сификации учебного материала и дополнительной литературы по проблеме исследования;
• ознакомить с различными методами исследования;
• научить определять цель, формулировать проблему выбирать конкретные методы и методики, необходимые для проведения собственного исследования;
• обучить технике проведения эксперимента, способам анализа его результатов;
• познакомить с различными формам исследовательской работы, способами подведения итогов собственного исследования, анализа его результатов;
на уровне педагога:
• создать эффективную систему учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и контроля усвоения стандарта образования
• построить процесс обучения в режиме субъект-но-субъективных отношений;
• непрерывное повышение профессионального мастерства учителей;
• обеспечение перехода учителей с уровня предметника-«урокодателя» на уровень педагога-профессионала;
В педагогической литературе описаны следующие формы организации проектно-исследовательской работы: урок-исследование; научный кружок; научно-практическая конференция; проблемная группа; исследовательская мастерская; факультативные занятия исследовательского характера; исследовательская лаборатория; научный семинар; деятельность в рамках научного общества.
Важно отметить, что проектно-исследовательская деятельность - это, прежде всего, учебная деятельность. От исследовательских работ учащихся и студентов нельзя ожидать нового слова в науке, однако обязательно должно состояться субъективное открытие. Сначала это происходит в результате несложных мини проектов, а затем - более сложных тем, межпредметных проектов.
В журнале «Практика административной работы в школе» [1] публикуются подборка материалов, посвященная проведению школьниками исследовательских и проектных работ. В ней, кроме методических рекомендаций, приводятся конкретные примеры реальной проектной деятельности школьников. В данной гимназии исследовательская и проектная деятельность школьников рассматривается как форма организации учебно-воспитательного процесса.
Организацию исследовательской работы учащихся рекомендуется выстраивать поэтапно. Подготовительный этап предполагает формирование у обучаемых навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной дея-
тельности, а также формирование познавательных интересов.
Второй, развивающий этап предполагает совершенствование навыков учащихся по научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса к исследованиям на данном этапе играет деятельность различных школьных внеклассных объединений и научного общества учащихся.
Третий этап - исследовательский - это этап разработки коллективных и индивидуальных проектов.
В передовых школах эта работа имеет постоянную перспективу, обеспечивается преемственность навыков исследований. С этой целью учащиеся старших классов проводят беседы, классные часы, социологические исследования среди младших школьников и учеников второй ступени. Важнейшую роль в осуществлении преемственности игра ют отчетные заседания научного общества учащихся, на которых в театрализованной форме происходит «передача эстафеты» исследовательской деятельности от выпускников «последующим поколениям».
Описанные выше идеи об осуществлении проектно-исследовательской формы осуществления учебного процесса предполагают овладение студентами ключевых компетенций. По каждой позиции возможно, перефразируя положения с использованием компетентностного подхода, доказать необходимость обучения проектной деятельности студентов колледжа для формирования компетенций будущего учителя.
Литература
1. Чернова О.В., Зубкова О.П. Организация исследовательской и проектной деятельности гимназистов // Практика административной работы в школе. - 2009. -№ 5.
2. Ярочкина Г.И., Ефимова С.А. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетент-ностной основе для системы довузовского профессионального образования: Методическое пособие. - М., 2006.
3. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения. // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - № 1.
4. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.
В статье рассматриваются примеры конструирования учебного материала, ориентированные на дифференциацию обучения, с четким обозначением предлагаемых результатов познавательной деятельности учащихся. Примеры предназначены учителям истории среднего звена общеобразовательной школы, особенно начинающим.
Васильева Ольга Афанасьевна,
к.п.н., учитель истории и обществознания МОУ «Октемский лицей» МР «Хангаласский улус» Республика Саха (Якутия) дут о^етэга т bler.ru
КАК КОНСТРУИРОВАТЬ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ?
Т
Ключевые слова: методические рекомендации, концептуальный подход, региональный компонент, укрупнение дидактических единиц, социализация личности.
Тема: «Методические рекомендации по курсу истории России периода феодализма в 7 классе»
Представляю вниманию коллег методические рекомендации по истории России периода феодализма в 7 классе, которые могут стать основой создания методического обеспечения к курсу истории в целом.
Теоретической основой являются положения деятельностного подхода (Гальперин П.Я., Леонтьев А.Н., Лернер И.Я., Талызина Н.Ф. и др.) и личностно - ориентированного обучения (Сериков В.В., Якиманская И.С. и др.), которые соответствуют концептуальным идеям модернизации образования и отвечают задачам повышения эффективности обучения в целом. Рекомендуемый материал разработан с учетом особенностей условий обучения в сельской школе в следующей последовательности: определение целей, отбор содержания, форм, методов и приемов обучения (в данной статье приведены фрагменты по ключевым положениям рекомендаций). Вместе с тем, при определенном творческом подходе, предлагаемая технология приемлема и для учителей разных типов образовательных учреждений.
Цели уроков определены на основе концептуального подхода к историческому образованию авторского коллектива под руководством Л.Н. Алексашкиной:
Воспитательная цель - формирование ценностной ориентации и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории с целью использования потенциала истории в социализации личности, его адаптации в микросоциуме, российском и мировом социуме в целом.
Образовательная цель - овладение основами знаний об историческом пути человечества, всеобщей,
отечественной и региональной истории, освоение учащимися социального, хозяйственного и духовного опыта созидательной деятельности людей в прошлом.
В отличие от традиционных конспектов уроков такая постановка учитывает особую роль и силу влияния местных условий и традиций на формирование личности школьников. Поэтому особо подчеркнута роль регионального компонента в структуре изучения базовых курсов истории. Например, по теме «Первобытное общество на территории нашей страны» учитель знакомит с материалами раскопок стоянки древнейших людей на территории нашего края и обращается с вопросом: знают ли они о местности Диринг-Юрях? В 140 км выше Якутска на территории Хангаласско-го улуса вблизи села «Улахан-Ан», в 1982 г. археологи Якутского филиала СО АН в слое галечника нашли орудия труда из кварца, которые по технике изготовления и по форме очень походили на орудия, найденные в Восточной Африке (около 1 млн. лет назад). Ученые датируют возраст стоянки 2,5-1,8 млн. лет назад, что является наиболее древней стоянкой во всей Евразии. Данное открытие является предметом научного спора, но, несмотря на такое положение дел, учитель в ходе обсуждения вопроса подводит учащихся к мысли, что это стоянка говорит о том, что на территории нашего края есть места, которые были заселены первобытными людьми в те далекие времена. Этот метод способствует повышению эффективности реализации целей изучаемого периода. Такое планирование уроков с использованием регионального, национального и локального компонента содержания способствуют социализации личности в рамках своего региона и адаптируют учеников в Российском открытом обществе.
Развивающая цель - развитие способностей учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, творчески
применять исторические знания, акцентировать внимание к проблеме расширения информационного пространства учащихся сельских школ, чтобы развить индивидуальные познавательные способности учащихся самостоятельно работать с историческими источниками. Например, при вводном уроке «История России - история нашего Отечества» рекомендуется использовать опорную схему - Исторические источники знаний о прошлом России:
Первичные источники, созданные в изучаемую эпоху Виды Вторичные источники, созданные в последующую эпоху
Летописи, законы, мемуары, деловые документы Письмен- ные Справочники, энциклопедии
Археологические памятники предметы быта, труда, оружия, здания Веще- ственные Копии предметов, реконструкции, макеты, модели
Иконы, фрески, мозаики, миниатюры, картины и т.д. Изобрази- тельные Произведения исторического жанра в живописи, скульптуре и т.д.
Песни, пословицы, поговорки Устные Легенды, былины, песни, сказания
Отбор содержания учебного материала предполагает методическое сопровождение учителя с обязательным включением перечня единиц. В целях обеспечения благоприятного и эффективного условия освоения курса истории целесообразно использовать укрупненные дидактические единицы знаний (Эрдни-ев П.М.). Например, планирование хронологического минимума по рекомендуемому курсу истории России, может быть таким:
1113-1125 гг. - Правление Владимира Мономаха 12 век - Владимир Мономах последний Правитель единого государства
12-13 вв. - Феодальная раздробленность
12 в. - «Повесть временных лет» 12 век - «Повесть временных лет»
Формы, методы и приемы обучения нацелены на выделение опорных знаний урока, подведение учащихся к самостоятельным выводам и обобщениям, приемов поэтапного формирования умений, приемов планирования способов учебной работы, таких как индивидуальная, парная и групповая формы обучения, заданий для работы по развитию мышления и речи учащихся. Наиболее удачной формой развивающего обучения в рамках данного курса является использование потенциала игровых видов деятельности. По теме урока «Правление первых киевских князей» учитель предлагает рассмотреть деятельность киевских князей с помощью игры-путешествия «Первые киевские князья». Путешествуя во времени (на «машине времени»), мы узнаем о деятельности киевских князей раннего периода. Для этого ученики разбиваются на три группы по числу князей: каждая группа получает карточки с текстами и заданиями о деятельности князей по хронологической последовательности. Каждая карточка представляет остановку на станциях: 1 - «Игорь», 2 - «Ольга», 3 - «Святослав». Ведущим игры является учитель, объявляет остановки и проводит беседу по вопросам задания. Каждая группа представляет деятельность «своего князя» и отвечает на вопросы. В случае затруднения или неполного ответа в обсуждение вступают другие участники игры под руководством ведущего и т.д. Использование игровых видов учебной деятельности способствуют удовлетворению естественных потребностей и интересов ребенка, тем самым повышается эффективность усвоения материала.
Таким образом, данные методические рекомендации по курсу истории России периода феодализма в 7 классе являются основой конструирования учебной деятельности, способствуют повышению эффективности процесса обучения и помогут научить учащихся учиться, мыслить и иметь собственное мнение о происходящем в мире.
Хронологический минимум по учебнику Преображенского А.А., Рыбакова Б.А. Укрупнение единиц хронологического минимума
9-12 вв. - Киевская Русь
862-882 гг. - Правление Рюрика 862 г. начало правления династии Рюриковичей 9 век - Правление Рюрика в Новгороде
882-912 гг. - Правление Олега
912-945 гг. - Правление Игоря
945 г. - Восстание древлян 10 век - Правление первых киевских князей
945-964 гг. - Правление Ольги
964-972 гг. - Правление Святослава
980-1015 гг. - Правление Владимира
1019-1054 гг. - Правление Ярослава Мудрого 11 век - Расцвет Киевской
1097 г. - Любеческий съезд князей Руси при Ярославе Мудром
Образование в регионах
В статье рассматриваются варианты эффективных форм включения ребенка с тяжелой формой дефекта в учебную деятельность.
Наливайко Галина Абрамовна,
директор школы-интерна та №81 Мазорук Елена Дмитриевна,
заместитель директора поУВР Кормильчикова Ирина Васильевна,
педагог-психолог Гиоева Лариса Семеновна,
учитель класса со сложной формой дефекта ГОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернатVIII вида №81
г. Москва [email protected]
На сегодняшний день в российском образовании очень явно прослеживаются тенденции, заявленные ранее органами управления образованием, правительством и активно поддерживаемые обществом. Эти тенденции постепенно переходят в качественную характеристику образования в России, Процессы демократизации, гуманизации, информатизации, компетентности активно развиваются в современной школе, особенно в тех образовательных учреждениях, где ведется экспериментальная, исследовательская работа. Коррекционные образовательные учреждения, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) также активно включаются в исследовательскую деятельность.
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 81 в 2008-2009 учебном году также включилась в исследовательскую деятельность в режиме городской экспериментальной площадки по теме «Создание модели комплекса мероприятий по поэтапной реабилитации и социализации личности воспитанников СКОШИ VIИ вида». Данная тема обусловлена спецификой работы сучащимися с ОВЗ когда в равной степени необходимо решать и учебные и коррекционные задачи. В настоящее время происходит все больше усложнение этих задач, т.к. в образовательный процесс включаются все дети без исключения и даже те, которые раньше считались «необучаемыми». Увеличивается количество детей со «сложной структурой дефекта» и «со сложной формой дефекта». Перед педагогами стоит задача создания эффективных методик по обучению детей с разным уровнем развития, Поэтому создавая консультацию своей экс-
периментальной площадки мы планировали свою деятельность в трех направлениях, как медико-психолого-педагогическую с обязательным включением всех учащихся школы-интерната, Исследовательская и инновационно-внедренческая деятельность осуществляется по следующим направлениям:
о Медицинская реабилитация; о Психологическое сопровождение с учетом развития современной нации нейропсихологии; о Социализация воспитанников, предполагающая усложнение мероприятий в соответствии с возрастом (начиная с развития игровой коммуникативной деятельности, эмоциональной и двигательной сферы и далее выходим на регулярную активную спортивную деятельность, развитие самодеятельности с обязательным расширением границ в рамках не только школы, но и с выходом на мероприятия районного, окружного, городского, всероссийского и даже мирового уровня, Параллельно проводим мероприятия по ранней профориентации по овладению неквалифицированными видами труда и возможностью его применения в качестве будущей профессии. Педагоги создают новые методики и вносят коррективы в процессы воспитания и обучения в соответствии с требованиями, выдвигаемыми современной социально-экономической ситуацией, развитием культуры, состоянием экологии.
Важнейшей задачей для нас при создании экспериментального продукта является индивидуализация