Научная статья на тему 'КАК НАЙТИ ПОДХОД К ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕУСТОЙЧИВЫМ СТУДЕНТАМ'

КАК НАЙТИ ПОДХОД К ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕУСТОЙЧИВЫМ СТУДЕНТАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуализм / когнитивно-поведенческая терапия / позитивная педагогика / эмпатия / обратная связь / individualism / cognitive behavioral therapy / positive pedagogy / empathy / feedback

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Е. Богданова

В статье представлено определение эмоциональной неустойчивости, а также описаны предпосылки возникновения научного интереса к теме эмоциональной устойчивости студентов. Выявлены основные направления борьбы с эмоциональной неустойчивостью, среди которых позитивная педагогика, а также непосредственная работа психологов, связанная с когнитивной терапией. Кроме того, выявлена роль профилактики возникновения эмоциональной неустойчивости, которая выражается в создании благоприятной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO FIND AN APPROACH TO EMOTIONALLY UNSTABLE STUDENTS

The article presents the definition of emotional instability, as well as describes the prerequisites for the emergence of scientific interest in the topic of emotional stability of students. The main directions of combating emotional instability have been identified, including positive pedagogy, as well as the direct work of psychologists related to cognitive therapy. In addition, the role of preventing the occurrence of emotional instability, which is expressed in the creation of a favorable educational environment, is revealed.

Текст научной работы на тему «КАК НАЙТИ ПОДХОД К ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕУСТОЙЧИВЫМ СТУДЕНТАМ»

КАК НАЙТИ ПОДХОД К ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕУСТОЙЧИВЫМ СТУДЕНТАМ Е.Е. Богданова, старший преподаватель

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-3-97-99

Аннотация. В статье представлено определение эмоциональной неустойчивости, а также описаны предпосылки возникновения научного интереса к теме эмоциональной устойчивости студентов. Выявлены основные направления борьбы с эмоциональной неустойчивостью, среди которых позитивная педагогика, а также непосредственная работа психологов, связанная с когнитивной терапией. Кроме того, выявлена роль профилактики возникновения эмоциональной неустойчивости, которая выражается в создании благоприятной образовательной среды.

Ключевые слова: индивидуализм, когнитивно-поведенческая терапия, позитивная педагогика, эмпатия, обратная связь.

Современное мироустройство таково, что практически все процессы, происходящие в обществе и государстве, развиваются повышенными темпами. В этом контексте не являются исключением и процессы, возникающие и протекающие в сфере педагогики, образования и воспитания. Наряду с развитием и трансформацией экономической, политической и правовой сфер, педагогическая и образовательная также совершенствуются и модернизируются. У процесса развития педагогики есть несколько аспектов, как положительных, так и отрицательных. Положительные заключаются в том, что современные образовательные технологии открывают как перед обучающимися, так и перед преподавателем широкие горизонты, отвечающие требованиям наглядности, что позволяет в более доступной форме усваивать учебный материал. Отрицательные же касаются вопросов, связанных с психоэмоциональным состоянием обучающегося. Тут имеются в виду, повышенный уровень стресса, смена ценностных ориентиров и т.д.

Тема данной статьи посвящена вопросу изучения особенностей педагогических подходов к эмоционально неустойчивым студентам. Актуальность темы исследования подтверждается тем фактом, что трансформации в области педагогики, произошедшие в нашей стране в результате распада Советского Союза, выявили

острую необходимость в создании и внедрении в отечественную образовательную систему методик, нацеленных на поиск индивидуальных подходов к обучающемуся, которому это необходимо в виду различных причин, в том числе эмоциональной неустойчивостью. Следовательно, очевидно, что современный педагог, занятый профессиональной деятельностью в высших или средних профессиональных учебных заведениях, помимо профессиональных знаний, должен обладать психологическими навыками, например, эмпа-тией.

Прежде чем мы перейдем к описанию педагогических подходов к эмоционально неустойчивым студентам, целесообразно привести мнения различных ученых относительно сущности данной категории.

Ученый в области изучения психологии личности, в том числе детской, Норакидзе В.Г., рассуждая на предмет эмоциональной неустойчивости склоняется к тому, что она представляется «в виде специфичного механизм, в рамках которого происходит смена эмоций противоположных знаков». Следующая группа авторов считает, что категорию эмоциональной неустойчивости целесообразно использоваться в ситуациях, когда требуется медицинская диагностика психических заболеваний. Более философский подход просматривается в мнении Левитова Н.Д., который отождествлял эмоциональную не-

устойчивость с такой категорией как настроение [1, с. 108].

Как видно из определений, представленных выше, эмоциональная неустойчивость достаточно широкая категория, имеющая целый ряд различных научных трактовок, содержание которых существенно отличается друг от друга. В этой связи, целесообразно привести основные особенности в процессе обучения таких студентов.

Для начала отметим, что группой студентов, наиболее подверженной феномену эмоциональной неустойчивость можно считать первокурсников, которые, функционируя в условиях неопределенности, достаточно часто встречаются со стрессовыми ситуациями.

Поскольку эмоциональная неустойчивость часто трактуется как психологическое заболевание, то исследователи, анализируя способы борьбы с ней отмечают психологические методы.

Торикова Е.Ф. в своей работе пишет: «В качестве эффективного и наиболее подходящего метода устранения проявлений эмоциональной неустойчивости личности определяют когнитивно-поведенческую терапию. В тоже время этот подход требует соответствующей профессиональной специализации психолога. В этой связи повышается актуальность и востребованность ситуационно-ориентированных профилактических программ, способствующих повышению резистентности субъектов к негативному влиянию конкретных стрессогенных ситуаций, характерных для определенной образовательной среды» [2, с. 3].

Гипотеза, выдвинутая автором, в очередной раз доказывает, что нивелировать фактор эмоциональной неустойчивость студента в условиях современных педагогических реалий, невозможно без применения мер психологической терапии. Поскольку педагог, даже обладая знаниями относительно основ психологии, не может в полной мере обеспечить поэтапную реализацию данного процесса, необходимым условием является присутствие в штате учебного заведения квалифицированного психолога, который в состоянии диагно-

стировать эмоциональную неустойчивость, а также подобрать необходимую когнитивную терапию.

Несмотря на то, что описанная выше информация наталкивает на мысль, согласно которой роль педагога в процессе преодоления эмоциональной неустойчивости студентов незначительна, и, что перебороть факты проявления эмоциональной неустойчивости у студентов возможно только посредством активного привлечения к данному процессу психолога, стоит отметить, что это не совсем так.

Как показывает практика, любой негативный процесс, возникающий в той или иной сфере, легче предупредить, чем бороться с ним по факту его наступления. В этом контексте, для аргументации промежуточных выводов, к которым мы пришли, считаем целесообразным апеллирование к научным работам отечественных ученых.

Калинина Т.В. отмечает: «Психолого-педагогические условия развития эмоциональной устойчивости включают в себя учет индивидуально-психологических особенностей, обучающихся и преподавателей, создание благоприятной, комфортной среды для конструктивного взаимодействия в процессе общения, готовность субъектов образовательного процесса к реализации специальных психотехнологий по развитию эмоциональной устойчивости студентов» [3].

Как видно из предыдущего абзаца, важнейшим аспектом формирования эмоциональной устойчивости студентов является формирование условий учебного процесса таким образом, чтобы ничто не способствовало его нарушению. В этом контексте дополнительно отметим важность коммуникации и общения как между педагогом и студентом, так и внутри студенческой (молодежной) среды.

В этой связи, отметим, что педагогика и психология, будут соприкасаться в категории «позитивизм». Согласно догматам позитивной педагогики, акцент внимания в образовательном процессе должен быть смещен с «академического уровня знания» на «внутреннюю гармонию личности» [4, с. 259].

Особенности позитивной педагогики проявляются в следующих инструмента-риях: пересмотр педагогической реакции на ошибки, допускаемые студентом; налаживание эффективных каналов обратной связи; разработку и внедрение системы поощрений.

Резюмируя вышеизложенное, можно прийти к выводу о том, что при поиске подхода к эмоционально неустойчивым студентам важно придерживаться следующих правил:

1. Важнейшим условием является работа студентов с квалифицированными психологами.

2. Наличие у педагогов базовых знаний относительно эмоциональной неустойчивости и методов борьбы с ней.

3. Профилактика случаев возникновения эмоциональной неустойчивости у студентов посредством создания благоприятной учебной среды.

4. Применение методик позитивной педагогики и психологии, а, именно, обрат-

ная связь, поощрение и т.д.

Библиографический список

1. Наумова Ю.А., Филь Т.А. Эмоциональная неустойчивость как свойство личности студентов // МНКО. - 2021. - №1 (86).

2. Торикова Е.Ф. Психологическая профилактика эмоциональной неустойчивости у студентов педагогического высшего учебного заведения // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - №4.

3. Калинина, Т.В. Формирование эмоциональной устойчивости студентов в условиях вузовского образования / Т.В. Калинина, М.Б. Колесникова // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - №3. - С. 109-115.

4. Крыжевская Н.Н., Кусакина Е.А. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной устойчивости студентов гуманитарного профиля // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 78-3.

HOW TO FIND AN APPROACH TO EMOTIONALLY UNSTABLE STUDENTS

E.E. Bogdanova, Senior Lecturer Bauman Moscow State Technical University (Russia, Moscow)

Abstract. The article presents the definition of emotional instability, as well as describes the prerequisites for the emergence of scientific interest in the topic of emotional stability of students. The main directions of combating emotional instability have been identified, including positive pedagogy, as well as the direct work of psychologists related to cognitive therapy. In addition, the role of preventing the occurrence of emotional instability, which is expressed in the creation of a favorable educational environment, is revealed.

Keywords: individualism, cognitive behavioral therapy, positive pedagogy, empathy, feedback.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.