Научная статья на тему 'Как конструировать учебный материал, ориентированый на дифференциацию обучения учащихся сельских школ?'

Как конструировать учебный материал, ориентированый на дифференциацию обучения учащихся сельских школ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / УКРУПНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Ольга Афанасьевна

В статье рассматриваются примеры конструирования учебного материала, ориентированные на дифференциацию обучения, с четким обозначением предлагаемых результатов познавательной деятельности учащихся. Примеры предназначены учителям истории среднего звена общеобразовательной школы, особенно начинающим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Ольга Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как конструировать учебный материал, ориентированый на дифференциацию обучения учащихся сельских школ?»

сификации учебного материала и дополнительной литературы по проблеме исследования;

• ознакомить с различными методами исследования;

• научить определять цель, формулировать проблему выбирать конкретные методы и методики, необходимые для проведения собственного исследования;

• обучить технике проведения эксперимента, способам анализа его результатов;

• познакомить с различными формам исследовательской работы, способами подведения итогов собственного исследования, анализа его результатов;

на уровне педагога:

• создать эффективную систему учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и контроля усвоения стандарта образования

• построить процесс обучения в режиме субъект-но-субъективных отношений;

• непрерывное повышение профессионального мастерства учителей;

• обеспечение перехода учителей с уровня предметника-«урокодателя» на уровень педагога-профессионала;

В педагогической литературе описаны следующие формы организации проектно-исследовательской работы: урок-исследование; научный кружок; научно-практическая конференция; проблемная группа; исследовательская мастерская; факультативные занятия исследовательского характера; исследовательская лаборатория; научный семинар; деятельность в рамках научного общества.

Важно отметить, что проектно-исследовательская деятельность - это, прежде всего, учебная деятельность. От исследовательских работ учащихся и студентов нельзя ожидать нового слова в науке, однако обязательно должно состояться субъективное открытие. Сначала это происходит в результате несложных мини проектов, а затем - более сложных тем, межпредметных проектов.

В журнале «Практика административной работы в школе» [1] публикуются подборка материалов, посвященная проведению школьниками исследовательских и проектных работ. В ней, кроме методических рекомендаций, приводятся конкретные примеры реальной проектной деятельности школьников. В данной гимназии исследовательская и проектная деятельность школьников рассматривается как форма организации учебно-воспитательного процесса.

Организацию исследовательской работы учащихся рекомендуется выстраивать поэтапно. Подготовительный этап предполагает формирование у обучаемых навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной дея-

тельности, а также формирование познавательных интересов.

Второй, развивающий этап предполагает совершенствование навыков учащихся по научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса к исследованиям на данном этапе играет деятельность различных школьных внеклассных объединений и научного общества учащихся.

Третий этап - исследовательский - это этап разработки коллективных и индивидуальных проектов.

В передовых школах эта работа имеет постоянную перспективу, обеспечивается преемственность навыков исследований. С этой целью учащиеся старших классов проводят беседы, классные часы, социологические исследования среди младших школьников и учеников второй ступени. Важнейшую роль в осуществлении преемственности игра ют отчетные заседания научного общества учащихся, на которых в театрализованной форме происходит «передача эстафеты» исследовательской деятельности от выпускников «последующим поколениям».

Описанные выше идеи об осуществлении проектно-исследовательской формы осуществления учебного процесса предполагают овладение студентами ключевых компетенций. По каждой позиции возможно, перефразируя положения с использованием компетентностного подхода, доказать необходимость обучения проектной деятельности студентов колледжа для формирования компетенций будущего учителя.

Литература

1. Чернова О.В., Зубкова О.П. Организация исследовательской и проектной деятельности гимназистов // Практика административной работы в школе. - 2009. -№ 5.

2. Ярочкина Г.И., Ефимова С.А. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетент-ностной основе для системы довузовского профессионального образования: Методическое пособие. - М., 2006.

3. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения. // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - № 1.

4. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.

В статье рассматриваются примеры конструирования учебного материала, ориентированные на дифференциацию обучения, с четким обозначением предлагаемых результатов познавательной деятельности учащихся. Примеры предназначены учителям истории среднего звена общеобразовательной школы, особенно начинающим.

Васильева Ольга Афанасьевна,

к.п.н., учитель истории и обществознания МОУ «Октемский лицей» МР «Хангаласский улус» Республика Саха (Якутия) дут о^етэга т bler.ru

КАК КОНСТРУИРОВАТЬ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ?

Т

Ключевые слова: методические рекомендации, концептуальный подход, региональный компонент, укрупнение дидактических единиц, социализация личности.

Тема: «Методические рекомендации по курсу истории России периода феодализма в 7 классе»

Представляю вниманию коллег методические рекомендации по истории России периода феодализма в 7 классе, которые могут стать основой создания методического обеспечения к курсу истории в целом.

Теоретической основой являются положения деятельностного подхода (Гальперин П.Я., Леонтьев А.Н., Лернер И.Я., Талызина Н.Ф. и др.) и личностно - ориентированного обучения (Сериков В.В., Якиманская И.С. и др.), которые соответствуют концептуальным идеям модернизации образования и отвечают задачам повышения эффективности обучения в целом. Рекомендуемый материал разработан с учетом особенностей условий обучения в сельской школе в следующей последовательности: определение целей, отбор содержания, форм, методов и приемов обучения (в данной статье приведены фрагменты по ключевым положениям рекомендаций). Вместе с тем, при определенном творческом подходе, предлагаемая технология приемлема и для учителей разных типов образовательных учреждений.

Цели уроков определены на основе концептуального подхода к историческому образованию авторского коллектива под руководством Л.Н. Алексашкиной:

Воспитательная цель - формирование ценностной ориентации и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории с целью использования потенциала истории в социализации личности, его адаптации в микросоциуме, российском и мировом социуме в целом.

Образовательная цель - овладение основами знаний об историческом пути человечества, всеобщей,

отечественной и региональной истории, освоение учащимися социального, хозяйственного и духовного опыта созидательной деятельности людей в прошлом.

В отличие от традиционных конспектов уроков такая постановка учитывает особую роль и силу влияния местных условий и традиций на формирование личности школьников. Поэтому особо подчеркнута роль регионального компонента в структуре изучения базовых курсов истории. Например, по теме «Первобытное общество на территории нашей страны» учитель знакомит с материалами раскопок стоянки древнейших людей на территории нашего края и обращается с вопросом: знают ли они о местности Диринг-Юрях? В 140 км выше Якутска на территории Хангаласско-го улуса вблизи села «Улахан-Ан», в 1982 г. археологи Якутского филиала СО АН в слое галечника нашли орудия труда из кварца, которые по технике изготовления и по форме очень походили на орудия, найденные в Восточной Африке (около 1 млн. лет назад). Ученые датируют возраст стоянки 2,5-1,8 млн. лет назад, что является наиболее древней стоянкой во всей Евразии. Данное открытие является предметом научного спора, но, несмотря на такое положение дел, учитель в ходе обсуждения вопроса подводит учащихся к мысли, что это стоянка говорит о том, что на территории нашего края есть места, которые были заселены первобытными людьми в те далекие времена. Этот метод способствует повышению эффективности реализации целей изучаемого периода. Такое планирование уроков с использованием регионального, национального и локального компонента содержания способствуют социализации личности в рамках своего региона и адаптируют учеников в Российском открытом обществе.

Развивающая цель - развитие способностей учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, творчески

применять исторические знания, акцентировать внимание к проблеме расширения информационного пространства учащихся сельских школ, чтобы развить индивидуальные познавательные способности учащихся самостоятельно работать с историческими источниками. Например, при вводном уроке «История России - история нашего Отечества» рекомендуется использовать опорную схему - Исторические источники знаний о прошлом России:

Первичные источники, созданные в изучаемую эпоху Виды Вторичные источники, созданные в последующую эпоху

Летописи, законы, мемуары, деловые документы Письмен- ные Справочники, энциклопедии

Археологические памятники предметы быта, труда, оружия, здания Веще- ственные Копии предметов, реконструкции, макеты, модели

Иконы, фрески, мозаики, миниатюры, картины и т.д. Изобрази- тельные Произведения исторического жанра в живописи, скульптуре и т.д.

Песни, пословицы, поговорки Устные Легенды, былины, песни, сказания

Отбор содержания учебного материала предполагает методическое сопровождение учителя с обязательным включением перечня единиц. В целях обеспечения благоприятного и эффективного условия освоения курса истории целесообразно использовать укрупненные дидактические единицы знаний (Эрдни-ев П.М.). Например, планирование хронологического минимума по рекомендуемому курсу истории России, может быть таким:

1113-1125 гг. - Правление Владимира Мономаха 12 век - Владимир Мономах последний Правитель единого государства

12-13 вв. - Феодальная раздробленность

12 в. - «Повесть временных лет» 12 век - «Повесть временных лет»

Формы, методы и приемы обучения нацелены на выделение опорных знаний урока, подведение учащихся к самостоятельным выводам и обобщениям, приемов поэтапного формирования умений, приемов планирования способов учебной работы, таких как индивидуальная, парная и групповая формы обучения, заданий для работы по развитию мышления и речи учащихся. Наиболее удачной формой развивающего обучения в рамках данного курса является использование потенциала игровых видов деятельности. По теме урока «Правление первых киевских князей» учитель предлагает рассмотреть деятельность киевских князей с помощью игры-путешествия «Первые киевские князья». Путешествуя во времени (на «машине времени»), мы узнаем о деятельности киевских князей раннего периода. Для этого ученики разбиваются на три группы по числу князей: каждая группа получает карточки с текстами и заданиями о деятельности князей по хронологической последовательности. Каждая карточка представляет остановку на станциях: 1 - «Игорь», 2 - «Ольга», 3 - «Святослав». Ведущим игры является учитель, объявляет остановки и проводит беседу по вопросам задания. Каждая группа представляет деятельность «своего князя» и отвечает на вопросы. В случае затруднения или неполного ответа в обсуждение вступают другие участники игры под руководством ведущего и т.д. Использование игровых видов учебной деятельности способствуют удовлетворению естественных потребностей и интересов ребенка, тем самым повышается эффективность усвоения материала.

Таким образом, данные методические рекомендации по курсу истории России периода феодализма в 7 классе являются основой конструирования учебной деятельности, способствуют повышению эффективности процесса обучения и помогут научить учащихся учиться, мыслить и иметь собственное мнение о происходящем в мире.

Хронологический минимум по учебнику Преображенского А.А., Рыбакова Б.А. Укрупнение единиц хронологического минимума

9-12 вв. - Киевская Русь

862-882 гг. - Правление Рюрика 862 г. начало правления династии Рюриковичей 9 век - Правление Рюрика в Новгороде

882-912 гг. - Правление Олега

912-945 гг. - Правление Игоря

945 г. - Восстание древлян 10 век - Правление первых киевских князей

945-964 гг. - Правление Ольги

964-972 гг. - Правление Святослава

980-1015 гг. - Правление Владимира

1019-1054 гг. - Правление Ярослава Мудрого 11 век - Расцвет Киевской

1097 г. - Любеческий съезд князей Руси при Ярославе Мудром

Образование в регионах

В статье рассматриваются варианты эффективных форм включения ребенка с тяжелой формой дефекта в учебную деятельность.

Наливайко Галина Абрамовна,

директор школы-интерна та №81 Мазорук Елена Дмитриевна,

заместитель директора поУВР Кормильчикова Ирина Васильевна,

педагог-психолог Гиоева Лариса Семеновна,

учитель класса со сложной формой дефекта ГОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернатVIII вида №81

г. Москва school-int81@mail.ru

На сегодняшний день в российском образовании очень явно прослеживаются тенденции, заявленные ранее органами управления образованием, правительством и активно поддерживаемые обществом. Эти тенденции постепенно переходят в качественную характеристику образования в России, Процессы демократизации, гуманизации, информатизации, компетентности активно развиваются в современной школе, особенно в тех образовательных учреждениях, где ведется экспериментальная, исследовательская работа. Коррекционные образовательные учреждения, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) также активно включаются в исследовательскую деятельность.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 81 в 2008-2009 учебном году также включилась в исследовательскую деятельность в режиме городской экспериментальной площадки по теме «Создание модели комплекса мероприятий по поэтапной реабилитации и социализации личности воспитанников СКОШИ VIИ вида». Данная тема обусловлена спецификой работы сучащимися с ОВЗ когда в равной степени необходимо решать и учебные и коррекционные задачи. В настоящее время происходит все больше усложнение этих задач, т.к. в образовательный процесс включаются все дети без исключения и даже те, которые раньше считались «необучаемыми». Увеличивается количество детей со «сложной структурой дефекта» и «со сложной формой дефекта». Перед педагогами стоит задача создания эффективных методик по обучению детей с разным уровнем развития, Поэтому создавая консультацию своей экс-

периментальной площадки мы планировали свою деятельность в трех направлениях, как медико-психолого-педагогическую с обязательным включением всех учащихся школы-интерната, Исследовательская и инновационно-внедренческая деятельность осуществляется по следующим направлениям:

о Медицинская реабилитация; о Психологическое сопровождение с учетом развития современной нации нейропсихологии; о Социализация воспитанников, предполагающая усложнение мероприятий в соответствии с возрастом (начиная с развития игровой коммуникативной деятельности, эмоциональной и двигательной сферы и далее выходим на регулярную активную спортивную деятельность, развитие самодеятельности с обязательным расширением границ в рамках не только школы, но и с выходом на мероприятия районного, окружного, городского, всероссийского и даже мирового уровня, Параллельно проводим мероприятия по ранней профориентации по овладению неквалифицированными видами труда и возможностью его применения в качестве будущей профессии. Педагоги создают новые методики и вносят коррективы в процессы воспитания и обучения в соответствии с требованиями, выдвигаемыми современной социально-экономической ситуацией, развитием культуры, состоянием экологии.

Важнейшей задачей для нас при создании экспериментального продукта является индивидуализация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.