УДК 159.923
Диана Дмитриевна Кузнецова, Антон Александрович Шаров
г. Екатеринбург
Исследование взаимосвязи личностных особенностей и интернет-зависимости студентов
В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных особенностей и интернет-зависимости у студентов. Актуальность нашего исследования обусловлена распространением интернет-зависимости в современном обществе, в частности, среди молодых людей студенческой аудитории. Выявление взаимосвязи между личностными особенностями и интернет-зависимостью может способствовать профилактике изучаемого феномена за счет реализации соответствующей программы. Определены специфические особенности интернет-зависимого и межличностного поведения, а также черт характера студентов гуманитарного и технического направления обучения. Выявлен риск развития интернет-зависимого поведения; личностные особенности характеризуются различиями в показателях экстраверсии - интроверсии, привязанности - обособленности, эмоциональной неустойчивости - эмоциональная устойчивости; в межличностном поведении различия в выраженном контроле; были обнаружены взаимосвязи между личностными особенностями и показателями интернет-зависимого поведения. Результаты исследования будут использованы для создания программы по вторичной профилактике интернет-зависимости студентов.
Ключевые слова: интернет-зависимость, личностные особенности, студенты, направление подготовки, эмоциональная неустойчивость, интроверсия.
Diana Dmitrievna Kuznetsova, Anton Alexandrovich Sharov
Yekaterinburg
Research on the relationship between personal characteristics and Internet addiction of students
The article presents the results of an empirical study of students' personal characteristics and Internet addiction. The relevance of our research is due to the spread of Internet addiction in modern society, in particular, among young people in the student audience. Identifying the relationship between personal characteristics and the Internet addiction can contribute to the prevention of the phenomenon under study by implementing the appropriate program. Specific features of the Internet-dependent and interpersonal behavior, as well as character traits of students in the Humanities and technical areas of study are determined. The risk of developing Internet-dependent behavior was identified; personal characteristics are characterized by differences in indicators of extraversion-introversion, attachment-isolation, emotional instability - emotional stability; in interpersonal behavior, differences in expressed control; relationships between personal characteristics and indicators of Internet-dependent behavior were found. The results of the research will be used to create a program for secondary prevention of students' Internet addiction.
Keywords: Internet addiction, personal characteristics, students, direction of training, emotional instability, introversion.
В настоящее время активно развивается процесс информатизации общества, что наряду с пользой, привносимой в повседневную деятельность, порождает ряд проблем, связанных с распространением ключевой технологии информационной эпохи - Интернета.
Одна из актуальных проблем - распространение интернет-зависимости. Понятие «интернет-зависимость» (синоним «интернет-аддикция»), появилось с 1994 г. в зарубежной психологии и связано с именами К. Янг, И. Голдбери. По данным исследований, формирование и развитие данного феномена в большей степени свойственно студенческой аудитории [2; 6; 8].
Интернет-зависимое поведение определяется как невозможность субъективного контроля над использованием интернета, которая сопровождается безрезультатной деятельностью в интернете и отрицательным влиянием этого использования на жизнь человека (отношения, здоровье, работу, учёбу, эмоциональное и психологическое состояние) [7].
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена распространением интернет-зависимости в современном обществе, в частности, среди молодых людей студенческой аудитории. Выявление взаимосвязи между личностными особенностями и интернет-зависимостью может способствовать профилактике изучаемого феномена за счет реализации соответствующей программы.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что несмотря на относительно молодое направление исследования в психологической науке, интернет-зависимость изучают многие авторы. При определении данного феномена ориентируются на отличающиеся точки зрения, которые можно подразделить на несколько подходов [3].
В первом подходе интернет-зависимость - болезнь, характеризующаяся набором симптомов, аналогичных химическим зависимостям; склонность к болезни вероятнее всего является личностной патологией (И. Гольдберг, М. Гриффитс, К.С. Янг, М. Орзак и др.).
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 116_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (47) 2020_2542-0291
Второй подход отрицает точку зрения «интернет-зависимость - болезнь» и предполагает, что причины ее формирования могут лежать в личностных особенностях и в социальном окружении зависимых. Причем, сам Интернет может являться патологической средой (К. Суррат, К. Мюррей, Р.А. Дэ-вис, Р.Ф. Теперик, М.А. Жукова, В.А. Бурова, И.В. Запесоцкая, В.Б. Никишина, А.Г. Асмолов).
Другой подход рассматривает деятельности в Интернете через ее компенсаторный характер. Исследователи озадачены поиском противоречий в интернет-зависимости, а также в социально-экономических и индивидуально-личностных особенностях людей, увлекающихся интернет-деятельностью, в частности - компьютерными он-лайн-играми (С.А. Белозеров, И.Е. Гутман, Н.В. Кочетков и др.).
При обобщение всех признаков, свойственных интернет-зависимости, мы получили следующее: невозможность субъективного контроля при интернет-деятельности; дезадаптация, которая проявляется в отрицательном влияние во всех сферах жизнедеятельности; контрпродуктивный характер деятельности в Интернете.
Помимо признаков, характерных для интернет-зависимости, можно также выделить универсальные компоненты, которым она соответствует наравне с другими видами аддикций: «сверхценность», изменения настроения, рост толерантности к источнику аддикции, симптомы отмены, внутриличностные и межличностные конфликты, рецидив.
Стоит отметить, что интернет-зависимость относится к категории нехимических зависимостей, так как объектом зависимости является поведенческий акт. Использование Интернета приведет к возникновению зависимого поведения лишь в некоторых случаях при существовании механизма развития зависимости. Здесь, скорее можно говорить об индивидах, для которых жизненные условия сложились определенным образом (социальные, внутри-личностные и межличностные отношения, наличие психопатологической симптоматики) при наличии стресса, вызванного информационными и коммуникативными особенностями Интернета.
Риск распространения интернет-зависимости среди молодежи, особенно велик среди ее студенческой аудитории (17-25 лет). Это может быть связано с тем, что ее возрастные характеристики, формирование духовного мира, а также социально-экономическое и общественно-политическое положение обуславливают социальные и психологические особенности студентов, предрасполагающие к возникновению различных видов зависимости [6].
В данном возрасте перед студенческой молодежью стоит множество задач, среди которых можно выделить проблему выбора жизненных ценностей, присвоение социально значимых свойств личности, развитие способности к сопереживанию и к саморефлексии, появление жизнен-
ных планов и поиск профессии, освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц [8]. Возникновение трудностей с разрешением данных задач может стимулировать «бегство от реальности» посредством погружения в Интернет.
Стоит учитывать, что Интернет становится необходимой частью жизни современных молодых людей. Интернет-ресурсы характеризуются разнообразием и доступностью, что как облегчает доступ к информации, позволяет реализовать познавательную мотивацию, так и вызывает повышенный интерес к ней [6]. Особенно распространена деятельность, связанная с социальными сетями и информационными сайтами. «Интернет стал необходимой составляющей учебной и профессиональной деятельности, а также развлекательной и информационно-коммуникативной» [10, С. 105].
Среди проблемного поля, характеризующих личностные особенности интернет-зависимых пользователей многие исследователи [2; 4; 5] выделяют: интроверсированную направленность личности, приводящую к проблемам в коммуникативной сфере личности; коммуникативная сфера при этом характеризуется повышенными уровнями одиночества и конфликтности, социальной пассивностью, негативным отношением к людям; эмоционально-волевая сфера личности отличается неустойчивостью.
Таким образом, мы считаем, что личностные особенности - феномен, который позволит нам выявить взаимосвязь с интернет-зависимым поведением. Так как «личностные особенности» относится к категории в большей степени абстрактной, то необходимо уточнить, что в нашей работе данное понятие включает в себя личностные черты и тесно связанные с ними особенности межличностного поведения.
Личностные особенности рассматриваются в зависимости от теоретического подхода, которого придерживается его автор. Среди зарубежных исследований можно выделить психодинамическое направление З. Фрейда, гуманистическое направление, связанно с именами Э. Фрома, А. Маслоу; социально-когнитивное направление А. Бандуры и Дж. Роттера; когнитивная теория Дж. Келли и т.д. В отечественной психологии наиболее развита де-ятельностная теория личности А.Н. Лентьева, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубенштейна [9].
Из всех рассмотренных направлений наибольший интерес в контексте нашей работы, представляет зарубежное диспозициональное направление Г. Олпорда, Р. Кетела, Г. Айзенка. В частности, теория личностных особенностей П. Коста и Р. МакКрае, названная «Большая пятерка» (Big Five), в которой рассматриваются типологические особенности личности.
В соответствии с интересующей нас проблемой нами было проведено исследование, целью
которого являлось выявление взаимосвязи личностных особенностей и интернет-зависимости у студентов.
Методологической основой исследования являются подход к определению интернет-зависимости В.Л. Малыгина и К.А. Феклисова, концепция Р. Брауна об универсальных компонентах аддикций, этапы интернет-зависимости, выделенные Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот; теория личностных особенностей П. Коста и Р. МакКрае, трехмерная интерперсональная концепция У. Шутца.
Выборка исследования - студенты Российского государственного профессионально-педагогического университета в количестве 82 человека, среди которых 45 студентов гуманитарного направления обучения, 37 студентов - технического.
Для проведения исследования были выбраны методики, соответствующие методологии нашего исследования: «Тест Интернет-зависимости Чен» (шкала CIAS) (В.Л. Малыгин, К.А. Фелисов); «Скрининговая диагностика компьютерной зависимости» Л.Н. Юрьевой, Т.Ю. Больбот; «Пятифактор-ный личностный опросник» («Большая пятерка») Р. МакКрае и П. Коста (в адаптации А.Б. Хромова); «Опросник межличностных отношений» (ОМО) В. Шутца, (в адаптации А.А. Рукавишникова).
Изучение этапов интернет-зависимого поведения среди студентов по методике «Тест Интернет-зависимости Чен» (шкала CIAS) показало, что студенты более склонны к возникновению интернет-
70 60 50 40 30 20 10
зависимого поведения (67,1%). Наличие интернет-зависимости выявлено среди меньшего числа респондентов (13,4%) по сравнению со студентами с отсутствием интернет-зависимости (19,5%).
Результаты данной методики соотносятся с данными по методике «Скрининговая диагностика компьютерной зависимости» (Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот), свидетельствующие о преобладании стадии увлеченности компьютером (53,7%) и риска компьютерной зависимости (31,7%). Наименее выраженная стадия - отсутствие риска развития компьютерной зависимости (14,6%). Наличие компьютерной зависимости не выявлено ни у одного респондента.
Обобщая вышеперечисленные данные, мы пришли к выводу, что среди респондентов преобладает риск развития интернет-зависимости.
Личностные особенности, по мнению Р. Мак-Крае и П. Коста, характеризуются тем, что выделены на основе факторного анализа и состоят из пяти независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность), позволяющих полноценно описать психологический портрет личности [12].
Степень выраженности личностных особенностей студентов мы определяли при помощи методики «Пятифакторный личностный опросник» («Большая пятерка») Р. МакКрае и П. Коста (А.Б. Хромов). В результате были выявлены различия между обучающимися двух направлений (рис. 1).
60 „
ill I I II
Фактор! Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5
■ Гуманитарное направление {Mel} Техническое направление (Ме2)
Рис. 1. Гистограмма медианных значений (Me) показателей личностных факторов по методике «Пятифакторный личностный опросник» («Большая пятерка») Р. МакКрае и П. Коста (А.Б. Хромов) Примечание. Фактор 1 - экстраверсия - интроверсия; Фактор 2 - привязанность - обособленность; Фактор 3 - самоконтроль - импульсивность; Фактор 4 - эмоциональная неустойчивость -эмоциональная устойчивость; Фактор 5 - экспрессивность - практичность
Личностные особенности респондентов технического направления характеризуются экстраверсией (Me2 = 51), обособленностью (Me2 = 52), эмоциональной устойчивостью (Me2 = 48); гуманитарного - интроверсией (Me1 = 45), привязанностью (Mel = 56), эмоциональной неустойчивостью (Me1 = 60). Студенты гуманитарного направления обучения характеризуются замкнутостью, при наличии развитой эмоциональной сферы. Студенты технического направления ограничиваются вза-
имодействием, позволяющим им держать дистанцию. Они спокойны и реалистичны, в приоритет ставят собственные потребности и интересы.
Исследование коммуникативной направленности личности, являющейся одной из важных особенностей, рассматривается нами на основе трехмерной интерперсональной концепции У. Шутца. В ней изучается межличностное поведение человека посредством социальной ориентации по отношению к другим, формирующаяся на основе
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (47) 2020
раннего детского опыта удовлетворения базовых межличностных потребностей: межличностных потребностей в детском возрасте (особенно в контексте взаимоотношений с родителями): присоединения, контроля и открытости [1].
При анализе данных по методике «Опросник межличностных отношений» (ОМО) В. Шутца (А.А. Рукавишников), мы получили результаты, характеризующиеся значительными различиями лишь по одной шкале «выраженного контроля» («Ce»; Mel = 5, Me2 = 7). Что говорит о тенденции студентов технического направления брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью.
Студенты гуманитарного направления, напротив, склонны брать на себя ответственность в зависимости от ситуации.
В рамках решения следующего этапа исследования и для подтверждения предполагаемых различий был произведен сравнительный анализ интернет-зависимости и личностных особенностей у студентов второго курса, различающихся по направлению обучения: гуманитарное (Mel) и техническое (Me2) с помощью непараметрического критерия U - Манна - Уитни. Сравнение показателей со значимым уровнем выраженности представлено в таблице 1.
Таблица 1
Сравнение выраженности медианы (Ме) показателей личностных особенностей и интернет-зависимого поведения среди студентов гуманитарного и технического направления обучения
Шкалы Обозначение шкал U p Me1 Me2
Ф-1 Фактор 1. Экстраверсия - интроверсия 598 0,029 45 51
Ф-2 Фактор 2. Привязанность - обособленность 588,5 0,023 56 52
Ф-4 Фактор 4. Эмоциональная неустойчивость -эмоциональная устойчивость 430,5 0,000 60 48
Анализируя результаты, мы видим, что студенты гуманитарного направления характеризуются выраженной интроверсией (Mel = 45) и привязанностью (Mel = 56), что предполагает неуверенность в поведении, замкнутость, ориентированность на свои мысли и переживания. Для них свойственна потребность быть рядом с другими людьми, однако, при общении они демонстрируют сдержанность.
Высокие показатели по четвертому фактору (Mel = 60) свидетельствуют о неспособности контролировать эмоции. В поведении это проявляется как уклонение от реальности.
Эмоциональная устойчивость, напротив, свойственна студентам технического направления обучения (Me2 = 48). Они более спокойны, постоянны в планах и привязанностях. Также у них выражена экстраверсия (Me2 = 51). Данные респонденты общительны и оптимистичны, но при взаи-
модействии стараются держать дистанцию, что обуславливается меньшим значением по второму фактору (Ме2 = 52). То есть при внешней общительности они не углубляются в проблемы окружающих людей и не пытаются их понять.
Выявленные различия могут быть обусловлены тем что, учащимся гуманитарного направления необходимо больше взаимодействовать с людьми, поэтому они расположены к пониманию, терпимости к недостаткам, отзывчивости по отношению к другим. Техническое направление обучения по большей части не ориентировано на общение и взаимодействие. Поэтому стремление студентов к обособленности может удовлетворяться за счет работы с техническими средствами, а не с людьми.
Для выявления взаимосвязи между интернет-зависимостью и личностными особенностями студентов мы использовали непараметрический критерий Спирмена.
Рис. 2. Корреляционная плеяда-1. Взаимосвязь феноменов студентов гуманитарного направления обучения
Примечание:
- Положительная связь (прямая) ----- Отрицательная связь (обратная)
Ф 4 - эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость. Com - компульсивные симптомы, Wit - симптомы отмены, Tol - симптомы толерантности, IH - внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем, TM - проблемы с управлением временем, CIAS - общий балл
Мы видим, что чем выше выраженность эмоциональной неустойчивости среди студентов, тем выше симптомы отмены и общие показатели интернет-зависимости. При этом если неспособность контролировать свои эмоции возрастает, то повышаются симптомы толерантности и компульсивно-сти, а также внутриличностные проблемы и проблемы, связанных со здоровьем; проблемы с управлением временем.
В поведение эмоциональная неустойчивость проявляется как уклонение от реальности. Если учитывать при этом потребность в общении и внешнюю замкнутость, исходя из результатов сравнительного анализа, то вполне возможно, что взаимодействие с другими людьми посредством интернет-ресурсов позволяет снять психоэмоциональное напряжение. Именно поэтому эмоциональная неустойчивость может быть связанна с поведенческими характеристиками интернет-зависимости.
Рис. 3. Корреляционная плеяда-2. Взаимосвязь феноменов студентов технического направления обучения
Примечание:
- Положительная связь (прямая) ----- Отрицательная связь (обратная)
Ф 2 - привязанность - обособленность; Ф 4 - эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость; Ф 5 - экспрессивность - практичность; Ie - выраженное «включение». Com - компульсивные симптомы, Wit - симптомы отмены, Tol - симптомы толерантности, IH - внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем, TM - проблемы с управлением временем,
CIAS - общий балл
Анализируя данные, мы видим, что при выраженной потребности в принадлежности к группе, возрастают внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем. Тенденция к привязанности соотносится с низкими показателями компьютерной зависимости, а также влечет за собой уменьшение общих показателей интернет-зависимости, и, в частности, внутриличностных проблем и проблем со здоровьем. Выраженная эмоциональная неустойчивость связана с повышением симптомов толерантности и проблем с управлением временем.
Возможно, что стремление к взаимодействию с другими людьми, проявляющиеся у студентов приводит к рациональному использованию интернет-ресурсов. Они не заинтересованы в источниках, способствующих бегству от реальности при возникновении проблем в их жизнедеятельности и не испытывают трудности в том, чтобы справляться со всем при помощи общения, реализации по-
требности в принадлежности к группе. При этом, если модель поведения студентов носит сверхсоциальный характер (шкала «1е») при демонстрации власти или псевдооткрытости из-за страха остаться одному, то это влечет за собой ухудшение здоровья и возникновение внутриличностных проблем.
Проведенное исследование взаимосвязи личностных особенностей и интернет-зависимости у студентов, показывает, что среди респондентов преобладает риск развития интернет-зависимости. Личностные черты студентов гуманитарного и технического направлений обучения отличаются. В результате корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь между личностными особенностями и показателями интернет-зависимого поведения. Результаты исследования будут использованы для создания программы по вторичной профилактике интернет-зависимости студентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. - Москва : Эксмо-пресс, 2001. - 576 с. - Текст : непосредственный.
2. Дрепа, М.И. Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / М. И. Дрепа ; Северо-Кавказ. соц. ин-т. - Ставрополь, 2009. - Текст : непосредственный.
3. Зарецкая, О.В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблеме / О.В. Зарецкая. - Текст : электронный // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2017. - Т. 9, № 2. - C. 145165. - URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2017_2_Zaretskaya.pdf (дата обращения: 03.03.2020).
4. Личностные особенности студентов в сетевом взаимодействии / А.В. Иващенко, Н.Б. Карабущенко, Н.Л. Сун-гурова [и др.]. - Текст : непосредственный // Humanitarian Bulletin SU «Pereyaslav-Khmelnitsky Pedagogical University by H. Skovoroda». - 2015. - Supplement 1 to V. 36, V. VI (66). - Pp. 588-598.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 120_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (47) 2020_2542-0291
5. Кузнецова, Ю.М. Психология жителей Интернета / Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова. - Москва : Изд-во ЛКИ, 2011. - 224 с. - Текст : непосредственный.
6. Ларионова, С.О. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики / С.О. Ларионова, А.С. Дегтерев. -Текст : непосредственный // Психолого-педагогические проблемы образования. Педагогическое образование в России. - 2013. - № 2. - С. 232-239.
7. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики : учеб. пособие / сост. В.Л. Малыгин [и др.]. -Москва : МГМСУ, 2011. - 32 с. - Текст : непосредственный.
8. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития : учеб. пособие / В.С. Мухина. - 10-е изд., пе-рераб. и доп. - Москва : Академия, 2006. - Текст : непосредственный.
9. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. - 4-е изд. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 688 с. - Текст : непосредственный.
10. Рассадина, Т.А. Интернет-зависимость: информационно-коммуникативный аспект / Т.А. Рассадина. - Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 2 (34). - С. 98-111.
11. Сыманюк, В.В. Психологические особенности интернет-аддикций молодежи / В. В. Сыманюк. - Текст : непосредственный // Личность в профессионально-образовательном пространстве : материалы XIV Всерос. науч.-практ. конф., 25 нояб. 2015 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - С. 148-154.
12. Хромов, А.Н. Пятифакторный опросник личности : учеб.-метод. пособие / А.Н. Хромов. - Курган : Курганский государственный университет, 2000. - 23 с. - Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Bitjanova M.R. Social'naja psihologija [Social Psychology]. Moscow: Jeksmo-press, 2001. 576 p.
2. Drepa M.I. Psihologicheskaja profilaktika internet-zavisimosti u studentov. Diss. kand. psihol. nauk [Psychological prevention of Internet addiction among students. Ph. D. (Psychology) diss.]. Stavropol', 2009.
3. Zareckaja O.V. Komp'juternaja i internet-zavisimost': analiz i sistematizacija podhodov k probleme [Computer and internet addiction: analysis and systematization of approaches to the problem]. Psihologicheskaja nauka i obrazovaniepsye-du.ru [Psychological science and education psyedu.ru], 2017, vol. 9, no. 2, pp. 145-165. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2017_2_Zaretskaya.pdf (Accessed 03.03.2020).
4. Ivashhenko A.V., Karabushhenko N.B., Sungurova N.L., et al. Lichnostnye osobennosti studentov v setevom vzai-modejstvii [Personal characteristics of students in network interaction]. Humanitarian Bulletin SU «Pereyaslav-Khmelnitsky Pedagogical University by H. Skovoroda», 2015, Supplement 1 to V. 36, V. VI (66), pp. 588-598.
5. Kuznecova Ju.M., Chudova N.V. Psihologija zhitelej Interneta [Psychology of the Internet residents]. Moscow: Izd-vo LKI, 2011. 224 p.
6. Larionova S.O., Degterev A.S. Internet-zavisimost' u studentov: voprosy profilaktiki [The Internet addiction among students: prevention issues]. Psihologo-pedagogicheskie problemy obrazovanija. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Psychological and pedagogical problems of education. Pedagogical education in Russia], 2013, no. 2, pp. 232-239.
7. Malygin V.L. (eds.) Internet-zavisimoe povedenie. Kriterii i metody diagnostiki: ucheb. posobie [Internet addicted behavior. Diagnostic criteria and methods]. Moscow: MGMSU, 2011. 32 p.
8. Muhina V.S. Vozrastnaja psihologija. Fenomenologija razvitija : ucheb. posobie [Developmental psychology. Phenomenology of development]. Moscow: Akademija, 2006.
9. Nemov R.S. Psihologija: uchebnik dlja studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij. V 3 kn. Kn. 1. Obshhie osnovy psi-hologii [Psychology. In 3 books. Book. 1. General fundamentals of psychology]. Moscow: VLADOS, 2003. 688 p.
10. Rassadina T.A. Internet-zavisimost': informacionno-kommunikativnyj aspekt [Internet addiction: information and communication aspect]. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshhestvennye nauki [University Proceedings. Volga Region. Social Sciences], 2015, no. 2 (34), pp. 98-111.
11. Symanjuk V.V. Psihologicheskie osobennosti internet-addikcij molodezhi [Psychological features of youth Internet addictions]. Lichnost' v professional'no-obrazovatel'nom prostranstve: materialy XIV Vseros. nauch.-prakt. konf., 25 nojab. 2015 g., g. Ekaterinburg [Personality in the vocational and educational field]. Ros. gos. prof.-ped. un-t. Ekaterinburg, 2015, pp. 148-154.
12. Hromov A.N. Pjatifaktornyj oprosnik lichnosti: ucheb.-metod. posobie [Five-factor personality questionnaire]. Kurgan: Kurganskij gosudarstvennyj universitet, 2000. 23 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Д.Д. Кузнецова, Студент, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: [email protected].
А.А. Шаров, Старший преподаватель кафедры психологии профессионального развития, Института психолого-педагогического образования, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8225-567X. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
D.D. Kuznetsova, Student, Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected].
A.A. Sharov, Senior Lecturer of the Department of Psychology of Professional Development, Institute of Psychological and Pedagogical Education, Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8225-567X.