выбор и принятие образовательной программы, методов и средств организации образовательного процесса, сосредоточенность на главных проблемах); принятия норм, ценностей, выраженных в концепции и Программе развития ОУ; ответственно-
сти за результаты образования и реализацию своих прав.
Таким образом, благодаря слаженной деятельности органов управления каждый ученик в нашей школе осознает себя полноценной личностью, учится видеть и уважать личность других; общешкольный коллектив и социальные партнеры выступают гарантами возможности реализации личностных качеств каждого; осуществлен переход от формулы «я учу» к алгоритму «мы учимся»; системно и целенаправленно выстраиваются содержание и условия образования (соединяется нормативность и вариативность, функционирование и развитие, базовый и повышенный уровни образования); привлекаются дополнительные кадровые, технические и финансовые ресурсы из других сфер социальной жизни.
Общешкольный родительский комитет организует поступление средств в созданный фонд добровольных благотворительных взносов и рациональное их распределение на ремонт, хозяйственные нужды, реконструкцию и научно-техническое оснащение здания ОУ; премирование творчески работающих педагогов; поощрение учеников, наиболее отличившихся в любой сфере образовательной деятельности; оказание помощи учащимся для поездок, экскурсий, походов и проведения любых видов внеурочных мероприятий, организуемых школой.
Ежегодно обновляющаяся аналитическая информация накапливается в банке данных ОУ и дает объективный анализ работы всех звеньев системы. Гласность, оперативная информированность о результатах деятельности участников педагогического процесса через общешкольный стенд «Весь год вместе», дни открытых дверей, публичные отчеты администрации и руководителей школьных структур являются показателями стабильности и надежности системы.
Ценностно ориентированное поле общественно-государственного управления в нашем ОУ — это во многом активность, профессионализм, талант, доброта, здоровье, успех и инициатива всех участников образовательного процесса на новом этапе функционирования.
Так, в ходе развития фестивального движения в школе появились новые объединения детей и подростков, в том числе по инициативе самих учащихся, что способствовало совместному решению творческих, интеллектуальных и социально-значимых проблем. Интеллектуальный клуб «Эрудицион», диспут-клуб старшеклассников, патриотический клуб «Родина» и другие формы дополнительного образования объединяют учащихся для совместной познавательной и исследовательской деятельности, успешно развивают самоуправление.
Для формирования социально компетентной личности школьника наиболее прогрессивной и продуктивной формой взаимодействия мы считаем реализацию социально значимых проектов. Так, на протяжении 3-х лет в нашем ОУ действует экологический отряд «Родники», победитель и призер областных акций, участники которого осуществляют экологическую очистку родников, реки Чусовой и прилегающих к ней территорий, мониторинговые исследования качества воды и доставку ее ветеранам.
По инициативе активистов школьного музея, являющегося одним из лучших в области, организовано шефство над ветеранами войны и труда, тружениками тыла. Дружеские связи поддерживает детская организация «Мы» с Центром социальной помощи семье и детям, детским домом, подшефной школой поселка Станционный-Полевской.
Старшеклассники являются призерами областных акций и социальнозначимых проектов: «Я не курю, и мне это нравится», «Ветер перемен», «Друж-
ба не знает границ» (восстановление связей с городом-побратимом в Чехии) и др.
Повышению интереса школьников к познавательной деятельности способствовало возрождение Школьного научного общества учащихся (ШНОУ), ставшего за это время действенным органом самоуправления, и организация по его инициативе в рамках интеллектуального марафона годовой игры «Эрудицион», предметных декад, викторин, познавательных конкурсов и т. п. С 2005 года в школе регулярно издается газета «Абзац» — трибуна общественного мнения, печатный орган совета старшеклассников, победитель и призер городских конкурсов школьной прессы.
В нашем ОУ в полной мере решается задача проектирования функциональных мест (пространств) для проявления и «выращивания» субъектности, а в ходе совместной деятельности педагогического сообщества формируются имидж школы и благоприятный моральнопсихологический климат.
Результаты анкетирования, изучения в 2004—2008 гг. субъективных показателей экспертной оценки со стороны учащихся и их родителей по вопросам организации, целесообразности, плановости хода учебно-воспитательного процесса выявили возросший уровень удовлетворенности по таким показателям, как справедливость педагогов в оценке достижений ребенка; широкий спектр дополнительных образовательных услуг; взаимопонимание с педагогами и администрацией; организация режима работы, быта, питания; обеспечение безопасности образовательного процесса и т. д.
Родители также отмечают заботу работников школы о физическом развитии и здоровьесбережении детей, формировании их достойного поведения, оптимальности психологического микроклимата в классных коллективах.
Педагоги и администрация, в свою очередь, обращают внимание на возрастающую активность родителей; их желание обращаться за помощью, получением информации, для урегулирования различных вопросов жизнедеятельности ребенка; готовность оказывать школе воспитательную и благотворительную помощь; регулярность посещения общешкольных и классных собраний и мероприятий.
Еще одним результатом, подтверждающим слаженность взаимодействия общественности и коллектива школы, доказательством высокого рейтинга ОУ является победа в 2007 в конкурсе учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках Нацпроекта, а также I место в городском конкурсе «Семья и школа» с присвоением нам в 2006 году статуса муниципальной базовой площадки по проблеме «Стратегическая роль ОУ в оптимизации взаимодействия с семьями учащихся».
Общественно-государственная система управления, сложившаяся в школе, функциональна и надежна, ее отличают
определенность целей, организованность и технологичность процессов, социально-психологическая комфортность и оптимальность нагрузок.
В процессе изменения подходов к управлению в пространстве школы появляются новые равноправные участники образовательного процесса, устанавливаются новые взаимоотношения, апробируются и внедряются различные формы взаимодействия с социальной средой.
Цели деятельности становятся четкими, конкретными, реально достижимыми и обеспечивают работу школы в оптимальном режиме, планы представляют собой реальную и взаимосвязанную программу деятельности всех звеньев образовательной системы. Каждый проект по форме и содержанию является обоснованным, полным, конкретным и реальным управленческим решением, разработанным на коллегиальной основе и содержащим целостную систему мер, направленных на обеспечение работы школы в режиме развития.
Получено 17.0 6.0 9 © Панфилова Л. С., 2009