Научная статья на тему 'КАК НЕ ДАТЬ УГАСНУТЬ ТВОРЧЕСТВУ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

КАК НЕ ДАТЬ УГАСНУТЬ ТВОРЧЕСТВУ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / иностранный язык / творчество / творческое мышление / творческие способности / education / foreign language / creativity / creative thinking / creative abilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павицкая Зоя Ивановна, Айтуганова Жанна Илевна, Винникова Марина Николаевна

В статье обосновываются актуальность и особенности развития творческих способностей у студентов туристского профиля на занятиях по иностранному языку. Анализируются понятие «творческая способность» и компоненты творческого мышления (аналитический, эмоциональный, созидательный). Рассматриваются пути развития творческих способностей студентов и условия, способствующие этому на иностранном языке. Раскрываются этапы процесса развития (диагностический, организационно-проектирующий, деятельностный, контрольно-корректирующий). На диагностическом этапе выявляется исходный уровень. На организационно-проектирующем этапе ставятся цели и задачи. На деятельностном этапе осваивается решение творческих задач. На контрольно-корректирующем этапе собирают и анализируют данные о сформированном уровне творческих способностей. Описываются приемы, которые используются на занятиях. В статье актуализируется необходимость тщательного подбора текстов и тем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павицкая Зоя Ивановна, Айтуганова Жанна Илевна, Винникова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the relevance and peculiarities of the development of creative abilities in students of tourism profile in foreign language classes. The concept of «creative ability», components of creative thinking (analytical, emotional, constructive) are analyzed. The ways of development of students’ creative abilities and conditions contributing to their formation in a foreign language are considered. The stages of the formation process (diagnostic, organizational-projecting, activity-based, controlcorrective) are disclosed. At the diagnostic stage, the primary level is identified. At the organizational-projecting stage, goals and objectives are set. At the activity-based stage, creative problem solving is mastered. At the control-corrective stage they collect and analyze data on the formed level of creative abilities. The techniques used in the classroom are described. The article actualizes the need for careful selection of texts and topics.

Текст научной работы на тему «КАК НЕ ДАТЬ УГАСНУТЬ ТВОРЧЕСТВУ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

На основании данных, представленных на рисунке 1, можно заметить, что инфографика обладает рядом неоспоримых преимуществ, которые способствуют эффективному обучению.

Выводы. Таким образом, на основании всей рассмотренной теоретической базы возможно выявить роль инфографики в обучении английскому языку. Инфографика представляет собой один из наиболее актуальных инструментов образования, который позволяет задействовать наиболее активные отделы восприятия ребенка, в сочетании с текстовой составляющей, на основе которой сегодня построена вся система образования. Анализируемый инструмент способствует быстрому и качественному запоминания наиболее важной и значимой информации, посредством акцентирования внимания на ключевых составляющих и задействования личностных эмоций в сочетании с активацией мыслительной деятельности. В сущности инфографика позволяет достаточно быстро получить совокупность ключевых навыков и знаний, на которых базируется коммуникативная компетенция, выступающая ключевой целью всего обучения английскому языку.

Литература:

1. Авиденко, A.B. Инфографика как альтернативный способ подачи информации / A.B. Авиденко // Университетские чтения Пятигорского гос. ун-та. - 2016. - С. 58-62

2. Андреев, М.Д. Инфографика как способ переработки информации: смысл vs картинки (рекомендации по созданию инфографики) / М.Д. Андреев // Актуальные вопросы гуманитарных наук - 2020. Материалы выступлений молодых ученых в рамках Ломоносовских чтений 2020. - Архангельск, 2020. - С. 73-78

3. Инфографики о путешествиях [Электронный ресурс] // Пикточарт. Пинтерест: Интернет-ресурс, портал. - 2021. -Ссылка: https://www.pinterest.co.kr/piktochart/travel-infographics/ (дата обращения: 03.04.2023) (на английском)

4. Кондратенко, O.A. Дидактические принципы реализации когнитивной технологии в дистанционном обучении студентов / O.A. Кондратенко // Теория и практика общественного развития. - 2013,- № 6. - С. 84-88

5. Семерджиди, В.Н. Инфографика как лингво-семиотический знак: роль инфографики в изучении иностранного языка / В.Н. Семерджиди // Русский лингвистический бюллетень. - 2022. - № 2 (30).

6. Толстова, H.H. Использование инфографики на уроках русского языка как иностранного [Электронный ресурс] / H.H. Толстова // Молодой ученый. - 2017. - № 4. - С. 391-393

7. Трушко, Е.Г. Инфографика как современный способ представления информации / Е.Г. Трушко // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. - 2017. - №4 (195).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Павицкая Зоя Ивановна

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Айтуганова Жанна Илевна Казанский государственный энергетический университет (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Винникова Марина Николаевна Казанский федеральный университет (г. Казань)

КАК НЕ ДАТЬ УГАСНУТЬ ТВОРЧЕСТВУ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье обосновываются актуальность и особенности развития творческих способностей у студентов туристского профиля на занятиях по иностранному языку. Анализируются понятие «творческая способность» и компоненты творческого мышления (аналитический, эмоциональный, созидательный). Рассматриваются пути развития творческих способностей студентов и условия, способствующие этому на иностранном языке. Раскрываются этапы процесса развития (диагностический, организационно-проектирующий, деятельностный, контрольно-корректирующий). На диагностическом этапе выявляется исходный уровень. На организационно-проектирующем этапе ставятся цели и задачи. На деятельностном этапе осваивается решение творческих задач. На контрольно-корректирующем этапе собирают и анализируют данные о сформированном уровне творческих способностей. Описываются приемы, которые используются на занятиях. В статье актуализируется необходимость тщательного подбора текстов и тем.

Ключевые слова: образование, иностранный язык, творчество, творческое мышление, творческие способности.

Annotation. The article reveals the relevance and peculiarities of the development of creative abilities in students of tourism profile in foreign language classes. The concept of «creative ability», components of creative thinking (analytical, emotional, constructive) are analyzed. The ways of development of students' creative abilities and conditions contributing to their formation in a foreign language are considered. The stages of the formation process (diagnostic, organizational-projecting, activity-based, control-corrective) are disclosed. At the diagnostic stage, the primary level is identified. At the organizational-projecting stage, goals and objectives are set. At the activity-based stage, creative problem solving is mastered. At the control-corrective stage they collect and analyze data on the formed level of creative abilities. The techniques used in the classroom are described. The article actualizes the need for careful selection of texts and topics.

Key words: education, foreign language, creativity, creative thinking, creative abilities.

«Главное в педагогике творчества — не датъугаснутъ Божьему дару» Л.Н. Толстой

Введение. Динамика изменений требований к современному специалисту диктует необходимость формирования творческих способностей и качеств у студентов туристского профиля. Их будущая профессиональная деятельность требует наличия умения находить максимальное число вариантов решения поставленных задач, рассматривать возникающие проблемы под новым углом зрения, нестандартно и широко мыслить в различных ситуациях.

Учебная дисциплина «Иностранный язык» является обязательной для изучения студентами в высших образовательных учреждениях. На старших курсах бакалавриата изучается «Деловое общение на иностранном языке» и «Иностранный язык в сфере профессионального общения». Изучение английского языка способствует не только развитию лингво-культурологических способностей студентов, но и формированию их творческого мышления. Будущим специалистам придется решать профессиональные проблемы, используя нестандартные пути решения.

На занятиях по иностранному языку существует необходимость создания среды, в которой студенты будут приобретать опыт творческой деятельности. Для ее создания ключевым моментом выступает актуализация потребностно-мотивационной

сферы студентов. Кроме того, будущим специалистам туристского профиля нужно освоить алгоритм решения творческих задач. Этому способствует использование проблемного обучения и методов проектов на занятиях по иностранному языку.

Цель исследования - теоретическое обоснование особенностей и разработка технологии формирования творческих способностей на занятиях по иностранному языку у студентов туристского профиля.

В качестве основных методов исследования для решения поставленной цели применялись следующие: теоретические (анализ литературных источников; изучение и обобщение опыта организации педагогического процесса высшей школы; систематизация), эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, собеседование, опрос, беседы).

Изложение основного материала статьи. В условиях развития нашего общества подготовка специалистов индустрии туризма и гостеприимства с точки зрения профессиональной компетентности предполагают внесение нового в образовательный процесс. Современная жизнь человека протекает в чрезвычайно нестабильных условиях, постоянно меняющихся. Она требует от него решения все новых и новых профессиональных задач. Но традиционный урок иностранного языка уже давно не отвечает этим требованиям. Преподаватели ВУЗов ищут новые пути решения учебных задач. Иными словами, речь идет о творческом подходе к процессу обучения, целью которого является развитие творческих способностей.

По мнению авторов исследования, творческие способности - это:

- способности мыслить нестандартно, избегая шаблонов и стереотипов в мышлении;

- способности быстро ориентироваться в ситуациях профессионального общения;

- способности находить оригинальные решения умственных и практических задач [1, С. 48].

Формирование творческих способностей опирается на развитие следующих компонентов творческого мышления:

Аналитические компоненты - логичность, избирательность, ассоциативность, способность дифференцировать (задания

типа «сравнить», «сделать вывод», «найти главное»).

Эмоциональные компоненты - эмоциональная оценка событий, фактов и явлений.

Созидательные компоненты - поиск рациональных идей путей решения, умение предвидеть результат будущей профессиональной деятельности, проявление оригинальности, выбор наиболее приемлемого решения и умение обосновать его [2, С. 67].

Таким образом, творчество - это созидание, которое порождает новые духовные и материальные ценности.

Для развития творческих способностей студентов на занятиях по иностранному языку необходимо создать определенные условия:

- достаточный уровень компетентности преподавателя, умение нестандартно преподнести учебный материал (задеть студента за живое);

- наличие хорошей материальной базы университета (лингафонный кабинет, Smart -доска, учебно-методические пособия);

- дружелюбная атмосфера, благоприятный психологический микроклимат в группе, который поможет раскрыться каждому участнику профессионального общения;

- систематическое и последовательное выполнение заданий, направленных на развитие творческих способностей;

- учет индивидуально-психологических способностей и психолого-физиологических возможностей студентов;

- формирование положительных качеств у студентов (творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость, любовь к Родине и уважение к окружающим);

- минимизирование критических высказываний и акцентирование на положительных моментах творческой деятельности студентов.

Процесс формирования творческих способностей студентов делится на следующие этапы:

1. Диагностический (выявление исходного уровня).

2. Организационно-проектирующий (постановка целей и задач).

3. Деятельностный (освоение этапов решения творческих задач).

4. Контрольно-корректирующий (получение и анализ сформированного уровня творческих способностей).

На занятиях по иностранному языку студенты с большим интересом работают над поиском креативных решений в сфере своей будущей профессиональной деятельности. Например, студенты с удовольствием обсуждают различные виды проектов на занятии по теме «Projects». Кроме того, они учатся делегировать задачи на занятиях. Студенты по профилю обучения «Сервис» Международного института гостиничного менеджмента и туризма обсуждают виды услуг и их качество по теме «Customer Service».

На занятиях по английскому языку изучаются темы, связанные с будущей профессиональной деятельностью студентов. На занятиях по темам «Guests and Visitors», «Business Trip» и «Security» студенты решают творческие задачи. Например, разрабатывают маршрут экскурсии для определенной категории гостей.

Для развития творческих способностей студентов преподаватель на занятиях использует следующие приемы работы: разъяснение, идентификация, экземпликация, расширение. Приведем примеры заданий, которые выполняются в условиях аудиторного обучения:

Say if the statement is true or false, expand it.

Answer the following questions: How important are teamwork and regular meetings? How long wouldyou expect to wait for a new computer after ordering it? How do you make suggestions in your company? Are you happy with the way you use your time? Why? What wouldyou like to spendmore / less time doing?

Choose four activitiesfrom the box to ask a new partner about.

What doyou look for in a holiday destination? Discuss with a partner ifthese things are important or not.

What is your idea of a goodjob? Put the following ideas in order of importance. Discuss your choice.

В процессе вопросно-ответной работы у студентов расширяется словарный запас, закрепляются лексико-грамматические структуры, необходимые для выполнения творческих заданий.

В Поволжском государственном университете физической культуры, спорта и туризма широко используются информационные технологии. Студенты работают в лингафонных кабинетах, где есть возможность чередовать индивидуальную, парную и групповую работы.

Наряду с упражнениями студенты выполняют задания с использованием детализации, членения мысли, аргументации:

Finish the idea:

Think of an unusual way to make .....

Write an essay on the following topic:

Think ofyour own topic related to...

Make a survey about ...

Give a PowerPoint Presentation:

Преподаватель иностранного языка должен уметь поддерживать интерес и мотивацию у студентов на протяжении всего курса обучения. Эту задачу позволяет эффективно решать тщательный подбор материала для занятий. Он должен быть профессионально значимым для будущих специалистов. Студенты старших курсов становятся более прагматичными. Они заинтересованы в укреплении своей мотивации, постоянном расширении профессионального кругозора и опыта.

Творческие задания и приемы вовлекают студенческую аудиторию в конструктивную, созидательную деятельность, развивают их коммуникативные и профессиональные умения.

Тексты для занятий по иностранному языку должны тщательно подбираться и выполнять коммуникативную функцию. Приведем примеры заданий творческого характера для работы с текстами: из слов составьте предложение; закончить высказывание по теме; замените выделенные слова синонимами; составьте устный рассказ на заданную тему; подготовьте доклад; напишите сочинение - рассуждение «Как сделать Татарстан жемчужиной водного туризма» [3, С. 67].

Прием «Why would you... Yes, but...» (Почему бы ... Да, но). Для организации это творческого приема в аудиторных условиях требуется «полет фантазии» у студентов и строгая грамматическая конструкция. Студенты предлагают свои идеи, выстраивая их в диалогической форме. Его можно проводить в виде парной работы.

Прием «635». Шесть студентов предлагают три идеи по определенной теме за пять минут.

Прием проектов. Данный прием ориентирован на создание образовательного продукта студентами. В процессе самостоятельной работы они решают профессиональную задачу, осуществляют сбор необходимой информации, систематизируют ее, анализируют полученные данные. Кроме того, студенты могут выполнять проекты в группах, работать над ними совместно, осуществляя коммуникативное взаимодействие. Тема проекта должна быть связана с будущей профессиональной деятельностью. Она может носить междисциплинарный характер. При выборе темы нужно ориентироваться на интересы и предпочтения студентов. Проекты могут выполняться в разных формах: презентация, статья, устное выступление, коллаж и др. Существуют различные формы презентации проектов: конференция, конкурс, спектакль. Алгоритм работы над проектом включает в себя следующие стадии:

1. Выбор темы проекта.

2. Формирование группы, работающей над проектом.

3. Разработка плана проекта и определение его временных рамок.

4. Распределение заданий среди студентов.

5. Реализация проекта.

6. Оформление итогов работы.

7. Оценивание проектной работы [3, С. 89].

Прием «Up and Down». Преподаватель отбирает ситуации, которые решаются стандартным путем. Задача студентов придумать как можно больше нестандартных путей их решения: «Пассажир пойман за безбилетный проезд - оплата штрафа».

Интерактивные приемы. Это проведение занятий-дискуссий, бесед за круглым столом, мозговой штурм, дебаты. Проблемный характер занятия способствует формированию творческих способностей студентов. Кроме того, преподавателем используются разные формы работы: в парах, в группе или самостоятельно. Студенты приучаются к коллективной мыслительной деятельности.

Выводы. Иностранный язык - это предмет изучения и средство обучения. Он тоже должен способствовать развитию hard skills и soft skills. Для любого туроператора и турагентства творческие способности специалистов, умение решать нестандартные профессиональные задачи становится необходимым условием их конкурентоспособности. Туристические предприятия и фирмы стремятся к расширению своих услуг и продуктов, инновационным решениям, креативным идеям.

Литература:

1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого развития. Издание второе. Рекомендовано УМО РФ / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. -М.: Изд. Центр - Академия, 2012. -260 с.

3. Павицкая, З.И. Формы, методы и средства активизации учебной и познавательной деятельности студентов / З.И. Павицкая. - Казань: КВВКУ, 2015. - 127 с.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, доцент Панова Оксана Брониславовна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В АНТИКОРРУПЦИОННОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН

РОССИИ

Аннотация. Представлен научный взгляд на сущность и содержание антикоррупционного воспитания курсантов вузов ФСИН России через призму ряда методологических подходов. Анализ диссертаций российских ученых позволяет автору сделать вывод о наиболее частом обращении исследователей к системному, личностно-ориентированному, аксиологическому и деятельностному подходам, ориентирующим на выстраивание воспитательного процесса сообразно запросам общества, а также личностным и возрастным потребностям обучающихся. Выделяя методологические подходы операционально-практического уровня, автор акцентирует внимание на актуальности предметного, интегративного и институционального подходов, каждый из которых имеет свои специфические основания для применения. Материал статьи может быть использован при конструировании и проведении антикоррупционного воспитания курсантов в ведомственных образовательных организациях высшего образования.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное воспитание, педагогика, методологический подход, личность, воспитательный процесс.

Annotation. The article presents a scientific view on the essence and content of anti-corruption education of cadets of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia through the prism of a number of methodological approaches. The analysis of the dissertations of Russian scientists allows the author to conclude about the most frequent appeal of researchers to systemic, personality-oriented, axiological and activity-oriented approaches that focus on building the educational process in accordance with the needs of society, as well as the personal and age needs of students. Highlighting the methodological approaches of the operational-practical level, the author focuses on the relevance of the subject, integrative and institutional approaches, each of which

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.